Задержка речевого развития у ребенка сенсорная алалия

Задержка речевого развития у ребенка сенсорная алалия thumbnail

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия – вариант речевого дизонтогенеза, обусловленный расстройством слухового восприятия при сохранном физическом слухе. Характеризуется непониманием обращенной речи, неразличением звуков, эхолалией, логореей, использованием элементарных словоформ (звукоподражаний, корней, междометий). Типично импульсивное поведение, быстрое истощение внимания, нежелание вступать в контакт. При обследовании сенсорных алаликов уточняется анамнез, состояние акустического и речевого гнозиса, лексико-грамматических и произносительных навыков. В рамках коррекционной программы осуществляется развитие слухового контроля, акустических дифференцировок, словаря, внимания к своей речи и речи окружающих.

Общие сведения

Сенсорная (или импрессивная, рецептивная) алалия – малоизученный нейропсихологический и лингвопатологический синдром. В общей структуре системного недоразвития речи на долю моторной алалии приходится 90% случаев, на сенсорный вариант – лишь 10%. В изолированном виде первичная сенсорная недостаточность встречается нечасто. В большинстве наблюдений приходится сталкиваться со смешанной сенсомоторной алалией или вторичным сенсорно-акустическим синдромом, возникающим на фоне другой патологии (дизартрии, ринолалии, дислалии, аутизма). В последние годы в логопедии все настойчивее высказывается мнение о необходимости замены термина «сенсорная алалия» на «сенсорная дезинтеграция», поскольку нарушения восприятия у таких детей всегда носят множественный характер.

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия

Причины сенсорной алалии

К несформированности импрессивной речи приводит раннее органическое поражение зон головного мозга, ответственных за анализ речевых звуков. Корковый конец слухоречевого анализатора (центр Вернике) располагается в задней трети верхневисочной извилины левого полушария. Именно его повреждение и вызывает расстройство рецептивной речи. Непосредственными этиологическими факторами выступают:

  • Внутриутробные патологии. Развитие плода может осложняться гипоксией, алиментарно-трофическими нарушениями (гипотрофией), внутриутробными инфекциями (врожденной краснухой, хламидиозом, герпесом, цитомегалией), иммунологической несовместимостью. Нейротоксическое действие на ЦНС плода оказывает злоупотребление психотропными и наркотическими веществами, алкоголем со стороны матери. Эти и другие пренатальные вредности, прежде всего, пагубно влияют на ассоциативные зоны коры, ответственные за анализ сенсорной информации.
  • Поражение ЦНС при родах. Патологическое течение интранатального периода (роды при узком тазе, стремительные роды, проведение акушерских операций) могут приводить к черепно-мозговым травмам у новорожденного. В этих случаях имеет место локальное повреждение височной доли механического характера. Гипоксически-ишемическое поражение церебральных структур возможно при преждевременном отхождении околоплодных вод, затяжных родах, обвитии пуповиной.
  • Заболевания раннего постнатального периода. Возникают после рождения, в первые годы жизни. Патология доречевого периода представлена травмами и опухолями головы, менингоэнцефалитами, заболеваниями, протекающими с инфекционным нейротоксикозом, тяжелыми отравлениями. При анализе причин сенсорной алалии чаще всего приходится говорить о перинатальном повреждении ЦНС, т. е. совокупном воздействии внутриутробных, интранатльных и постнатальных вредностей. Выделить какой-то один ведущий этиологический фактор обычно не представляется возможным.

Патогенез

Поражение корковой части речеслухового анализатора сопровождается слуховой агнозией – расстройством аналитико-синететических процессов, связанных с распознаванием звуковых раздражителей. При сенсорной алалии ребенок слышит обращенную к нему речь, однако не осознает ее смысла и содержания. Нарушение рецептивного механизма речи обусловливает несформированность фонематических процессов, неспособность к целостному восприятию слов, узнаванию и дифференцировке фонем, неустойчивость акустических следов. Неполноценность слухового восприятия приводит к тому, что в ответ на звуковые стимулы не происходит передачи возбуждения другим анализаторам (речедвигательному, речезрительному), вследствие чего формируется так называемая замыкательная акупатия – неспособность соотнести звуковые образы слов с реальными предметами или действиями.

