Задержка развития ребенка после гипоксии
Одним из главных факторов полноценного развития ребенка является речь. Благодаря этому навыку формируются все основные психические процессы: внимание, память, мышление.
Становление и активное развитие речевых навыков происходит в первые три года жизни. Если темп освоения языка замедляется или останавливается, то в логопедии это называется задержкой речевого развития (ЗРР). Дети с ЗРР в будущем испытывают большие трудности при обучении письму и чтению.
Что делать, если ваш ребенок не разговаривает? Как вовремя распознать ЗРР? Каковы причины этой патологии? Рассмотрим эти вопросы более подробно.
Нормы развития речи
В науке выделяется три этапа развития детской речи. В норме ребенок должен пройти их все:
- Доречевой этап. Возникает в первые месяцы жизни и длится до одного года. Формирование речи начинается с произношения определенных звуков, которые называются младенческим лепетом и гулениями.
- Дограмматический этап длится до двух лет. В это время закладываются основы словообразования.
- Грамматический этап начинается в три года. Ребенок учится говорить правильно, учитывая окончания, запоминает порядок слов в предложениях.
Возраст | Что должен уметь произносить ребенок |
1-й месяц | Формирование речевых зон тесно связано со слухом. На 14-15-й дни малыш должен реагировать на внешние звуки, особенное оживление вызывает голос мамы. Чуть позже он способен различать интонацию. На грубый, резкий голос он начинает кукситься, а на спокойное, ласковое обращение улыбается. Единственным способом общения на этом этапе является крик. К концу первого месяца ребенок успокаивается под мелодичный напев. Здесь нужно и важно петь колыбельные. |
2-4-й месяцы | Услышать гуления можно на 2-м месяце. Сначала ребенок начинает агукать. Чуть позже он уже может протягивать несколько гласных звуков – получается свирель. Лепет появляется ближе к 4-му месяцу. Важно, что агуканье наблюдается даже у частично или полностью глухих малышей. |
5-6-й месяцы | Ребенок внимательно наблюдает за движениями губ взрослых, пытается подражать. Многократные попытки закрепляют двигательный навык губами. К полугоду малыш говорит слогами короткие слова: ма-ма; ба-ба; тя-тя и т.п. |
7-9-й месяцы | Процесс становится осмысленным. Ребенок начинает соотносить слова с окружающими предметами, действиями и явлениями. «Тик-так» означает часы, «бух» – падать. Также активно в лексикон входит слово «дай»! Ребенок запоминает не только новые слова, но и реакцию на них окружающих. Так начинают формироваться временные связи. |
10-12-й месяцы | Речь в основном представлена существительными, которые ребенок употребляет только в единственном числе и именительном падеже. |
1-1,5 года | В год возникают первые попытки составить короткое предложение в виде просьбы: «Мама, дай-дай!». Ребенок запоминает словесные обозначения частей тела, названия игрушек, имена взрослых. В этот период в речи появляются глаголы в форме повелительного– наклонения: «Иди!» |
1,6 -2 года | Активные период развития самостоятельной речи. Ребенка интересует всё, что его окружает. Он постоянно задает вопросы и при этом многократно повторяет ответ, пытаясь заучить его. В этом возрасте он может односложно ответить на общий вопрос, понимает короткие вопросы, которые начинаются со слов «где», «что», «кто». |
3 года | Появляется активное и пассивное слушание. Ребенок прислушивается к разговорам взрослых, любит слушать сказки, стихи. Это важный этап для формирования активного словарного запаса. |
Важно! До 1,5 лет ребенок имеет пассивный словарь из 30-80 слов. Период резкого скачка в развитии речи происходит в возрасте 1,5-2 лет. В этот период ребенок знает уже около 300 слов. К трем годам количество слов увеличивается в четыре-пять раз.
Причины задержки речевого развития у детей
К постановке диагноза ЗРР могут привести следующие причины:
- Родовая травма, которая привела к внутричерепному кровоизлиянию. При этом могут быть травмированы речевые зоны головного мозга, что впоследствии приведет к задержке речи у ребенка.
- Инфекционные, вирусные заболевания, перенесенные на сроке от четырех недель до четырех месяцев беременности. Развитие в этот период внутриутробной патологии способно вызвать грубое недоразвитие речи.
- Черепно-мозговые травмы, тяжелые заболевания в возрасте до трех лет могут дать осложнения на слух, зрение и речь.
