Закаливание ребенка 3 года бассейном
Наталья Михайловна Паршукова
Закаливание детей в бассейне
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития – как умственного, так и физического. В это время ребенок получает и усваивает информации в несколько раз больше, чем в период школьного обучения. Сегодня, следуя моде времени, родители больше внимания обращают на умственное развитие своих детей, не проявляя должной заботы о развитии физическом.
В настоящее время отмечается рост числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья. При этом все более актуальным становится поиск новых способов укрепления психологического здоровья детей, стимуляции физического развития, закаливания организма, повышение его устойчивости к различным заболеваниям. В этом контексте важное значение имеет раннее обучение детей плаванию.
Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка. Занятие плаванием способствует лучшему усвоению питательных веществ детского организма. После занятий процессы обмена и выделения протекают более совершенно.
Мышцы брюшного пресса и тазового дна укрепляются, у ребенка улучшается аппетит.
Согласованный ритм работы мышц и органов дыхания, горизонтальное положения тела, способствуют равномерной циркуляции крови, улучшают вентиляцию легких, закрепляют навык глубокого и ритмичного дыхания, содействуют росту и укреплению костной ткани. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на ее поверхности, корректирует действия силы притяжения, снижая тем самым давление на скелет в целом и прежде всего на позвоночник.
В нашем детском саду «Малышок» осуществляется физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками в бассейне.
В бассейне размером 2,70х9м. и глубиной до 75 см. занятия длятся с октября по май месяц. В течение года в среднем занимаются от 190-215 детей. В холле бассейна проводим разминку. В бассейнеимеются необходимые оборудования: массажные коврики, мини-тренажеры. Для массажа стоп сделали рефлекторную дорожку, по которой входят в душевую и выходят из нее.
Рефлекторная дорожка состоит из следующих звеньев:
• емкость с водой, морскими ракушками и камушками;
• коврик с ребристой поверхностью;
• коврик, внутри которого находятся камушки;
• коврик с пришитыми резиновыми кольцами;
• коврик с пришитыми пуговицами и бусинками.
На протяжении нескольких лет в бассейне функционирует фитобар. Это небольшое помещение, где дети после занятий отдыхают. Здесь есть удобные стульчики и обязательно стол с самоваром, из которого дети с удовольствием пьют «волшебный» фиточай.
Медсестра оздоровления тщательно подбирает травы (в зависимости от времени года и других факторов они меняются).
Очень важно поддерживать положительное эмоциональное состояние детей на всех этапах обучения плаванию — стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли удовольствие, побуждали к самостоятельности, вызывали стремление научиться плавать.
При организации работы в бассейне предусмотрены следующие этапы обучения:1. Ознакомление с водной средой;
2. Обучение дыханию с выдохом в воду;
3. Обучение статическому плаванию;
4. Обучение скольжению в воде;
5. Обучение плаванию способом «кроль».
Содержание занятий определяем для каждой возрастной группы, и включало в себя упражнения и игры, которые подбирались в порядке по-степенного увеличения нагрузки.
Практика показала, что в зависимости от индивидуальных особеннос-тей и физической подготовки каждого ребенка, материал не может быть усвоен всеми детьми одинаково. Появилась потребность заниматься по подгруппам и вводить разные задания, учитывая уровень умений и навыков детей.
Изучение теории (Т. Богина, Т. Осокина, Е. Тимофеева) помогло утвер-диться в том, что в процессе обучения возможно варьирование сроков при выполнении той или иной задачи. И переход от одной темы к другой должен осуществляться только тогда, когда подавляющее число детей освоят весь материал. Чем младше дети, тем большее количество раз надо повторять задания для развития и закрепления определенных навыков и умений. А при повторении, чтобы не было утомительного однообразия, следует использовать задания и игры одного типа, но разного содержания.
На протяжении многих лет наши дети занимаются гидроаэробикой. На-чинали мы с секционных занятий для детей с нарушением осанки. Затем включили гидроаэробику в занятия средней группы.
Что из себя представляет гидроаэробика? Это выполнение умеренных по интенсивности физических упражнений в воде под музыку. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они быстро утомляются при статических нагрузках. Им свойственна динамика. Находясь в воде, ребенок испытывает ощущения, во многом сходные с состоянием невесомости, поэтому упражнения ему легче выполнять в воде, чем на суше. В то же время вода создает сопротивление и для получения необходимой нагрузки для мышц достаточно небольшого количества повторений упражнений. Кроме того, занятия под музыку развивают у детей чувство ритма, пластику движений.
