Задержка речевого развития у ребенка тольятти

Задержка речевого развития у ребенка тольятти thumbnail

Подразделение «Реацентра» работает в г. Тольятти с 2004 года. Неврологи, рефлексотерапевты, педиатры прошли стажировку по Микротоковой рефлексотерапии в СТК «Реацентр» в г. Самара.

Неврологи, рефлексотерапевты, педиатры, логопед, дефектолог, психолог имеют опыт работы с детьми с органическим поражением ЦНС: ЗПРР, ЗРР, СДВГ, алалией, аутизмом, ДЦП, гидроцефалией.

Предварительные консультации (бесплатные) проводит Поддубнова Елена Викторовна – заведующая отделением, детский невролог стаж работы в «Реацентре» – 19 лет (с 1999г.).

Экспресс-диагностика проводится в течение 3х дней перед 1 курсом лечения (безболезненное) Данное обследование необходимо провести для составления индивидуальной схемы лечения.

Микротоковая рефлексотерапия (курс – 15 сеансов) активизируют речевые зоны мозга, отвечающие за дикцию, понимание речи и словарный запас, желание вступать в речевой контакт, фразовую речь.

Микротоковая рефлексотерапия позволяет купировать головные боли, снизить возбудимость (агрессию, истерики, моторную расторможенность) Лечение улучшает чтение, письмо, счет.

При угрозе ДЦП лечение позволяет нормализовать мышечный тонус, улучшить координацию движений и развить новые двигательные навыки, а так же стабилизировать внутричерепное давление.

Логопедический массаж по методике Новиковой Е.В. проводится логопедами, стерильными зондами. Курс логопедического массажа (от 6 до 10 занятий) проводят при ДЦП, ЗРР, ЗПРР, моторной алалие.

Необходим для нормализации тонуса речевых мышц: языка, круговой мышцы рта, жевательных мышц и пр. Для улучшения дикции, уменьшения слюнотечения, улучшения глотания и жевания.

Наши логопеды имеют опыт работы с детьми с ЗПРР, Аутизмом, моторной и сенсомоторной алалией, ДЦП Занятия направлены на расширение словарного запаса и развитие фразовой речи.

Научить ребенка правильно выговаривать звуки помогает артикуляционная гимнастика. На занятиях логопед учит ребенка упражнениям, а дома их нужно закреплять.

Дефектолог изучает с ребенком окружающий мир: в игровой форме учит ребенка, основным понятиям: цвет, форма, размер, дикие и домашние животные … А так же развивает мелкую моторику.

Массаж верхних и нижних конечностей с элементами ЛФК необходим детям с ДЦП. В «Реацентре» его проводят профессиональные массажисты с большим опытом работы.

Тейпирование артикуляционной мускулатуры тренирует у ребенка навыки: самостоятельно держать рот закрытым и проглатывать слюни. Улучшает произношение звуков – Б,П,В,Ф,М.

Обучение жеванию – логопед с помощью индивидуального тренажера обучает ребенка пережевывать пищу и формирует навык ее автоматического проглатывания.

Нейропсихолог учит ребенка планировать, контролировать и регулировать свои движения. Занятия формируют навык выполнения инструкций улучшают зрительное восприятие и внимание.

Развивающие занятия с аудиотренажером повышают речевую активность, желание вступать в речевой контакт. Акцентируется внимание ребенка на произнесении звуков.

Источник

ВАЖНО!

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Задержка речевого развития: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.

Определение

Становление нервной системы человека начинается на ранних этапах внутриутробного развития. Вместе с развитием нервной системы происходит формирование психики человека. Психическая деятельность относится к высшей нервной деятельности и требует для своей реализации участия многих структур головного мозга.

Речь – один из видов высшей нервной деятельности, который присущ только человеку, а речевые навыки начинают развиваться, когда ребенок попадает в среду общения людей друг с другом.

Чем младше ребенок, тем интенсивнее происходит становление его психических функций, в том числе и речи.

