Задержка развития речи ребенок 6 лет

Задержка развития речи ребенок 6 лет thumbnail

Последнее обновление статьи: 13.01.2019

На сегодняшний день количество детей с проблемами в созревании речи стремительно растет. Причины здесь могут быть различными. Замедление в развитии речи – это не особо опасное отклонение в том случае, если обусловлено ранним обнаружением и не запущено. Ответственность за данный фактор полностью ложится на родителей, так как крайне важно не только раннее выявление, но и направление ребенка на диагностику, а также выбор квалифицированных специалистов в данной области.

Возрастные особенности развития речи

Многие, особенно новоиспеченные и неопытные родители, задаются вопросом: в каком возрасте малютка должен начать радовать их первыми словами? Строжайших рамок не существует, однако, есть некоторые нормы.

За первый год жизни малышу требуется выучить около десятка слов и быть ознакомленным с 200-ми предметами. До 2-х лет словарный запас должен увеличиться до 50–100 терминов, крохе следует уметь воспроизводить словосочетания или короткие предложения. По достижении 3 – летнего возраста, малютке необходимо четко выговаривать предложения, отвечать на вопросы, узнавать наименования животных, элементов обихода и прочих предметов.

Для того чтобы выявить отклонения, достаточно провести простой эксперимент: крохе нужно поговорить с человеком, которого он не знает. Если слушатель понял свыше 75% беседы с малюткой, то с формированием говора все в порядке.
Сложности начинаются в более старшем возрасте. С 4-х лет следует проявлять интерес к разговорам малыша, в случае отставания от нормы следует воспользоваться помощью специалиста. Если вовремя этого не сделать, у крохи могут наблюдаться проблемы, связанные с коммуникабельностью, а посещение дошкольного учреждения или школы будет стоять под вопросом.

Причины задержки речи

Речевое отставание подразумевает исключительно трудности с разговором, мыслительный процесс и физиологическое формирование при этом находятся в пределах нормы. Маленький член семьи исполняет требования и осмысливает то, что ему говорят взрослые. Отклонения в психо-речевом созревании гораздо более серьезная проблема, так как в этом случае наблюдается торможение развития интеллекта.

До 4 лет заключение «задержка в речевом развитии» ставится крайне редко. Однако, после 5 лет у малютки может начаться замедление психического созревания. Поэтому первый диагноз непосредственно связан со вторым.

Основные факторы задержки речи:

  • Тяжелое течение беременности;
  • Роды с осложнениями;
  • Инфицирование плода во время беременности;
  • Повышенное внутричерепное давление ;
  • Недоношенность;
  • Болезни почек или сердца;
  • Рахит;
  • Повреждение слуха или зрения в запущенной форме;
  • Недостаточное или чрезмерное внимание родителей;
  • Частое перенесение стрессов;
  • Постоянная работа телевизора;
  • Общение внутри семьи на нескольких языках;
  • Невнятный говор родителей или окружающих и пр.

Следует помнить о том, что заболевание не появляется из ниоткуда, оно является следствием нарушений в функционировании нервной системы или головного мозга. Причинами также могут послужить нарушения на генетическом уровне или же психические расстройства. В случае тяжелых заболеваний в первые три года жизни, таких как понижение слуха или травмы головы, малыш может быть подвержен торможению речи.

Симптомы задержки развития речи

Сегодня вопрос о торможении развития речи психологами обозначен, как крайне важная проблема в психологической и педагогической деятельности. В возрасте от 4 лет родителям рекомендуется нанести визит специалисту в том случае, когда наблюдаются явные проблемы с разговорной функцией: ребенок невнятно произносит слова, говорит слишком медленно или быстро, не в силах составлять словосочетания или предложения. Дополнительными признаками можно назвать повышенное слюноотделение и трудности с пережевыванием или глотанием пищи.
Дети с проблемами в психо-речевом созревании испытывают трудности в коллективном общении, развивающих занятиях и игровой деятельности. Такие малыши зачастую рассеяны, их внимание слабо развито. Эмоциональное состояние маленького человечка подвержено перепадам, при малейшей неудаче ребенок с отклонениями может замыкаться в себе. Восприятие окружающей информации производится искаженно, мыслительная активность занижена.

Самостоятельная проверка задержки речи

В возрасте 6 лет, дошкольник уже должен бегло разговаривать, знать на память несколько стихотворений и песен, и четко формулировать свои мысли и вопросы. Многие детки этого возраста уже овладевают основа чтения и письма.

