Задержка социального развития ребенка

Не умеет или не хочет? Почему дети ведут себя чересчур безответственно?
Ваш ребенок строит куличики с малышами вместо того, чтобы играть в футбол или обсуждать популярную музыку со сверстниками. Он не строит планы на будущее, не интересуется серьезными вещами, не в состоянии самостоятельно сделать уроки, позвонить по телефону или спланировать день. В чем причина такого «детского» поведения?
Одни малыши взрослеют быстрее, поражая родителей умом и смекалкой не по возрасту, другие развиваются «точно по графику», третьи слегка запаздывают. А четвертые откровенно отстают, огорчая пап и мам. Иногда, к сожалению, инфантильное поведение детей сигнализирует о задержках умственного развития или даже легкой степени умственной отсталости, когда 5 – 6-летний ребенок едва достигает уровня трехлетки. «Особенных» ребят отличить довольно легко – они путаются в решении простых задач, плохо и неохотно говорят, с трудом запоминают легкие вещи, не интересуются игрушками или ломают и портят их. Без консультации специалистов-дефектологов не обойтись.
Отставание фактического возраста от календарного встречается и у детей, страдающих от депривации или госпитализма, переживающих тяжелые психологические травмы. Если ребенок, особенно в раннем детстве, более полугода провел в больнице, доме малютки, приюте, был разлучен с матерью, находился в зоне военных действий или другом столь же не подходящем для детей месте, он может вести себя как малыш. Детское поведение обеспечивает ему психологическую защиту. Поместив ребенка в любящую семью, обеспечив ему безопасность, покой и простор для развития, отставание можно ликвидировать за год-два и ребенок догонит сверстников.
Необычный, довольно сложный для коррекции случай – инфантильное поведение, беспомощность и наивность сочетаются со сверхвысоким интеллектом, выдающимися математическими, аналитическими или творческими способностями. Такой вундеркинд предпочитает общество одного-двух знакомых малышей компании сверстников, отстает не только в социальных навыках, но и в эмоциях, довольно долго не интересуется противоположным полом и любит детские игры. Возможно, у ребенка развивается синдром Аспергера – относительно благоприятный вариант аутизма. Корректировать поведение придется со специалистом и лучше заранее смириться, что поведение сына или дочери всегда будет отличаться некоторой чудаковатостью. Но с возрастом социальные навыки улучшатся.
Тревожный сигнал – ребенок с инфантильным поведением, вообще избегающий сверстников, при этом неуравновешенный, склонный к припадкам ярости и агрессии, странным и непредсказуемым поступкам. Не исключено, что под «детскостью» прячется социопатия или даже душевное заболевание. И чем раньше начать лечение, тем больше шансов адаптировать ребенка к полноценной жизни.
С малышами я дружу
Нарочито детское поведение временами могут демонстрировать и вполне здоровые дети.
Самая частая причина регресса в поведении – появление в семье нового младенца. Дошколенок, в один момент из любимого малыша, сделавшийся старшим братом, начинает вести себя по-детски, чтобы вернуть любовь матери. Он требует бутылочку, памперсы и погремушки. На несколько дней или даже недель можно и уступить обиженному ребенку, неизменно напоминая, что это игра и скоро он из нее вырастет.
Задержка социального развития может случиться у ребенка с выдающимся интеллектом или талантом, полностью зацикленного на любимой учебе. У него просто не хватило времени на освоение навыков общения, флирта или разрешения конфликтных ситуаций. Чтобы компенсировать такое отставание, нужно подобрать ребенку интересный и доброжелательный коллектив сверстников.
«Прелестного малютку» охотно изображают балованные маленькие манипуляторы, привыкшие повелевать бабушками и мамами. Очень сложно отказать беспомощному кудрявому ангелочку, но этот ангел прекрасно знает, на какие кнопки надо нажимать взрослым, чтобы те наперебой тащили подарки и не наказывали за шалости. Лучший способ вернуть ребенка в мир сверстников – прекратить поощрять его манипуляции, поддерживая вниманием только адекватное поведение.
Нередко охотно возятся с малышами старшие дети из многодетных семей, для которых роль старшего привычнее и понятнее равноправных отношений в классе. Иногда так же поступают и единственные дети, у которых ярко выражен материнский или отцовский инстинкт, а то и педагогический талант – через десять-пятнадцать лет они станут хорошими родителями или учителями, а пока что реализуются, как умеют. Коррекции почти не требуется – достаточно проследить, чтобы у ребенка были другие друзья и интересы помимо малышей.
