Задержка моторного развития у недоношенного ребенка
Здравствуйте. Давно читаю этот форум, много чего полезного и действенного почерпнула, но некоторые вопросы остались.
Кратко о ребенке. Малышка родилась на 27-й неделе (преждевременные роды). Вес 1140г, рост 34 см. 5/ИВЛ баллов по Апгар.Сама закричала, но потом сразу на ИВЛ (10 дней), и 5 дней на CPAP. 1 месяц в реанимации, и месяц в отделении недоношенных новорожденных.
Диагнозы:энцефалопатия новорожденного, гипертензивный синдром, ПВК III степени – ПВЛ,синдром угнетения, ретинопатия недоношенных II ст. При выписке: задержка темпов общего развития, гипертензивный синдром (ПВК-ПВЛ), вентрикуломегалия на фоне энцефалопатии, ретинопатия I ст.
Лечение: сумамед, церепро, эскувит, солкосерил, этамзилат, диакарб, аспаркам, танакан, элькар, энцефабол
На сегодняшний день: возраст 7, 5 месяцев, вес 6 кг 800 г, рост 60 см. УЗИ ГМ: патологии не выявлено (ранее имеющиеся многочисленные кисты рассосались, лейкомаляция не подтвердилась), диагноз невролога : задержка темпов моторного развития с недостаточной редукцией (не уверена в правильности этого слова, извините) тонических рефлексов.
Кроме описанного выше лечения, проведено 3 курса общеукрепляющего массажа, пытаемся плавать и нырять в ванной, в этом отношении регресс, сначала нравилось и расслаблялась в воде, с недавних пор (после начала занятий с инструктором – наша вина, наверное, нужно было самим и в воде ноги-руки напряжены, руки вообще практически не участвуют в плавании)
Что волнует:
1. Гипертонус конечностей.
Руки: напряжены, с трудом удается их развести, поднять вверх, и особенно, согнуть в локтевом суставе, чаще в кулочках (даже во сне).
И самое главное, если я правильно понимаю, это как раз и связано с “недостаточной редукцией тонических рефлексов” и это у нас и пытаются стимулировать назначением, например, энцефабола, и уколов , в положении на спине руки чаще всего прижаты к туловищу (выпрямлены), а в положении на животе – рука то одна, то вторая тянутся назад (к туловищу), в свzзи сэтим, на животе лежать не любит, руки расползаются, голова не держится (но про голову отдельно-ниже). Совсем недавно начала хватать игрушки, но делает это с большим усилием, напряжение даже по выражению лица видно. Хватает и резко тянет в рот, руки, по-моему, может выпрямить не полностью.
Ноги: (появилось недавно) – напряжены, чаще выпрямлены и пальцы поджаты к ступне.
Что предпринимаем:
– читаем рекомендованную вами книгу, играем по ней
– стимулируем хватание в позе на наклонных коленях, в “шезлонге” (угол наклона около 15 градусов с подвешенными игрушками
– часто стараюсь гладить тыльную сторону кисти, чтобы разгибала кулачок,
– катаемся на мяче, в положении на животе кладем игрушку перед мячом, чтобы стимулировать выброс рук вперед, чаще неэффективно, руки все равно тянутся назад или в стороны.
– позу эмбриона малышка не любит, и вместо того, чтобы расслабляться, напрягается и начинает капризничать..
– стараемся чаще выкладывать на живот, но получается очень ненадолго
– с ногами не знаю что делать?
2. Голову и спину до сих пор держит неуверенно, в вертикальном положении на руках у родителей – болтается, дергается. На животе – голову держит недолго, пытаемся заинтересовывать игрушкой – чуть дольше, но хотелось бы.. подольше, а она бухается носом, начинает капризничать или сосать кулаки свои.
