Задержка речевого развития у ребенка 2 степени
Задержка речевого развития (ЗРР) – достаточно часто встречающееся определение разнообразных нарушений и отставаний в формировании речевой деятельности ребенка-дошкольника. Состояние речи в дальнейшем связано с процессами социализации ребенка, влияет на особенности его познавательной, эмоционально-волевой сферы. В медицинской, психолого-педагогической и специальной логопедической литературе рассматриваются уровни и виды ЗРР. Для ответственных родителей важно разбираться в особенностях ЗРР той или иной степени, уровня или вида и не отказываться от помощи специалистов. Чем точнее будет определен характер ЗРР, тем эффективнее будет коррекционно-логопедическая работа.
Степени ЗРР
Степень проявления такого нарушения, как задержка вербального развития, устанавливают детский невролог и логопед после проведения обследования.
Чтобы разобраться, какие бывают степени задержки речевого развития, нужно прежде всего знать степени развития речи:
- наличие лепета и попыток подражать звукам окружающего мира, употребление небольшого количества слов, называющих простые предметы, отсутствием двухсловных предложений;
- наличие предложений и попыток образования грамматических форм слова, но при этом произношение слов отличается наразборчивостью, неполнотой;
- наличие грамматически правильно построенных предложений, при этом есть незначительные ошибки в звукопроизношении и формообразовании.
В специальной литературе описаны три степени задержки речевого развития у детей (ЗРР). Их можно дифференцировать на основании диагностики состояния центральной нервной системы, мелкой моторики рук, состояния артикуляционного аппарата и внешних особенностей устной речи дошкольника.
Признаки | ЗРР 1 степени | ЗРР 2 степени | ЗРР 3 степени |
Наличие поражений ЦНС | Нормальное развитие ЦНС; небольшие сложности с формированием эмоционально-волевой сферы | Патологическое состояние ЦНС (поражение отдельных участков коры головного мозга, повышение внутричерепного давления); небольшие проблемы в созревании психики (формировании памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы) | Поражение речевых центров в коре головного мозга; проблемы в совершенствовании основных психических процессов (мышления, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы) |
Речь | Отдельные ошибки на уровне артикуляции, грамматики | Нарушения артикуляционной стороны; малая подвижность языка, отсутствие координации движений органов речи | Значительные отклонения на уровне артикуляции, фонетики, грамматики |
Мелкая моторика | Неразвитость тонких движений пальцами | Недостаточный уровень сформированности мелкой моторики пальцев | Низкий уровень развития мелкой моторики пальцев |
Возможна ли коррекция без помощи специалистов | Требуется помощь специалиста-логопеда | Требуется специальное обучение | Необходима помощь медиков, психолога, дефектолога, логопеда |
Во всех трех случаях мы имеем дело с сохранным интеллектом здорового дошкольника, который растет в семье в нормальных социальных условиях. С таким ребенком активно общаются его родные и близкие, обеспечивают ему достаточную двигательную активность, общение с окружающим миром, внимание и любовь.
Задержка речевого развития 2 степени отличается тем, что ребенок имеет достаточный для возраста пассивный словарь, адекватно воспринимает и понимает речь окружающих, а вот активный словарь невелик и отличается множественными и комплексными нарушениями – и в звукопроизношении, и в усвоении структуры слова, и в образования словоформ, и в построении предложения.
Задержка 3 степени – это тяжелая задержка речевого развития. Она требует внимательного и терпеливого отношения родителей, выполнения всех рекомендаций врачей, психолога и дефектолога, проведения длительной и целенаправленной работы. В большинстве случаев наблюдается значительный прогресс, хотя не всегда удается полностью достичь уровня вербального развития, соответствующего среднестатистической норме. Если же не обращать внимания на особенности речи ребенка и ждать, что она сформируется сама, то задержка речевого развития 3 степени может перерасти в задержку психоречевого развития (ЗПРР).
Виды ЗРР
В специальной литературе предлагаются различные подходы к классификации разновидностей ЗРР. Например, выделяются следующие виды задержки речевого развития:
- темповая – задержка, при которой темп развития речи малыша отстает от темпа формирования речи у нормально развивающихся ровесников, а дефекты являются комплексными, то есть отмечаются на всех уровнях речепорождения (артикуляционном, фонетическом, лексическом, грамматическом);
- логопедическая – задержка, при которой отмечаются отдельные проблемы в звукопроизношении, а также в построении связного высказывания.
