Задержка речевого развития у ребенка массаж
Инструкция по выполнению логопедического массажа при ЗРР.
Массаж при задержке речевого развития — важный элемент в лечении ребенка. Существует несколько способов, и каждый из них симулирует определенную зону. В этой статье мы расскажем о разновидностях массажа при ЗРР у ребенка.
Какой нужно делать массаж ребенку при ЗЗР?
Вообще все виды массажа можно разделить на несколько категорий.
Какой нужно делать массаж ребенку при ЗЗР:
- Логопедический
- Ладошек и рук
- Лица. Это лоб, щеки, рот и подбородок
- Воротниковой зоны
На приеме
Кем проводится логопедический массаж при ЗЗР?
Все процедуры отличаются способами выполнения, и зонами воздействия. Что касается логопедического массажа, то его основная задача — развитие артикуляционных мышц, улучшение состояния нервов. Таким образом производится массаж исключительно в области ротовой полости, языка. Его часто назначают детям, в возрасте 4-5 лет, при диагностике ЗРР. Обычно комбинируется с другими видами массажа и артикуляционной гимнастики.
Кем проводится логопедический массаж при ЗЗР:
- Для того чтобы проводить речевой массаж, необходимо использовать зонд или пальцы. Обычно проводится логопедом или родителями. Обратите внимание, что должны быть подстриженные ногти, на руках не должно быть украшений.
- Чаще всего проводится такая манипуляция в перчатках. Стоит отметить, что любой массаж при ЗРР назначается исключительно неврологом. После обследования ребенка, доктор может выписать направление к логопеду.
У доктора
Как проводится массаж ладошек для развития речи малыша?
Довольно эффективно справляется с ЗРР массаж ладошек. Обычно его проводят самостоятельно родители, или дети. Разделить его можно на активный и пассивный. Пассивный выполняется родителями или доктором, в результате массажа прорабатываются участки на ладонях и пальцах детей. Массируется как наружная, так и внутренняя часть ладони, а также область до локтя. Достаточно всего 15 минут, чтобы размять эти зоны. Для того чтобы ребенок спокойно воспринимал выполнение массажа, его осуществляют в игровой форме, дополняя стихами и потешками.
Пока ребенок маленький, родители самостоятельно выполняют этот массаж. Как только малыш освоит технику осуществления подобного массажа, он может делать его самостоятельно.
Массаж ладошек для развития речи малыша:
- Необходимо гладить руки ребенка с наружной и внутренней стороны. Для этого прикосновения должны быть очень легкими, и как бы щекотливыми. Родители щекочут ладонь ребенка.
- Сорока-белобока. Это всем известная потешка, в ходе которой пальцем выполняются спиралевидные движения в области внутренней стороны ладони.
- Метель. Необходимо кисти рук поглаживать зигзагообразно. При этом рассказывать стихотворение про метель.
- Улитка. Во время проведения этого упражнение ладони не просто поглаживает, а тщательно массируют, пощипывают.
Активные точки
Как проводится массаж лица при ЗРР?
При осуществлении процедуры доктор воздействует на лоб, щеки, подбородок ребенка. Обычно в этой области осуществляются поглаживания, вибрация, растирания и даже постукивания.
Как проводится массаж лица при ЗРР:
- Для того чтобы выполнить массаж лба, необходимо проводить его по массажным линиям. Для этого необходимо кончиками пальцев, очень легким прикосновением, двигаться двумя ладонями от середины лба к височной части. Упражнение выполняется сразу двумя руками. Далее, необходимо массировать лоб от бровей до верхней части лба. Получаются зигзагообразные движения.
- При выполнении массажа щек, необходимо растирать вдоль линий, от уголков губ к вискам. Как и в первом случае, необходимо осуществлять движения сразу двумя руками. Далее, необходимо выполнять поглаживающие движения от виска, затрагивая область скул, и по направлению к нижней челюсти, спускаясь к области ключицы.
- Растирают верхнюю губу от средины, к уголкам рта. Движения должны быть круговыми, или зигзагообразными. Проводят точно такие же упражнения с нижней губой.
- Часто выполняют массаж подбородка, осуществляя круговые движения по спирали, по направлению от подбородка к уголкам рта.