- Задержка речевого развития часто связана с педагогической запущенностью или гиперопекой. В первом случае взрослые неохотно поддерживают общение с малышом, все попытки ребенка вступить в активный разговор пресекаются. При чрезмерной опеке все действия и желания ребенка предугадываются наперед. Это лишает малыша стимула к развитию коммуникативных навыков.
- Неполноценное речевое окружение, которое представлено глухонемыми родителями, родственниками с дефектами речи. В этом случае ребенок скопирует все недостатки речи у взрослых. К ЗРР приводит и ограничение социальных контактов вследствие болезни.
- Патологии в физическом развитии. Недоразвитие речевых зон, апраксия мышц лица, волчья губа, критически малый вес при рождении, незрелость плода при многоплодной беременности.
- Наследственность. Если кто-то из родителей имеет тугоухость, то есть риск рождения малыша с такой же патологией.
- Психические нарушения. Если к трем годам ребенок плохо разговаривает, то это может быть симптомом аутизма, олигофрении. К отказу от активной речи приводят травмирующие ситуации, длительный стресс, сильный испуг.
Следует знать, что небольшая задержка в развитии речевых навыков может наблюдаться в семье, где родители говорят на разных языках. Для одновременного усвоение двух и более языков в раннем детстве требуется немного больше времени. Обычно к четырем-пяти годам разговорная речь у детей-билингвов достигает нормы.
Признаки задержки речевого развития у детей
Диагноз ЗРР ставится только в раннем дошкольном периоде. Но обычно при своевременном обращении к специалистам этот дефект удается исправить.
Первые тревожные звоночки можно заметить уже на первом году жизни ребенка. Отсутствие эмоционального отклика на игрушки или улыбку взрослого, замедленная реакция на происходящее вокруг могут говорить о неврологических проблемах. В шесть-семь месяцев ребенок способен часами издавать различные звуки, он активно лепечет, а к году пародирует мимику родителей. Если вы не замечаете этого у своего ребенка, то следует проконсультироваться с врачом.
О проблемах в речевом развитии могут говорить еще и следующие признаки:
- В 1,5 года малыш не откликается на свое имя, не понимает простейших просьб, не говорит «мама», «няня», «папа». Есть трудности с жеванием и проглатыванием твердой пищи.
- К двум годам ребенок говорит лишь несколько простых слов, не пытается связать их в предложения. Малыш не запоминает новые названия предметов, имена.
- В 2,5 года активный словарь состоит из 10-20 слов. При этом ребенок не может назвать частей своего тела, не понимает простых вопросов: «Кто это?», «Где мама?», «Как зовут собачку?». Вместо просьб малыш мычит и показывает пальцем.
- В три года ребенок – редкий молчун или его речь очень неразборчива. Даже близкие люди понимают его с трудом. Малыш не умеет активно слушать, стихи и сказки его утомляют.
- Растягивание слов, слишком замедленная речь. При этом в семье подобных нарушений ни у кого нет.
- Общение происходит с помощью зеркальных фраз, которые он слышит от взрослых. Также речь ребенка представлена заученными фразами из мультиков, игр.
- Независимо от возраста малыш постоянно держит рот чуть приоткрытым. Чрезмерное выделение слюны без челюстных патологий.
Не стоит принимать за ЗРР чрезмерную избирательность малыша в собеседниках. Если вы переживаете, почему ребенок не разговаривает в незнакомом месте, избегает контактов с малознакомыми людьми, включая детей на детской площадке, то обратитесь за консультацией к детскому психологу. Возможно, ребенок смущается или боится быть отвергнутым.
Что делать для речевого развития ребенка
Для полноценного речевого развития крайне важно создать эмоционально благоприятную обстановку. Активно побуждайте ребенка к проговариванию просьб, желаний. Всегда старайтесь слушать внимательно речь малыша, не перебивайте его и не торопите, не поправляйте без надобности, не критикуйте. Всё это будет положительно влиять на формирование речевых навыков.
Как научить ребенка разговаривать, если вы уже заметили отставание в речевой деятельности? Здесь важно уделять больше времени живому разговору, ведь телевизор и радио не дадут эмоционального подкрепления, которое очень важно для мотивации ребенка к разговору.
Однако не проявляйте чрезмерной активности с разговорными просьбами: «Скажи, что это?», «Назови, что ты видишь?». Такой напор родителей зачастую приводит к обратной реакции. У ребенка может сформироваться речевой негативизм, когда малыш молчит, выступая против чрезмерного внешнего давления.
Все выученные слова сначала попадают в пассивный словарь, потом ребенок их начинает использовать в речи. Нужно лишь подтолкнуть ребенка к активной коммуникации.
