Задержка развития у ребенка 10 мес

Задержка развития у ребенка 10 мес thumbnail

Когда появляется сомнение в том, что развитие у ребенка не соответствует норме, первые мысли о том, что делать и к кому бежать? Родители часто не знают, с чего надо начинать. Такие инструкции не дают на курсах подготовки к родам и не пишут в статьях по прикорму. Никто не ожидает проблем – и при их возникновении оказываются в растерянности.

MedMe расскажет, к каким врачам идти в первую очередь и какие обследования нужны. Некоторые из них могут удивить. Но они нужны: задержка развития не всегда означает, что все дело в работе мозга.

Врач невролог при задержке развития: зачем нужен и что он смотрит

Невролог оценивает работу нервной системы (НС) – в том числе и головного мозга. Это первый врач при подозрениях на задержку развития, аутизм, алалию и т. д. (хотя порой терапевт может сразу же направить к лору или офтальмологу по косвенным признакам нарушений).

Невролог проводит общий осмотр, делает первый анализ функций НС с проверкой рефлексов, тонуса мышц и назначает маршрут обследований.

Зачем нужен общий осмотр ребенка? На теле есть так называемые стигмы дизэмбриогенеза, малые пороки развития, которые закладываются еще в первом триместре беременности. Они есть практически у каждого – в единичных количествах. Но если их пять и больше – то это уже сигнал о возможной проблеме.

Какие малые пороки развития встречаются чаще всего?

  • Множественные или большие родинки.
  • Непропорциональная длина шеи, кожные складки на ней.
  • Размер рта.
  • Форма подбородка – скошенный, выступающий и т. п.
  • Большое расстояние между глазами.
  • Укороченная уздечка.
  • Язык необычной формы (например, раздвоенный).
  • Перепонки между пальцами.
  • Ассиметрии лица и т. д.

В общем, все то, что делает внешность особенно индивидуальной. Но если таких стигм много, и в особенности много на голове, то это маркер возможного нарушения развития – речевого, когнитивного, психоневрологического. Причина в том, что кожные покровы, скелет и нервные клетки эмбриона формируются из одного слоя. И внешние искажения могут указывать на внутренние патологии нервной системы, и головного мозга в том числе.

Самая частая причина задержек развития у малышей – незрелость нервных структур. Ребенку требуется чуть больше времени, чтобы догнать сверстников (и помощь специалистов).

Какие исследования нужны чаще всего?

  • Кровоснабжение тканей мозга

Обследование системы кровоснабжения тканей мозга на дисциркуляторную энцефалопатию (ДЭП). Она часто является следствием гипоксии плода – внутриутробной, в родах, инфекций до и после рождения. Мозг при недостатке кислорода сначала спасает те отделы, благодаря которым тело сможет дышать, питаться, передвигаться – а уж речевые и регуляторные функции получают питание по остаточному принципу. И поэтому могут пострадать.

Важно!

Существует общее мнение, что мальчики, как правило, осваивают язык позже, чем девочки. Это вредное заблуждение, которое существует и сегодня, несмотря на то, что опровергли его еще в 1988 году при помощи масштабного мета-анализа (Psychological Bulletin).

Отставание в речевом развитии не зависит от пола ребенка, и с мальчиками так же, как и с девочками, не надо ждать 3-4 лет для консультации у врача.

Оценивают кровоснабжение мозга по итогам транскраниального УЗДГ сосудов шеи, УЗИ через родничок, если он еще не зарос, исследование-дуплекс брахиоцефальных сосудов с поворотной пробой.

Чаще всего при таких подозрениях невролог первым делом направляет ребенка к офтальмологу. Зачем? Потому что осмотр глазного дна может выявить нарушения кровоснабжения головного мозга, повышенное внутричерепное давление и т. д.

  • Внутричерепное давление и наличие новообразований

Повышение внутричерепного давления может быть видно по состоянию родничка – он становится выпуклый, кожа натягивается. Но может быть и не заметно таким образом или появляться уже после зарастания родничка. При этом длительное повышение раздражает мозговые ткани, снижает их питание, вызывает проблемы.

