Задержка речевого развития у ребенка ее преодоление

Задержка речевого развития у ребенка ее преодоление thumbnail
Преодоление задержки речевого развития у детей

Преодоление задержки речевого развития у детей — задача хоть и сложная, но вполне выполнимая. И для её эффективности нужны комплексные усилия, как специалистов, так и родителей. Проблеме преодоления ЗРР (задержки речевого развития) последние годы уделяется много внимания, и объём специализированной литературы (включая уникальные авторские методики) впечатляет. Родителям, которые желают углубиться в проблему, стоит начать с книг:

  • Лынская М.И. «Преодоление алалии и задержки речевого развития»,
  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Преодоление задержки речевого развития у дошкольников»;
  • Шемякина О.В. «Преодоление задержки речевого развития».

В большинстве работ можно наблюдать общие принципы работы с детьми с задержкой речевого развития.

Принципы коррекции задержки речевого развития (ЗРР)

В основе любой коррекционной работы лежит один закон – «не навреди». Именно поэтому при работе с детьми с ЗРР так важно соблюдать ряд принципов:

  • коррекция задержки речевого развития должна быть комплексной (сочетание медикаментозного лечения, консультаций психолога, занятий с логопедом и домашней работы с родителями);
  • работа обязательно включает в себя использование и развитие различных органов чувств, а также формирование моторики;
  • коррекционная работа при ЗРР должна быть непрерывной и поэтапной, с последовательно увеличивающейся сложностью;
  • работа над ЗРР строится с опорой на индивидуальные особенности дошкольника;
  • необходимо учитывать сензитивные периоды, а также ведущую деятельность, характерную для детского возраста.

Занятия по коррекции и преодолению ЗРР должны проходить в интересной для малыша форме, предпочтительно, игровой. Заинтересованность, активное участие — необходимые условия для успешного преодоления задержки речевого развития.

Организация пространства для преодоления ЗРР

Первый шаг в преодолении ЗРР — правильная организация пространства. Для полноценного формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенного уровня развития. А этого можно достичь, только развивая органы чувств и мелкую моторику. Для этого необходимо наполнить окружающее пространство различными материалами.

Что понадобится для преодоления ЗРР:

Зоны развития

Примеры материалов

Слуховое восприятие

Погремушки, бубен, барабаны, свисток (духовые инструменты особенно полезны для развития артикуляционных мышц и дыхания) и другие простые музыкальные инструменты

Зрительное восприятие

Различные предметы, направленные на формирование восприятия цвета, формы, размера (кубики, блоки, пирамидки, карточки, картинки)

Сенсорика

Пластилин, карточки с различной фактурой, пальчиковые краски

Мелкая моторика

Пазлы, кубики, конструкторы, бусы

Помимо этого, для преодоления ЗРР (задержки речи) понадобятся: тематические карточки и фигурки, книжки с яркими иллюстрациями. Очень важно своевременно заменять материалы, тем самым, обогащая опыт и поддерживая познавательный интерес малыша.

Основные направления коррекционной работы при ЗРР

Конечно, основную работу по преодолению задержки речевого развития у дошкольников выполняет логопед. Но родителям важно понимать направления коррекции, методы и приемы и включить их в повседневные занятия с малышом. Направление работы определяется типом нарушения. Это может быть работа, направленная на развитие:

  • импрессивной речи (понимания),
  • экспрессивной речи (активная речь от ребенка),
  • общей моторики,
  • мелкой моторики,
  • артикуляции,
  • слуха (речевого),
  • восприятия (зрительного).

Чаще всего коррекционная работа с детьми с задержкой речевого развития (ЗРР) проводится по нескольким направлениям сразу.

Формирование импрессивной стороны речи

Импрессивная речь — это способность понимать обращенную речь, а в более старшем возрасте и письменную. Это сложный процесс, в котором участвуют не только органы слуха, но и кора головного мозга (зона Вернике).