Симптомы сенсорной алалии

При рецептивной алалии изначально страдает понимание обращенной речи. Степень речеслуховой недостаточности может быть различной. В тяжелых случаях дети безразличны абсолютно ко всем звуковым раздражителям, не различают речевые и неречевые звуки, не реагируют на свое имя. При более легкой степени импрессивной алалии ребенку доступно понимание некоторых обиходных слов и ситуативной речи; вне контекста или ситуации понимание теряется. Речевая активность у сенсорного алалика повышена, однако собственная речь состоит из лепетных звукосочетаний, слов-корней, междометий. Содержание речевого потока непонятно окружающим, поэтому такая речь носит название «словесного салата», или логореи.

Характерным признаком рецептивной алалии выступают эхолалии – невольные, бессознательные отраженные повторы отдельных слов. Однако целенаправленное воспроизведение слова по просьбе взрослого затруднено и недоступно ребенку-алалику. Нарушено формирование соотнесенности между предметом, явлением, действием и словом, его обозначающим. Отмечаются множественные погрешности в словах, указывающие на фонематическую недостаточность: неправильная постановка ударений, пропуски и замены звуков, контаминации. Контроль за собственной речью снижен, самостоятельное высказывание формулируется неточно, с грамматическими и семантическими ошибками.

Голос у сенсорных алаликов звонкий и выразительный. Слуховая функция не нарушена, интеллект первично сохранен. Неврологическая и психопатологическая симптоматика указывает на несформированность регуляторных механизмов. Включение, переключение и удержание внимания происходит с трудом. Непонимание речи вызывает быструю потерю интереса к играм и занятиям, повышенную истощаемость, колебания настроения. Ребенок ведет себя импульсивно, неуправляемо, не желает общаться с окружающими сверстниками и взрослыми. Может отмечаться повышенная, часто болезненная реакция на звуковые раздражители (гиперакузия).

Читайте также:  Диагностика развития ребенка центры

Осложнения

Недифференцированное звуковое восприятие влечет за собой неточное проговаривание, в результате чего страдает экспрессивная речь. У дошкольников с сенсорной алалией всегда имеет место общее недоразвитие речи различного уровня, в школьные годы формируются расстройства учебных навыков (дисграфия, дизорфография, дислексия). Непонимание чужой речи и грубые искажения собственного речевого высказывания приводят к невозможности полноценной коммуникации. На фоне недоразвития рецептивной речи у детей возникают вторичные личностные расстройства, нарушения эмоционально-волевых реакций, отклонения поведения. Формируется вторичная умственная отсталость.

Диагностика

Специфика обследования сенсорного алалика вытекает из этиопатогенетических механизмов речевого нарушения. Диагностика включает в себя медицинский и психолого-педагогический блок. Медицинская составляющая направлена на установление морфологического субстрата речевой патологии, исключение нервно-психических и ЛОР-заболеваний, сопровождающихся безречьем. Психолого-педагогическое тестирование способствует подтверждению диагноза и планированию коррекционного процесса. Этапы диагностики включают:

  • Неврологическое обследование. При изучении анамнеза центральное место отводится анализу пренатального развития, течению родов и раннего постнатального онтогенеза. По показаниям детским неврологом может быть назначена эхоэнцефалография, ЭЭГ, рентгенография черепа, МРТ головного мозга, исследование акустических вызванных потенциалов. При этом отсутствие видимых изменений по данным нейрофизиологических и нейровизуализирующих методик не исключает наличия сенсорной алалии.
  • Исследование слуховой функции. Необходимо для исключения врожденной глухоты или значительного снижения слуха. Предполагает выполнение комплекса сурдологической диагностики: компьютерной аудиометрии, тимпанометрии, отоакустической эмиссии. У сенсорных алаликов может выявляться незначительное снижение слуха на определенных частотах, однако эти изменения не столь серьезны, чтобы затруднять понимание речи.
  • Логопедическое обследование. Нацелено на изучение речевого статуса и сформированности всех сторон речи. Из медицинской документации и беседы с родителями логопед выясняет особенности сенсорного и раннего речевого развития ребенка. В ходе традиционного обследования особое внимание уделяется оценке импрессивной речи: ребенка просят указать на называемый предмет или картинку, выполнить несложные действия, повторить слова. Для импрессивной алалии характерен речевой негативизм, бедная лепетная речь, дефицит фонематического восприятия, нестойкость слуховых следов.
  • Психологическая диагностика. Нейропсихолог исследует состояние слухового гнозиса, слухоречевую память, наблюдает за поведением ребенка. С учетом выявленных дефицитарных и сохранных психических функций специалист выстраивает карту психологического сопровождения пациента. Обычно требуются повторные консультации логопеда и психолога, поскольку в одной и той же ситуации сенсорные алалики могут вести себя по-разному, то демонстрируя полный отказ от общения, то проявляя определенное понимание речи.