Небольшие новообразования в тканях мозга (опухоль, киста) может не вызывать явных нарушений, но задерживать развитие речи, влиять на слух, зрение или поведение, вызывая аутичную симптоматику.

Как это выявляют?

Если родничок еще не закрыт, то делают ультразвуковое исследование мозга (нейросонография). Оно подходит для обнаружения крупных кист, новообразований, смещения мозговых структур, оценки давления.

Альтернативы – компьютерная или магнитно-резонансная томография (КТ, МРТ). КТ не рекомендуют детям до 14 лет, однако порой возможен только такой вариант. Сложности в обоих случаях заключаются в необходимости спокойно лежать без движения, что детям выполнить непросто. Так что эти варианты назначают под наркозом и, понятно, только после других, более доступных и простых для ребенка исследований.

  • Наличие очагов повышенной судорожной готовности (эпилепсии)
Читайте также:  Отклонение в развитии ребенка лечение

Не стоит думать, что эпилепсия проявляется только классическим приступом с судорогами, и уж такая болезнь уж точно не пройдет мимо внимания родителей. Эпилепсия может проявляться огромным спектром форм, и часть из приступов можно не замечать очень долго или совсем не видеть – например, если они возникают во сне или проявляются потерей сознания на несколько секунд (что выглядит обычной невнимательностью ребенка).

Факт!

При геластической форме эпилепсии приступы могут выглядеть как неудержимый смех не к месту.

Из-за судорожной активности ткани мозга могут повреждаться, что способно вызывать аутичное поведение, алалию, задержку психоречевого развития. Кроме того, эпилепсия – противопоказание для многих препаратов, включая ноотропы, которые часто назначают при ЗРР у детей.

Как выявить?

При подозрении на судорожную готовность или фебрильных судорогах в анамнезе показана электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Их бывает три варианта:

  • Обычная – полчаса в «шапочке» с электродами, не особенно информативна при подозрении на эпилептический синдром, если приступ не начнется во время обследования, можно ничего и не заметить;
  • ЭЭГ дневного сна, до трех часов во время «тихого часа» показывает бессудорожную эпилепсию с припадками во сне, а также для исследования работы мозга при переходе от бодрствования к засыпанию и обратно;
  • ЭЭГ ночного сна назначают при наличии эпиочагов при остальных вариантах ЭЭГ, или если ребенок днем не спит. Это самый подробный метод исследования электрической активности тканей мозга.

Находки отоларинголога: зачем он нужен при задержках развития?

В идеале нужно обследование у отоларинголога-сурдолога, но если такого специалиста нет – придется ограничиться лором. Зачем?

В программе ОМС есть обследование детей первого месяца жизни – аудиологический скрининг, который помогает выявлять тяжелое врожденное нарушение слуха. Однако нетяжелое или появившееся позднее скрининг не заметит. А нарушения слуха проявляются задержкой психоречевого развития.

Факт!

Стереотипии, однотипные движения, звуки неспециалисты считают признаком аутизма. Однако они бывают также при алалии, задержке психического развития и – это особенно важно – при нарушениях слуха.

Депривация мозга (недостаточное поступление сигналов извне) вызывает напряжение и тревогу, а стереотипное поведение помогает от них на время избавляться.

Причин для нарушения слуха множество – и они могут скрываться под вполне обычными диагнозами. Например:

  • Аденоидит, разрастание аденоидов снижает слух, за ним следует задержка речевого развития, а дальше и психического. Начинаются проблемы при аденоидах третьей степени.
  • Экссудативный отит, частое осложнение долгого насморка. Эта болезнь практически незаметна – боли и температуры при таком отите нет, но из-за скопления жидкости за барабанной перепонкой слух снижается. При этом малыш слышит достаточно, чтобы реагировать на звуки – а вот процессы распознавания слов нарушаются, а значит, не появляется речь.
  • Слуховая нейропатия – диагноз, который аудиологический скрининг не выявляет. Потому что он помогает определять повреждения структуры уха, но не нервных волокон, которые соединяют внутреннее ухо и слуховой центр головного мозга. При этой патологии чужая речь становится неразборчивой, прерывистой, понять ее невозможно – и повторить, разумеется, тоже.