Проверить отстает ли ваше чадо от сверстников, возможно с помощью нескольких простейших признаков-тестов:

  • Ребенок 6 лет должен знать счет до 10 и уметь совершать элементарные математические действия. В игровой форме предложите ему сосчитать сколько предметов он видит, разместив при этом перед ним три кубика. Затем спрячьте один за спину и попросите ответить сколько осталось на виду, а сколько вы спрятали.
  • Малыш четко должен разделять понятия один – много, большой – маленький, знать геометрические фигуры, буквы алфавита и цифры.
  • Знать все цвета и оттенки.
  • Уметь заниматься различными видами творческой деятельности: лепить, рисовать, делать аппликации, собирать конструктор. Причем его работы, должны напоминать творение взрослого человека, нарисованные люди должны походить на людей, вылепленные собачки и ежики на животных, а сконструированные дома и машины напоминать реальные.

Если кроха не в состоянии ответить на ваши вопрос по поводу счета, или до сих пор не умеет определять цвета, или же достигнув возраста 6 лет, рисует сплошные абстрактные картинки – это довольно веский повод для обращения к специалистам.

Диагностика и лечение отклонений

При обнаружении у ребенка признаков, говорящих о задержке речевого развития, необходимо посетить нескольких специалистов:

  • дефектолога,
  • логопеда,
  • психолога
  • психотерапевта.
  • невролога

Для исследования используются шкала Бейли, тест IQ и другие. Доктор может назначить ЭЭГ или МРТ головного мозга для определения отклонений в функционировании. Все эти исследования необходимы для обнаружения факторов задержки и построения рациональной коррекции или лечения.

Общая оценка созревания речи ребенка включает следующие критерии:

  • Анамнез развития в раннем возрасте;
  • Формирование речи;
  • Память, способы мышления;
  • Восприятие (цветов, форм, предметов и пр.);
  • Уровень внимательности;
  • Игровая деятельность;
  • Наличие навыков и их исполнение;
  • Коммуникабельность.

Комплексное исследование подразумевает также проверку слуха, зрения, моторику лицевых мышц.

Коррекционная работа над развитием речи подразумевает такие действия со стороны родителей:

  • Проговаривание всех действий, совершаемых малышом или родителем;
  • Организация благоприятной среды для развития речи;
  • Индивидуальные творческие занятия, чтение;
  • Правильный подбор речевого материала.

Задачи специалистов несколько иные: коррекция психического состояния, социальная адаптация малыша, исправление предыдущих ошибок воспитания, усовершенствование памяти, интеллекта и внимания.
Если причиной является нарушение мозговой деятельности, помимо коррекционной работы крохе назначается массаж, магнитотерапия, а также медикаментозное лечение. Магнитотерапия не имеет ограничений, эта методика позволяет оказать влияние на зону головного мозга, которая отвечает за дикцию, интеллектуальные способности и память. При медикаментозной терапии могут назначаться нейротропные средства и витамины. Крайне важно, чтобы все препараты назначались и принимались исключительно под контролем специалиста.

Следует как можно раньше развивать у ребенка любознательность, с раннего детства приучать к занятиям, связанным с мелкой моторикой и творчеством.

Различают несколько типов отклонений речи от нормы:

  1. Нарушение артикуляции. В данном случае кроха понимает все то, что ему говорят. По внешним и физиологическим показателям совершенно здоров, однако воспроизведение слов нечеткое, его едва понимают даже мама и папа.
  2. Экспрессивная запоздалость. В такой ситуации говор малыша в значительной степени отстает от нормативных показателей, малютка разговаривает мало или совершенно не говорит.
  3. Рецептивное нарушение. Малыш не понимает того, что ему говорят, однако расстройства слуха не обнаружены.
  4. Комбинированное нарушение. Все предыдущие факторы в комплексе.

Если не произвести лечение до 7 лет, ребенок будет отставать от сверстников. Пренебрегать лечением нельзя ни в коем случае, так как в его дальнейшей жизни могут появиться более серьезные проблемы: ребенок не сможет адаптироваться в коллективе, возникнет необходимость перевода в специализированную школу для детей с отклонениями.