Как правило, при задержке речевого развития (ЗРР) импрессивная речь недостаточно развита. Проявляется это в том, что малыш не всегда понимает, что от него хотят взрослые, имеет слабое представление об окружающем мире, не может назвать части тела или предметы. На первом занятии логопед проводит беседу, тестирует ребенка для того, чтобы оценить, насколько сильно нарушена эта сторона речи.

Дальнейшая коррекционная работа с задержкой речевого развития строится следующим образом:

  • на первых занятиях не требуется точное понимание близких по звучанию слов (открой-закрой, унеси-принеси);
  • для облегчения понимания логопед использует контекст;
  • обязательно использование наглядного материала (картинок, карточек, фигурок, игрушек);
  • все действия взрослого сопровождаются устными комментариями;
  • при общении с маленьким пациентом логопед использует короткие предложения;
  • интонации естественные, но с усиленным ударением в словах.

Игры, направленные на формирование пассивного словарного запаса:

Игра

Описание

Поручения

Взрослый дает поручение, которое тот должен выполнить. Постепенно инструкция усложняется, добавляются новые этапы. Например: принеси мяч, принеси красный мяч, принеси красный мяч и положи его на стол

Делай как я

Читается детский стишок, и дошкольник вместе со взрослым выполняет действия, о которых говорится в стихотворении

Покажи

Используется наглядный материал (карточки или предметы). Логопед задает условие, ребенок должен указать на соответствующую карточку. Например: покажи синий кубик, покажи сначала большую собаку, а потом маленькую

Спрячь картинку

Используются сюжетные карточки. Дошкольник должен перевернуть/накрыть ладошкой ту, которую описывает взрослый. Цель упражнения: научить понимать целые предложения, распознавать глаголы действия

Отбери

Игра помогает развить логику, способность вычленять свойства предметов, сопоставлять их и сравнивать. Взрослый просит ребенка выбрать предметы по определенному признаку: отложить все красные шарики, выбери все машинки

Постепенно задачи усложняются: изучаются различные формы слов, слова с противоположными значениями.

Все эти упражнения по преодолению задержки речевого развития (ЗРР) можно провести и самостоятельно, дома. Кроме этого, родители должны неуклонно выполнять следующее:

  • внимательно следить за своим общением с ребенком. Полностью исключить «сюсюканье», слова проговаривать четко, ясно. Речь должна быть нормального темпа, со спокойными интонациями;
  • в повседневном общении проговаривать названия предметов, с которыми манипулирует ребенок;
  • при прогулке рассказывать о том, что окружает;
  • озвучивать свои действия;
  • читать больше вслух сказки, стишки и потешки, сопровождая их наглядной демонстрацией. Это могут быть как картинки, так и показ действий;
  • как можно чаще объяснять значение новых слов.

Важно! Для развития импрессивной речи необходимо исключить телевизор и как можно больше общаться с ребенком.

Развитие экспрессивной речи

Экспрессивная речь формируется только тогда, когда ребенок хочет говорить. И очень часто именно это становится самой сложной задачей на пути преодоления ЗРР. Потребность подражать общению взрослых — естественный этап взросления. И если по каким-то причинам эта потребность оказалась нереализованной, возникает задержка (ЗРР).

Важно! Нельзя принуждать к высказываниям. Фразы «скажи», «повтори» — под запретом. Ребенок должен сам испытать потребность в общении.

Работа логопеда в этом направлении начинается с азов: на первых занятиях никто не ожидает и не требует полноценной речи от малыша. Достаточно отдельных звуков, слогов.

Читайте также:  Задержка развития ребенка лечение народными средствами

На этом этапе особенно эффективно упражнение на фонетическую ритмику. Пение гласных сочетается с плавными движениями рук. Каждая гласная сопровождается особенным жестом. Это помогает прочувствовать звук всем телом.

Принципы те же: работа по преодолению ЗРР ведется поэтапно, с постепенным погружением. Формы речи, которые отрабатываются, также постепенно становятся все более сложными.

Работа по формированию моторики

Связь между уровнем развития моторики и речи давно доказана. Дети с задержкой речи (ЗРР) чаще страдают от неуклюжести, плохой координации движений, у них не развита артикуляционная и мелкая моторика. Неудивительно, что преодоление и коррекция задержки речевого развития предполагает работу по формированию моторики.