Проверяет на слуховую нейропатию только сурдолог, и для оценки нужно особое исследование – КСВП-скрининг (регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов).

КСВП-скрининг желателен при всех вариантах задержки развития и обязателен, если у ребенка подозрение на такие диагнозы, как сенсорная алалия и расстройство аутистического спектра (исследование ученых ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева»).

Без обследования слуха на потенциалы их сложно отличить друг от друга. А методы коррекции в корне разные!

Процедура КСВП-скрининга похожа на энцефалограмму, только электродов крепят меньше, зато есть наушники. К ушам подают звуки разной высоты и громкости и оценивают реакцию нерва и мозга.

Кроме КСВП-скрининга врач может рекомендовать проведение отоакустической эмиссии и импедансометрии. Если у ребенка значительное снижение слуха, но не тотальная глухота, он может реагировать на звуки, но игнорировать речь – так как ее сложнее воспринимать.

Детский психиатр: что он оценит на приеме?

К врачам-психиатрам у нас по-прежнему ходить опасаются, а уж ребенка водить еще страшнее. Как будто там скажут что-то такое стыдное и заклеймят на всю жизнь. На самом деле психиатрия занимается лечением огромного спектра расстройств, которые появляются у совершенно здоровых людей – и проходят, если вовремя дойти до специалиста.

Читайте также:  Процесс компенсации нарушений в развитии ребенка имеет

Что оценит детский психиатр во время консультации:

  • Как малыш реагирует на новую обстановку – испугается, закатит истерику, полезет исследовать полки, будет осторожничать и смотреть на родителей и т. д.
  • Наличие тиков, уровень активности.
  • Соответствие нормам возрастного развития – например, складывает ли ребенок пирамидку, может ли ответить на простой вопрос и т. д.

Психиатр нужен, если у ребенка отсутствует боязнь опасных ситуаций, есть нарушения внимания, длительные или сильные тики, галлюцинации, избыток агрессии или самоагрессия, а также если поведение мешает его социальной жизни.

Важно!

Психиатры не только назначают препараты даже взрослым. А детям особенно стараются сначала рекомендовать реабилитационные программы, чтобы обойтись по возможности без медикаментов.

По программе ОМС при районных психоневрологических диспансерах можно посещать занятия в дневных стационарах с психолого-педагогическим сопровождением дефектолога, психотерапевта, психолога, логопеда, методами речевой терапии и развития.

Зачем при задержке развития эндокринолог?

Гипотиреоз, заболевание, которое связано с дефицитом йода и снижением секреции гормонов щитовидной железы, у детей до трех лет вызывает задержку физического и психического развития разной степени – от легких нарушений мышечного тонуса до неспособности передвигаться самостоятельно.

Выявляет его врач-эндокринолог по анализу крови на тиреоидные гормоны – ТТГ, Т3 и Т4. При своевременной диагностике все успешно лечится.

Все эти обследования – не панацея. Может быть так, что результаты у ребенка окажутся отличными, а задержка развития никуда не денется. Но пройти их необходимо. Болезни, которые таким образом выявляют, очень распространены, так что есть вероятность, что проблема будет обнаружена и полностью исправлена. В любом случае лучше знать, с чем придется бороться и в каких направлениях работать.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) – это группа расстройств, которые объединены по клиническим симптомам отставания развития речи и психики. Сюда относятся расстройства экспрессивной и рецептивной речи, неуточненные диагнозы, а также смешанные специфические расстройства в области психологического развития человека (специфические расстройства развития речи, школьных навыков, двигательных функций без преобладания одного из симптомов для возможности поставить точный диагноз).