Под задержкой речевого развития понимают замедление приобретения речевых навыков, овладения речью по сравнению со средневозрастными показателями. В большинстве случаев выраженная задержка речи сопровождается нарушением зрительно-пространственных навыков и/или двигательной неловкостью. Улучшение речевого развития может наблюдаться по мере взросления ребенка, однако легкая недостаточность часто остается на всю жизнь. По мнению врачей, задержка речевого развития чаще отмечается у мальчиков, чем у девочек.

Разновидности задержки речевого развития

Речевое развитие может нарушаться в рамках глобальных нарушений психики, при которых страдают все сферы высшей нервной деятельности, а может быть изолированным, или селективным, т.е. из всех психических функций нарушается исключительно речь.

Речевое развитие может отставать у ребенка с самых первых этапов становления этой психической функции, а может замедлиться или приостановиться после периода относительного благополучия, когда формирование речевых навыков не вызывало опасений (синдром Ландау-Клеффнера).

Возможные причины задержки речевого развития

Для нормального речевого развития необходима слаженная работа многих структур организма, в частности органов слуха, зрения, мышечного аппарат, челюстно-лицевых структур, органов дыхательной системы и, конечно, нервной системы.

С первых месяцев жизни ребенок следит за окружающими его людьми, слышит звуки речи и наблюдает за артикуляцией. Первые попытки освоения вербальной речи появляются, как правило, на втором-третьем месяце жизни в виде гуления, позже ребенок пытается произносить согласные, отдельные простые слоги, которые выливаются в лепет. В процессе дальнейшего освоения речи и наблюдения за окружающими взрослыми ребенок пробует придавать определенные интонации произносимым слогам. Позже, примерно с 9-го месяца жизни, ребенок делает первые попытки произносить простейшие слова. Однако соотносить слово и его смысл ребенок начинает позже. На втором году жизни происходит обогащение словарного запаса, ребенок постепенно осваивает простейшие фразы, а в возрасте 3-4 лет в речи ребенка появляются более или менее длинные монологи и высказывания.

Становление речи является сложным процессом, поэтому любые неблагоприятные факторы, действующие на организм ребенка, могут нарушить его и привести к задержке речевого развития.

В первую очередь, на становление вербальной речи влияют заболевания нервной системы и органов чувств.

Поражение лицевой мускулатуры, участвующей в акте артикуляции, также оказывает неблагоприятное влияние и затрудняет развитие речи.

Еще одна возможная причина позднего освоения речевых навыков – недостаточное общение родителей с ребенком, а также билингвальные семьи, где члены семьи говорят на нескольких языках.

При каких заболеваниях может возникнуть задержка речевого развития

  • Ведущую роль в патологической задержке речевого развития играют психические отклонения – психоэмоциональная депривация, аутизм, элективный мутизм.
  • Отставание в речевом развитии или невозможность освоить речевые навыки отмечается у детей, перенесших тяжелые перинатальные повреждения головного мозга. К таким повреждениям относятся детский церебральный паралич, гипоксия плода, кровоизлияния в мозг, внутриутробные инфекции и т.д.
  • К задержке речевого развития может приводить постнатальное повреждение клеток головного мозга по причине развития ядерной желтухи, менингитов и менингоэнцефалитов и других заболеваний центральной нервной системы.
  • Нарушения слуха, которые не позволяют ребенку воспринимать вербальную речь (например, врожденная глухота как следствие внутриутробных инфекций, генетических заболеваний, токсического действия различных веществ на организм человека или постнатально перенесенного среднего отита), всегда задерживают речевое развитие вплоть до полной немоты.
  • Пороки развития челюстно-лицевого аппарата.
  • Заболевания гортани и отделов дыхательной системы, участвующих в процессе голосообразования.
  • Наследственные болезни обмена веществ, приводящие к задержке всех сфер психомоторного развития ребенка, например, фенилкетонурия, гликогенозы, тирозинемия и другие.
  • Хромосомные синдромальные заболевания, например синдром Дауна.
  • Хронические тяжелые соматические заболевания, приводящие к нарушению питания клеток головного мозга, например, тяжелая печеночная недостаточность, муковисцидоз, врожденные пороки сердца, нарушения пищеварения и т.д.