Низкие социальные навыки демонстрирует застенчивый ребенок, которому трудно общаться, говорить по телефону, спросить дорогу на улице или купить булку в магазине, хотя его сверстники уже сами катаются в другой город. Вариантов три – обратиться к специалистам, подобрать тренинг или отправить ребенка в театральную студию. Как только сын или дочь «расправят крылья» проблема инфантильности исчезнет.
К младшим детям и детским играм порой тянется не уверенный в себе, непопулярный ребенок. Сверстники отталкивают его, а малыши, наоборот, охотно взаимодействуют со старшим. До какого-то момента подобную дружбу имеет смысл поощрять: младший друг лучше, чем никакого. Но наблюдение необходимо – если с возрастом инфантильность не исчезает, лучше посоветоваться с психологом.
Неожиданно детское поведение могут демонстрировать подростки, которых что-то сильно тревожит или огорчает. Когда 13-14летний сын или дочь вдруг жмутся к маме, обнимаются, просят посидеть с ними, погладить по голове, берут в постель детские игрушки – ни в коем случае не стоит высмеивать их или игнорировать. Уделив ребенку внимание, обязательно стоит расспросить его, выяснить, в чем причина тревоги.
И не стоит беспокоиться – все дети рано или поздно взрослеют!
Источник
Нарушения социальной коммуникации и эмоционального поведения говорят о том, что у ребенка будут возникать проблемы в общении, как со взрослыми, так и детьми. В большинстве случаев проблемы появляются до того, как дети начинают учиться.
Одной из распространенных причин социально-эмоциональных нарушений являются расстройства аутистического спектра или РАС.
Что необходимо делать в этом случае. Коррекция нарушений социального или эмоционального развития зависит от причин и степени их влияния на жизнь ребенка. Вероятно, будет необходимость тесно сотрудничать с детским врачом и другими специалистами, чтобы найти то, что ему больше всего поможет.
Помочь могут как медикаменты, так и специальные типы поведенческой терапии. Возможно, необходимо будет работать с поведенческим педагогом, чтобы понимать и учиться стимулировать социальные и эмоциональные навыки в домашнем режиме. Чем раньше начнется коррекционная работа над этими проблемами, тем более вероятно, что ребенок сможет догнать детей своего возраста.
Социальные или эмоциональные навыки, какая их норма?
К 3 годам дети как правило:
- Показывают, что им интересно к другими детьми
- Чувствуют себя комфортно с другими людьми, помимо родителей и близких
- Могут поддерживать хороший зрительный контакт
К 4 годам дети как правило:
- Редко плачут, когда родители уходят
- Обращают внимание на других детей
- Отвечают чужим людям
К 5 годам дети как правило:
- Показывают много различных эмоций
- Могут легко отдаляться от родителей
- Хотят играть с другими детьми
Задержки, связанные с мышлением
Существует множество причин, по которым у ребенка могут возникнуть проблемы с умением мыслить, учиться и запоминать. Такие свойства называют познавательными навыками. Единой причины возникновения таких нарушений нет, указывают на генетическую предрасположенность, факторы окружающей среды, преждевременные роды, травмы головы и другое. В большинстве случаев, причина нарушения когнитивного здоровья остается неизвестной.
Что необходимо делать? Самое главное, чтобы педиатр знал, что с ребенком что-то не так. Если он узнал и соглашается с этим, то направит к специалисту, который должен выяснить, в чем проблема. В зависимости от диагноза ребенка он может получить помощь от:
- Игровой терапии или профессиональной коррекции
- Специального образования
- Иногда медикаменты могут помочь с поведенческими проблемами, которые могут возникать у детей с когнитивными задержками, такими как колебания настроения или отсутствие внимания
Когнитивные навыки в норме.
К 3 годам дети как правило:
- Могут нарисовать круг
- Понять простые инструкции
- Присоединиться к игре «притворяться» или «поверить»
- Играют с игрушками
К 4 годам дети как правило:
- Присоединиться к интерактивным играм
- Фантазируют
- Могут нарисовать круг
К 5 годам дети как правило:
- Не так легко отвлекаются
- Могут сосредоточиться на одной деятельности более 5 минут
Вы, знаете своего ребенка лучше всех! Не бойтесь сообщить Вашему доверенному педиатру, как только почувствуете, что что-то не так. Независимо от того, какую задержку развития ребенок может иметь, ранняя диагностика в центре нейропедиатрии и лечение – лучшие способы коррекции!
