Задержка развития ребенка 3 месяца
В ЭТОЙ СТАТЬЕ
Каждый ребенок уникален и развивается в собственном темпе. Границы того, что считается нормой возрастных особенностей малыша, довольно условные. Об этом нужно помнить маме, которая пристально наблюдает за ростом своей ненаглядной крохи. Но не лишним будет узнать о возможных признаках задержки развития ребёнка (речевых и психических), которые должны насторожить родителей. Такие симптомы могут говорить о проблемах в одной или нескольких сферах эмоционального, умственного или физического развития. Если ребёнку будет поставлен диагноз, это ещё не повод для паники. Главное – вовремя принять меры, чтобы помочь малышу преодолеть трудности в будущем или даже наверстать упущенное.
Признаки и симптомы задержки развития ребёнка
Существует множество типов отклонений в развитии младенцев и детей младшего возраста. Они включают в себя проблемы с:
- языком и речью;
- зрением;
- моторно-двигательными навыками;
- социальными и эмоциональными навыками;
- когнитивными способностями.
Нарушения могут встречаться в отдельных сферах или во всех сразу. Тогда идёт речь об «общей задержке развития ребёнка». Она возникает по одной из причин:
- генетические нарушения, например, синдром Дауна;
- алкогольный синдром плода (фетальный алкогольный синдром), вызванный употреблением алкоголя матерью во время беременности;
- синдром ломкой Х-хромосомы – наследственная причина когнитивных нарушений;
- серьезные проблемы со здоровьем, которые связанные с недоношенностью плода и проявляются сразу после рождения ребёнка;
- другие неустановленные причины.
Рассмотрим подробней симптомы различных нарушений развития, которые могут возникнуть с момента появления малыша на свет до 2-х летнего возраста. Также поговорим о факторах, что стали причиной патологии, и о возможных методах лечения.
Задержка речевого развития у детей
Проблемы с речью у детей – очень распространённое явление. Речь является словесным выражением мыслей с помощью слов. Язык – более широкое понятие, включающее систему символов для передачи и получения информации. Сюда входит и общение с помощью языка жестов.
Возможные причины задержки речевого развития ребенка
Речевые расстройства могут иметь место в случаях:
- когда малыша учат разговаривать сразу на нескольких языках – это может негативно сказаться на развитии речи детей младшего возраста, но никак не относится к школьникам.
- неспособности ребёнка к обучению;
- жестокого обращение с детьми, отсутствии заботы;
- дизартрии – проблемы с мышцами речевого аппарата, которые отвечают за звукопроизношение;
- тяжёлых проблем со слухом, которые могут быть вызваны инфекциями среднего уха или некоторыми лекарствами, травмами или генетическими нарушениями.
- расстройства аутистического спектра – группы неврологических нарушений, которые проявляются в общении, социальном взаимодействии и когнитивных навыках ребёнка.
- других нарушений, не исследованных наукой.
Способы лечения задержки речевого развития ребенка
Если ты или твой педиатр заподозрили у малыша задержку речевого развития, следует обязательно обследовать ребёнка. Для начала необходимо проверить слух, а после этого посетить логопеда. Он осмотрит язык ребёнка, оценит произношение звуков. Возможно, порекомендует малышу упражнения при задержке речевого развития в домашних условиях или курс логопедических занятий. В случае незначительных нарушений специалисты рекомендуют:
- больше общаться с ребенком – разговаривайте, пойте вместе, пускай он повторяет за тобой слова и фразы;
- ежедневно читай ребенку книги;
- регулярно тренируй речь;
- в случае инфекции в среднем ухе – пройти лечение.
Признаки задержки речевого развития
Проконсультируйся с врачом, если замечаешь за ребенком хотя бы один из нижеперечисленных симптомов. Также сообщи доктору, если малыш внезапно утратил способности, усвоенные ранее.
Итак, помощь специалиста необходима, если ребёнок:
В 3-4 месяца:
- не реагирует на громкие звуки;
- не издаёт лепет;
- начинает лепетать, но не пытается имитировать звуки (в 4 месяца).
В 7 месяцев:
- не реагирует на звуки;
В 1 год:
- не говорит ни одного отдельного слова (например, «мама»);
- не понимает значения слов, таких как «пока» или «нет».