3. Не переворачивается ни со спины на живот (когда помогаю – переводя ногу в сторону поворота (по вашим рекомендациям в других темах) и завлекаю игрушкой – вроде как получается, но с большим трудом, и видно, что ей не хватает рывка..) ни с живота на спину (только случайно перекатывается, когда руки уезжают)
4. Ноги не поднимает, лежа в положении на спине (извините, что повторяюсь, но я уже писала ранее, чаще всего она напрягает их и выпрямляет). Упражнения при смене памперса делаем, но вроде как результата пока нет.. ее ноги ее не интересуют. Хотя, иногда она может потрогать себя за коленки
Двигательное развитие
Поднимает голову и грудь, лежа на животе – да, но недолго держит
Приподнимает верхнюю часть тела руками, лежа на животе – очень редко, чаще опрокидывается на бок, руки тянутся назад, к туловищу
Вытягивает ноги и толкается ими, лежа на животе или спине – да, а недавно в положении на спине, при отталкивании начала выгибаться
Раскрывает ладони и сжимает кулачки – да, но чаще в кулачки сжаты
Отталкивается ногами, когда ступни находятся на твердой поверхности – очень редко, чаще присаживается и виснет на моих руках, опора – на носочки. Но в воде – отталкивается и подпрыгивает, и очень нравится этот процесс
Подносит руки ко рту – да
Ударяет свисающие предметы руками – да
Хватает игрушки и трясет ими – да
Переворачивается с живота на спину и обратно – нет
Садится с помощью, а затем и без помощи рук – нет
Стоит с поддержкой – нет
Дотягивается до предметов одной рукой – на спине с большим трудом, после первой неудачной попытки, отвлекается или начинает злиться. На животе пытается, но не держит равновесие и заваливается
Перекладывает предметы из одной руки в другую – нет
Сгребает предметы в ладонь всеми пальцами, не использует «пинцетный» захват – сгребает
Зрительное и слуховое развитие до 3-х месяцев – на все вопросы – ответ да
до 7 месяцев:
Откликается на своё имя – невсегда
Начинает реагировать на слово “нет” – нет
Различает эмоции и интонации – да
Издаёт свои звуки в ответ на те, которые слышит – иногда
Выражает голосом радость и неудовольствие – совсем недавно начала в голос смеяться, но и теперь чаще беззвучно
Начинает лепетать: произносит сочетания согласных звуков и слогов – га, ага, ги, аги
Развитие процесса познания:
Находит спрятанный предмет, часть которого осталась на виду – нет
Исследует предметы руками и ртом да
Прилагает усилия, чтобы достать предметы, находящиеся на расстоянии – да, наверное, но очень недолго, если не получается – бросает эту затею
Социальное и эмоциональное развитие
Появление «социальной» улыбки (начинает улыбаться людям) – да
Радуется, играя с другими людьми, и может заплакать, когда игра прекращается – плакать вряд ли станет
Становится более общительным, все больше может выражать свои эмоции с помощью движений и выражения лица – да
Копирует некоторые движения и выражения лиц. Подражает мимике взрослого – нет
Ребёнку нравятся совместные игры – потешки слушать нравится, из игр пока только ку-ку пробовали – нравится
Проявляет интерес к изображениям в зеркале – зависит от настроения
Реагирует на проявления эмоций других людей, часто радуется – можно сказать, что чаще начала в последний месяц улыбаться и смеяться
Контроль за развитием ребенка.
Что не делает:
– Не может хорошо держать голову в три месяца – в вертикальном положении голова неуверенно держится и на животе очень недолго
– К возрасту четырех месяцев начинает лепетать, но не пытается копировать никакие звуки
– К возрасту четырех месяцев не отталкивается ногами, когда ступни находятся на твердой поверхности
– Сохраняет тонический шейный рефлекс в возрасте от четырех-пяти месяцев
Контроль за развитием к 7 месяцам:
– Ребёнок очень напряжён, мышцы жёсткие – да
– Голова по-прежнему запрокидывается назад, если ребенка тянуть за руки, помогая ему сесть – зависит от настроения, случается, что и запрокидывает иногда, но чаще все-таки на одном уровне
– Всегда протягивает только одну определенную руку, чтобы достать какой-то предмет – не замечено
– К возрасту пяти месяцев не переворачивается со ни спины на живот, ни обратно – нет
К возрасту шести месяцев не садится с поддержкой – нет
К возрасту шести месяцев не смеётся, не повизгивает – начала смеяться, но пока редко
К возрасту шести-семи месяцев не тянется активно за предметами – тянется
К возрасту семи месяцев не следит за предметами обоими глазами вблизи (на расстоянии 30 см.) и вдали (180 см.) – следит
К возрасту семи месяцев не удерживает вес тела, стоя на ногах с поддержкой – нет
К возрасту семи месяцев не пытается привлечь внимание своими действиями – нет
К возрасту восьми месяцев не лепечет
К возрасту восьми месяцев не проявляет интереса к игре в “ку-ку!”