Ваш детский врач
Источник
Чаще всего диагноз ЗПР детский невролог может ставить ребенку к 4-5 годам, хотя отчетливые признаки задержки психического развития нередко проявляются у малыша и в более раннем возрасте.
Но, к сожалению, некоторые специфические признаки не всегда могут быть вовремя замечены родителями из-за отсутствия профессиональной психолого-педагогической подготовки.
По этой причине отклонения от нормы у малыша семья порой списывает на проблемы воспитания, индивидуальные особенности («Он у нас просто ленится…»).
Кроме этого, у разных детей «маркеры» ЗПР могут проявляться по-разному. У одних малышей могут быть неярко выражены первичные проявления возможной задержки психического развития, а у других – наоборот. У кого-то страдает внимание, а кто-то, напротив, очень внимателен к деталям, но имеет проблемы с запоминанием.
Это тоже может сбивать с толку родителей, скрывая от них истинные причины замеченных отклонений.
Поэтому крайне важно своевременно заметить «странности» в поведении малыша, в общении, в его сотрудничестве, совместных играх с вами и со сверстниками, и сразу обратиться к специалисту.
Среди самых часто встречающихся признаков задержки психического развития у детей (примерно, в возрасте +/- 4-5 лет) можно выделить 7 основных.
1. Проблема с социальным интеллектом и эмоционально-волевой сферой
Малыши с признаками ЗПР (задержкой психомоторного развития) бывают нередко эмоционально нестабильны.
У таких детишек часто меняется настроение и отсутствует самоконтроль. Причем, дефицит контроля над своими действиями наблюдается во всех видах деятельности, включая игровую.
Им тяжело адаптироваться к новым условиям. Новые виды игр, новые люди в окружении, новые вещи, одежда, еда – любая новизна вызывает реакцию отторжения, так как погружает ребенка в непривычное состояние, провоцируя дискомфорт.
Поэтому таким малышам сложно привыкать к детскому саду, к другим детям, к отсутствию мамы рядом и к «недомашней» обстановке.
В игре они неуверенны, нервозны, суетливы, истеричны, а также замкнуты, напуганы. Но, несмотря на стеснительность, дети с признаками ЗПР могут вести себя с чужими взрослыми (например, с воспитателями садика) панибратски, игнорируя разницу в возрасте и авторитет взрослого («Иди сюда, вон, какая бибика у меня..»).
Проблемы в коллективе у малышей с задержкой психического развития напрямую связаны с невозможностью совершить усилие воли. Это обусловлено имеющимся нарушением психического функционала.
Эти детишки не могут выполнить задание (или правильно его выполнить/выполнить от начала до конца/последовательно/уложиться в установленный интервал времени и др.) так, как это нужно, из-за того, что социальный интеллект не развит в должной степени, недостаточно сформированы социальные навыки взаимодействия с людьми.
2. Нарушение внимания
Сниженная концентрация внимания, так называемое, «порхающее» внимание (его неустойчивость; малыш постоянно «переключает» его с одного объекта на другой), в совокупности с проблемами развития некоторых социальных навыков у ребенка также могут выступать «маркерами» ЗПР. Причем, достаточно выраженными.
Нередко проблемы со вниманием сопряжены с повышенным, или, наоборот, с пониженным уровнем как двигательной, так и речевой активности.
Это сочетания нарушений может быть проявлением синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), когда ребенок крайне неусидчив, и при этом он не может контролировать свою активность самостоятельно.
3. Проблема с восприятием окружающей действительности
Это нарушение проявляется обычно в сложности формирования целостного образа какого-либо объекта или предмета в сознании ребенка. Из-за этого он не может мыслить абстрактно, и его знания об окружающей действительности сильно ограничены или искажены.
Допустим, малыш не может узнать хорошо знакомый ему предмет по его отдельным составляющим. То есть разложенные перед ним детали конструктора или кубики, из которых можно собрать конкретную фигуру, не дают ему представление о собранном из них, готовом объекте.
