Задержка инертного развития ребенка

Задержка инертного развития ребенка thumbnail

Задержка развития ребенка — отставание формирования психического, физического, умственного развития умений и навыков ребенка от возрастной нормы. Согласно статистике, детей с различными патологиями в развитии каждый год становится все больше. Одни отличаются агрессивностью, необузданностью поведения, драчливостью, не могут сосредоточиться, плохо учатся. Другие — боязливы, несамостоятельны, подавлены, делают все по принуждению старших. Низкая активность приводит к подавлению интеллектуального развития. Многие родители, как правило, не признают тот факт, что их дети имеют отклонения в становлении личности.

Задержка психического развития в основном диагностируется у детей трехлетнего возраста, нередко в школьном возрасте, когда формируются абстрактное и логическое мышление. В раннем возрасте отклонения развития могут проявляться неспособностью выполнять простые движения, недоразвитием речи, слабыми способностями к обучению, ограничением общения.

Задержка детского развития: виды

Как правило, различают два вида нарушений развития:

  • задержка эмоционального развития (различные формы инфантилизма) — характеризуется не соответствием эмоционального поведения ребенка его возрасту. В поведении детей с нарушениями в эмоциональной сфере преобладают легко внушаемые эмоции, дети недостаточно самостоятельны, могут проявлять себя в творчестве, любят фантазировать;
  • нарушения развития интеллекта ребенка — в подобной ситуации ребенку свойственны боязливость, страх, робость. Дети не достаточно активны, не проявляют инициативу, трудно вливаются в коллектив, чувствуют себя в нем неуютно.

Один из видов задержки становления, как правило, доминирует. У детей с отклонениями в эмоциональной сфере, к примеру, в школе, могут возникнуть сложности, что будут вызваны не способностью подчинения правилам поведения. Такому ребенку интереснее играть, нежели учиться. Дети с отклонениями интеллектуальной сферы, наоборот, ведут себя в школе дисциплинированно, однако учится им достаточно сложно.

Классификация задержки умственного развития

Под воздействием внешних факторов в структуре мозга могут нарушаться обменные процессы, которые приводят к развитию умственной отсталости либо олигофрении.

Задержку умственного развития классифицируют на три степени выраженности:

  • дебильность — при данной степени умственных отклонений ребенку под силу достигнуть независимости в уходе и приобрести навыки домашней работы. Основные трудности начнутся в школе: дети с таким диагнозом не могут успешно учиться согласно школьной программе, однако они способны научиться считать, читать, писать. Они могут овладеть простой профессией и выполнять несложные задачи;
  • имбецильность — средняя степень олигофрении либо умеренная умственная отсталость. Навыки самообслуживания даются таким детям достаточно трудно. Они плохо усваивают элементарные движения, не всегда могут понять речь. Такому ребенку в подростковом возрасте и детстве необходимо специальное педагогическое обучение и внимание. Люди зрелого возраста, страдающие имбецильностью, нуждаются в серьезном надзоре;
  • идиотия — глубокая стадия умственной задержки, которая заключается в том, что развитие человека останавливается на возрасте трех лет. Такие дети не способны к выполнению и пониманию правил, требований, инструкций. Им свойственны грубые отклонения в двигательной сфере. Нередко случаются недержание кала и мочи. Могут возникать серьезные неврологические отклонения. Как правило, причины идиотии органические (наследственные, генетические), однако иногда, данное состояние появляется после получения тяжелой травмы мозга.

Причины задержки эмоционального развития

Нарушения развития психоречевой и речевой сферы — не самостоятельное явление, а результат отклонений в становлении ЦНС, головного мозга.

К основным причинам задержки эмоционального развития можно отнести:

  • перенесенные болезни матерью во время беременности. Фактором, что способствует отклонению развития плода может быть отравление, проникновение инфекции, различные травмы;
  • гипоксия (кислородное голодание) плода в утробе;
  • родовая травма (травма шейных позвонков, ЦНС, перинатальная энцефалопатия);
  • тяжелая родовая деятельность (преждевременные, стремительные роды, обвитие пуповиной);
  • перенесение младенцем сложных инфекций, что стали причиной заболевания мозга и травм;
  • хромосомные, генетические патологии, которые могут привести к нарушению структуры мозга;
  • серьезная психическая травма;
  • неправильное воспитание: с детьми жестоко обращаются, воспитывают в чрезмерной опеке либо наоборот, бросили на саморазвитие. Чаще всего дети с задержкой психоэмоционального развития выходят из неблагополучных семей.