Очень прошу прощения за длинное описание, в конце концов задаю вопросы, очень жду ответа
1. Критично ли наше отставание (понимаю, что глупо звучит, но очень напрягает постоянный вопрос у врачей, “как и голову не держит, и не переворачивается, зажата вся!.и руки не тянет вперед?”
2. Что еще можно добавить к нашим занятиям для расслабления рук-ног, укрепления мышц спины и шеи, стимуляции поворотов и вообще, правильно ли мы выбрали упражнения?
3. Как c помощью упражнений справиться с этим нашим тоническим рефлексом? Очень боюсь идти в конце месяца к неврологу, т.к. по его словам, если трнические рефлексы не угаснут, нам вроде как грозит курс уколов.. А как на ваш взгляд, есть ли у нас еще резерв времени? (ведь гестационный возраст 4,5-5 месяцев)
заниматься стараемся активно, и очень надеемся на результат
Источник
Риск задержки моторного развития у недоношенных деток намного выше, чем у тех, кто пришел в этот мир точно в «намеченный срок». Недавние исследования показали, что у детей, рожденных раньше срока, чаще наблюдаются проблемы с учебным процессом, возникают отставания в психоэмоциональном развитии. Самые важные отделы головного мозга наиболее активно развиваются на последних 5-6 неделях беременности. Поэтому недоношенные младенцы сразу же попадают в группу риска.
Опасность преждевременных родов
Количество недоношенных новорожденных растет, и медицина научилась их выхаживать на экстремально ранних сроках. Однако такие малыши очень уязвимы в плане дальнейшего развития. Увеличение среднего возраста будущих мам, развитие вспомогательных репродуктивных технологий привело к тому, что все чаще детки рождаются раньше того срока, который отвела на это природа.
Развитие моторики у малышей зависит от работы отделов мозга, которые отвечают за правильную позу, осанку, координацию движений. Малыш, родившийся раньше срока, начинает самостоятельно передвигаться только после того, как его опорно-двигательный аппарат сформировался. А поскольку он развивался в утробе недостаточное время, ему нужно оказать комплексную помощь, которая включает не только медикаментозное лечение, но и реабилитацию двигательной системы.
Особенности моторного развития недоношенных деток
Сразу хочется отметить, что часто психика малышей восстанавливается намного быстрее моторики. Поэтому вопросу развития двигательной функции и координации стоит уделять повышенное внимание.
- С момента рождения до возраста 4,5-6 месяцев недоношенные малыши значительно отстают в развитии от доношенных деток.
- В период с 4,5 месяцев до полугода скорость моторного развития немного увеличивается. Если подключить к процессу реабилитации специалистов, темпы развития могут догнать доношенных детей.
- С 6 до 9 месяцев опять наблюдается снижение скорости развития недоношенных деток по сравнению с доношенными.
- После 9 месяцев, в наиболее благоприятном случае, происходит выравнивание в моторном отставании. Передвижение и равновесие нормализуется к возрасту 13-18 месяцев. Наблюдается неловкость и неуклюжесть в движениях, однако это проходит к 42 месяцам или раньше, если проводить специальные занятия и реабилитацию.
Недоношенные детки догоняют своих сверстников по моторному развитию к 20 месяцам, по речевому – к 2-м годам. Это приблизительные сроки – здесь все зависит от индивидуальных неврологических нарушений, которые появились в результате преждевременных родов.