Иногда такие затруднения могут быть спровоцированы даже непривычным положением кубиков или их расположением на другом конце стола.
4. Память: особенности нарушения
Здесь выражено нарушение процесса заучивания материала (например, маленького стишка) и его последующего воспроизведения.
Малыш не запоминает материал последовательно, от начала до конца.
Скорость запоминания очень низкая, а качество воспроизведения – среднее или плохое.
Ребенок путает слова местами, пропускает «куски» материала, нервничает и сопротивляется выполнению задания.
5. Проблема с речью и звукопроизношением
На фоне нарушений психического развития часто страдает и развитие речи ребенка.
Виды задержки речевого развития могут быть разными в зависимости от формы тяжести ЗПР.
Словарный запас у таких детишек бедный. Ребенок обращается к примитивным звукам (например, при узнавании знакомого предмета или в качестве просьбы дать ему что-либо: «у-у-у» или «дай»), искажает слова, «проглатывает» их окончания, меняет звуки местами при их произношении («присине попить водички» вместо «принеси попить водички»/ «колзик» вместо «козлик» и т.д.).
Дети с подобными признаками нарушения речи могут иметь диагноз – алалия, которая бывает как моторная, так и сенсорная.
Моторная алалия – когда есть недоразвитие экспрессивной речи ребенка (неполное понимание того, что он говорит сам) с выраженным затруднением пополнения словарного запаса при достаточно сохранном понимании речи других людей.
Сенсорная алалия – когда имеется недоразвитие импрессивной речи (неполное понимание того, что ребенку говорят другие люди), разрыв между смыслом и звучанием слов, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи.
6. Нарушение мыслительных процессов
У ребенка с задержкой психического развития встречается также и отставание в развитии мыслительных процессов.
Данный признак можно обнаружить при решении задачек на словесно-логическое мышление.
Например, в рамках игры для дошкольников «Найди общее слово», в которой ребенку нужно подобрать одно слово/понятие, объедающее 4 других слова одним общим смыслом:
– Вера, Коля, Ангелина, Женя (имена);
– Стол, диван, кресло, стул (мебель);
– Понедельник, воскресенье, среда, четверг (дни недели), и т.д.
Малыши с признаками ЗПР не смогут справиться с таким заданием, так как они не владеют необходимыми интеллектуальными операциями – анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование.
Также у детей страдает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Но детишки при этом способны классифицировать предметы по простым и наглядным признакам – форма, цвет.
А вот выделение в качестве признака предмета – величины (попросите ребенка большие игрушки из общей кучи положить направо, а маленькие – влево) и материала (например, попросите разделить кучу игрушек на деревянные и мягкие) вызовет затруднения.
При ЗПР в целом познавательная активность не развита или развита слабо. То есть у детишек в процессе получения новых знаний о мире не возникает желания уточнить у взрослого что-то, задать вопрос, поинтересоваться любопытными потребностями.
Допустим, когда мама читает ребеночку сказку, то малышу с «маркером» ЗПР будут не интересны уточнения деталей касательно сюжета или героев повествования по сравнению с ребенком без признаков нарушения психического развития.
У малышей с нарушениями отмечается пассивность умственной деятельности.
7. Особенности игрового процесса при ЗПР
Яркий признак задержки психического развития – недостаточная структурность игровой деятельности.
То есть у малыша нет сюжетно-ролевого аспекта в играх: сюжеты всех придуманных им игр обычно не выходят за пределы примитивной, бытовой тематики на фоне постоянства одного и того же сюжета игры (то есть ребенок играет постоянно в одну и ту же игру, например, в «водитель автобуса»).
Содержание игр, способы взаимодействия в них, нравственные правила, нормы и производимые ребенком операции в процессе (мелкие действия – допустим, крутить руль, мешать ложкой кашу, расчесывать волосы кукле) – всегда однотипные и скудные.
Дорогие друзья, если вы, являясь любящим родителем – бабулей, папочкой, мамусей или дедулюшкой – заметили у своего малыша один или несколько из вышесказанных признаков ЗПР, пожалуйста, не тяните с посещением кабинета детского невролога.
Хорошо, если вам просто показалось то, чего нет, из-за мнительности или из-за самой теплой в мире заботы о маленьком, родном человечке.
Тогда вы просто выдохните с облегчением, выходя из кабинета, и забудете о своих тревогах.