Направление работы по преодолению ЗРР

Методы

Общая моторика

Работа по преодолению ЗРР начинается с отработки общих простых движений. Курс базовых упражнений проводится под ритмичный текст, чаще всего стихотворение

Мелкая моторика

Мелкая моторика играет огромную роль в развитии памяти, мышления, речи. Есть прямая взаимосвязь между развитием мелкой моторики и уровнем интеллекта. Для ее развития используются:

  • пальчиковые игры,
  • лепка из глины или пластилина,
  • рисование пальчиками,
  • конструктор

Артикуляционная моторика

Чтобы правильно говорить, органы речи должны быть достаточно развиты, а их движения скоординированы. Для этих целей проводятся тренировки для языка, губ. Обязательно все выполняется перед зеркалом, чтобы правильная позиция и движение фиксировались

Как и в любом из направлений работы по преодолению и реабилитации задержки речевого развития, все упражнения должны выполняться в игровой форме, при положительном настрое.

Формирование речевого слуха

Для развития речевого слуха используются различные шумозвуковые игрушки. Вариантов упражнений несколько:

  • специалист берет две звуковые игрушки. Дает малышу послушать одну, затем другую. Ребенок должен показать, какая из них «подала голос»;
  • задача усложняется: игрушка спрятана, дошкольник должен по звуку определить ее местоположение;
  • специалист озвучивает условие: дошкольник при определенном звуке должен сделать какое-то действие. Сначала условие и звук может быть один, постепенно добавляются новые.

Работа по развитию речевого слуха у ребят слабослышащих проводится по-иному: с использованием зрительного восприятия, то есть внимание акцентируется на артикуляции.

Развитие зрительного восприятия

Зрение — основной источник информации о мире. Развитие зрительного восприятия позволяет человеку выделять свойства окружающих предметов, анализировать их, сравнивать и противопоставлять.

Ребенок, у которого оно слабо развито, видит предмет, но не в состоянии обработать зрительную информацию, которую он получает. Работа по его коррекции заключается в формировании представления о предмете, узнаванию его, несмотря на угол зрения или способ изображения. Специалист выбирает предмет, и демонстрирует картинки, на которых он изображен в разных видах и формах.

Работа по преодолению и реабилитации задержки речевого развития детей (ЗРР) очень сложная, кропотливая и требует много времени. Именно поэтому один специалист не справится. Необходимы постоянные усилия, направленные на преодоление проблемы, со стороны родителей. Только так можно достичь стойкого положительного результата. Для тех родителей, которые физически не могут уделить много времени на коррекцию, существуют специальные санатории для детей с задержкой речевого развития. Там малыш получит квалифицированную помощь, а также получит возможность пообщаться со сверстниками.

Видео

094

Источник

Для многих родителей задержки в развитии ребенка стали насущной проблемой. Но ступор и отчаяние, являющиеся первой и естественной реакцией на получение такого диагноза, сменяются твердым намерением что-либо изменить в лучшую сторону и помочь своему ребенку догнать сверстников. С этого момента начинается долгий, иногда сложный путь, но стабильное улучшение результатов и достижения маленького человечка становятся лучшей наградой за все приложенные усилия и старания.

Рыжая девочка сидит за столом с книгой

Что такое задержка развития и виды

Задержкой в развитии называют нарушение нормальной скорости
развития того или иного физического или психического аспекта у детей разного
возраста. Выделяют следующие виды задержек в развитии ребенка:

  • ЗРР – задержка речевого развития;
  • ЗПРР – психоречевого;
  • ЗПР – психического;
  • ЗМР – моторного;
  • ЗПМР – психомоторного.

В большинстве случаев задержки развития поддаются коррекции.
Но эффективность принятых мер во многом зависит не только от качества
выполнения врачебных рекомендаций, но и от того, насколько рано родители
обратились за помощью.