Дети, рожденные от 24 недель
Развитие передовых перинатальных центров в РФ привело к быстрому росту количества недоношенных младенцев с низкой и экстремально низкой массой тела. Сегодня доля деток с весом меньше 1500 грамм составляет 1-2%, а весом меньше 1000 г – 0,5%. И хотя процент выживаемости этих детей заметно повысился, риски инвалидизирующих патологий никуда не делись.
Малыши, рожденные на сроке 32-36 недель, встречаются с проблемами развития патологий и инвалидности намного реже, чем те, которые родились на 24-32 неделе. По статистике 1 из 5 недоношенных с массой тела 1500 г имеет несколько причин инвалидности. У 32% недоношенных деток развивается детский церебральный паралич, у 15-44% – бронхолегочная дисплазия, у 5-8% – умственная отсталость, у 3-5% – гидроцефалия. Есть риски развития слепоты, тугоухости, эпилепсии.
Изучение состояния здоровья недоношенных малышей с очень низкой массой тела играет ключевую роль – в первый год жизни возможно ранее прогнозирование инвалидизирующих патологии и проведение эффективных реабилитационных программ. В нашем Центре практикуется раннее вмешательство, которое предотвращает высокий уровень психомоторных нарушений и соматической патологии у глубоко недоношенных детей.
Фундамент реабилитационных программ стоит на трех «китах»:
- Раннее начало реабилитации. Мы начинаем работать с недоношенными детками уже на 5-6 месяцах их жизни.
- Индивидуальный подход. Учитываем возраст, зрелость, тяжесть патологий, сопутствующие заболевания, генетические характеристики.
- Комплексная реабилитация. Она включает физические, психологические и медикаментозные средства.
Традиционно недоношенным деткам назначают курс массажа, однако он противопоказан в целом ряде случаев и не решает проблему ЗМР.
Задача нашего Центра – не только выходить недоношенного малыша, но и поставить его на ноги. И в этом нам помогают проверенные европейские методики реабилитации.
Лечение ЗМР у недоношенных детей
Перед тем, как назначить курс реабилитации таких малышей, наши специалисты проводят первичную диагностику, чтобы выявить спектр имеющихся проблем и разработать стратегию их решения. Программа лечения только комплексная и строго индивидуальная.
Все занятия и упражнения подбираются исходя из физических особенностей и потребностей маленьких пациентов. То, что эффективно работает с одним, может навредить другому. Поэтому мы не работаем «на поток» – в нашем деле спешка и невнимательность могут играть решающее значение.
Для того, чтобы не упустить время и не пропустить тревожных симптомов в развитии недоношенных малышей, мы предлагаем специальную программу динамического наблюдения. Первый визит мы рекомендуем провести в 4 месяца, а далее в 8 и 12 месяцев.
Мы поможем вам разобраться, какие особенности развития малыша носят временный характер и легко устранимы, а какие, возможно, потребуют больше внимания и знаний.
Программа лечения ЗМР у недоношенных деток включает:
- Терапия по методу Войта
- Методика Бобат
- Методика
- JKA-метод
- Занятия на платформе Галилео
- Микро-мануальная терапия
- Краниосакральная терапия
- Child’Space метод
Реабилитационный курс недоношенных малышей с ЗМР корректируется с учетом состояния пациента и темпов его развития.
В программу обязательно включается диагностика и занятия по методу Войта. Это уникальная терапевтическая методика лечения новорожденных с различными патологиями моторных функций, вызванных нарушениями ЦНС. Это хоть и трудный, но на 100% верный путь к движению и активности малыша.
Терапия Войта дает результат и в грудном, и даже в более старшем, подростковом возрасте. Занятия для младенцев достаточно интенсивные, но они дают оптимальную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и помогают запустить рефлексы. Плюс этой терапии в том, что ее могут выполнять родители. Наши специалисты проведут обучающий курс, покажут и расскажут, как и что нужно делать – а вам остается только работать вместе с малышом на результат.
Мы не обещаем чудесного исцеления и моментального результата. Мы предлагаем трудную совместную работу, которая в итоге даст вашему недоношенному малышу реальные шансы на полноценную жизнь и крепкое здоровье.