А если вам не показалось, и врач скажет, что ваши опасения про ЗПР подтвердились, то знайте – вы сделали все правильно, сделали большое и важное дело – вовремя обратились и начали работу над коррекцией нарушения, что обязательно ускорит и упростит победу над такой гадкой и противной штукой, как ЗПР.
И ни в коем случае не надо переживать, нервничать и бояться из-за возможного диагноза – нужно действовать, и помнить, что ЗПР обратима, и все у вас будет хорошо.
Друзья, подписывайтесь на мой канал, присоединяйтесь к паблику “ПиПси” в VK и будьте в курсе нескучной и полезной психологической информации, а также реальных случаев из практики психолога.
Приятного вечера и радостного нового дня!
Источник
ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.
Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, мы можем попытаться выделить круг особенностей развития, характерных для большинства детей с ЗПР.
Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином “синдром дефицита внимания с гиперактивностью” (СДВГ).
Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.
ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).
При этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка.
В качестве причин, приводящих к задержкам психического развития, отечественные специалисты выделяют следующие.
Неблагоприятное течение беременности:
Патология родов:
Социальные факторы:
Задержку психического развития принято делить на четыре группы. Каждый из этих типов обусловлен определенными причинами, имеет свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности.
Первый тип – ЗПР конституционального происхождения. Для этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая находится как бы на более ранней ступени развития. Здесь речь идет о так называемом психическом инфантилизме. Нужно понимать, что психический инфантилизм – это не болезнь, а скорее некоторый комплекс заостренных черт характера и особенностей поведения, который, однако, может существенно отразиться на деятельности ребенка, в первую очередь – учебной, его адаптационных способностях к новой ситуации.
Такой ребенок часто бывает несамостоятелен, тяжело приспосабливается к новым для него условиям, часто сильно привязан к маме и в ее отсутствие чувствует себя беспомощным; для него характерен повышенный фон настроения, бурное проявление эмоций, которые при этом весьма неустойчивы. К школьному возрасту у такого ребенка на первом плане все еще стоят игровые интересы, тогда как в норме им на смену должна прийти учебная мотивация. Ему трудно принять какое-либо решение без посторонней помощи, сделать выбор либо совершить над собой любое другое волевое усилие. Такой малыш может вести себя весело и непосредственно, его отставание в развитии не бросается в глаза, однако при сравнении со сверстниками он всегда кажется чуть младше.
Ко второй группе – соматогенного происхождения – относятся ослабленные, часто болеющие дети. В результате длительной болезни, хронических инфекций, аллергий, врожденных пороков развития может сформироваться задержка психического развития. Это объясняется тем, что на протяжении долгой болезни, на фоне общей слабости организма психическое состояние малыша тоже страдает, а, следовательно, не может полноценно развиваться. Низкая познавательная активность, повышенная утомляемость, притупление внимания – все это создает благоприятную ситуацию для замедления темпов развития психики.
Сюда же относят детей из семей с гиперопекой – чрезмерно повышенным вниманием к воспитанию малыша. Когда родители чересчур заботятся о своем ненаглядном чаде, не отпускают его ни на шаг, все делают за него, опасаясь, что ребенок может себе навредить, что он еще мал. В такой ситуации близкие, считая свое поведение образцом родительской заботы и опеки, тем самым препятствуют проявлению у ребенка самостоятельности, а значит – и познанию окружающего мира, формированию полноценной личности. Необходимо заметить, что ситуация гиперопеки как раз весьма распространена в семьях с больных ребенком, где жалость к малышу и постоянная тревога за его состояние, стремление якобы облегчить ему жизнь в итоге оказываются плохими помощниками.
Следующая группа – это ЗПР психогенного происхождения. Основная роль отводится социальной ситуации развития малыша. Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы. Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению к ребенку или другим членам семьи, это может повлечь за собой преобладание в характере малыша таких черт, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие инициативы, боязливость и патологическая застенчивость.
Здесь, в отличие от предыдущего типа ЗПР, имеет место явление гипоопеки, или недостаточного внимания к воспитанию ребенка. Ребенок растет в ситуации безнадзорности, педагогической запущенности. Следствием этого является отсутствие представлений о моральных нормах поведения в обществе, неумение контролировать собственное поведение, безответственность и неспособность отвечать за свои поступки, недостаточный уровень знаний об окружающем мире.