В 2 года:
- не имеет в словарном запасе как минимум 15 слов;
- самостоятельно не использует в речи фразу из двух слов; может только повторять слова, если его попросят;
- разговаривает только в случае необходимости.
Нарушение зрения у детей
До 6 месяцев новорожденный видит предметы в размытом виде. У полугодовалых малышей уже развивается координация зрения обоих глаз. Но иногда этого не происходит, или появляются другие проблемы с глазками.
Возможные причины нарушения зрения у ребенка
У детей часто встречаются рефракционные нарушения зрения, такие, как близорукость и дальнозоркость. Бывают и проблемы другого рода:
- амблиопия (ленивый глаз) – нарушение зрения в одном глазу;
- врождённая катаракта – помутнение хрусталика глаза или другая наследственная проблема. К счастью, такое состояние встречается редко;
- ретинопатия недоношенных – заболевание глаз, которым иногда страдают дети, родившиеся раньше положенного срока;
- косоглазие – нарушение положения глаз.
Способы лечения нарушения зрения у ребенка
Если вовремя обратиться за врачебной помощью, можно скорректировать многие проблемы со зрением. В зависимости от вида и причины нарушения, ребенку могут потребоваться:
- очки или контактные линзы;
- специальные очки;
- хирургическая операция;
- глазная повязка.
Признаки нарушения зрения у малышей
Посети врача, если ребёнок:
В 3 месяца:
- не следит глазками за движущимися объектами;
- не обращает внимание на свои руки (с 2-х месяцев);
- имеет проблемы с движением одного или обоих глаз в любом направлении;
- большую часть времени косит глазками.
В 6 месяцев:
- один или оба глаза все время смотрят во внутреннюю или наружную стороны;
- испытывает постоянное слезотечение или сухость глаз;
- не следует взглядом за объектами вблизи (на расстоянии 20-30 см) или, расположенными на расстоянии 2-х метров.
Если ребёнок потерял любой зрительный навык, приобретённый ранее, также сообщи об этом доктору. Если педиатр заподозрит у малыша проблему с глазками, он, скорее всего, даст направление к офтальмологу для уточнения диагноза.
Задержка моторного развития у детей
Проблемы в развитии моторных навыков могут проявиться в трудностях с движениями крупной моторики – таких, как ползанье и ходьба, или мелкой – например, охват пальцев при пользовании ложкой.
Возможные причины проблем с крупной и мелкой моторикой
У детей, родившихся преждевременно, развитие двигательных мышц может происходить в замедленном темпе.
Другие возможные причины проблем с крупной и мелкой моторикой:
- атаксия – расстройство, при котором нарушается координация мышц;
- церебральный паралич – состояние, вызванное повреждением головного мозга плода в утробе;
- когнитивные нарушения;
- миопатия – болезнь мышц;
- проблемы со зрением;
- спина Бифида – генетическая патология, вызывающая частичный или полный паралич нижней части тела
Способы лечения проблем с моторикой детей
Врачи обычно рекомендуют стимулировать физическую активность ребёнка в повседневной жизни. Если случай сложный, могут потребоваться сеансы физиотерапии. Определенные виды физической или трудовой терапии помогают преодолеть трудности с мелкой моторикой или сенсорными нарушениями.
Симптомы задержки моторных навыков
Чтобы обнаружить болезнь на ранних сроках, будь внимательна к возможным симптомам двигательных нарушений. Кроме того, наблюдай, не перестал ли ребёнок в какой-то момент выполнять уже знакомые ему действия.
Осмотр специалиста необходим, если малыш:
В 3-4 месяца:
- не пытается достать и схватить предмет, не может его удержать;
- плохо держит голову;
- не подносит предметы ко рту (в 4 месяца);
- не отталкивается ногами, когда они упираются в твердую поверхность (в 4 месяца).
В 7 месяцев:
- имеет сильно жесткие или наоборот, слишком гибкие мышцы;
- запрокидывает голову назад, когда сидит;
- тянется к предметам только одной рукой или не тянется вовсе;
- не может поднести предмет ко рту;
- не переворачивается в любом направлении (с 5-и месяцев);
- не может сидеть без посторонней помощи (с 6-и месяцев);
- не упирается ногами на стопу, когда вы поднимаете его в вертикальном положении.