Довольный ребенок
Как проводится массаж воротниковой зоны при ЗРР?
При ЗРР довольно эффективным является массаж шеи, лопаток, ключиц. Он назначает не только для стимуляции, но и общего улучшения состояния организма. Дело в том, что частой причиной ЗРР, является родовая травма, а также зажатие нерва в области шеи. Это позволяет улучшить кровообращение в области головного мозга, тем самым стимулировать развитие речевого аппарата. В ходе массажа все мышцы, а также мозг насыщаются кислородом. Это происходит из-за стимуляции зоны, отвечающей за речь.
Как проводится массаж воротниковой зоны при ЗРР:
- Обычно сеанс массажа не очень длительный, всего 20 минут. Обратите внимание, что он выполняется без боли и сильного надавливания. Состоит примерно из 20 сеансов. Рекомендует повторять через 2 месяца. При выполнении массажа, ребенка выкладывают на живот, руки при этом находятся вдоль туловища. Начинается массаж с легких поглаживаний, движений сверху вниз, в области шеи.
- После этого можно усилить нажим, и выполнять растирающее движения в этой зоне, но уже тремя фалангами пальцев. После этого проводится массаж мышцы, которая находится между шеей и плечами. Необходимо прорабатывать не только шею, но и верхнюю часть спины.
- Стоит отметить, что довольно полезным является логопедический, речевой массаж, но, чтобы он давал хороший результат, его стоит комбинировать с дыхательной и голосовой гимнастикой.
Видео: Массаж воротниковой зоны ребенку при ЗРР
Какой можно использовать массаж при ЗЗР у детей 3 лет?
Для детей возрастом 3 года, обычно используется массаж зоны воротника, реже артикуляционная гимнастика. В этом возрасте самое главное — развивать мелкую моторику рук, воздействуя на центры, находящиеся на ладошках и кистях рук.
Какой можно использовать массаж при ЗЗР у детей 3 лет:
- Поэтому оптимальным вариантом является приобретение колючих шариков, мелких прищепок, и крупы. Чаще давайте ребенку перебирать крупу, играть с ней. Необходимо, чтобы активные точки на пальцах ребенка постоянно были задействованы. Это стимулирует развитие головного мозга, тем самым улучшая речь ребенка.
- Помните, наиболее эффективным в возрасте 3 лет является массаж шеи. Он позволяет улучшить кровообращение в головном мозге, тем самым улучшая общее самочувствие ребенка.
- Лучше всего выполнять массаж только после консультации с доктором, и демонстрации упражнений опытным массажистом. Дело в том, что при достаточно сильном нажатии, можно навредить ребенку.
Массаж зондом
Как проводится логопедический массаж языка в домашних условиях?
Очень эффективным в борьбе с ЗРР является логопедический массаж языка. Он может проводиться как специальным зондом, так и зубной щеткой. Проводится с использованием перчаток, безворсовых салфеток, а также чистой зубной щетки с силиконовыми ворсинками.
Как проводится логопедический массаж языка в домашних условиях:
- Изначально выполняется поглаживание языка вдоль, потом от центра вправо и влево. Выполняется с небольшими перерывами, так как удерживается все время кончик языка, что приводит к постоянному слюнотечению и дискомфорту у ребенка.
- Мягкие поглаживания необходимо выполнять без сильного надавливания, так как ворсинки щетки могут быть достаточно жесткими и неприятными. Ни в коем случае нельзя причинять болезненных ощущений у ребенка.
- В ходе массажа часто выполняются похлопывающие и постукивающие движения. Для этих целей лучше всего использовать зубную щетку с силиконовым ворсом, а не стандартную, из капрона.
- Это помогает сделать массаж ощутимым, и воздействовать на точки, которые находятся на языке. Это позволяет стимулировать мышцы языка, улучшать его работу, что помогает в воспроизведении некоторых шипящих звуков, которые трудно даются ребенку.
Схема массирования языка
Массаж шейно-воротниковой зоны при ЗРР: отзывы
Необходимо, чтобы массаж у ребенка ассоциировался не с чем-то болезненным, а с приятными манипуляциями. Существует масса техник, которые будут восприниматься ребенком не как лечение и процедуры, а развлечения, игры.