Профилактика задержки развития речи

Чем раньше родители начинают тренировочные упражнения с малюткой, тем менее он подвержен задержке в речевом и психическом становлении. С раннего возраста требуется развивать ребенка, заниматься рисованием, лепкой, читать сказки малышу, описывать предметы, приучать к музыке и творчеству. Помимо этого, не стоит забывать и о полноценном физическом формировании. С 3 лет малышу нужны такие игры, как конструктор, пазлы, различные кубики, пирамидки, сортеры. При помощи специальных карточек необходимо обучать ребенка цветам, формам и цифрам.

При психо-речевой задержке показан массаж, родители могут совершать общеукрепляющие движения, а профессиональный массаж следует доверить специалисту. Любое из перечисленных занятий требует систематики, поэтому проводить их нужно на ежедневной основе. Каждый урок должен проводиться в игровой форме и ни в коем случае не принудительно. Необходимо мотивировать малыша к занятиям, вызвать у него желание и интерес к играм такого плана. Нужно помнить, что задержание речевого или психического созревания – это не приговор и в период терапии малышу необходима поддержка родителей, их забота и понимание.

Источник

Фоминова Виолетта Юрьевна
Симптомы задержки речевого развития в 5–6 лет

Симптомы задержки речевого развития в 5-6 лет.

Симптомы задержки речевого развития в 5–6 лет

Нормы развития детской речи в возрасте от 5 до 6 лет.

Чтобы определить, имеется ли у дошкольника отставание в речевом развитии, нужно знать что к пяти-шести годам является нормой:

• ребенок общается посредством развернутых предложений с использованием мимики и жестов;

• в речи использует обобщающие слова;

• правильно употребляет числительные, наречия, местоимения, союзы, частицы;

• дошкольник учится использовать причастные и деепричастные обороты;

• имеется обширный словарный запас;

• овладевает навыками словообразования (например, уменьшительно-ласкательными формами слова);

• звукопроизношение практически сформировано;

• слоговая структура сформирована полностью;

• дошкольник может составить маленький рассказ-описание по картинке.

Обратите внимание! В этот возрастной период детская речь уже максимально приближена к взрослой.

Встречаются ошибки, если ребенок рассказывает о малознакомом ему явлении или использует новое слово. Звукопроизносительная сторона практически сформирована полностью: на пятом году могут быть нарушения произношения сонорных звуков – Р и Л.

В этом возрасте дошкольник умеет пользоваться интонацией, поэтому с детьми ставят театрализованные представления. В шесть лет он уже хорошо запоминает стихотворения, может пересказать короткие рассказы. Уровень развития детской речи зависит от усилий, которые прикладывают взрослые для воспитания ребенка.

Симптомы задержки речевого развития в 5-6 лет

Если на шестом году дошкольник общается простыми нераспространенными предложениями или фразами, а произношение большинства звуков нарушено, то родителям следует обратиться к логопеду. Взрослые с трудом понимают детскую речь, она невыразительна, малыш с трудом заучивает стихотворения и пересказывает короткие тексты.

Обратите внимание! У детей с речевыми нарушениями пассивный словарь значительно превышает активный. При этом некоторые слова он может использовать неточно.

Лексика преимущественно состоит из существительных, в меньшем количестве встречаются прилагательные и глаголы. Фразы и предложения отличаются аграмматичностью: нарушены нормы согласования, опускаются предлоги и союзы. Если взрослые заметили вышеперечисленные признаки, то необходимо записаться на логопедический прие.

Информация для родителей

Взрослые для детей являются примером для подражания и источником знаний. Поэтому важно, чтобы родители принимали активное участие в детском развитии и выполняли все рекомендации педагогов.

Самостоятельная диагностика задержки речевого развития.

Логопед проводит обследование в детском саду и подбирает группу детей, с которыми будет проводить коррекцию. Но не стоит ждать, когда ребенка запишут на уроки. Родители должны уметь самостоятельно диагностировать его речевое развитие.

1. Ребенку предлагают описать показываемый предмет — игрушку или другой предмет.

2. Взрослый описывает предмет, а дошкольник должен назвать его.

3. Нужно проверить выразительность речи: попросить проговорить предложения с разной интонацией и высотой голоса.

4. Ребенку показывают картинку и предлагают описать, что на ней изображено. Если у него возникли трудности — взрослый задает наводящие вопросы. Во время рассказа нужно обратить внимание на состав предложения, лексику и общую выразительность речи.

5. Родители должны обратить внимание на грамматическое оформление предложения: согласование слов, использование союзов, частиц, предлогов.

6. Во время диагностики оценивают сформированность звукопроизношения.