В этом поможет использование ритмики. Подвижные игры со звуковыми или музыкальными эффектами, настольные групповые игры с живым активным общением позволяют ребенку стать более раскрепощенным, и слова сами будут срываться с губ.
Ежедневно используйте методики для развития и стимулирования мелкой моторики. Центры головного мозга, которые отвечают за движения руки и пальчиков (мелкая ручная моторика), и зоны артикуляции находятся в тесной взаимосвязи. Если вы развиваете руки, речь может «подтянуться» автоматически. Хороший результат дают пальчиковые игры («сорока–белобока»), массаж подушечек пальцев, перебирание крупы, собирание пазлов, шнурование, игра на музыкальном инструменте. Для рисования выбирайте твердые красители – мелки, карандаши. Если малыш предпочитает краски, то вместо кисточки используйте пальчики.
Постоянно говорите с ребенком, проговаривайте все совместные действия, следите за правильностью и четкостью своей речи. Развивайте слух, внимание. Для этого играйте в игры «Узнай, кто говорит», «Сломанный телефон (узнать слово по шепоту)», «Какой инструмент сейчас проиграл?».
Для правильной постановки звуков обязательны занятия с логопедом. Если задержка речевого развития связана с психическими или неврологическими нарушениями, то нужно посетить невролога, дефектолога и психиатра.
Неоказание грамотной поддержки в младшем возрасте может привести к отставанию в умственном развитии, проблемам с адаптацией, замкнутости, инфантилизму, формированию своеобразных черт характера.
При активных занятиях и своевременном лечении ЗРР полностью устраняется до школы. В старшем возрасте никаких отклонений не наблюдается. Самое главное не откладывать обращение к специалистам!
Фото: Рexels
Источник
Нормальное протекание беременности может сильно осложнить диагноз, который звучит для будущей мамы угрожающе – «гипоксия плода». С такой проблемой, по статистике, в той или иной степени сталкивается каждая третья беременная. Почему ребенок начинает страдать от нехватки кислорода и чем это опасно для его здоровья, мы расскажем в этой статье.
Что это такое?
Гипоксия плода — это состояние кислородного голодания, при котором ребенок достаточно сильно страдает. У большинства будущих мам обнаруживается хроническая гипоксия, при которой нехватка кислорода у малыша длится довольно долго. Иногда состояние бывает острым, и это очень опасно для плода, поскольку может привести к гибели ребенка внутриутробно от асфиксии.
При недостаточном уровне кислорода, который малыш все 9 месяцев получает через кровоток, происходят серьезные изменения в его организме — меняется обмен веществ, наблюдаются патологические изменения в нервной системе крохи.
Если гипоксия незначительная, малыш вполне способен справиться с этим состоянием практически без последствий для себя, поскольку компенсаторные механизмы даже у нерожденного еще младенца невероятно велики. Так, кроха заблаговременно «запасается» кислородом, поскольку в его крови количество молекул О2 значительно выше, чем в крови взрослого, поэтому при наступлении голодания, он некоторое время сможет потреблять собственные запасы. К тому же у малыша на нехватку кислорода всего оперативно реагируют надпочечники, которые немедленно в ответ вырабатывают гормоны, позволяющие на некоторое время повысить артериальное давление, нормализовать частоту сердечных сокращений.
Несмотря на все это, компенсировать длительную гипоксию или острую гипоксию плода эти механизмы, к сожалению, не в состоянии. Когда врач-гинеколог, который наблюдает будущую маму, говорит о наличии гипоксии плода, он обязательно уточняет, о какой степени проблемы идет речь. 1 степень — незначительная, вторая и третья могут быть основанием для госпитализации беременной или преждевременного родоразрешения, если состояние малыша угрожающее.
Нехватка кислорода во время беременности обычно является хронической.
Острая гипоксия чаще всего развивается в процессе родов.Ее провоцируют неправильные действия медицинского персонала — стимуляция схваток сильными медикаментами, агрессивное ускорение родового процесса.
Предсказать возможные последствия для ребенка врачи могут уже в родзале, поскольку о многом говорит состояние крохи сразу после рождения. В зависимости от него, ему выставляют первые в жизни оценки — баллы по шкале Апгар, в эту систему оценки обязательно входит оценка постгипоксического состояния. Чем оценка ниже, тем более серьезными могут быть проблемы в будущем. Для ребенка, родившегося с острой гипоксией, характерны низкие оценки в первые 10 минут после рождения, но уже через час ребенку можно смело ставить 7-8 баллов по Апгар. В этом случае прогнозы положительные. Если состояние малыша не улучшается или начинает ухудшаться — прогнозы не столь радужные.