Массаж шейно-воротниковой зоны при ЗРР, отзывы:
Наталья. Делала массаж своему сыну, ему 5 лет. Скоро в школу, но имеются проблемы с речью. Невролог назначил такой массаж. В кабинет к доктору сын ходить не стал, постоянные истерики. Делала дома курсами. После 2 курсов появились улучшения.
Вера. С речью у моей дочери были серьезные проблемы. Основная причина — родовая травма в шейном отделе. Знакомая порекомендовала массаж воротниковой зоны. Нанимали массажистку, которая приходила домой. Эффект заметен, но кроме массажа мы занимались артикуляционной гимнастикой.
Елизавета. Люблю своего сына, вкладываю в него много средств и времени. Заговорил очень поздно, поэтому в 6 лет имеются проблемы с речью. Постоянно делаем массаж шеи, верхнего отдела спины, лица. Ходим к логопеду, постепенно речь улучшается.
Массаж лица
Много полезных статей для развития детей можно найти на нашем сайте:
- Чистоговорки для детей: лучшая подборка
- Детские игры от 6 лет на развитие слуха и восприятия
- Развивающие игры для детей от 5 лет
- Развивающие игры для детей от 1 года
- Поговорки и пословицы для детей дошкольного возраста
Можно смело комбинировать массаж со стихами, потешками. Можете рассказывать популярную басню, например “Ехали медведи”, и массировать воротниковую зону малыша. Старайтесь также проработать каждый позвоночник в области шейного отдела.
ВИДЕО: Логопедический массаж
Источник
Задержку речевого развития ребёнка специалист может ставить (диагностировать) уже с 3-4 лет. Причин, по которым ребёнок отстаёт от нормы много. Вся коррекционная работа, которая направлена на преодоление задержки речевого развития, должна вестись разными специалистами: психологами, педагогами, медиками. Только при слаженном взаимодействии всех профессионалов, можно говорить о положительном конечном результате.
Значительную роль при работе с детьми с патологией речи отводится на логокоррекцию. Опытный логопед с помощью специальных методов и приёмов обследует ребёнка с ЗРР и планирует свою дальнейшую работу. В состав этой работы, как правило, входит и специальный логомассаж, так как логопедический массаж при ЗРР – это эффективное средство в борьбе с недугом.
Основные понятия и требования к проведению логопедического массажа
Качественный логопедический массаж при задержке речевого развития даёт отличный результат по устранению речевого нарушения. Количество сеансов рассчитывается индивидуально для каждого ребёнка с ЗРР. Сеансы в основном должны проводятся ежедневно. Для того, чтобы специалист мог делать данную процедуру ребёнку, ему необходимо пройти специальное обучение – медицинские курсы, при этом детально изучить анатомию и физиологию детского организма, во избежание нанесения ему травм.
Важно! Строго запрещается специалисту делать массаж, имея украшения на руках или поражённые кожные покровы. Ногти должны быть острижены, руки чистые и тёплые.
Разновидности массажа рекомендованных при ЗРР
На практике используется два вида массажа:
Вид массажа | Особенности применения |
Логопедический массаж | Способствует нормальной работе тонуса мышечной мускулатуры и улучшает работу мышц артикуляционного аппарата. |
Массаж воротниковой зоны | Позволяет с помощью определённого воздействия на отдел воротниковой зоны, насытить кислородом и усилить кровообращение в той зоне коры головного мозга, которая отвечает непосредственно за речь. |
Противопоказания к применению
Запрещается проводить процедуру, если наблюдается один из ниже перечисленных диагнозов:
- острые инфекционные заболевания;
- повышение температуры, озноб;
- инфекционные заболевания кожных покровов (герпесы, язвы, дерматиты);
- лимфаденит (воспаление лимфатических узлов);
- инфекционные болезни глаз (конъюнктивиты);
- инфекции полости рта (стоматиты, гингивиты);
- повышенное / пониженное артериальное давление.
Инструменты в работе логопеда
Во время проведения процедуры специалист может использовать следующие инструменты для логопедического массажа:
- профессиональные вибромассажёры;
- массажные зонды;
- руки.