Логопедический вид ЗРР не связана с поражением нервной системы, она условно может быть разделена на виды задержки речевого развития у детей, среди которых можно выделить следующие:
- нарушенный фонематический анализ и синтез, то есть неразвитость способности к восприятию и дифференцированию фонем в звучащем высказывании (звукоразличению) и, следовательно, правильному использованию звуков в самостоятельной устной и письменной речи и чтении;
- нарушенное звукопроизношение при отсутствии отклонений в развитии органов слуха и фонематического слуха (функциональная и механическая дислалия).
Дислалия может быть связана с нарушениями нейродинамики произношения или незначительными анатомическими дефектами в состоянии артикуляционного аппарата. В зависимости от дефекта в состоянии органов речи можно выделить несколько видов дислалии:
- сигматизм – несформированное произношение шипящих ([ж], [ш], [ч’], [щ’]) и свистящих звуков ([с], [с’], [з], [з’], [ц]);
- ротацизм – несформированное произношение звуков [р], [р’];
- ламбдацизм – несформированное произношение звуков [л] и [л’] и др.
Достаточно частыми являются полиморфные виды дислалии, при которых сочетаются нарушения в продуцировании не одной группы звуков, а нескольких.
С точки зрения другого подхода, можно противопоставить такие формы задержки речевого развития (ЗРР), как специфическая и неспецифическая.
Под специфической имеется в виду ЗРР, которая обусловлена органическими поражениями и расстройствами в деятельности центральной нервной системы. При таком диагнозе у ребенка отмечаются неврологические симптомы, отставания в психомоторной области общего характера.
Неспецифическая ЗРР по-другому называется темповой и характеризуется замедленной скоростью созревания зон и функций коры головного мозга без органических поражений и неврологической симптоматики. При темповой задержке говорят о так называемом «позднем старте» речи: она начинает формироваться к 2-3 годам.
Уровни ЗРР
Задержка речевого развития – это нарушение, которое в большинстве случаев отмечается у ребенка со здоровой ЦНС, хорошим зрением и слухом, но при этом с определенными проявлениями недоразвития так называемого вербального интеллекта.
Выделяя уровни задержки речевого развития, можно назвать следующие:
- неосложненный уровень ЗРР, при котором заметно недоразвитие речевой деятельности при психосоциальном развитии, соответствующем норме;
- ЗРР при одинаковой интенсивности проявления нарушений моторно-двигательной, сенсорной, психоэмоциональной сферы;
- грубая ЗРР при неравномерно проявляющихся нарушениях в других областях (отставаниях в созревании эмоционально-волевой сферы, способности удерживать внимание, запоминать, а также усидчивости, затруднения в формировании пространственных и временных представлений, общая нескоординированность движений и др.);
- ЗРР в сочетании с двумя или более видами нарушения (сложным дефектом).
Уровни ЗРР есть возможность точно определить в возрасте 3-3,5 лет. В это время можно проводить комплексную диагностику силами комиссии из нескольких специалистов. При этом оценивается сформированность основных психических процессов, двигательная активность и координация движений, интеллектуальный уровень, полноценность восприятия малышом звучащей речи, подвижность и мышечный тонус органов речи, правильность дыхания и другие показатели. Анализ особенностей ЗРР и ее вида позволит определить программу коррекционно-логопедических и лечебных мероприятий при данном виде отклонения.
Диагностика вида, уровня и степени ЗРР направлена на определение особенностей протекания нарушения, его тяжести, выявление существующих проблем в других областях. Особое внимание обращают на присутствие отклонений в поведении, эмоциональной сфере, отношениях с ровесниками и взрослыми. В программу диагностических процедур включают анализ этапов формирования речевой деятельности каждого конкретного дошкольника, особенностей окружающей его среды, специфики взаимоотношений с ребенком.
Видео
086
Источник
Общее недоразвитие речи 2 уровня – это грубая форма нарушения речи у детей, для которой характерны низкие возможности самостоятельной речевой продукции. Ребенок изъясняется простой фразой, но допускает множество вербальных ошибок, аграмматизмов. Словарный запас беден, не сформированы навыки словоизменения и словообразования, тяжело нарушены звукопроизношение и фонематические операции. Степень ОНР определяется с помощью психолого-логопедического обследования. Основные приоритеты коррекционной работы: совершенствование восприятия речи, расширение лексики, формирование распространенной фразы, развитие грамматических языковых навыков.
Общие сведения
Учение об уровнях речи у детей с логопатологией было выдвинуто в 50-60 г.г. прошлого столетия профессором логопедии Р. Е. Левиной. Она выделила три уровня речевого недоразвития: 1– безречье, 2 – появление общеупотребительной речи, 3 – развернутая фразовая речь с лексико-грамматическими (ЛГ) и фонетико-фонематическими (ФФ) ошибками. Т.о., второй уровень речевого развития отличается более высокими языковыми способностями по сравнению с ОНР 1 уровня. Однако низкая степень владения речевыми средствами (грамматическими, лексическими, фонетическими, фонематическими) требует их дальнейшего развития методами специального коррекционного обучения. Позднее к этой классификации был добавлен 4-ый уровень речевого развития, характеризующийся остаточными признаками ФФ и ЛГ недоразвития.