К заболеваниям, которые могут спровоцировать отклонения в развитии ребенка относят:

  • обменные нарушения ЦНС и врожденные аномалии;
  • эпилепсия и другие психические патологические состояния;
  • гидроцефалия;
  • ишемия мозга;
  • повышенное давление;
  • ДЦП;
  • нарушение ликвородинамики;
  • патологии мозговых сосудов;
  • опухоль головного мозга;
  • лейкодистрофия.

Отсталость психического и речевого развития формируется под воздействием инфекций, родовых травм, наследственных заболеваний, неблагоприятного психологического климата, которые приводят к нарушениям в работе мозга. Поэтому лечить следует не только отклонения в психике, но и причины их возникновения. Хорошие результаты в лечении умственной и психологической отсталости показывают остеопатические терапевтические методы.

Остеопатическое лечение при задержке психического развития

Многие родители отмечают существенный прогресс при коррекции развития психики ребенка даже после простого общеукрепляющего курса массажа. Что тогда говорить об эффективности более эффективных, сложных, емких техник остеопатического лечения, сконцентрированных не только на разминании мышечных тканей, но и на комплексном диагностировании с последующей терапией мозговых структур.

Читайте также:  Функциональные состояния организма в развитии ребенка

Отклонения развития психики могут быть вызваны различными факторами. В основном — это органические повреждения, которые образуются в перинатальном периоде либо в последствии родовых травм, ушибов, неудачных падений. В подобных случаях остеопатическая помощь просто незаменима. Сначала врач-остеопат проводит тщательное, полное обследование всех отклонений и нарушений в детском организме, после чего приступает к лечению.

Благодаря использованию безболезненных и мягких приемов, остеопат способен устранить следующие патологические отклонения:

  • блоки и зажимы в связочной и мышечной системе;
  • нарушение передвижения жидкостей (ликвора, лимфы, крови);
  • повреждения костных структур.

Врач-остеопат проводит детальнейшую работу над структурами костей черепа, мозговых оболочек, головного мозга. Это позволяет нормализовать все процессы, активизируя спящие зоны, которые отвечают за определенные механизмы развития.

Методы остеопатического воздействия действенны в случае, когда у ребенка имеется любая отсталость развития. При своевременном диагностировании нарушений, проведении соответствующих мер и необходимой коррекции, возникшие отклонения развития психики ребенка можно постепенно выровнять. Спустя время, детей не отличишь от их сверстников как в эмоциональной, так и интеллектуальной сфере.

Остеопатия помогает ребенку, имеющему отклонения в психике, держать ровную осанку, меньше уставать. В случае интенсивных занятий остеопатические техники позволяют повысить успеваемость, улучшить память и главное — догнать и даже перегнать сверстников в психомоторном становлении.

Не только родители детей, но и их педагоги отмечают положительную динамику развития в процессе остеопатического лечения. Это проявляется в лучшем усвоении школьного материала, проявлении большей усидчивости, выполнении уроков и даже улучшении почерка. Кроме того, остеопатические техники способствуют стабилизации общего состояния у детей.

Наработанные методики остеопатического терапевтического воздействия дают возможность достичь заметных результатов в интеллектуальном, умственном и психологическом становлении, а также помогают избавиться от многих, даже самых тяжелых отклонений психомоторной сферы.

симптомы

  • Признаки (детского церебрального паралича) ДЦП

Источник

Ребенок тянется ручками вверх

В ЭТОЙ СТАТЬЕ

Каждый ребенок уникален и развивается в собственном темпе. Границы того, что считается нормой возрастных особенностей малыша, довольно условные. Об этом нужно помнить маме, которая пристально наблюдает за ростом своей ненаглядной крохи. Но не лишним будет узнать о возможных признаках задержки развития ребёнка (речевых и психических), которые должны насторожить родителей. Такие симптомы могут говорить о проблемах в одной или нескольких сферах эмоционального, умственного или физического развития. Если ребёнку будет поставлен диагноз, это ещё не повод для паники. Главное — вовремя принять меры, чтобы помочь малышу преодолеть трудности в будущем или даже наверстать упущенное.