Четвертый и последний тип ЗПР – церебрально-органического происхождения. Он встречается чаще остальных, и прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими тремя как правило наименее благоприятен.
Как следует из названия, основой для выделения этой группы ЗПР являются органические нарушения, а именно – недостаточность нервной системы, причинами которой могут стать: патология беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и др.), недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции. При этой форме ЗПР имеет место так называемая минимальная мозговая дисфункция (ММД), под которой понимается комплекс легких нарушений развития, проявляющих себя, в зависимости от конкретного случая, весьма разнообразно в различных областях психической деятельности.
Исследователи ММД выделили следующие факторы риска ее возникновения:
Детей этого типа отличает слабость проявления эмоций, бедность воображения, незаинтересованность в оценке себя окружающими.
О профилактике
Диагноз ЗПР появляется в медицинской карте чаще всего ближе к школьному возрасту, лет в 5-6, либо уже тогда, когда ребенок сталкивается непосредственно с проблемами в обучении. А ведь при своевременной и грамотно построенной коррекционно-педагогической и медицинской помощи возможно частичное и даже полное преодоление данного отклонения в развитии. Психолого-педагогическую диагностику вы можете пройти в нашем Центре, и на её основе получить рекомендации по коррекции проблем именно вашего ребёнка.
Основными этапами реабилитации при ЗПР являются:
2. Корреционно-развивающее обучение (занятия с логопедом, психологом, учителем-дефектологом).
Но первое место нужно отвести именно профилактике ЗПР. Рекомендации по этому поводу, ничуть не отличаются от тех, которые можно дать любым молодым родителям: это в первую очередь создание максимально благоприятных условий для протекания беременности и родов, избегание факторов риска, перечисленных выше, и конечно, пристальное внимание к развитию малыша с первых же дней его жизни. Последнее одновременно дает возможность вовремя распознать и скорректировать отклонения в развитии.
В первую очередь, необходимо показать новорожденного невропатологу. Сегодня, как правило, все дети после 1 месяца отправляются на обследование к этому специалисту. Многие получают направление прямо из роддома. Даже если и беременность, и роды прошли идеально, ваш малыш прекрасно себя чувствует, и нет ни малейшего повода для беспокойства – не поленитесь и посетите врача.
Помимо посещения врачебных кабинетов, можно выделить несколько моментов, касающихся взаимодействия родителей с детьми, которые также являются необходимыми для нормального и полноценного развития ребенка. Составляющие общения с малышом знакомы каждой заботливой маме и настолько просты, что мы даже не задумываемся об их колоссальном влиянии на растущий организм. Это телесно-эмоциональный контакт с малышом. Телесный контакт подразумевает под собой любое прикосновение к ребенку, объятия, поцелуй, поглаживание по голове. Так как в первые месяцы после рождения у малыша очень сильно развита тактильная чувствительность, телесный контакт помогает ему ориентироваться в новой для него обстановке, чувствовать себя более уверенно и спокойно. Малыша обязательно нужно брать на руки, ласкать его, гладить не только по головке, но и по всему телу. Прикосновение нежных родительских рук к коже малыша позволит ему сформировать правильный образ своего тела, адекватно воспринимать пространство вокруг себя. Приёмам массажа вас обучат наши специалисты – учитель-реабилитолог и массажист.
Особое место отводится контакту глаз, который является основным и самым эффективным способом передачи чувств. В особенности, конечно, это касается младенцев, которым пока недоступны иные средства общения и выражения эмоций. Добрый взгляд снижает тревожность у малыша, действует на него успокаивающе, придает чувство защищенности. И, конечно, очень важно все свое внимание уделять малышу. Некоторые полагают, что, потакая капризам младенца, вы тем самым балуете его. Это, конечно же, не так. Ведь маленький человечек настолько неуверенно чувствует себя в совершенно незнакомой ему обстановке, что ему постоянно требуется подтверждение того, что он не одинок, он кому-то нужен. Если ребенок недополучил внимания в раннем детстве, это обязательно скажется впоследствии.
Стоит ли говорить, что малыш с теми или иными нарушениями в развитии нуждается в тепле маминых рук, ее ласковом голосе, доброте, любви, внимании и понимании в тысячу раз больше своих здоровых сверстников.
Источник