Какую бы технологию и рабочий инструмент не выбрал логопед, одним из первых и самых главных аспектов в работе специалиста – это умение найти контакт с ребёнком, расслабить его.
Место проведения массажа
Ряд требований предъявляется и к кабинету, для проведения процедуры. Он должен быть оснащён всем необходимым: детские игрушки, кушетка, табурет и кресло для работы. Если же процедуры проводятся в больнице, то из кабинета стоит убрать те вещи, которые могут напугать малыша (медицинские инструменты, наглядные пособия и материалы). В кабинете для проведения процедур всегда должна быть комфортная температура.
Технология проведения логопедического массажа лица
При логокоррекционной работе с детьми логопатами наряду с традиционными формами, приёмами используется и логопедический массаж лица. Классический массаж детям с задержкой речи проводится руками. При поведении используются четыре основные приёма:
- поглаживание,
- растирание,
- разминание,
- вибрация.
Его выполнение состоит из проведения манипуляций на разных участках лица:
- лоб,
- щёки,
- нос,
- рот,
- подбородок.
Каждое движение повторяется по 8-10 раз.
Массаж лба
Производится следующим образом:
Действие | Чем выполняется | Примечания |
Поглаживающие движения | Ладонь | От середины лба к височной части. |
Разминающие движения | Рука | От бровей к верхней части лба. |
Вибрация | Рука или виборомассажёр | От бровей к верхней части лба. |
Массаж щёк
Следующим этапом будет массирование щёк. В ходе выполнения используют разминающие и растягивающие движения. Производят их от уголков рта вверх к вискам по направление расположения мышц щёк. После переходят к лёгкому поглаживанию от скул до низа челюсти.
Массаж носа
Массаж носа выполняют поглаживающими, растягивающими и вибрационными движениями по крыльях носа. Дальше переходят на лёгкие поглаживания носогубной складки от крыльев носа к углам рта.
Массаж рта
На следующем этапе специалист делает массаж рта. Для этого поглаживают и растягивают кожу с середины верхней губы, плавно переходя к углам рта. Для нижней губы проводятся аналогичные действия. Тип движения – поглаживающий, растирающий и вибрационный.
Массаж подбородка
Завершается процедура массированием подбородка. Для этого используют технологии поглаживание и разминание движениями от подбородка к углу рта. Тип движения – поглаживающий и разминающий.
Качественно проведённая процедура – это преодоление больной ступени на пути к преодолению патологии речи.
Массаж воротниковой зоны ребёнку при ЗРР
Учёными давно доказана взаимосвязь между воротниковым отделом и функцией коммуникации (речевая функция). Шейно-воротниковый отдел – это не только шея, он состоит из многих других составляющих, а именно:
- область шейных позвонков,
- задней части шеи,
- верхние мышцы плечевого пояса,
- боковая поверхность шеи,
- надключичные ямки.
Зная строение воротниковой зоны и механизмы воздействия, при правильной технологии проведения манипуляций можно получить хороший результат. Именно данный вид процедуры способствует приближению к норме речевых навыков и обеспечивает полноценное функционирование нервной системы. Массаж ребёнку при ЗРР нужно делать для того, чтобы стимулировать непосредственно речевые зоны мозга.
Задержка речи – массаж воротниковой зоны, технология его выполнения
Как только ребенок полностью расслабится и мастер убедиться в удовлетворительном состоянии, после этого можно начинать массаж воротниковой зоны при ЗРР. Его кладут на кушетку спиной вверх, руки вытягивают вдоль туловища. Детям с ЗРР, у которых есть сколиоз, поворачивают голову в противоположную сторону по отношению к искривлению. Далее выполняются манипуляции, описанные ниже в таблице.
Действие | Чем выполняется | Примечание |
Лёгкое поглаживание сверху вниз | Ладонь | Не затрагивая область позвоночника. |
Поглаживание сверху вниз | Ладонь | Не затрагивая область позвоночника.Давление усиливается. |
Растирание | 3 фалангами пальцев | Активно массируется трапециевидная мышца. |
Выжимание | 3 фалангами пальцев | Активно массируется трапециевидная мышца. |
Разминание | Рука | Прорабатывается верхняя часть спины и плечевые суставы. |
Начинают первые сеансы с 15 минут, а в дальнейшем наращивают время до 25 минут. При его правильном проведении малыш не должен ощущать боли. Поэтому массаж при ЗРР воротниковой зоны стоит оградить от сильных растираний и разминания, чтобы избежать боли в шейном сегменте.