Упражнения можно выполнять как без предметов, так и с ними. Например, с мячами, гимнастическими палками, обручами или игрушками.
Занимаясь гидроаэробикой с детьми подготовительной к школе группы, мы использовали элементы синхронного плавания. Это позволяет нам придумывать различные хореографические композиции на воде для развлечений и праздников. В процессе работы мы заметили, что большой интерес у детей вызывают комплексы упражнений игрового характера, например «В зоопарке», где надо имитировать движения различных животных, или комплекс упражнений с гимнастической палкой «Лягушата на пруду». А применение ярких и удобных шапочек, масок помогает детям войти в образ и обеспечивает эмоциональный подъем.
Неотъемлемой частью обучения плаванию являются праздники на воде. Они создают основу для творческого проявления умений детей в веселых играх и соревнованиях, для укрепления дружеских взаимоотношений в детском коллективе. Участие в праздниках объединяет детей общими радостными переживаниями, приносит большое эмоциональное эстетическое удовольствие. Ребята начинают глубже осознавать значение систематических упражнений в плавании для достижения желаемых результатов, пробуждение интереса к регулярным занятиям. А художественное оформление бассейна вызывает у детей приподнятое настроение и радостное ожидание праздника.
Обязательным атрибутом игры стали «призы». Это могут быть подарки от Нептуна — морские ракушки, а также различные фигурки животных, вырезанные из вышедших из строя надувных игрушек. Награждаются дети, победившие в игре, эстафете, а также показавшие лучшие результаты на занятиях. Часто поощряются и те участники, которые очень старались, но в силу некоторых причин у них не все получилось.
Серьезным аспектом в нашей работе является взаимодействие с родителями. На родительских собраниях провидим мини-консультации, во время которых обсуждаются вопросы, вызывающие сомнения, затруднения у некоторых родителей, где даются конкретные советы по закаливанию ребенка с учетом его состояния и психофизиологических особенностей. Родители с удовольствием посещают акваторию бассейна, где фотографируют и снимают на камеру во время занятий, праздников и развлечений на воде.
Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для воспитания смелости, дисциплинированности, уравновешенности у детей, способствует развитию умения действовать в коллективе, помогать друг другу. Умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь.
Купание, плавание, игры и развлечения на воде сохраняют и укрепляют не только физическое, но также и психическое и социальное здоровье дошкольника.
Список используемой литературы:1. Шанина Л. Плавание – крепость здоровья //Дошкольное воспитание, 2001, № 6, с. 47-50
2. Баранова В., Медведева Л. Плавание как важнейшее средство оздоровления //Дошкольное воспитание, 2008, № 6, с. 44- 49
3. Боброва И. И. Обучению детей плаванию в условиях детского сада // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009, № 9, с. 51-55
Источник
Лучший способ оградить ребенка от болезней — проводить своевременную и грамотную профилактику. Одним из лучших превентивных способов по праву считается закаливание. Однако бросаться с головой в экстремальные процедуры не стоит, родителям необходимо учитывать разные факторы, такие как состояние здоровья малыша, особенности его иммунитета, его возраст. О том, как правильно подойти к вопросам закаливания карапузов, детей дошкольного и школьного возраста, часто родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.
Что это такое
Закаливание детей — это комплекс мер по воздействию на детский организм разных природных факторов, таких как солнечный свет, вода, воздух и так далее. Часто в его основе лежит контраст (понижение и повышение температуры окружающей среды по отношению к температуре тела ребенка, повышение и повышение атмосферного давления. Цель — привести организм в «боевую готовность», адаптировать его к возможным внешним стрессам, тем самым повышая его способность противостоять негативному воздействию.
Врачи давно доказали, что систематическое закаливание улучшает состав клеток, все органы и системы начинают действовать слаженнее и лучше. Улучшаются сон и аппетит, нормализуется кровообращение, процессы метаболизма, адаптационные механизмы совершенствуются быстрее, нервная система укрепляется. Такой способ профилактики был известен еще врачевателям Древней Греции и Рима.