Они обычно связаны с нетипичной работой центральной нервной системы, что в итоге приводит к изменениям темпов всего психического развития и затрагивает следующие компоненты:

  • память;
  • внимание;
  • мышление;
  • речь;
  • эмоционально-волевую сферу;
  • поведение.

Задержка психоречевого развития не является синонимом умственной отсталости ребенка. Ключевое различие в том, что ЗПРР поддается коррекции и компенсации, в то время как умственная отсталость не исправляется. Сложности могут возникнуть, если не своевременно обратиться к специалисту, т.к. проблемы с речью и когнитивный дефицит имеют стойкую динамику к увеличению.

Синдром ЗПРР определяется врачом (психиатром, неврологом) на основании присутствующих симптомов. После определения вида психоречевой задержки разрабатывается индивидуальный план коррекции, а также возможное направление в специализированный детский сад, школу или группу развития (если речь идет об учреждении комбинированного типа).

Причины ЗПРР

ЗПРР возникает вследствие органического поражения мозговых структур и различных расстройств нервной системы. Факторы, провоцирующие задержку психоречевого развития:

  • генетические заболевания, связанные с нарушениями подкорки головного мозга;
  • инфекционные заболевания и недостаток кислорода во время беременности;
  • проблемные роды (травмы, обвитие пуповиной, стремительные или преждевременные роды, гипоксия);
  • нарушение обмена веществ в ЦНС;
  • органические поражения мозга (скопление жидкости, высокое внутричерепное давление, опухоли);
  • патологии психиатрического спектра, включая эпилепсию;
  • тяжелые инфекционные заболевания в раннем возрасте.

Кроме органических причин важную роль играют и психологические факторы. Психические травмы и неправильное воспитание (гиперопека, жестокое обращение, недостаточный уход и внимание) могут приводить к задержке развития или полному исчезновению речи (мутизму, речевому негативизму).

Симптомы ЗПРР

Диагностировать нарушение психоречевого развития можно уже с 2-3-летнего возраста, при этом точный диагноз ставится в 3-5 лет, когда нарушения проявляются наиболее всего. Такие возрастные нормы связаны с тем, что к данному возрасту отсутствие внутренней речи начинает отражаться на психическом развитии ребенка и развитии мышления, понимании абстрактных понятий.

До двух лет врачи прежде всего обращают внимание на моторное развитие (крупную и мелкую моторику) и на развитие речи. При темповом отставании возможны диагнозы: ЗРР, задержка моторного развития.

А при наличии таких симптомов, как узкий набор эмоциональных проявлений, быстрая утомляемость, агрессивность и пр. врачи могут зафиксировать синдром ЗПРР с 2 лет. С этого же возраста может быть поставлен и точный диагноз, который и вызывает ЗПРР.

Читайте также:  Развитие пятимесячного ребенка мальчика

Кроме непосредственной задержки речевого развития у детей с ЗПРР наблюдаются такие сопутствующие признаки, как гиперактивность, агрессивность или бедность эмоционального реагирования, а также затруднения социальных контактов, связанные как с поведенческими, так и с речевыми трудностями. Дети не успевают усваивать школьную программу не из-за умственной отсталости, а вследствие снижения работоспособности, памяти, внимания и некоторых мыслительных процессов. Несмотря на то, что речевая заторможенность обычно связана с нарушениями мышления, уже в школьном возрасте может активизироваться обратный процесс (когда из-за речевых нарушений появляются психические и когнитивные отклонения).

Часто фиксируют синдром ЗПРР с аутичными чертами, что подразумевает не только проблемы с речью, но также и следующие поведенческие особенности:

  • ребенок не вступает в эмоциональный контакт, не улыбается, практически никогда не тянется к родителям и сверстникам;
  • присутствует стереотипное поведение (ходьба по кругу, раскачивания на одном месте, склонность к сортировке предметов);
  • негативная реакция на любые перемены, будь то обстановка, одежда или привычный маршрут;
  • использование игрушек и предметов по собственной логике, возможна привязанность к одной игрушке.
  • нарушения сенсорной обработки;
  • повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами;
  • психомоторная возбудимость, тики, заикание;
  • протестные формы поведения.