К каким врачам обращаться при задержке речевого развития

Обследование ребенка с задержкой речевого развития – непростая задача, поскольку врач должен оценить, нарушены ли еще какие-то сферы высшей нервной деятельности (игровые навыки, внимание, рассуждение, ориентация и т.д.), а также провести полное обследование, чтобы с уверенностью исключить (или подтвердить) вторичный характер нарушения речевого развития на фоне иных соматических или неврологических заболеваний. Именно поэтому таких пациентов, как правило, ведет команда врачей, включающая невролога, педиатра, логопеда и других узких специалистов.

Диагностика и обследования при задержке речевого развития

В случае задержки речевого развития на первый план выходят инструментальные методы диагностики.

  • Нейросонография – метод ультразвукового исследования внутричерепных структур, широко применяемый у новорожденных и детей первого месяца жизни, позволяет выявить органические нарушения в головном мозге и окружающих его структурах.

Нейросонография

Не инвазивный и безболезненный метод исследования головного мозга для исключения возможных патологий. Может выполняться с рождения и вплоть до закрытия большого родничка.

  • Компьютерная томография и магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга – несмотря на высокую информативность в отношении органических поражений головного мозга, эти методы имеют ряд ограничений в детском возрасте и требуют определенных показаний к проведению.

КТ головного мозга и черепа

Сканирование головного мозга, черепа и окружающих их тканей, позволяющее диагностировать различные патологии.

МРТ головного мозга

Безопасное и информативное сканирование структур головного мозга для диагностики его патологий.

  • Электроэнцефалографию (ЭЭГ) применяют с целью исследования биоэлектрической активности головного мозга.

Ректосигмоскопия

Эндоскопическое исследование участка толстого кишечника, позволяющее получить информацию о его состоянии и обнаружить различные патологии.

  • Электронейромиография (ЭНМГ) позволяет оценить функционирование периферических отделов нервной системы, способность нейромышечного соединения к передаче импульса и состояние самой мышцы, что может потребоваться в случае подозрения на нарушение работы мышечного аппарата, участвующего в артикуляции.
  • Аудиометрия – метод оценки состояния слухового аппарата человека, позволяющий выявить и дифференцировать различные формы глухоты.
  • Лабораторные исследования играют второстепенную роль в выявлении причин задержки речевого развития и необходимы для исключения инфекционно-воспалительных процессов, происходящих как в центральной нервной системе, так и за ее пределами (клинический анализ крови с развернутой лейкоцитарной формулой), для оценки функции печени и почек при подозрении на тяжелые патологии (биохимический анализ крови с определением содержания аланинаминотрансферазы (АлАТ), аспартатаминотрансферазы (АсАТ), билирубина и его фракции, гамма-глутамилтранспептидазы, мочевины, креатинина с подсчетом скорости клубочковой фильтрации и др.).

Билирубин общий (Bilirubin total)

Синонимы: Общий билирубин крови; Общий билирубин сыворотки. Totalbilirubin; TBIL. Краткая характеристика определяемого вещества Билирубин общий Билирубин – пигмент коричневато-желтого цвета, основное количество которого образуется в результате метаболизма гемовой части гемоглобина при дест…

310 руб

Мочевина (в крови) (Urea)

Синонимы: Диамид угольной кислоты; Карбамид; Мочевина в крови; Азот мочевины. Urea nitrogen; Urea; Blood Urea Nitrogen (BUN); Urea; Plasma Urea. Краткая характеристика аналита Мочевина Мочевина является основным азотсодержащим продуктом катаболизма белков и аминокислот в организме человека. …

310 руб

Для исключения врожденного гипотиреоза как причины кретинизма, проявляющегося общей задержкой психомоторного развития, может потребоваться определение уровня гормонов щитовидной железы: тироксина (Т4), трийодтиронина (Т3), а также тиреотропного гормона (ТТГ).