Задержка речевого развития (ЗРР)

Речь присуща только людям и является основой общего
развития. Именно она признана ведущим показателем того, как ребенок
воспринимает окружающий его мир, и отражает готовность с ним взаимодействовать.
Поэтому возникновение ее нарушений, является поводом для немедленного принятия
мер. Но при этом нельзя забывать, что каждый ребенок развивается в своем
собственном ритме и не стоит искать проблем там, где их нет.

Критерием оценки степени речевого развития можно считать общепринятые нормы, разработанные для каждого возраста, т. е. тот минимум, присутствие которого является показателем нормального развития. Если же родители замечают, что речь крохи не дотягивает по многим параметрам до нормы, им следует обязательно записаться на консультацию к специалисту. Но крайне редко задержка развития речи присутствует обособленно. Обычно это сопровождается отставанием в психическом развитии, т. е. у ребенка диагностируется психоречевая задержка развития (ЗПРР).

В большинстве случаев обнаружение задержки развития речи у детей обнаруживается до 4-х лет.

Ребенок закрыл рот рукой

ЗРР может возникать в результате:

  • поражения центральной нервной системы:
    • афазии – нарушение уже сформировавшейся речи,
      что наблюдается при повреждении головного мозга (может страдать не только
      функция говорения, но и понимания речи другого человека);
    • алалии – полное отсутствие или грубое
      недоразвитие речи;
    • дизартрии – неправильное произношение или
      сложности при выговаривании некоторых звуков и букв.
  • Развития функциональных нарушений в ее работе:
    • заикание – частое повторение звуков, их
      удлинение, постоянные остановки в речи;
    • мутизм – отсутствие реакции на вопросы,
      обращенные к ребенку, хотя способность говорить и понимать окружающих
      сохраняется;
    • судромутизм – функциональная, т. е. обратимая
      утрата речи.
  • Наличия дефектов артикуляционного аппарата:
    • ринолалия – искажение многих звуков, что
      обусловлено нарушениями небно-глоточного смыкания;
    • механические дисплазии – изменения строения
      органов, принимающих участие в произношении звуков.
Читайте также:  Физическое развитие ребенка с нарушением зрения

Очень часто не удается до конца выяснить, действие какого
фактора стало причиной задержки речевого развития. Тем не менее сегодня
считается, что ЗРР может быть вызвана:

  • родовыми травмами разного рода;
  • патологиями беременности;
  • заболеваниями головного мозга, включая аномалии
    развития, ишемические явления, лейкодистрофию, опухоли;
  • нарушениями слуха;
  • травмами головы;
  • нарушениями развития мышц лица и ротовой
    полости.

Не последняя роль в возникновении ЗРР отводится наследственности и психическим отклонениям. Иногда причины появления проблем с речью кроются в психологическом давлении на ребенка и грубых ошибок в воспитании. Но в любом случае с проблемой следует бороться и принимать меры для наиболее быстрого его решения. В противном случае задержка речевого развития может стать причиной возникновения проблем в общении ребенка со сверстниками, не говоря уже о низкой успеваемости в школе и проблемах с дальнейшим трудоустройством.

Маленький мальчик разводит руками

Когда нужно обратиться к врачу

В качестве повода для обращения к специалисту стоит
расценивать следующие признаки:

  • отсутствие эмоциональной реакции на происходящее вокруг на 4-м месяце жизни, в частности ребенок не улыбается родителям, не оживляется при их появлении и т. д.;
  • не агукает и не пытается выдавать повторяющиеся звуки по типу «ба-ба-ба» в 8—9 месяцев и в целом создает впечатление тихони;
  • возникновение сложностей с жеванием в 18 месяцев, что может проявляться тем, что ребенок давится при попытке съесть кусок яблока;
  • ребенок не говорит простых слов в 1,5 года или не пытается выучить новые в 2 года, если сумел освоить несколько простых;
  • активный словарный запас ребенка в 2,5 года составляет менее 20 слов, он не может назвать части тела или привычные предметы, не составляет словосочетания из 2-х и более слов;
  • в 3 года говорит абсолютно неразборчиво даже для родителей, не может построить предложение из нескольких слов, не понимает простых рассказов, объяснений родителей или говорит очень медленно, растягивая окончания слов, или же наоборот говорит слишком быстро, глотая окончания, иногда дети с ЗРР не могут самостоятельно построить предложения, а изъясняются фразами из мультиков, услышанными от взрослых.