Важно! Предлагая ребенку выполнить задания, взрослый должен дать образец на своем примере. Например, он просит дошкольника назвать слово и сначала сам его произноси.

В старшем дошкольном возрасте некоторые ошибки являются нормальным явлением, потому что в шесть лет не все дети сразу усваивают большой поток информации. Но с помощью дидактических игр есть возможность справиться с речевыми ошибками. Такие упражнения будут полезны и детям с развитием, соответствующим норме.

Источник

Задержка речевого развития у детей 5-7 летЗадержка речевого развития у детей 5-7 лет встречается часто. Это не такая страшная проблема, как кажется на первый взгляд, поскольку её легко устранить, если вовремя обнаружить и принять меры. Родители несут главную ответственность, они должны заметить подозрительные признаки, направить малыша на диагностику и найти лучших специалистов. Если вовремя не заняться корректирующей терапией, по мере роста ребенку будет становиться труднее обучаться и взаимодействовать с одногодками.

Задержка речевого развития — это не отдельная патология, а последствие, которое чаще наблюдается из-за неправильного функционирования мозга или ЦНС. Такую проблему вызывают:

  • Заболевания женщины во время вынашивания ребёнка. Это бывают не только инфекции, передающиеся половым путем, но и отравления, а также травмы.
  • Гипоксия плода в утробе или при родах.
  • Осложненные роды (стремительные, многократное обвитие ребенка пуповиной, преждевременная родовая деятельность), а также травмирование новорожденного (травмы шейных отделов позвоночника и центральной нервной системы, энцефалопатия).
  • Тяжелые инфекционные процессы и травмы, которые перенес малыш в раннем возрастном периоде.
  • Наследственные, хромосомные аномалии, которые приводят к нарушению структуры мозга.
  • Проблемы с воспитательным процессом: гиперопека над малышом или наоборот, полное безразличие, жестокое обращение с ребенком.
  • Тяжелая психологическая травма в раннем возрасте.
  • Длительное использование сосок или продолжительное грудное вскармливание.
  • Слишком частое просматривание ребенком гаджетов (телевизора, планшета, смартфона).

Патологии, при которых возрастает риск задержки речи:

  • врожденные заболевания центральной нервной системы;
  • эпилептические приступы и другие нарушения психики;
  • гидроцефалия;
  • опухолевые образования и сосудистые патологии головного мозга;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • детский церебральный паралич;
  • ишемия головного мозга;
  • кровоизлияния в мозг.

Начать заниматься развитием речи ребенка нужно с самого раннего возраста. Нужно наблюдать, как он плачет и каким образом реагирует на внешние обстоятельства. Речь развивается постепенно, поэтому родители должны как можно больше разговаривать с малышом, и со временем он сможет строить сложные фразы.

Как правильно говорить с ребенком:

  • не повышать голос, стараться придерживаться привычного тембра, не меняя его при общении с малышом;
  • не коверкать слова, стараться не применять уменьшительно-ласкательные названия там, где это лишний раз не требуется;
  • если у ребенка проблемы со слухом или зрением, маме лучше красить губы в яркие оттенки, чтобы он лучше видел, как выглядит тот или иной звук при произношении;
  • при наличии факторов риска как можно раньше привлечь логопеда;
  • при появлении подозрительной симптоматики не ждать, что все пройдет само по себе, а как можно раньше обратиться к специалистам.

Задержка речевого развития у детей 5-7 лет

Для лечения используются следующие методы:

  • Индивидуальные занятия с логопедом. Специалисты учат ребенка правильно артикулировать, составлять словосочетания и предложения, применять их на практике. При задержке речевого развития у детей 5-7 лет обращаться на первичный прием к логопеду уже поздно, в этом случае родители должны заранее провести подготовительную коррекционную работу с другими врачами.
  • Логопедический массаж. Благодаря таким занятиям стимулируются соответствующие мышцы лица и шейного отдела, поэтому ребенок начинает правильно произносить звуки и слова.
  • Медикаментозные средства. Препараты назначаются исключительно врачами на основе результатов диагностики и поставленного диагноза. Чаще применяются ноотропные лекарства.
  • Работа с психологом. Такой специалист незаменим, если главной причиной трудностей с речью является психологическая травма или проблемы с воспитанием.
  • Альтернативные методики (дельфино- и иппотерапия, упражнения на моторику и др.).
  • Остеопатия. Остеопат воздействует на нужные точки тела малыша и приводит в баланс ЦНС, обменные процессы и психическое состояние ребенка.