ОНР 2 уровня
Причины ОНР 2 уровня
Грубые дефекты речи имеют полиэтиологическую природу. Главную роль в их возникновении играют биологические факторы: осложнения беременности (гестозы, иммунологический конфликт, внутриутробная гипоксия), последствия тяжелых родов (асфиксия новорожденного, родовые травмы), заболевания раннего детства (инфекции, протекающие с нейротоксикозом, ЧМТ). Дети с ОНР 2 уровня часто наблюдаются у невролога по поводу перинатальной энцефалопатии, в возрасте 2-3-х лет им выставляется задержка речевого развития. Логопедическое заключение может звучать как алалия, дизартрия, афазия, ринолалия.
В некоторых случаях тяжелые речевые проблемы не связаны с ранним органическим поражением ЦНС. У этой группы плохо говорящих детей могут обнаруживаться недостатки воспитания (дефицит общения, педагогическая запущенность), наследственная предрасположенность к позднему возникновению речи, синдром госпитализма и другие биосоциальные предпосылки. Часто ОНР становится следствием комплекса различных факторов, когда имеют место и церебральные нарушения, и неблагоприятные условия развития ребенка.
Патогенез
При ОНР 2 уровня отмечается низкая степень сформированности всех подсистем языка. На лексическом плане выявляется недостаточная словарная база, что обусловливает трудности выражения мыслей, выстраивания синтаксической структуры предложений и грамотного изложения. Фонетико-фонематическое недоразвитие выражается искажением звуко-слоговой схемы слов, неготовностью дошкольника к звуковому анализу и синтезу. Конкретные механизмы речевого недоразвития зависят от этиологических факторов. Так, при перинатальных органических поражениях мозга речевой дефицит может быть связан с непониманием речи или невозможностью ее моторной реализации. В случае пороков развития периферических органов речи первично нарушается собственная речевая активность, вторично – фонематические процессы.
Симптомы ОНР 2 уровня
Речь развивается с опозданием, первые самостоятельные фразы появляются к 3-4 годам или позднее. Предложения короткие, простые, состоят из 2-3 слов, чаще обозначающих обиходные предметы и действия. Союзы, предлоги, прилагательные при построении высказывания употребляются редко. Наряду с фразой ребенок продолжает пользоваться жестами и аморфными словами. Существенно улучшается понимание речи. Словарь становится более разнообразным, но по-прежнему отстает от возрастной нормы. При ОНР 2-го уровня дети не знают названий частей тела, цветов, деталей предметов, обобщающих понятий. Навык словообразования и словоизменения не сформирован, падежные формы употребляются неправильно, отсутствует согласованность членов предложения, не дифференцируется единственное и множественное число.
Нарушен слоговой образ слова: наблюдается перестановка и сокращение слогов, элизии согласных при их стечении. Недостаточность фонематического восприятия проявляется неспособностью ребенка выделить нужный звук и определить его позицию в слове, подобрать слово с заданным звуком. В спонтанной речи имеются многочисленные звукопроизносительные дефекты: смешения, искажения фонем, замены согласных (аффрикат, мягких/твердых, глухих/звонких, шипящих/свистящих). Изолированный звук при этом может произноситься нормативно. Таким образом, при второй степени ОНР используемые речевые средства остаются значительно искаженными.
Дети с речевым недоразвитием, как правило, имеют некоторые отклонения в моторной и психической сферах. У них часто выявляется несформированный пальцевый праксис, неуклюжесть движений, плохая координация. Возможны нарушения речевой моторики вследствие недифференцированности артикуляционных поз и изменений тонуса мускулатуры органов речи. Особенности протекания психических процессов заключаются в снижении слухо-речевой памяти, слабости внимания, недостаточном развитии вербально-логического мышления. Из-за этого дети неохотно вовлекаются в игровую и учебную деятельность, часто отвлекаются, быстро утомляются, делают массу ошибок при выполнении разного рода заданий.
Осложнения
Без целенаправленного обучения дети с ОНР 2 уровня испытывают выраженные трудности в освоении школьной программы. На фоне недоразвития языковых компонентов формируются специфические расстройства школьных навыков – аграмматическая дисграфия и дислексия. Вследствие плохого владения фразовой речью ребенок не может полноценно общаться со сверстниками и утвердиться в детском коллективе. Дети с ограниченной речевой активностью осознают и тяжело переживают свой дефект, что негативно отражается на их личностном и психическом развитии. Несмотря на первичную сохранность интеллекта, при отсутствии своевременной коррекции ОНР может возникнуть пограничная интеллектуальная недостаточность.