Способов закаливания медицина знает множество. Самые простые и доступные в домашних условиях — обтирание и обливание, контрастный душ, солнечные ванны, занятия спортом и прогулки на свежем воздухе. Относительно длительное пребывание в ледяной воде (так называемое моржевание) детям не рекомендуется, им лучше подойдет контрастное чередование теплой и прохладной воды.
Закаливать ребенка можно как целиком, так и практиковать местные процедуры — закаливание горла, например (для этого есть всем известный и вкусный способ — мороженое). Важно, чтобы терапия была постоянной, ведь после долгого перерыва эффект от закаливания сводится к минимуму, а затем и вообще теряется.
Мнение доктора Комаровского
Евгений Комаровский, как и многие его коллеги, считает, что все дети появляются на свет с большими иммунными возможностями и способностями. И первые годы жизни нового человека связаны, увы, с тем, что самые любящих их люди — родители- делают все возможное и невозможное для того, чтобы эти врожденные способности адаптироваться к окружающему миру истребить. Для этого они не делают ничего сверхъестественного, достаточно создать грудничку тепличные условия, потеплее одевать, следить за стерильностью пищи, которую употребляет кроха, закрывать форточки и двери наглухо, почаще давать ребенку разные медикаменты.
А вот собственно и сам выпуск передачи доктора Комаровского посвященный детскому закаливанию.
В результате получится ребенок, который будет часто и сильно болеть всеми мыслимыми и немыслимыми заболеваниями, первое место среди них, однозначно, займут простудные недуги и вирусные инфекции.
Евгений Олегович уверен, что детей нужно начинать закаливать с самого рождения. Главное, делать это каждый день, не пропуская ни одной процедуры, и подходить к закаливанию из соображений разумности. Если мама и папа подумали и решили, что они хотят закаливать свое чадо, им стоит начать с консультации врача-педиатра. Специалист осмотрит малыша, при необходимости назначит лабораторные анализы, и вынесет свой вердикт, можно ли этого конкретного ребенка закаливать, и какой из известных способов лучше выбрать.
Когда закаливание нежелательно
- При пороках сердца.
- При низком уровне гемоглобина в крови (анемии).
- При гриппе и ОРВИ в острой стадии, особенно если болезни сопровождаются повышением температуры тела.
- При тяжелых неврологических состояниях новорожденного.
- Глубоко недоношенным детям и малышам с разными стадиями истощения.
Новорожденным
Для малыша, который только появился на свет, в качестве закаливания вполне подойдут обычные ритуалы — утренняя гимнастика, переодевание на прогулку, вечернее купание. Если педиатр разрешает, можно постепенно начинать обливание ножек младенца сначала прохладной водой, а затем и холодной. Длительность процедур должна постепенно увеличиваться. Необязательно практиковать контрастные ванны, но прогулки должны стать обязательным атрибутом каждого прожитого дня младенца, гулять с ним Евгений Комаровский рекомендует вне зависимости от погодных условий и времени года.
Умывание — самое первое закаливание. Познакомить малыша с водой желательно в первый день после выписки из роддома, главное, чтобы температура воды была не ниже 28 градусов. Ее можно понижать на 2-3 градуса раз в три месяца, не чаще.
Обливать ребенка можно с рождения, соблюдая температурный режим, о котором мы уже рассказали выше. Делать это надо 1 раз в день, после купания. Сначала аккуратно обливают пяточки, потом ножки, ручки, живот и плавно перемещаются к затылочной части крохи.
С полугода младенца можно обтирать водой при помощи специальной фланелевой рукавицы. В первое время — только ручки и ножки, потом обтирать можно спинку, и в последнюю очередь – грудную клетку и животик.
Солнечные ванны очень полезны для малышей, ведь под воздействием ультрафиолета вырабатывается витамин D, который нужен организму, чтобы не развился рахит. Главное, дозировать пребывание крохи на солнце, избегать длительного воздействия прямых лучей на кожу малыша.
Детям от 3 лет и старше
Закаливаться никогда не поздно, убежден Евгений Комаровский. Поэтому начинать такие процедуры можно ребенку в любом возрасте, если в младенчестве это родителями не практиковалось. Подход все тот же, правда, начиная с трех лет можно использовать контрастный душ, а с 4 лет ребенка можно обливать холодной водой на улице, правда, без фанатизма. С трехлетнего возраста ребенку можно разрешать в летнее время в теплый денек довольно долго находиться на свежем воздухе в одних трусиках. Полезно систематическое посещение бассейна.