В таких ситуациях рекомендуется не только медикаментозное лечение главной патологии, но и психологическая адаптация в обществе. Необходима психолого-педагогическая коррекция (дефектолог, логопед, психолог, нейропсихолог) и неврологическое лечение.

Лечение ЗПРР

Терапия психоречевых нарушений проводится комплексно, поэтому в реабилитации участвуют:

  • невролог (назначает медикаментозное лечение, направленное на устранение органических поражений);
  • логопед (проводит коррекцию произношения и темпа речи. Вызывает речь, если речь отсутствует);
  • детский психолог (работает с психологическими причинами задержки речи, способствует адаптации к социуму);
  • дефектолог (занятия направлены на развитие памяти, внимания, мышления).

Чем раньше диагностируется задержка психоречевого развития и начинается ее лечение, тем лучше. С каждым годом вследствие ЗПРР добавляются задержки когнитивных и мыслительных функций, из-за чего коррекция длится намного дольше.

Первые признаки задержки развития появляются еще до года, а соответственно, компенсаторную терапию можно начинать проводить с такими малышами, чтобы не усугублять степень отставания от норм. Занятия с логопедами и дефектологами рекомендованы с 2 лет, когда специалисты помогут развить понимание обращенной речи и собственную речь. Можно начинать заниматься с ребенком и раньше, нужно консультироваться со специалистами.

Медикаментозное лечение со стороны невролога и психиатра направлено на устранение основной патологии и начинается сразу же после диагностики и вынесения окончательного заключения. Для этого врач предварительно должен провести необходимые аппаратные обследования: ЭЭГ, допплерография, вызванные потенциалы, нейросонография.

Консультация у детского нейропсихолога необходима, чтобы выявить, какие отделы мозга не формируются в достаточном объеме относительно возраста. Нейропсихолог дает свои рекомендации по составлению программы занятий с логопедом и дефектологом в зависимости от нейропсихологической структуры дефекта.

Психолог консультирует семью по вопросам воспитания и адаптации ребенка в детском коллективе. Именно в психологической части реабилитации необходимо активное участие родителей, которым выдаются все необходимые рекомендации по коррекции общей обстановки, системы общения и других индивидуальных моментов.

Часто у ребенка вторично развиваются психологические проблемы – отношения с родителями и другими близкими, сверстниками, сложности с адаптацией и поведением. В этом случае также необходимо заниматься с психологом.

Поскольку ЗПРР часто сопровождается соматическими нарушениями, то как часть дополнительной реабилитации показаны различные занятия по развитию физических навыков. Отлично зарекомендовали себя анимало-терапия, адаптивные танцы, АФК/ЛФК, плавание и массаж.

В центре Ember используется комплексный подход в коррекции синдрома ЗПРР. На психолого-педагогическом консилиуме, в котором принимают участие логопед, дефектолог и нейропсихолог, специалисты оценивают уровень развития ребенка, его навыки. С учетом особенностей развития конкретного ребенка составляется коррекционный маршрут.

В практике нашего центра было много сложных случаев с ЗПРР у детей. Наши сотрудники смогли помочь всем детям, обратившимся к нам, восстановить психическое и речевое здоровье. Но важно помнить, что занятия по коррекции должны быть регулярными, а период коррекции достаточно длительный и зависит от возраста ребенка – чем ребенок старше, тем менее пластичен его мозг и тем сложнее коррекция синдрома ЗПРР. У здоровья вашего ребенка нет выходных, праздников и каникул, поэтому лучше заранее настроиться на то, что придется уделять много времени и сил на занятия со специалистами.

Запишитесь на консультацию по телефону +7 (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.

Источник