В 1 год:
- не умеет ползать;
- тащит одну руку или ногу во время ползания;
- не может стоять у опоры.
В 2 года:
- не ходит (до 18 месяцев);
- не становится при ходьбе с пятки на носок, или ходит только на цыпочках;
- не может толкать игрушку на колёсиках.
Как распознать задержку психического развития у детей?
Ребёнок может испытывать проблемы взаимодействия со взрослыми или другими детьми, которые называются задержками социального и/или эмоционального развития (другими словами – задержка психического здоровья). Обычно такие проблемы проявляются до того, как малыш пойдет в школу.
Возможные причины социальной и эмоциональной задержки
Некоторые отклонения в социальных и эмоциональных сферах вызваны:
- педагогической запущенностью;
- неэффективным воспитанием или проблемой излишней привязанности;
- когнитивными нарушениями;
- другими неизвестными причинами.
Другая распространенная причина задержки социального и эмоционального развития связана с диагнозом расстройства аутистического спектра (РАС). Раньше данное нарушение называлось «первазивным расстройством развития» (ПРР), аутизмом, синдромом Аспергера. РАС включает в себя патологии, которые вызывают у ребенка трудности в общении, повторение однообразных действий в поведении и речевые проблемы.
Способы лечения задержки психического развития у детей
Медицинских препаратов, которые бы лечили аутизм, на сегодня не существует. Но коррекционные методы могут включать:
- специальные виды поведенческой и обучающей терапии;
- лекарственные препараты, которые помогут при проблемном поведении.
Ранняя диагностика патологии может значительно помочь ребёнку. В некоторых случаях применяется игровая терапия или методики, которые развивают привязанность между малышом и родителями.
Признаки эмоциональной или социальной задержки развития
Когда нужно обращаться к доктору? Обрати внимание на симптомы, перечисленные ниже, а также наблюдай, не теряет ли ребёнок в поведении уже приобретённые навыки. Тебя должно насторожить в действиях малыша следующее:
В 3 месяца:
- не улыбается людям;
- не обращает внимание на новые лица или пугается их;
В 7 месяцев:
- отказывается обниматься;
- не проявляет привязанности к родителям;
- не любит находиться среди людей;
- беспокойно ведёт себя ночью (с 5-и месяцев);
- улыбается только по просьбе (с 5-и месяцев);
- не смеется и не визжит (в 6 месяцев);
- не проявляет интереса к играм в прятки (в 8 месяцев).
В 1 год:
- не контактирует с помощью звуков, не отвечает на улыбку или мимику (в 9 месяцев);
- не делает машущих движений руками, не пытается достать предмет и не указывает на него.
Задержка когнитивного развития ребенка
Когнитивные расстройства связаны с мыслительными способностями. У ребёнка могут быть сложности с концентрацией внимания, памятью, воображением, принятием простых решений.
Возможные причины мыслительных способностей у детей
К отклонениям в когнитивной сфере приводят:
- различные трудности в процессе обучения;
- воздействие алкоголя или токсических веществ, таких как свинец, на плод во время беременности и после рождения ребёнка;
- педагогическая запущенность в младенчестве или в раннем детстве;
- Синдром Дауна и другие генетические расстройства;
- отклонения аутистического спектра;
- серьезные проблемы со здоровьем у новорожденного;
- другие неизвестные причины.
Способы лечения
Как и в случае других проблем в развитии ребёнка, своевременное обращение к специалистам поможет успешно скорректировать нарушения. Регулярные занятия дают положительные результаты в развитии определенных когнитивных навыков. Педагоги и терапевты проводят игровую или поведенческую терапию, а также дают рекомендации родителям, как заниматься с ребёнком дома.
Признаки когнитивных задержек
Покажи ребёнка специалисту, если он:
В 1 год:
- не ищет предметы, которые родители спрятали в присутствии малыша;
- совсем не использует жестикуляцию, например, не машет рукой;
- не указывает на предметы, картинки;
В 2 года:
- не понимает предназначения простых предметов, например, расчески, телефона или ложки;
- не выполняет простые инструкции;
- не повторяет слова и действия.