Важно! Массаж при задержке речи ребёнку сопровождается разговором логопеда с малышом, при этом важно использовать каждую минутку и побуждать ребёнка к разговору и развитию навыков коммуникации.
Курс массажа
Для получения хорошего результата специалист назначает целый курс массажа воротниковой зоны при ЗРР. Это минимум 20 сеансов и возможно еще увеличение их количества. Через 1,5 – 2 месяца это курс можно повторить.
Положительная динамика заметна уже после несколько проведённых процедур. Так, дети с ЗРР, у которых присущи признаки гиперактивности, после проведения процедуры стают более спокойными, улучшается их общее самочувствие. Данный вид процедуры поможет ребёнку с ЗРР быстрее не только справиться с нарушениями речи, а ещё и улучшить его физическое развитие.
Видео
025
Источник
Произносить разборчивую речь ребенок начинает к трем годам. Если логопед или дефектолог на плановом осмотре выявляет расстройства, дефекты или задержку речи, вызванные нарушениями функций артикуляционных мышц, то в помощь логопедический домашний массаж для развития речи, улучшения артикуляции.
Для чего логопедами назначается массаж
Логопедический массаж — специальный метод коррекции артикуляции с воздействием на определенные участки тела (лицо, лоб, щеки, нос, рот, подбородок, воротниковая зона, область шейных позвонков, надключичные ямки, верхние мышцы плечевого пояса).
Педагоги, логопеды и дефектологи уверяют, что упражнения при грамотном воздействии:
- нормализуют работу малоподвижных мышц;
- повышают амплитуду артикуляционных движений, делая их произвольным;
- корректируют состояние при параличах мышц, порезах, судорогах, гиперкинезах;
- улучшают функции сосудов, эластичность мышечных волокон;
- благотворно воздействуют на нервную, мышечную систему;
- устраняют отклонения в образовании звуков;
- стимулируют кинетические движения;
- увеличивают силу и длительность выдоха;
- нормализуют мелкую моторику, артикуляционный аппарат;
- снижают проявления дизартрии, заикания.
Справка!
Дефекты речи у ребенка важно корректировать своевременно, иначе в будущем они станут препятствием на пути к развитию, взрослению. Массаж должен проводить обученным специалистом, особенно малышам до 1 года. Хотя некоторые приемы можно освоить родителям самостоятельно, чтобы проводить дома в комфортных условиях.
О показаниях и противопоказаниях к массажу
Массаж показан малышам до года при имеющихся врожденных, приобретенных патологиях:
- задержка речевого развития;
- дефекты голоса, речи;
- афазия;
- алалия;
- дислалия;
- гипертонус, перенапряжение лицевых мышц, искажающих произношение;
- частичная афония;
- ограничение подвижности языка, неба, губ;
- ДЦП;
- неконтролируемое слюноотделение;
- аномалия развития артикуляционных мышц;
- разные виды заикания.
Логомассаж не проводится при:
- болезнях кожи;
- инфекциях полости рта, слизистой оболочки глаз;
- увеличении лимфоузлов;
- герпетической инфекции;
- обострении соматических заболеваний;
- ссадинах, порезах, синяках на лице;
- тромбозах;
- онкологии;
- грибковых поражениях кожи.
Справка!
Логомассаж незаменим детям с недоразвитой речью и страдающим ДЦП. Ведь видоизменяет состояние участков тела, на которые подается механическое воздействие и устраняет разные нарушения артикуляции. Однако, самостоятельное проведение недопустимо. Только специалист после полноценного обследования оценивает работу мышц речевого аппарата, устанавливает степень правильности функций артикуляции, выдает заключение и назначает массаж при целесообразности.
Родителям для проведения в домашних условиях важно уточнять у участкового невропатолога: имеются ли противопоказания.
Разновидности массажа
Виды процедур для улучшения тонуса мышц аппарата речи и коррекции произношения:
- Традиционный с растиранием, поглаживанием мышц-участников артикуляции, проведением энергичных движений с целью укрепления, активизации мышечного тонуса.