Тироксин общий (Т4 общий, тетрайодтиронин общий, Total Thyroxine, TT4)

Отражает общее содержание гормона тироксина в крови – суммарный уровень свободной и связанной с белками фракциями. Синонимы: Анализ крови на общий тироксин. Thyroxine (T4); Total T4 test; Total T4. Краткая характеристика определяемого вещества Тироксин общий Тироксин – один из двух основ…

590 руб

Трийодтиронин общий (Т3 общий, Total Triiodthyronine, TT3)

Синонимы: Общий трийодтиронин; Общий Т3. Triiodothyronine; T3 total test; T3 test. Краткое описание исследуемого вещества Трийодтиронин общий Трийодтиронин (Т3) – один из двух тиреоидных гормонов, синтезируемых щитовидной железой. По химической структуре представляет собой йодиро…

590 руб

Перечень лабораторных исследований определяется предполагаемым диагнозом и может быть расширен или сокращен в зависимости от конкретной клинической ситуации.

Что делать в случае задержки речевого развития

Известно, что нарушение речевого развития оказывает отрицательное влияние на когнитивное, эмоциональное и социальное развитие ребенка, поэтому оставлять эту проблему без внимания нельзя. Чем раньше выявлены неврологические отклонения и чем раньше начата правильно подобранная терапия и реабилитация, тем выше их эффективность и тем с большей вероятностью ребенок сможет ликвидировать образовавшийся пробел в психическом развитии.

Лечение задержки речевого развития

Лечение задержки речевого развития требует комплексного подхода, интенсивной совместной работы врачей, родителей и педагогов. В основе терапии лежит психолого-педагогическая корректировка, которая подразумевает активные занятия с ребенком. Если были выявлены отдельные психические отклонения, психиатр может назначить ребенку лекарственные препараты, способствующие нормализации психических процессов, и подобрать особые виды психотерапии.

При наличии органических неврологических повреждений невролог определяет специфическую терапию, которая может включать препараты, нормализующие процессы обмена веществ в головном мозге, снижающие судорожную активность, и т.д.

Терапия соматических заболеваний включает медикаментозную терапию, при необходимости – хирургические операции, и обязательно – корректировку режима питания и сна.

Источники:

  1. Бобылова М.Ю., Браудо Т.Е., Казакова М.В., Винярская И.В. Задержка речевого развития у детей: введение в терминологию. Русский журнал детской неврлологии. Т. 12, № 1, 2017. С. 56-62.
  2. Агаева И.Б. Сравнительное изучение особенностей речи детей раннего возраста с нормативным и задержанным речевым развитием. Проблемы современного педагогического образования. 2018. С. 4-7.

ВАЖНО!

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Информация проверена экспертом

Задержка речевого развития у ребенка тольятти

Лишова Екатерина Александровна

Высшее медицинское образование, опыт работы – 19 лет

Поделитесь этой статьей сейчас

Похожие статьи

Лицевые нервные тики

Тики, или гиперкинезы – это повторяющиеся, непроизвольные, короткие стереотипные движения, внешне схожие с контролируемыми действиями. Чаще всего тики поражают мышцы лица, что сопровождается морганием, наморщиванием лба, раздуванием крыльев носа, облизыванием губ и различными гримасами.

Тиреотоксикоз

Тиреотоксикоз: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.

Ночная потливость

По статистике, более трети пациентов жалуются на периодическую потливость, возникающую в течение суток. Далеко не всегда это состояние служит признаком заболевания, однако если такой симптом регулярно возникает без видимых причин и по ночам, на это следует обратить внимание.

Изменения мочи

Моча – биологическая жидкость, которая может отражать состояние организма, а ее показатели – свидетельствовать о заболеваниях различных органов и систем.

Источник