При психоречевой задержке развития дети обычно имеют
инфальтильный вид и слабо развитые мышцы. Они мало эмоциональны, имеют
нарушения памяти и мышления, отличаются слабым воображением и склонны выполнять
однообразные действия. Поскольку все психические процессы протекают медленно, в
связи с чем детям с ЗПРР сложно переключаться с одной мысли на другую.

Нередко ЗПРР сочетается с ДЦП.

Ребенок с ДЦП

Диагностика ЗРР

Чтобы эффективно воздействовать на проблему нужно определить
ее причину и степень выраженности. В этих целях проводится комплекс
исследований, включающий:

  • оценку уровня речевого развития и степень
    отклонения от нормы;
  • осмотр отоларинголога и проверку слуха у
    сурдолога;
  • тесты, направленные на оценку степени понимания
    речи;
  • психологические тесты и анализ характера
    взаимодействия взрослых с ребенком;
  • КТ;
  • МРТ;
  • ЭЭГ;
  • электромиографию;
  • УЗИ с допплером головного мозга и пр.

Тем не менее часто точно установить причину возникновения
ЗРР не удается. В таких ситуациях характер терапии строят на основании только
характера имеющихся отклонений от нормы и проводят комплексное лечение,
направленное на улучшение работы нервной системы.

МРТ для детей

Лечение ЗРР

Чем раньше будет обнаружена задержка речевого развития, тем
легче и продуктивнее будет протекать коррекция и у ребенка будет больше шансов
на полное восстановление. Во всех случаях терапия носит комплексный характер,
но она всегда разрабатывается индивидуально в соответствии с характером
обнаруженных проблем.

Компонентами лечения задержки речевого развития могут быть:

  • Медикаментозная терапия – конкретные препараты и их дозировки подбираются на основании диагноза и возраста ребенка неврологом и иногда психиатром. Основной задачей медикаментозного лечения в большинстве случаев является стимуляция и обеспечение нормального питания клеток головного мозга. Поэтому обычно назначаются комплексные витаминные препараты, аминокислоты и другие.
  • Физиотерапия – основными видами физического воздействия, показанного при ЗРР, являются магнитотерапия и рефлексотерапия. С их помощью удается активизировать работу соответствующих отделов головного мозга и повысить качество речи. В частности сеансы магнитотерапии способствуют образованию новых функциональных связей.
  • Работа с дефектологом и логопедом – занятия всегда проводятся в индивидуальном порядке и направлены на устранение недостатков речи. Они организуются в игровой форме, что позволяет ребенку воспринимать их не как элемент лечения, а в качестве приятного времяпрепровождения. В рамках работы с логопедом проводится специальный массаж, характер которого зависит от того, произношение каких звуков страдает.

Детям с задержками развития показана иппотерапия, дельфинотерапия и другие подобные виды работы с животными.

Весьма эффективным способом преодоления проблемы ЗРР
является мануальная терапия с элементами остеопатии.

Мальчик выполняет логопедическое упражнение

Задержка психомоторного развития (ЗПМР)

Задержка психомоторного развития диагностируется у многих
детей раннего возраста, причиной чего могут выступать незначительные
органические изменения в состоянии головного мозга или нарушения
функционирования его работы. Подобные изменения могут быть врожденными, стать
следствием получения родовой травмы или приобрестись ребенком в течение жизни. В
последнем случае ЗПМР может выступать результатом наследственной
предрасположенности, вследствие чего проявления задержки психомоторного
развития могут возникнуть на фоне перенесения инфекционного заболевания,
отравления, метаболических нарушений и действиях социальных факторов. Поэтому
толчком для развития ЗПМР способны стать невнимательность к ребенку, отсутствие
любви к нему, педагогическая запущенность, плохие условия жизни и т. д.