- Аппаратный с использованием приборов (вакуумные, вибрационные).
- Точечный путем воздействия на биоактивные точки тела по прохождению нервных сосудов и окончаний для расслабления, стимуляции.
- Зондовый, при котором массирование мягкого неба, языка, губ производится зондом. Это уникальная разработка для устранения нарушений речевой моторики.
- Воротниковой зоны для насыщения кислородом, усиления кровообращения области коры головного мозга, отвечающей за речь.
- Метод Дьяковой, исправляющий нарушения речи.
- Самомассаж, который может проводить ребенок сам, массируя мускулатуру лица.
Справка!
Все варианты логопедического массажа проводятся при ЗПП для повышения тонуса и улучшения функций мышц артикуляционного аппарата.
Приемы пассивного массажа
Пассивный — успокаивающий вид с силой и длительностью воздействия, предопределяемый специалистом. Назначается при порезах, гипертонусе лицевых мышц.
Нажатия на участки тела – легкие, скользящие для снятия возбудимости.
Приемы:
- Пила. Логопед будто пилит ладошку ребенка вдоль, поперек, ребром своей ладони,.
- Метель путем поглаживания кистей рук малыша зигзагами с обеих сторон, проговаривая скороговорку..
- Солнышко, нежно проводя подушечками пальцев по кистям рук ребенка с обеих сторон, будто лучами солнца, поглаживая кисти рук ребенка.
- Сорока – белобока. Проглаживаются кисти рук с обеих сторон спиралевидными движениями.
Приемы активного массажа
Активизирующий массаж с энергичными, глубокими прикосновениями для тонизирующего эффекта чаще назначается при ДЦП.
Приемы:
- Зверята путем проведения по подушечкам каждого пальца на одной руке, затем — на другой. Приговаривая: дети любят всех зверей птиц и ящериц и змей. Пеликанов, журавлей, бегемотов, соболей, голубей, глухарей, снегирей. Любят горного козла, обезьянку и осла, дикобраза и ежа, черепаху и ужа.
- Щелчки. Пальцы одной руки ребенка слегка прижать к столу, пальцы другой руки поднимать по одному вверх. Опускать, чтобы палец со стуком падал на стол.
- Мячик. Прокатывается мячик с шипами между ладонями ребенка с присказкой: Покатаю я в руках мячик мой хороший. Чтоб всегда здоровым быть, ловким и веселым.
- Огород. Массируются фаланги пальцев на каждой ударный слог стишка: Вырос у нас чесночок. Перец, томат, кабачок. Тыква, капуста, картошка. Лук и немножко горошка. Овощи мы собирали. Ими друзей угощали. Квасили, ели, солили. С дачи домой увозили. Прощай же на год, Наш друг-огород.
Массаж лица для развития речи
Процедура включает 4 этапа: вибрацию, разминание, растирание, поглаживание. Назначается детям при задержке речи. Прорабатываются участки лица: щеки, нос, рот, подбородок, лоб.
Так повторяются каждый из 4-ех приемов по 8-10 раз массажными движениями с воздействием на специальные точки сверху вниз:
- Лоб. Проглаживается и разминается, начиная от середины, затем к поискам, от бровей к волосам.
- Щеки. Разминание и растягивание от уголков глаз к вискам, по щекам, от скул к нижней челюсти.
- Нос. Проглаживание крыльев аккуратными растяжениями, от области носа к уголкам рта.
- Рот. Прорабатывается поочередно: нижняя и верхняя губа, в стороны уголков рта растягивающими движениями.
- Подбородок. Разминание и поглаживание, начиная от середины к уголкам.
- Шея. Проработка поддерживающими движениями.
Массаж воротниковой зоны при задержке речевого развития
Шейно воротниковый отдел включает в себя: шею, позвонки, заднюю часть, верхние мышцы плечевого пояса, надключичные ямки.
Ученые доказали, что между речевой функцией и воротниковым отделом существует неразрывная связь. Процедура назначается детям при ЗППП для стимуляции речевых зон мозга. Главное, чтобы на процедуре ребенок полностью расслабился, пребывал в хорошем самочувствии.
