Задержка развития у ребенка с дцп
Детский церебральный паралич является комплексом заболеваний нервной системы. Они не прогрессируют, но имеют хроническую форму. Задержка психического развития детей с ДЦП относится к слабовыраженным отклонениям. У больных с ЗПР нет тяжелых и серьезных патологий в развитии, но они испытывают сложности с социальной адаптацией и освоением нового. Это вызвано медленным созреванием психики. Каждый ребенок развивается в своем темпе, и определять степень задержки развития нужно индивидуально.
КАК ВЫРАЖАЕТСЯ ЗПР?
Особенности психологического развития детей с ДЦП проявляются рано. К этому приводят ограниченность движений, малая дееспособность и проблемы с речью. Из-за уменьшения социальных контактов ребенок замыкается в себе. Поведение сопровождают постоянная тревожность, агрессия и необоснованные страхи. Но если родители уделят социализации достаточно времени и внимания, то малыш будет идти на контакт с другими людьми.
Задержка развития проявляется в виде психического инфантилизма. Эмоциональная сфера человека с ДЦП останется несформированной даже при взрослении. Такие психические особенности ограничивают возможности больного – чем сильнее изменения, тем сложнее адаптироваться в социуме.
Задержка психического развития у детей с ДЦП проявляется следующим образом:
Внимание – ребенку сложно сконцентрироваться, его постоянно отвлекают внешние факторы. Это сопровождается повышенной речевой и двигательной активностью и называется синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
Восприятие – дети не могут строить целостные образы. Например, они не узнают предметы в незнакомом ракурсе. Это приводит к ограниченному кругу знаний о мире у ребенка, реальность познается медленно и наблюдается затрудненная ориентация в пространстве.
Память – дети с ЗПР лучше запоминают визуальные образы, чем вербальные. Память больного развивается с помощью мнемотехники – специальной техники запоминания. Это поможет ребенку с ДЦП не отставать от других детей.
Речь – развитие зависит от формы протекания ЗПР и вида нарушения. У одних детей наблюдается слабая задержка или соответствие нормальному развитию, у других – сильное отставание. Например, нарушение лексико-грамматической стороны.
Мышление – задержка развития выражается во время решения задач на словесно-логическое мышление. К 6-7 годам ребенок с ЗПР не имеет соответствующих знаний для выполнения школьных заданий.
Важно своевременно заметить отклонение в развитии у ребенка с ДЦП. Нужно проверять соответствие навыков возрасту и регулярно посещать педиатра.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ДЦП
Задержка психического развития ребенка с ДЦП требует комплексного лечения. В терапии задействованы родители, невролог, психолог, логопед и рефлексотерапевт. Чем раньше вы начнете лечение, тем больших результатов добьетесь.
Виды терапии
Занятия с детским психологом. Это поможет ребенку с ДЦП избавиться от комплексов и изменить восприятие сложных ситуаций.
Помощь логопеда. Такой специалист поможет сформировать правильную артикуляцию, научит ребенка составлять фразы и предложения. Логопедический массаж полезен для мимики, жевательных мышц и закрепления рефлексов произношения.
Остеопатия. Помогает восстановить кровоснабжение и лимфоотток, улучшает обмен веществ и снимает напряжение в теле. Благодаря этому ребенок становится спокойнее и уравновешеннее.
Упражнения с родителями. В качестве психологической коррекции детей с церебральным параличом рекомендуют иппотерапию, дельфинотерапию, занятия музыкой, танцами и спортом. Многие формы такой терапии требуют участия родителей. Например, можно вместе с ребенком собирать конструктор, танцевать или кататься на лошадях.
Психологическая помощь при ДЦП в центре «Сакура»
Мы специализируемся на лечении детей с диагнозом ДЦП. Используем комплекс стандартной терапии и современных методик. Наша статистика подтверждает, что психологическая реабилитация детей с ДЦП приводит к улучшению психоэмоционального статуса у 90% пациентов центра. Мы не только развиваем имеющиеся навыки, но и прививаем ранее отсутствующие.
Чтобы записаться на курс психофизической коррекции детей с ДЦП в нашем центре, отправьте историю болезни на электронную почту. В письме расскажите о психологическом состоянии ребенка и его навыках. Запись на лечение осуществляется за два месяца до начала терапии.
Медицинский центра “Сакура” принимает пациентов из всех регионов страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Новосибирска, Уфы, Казани и других.
Источник
Детский церебральный паралич. Задержка психомоторного развития
Данные термины используются для обозначения любой задержки двигательного развития, которая становится очевидной в раннем детском возрасте, независимо от ее этиологии. В большинстве случаев подобные расстройства проявляются уже на первом году жизни и часто сопровождаются задержкой психического развития.