Таким образом, различают неспецифическую и специфическую задержку психомоторного развития. При неспецифической или доброкачественной задержке отсутствуют патологии головного мозга, благодаря чему она легко поддается коррекции и при создании адекватной внешней среды и особых условий полностью проходит, а ребенок догоняет сверстников по всем параметрам.

Девочка и растущий график

При специфической ЗПМР наблюдаются повреждения тех или иных
мозговых структур, что и приводит к отставанию в развитии двигательных,
психических, речевых функций. Это сопровождается возникновением характерных симптомокомплексов
и требует назначения соответствующего ситуации лечения, без которого ЗПМР не
может полностью компенсироваться. Изначально обычно можно заметить отставание
только по одному из параметров, но со временем специфическая задержка
психомоторного развития приводит к равномерному нарушению всех функций.

Читайте также:  Коррекция развития мышления ребенка

ЗПМР может протекать с разной степенью тяжести, на основании
чего различают:

  • ЗПМР 1-й степени – отставание психомоторного
    развития не больше чем на 1 возрастной интервал, причем с наблюдающейся
    тенденцией к сокращению его выраженности по мере взросления ребенка. При такой
    форме задержка развития быстро компенсируется, и ребенок догоняет одногодок по
    характеру развитости психических, двигательных и речевых функций, но только при
    условии проведения грамотного лечения.
  • ЗПМР 2-й степени – отставание более чем на 1
    возрастной период на фоне отсутствия склонности к постепенной компенсации и
    сокращению выраженности запаздывания психомоторного развития или даже тенденции
    к увеличению дефицита. При такой форме очень важно правильно подобрать лечение,
    но и это не гарантирует полной компенсации психомоторных функций, а лишь может
    дать возможность избежать увеличения временного дефицита по мере взросления
    ребенка.
  • ЗПМР 3-й степени – отставание психомоторного
    развития ребенка больше чем на 1 или даже 2 возрастных периода. Это наиболее
    тяжелая форма ЗПМР, сопровождающаяся неуклонным увеличением отставания в
    психомоторном развитии ребенка от одногодок. При этом двигательные, речевые,
    психические функции могут даже не отличаться тенденцией к развитию.

Мальчик собирает пазл

Признаки

Задержка психомоторного развития может начать проявляться в
любой период жизни ребенка, что и определяет характер возникающих симптомов.
Так, в период новорожденности на наличие отклонений от нормы может указывать:

  • апатичность ребенка, отсутствие реакции на появление
    чувства голода или насыщения, усталость и т. д.;
  • слабо выраженные безусловные рефлексы, склонные
    быстро угасать при многократном раздражающем воздействии;
  • отсутствие попыток поднимать голову при
    переворачивании на живот.

При этом у новорожденных с признаками ЗПМР наблюдается
нормальная двигательная активность, а мышцы пребывают в гипертонусе. В
следующем возрастном периоде, т. е. с 1 до 3 месяцев при задержке
психомоторного развития могут наблюдаться короткие периоды бодрствования и
слабость или полное отсутствие эмоциональных реакций. Что же касается периода с
3 до 6 месяцев, то в этом время заставить родителей бить тревогу должно
запаздывание становления рефлексов, в частности то, что ребенок не пытается
перевернуться со спины на живот и приподниматься на руках.

Более выраженными признаки ЗПМР становятся в 6—9 месяцев. В
таком случае на наличие отклонений может указывать:

  • низкий уровень выраженной активности во время
    общения и присутствие малого количества игровых реакций, жестов;
  • слабая эмоциональная окраска издаваемых звуков,
    лепета;
  • отсутствие способности брать предметы 2-мя
    пальцами;
  • отсутствие попыток встать, ребенок не может
    самостоятельно сесть и плохо ползает.

Признаки ЗПМР в 8—9 месяцев

К году у младенца уже должен быть огромный комплекс достижений, одним из которых является ходьба и активное лепетание. Но при ЗПМР 9–12-месячные груднички не используют лепетных слов и не окрашивают их эмоционально. Такие дети могут стоять с поддержкой, но пойти еще не в состоянии из-за недоразвитости двигательных функций.