Наблюдая за развитием когнитивных способностей, также следи за усвоенными навыками ребёнка. Если в какой-то момент он внезапно перестал выполнять привычные действия – сообщи врачу.
Заключение
Помни, все дети – разные и могут иметь индивидуальные особенности в характере и поведении. Истинные патологии развития ребёнка может определить только специалист. Большинство отклонений в детском возрасте не являются сложными, и проходят с возрастом. Но даже если у ребёнка серьёзный диагноз, не стоит сильно расстраиваться. Главное – вовремя найти хорошего специалиста и чётко следовать его рекомендациям. Регулярно проходи с ребёнком медицинский осмотр, во время которого врач оценит состояние ребенка и прогресс от лечения. К счастью, именно в раннем детстве успешно корректируются многие проблемы в развитии.
Источник
Содержание
- Моторное развитие и его особенности
- График моторного развития ребенка
- Признаки задержки моторного развития
Рождение ребенка – праздник, который ждут с нетерпением родители. Однако, кроме радости от присутствия малыша, нужно и ухаживать, заботиться о нем. Самым напряженным можно назвать период до года. В это время все внимание родителей должно быть устремлено на наблюдение за тем, что умеет, чему ребенок научился за месяц, неделю, день…
Моторное развитие и его особенности
Моторные навыки ребенка, в первую очередь, зависят от подготовки организма, отделов головного мозга, которые отвечают за осанку и равновесие. Даже если они работают хорошо, малыш не будет двигаться и сидеть тогда, когда мышечная структура не будет готова к удержанию веса и выполнению необходимой работы для передвижения.
Ребенок начнет хватать игрушки, сидеть, ползать, ходить только тогда, когда его тело и мозг достигнут определенного развития. Все это зависит от:
- здоровья родителей до зачатия;
- генетических факторов;
- предрасположенности семьи ребенка к разным заболеваниям;
- наличия или отсутствия хронических недугов матери до беременности;
- инфекционных острых болезней в процессе вынашивания;
- употребления алкоголя и курения родителями.
Начнет ребенок ходить в 7 месяцев и 3 дня либо в 11 месяцев и 6 дней зависит от программы моторного развития, которая им унаследована. Когда малыш начинает рано ходить, то соответственно, он рано приобретет и другие навыки. Однако, не доказано, что те дети, которые пошли рано, станут в будущем лучшими танцорами или спортсменами, чем те, кто научился ходить позднее.
График моторного развития ребенка
Малыш на 1 месяце жизни имеет повышенный тонус сгибательных мышц, вследствие чего его движения несколько ограничены. Работают только мышцы, отвечающие за жизненно важнейшие функции. Именно с 1 месяца начинается их развитие, и происходит это постепенно. Самыми первыми начинают созревать шейные мышцы.
На 2 месяце жизни ребенок приподнимает головку, но на короткое время и в положении на животике. Для укрепления мышц в этот период следует выкладывать на живот ребенка по несколько раз в день на ровную поверхность. Постепенно время выкладывания необходимо увеличивать. После шейных, начинают развиваться мышцы туловища и конечностей. Малыша в этот период не нужно одевать плотно, ему необходимо больше движений. Если сделать наоборот, то ребенку в последующем будет сложно вырабатывать двигательную координацию. В 2 месяца малыш держит головку уже несколько минут, смотря по сторонам.
В 3 месяца у ребенка начинается оживление – он активно и хаотично двигает ручками и ножками на обращения мамы. Малыш захватывает игрушки, для чего ему подвешивают их так, чтобы он мог дотягиваться к ним руками. При положении на животике ребеночек, опираясь на предплечья, приподнимает верх туловище и головку.
На 4 месяце малыш, лежа на спине, поднимает головку, делает попытки сменить положение тела, приподнимается и переворачивается на бок со спины.
На 5 месяце он может приподнимать тело, находясь на животе и опираясь на ладошки, переворачивается на животик со спины, берет игрушку и при поддержке за туловище может переступать ножками.
6 месяц для малыша ознаменовывается свободой движений. Он начинает ползать для того чтобы добраться до игрушки – это хорошо развивает спинные мышцы, улучшает кровообращение и осанку.
Начиная с 7 месяца, ребенок берет игрушки и перекладывает их с одной руки в другую, стучит ими по разным предметам, прекрасно ползает и может хорошо стоять при поддержке взрослых.