Патологические факторы, действующие во время беременности и ролов, преждевременные роды, патологическое течение родов, слишком низкая (менее 2000 г) или слишком большая (более 40(Ю г) масса тела при рождении могут способствовать гипоксическому повреждению головного мозга и приводить к детскому церебральному параличу. Шкала Ангар отражает общую опенку жизнеспособности ребенка после рождения. Аномалии развития, внутриутробные поражения, желтуха беременных также могут стать причинами двигательных нарушений.
Признаки, на которые следует обращать внимание при осмотре новорожденного:
• цианоз,
• запаздывание первого крика,
• трудности при кормлении,
• мышечная гипотония,
• тенденция к опистотонусу,
• повышение тонуса мыши (спастичность), вызывающее трудности при поворачивании или пеленании.
Часто выявляются также косоглазие и леворукость.
В течение первых нескольких недель (иногда до полугола) может наблюдаться гипотония (синдром «вялого ребенка»). Затем наступает этап дистонии, который характеризуется флуктуирующим повышением тонуса мышц, зависящим от позы и воздействия раздражителей, который продолжается несколько месяцев и переходит в стадию истинной спастичности. В части случаев наблюдаются (наряду со спастикой или изолированно) непроизвольные движения (атетоз, хорея, хореоатетоз, торсионная дистония, тремор) атаксия и мышечная ригидность. Иногда возникают эпилептические приладки. Психическое развитие также часто страдает в гой или иной степени.
Все виды выраженного врожденного или приобретенного в раннем детстве снижения умственных способностей объединяют термином «олигофрения». У некоторых детей выраженные в гой или иной степени агностические и апрактические расстройства приводят к нарушениям тонкой моторики, счета и пространственного восприятия. Такие дети обычно неуклюжи и неловки и при этом очень беспокойны и гипермовшъны. У них часто наблюдается хореиформный гиперкинез, который может быть подавлен усилием воли и исчезает при целенаправленных движениях.
Относительно высокий вербальный интеллект явно контрастирует с плохим выполнением тестов на тонкую моторику рук. Иногда выявляются также элементы алексии и аграфии. При рутинном неврологическом осмотре обычно не выявляется патологии,а на ЭЭГ почти всегда наблюдаются диффузные изменения. В некоторых случаях бывают эпилептические припадки. Для краткого обозначении этого состояния иногда используют термины «неловкий ребенок» или «debilite motricc» (моторная дебил ьность). Причиной данного симптомокомплекса обычно служит минимальная врожденная аномалия развития или относительно небольшое перинатальное повреждение головного мозга. Отдельные симптомы могут указывать на нарушение корковой организации, возникающее на раннем этапе развития ЦНС.
– Также рекомендуем “Течение детского церебрального паралича. Микроцефалия и менингоэнцефалоцеле”
Оглавление темы “Врожденная неврологическая патология”:
1. Параличи. Полиневропатии и плексопатии
2. Поражение периферических нервов. Перинатальные болезни головного мозга
3. Детский церебральный паралич. Задержка психомоторного развития
4. Течение детского церебрального паралича. Микроцефалия и менингоэнцефалоцеле
5. Туберозный склероз головного мозга – болезнь Бурневилля. Энцефалофациальный ангиоматоз – синдром Стерджа-Вебера
6. Нейрофиброматоз – болезнь Реклингхаузена. Врожденный токсоплазмоз, ЦМВ-инфекция и сифилис
7. Алкогольная эмбриопатия. Внутричерепные кровоизлияния
8. Гидроцефалия. Врожденная гидроцефалия
9. Лечение врожденной гидроцефалии. Отогенная и нормотензивная гидроцефалия
10. Краниостенозы. Краниовертебральные аномалии
Источник
При органическом поражении различной этиологии корковых, подкорковых структур головного мозга во время беременности или родов могут рождаться дети с различными по характеру и интенсивности двигательными нарушениями. Расстройства двигательных функций отражают характер и локализацию мозгового поражения и выражаются в параличах и парезах спастического или атонического характера либо в ряде гиперкинезов. Часть детей в силу тяжести мозгового поражения страдает олигофренией, другие развиваются с задержкой психического развития, поддающейся существенной коррекции под влиянием своевременно проводимых лечебно-коррекционных мероприятий (Семенова К.А., Кириченко Е.И., Мастюкова Е.М.)