Диагностика связана со значительными трудностями, поскольку импрессивная алалия по своим проявлениям сходна с другими слухоречевыми нарушениями и формами психического дизонтогенеза. Дифдиагностика проводится с кондуктивной и нейросенсорной тугоухостью, расстройствами аутистического спектра, УО, темповой задержкой речевого развития, детской афазией, сенсорно-акустической недостаточностью.

Коррекция сенсорной алалии

Коррекционно-терапевтическая работа строится на принципах биопсихосоциального подхода. Важнейшие аспекты – раннее начало лечения, сочетание медицинских, логопедических и психокоррекционных методов. Обязательным условием является вовлечение семьи, ознакомление родителей с планом терапии, их побуждение к длительной совместной деятельности, постоянное информирование о промежуточных результатах. Многоуровневый коррекционный комплекс включает:

  • Медицинские мероприятия. Основу составляет медикаментозная терапия. Назначается прием ноотропных препаратов, нейропротекторов, нейропептидов, витаминов, оказывающих активирующее влияние на ЦНС. Дополнительно используются физиотерапевтические методики (массаж, лечебные ванны, ЛФК), остеопатия. Лечебные курсы создают благоприятный фон для психолого-педагогического воздействия.
  • Логотерапию. Ее цель – выработка слухового восприятия и способности к анализу речевого потока. На первом этапе необходимо затормозить беспорядочную речевую активность ребенка, вовлечь его в совместную игровую деятельность, выработать усидчивость и внимание. Вначале алалика учат различать неречевые звуки, затем соотносить звуки речи и лепетные слова с конкретными предметами и действиями. Все речевые инструкции должны формулироваться четко, коротко и понятно ребенку. При формировании фонематических процессов широко используется кинестетический контроль. Уже с 4-х лет ребенка начинают обучать грамоте – опора на зрительное восприятие облегчает понимание речи.
  • Нейропсихологическую коррекцию. Включает развитие дефицитарных функций, процессов мышления, памяти и внимания, познавательной активности, саморегуляции, коррекцию поведенческой сферы. Доказанным положительным эффектом обладает сенсорно-интегративная терапия, проводимая с помощью занятий в специально организованной сенсорной среде. Иногда требуется семейное психологическое консультирование.

Непрерывная коррекционно-логопедическая работа при сенсорной алалии проводится не реже 3-х раз в неделю и длится в течение 2-4 лет. В дальнейшем за ребенком ведется катамнестическое наблюдение. Для организации специализированной помощи рекомендуется посещение логопедической группы детского сада, а в начальной школе – занятия со школьным логопедом.

Прогноз и профилактика

Речевой прогноз при рецептивной алалии сложен и индивидуален. Логотерапия эффективна только в случае четкого соблюдения плана коррекционной работы, ее сочетания с медицинской и психологической реабилитацией. Рано начатая и систематически проводимая междисциплинарная психолого-медико-педагогическая работа позволяет компенсировать речевые нарушения, предупредить вторичные отклонения, способствовать полноценной интеграции ребенка в социум. При позднем обращении сформировать полноценную речь зачастую не удается. Профилактика тяжелых нарушений речи требует тщательного планирования беременности, предупреждения раннего органического повреждения головного мозга на всех этапах развития ребенка.

Читайте также:  Особенности развития личности ребенка дошкольном возрасте

Источник

ЗРР или алалия

Речевая деятельность сопровождает жизнь человека с момента рождения. Формирование речи находится под пристальным вниманием родителей, медиков, педагогов, потому что является одним из важнейших факторов социализации, гармоничного включения ребенка в жизнь общества. Любые отклонения от нормального развития речи необходимо правильно квалифицировать. Чем раньше будет определена природа речевого нарушения, тем успешнее оно будет скорректировано. Среди широкого спектра разнообразных речевых нарушений выделяется такое, как алалия. Важно понимать природу речевого нарушения развития дошкольника и правильно ставить диагноз: алалия или задержка речевого развития (ЗРР).