Но, к сожалению, ЗПМР крайне редко диагностируется на первом
году жизни. Обычно признаки отклонений от нормы заставляют родителей
насторожиться значительно позже. В таких ситуациях они обращают внимание на:

  • эмоциональную незрелость – настроение ребенка
    часто меняется, он суетлив, неуверенный в себе, стеснительный, плохо
    контролирует свою реакцию на различные виды деятельности и сложно адаптируется
    в коллективе сверстников, например, в детском саду;
  • расстройство внимания – ребенку трудно
    концентрироваться на чем-либо, в результате чего он постоянно отвлекается от
    своего занятия, склонен бросать дело на полпути (иногда проявляется
    возникновением синдрома дефицита внимания и гиперактивности);
  • нарушение восприятия окружающего мира – ребенку
    сложно сформировать целостное представление о чем-от, в результате чего ему не
    удается узнать знакомый предмет только по его части и воспринимать
    схематические рисунки;
  • нарушения памяти – дети с ЗПМР могут плохо
    запоминать новую информацию, путаться в ней, быстро забывать;
  • нарушения речи – в основном проявляются
    снижением скорости ее развития, хотя могут присутствовать и другие виды
    задержки развития речи, характер которых определяется тяжестью течения ЗПМР;
  • отставание в развитии мышления – ребенку сложно
    решать логические и другие задачи;
  • несформированность игровой деятельности – игры
    отличаются бедностью содержания, посвящены бытовой теме.

Не всегда подобные признаки указывают на задержку развития,
но их наличие является поводом для обязательного получения консультации врача,
причем как можно скорее.

Девочка нарисовала рисунок

Диагностика и лечение ЗПМР

При выявлении запаздывания в психомоторном развитии у
ребенка любого возраста нужно немедленно обращаться к неврологу для
установления причины этого. Врач проведет осмотр малыша, понаблюдает за его
поведением и назначит ряд необходимых исследований, среди которых могут
присутствовать:

  • КТ;
  • МРТ;
  • ЭЭГ;
  • электромиография и др.

При подтверждении отставания в развитии лечение назначается
немедленно, причем нередко оно требует квалифицированной поддержки не только
невролога и психолога, но и логопеда, дефектолога, мануального терапевта и
других узких специалистов. Оно может включать:

  • медикаментозную терапию – подбирается строго
    индивидуально на основании характера обнаруженных органических изменений, их
    тяжести и возраста ребенка;
  • физиотерапию – показаны занятия ЛФК,
    магнитотерапия, водолечение, выполнение специальных упражнений на развитие
    мелкой моторики;
  • мануальная терапия – помогает устранить
    имеющиеся отклонения от нормы и улучшить высшую нервную деятельность, а также
    укрепить мышцы тела, нормализовать тонус, создать наиболее благоприятные
    условия для полноценного развития ребенка;
  • коррекция образа жизни – подразумевает
    налаживание гармоничных отношений с ребенком, повышение качества и
    сбалансированности его питания, внедрение в ежедневные задачи специальных игр и
    т. д.

Мануальная терапия для детей

Ребенку с ЗПМР, а также его родителям может быть показана
работа с психологом. Специалист сможет обнаружить скрытые проблемы в
отношениях, грамотно проработать их и добиться существенного улучшения
атмосферы внутри семьи.

Весьма положительным образом на психомоторном развитии сказывается арт-терапия, сказкотерапия, иппотерапия.

Таким образом, задержка развития – это не приговор.
Получение такого диагноза вовсе не означает, что ребенок никогда не будет
таким, как его сверстники. Но он является поводом немедленно начинать
действовать, ведь чем раньше будет обнаружено отставание в развитии, тем
быстрее и легче будет проходить коррекция, а ее результаты при правильной
разработке терапии однозначно порадуют родителей и помогут ребенку догнать
одногодок или как минимум органично адаптироваться в их обществе.

Источник