Многим детям независимо от формы церебрального паралича свойственны некоторые общие черты. Так, например, двигательные нарушения наряду с расстройством тактильного и мышечно-суставного чувства приводят к нарушению возможности правильно ощупывать предметы, получая информацию об их форме, величине и других характеристиках. Примерно половина детей имеет те или иные нарушения функций зрения: нистагм, расстройства конвергенции глазных яблок, нарушения прослеживания за движением предмета, патологию зрительного нерва и пр. Около 50% детей имеет снижение остроты слуха.
У всех детей наблюдаются такие явления психоорганического синдрома, как церебрастенический синдром, нарушения функций произвольного внимания, памяти, эмоциональная лабильность и недостаточная дифференцированность эмоций, снижение мотивационной сфэры.
У всех детей выступают черты дисгармоничного развития интеллекта — утрата одних функций, задержка развития других и сохранность третьих. Обычно патология кинестетических и двигательных функций порождает нарушение пространственных представлений. Ситуация усугубляется нарушением зрительно-моторной координации и патологией слуха, поэтому представления о предметах и пространстве с самого начала формируются искаженно. Медленно и недостаточно накапливается запас сведений об окружающем мире в силу относительной изоляции ребенка на ранних этапах онтогенеза, а в более позднем возрасте продуктивному контакту с окружающими нередко мешают выраженные разнообразные речевые нарушения.
Нарушение психического развития детей с церебральными параличами в отличие от ранее рассмотренных форм задержек психического развития начинают регистрироваться уже с первых недель после рождения. Часто у них отсутствуют или чрезмерно усилены врожденные безусловные рефлексы, после 3 месяцев могут оставаться выраженными оральные автоматизмы и синкинезии. Зрительное и слуховое сосредоточение появляется позднее 2 месяцев. На звуковые раздражители они либо слабо реагируют, либо реакция носит характер защитного поведения. Страдает способность к фиксации взора на движущемся предмете. С отставанием на 1-2 месяца появляется улыбка. С 3 месяцев выявляются нарушения артикуляторного аппарата, голосообразования и дыхания, в связи с чем гуление появляется на несколько месяцев позднее. Лепет может продолжаться до 2-3 лет, он обеднен по звуковому составу и интонационно, легко тормозится любой неприятной для ребенка или незнакомой ситуацией. Первые слова появляются нередко от 2 до 4 лет. Речь часто дизартричная.
При спастической диплесии и гемипаретической форме церебрального паралича 1/3 детей страдает олигофренией, у остальных детей обычно выявляется задержка психического развития главным образом за счет недоразвития анализа пространственных отношений и конструктивного мышления. В силу оптико-пространственных расстройств при обучении детей грамоте у них выявляется дислексия, биография и дискалькулия. Способность к абстрактно-логическому мышлению может развиваться в достаточной степени. Дети нередко впечатлительны, сенситивны, тяжело переживают свой дефект.
При гиперкинетической форме церебрального паралича олигофрения встречается редко. У большинства детей наблюдается гиперкинетическая дизартрия. У части детей снижена острота слуха. Тяжелые нарушения речи и слуха ведут к заметному отставанию в развитии вербального мышления, в то время как наглядно-действенное мышление развивается у них в достаточной степени. Обычно снижен объем кратковременной памяти на слова. Дети наблюдательны, но недостаточно критичны к своему поведению и не всегда способны учитывать тонкие ситуативные моменты в межчеловеческих отношениях, проявляя нередко бестактность. У них отмечаются выраженные черты церебрастенического синдрома. Темп мыслительных операций замедлен, отмечаются персеверации, трудность переключения с одного содержания деятельности на другое. Часто они двигательно расторможены, назойливы. В конфликтных ситуациях проявляют яркий эгоцентризм, аффективную неустойчивость. Но среди этой группы встречаются и дети с эйфорическим оттенком настроения.
У детей с церебральными параличами в дошкольном и младшем школьном возрасте часто наблюдаются моносимптомные неврозоподобные состояния (энурез, снохождения, ночные страхи, заикание и пр.), которые не связаны с явными психотравмирующими обстоятельствами и появляются или утяжеляются с ухудшением соматического состояния больных. Кроме того, им свойственны периоды сниженного настроения, достигающие у старших детей характера депрессивных состояний, что связано нередко с неопределенной оценкой своего будущего, с реакцией отчаяния на свой дефект. В такие периоды дети нередко обвиняют родителей в том, что они их такими родили, обнаруживают суицидные мысли и действия. Частым явлением у
детей с церебральными параличами бывают навязчивые страхи, связанные с ситуацией передвижения (они боятся ходить без посторонней помощи, боятся оставаться одни, опасаются находиться на высоте) при понимании необоснованности своих опасений и при попытках их преодолеть. Нередко развитие подобной невротической симптоматики утяжеляет выраженность двигательных нарушений, усугубляет проявления церабрастенического синдрома и задержки развития, что резко отражается на школьной успеваемости.