Причины
Хроническая гипоксия может появиться по ряду причин:
- сахарный диабет у матери;
- вирусная инфекция, перенесенная в первом триместре беременности;
- беременность двойней или тройней;
- длительное состояние угрозы прерывания беременности, угрожающий выкидыш;
- частичная отслойка плаценты, кровянистые выделения;
- переношенная беременность (более 40 недель);
- анемия беременной;
- нарушение маточно-плацентарного кровотока;
- вредные привычки — курение во время беременности, прием алкоголя, наркотиков.
Острая гипоксия возникает в случаях осложнения в родах при:
- обвитии малыша пуповиной с пережиманием кольца пуповины;
- многоводии;
- беременности двойней-тройней;
- преждевременной отслойки плаценты, что часто бывает при быстрых, стремительных родах или в родах, которые стимулируют прокалыванием плодного пузыря или медикаментозно;
- первичная или вторичная слабость родовых сил.
Диагностика
Диагностика гипоксии плода — дело непростое, ведь малыши ведут себя в утробе по-разному. Один ленив в силу темперамента и шевелится редко, другой активен, и его частые движения нередко принимаются и женщинами и докторами за проявление гипоксии. Некоторые симптомы должны насторожить:
- изменение характера двигательной активности плода, при которой сначала малыш двигается хаотично и часто с сильными болезненными толчками, а затем по мере развития кислородного голодания шевеления становятся все более редкими;
- высота дна стояния матки значительно ниже нормы;
- ребенок развивается с заметным отставанием (фетометрические показатели ниже нижней границы нормы);
- у беременной констатируется маловодие.
На поздних сроках беременности доктора советуют следить за шевелениями малыша особенно внимательно, количество шевелений нужно записывать в дневник.
В норме бодрствующий малыш должен совершать до 10 движений в час. Это могут быть и перевороты, легко ощутимые и различимые, и едва заметные движения. Регистрировать шевеления рекомендуется с 20-22 недели беременности до ее окончания.
Если у доктора на основании описанных выше отклонений от норм появляется подозрение на гипоксию, он обязательно назначит беременной КТГ. В ходе кардиотокографии датчики, закрепленные на животе, будут фиксировать все шевеления малыша, изменение частоты его сердечных сокращений, свое отражение найдет даже икота. К дополнительным методам исследования относятся и доплерометрия, и ЭКГ плода, и УЗГД (от стандартной процедуры УЗИ эта отличается тем, что врач будет смотреть не на части тела ребенка, а на скорость кровотока в маточных артериях, в пуповине). Расширенный анализ крови из вены мамы в довершение к перечисленным методам позволяет установить, достаточно ли в крови гемоглобина и уточнить другие биохимические факторы.
Острая родовая гипоксия в расширенной диагностике не нуждается, поскольку фетальный монитор, работающий в режиме реального времени, сразу регистрирует патологическое состояние кислородного голодания у ребенка, как только оно возникает.
Наиболее достоверным признаком считается брадикардия — уменьшение частоты сердечных сокращений у крохи, который еще не успел появиться на свет. Если в норме ЧСС плода — от 120 до 170 ударов в минуту, то у малыша, который терпит кислородное голодание, ЧСС будет находиться на уровне 80-90 ударов в минуту. О нехватке кислорода говорить и тахикардия, если ЧСС ребенка — выше 180-190 ударов в минуту.
Околоплодные воды, в которых находился ребенок с хронической гипоксией, иногда бывают темного или темно-зеленого цвета, с неприятным запахом мекония (первородного кала новорожденного). Сам малыш после появления на свет будет более слабым по сравнению с другими младенцами, у него будет сниженный или повышенный тонус мышц, неврологические нарушения разной степени тяжести.
Возможные последствия
Наиболее грозное, но, увы, совершенно реальное последствие кислородного голодания — гипоксия головного мозга. Именно мозг страдает от гипоксии чаще и сильнее других органов. Предсказать, какие нарушения вызовет дисфункция того или иного участка головного мозга, в перинатальном периоде не возьмется даже самый опытный врач. Однако после родов оценить травматическое воздействие вполне возможно. И если некоторые нарушения, такие, как проблемы с речевым развитием, станут очевидны позже, то грубые гипоксически-ишемические поражения ЦНС в большинстве случаев удается диагностировать еще в родильном доме, в крайнем случае – в самые первые месяцы жизни грудничка.