Признаки и симптомы задержки развития ребёнка

Существует множество типов отклонений в развитии младенцев и детей младшего возраста. Они включают в себя проблемы с:

  • языком и речью;
  • зрением;
  • моторно-двигательными навыками;
  • социальными и эмоциональными навыками;
  • когнитивными способностями.

Нарушения могут встречаться в отдельных сферах или во всех сразу. Тогда идёт речь об «общей задержке развития ребёнка». Она возникает по одной из причин:

  • генетические нарушения, например, синдром Дауна;
  • алкогольный синдром плода (фетальный алкогольный синдром), вызванный употреблением алкоголя матерью во время беременности;
  • синдром ломкой Х-хромосомы — наследственная причина когнитивных нарушений;
  • серьезные проблемы со здоровьем, которые связанные с недоношенностью плода и проявляются сразу после рождения ребёнка;
  • другие неустановленные причины.

Рассмотрим подробней симптомы различных нарушений развития, которые могут возникнуть с момента появления малыша на свет до 2-х летнего возраста. Также поговорим о факторах, что стали причиной патологии, и о возможных методах лечения.

Задержка речевого развития у детей

Мама держит малыша за ручки и слушает его лепет

Проблемы с речью у детей — очень распространённое явление. Речь является словесным выражением мыслей с помощью слов. Язык — более широкое понятие, включающее систему символов для передачи и получения информации. Сюда входит и общение с помощью языка жестов.  

Возможные причины задержки речевого развития ребенка

Речевые расстройства могут иметь место в случаях:

  • когда малыша учат разговаривать сразу на нескольких языках — это может негативно сказаться на развитии речи детей младшего возраста, но никак не относится к школьникам.
  • неспособности ребёнка к обучению;
  • жестокого обращение с детьми, отсутствии заботы;
  • дизартрии — проблемы с мышцами речевого аппарата, которые отвечают за звукопроизношение; 
  • тяжёлых проблем со слухом, которые могут быть вызваны инфекциями среднего уха или некоторыми лекарствами, травмами или генетическими нарушениями.
  • расстройства аутистического спектра — группы неврологических нарушений, которые проявляются в общении, социальном  взаимодействии и когнитивных навыках ребёнка.
  • других нарушений, не исследованных наукой. 

Способы лечения задержки речевого развития ребенка

Если ты или твой педиатр заподозрили у малыша задержку речевого развития, следует обязательно обследовать ребёнка. Для начала необходимо проверить слух, а после этого посетить логопеда. Он осмотрит язык ребёнка, оценит произношение звуков. Возможно, порекомендует малышу упражнения при задержке речевого развития в домашних условиях или курс логопедических занятий. В случае незначительных нарушений специалисты рекомендуют:

  • больше общаться с ребенком — разговаривайте, пойте вместе, пускай он повторяет за тобой слова и фразы;
  • ежедневно читай ребенку книги;
  • регулярно тренируй речь;
  • в случае инфекции в среднем ухе — пройти лечение.
Читайте также:  Мария монтессори развитие ребенка

Признаки задержки речевого развития

Проконсультируйся с врачом, если замечаешь за ребенком хотя бы один из нижеперечисленных симптомов. Также сообщи доктору, если малыш внезапно утратил способности, усвоенные ранее.

Итак, помощь специалиста необходима, если ребёнок:

В 3-4 месяца:

  • не реагирует на громкие звуки;
  • не издаёт лепет;
  • начинает лепетать, но не пытается имитировать звуки (в 4 месяца).

В 7 месяцев:

  • не реагирует на звуки;

В 1 год:

  • не говорит ни одного отдельного слова (например, «мама»);
  • не понимает значения слов, таких как «пока» или «нет».

В 2 года:

  • не имеет в словарном запасе как минимум 15 слов;
  • самостоятельно не использует в речи фразу из двух слов; может только повторять слова, если его попросят;
  • разговаривает только в случае необходимости.

Нарушение зрения у детей

Младенец лежит на животе и смотрит вверх

До 6 месяцев новорожденный видит предметы в размытом виде. У полугодовалых малышей уже развивается координация зрения обоих глаз. Но иногда этого не происходит, или появляются другие проблемы с глазками.

Возможные причины нарушения зрения у ребенка

У детей часто встречаются рефракционные нарушения зрения, такие, как близорукость и дальнозоркость. Бывают и проблемы другого рода:

  • амблиопия (ленивый глаз) — нарушение зрения в одном глазу;
  • врождённая катаракта — помутнение хрусталика глаза или другая наследственная проблема. К счастью, такое состояние встречается редко;
  • ретинопатия недоношенных — заболевание глаз, которым иногда страдают дети, родившиеся раньше положенного срока;
  • косоглазие — нарушение положения глаз.