Источник
В конце 2018 года доля инвалидов в стране составила 8,1% от общего населения России, или 11,947 млн человек, 5,6% из которых – дети-инвалиды. По данным Росстата, ежегодно детская инвалидность растет на 18 тысяч человек. В Югре, как информирует пенсионный фонд, детей-инвалидов – около 6 тысяч человек. Некоторые из них имеют диагноз – детский церебральный паралич.
Из основных причин ДЦП называют повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания. Вызвано оно может быть гипоксией или асфиксией, также травмами, полученными в дородовый или послеродовый период.
Собственный диагноз
Несмотря на все современные достижения, количество больных детей не уменьшается – существующая система медицинской помощи совершенствуется, но еще далека от идеала.
«ДЦП – комплекс двигательных нарушений. Они формируются на раннем периоде развития плода и могут быть совершенно разными: иметь различную клиническую форму и сочетаться с несколькими сопутствующими состояниями. Получается, что у каждого отдельного ребенка свой собственный диагноз. Симптомы заболевания в некоторых случаях можно заметить сразу после рождения ребенка. Однако иногда они проявляются постепенно, и крайне важно вовремя распознать их», – говорит детский невролог и врач-психиатр Вероника Кезик.
Заболевание серьезное, и полностью вылечить ДЦП, как признаются специалисты, нельзя. Однако двигательные нарушения можно скорректировать, и чем раньше начать терапию, тем лучше.
Как распознать?
В детской педиатрии существует определенная градация – календарь развития ребёнка. Специалист по реабилитации центра «Надежда моя», врач ЛФК Мурат Алиев считает, что отклонения от графика, могут сигнализировать о проблемах с психикой, нервной системой.
«Первое, конечно, на что стоит обратить внимание, – малыш не начинает держать головку. Также не стоит забывать, что ребенок рождается с некоторыми рефлексами, которые в течение первых месяцев жизни угасают, не угасают – это тревожный признак. К 3-4 месяцам ребенок уже должен немного опираться на ручки. Лежа на животе и опираясь на них, опять же должен стараться подниматься на открытые ладони, – рассказывает физиотерапевт. – Для ДЦП характерны сгибательно-приводящие установки, и дети с диагнозом немножко скручены, если ребенок, так сказать, зажат – тоже нужно обратить внимание».
После года жизни у малышей распознать заболевание становится легче.
«В 12 месяцев ребенок не может сесть, опора на ногу у него не полностью на стопу идет, а больше на носок. Бывает поражение одного полушария мозга, соответственно, есть изменения только в работе одной половины тела – страдает правая рука и правая нога либо наоборот. Есть формы, когда ребенок очень расслаблен, и не всегда при данной форме он чувствует свое тело. Также нарушение речи – очень много признаков, главное, чтобы родители замечая какие-либо отклонения, не закрывали глаза, а сразу обращались к специалисту», – резюмирует Мурат Алиев.
Реабилитация
Родители при помощи специалистов и врачей вполне могут воспитать больного ребенка так, чтобы он чувствовал себя счастливым и востребованным человеком. Есть несколько вариантов лечения: речевая терапия, физиотерапия и трудовая терапия, а также лекарственное лечение.
По всей стране созданы восстановительные центры, в которых проводятся интенсивные курсы реабилитации, консультации узких специалистов для детей с особенностями здоровья.
Детско-юношеский восстановительный центр «Надежда моя» появился в Ханты-Мансийске 24 июля 2019 года, и за это время реабилитацию прошли уже 398 ребят. Так получилось, что все лечебные мероприятия проводятся целиком за счет родителей.
«Я сама мама ребенка с диагнозом ДЦП и прежде всего вижу эффект от лечения у своей дочки. Таким детям очень удобно проходить реабилитацию в своем городе – ребенок пришел, отзанимался и ушел в свою же среду, без стрессов. В нашем центре занимаются дети и с другими диагнозами, приглашаем различных специалистов – приезжают со всей страны. Очень хочется, чтобы люди с инвалидностью стали ближе к обществу, нашли друзей и поддержку», – говорит руководитель организации Наталья Тетенок.
Смотрите также:
- Почему ребёнок скрипит зубами во сне? →
- “Не война, а сирот много…” →
- Такой полезный Центр… →
Источник