Советы доктора Комаровского
- Менять условия (температуру воды, например) следует исключительно постепенно. Резкий скачок может негативно отразиться на самочувствии ребенка.
- Проводить процедуры желательно в игровой форме, чтобы кроха воспринимал происходящее как веселое занятие и хотел закаливаться.
- Если ребенок начинает неадекватно воспринимать очередное повышение или понижение температуры воды и воздуха, он плачет и капризничает, следует прекратить процедуру, а на следующий день вернуться к предыдущему уровню температур.
- При обливании и обтирании следует прикрывать половые органы мальчиков, чтобы не допускать перепадов температуры в районе гениталий, так как это впоследствии может негативно отразиться на репродуктивной функции.
- Перекармливать ребенка ни в коем случае нельзя. Кушать он должен, когда он сам этого хочет, а не тогда, когда «подошло время», по мнению мамы и папы. Здоровый малыш всегда немного голодный, в меру худой и очень подвижный, говорит Комаровский. Эти три слова и должны стать ориентирами для заботливых родителей.
- Одним из наиболее важных факторов своей системы закаливания Евгений Комаровский считает создание нормальных условий в доме, где живет ребенок. Нужны регулярные проветривания в любое время года, особенно если малыш заболел. Температура воздуха в помещении не должна превышать 18-20 градусов, влажность – 40-60%.
- Нельзя кутать ребенка, его следует всегда одевать по погоде. Так, как вы одеты сами. Терморегуляция маленького тела может быть нарушена уже тем, что чрезмерно любящая мама или бабушка нарядила карапуза на прогулку в 2-3 кофточки и пару курток сверху. Потливость — верный путь к простуде.
- Руководствоваться родители должны реакцией ребенка на закаливание. Температура воды, воздуха — это факторы сугубо индивидуальные, у одних они будут выше, у других ниже, все зависит от того, насколько комфортно будет себя чувствовать при проведении процедур малыш.
Комаровский всегда подчеркивает, что закаливание — это не лечение, и нельзя холодными обливаниями избавить чадо от гайморита или хронического бронхита. Оно призвано повысить иммунитет, даже у часто болеющих детей, но на 100% не предохраняет от заражения гриппом или ОРВИ. Даже закаленный ребенок может заболеть. Но, во-первых, его шансы подхватить инфекцию несколько ниже, а, во-вторых, недуг он перенесет быстрее и легче, чем его незакаленные сверстники, которых родители растят в тепличных условиях.
Источник
Если у вас часто болеющий ребенок и вы не знаете, как с этим
бороться, то Дом Советов советует вам обратить внимание на такое заведение, как
бассейн. Бассейн – это место естественного закаливания и повышения иммунитета у ребенка. Вы уже узнали
Когда нужно учить плавать малыша, а теперь побываете в самом бассейне и увидите
все положительные и отрицательные стороны его посещения.
Бытует мнение, что бассейн приносит больше вреда, чем
пользы. А часто болеющий ребенок становится хронически больным. Я всегда имела
твердое убеждение в пользе плавания. Но чтобы окончательно удостовериться в этом и увидеть все
собственными глазами, отправилась вместе с ребенком на разведку в бассейн.
В бассейне.
Мы попали в чистое, светлое помещение, в котором витал
слабый запах хлорки. А как же иначе? По санитарным нормам она должна
присутствовать в необходимых количествах, дабы предотвратить распространение
инфекции. Душевые кабины, раздевалка и туалет подвергались каждые полчаса
уборке и проветриванию. Кристально чистая вода непрерывно циркулировала и
манила к себе. Она оказалась вполне приемлемой температуры и приятно освежала
тело. Полы с подогревом, в комнате для
гимнастики, не давали замерзнуть ногам.
Походив некоторое время на занятия, а так же поговорив с тренером, мы выяснили все плюсы и
минусы посещения сего заведения.
Плюсы похода в бассейн:
— закаливание и повышение иммунитета;
— укрепление мышц спины;
— вода успокаивает и снимает нервное напряжение;
— снижение веса;
— осуществляется проработка всех мышц;
— из-за хлорированной воды практически невозможно
заразиться;
— происходит укрепление костей;
— предупреждение плоскостопия;
— очень полезно для дыхания, т.к. во время плавания
происходит своеобразная
гимнастика;
— снижение нагрузки на сердце.