Способы лечения нарушения зрения у ребенка

Если вовремя обратиться за врачебной помощью, можно скорректировать многие проблемы со зрением. В зависимости от вида и причины нарушения, ребенку могут потребоваться:

  • очки или контактные линзы;
  • специальные очки;
  • хирургическая операция;
  • глазная повязка.

Признаки нарушения зрения у малышей

Посети врача, если ребёнок:

В 3 месяца:

  • не следит глазками за движущимися объектами;
  • не обращает внимание на свои руки (с 2-х месяцев);
  • имеет проблемы с движением одного или обоих глаз в любом направлении;
  • большую часть времени косит глазками.

В 6 месяцев:

  • один или оба глаза все время смотрят во внутреннюю или наружную стороны;
  • испытывает постоянное слезотечение или сухость глаз;
  • не следует взглядом за объектами вблизи (на расстоянии 20-30 см) или, расположенными на расстоянии 2-х метров.

Если ребёнок потерял любой зрительный навык, приобретённый ранее, также сообщи об этом доктору. Если педиатр заподозрит у малыша проблему с глазками, он, скорее всего, даст направление к офтальмологу для уточнения диагноза.

Задержка моторного развития у детей

Малыш лежит на спине и держит себя за ножки

Проблемы в развитии моторных навыков могут проявиться в трудностях с движениями крупной моторики — таких, как ползанье и ходьба, или мелкой — например, охват пальцев при пользовании ложкой.

Возможные причины проблем с крупной и мелкой моторикой

У детей, родившихся преждевременно, развитие двигательных мышц может происходить в замедленном темпе.

Другие возможные причины проблем с крупной и мелкой моторикой:

  • атаксия — расстройство, при котором нарушается координация мышц;
  • церебральный паралич — состояние, вызванное повреждением головного мозга плода в утробе; 
  • когнитивные нарушения;
  • миопатия — болезнь мышц;
  • проблемы со зрением;
  • спина Бифида — генетическая патология, вызывающая частичный или полный паралич нижней части тела

Способы лечения проблем с моторикой детей

Врачи обычно рекомендуют стимулировать физическую активность ребёнка в повседневной жизни. Если случай сложный, могут потребоваться сеансы физиотерапии. Определенные виды физической или трудовой терапии помогают преодолеть трудности с мелкой моторикой или сенсорными нарушениями.

Симптомы задержки моторных навыков

Чтобы обнаружить болезнь на ранних сроках, будь внимательна к возможным симптомам двигательных нарушений. Кроме того, наблюдай, не перестал ли ребёнок в какой-то момент выполнять уже знакомые ему действия.

Осмотр специалиста необходим, если малыш:

 В 3-4 месяца: 

  • не пытается достать и схватить предмет, не может его удержать;
  • плохо держит голову;
  • не подносит предметы ко рту (в 4 месяца);
  • не отталкивается ногами, когда они упираются в твердую поверхность (в 4 месяца).

В 7 месяцев:

  • имеет сильно жесткие или наоборот, слишком гибкие мышцы;
  • запрокидывает голову назад, когда сидит;
  • тянется к предметам только одной рукой или не тянется вовсе;
  • не может поднести предмет ко рту;
  • не переворачивается в любом направлении (с 5-и месяцев);
  • не может сидеть без посторонней помощи (с 6-и месяцев);
  • не упирается ногами на стопу, когда вы поднимаете его в вертикальном положении.
Читайте также:  Всестороннее развитие ребенка в игре

В 1 год:

  • не умеет ползать;
  • тащит одну руку или ногу во время ползания;
  • не может стоять у опоры.

В 2 года:

  • не ходит (до 18 месяцев);
  • не становится при ходьбе с пятки на носок, или ходит только на цыпочках;
  • не может толкать игрушку на колёсиках.

Как распознать задержку психического развития у детей?

Мама занимается с малышами на полу

Ребёнок может испытывать проблемы взаимодействия со взрослыми или другими детьми, которые называются задержками социального и/или эмоционального развития (другими словами – задержка психического здоровья). Обычно такие проблемы проявляются до того, как малыш пойдет в школу.