Причины алалии

Специалисты по логопедии определяют алалию как системное недоразвитие речи, объясняющееся повреждением речевых центров, находящихся в коре мозга, или множественными поражениями нескольких участков в обоих полушариях головного мозга. Такие необратимые изменения в коре головного мозга могут произойти еще до рождения ребенка, когда он находился в утробе матери, или период раннего детства:

  • хроническое длительное кислородное голодание во внутриутробный период;
  • травмы черепа, дородовые или сопровождающие рождение;
  • асфиксии;
  • воспалительные процессы (энцефалитные, менингитные инфекции);
  • минимальные мозговые дисфункции, вызванные рахитами, нарушениями питания и сна в раннем детстве, частыми болезнями верхних дыхательных путей;
  • интоксикации плода и др.

В результате комплексной патологии клетки коры головного мозга созревают с запозданием или перестают развиваться вообще. ЗРР и алалия различаются тем, что при алалии вследствие органических изменений в коре головного мозга речь не может быть нормализована даже при комплексных коррекционных мероприятиях, включая лечение с помощью медикаментов.

Важно! Алалия, в отличие от ЗРР, отмечается всего лишь у 1 % дошкольников и еще реже у младших школьников (0,6-0,2% обследованных детей).

Характеристика алалии

Отличия ЗРР от алалии заключаются в том, что при алалии отклонения в процессе развития речи вызваны патологиями в развитии ЦНС, а при ЗРР никаких органических изменений в строении мозга нет. В сравнении с задержкой речевого развития (ЗРР), алалия отличается следующими особенностями в формировании всех уровней речи (таблица).

Уровень речи

Особенность нарушения

Артикуляционный

Несформированность координации органов речи в процессе звукопроизношения

Фонематический и семантический

Неадекватность восприятия значения звуков

Лексико-грамматический

Отставания в усвоении лексики и грамматики родного языка

Семантико-синтаксический

Неразвитость процесса восприятия и продуцирования фразовой речи

В период младенчества родители ждут появления первых звуков, которые произносит малыш. При алалии, как и при ЗРР, лепет появляется гораздо позже, чем у детей с нормальным темпом развития. Если лепет появился, он очень однообразен и беден. Отличия ЗРР от алалии заключаются в том, что алалик производит впечатление младенца, который все понимает, но сказать не может или не хочет. Вместо речи младший дошкольник использует жесты и мимику. Что касается слов, они появляются значительно позже, чем требует норма, фразы такой малыш пробует использовать после 5-6 лет, а отставания и нарушения сохраняются на всех последующих этапах.

Алалия может проявляться в низкой или высокой степени тяжести: некоторые дети испытывают некоторую неловкость в процессе речепорождения, а некоторые, в отличие от дошкольников с ЗРР, не способны заговорить вообще.

Разновидности алалии: моторная форма

Встречаются сенсорные и моторные формы алалии. При моторной разновидности ребенок правильно воспринимает речь окружающих, но не способен освоить механизмы продуцирования собственной речи на всех уровнях: фонетическом, лексическом, грамматическом и др. Как и при ЗРР, при алалии артикуляционный аппарат сформирован в соответствии с нормой, но отмечаются трудности с использованием языковых знаков различных уровней:

  • образованием звуков и звукосочетаний;
  • комбинированием слогов;
  • подбором слов и словосочетаний;
  • образованием форм слов в соответствии с грамматикой;
  • объединением слов во фразы и единый связный текст.

Малыш с моторной формой длительное время использует только отдельные звуки и слова, позднее – короткие слова в начальной форме, делает ошибки в произношении сочетаний звуков. Дети с алалией понимают, какие оговорки и ошибки допустили, но испытывают затруднения в их исправлении. Алалики не воспринимают темп речи, не могут повторить звуковой рисунок, который ему простучали или прохлопали.

При моторной форме формируется достаточно богатый пассивный словарь, но ограничен круг языковых единиц, находящихся в активном употреблении, при этом отмечаются сложности с использованием имен прилагательных, наречий, предлогов и союзов, а также синонимов, антонимов. ЗРР и алалия похожи тем, что бедность словарного запаса дошкольник пытается компенсировать с помощью невербальных средств: интонации, жестов, мимики, движений тела. Мыслительная деятельность при алалии развивается в соответствии с возрастной нормой, а речевая остается на уровне маленького ребенка. При ЗРР отставание в речи ведет к отставанию в интеллектуальном плане.

Важно! Дети с алалией переставляют звуки и слоги в слове, слова в составе предложения, говорят медленнее нормально развивающихся сверстников, делают остановки в середине слова или предложения – в этом различия ЗРР и алалии.