Хорошо сидеть ребенок начинает к 8 месяцу, поэтому стимулировать его делать это на более ранних месяцах не стоит, так как это может ему навредить. Неокрепшие мышцы не могут держать хорошо позвоночник, что способно привести к его искривлению. Только когда малыш сам делает попытки сесть или встать, показывает, что его мышцы достигли необходимой крепости.
В 8 месяцев малыш может сам ложиться, ухватившись за что-нибудь вставать, давать ручку.
9 месяц характеризуется способностью ребенка твердо стоять с опорой, залезать на предметы, переступать, придерживаясь ручками, он набирается ловкости, а при игре поворачивает корпус тела.
На 10 месяце малыш при игре с поддержкой становится на колени, нагибается, может переходить от одного предмета к другому, закрывать и открывать коробочки, вкладывать предмет в предмет. В 11 месяцев он забирается вверх по ступенькам, долго стоит и ходит при поддержке, играет активно с предметами и бумагой.
В годик ребенок на ногах стоит прочно, хорошо ходит, может носить предмет двумя ручками. В такой период необходимо следить внимательно за малышом, поскольку его двигательные движения могут привести к несчастным случаям, так как он активно контактирует с окружающим пространством.
Вышеописанная последовательность показывает, каким является порядок развития моторных навыков. Когда малыш по поведению и моторному развитию отличается от других детей, это не говорит о том, что он отстал в развитии. Помимо стандартного графика развития, каждый малыш имеет свои индивидуальные особенности. Однако, когда он к определенному возрасту не имеет сформировавшихся моторных функций и навыков, то это считается задержкой развития моторики малыша.
Признаки задержки моторного развития
Для того чтобы определить нарушения в моторном развитии малыша, необходимо знать по каким признакам оно определяется. Они проявляются уже тогда, когда ребенок еще не ползает, ходит, сидит и играет с игрушками.
Следует сообщить педиатру в случае, если ребенок:
- в конце 1 месяца не может удержать головку вертикально на мгновение;
- в конце 2 месяца не отрывает голову от поверхности на 5 сантиметров и не может ее удержать; делает нессиметричные движения конечностями;
- в конце 3 месяца не держит голову вертикально на протяжении полминуты, на животе – минуту; не тянется к игрушкам; не разглядывает свои руки;
- в конце 4 месяца головка отклоняется назад, если его поднимают из лежачего положения, а лежа на животе, не приподнимает туловище; в вертикальном положении не опирается на пальцы ног при поддержке под мышками;
- в конце 5 месяца не держит уверенно голову, в особенности тогда, когда его поднимают из лежачего положения; не может хорошо повернуться на спину с живота; неуверенно тянет к игрушке ручку;
- в конце 6 месяца не может дотянуться к игрушке, не захватывает ее лежа на животе; а при поддержке под мышками ножками не перебирает;
- в конце 7 месяца не делает попыток сесть при поддержке за руку матери;
- в конце 8 месяца не ползет назад; не может удержать между пальцами пуговицу; при поддержке не стоит;
- в конце 9 месяца при сидении держит равновесие плохо; не ползет вперед и вокруг оси не поворачивается; не пьет сам из чашечки; не может сдернуть шапку;
- в конце 10 месяца не пытается принять стоячее положение; не сидит, вытянув ножки; не ползает; не стоит и не двигается при поддержке за опору;
- в конце 12 месяца не делает шажки, держась за руки родителей; не способен удержать одной рукой 2 маленькие игрушки и не может отдать их взрослому.
Стоит заметить, что формирование хватательных движений, умение ходить, играть с игрушками окончательно происходит на 2 – 3 году. Однако, для того чтобы выявить нарушения моторного развития у грудничков, определиться с причиной и провести своевременную терапию, следует делать профилактические осмотры как педиатру, так и неврологу на 1, 3, 6 и 12 месяцах.
Как правило, по большей части симптоматика задержки проходит самостоятельно после достижения ребенком определенного возраста. Если отклонения серьезные, то назначаются сосудистые и витаминные препараты, и обязательно массажи. Когда ситуация крайне тяжелая, то используют рефлекторные стимуляции и ноотропы.
Бэби-кинг
Источник