Возможные причины социальной и эмоциональной задержки

Некоторые отклонения в социальных и эмоциональных сферах вызваны:

  • педагогической запущенностью;
  • неэффективным воспитанием или проблемой излишней привязанности;
  • когнитивными нарушениями;
  • другими неизвестными причинами.

Другая распространенная причина задержки социального и эмоционального развития связана с диагнозом расстройства аутистического спектра (РАС). Раньше данное нарушение называлось «первазивным расстройством развития» (ПРР), аутизмом, синдромом Аспергера. РАС включает в себя патологии, которые вызывают у ребенка трудности в общении, повторение однообразных действий в поведении и речевые проблемы.

Способы лечения задержки психического развития у детей

Медицинских препаратов, которые бы лечили аутизм, на сегодня не существует. Но коррекционные методы могут включать:

  • специальные виды поведенческой и обучающей терапии;
  • лекарственные препараты, которые помогут при проблемном поведении.

Ранняя диагностика патологии может значительно помочь ребёнку. В некоторых случаях применяется игровая терапия или методики, которые развивают привязанность между малышом и родителями.

Признаки эмоциональной или социальной задержки развития

Когда нужно обращаться к доктору? Обрати внимание на симптомы, перечисленные ниже, а также наблюдай, не теряет ли ребёнок в поведении уже приобретённые навыки. Тебя должно насторожить в действиях малыша следующее:

В 3 месяца:

  • не улыбается людям;
  • не обращает внимание на новые лица или пугается их;

В 7 месяцев:

  • отказывается обниматься;
  • не проявляет привязанности к родителям;
  • не любит находиться среди людей;
  • беспокойно ведёт себя ночью (с 5-и месяцев);
  • улыбается только по просьбе (с 5-и месяцев);
  • не смеется и не визжит (в 6 месяцев);
  • не проявляет интереса к играм в прятки (в 8 месяцев).

В 1 год:

  • не контактирует с помощью звуков, не отвечает на улыбку или мимику (в 9 месяцев);
  • не делает машущих движений руками, не пытается достать предмет и не указывает на него.

Задержка когнитивного развития ребенка

Малыш играет с игрушкой, сидя на полу

Когнитивные расстройства связаны с мыслительными способностями. У ребёнка могут быть сложности с концентрацией внимания, памятью, воображением, принятием простых решений.

Возможные причины мыслительных способностей у детей

К отклонениям в когнитивной сфере приводят:

  • различные трудности в процессе обучения;
  • воздействие алкоголя или токсических веществ, таких как свинец, на плод во время беременности и после рождения ребёнка;
  • педагогическая запущенность в младенчестве или в раннем детстве;
  • Синдром Дауна и другие генетические расстройства;
  • отклонения аутистического спектра;
  • серьезные проблемы со здоровьем у новорожденного;
  • другие неизвестные причины.

Способы лечения

Как и в случае других проблем в развитии ребёнка, своевременное обращение к специалистам поможет успешно скорректировать нарушения. Регулярные занятия дают положительные результаты в развитии определенных когнитивных навыков. Педагоги и терапевты проводят игровую или поведенческую терапию, а также дают рекомендации родителям, как заниматься с ребёнком дома.

Признаки когнитивных задержек

Покажи ребёнка специалисту, если он:

В 1 год:

  • не ищет предметы, которые родители спрятали в присутствии малыша;
  • совсем не использует жестикуляцию, например, не машет рукой;
  • не указывает на предметы, картинки;

В 2 года:

  • не понимает предназначения простых предметов, например, расчески, телефона или ложки;
  • не выполняет простые инструкции;
  • не повторяет слова и действия.

Наблюдая за развитием когнитивных способностей, также следи за усвоенными навыками ребёнка. Если в какой-то момент он внезапно перестал выполнять привычные действия — сообщи врачу.

Заключение

Помни, все дети — разные и могут иметь индивидуальные особенности в характере и поведении. Истинные патологии развития ребёнка может определить только специалист. Большинство отклонений в детском возрасте не являются сложными, и проходят с возрастом. Но даже если у ребёнка серьёзный диагноз, не стоит сильно расстраиваться. Главное — вовремя найти хорошего специалиста и чётко следовать его рекомендациям. Регулярно проходи с ребёнком медицинский осмотр, во время которого врач оценит состояние ребенка и прогресс от лечения. К счастью, именно в раннем детстве успешно корректируются многие проблемы в развитии.

Источник