Последствия для нервной системы из-за гибнущих при кислородной недостаточности клеток мозга могут быть различными — от умеренной гиперактивности ребенка в будущем до тяжелых поражений, к которым относятся детский церебральный паралич, парезы различной дислокации. При осложненных родах в состоянии острой гипоксии нередко происходит кровоизлияние в мозг, ишемия, отек головного мозга. Поражения, которые наступают при таких нарушениях, могут быть тотальными и необратимыми.
И острый, и хронический дефицит кислорода могут привести к самым разнообразным заболеваниям, преимущественно неврологического свойства. Так, проблемы со зрением или слухом — довольно распространенное постгипоксическое последствие. Если гипоксия была длительной, то у ребенка может быть недоразвитие или неправильное развитие некоторых внутренних органов, пороки сердца, почек и так далее. Незначительные неврологические нарушения в большинстве случаев ребенку удается «перерасти» годам к 6-7, естественно, при постоянном наблюдении у невролога и выполнении всех его рекомендаций.
В целом прогноз в отношении возможных последствий напрямую зависит от того, насколько рано была выявлена гипоксия, и насколько оперативно было оказано лечение. Именно поэтому женщинам не рекомендуется пропускать очередной прием в консультации, а дамам с хроническими заболеваниями приходится посещать акушера в два-три раза чаще.
Лечение при беременности
Установленный факт гипоксии во время беременности ни в коем случае не должен оставаться без внимания, нужна быстрая и эффективная терапия, чтобы минимизировать возможные последствия для малыша. Врачи призывают будущих мам, в первую очередь, успокоиться, поскольку излишние нервные переживания только усугубляют и без того достаточно сложное состояние ребенка.
На поздних сроках сильная гипоксия может стать показанием к проведению срочных родов путем кесарева сечения. На более ранних сроках, когда малышу еще совсем рано появляться на свет, врачи постараются сделать все возможное, чтобы малышу стало лучше. Лечение можно проходить дома, но при условии, что степень тяжести гипоксии не превышает 1 степени. Остальные случаи подлежат срочной госпитализации и постоянному наблюдению за беременной и малышом в стационаре.
Врачи назначают мамам постельный режим, именно при нем кровоснабжение плаценты увеличивается и незначительную гипоксию удается вылечить в кратчайшие сроки. Основной подход к лекарственной терапии заключается в применении препаратов, которые улучшают маточно-плацентарный кровоток, к таким относятся «Курантил», «Актовегин». При тяжелой гипоксии эти препараты вводятся внутривенно капельным путем. В остальных ситуациях разрешено принимать таблетки. Женщине прописывают витамины, препараты железа, магния. Курсы лечения повторяют.
Если у женщины имеется основное заболевание, которое, предположительно, и стало причиной возникновения кислородной недостаточности, то лечение должно включать и терапию этого недуга.
В этом принимают участие два специалиста — акушер-гинеколог, который знает, что можно и чего нельзя его пациентке в «интересном» положении, и врач-специалист, в чьем ведении находится болезнь. Назначать лекарства и манипуляции они должны совместно, лечение, каким оно было до наступления беременности, как правило, меняется.
Ребенку, пережившему острую родовую гипоксию, в первые же часы после появления на свет, будет оказана мощная сосудистая терапия, также ему будут вводить успокоительные средства, витамины, особенно группы В. Невролог будет наблюдать кроху с первых часов его самостоятельной жизни.
Лечение после рождения
Всем без исключения детям, которые испытывали гипоксию во время своего внутриутробного существования, показано особое наблюдение у детского невролога. Практически всегда таких малышей, независимо от последствий, ставят на диспансерный учет. Им, в подавляющем большинстве случаев, рекомендован лечебный массаж с самых первых дней, прием витаминов, водные процедуры с применением успокоительных отваров лечебных трав. Многим малышам после 3-4 лет требуются занятия у логопеда, чтобы преодолеть вероятные проблемы с речевым развитием и произношением.
Остальное лечение зависит только от того, какой постгипоксический диагноз был установлен, ведь при ДЦП требуется один подход и выбор медикаментозных препаратов, а при патологическом снижении слуха или зрения — совершенно другой. Наиболее тяжелым в лечении по праву считается детский церебральный паралич, а наиболее легко коррекции поддается повышенный мышечный тонус без других неврологических симптомов. Родителям следует приготовиться к довольно длительному лечению, поскольку постгипоксические последствия, которые подлежат коррекции, устранять приходится годами.
Еще немного информации о гипоксии плода можете узнать в следующем видео.
Источник