Речевое развитие детей 6 лет

В 6 лет ребенок уже может связно говорить, логично излагать мысли, у него развит фонематический слух. Особенности речевого развития в этом возрасте:

  • Произношение звуков должно быть до конца сформировано. Однако из-за строения артикуляционного аппарата некоторые дети могут некорректно произносить те или иные звуки. Лучше проконсультироваться с логопедом, для того чтобы установить причины отставания в речевом развитии и при необходимости разработал тактику лечения.
  • Интонация, высота и сила голоса. Ребенок уже меняет эти показатели в зависимости от целей высказывания. Нежелательна ускоренная речь, при которой проглатываются звуки, а также излишняя медлительность, усложняющая взаимодействие с окружающими.
  • Малыш улавливает отдельные звуки и указывает, в каком порядке они произносятся.
  • Ребенок в 6 лет имеет большой словарный запас, который разрастается с каждым днем. Слова запоминаются быстро.
  • Дети не просто используют уместные формы слов там, где это нужно, но и учитывают правила-исключения в грамматике.
  • Малыши говорят связно и четко, способны рассказать о предшествующих событиях и строить длинные связные предложения.

Речевое развитие детей 7 лет

Ребенок в этом возрасте уже посещает школу, готов к новым знаниям, обучению и общению со сверстниками и преподавателями. Нормы речевого развития в 7 лет:

  • Звуки произносятся правильно и четко, происходит улучшение дикции.
  • Дети учатся делить звуки на глухие и звонкие, а также на гласные и согласные.
  • Малыш улавливает отдельные звуки в потоке речи и распознаёт их местоположение.
  • Словарный запас довольно ёмкий. Однако некоторые дети уже знают и используют много разнообразных слов, в то время как другие ограничиваются простыми конструкциями. Родители должны давать ребенку знания в различных сферах, для того чтобы он не застыл в бытовой тематике.
  • С грамматикой все отлично, однако некоторые ошибки при употреблении сложных форм все же могут присутствовать.
  • На вопросы детей и взрослых ребенок отвечает не только короткими, но и длинными сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями.Малыш может рассказать историю собственного сочинения или пересказать текст, услышанный от окружающих, описать в красках сюжет просмотренного мультфильма.

Игры для речевого развития детей 5 лет

Лучше всего ребенок приобретает новые знания через игру, поэтому важно захватить его внимание, заинтересовав в обучении. Игры, показывающие высокую эффективность:

  • «Ловушка» — для нормального развития звуковой культуры речи. Дети ставят руки на стол локтями параллельно друг другу, ладошки расправляются. Преподаватель произносит звук, на который должны отреагировать малыши, а затем поочередно называет слова. Если в слове попадается заданный звук, ребенок должен хлопнуть в ладоши.
  • «Домики» — для формирования грамматического строя речи. Преподаватель берет коробочку (импровизированный домик) с карточками с картинками или словами и 4 пустые коробочки. Ребенку нужно объяснить, что в домике находятся слова, но они неодинаковые, поскольку про каждое можно сказать «он мой», «она моя», «оно мое» или «они мои». Малыш должен «расселить» карточки по соответствующим пустым коробочкам в зависимости от принадлежности слова к числу или роду.
  • «Наоборот» — эффективное упражнение для обогащения словарного запаса. Взрослый кидает ребенку мяч и произносит слово. Малыш должен придумать антоним (противоположность) и отправить мячик обратно.
  • «Закончи сам» — для развития связной речи. Взрослый рассказывает какую-то историю или сказку, но не до конца. Он предлагает ребенку придумать концовку самостоятельно.

Маленький ребенок в 5-7 лет должен составлять фразы в предложения и соединять их по смыслу. Однако случается и так, что в этом возрасте речевое развитие немного задерживается. Родители ни в коем случае не должны впадать в панику. Важно своевременно привлечь грамотных специалистов и отдать все силы на корректирующие мероприятия, которые посоветуют врачи. Для предупреждения проблем с речью стоит развивать малыша с самого раннего возраста, поскольку по мере роста бороться с трудностями становится все сложнее.

автор-эксперт: Андрей Геннадьевич Смирненко,
врач-педиатр, к. м. н.

Обратите внимание: Ваши вопросы, комментарии и отзывы Вы можете оставить под статьей в разделе «Комментарии».

Источник