Но, кроме плюсов, существуют еще и минусы, которые могут
стать решающими для многих:
— возможна реакция на воду, ведь добавлена химия;
— повышенная влажность, что не всем подходит;
— многие врачи сходятся во мнении, что хлорированная вода
негативно влияет на легкие, может вызвать аллергию и даже астму;
— слишком раннее посещение бассейна детьми ( 2-3 мес.)
может закончиться появлением частых насморков и отитов.
Бассейн полезен для всех. И стар и млад может посещать его,
получая массу положительных эмоций. Для маленьких деток 3-6 лет занятие делится
на две половины. Полчаса отводятся на само плавание, остальные полчаса –
гимнастика. Урок плавания очень интересно построен. Детвора играет во
всевозможные игры с мячами, рыбками, прыгает с бортиков, обгоняет и догоняет
друг друга, изображает медуз и морских звезд. Веселый смех и визг сопровождают
все занятие. Детки ненавязчиво, играючи
обучаются правильному дыханию,
технике и умению держаться на воде. Переодевшись в сухую, просторную одежду
ребята переходят в зал для гимнастики.
Здесь тоже урок построен в игровой
форме. Преодолевая препятствия, осваивая пещеру, прыгая на фитболе, разучивая
бэби-йогу, малыши развивают координацию
движений, учатся владеть своим телом, получают профилактику плоскостопия. На
все занятия малыши бегут с огромным удовольствием, даже не зная, что им больше
нравится – плаванье или гимнастика.
Для взрослых людей в бассейне существует аква – аэробика. На нее принимают людей всех возрастов. Вы
сможете улучшить свои плавательные навыки, получите заряд бодрости. Опытный
инструктор подберет упражнения для проблемных зон и обучит их правильному
выполнению, а вы вполне сможете подтянуть свое тело, развить выносливость,
скинуть лишние килограммы и обрести идеальные формы. Но, чтобы получить максимум пользы и обойтись без травм, нужно быть подготовленным.
Что нужно брать с собой в бассейн:
- Резиновая
шапочка. Она предотвращает намокание волос и защищает их от негативного
воздействия хлора; - Резиновые
тапки. Через воду заразиться практически невозможно, но вероятность подхватить
грибок через скамейки и коврики в
душевых кабинах существует. Чтобы
этого не случилось, рекомендуется одевать обувь. Полы в бассейне – кафель,
поэтому во избежание падений также не забывайте о ней. - Полотенце.
Ни у кого не возникает сомнений, что средства личной гигиены должны быть
индивидуальными. - Очки.
Если вы или ваш ребенок будет слишком интенсивно плавать, прыгать с
бортика, нырять – то вам очень пригодятся очки. Хлорированная вода имеет
свойство резать глаза. Очки защитят от такой беды. - Круг
и нарукавники. Если вы посещаете бассейн с ребенком, то можете взять с
собой этих помощников. Но в каждом заведении свои правила. Где-то выдают
свои плавсредства, где-то обходятся и вовсе без них. - Чистая
одежда. Чтобы вашему ребенку было удобно на занятиях гимнастикой, берите с
собой свободную, просторную одежду, в которую переоденете его после
бассейна.
Еще один немаловажный момент. Если вы привели ребенка в
бассейн, то для каких целей? Если для поднятия иммунитета и умения плавать, то
можно приводить в 2-3 летнем возрасте. Такие занятия научат правильно держаться
на воде, дышать, закалят и улучшат осанку, а так же физическую форму.
Если же вы хотите сделать из ребенка чемпиона, то начинать
нужно в 5-6 лет. В этом возрасте ребенок уже в состоянии слушать тренера и
выдерживать длительные тренировки. Но обязательно нужно следить за
питанием и самочувствием чада. Ведь
здоровье и душевное равновесие малыша превыше всего.
А вот совсем крошечных деток специалисты не советуют водить
в бассейн, мотивируя это тем, что груднички неправильно плавают и переучить их
потом невозможно.
Вот и все основные моменты, которые необходимо знать
начинающим пловцам. Умение владеть своим телом, возможность быть здоровым и
крепким – все это вашему ребенку подарит
бассейн. Но всегда нужно помнить, что во всем должна быть норма и необходимо
желание ребенка. А без этого пользы не будет. Прислушивайтесь к своим детям и
все будет хорошо.
Источник