Действия:
- лечь на кушетку спиной вверх;
- вытянуть руки вдоль туловища;
- при сколиозе специалист отворачивает аккуратно голову в противоположную сторону с учетом искривления, проводит легкие поглаживания сверху вниз ладонями с постепенным усилением давления;
- далее – растирания, выжимания фалангов пальцев, массируя трапециевидную мышцу;
- разминание верхней части спины, плечевых суставов.
Длительность первого сеанса — 15 минут, доводя постепенно до 25-30 минут. Главное, чтобы ребенок не ощущал боли в шейном сегменте. Проведение сильных растираний и разминаний тела при зппп неуместно.
Справка!
Желательно разговаривать в малышом при проведении сеанса, побуждая к развитию навыков коммуникации.
Массаж языка зубной щеткой
Зубная щетка применяется для манипуляций с подкладываем под язык стерильной сухой салфетки для впитывания лишней слюны. Чередуются точечные и круговые движения с повтором каждого приема 3-10 раз.
Действия:
- Зубная щетка вводится в основание кончика языка по левому краю, затем — по правому, будто пишется английская буква U.
- Проводятся манипуляции зигзагом от основания к кончику с чередованием кругов и точек на языке.
- Массируется левый край языка точечно, затем вкруговую с переходом на правой участок. Далее — птичкой V, начиная от уздечки и до кончика. Рисуется хвостик у птички по левой стороне языка, затем по правой. Далее – 2 параллельные линии с чередованием движений по правой и левой стороне.
Справка!
Каждый родитель может освоить технику массажа у логопеда, чтобы проводить сеансы дома. Главное, не нанести вред нежному артикуляционному аппарату малыша.
Массаж ложками
Воздействие на речевые зоны чистыми ложками (несколько штук) с гладкой поверхностью, чтобы не травмировать нежную кожу. Массажист проводит манипуляции в чистых медицинских перчатках.
Для прорабатывания шеи ребенок садится на стул, под голову подкладывается валик под шею. Проводится легкая вибрация, поглаживание, растирание.
Массаж ложками – простой, безопасный метод с оказанием расслабляющего либо стимулирующего эффекта для развития мелкой моторики у детей. Причем малыши постарше могут выполнять движения самостоятельно, делая приятные для себя усилия.
Метод:
- улучшает качество артикуляционных движений;
- способствует формированию нужного уклада артикуляционных органов;
- тонизирует мышцы мимической мускулатуры;
- позволяет запоминать части ложек, развивать мелкую моторику, ориентироваться в пространстве, корректировать нарушение слоговой структуры.
Массаж хорошо проводить в игровой форме. Так дети учатся говорить и разучивать стихотворения, разные движения. Можно погладить лицо ложкой, покатать по бровям, серединке губ. Теплые предметы используются для получения расслабляющего массажа, холодные — для оказания стимулирующего воздействия.
Результаты домашнего массажа
При правильном подходе к проведению в домашних условиях процедуры уже через несколько сеансов:
- нормализуют мышечный тонус мускулов, задействованных в речи;
- увеличивают амплитуду артикуляционных движений;
- улучшают работа мышц речевого аппарата, если до этого мышцы недостаточно активно сокращались.
Логопедический массаж — высоко результативный, ведь избавляет от разных нарушений, связанных с речевым аппаратом. Главное при проведении дома — учитывать рекомендации массажиста, имеющиеся противопоказания у ребенка. Положительная динамика будет наблюдаться уже спустя несколько проведенных процедур и даже у детей с ЗПР при гиперактивности. Такой массаж успокаивает. Малыши получают удовольствие и физическое развитие. Постепенно устраняются нарушения речи. Хотя, например, массаж воротниковой при ЗППП стоит провести минимум 20 сеансов, повторив курс спустя 1,5-2 месяца для достижения результативности.
При адекватном подходе первых успехов можно достичь через 4-5 занятий даже при тяжелых нарушениях речи. Главное, проводить сеансы дома непрерывно, верить в успех. Ребенок же должен пребывать в хорошем настроении. Любящий взгляд, доброжелательная улыбка и тепло рук родителей обязательно помогут преодолеть недуг.
Источник