Диагностика
Логопедическое обследование включает изучение медицинского анамнеза, оценку состояния всех компонентов устной речи. На первой встрече с ребенком и родителями логопеду необходимо выяснить вероятные причины речевого недоразвития, степень понимания и владения ребенком речью, особенности моторного и психического развития. Диагностика устной речи включает изучение уровня сформированности:
- Связной речи. Ребенка просят пересказать прослушанный текст, составить рассказ по наглядным пособиям, ответить на вопросы. При этом выявляются семантические и синтаксические ошибки, неправильный порядок и связь слов в предложении, нарушение логики и последовательности изложения. Даже с помощью наводящих вопросов, подсказок логопеда ребенок не способен точно передать содержание рассказа.
- Лексико- грамматических процессов. При выполнении заданий заметны трудности в подборе нужных слов, незнание геометрических формы, цветов, обобщающих категорий, синонимов и антонимов. Одним и тем же аморфным словом ребенок может обозначать целый ряд предметов, близких по назначению или функции. Фраза строится аграмматично, с нарушениями согласования, неправильным изменением слов по числам и падежам.
- Слоговой структуры и фонетико-фонематических процессов. Сложные по звуконаполняемости и слоговому составу слова произносятся искаженно. Количество слогов сокращается до двух-трех. Высказывания малопонятны из-за множественных дефектов звукопроизношения. У детей с ОНР 2 уровня может быть нарушено до 15-20 звуков практически всех групп. Задания на звуковой анализ и синтез ребенку недоступны.
Второй уровень развития речи дифференцируют с другими степенями речевой недостаточности (ОНР 1 и ОНР 3 уровня), а также тугоухостью, системным недоразвитием речи при ЗПР и олигофрении. При проведении диагностики важно понять, какая именно речевая патология лежит в основе ОНР – от этого будут зависеть формы и приемы коррекционного процесса.
Коррекция ОНР 2 уровня
Логопедическая работа должна строиться в тесном контакте с медицинскими специалистами: педиатром, детским неврологом, челюстно-лицевым хирургом, реабилитологом. В связи с основным неврологическим нарушением ребенок должен получать курсы медикаментозной терапии, лечебного массажа, физиотерапии. При открытой ринолалии выполняется хирургическая коррекция деформаций лица («волчьей пасти», «заячьей губы»). С 3-4 летнего возраста дети зачисляются в логопедическую группу ДОУ на 3 года обучения. За это время речь ребенка должна стать грамматически и фонетически правильной и приблизиться к возрастной норме. Содержание работы включает:
- Активизацию и наращивания словаря. В соответствии с программой изучаются лексические темы, проводятся предметные и ролевые игры, ставятся инсценировки. Ребенка учат называть предметы, признаки и действия, понимать обобщающие слова, пространственные взаимоотношения между предметами.
- Развитие лексико-грамматических средств. В рамках направления ведется работа по выработке навыков словообразования, словоизменения, усвоению таких грамматических категорий, как число, падеж, род. К концу обучения ребенок должен безошибочно употреблять порядковые числительные, слова в родительном, дательном и творительном падежах, грамматически правильно отвечать на вопросы «куда?», «где?», «чей?», «сколько?» и др.
- Формирование фразовой и связной речи. Закрепляются навыки построения простых предложений, формируются умения составления коротких рассказов. С ребенком разучиваются потешки и двустишья. Его учат адекватно и полно отвечать на поставленные вопросы и самостоятельно их формулировать.
- Совершенствование произносительных умений. На начальном этапе осуществляется работа над различением неречевых и речевых звуков, развитием артикуляции. При дизартрии, ринолалии показан логопедический массаж. После уточнения правильности произношения сохранных фонем начинается работа над постановкой звуков в той последовательности, в которой они появляются в онтогенезе. Автоматизация и дифференциация проводится по общепринятым правилам.
Прогноз и профилактика
В большинстве случаев речевой прогноз при ОНР 2 уровня благоприятный. В процессе коррекционного обучения происходит постепенное расширение вербальной активности и повышение уровня развития речи. При переходе в начальную школу дети должны продолжать заниматься на школьном логопункте, т. к. они составляют группу риска по формированию нарушений письма и чтения. Первичная профилактика ОНР заключается в предупреждении ранних повреждений речевых центров и органов, приводящих к тяжелой логопатологии. С целью предотвращения учебных трудностей и отставания в когнитивном развитии необходимо своевременное выявление тяжелых речевых дефектов и их коррекция.
Источник