Источник
Особенности раннего психического развития у здоровых недоношенных детей состоит в том, что даже при отсутствии выраженных неврологических нарушениях в общем психомоторном развитии детей 1-го года жизни дети входят в группу риска по возникновению задержки психического развития и нарушений внимания в период дошкольного и младшего школьного возраста.Именно поэтому настоятельно советую: если вы заметили малейшие отклонения от средних показателей нормального развития недоношенных детей, обращайтесь к врачам (неврологу, педиатру, окулисту, ортопеду).
Предлагаем вашему вниманию таблицу показателей психомоторного развития недоношенных детей на первом году жизни.
Ребенок с массой тела при рождении до 1000 г.
·Зрительно-слуховое сосредоточение в 2 – 3 месяца.
·Удерживает голову в вертикальном положении в 3 – 4 месяца.
·Поворот со спины на живот в 6,5 – 7,5 месяцев.
·Поворот с живота на спину в 7,5 – 8,5 месяцев.
·Самостоятельно садится в 9 – 12 месяцев.
·Самостоятельно стоит в 11 – 12 месяцев.
·Самостоятельно ходит в 14 – 15 месяцев.
·Начинает произносить слова в 12 – 14 месяцев.
Ребенок с массой тела от 1000 до 1500 г.
·Зрительно слуховое сосредоточение в 2 – 2,5 месяца.
·Удерживает голову в вертикальном положении в 3 – 4 месяца.
·Поворот со спины на живот в 6 – 7 месяцев.
·Поворот с живота на спину в 7 – 8 месяцев.
·Самостоятельно садится в 8 – 10 месяцев.
·Самостоятельно стоит в 11 – 12 месяцев.
·Самостоятельно ходит в 14 – 15 месяцев.
·Начинает произносить слова в 12 месяцев.
Ребенок с массой тела от 1500 до 2000 г.
·Зрительно слуховое сосредоточение в 1,5 – 2 месяца.
·Удерживает голову в вертикальном положении в 2 месяца.
·Поворот со спины на живот в 5 – 6 месяцев.
·Поворот с живота на спину в 6 – 7 месяцев.
·Самостоятельно садится в 7 – 8 месяцев.
·Самостоятельно стоит в 9 – 10 месяцев.
·Самостоятельно ходит в 11 – 13 месяцев.
·Начинает произносить слова в 11 – 12 месяцев.
Ребенок с массой тела от 2000 до 2500 г.
·Зрительно слуховое сосредоточение в 1 – 1,5 месяца.
·Удерживает голову в вертикальном положении в 1,5 – 2 месяца.
·Поворот со спины на живот в 5 – 5,5 месяцев.
·Поворот с живота на спину в 6 – 7 месяцев.
·Самостоятельно садится в 6 – 7 месяцев.
·Самостоятельно стоит в 9 месяцев.
·Самостоятельно ходит в 11 – 12 месяцев.
·Начинает произносить слова в 11 – 12 месяцев.
Также хотим обратить ваше внимание на то, что:
1. До 6-8 месяцев жизни моторное и психическое развитие протекает медленнее и прерывисто.
2. После 8-9 месяцев происходит спонтанное, порой полное выравнивание в моторном отставании. Передвижения, статическое и динамическое равновесие нормализуется примерно к 13-18 месяцам. Однако еще остается некоторая неуклюжесть, неловкость движения рук, тонкое движение выполняется с трудом. Эти явления проходят к 42 месяцам.
3. Расхождения между кривой развития понимания речи (внутренняя речь или пассивная речь), которые нормализуется к 18 месяцам, и кривой членораздельной речи, которая остается на низком уровне до 3 лет, остаются значительными. 60% детей в возрасте 30 месяцев пользуются «жаргонной» речью, понятной только им. В основном они показывают жестами, имитируют, имеют соответствующую возрасту мимику.
4. К возрасту 3 лет недоношенные дети наверстывают речевое отставание как в отношении словарного запаса, так и в отношении образования предложений. Если сравнивать развитие недоношенного ребенка с родившимся в срок малышом, необходимо вычитать из возраста последнего число недель, на которые родился раньше недоношенный ребенок. Между 2-3 годами большинство недоношенных новорожденных догоняют родившихся в срок детей.
Источник