Разновидности алалии: сенсорная форма

Сенсорная форма появляется из-за поражения определенной зоны коры мозга – его височной доли – и отличается тем, что ребенок не воспринимает звуковые раздражители и не способен выявлять их значение. Ребенок не относится к категории слабослышащих или глухих, он слышит, но не воспринимает речь, с которой к нему обращаются.

Читайте также:  Творческое развитие ребенка москва

Диагностировать сенсорную алалию можно по таким признакам:

  • как и при ЗРР, лепет появляется позднее, чем у нормально развивающегося младенца, и первые слова отличаются искаженностью;
  • в отличие от ЗРР, при сенсорной форме ребенок понимает только фразу, которую повторили несколько раз;
  • усваивается смысл слов, повторенных не менее 20-25 раз;
  • ребенок понимает человека, к которому привык (мать, преподаватель);
  • если алалик говорит, то его речь отличается плавностью, но при этом большим количеством ошибок и отсутствием смысла;
  • в отличие от дошкольников с ЗРР, малыш не любит слушать чтение или рассказывание.

При таком отклонении дети не интересуются звуковой стороной речи, то воспринимают, то не воспринимают ее. Качество восприятия звучащей речи не зависит от ее громкости, но зависит от того, устал ли ребенок. Некоторое понимание может появляться только в результате многократного повторения слова или фразы, при этом желательно, чтобы голос говорящего был тихий и спокойный. Сенсорная алалия отличается от ЗРР тем, что дошкольник внезапно произносит отдельные звукосочетания, слова или сочетания слов. Если использовать слуховой аппарат, слабослышащий ребенок будет лучше слышать, а алалик с сенсорной формой – нет.

Важно! В школьном возрасте ученики с алалией так же, как и ЗРР, испытывают большие трудности с освоением правописания.

Общие особенности детей с алалией

Дети с алалией и ЗРР похожи тем, что отличаются нормально развитым познавательным интересом, с удовольствием включаются в предметную деятельность, занимаются трудом. Однако алалия сопровождается отставанием в развитии маленького человека (таблица).

Параметр

Характеристика

Физическое развитие

Общая слабость здоровья, неуклюжесть, проблемы с координацией движений, слабо развита мелкая моторика

Психическое развитие

Среди детей-алаликов много гиперактивных и импульсивных, а также апатичных и безынициативных; у алаликов часто формируются неврозы

Память

Наблюдаются отставания в формировании произвольной и осознанной памяти; особую трудность представляет запоминание слов, фраз и текстов; для запоминания слов и предложений необходимо сопровождение зрительным рядом, использование наглядности

Внимание

Характерное отставание в формировании произвольного внимания

Алалик понимает свои недостатки, поэтому старается не говорить, а выражать свои мысли и состояния с помощью жестов, использует речевые средства в особых, эмоционально окрашенных ситуациях, становится замкнутыми, неуверенным в себе, обидчивым, раздражительным, негативно реагирует на окружающий мир, часто плачет.

Коррекция

Коррекционные мероприятия при моторной алалии, как и при ЗРР, начинаются после определения природы нарушения, в возрасте 3 лет, но, в отличие от ЗРР, должны обязательно включать не только логопедические занятия, но и лечение медикаментами, работу с психотерапевтом. Развитие речи осуществляется в комплексе с занятиями адаптивной физической культурой, ритмикой и логоритмикой, общеразвивающими уроками по формированию мелкой моторики, знакомству с цветом, формой, счетом, явлениями и предметами окружающего мира, с разнообразной игровой деятельностью (дидактические игры на анализ, сравнение, перестраивание, перемещение в пространстве, конструирование и др.). Школьники должны обучаться по специальной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) или в условиях стационара.

При сенсорной алалии важно ограничить звуковой режим: исключить все ненужные звуковые раздражители, чтобы у ребенка появился интерес к звучащей речи и ее пониманию. Затем проводится комплексная работа по общему развитию, формируется способность различать звуки (сначала неязыковые, потом вербальные). Сенсорная форма в школьном возрасте проявляется специфично: младший школьник может воспринимать письменную речь, понимать целые слова, поэтому коррекцию можно организовывать на основе работы с буквенным обликом слова.

Отличия ЗРР от алалии в том, что полностью скорректировать речь дошкольника или школьника с алалией не удается даже при целенаправленной логопедической работе и медицинском воздействии. В результате коррекционных мероприятий возможно формирование речевых навыков только на элементарном уровне. Если же вовремя обнаружить ЗРР и сразу начать целенаправленную работу по преодолению этого нарушения, дошкольник вскоре догонит нормально развивающихся сверстников.

Видео

090

Источник