Задержка двигательного развития ребенка

Задержка двигательного развития ребенка thumbnail
Задержка моторного развития

Моторное развитие ребенка – один из важнейших факторов, свидетельствующих о правильном формировании двигательных навыков и нормальном функционировании опорно-двигательной и нервной системы. Это понятие включает в себя возможность воспринимать, усваивать и использовать различные движения и развивать тем самым двигательную активность. Задержка моторики или моторного развития (ЗМР) может проявиться в любом возрасте, поэтому родителям и педиатрам следует внимательно наблюдать за формированием активной двигательной деятельности малыша.

Что обозначает диагноз ЗМР

Темповая задержка моторного развития характеризуется более поздним появлением двигательных навыков, то есть нарушаются темпы их формирования. Существуют определенные возрастные этапы, когда малыш начинает самостоятельно держать головку, лежа на животе, сидеть, ходить. Оценивая характер двигательной активности малыша, специалисты обращают внимание не только на наличие определенных навыков, но и на степень готовности к ним костно-мышечных структур.

Степень готовности к ним костно мышечных структур для моторного развития

При слаборазвитом мышечном каркасе спины и неподготовленном позвоночнике ранние попытки малыша сидеть самостоятельно могут навредить неокрепшему организму. Поэтому педиатры и невропатологи в первую очередь проверяют мышечный тонус, рефлекторную деятельность, общее физическое развитие и затем уже дифференцируют задержку моторного развития от незрелости организма.

Моторное развитие в первый год жизни:

Возраст

Двигательные навыки

2 месяца

В положении лежа на животе удерживает голову на весу в течение нескольких минут, может поворачивать ее, смотреть по сторонам.

4 месяца

Пытается взять в руку игрушки. Лежа на животе, поднимает плечевой пояс, опирается на руки. В положении на спине поднимает голову.

6 месяцев

Переворачивается на живот, берет игрушки, ползает, принимает положение сидя.

8 месяцев

Хорошо сидит, ползает. При поддержке взрослых стоит.

10 месяцев

Хорошо владеет телом, пытается ползком преодолевать препятствия. При поддержке взрослых переходит от предмета к предмету, стоит самостоятельно. Способен вкладывать предметы друг в друга.

12 месяцев

Ходит самостоятельно, может подниматься по ступенькам, держась за руку. Активно играет предметами, игрушками, удерживая предметы и правой и левой рукой.

Важно! Задержка моторного развития у детей до года может свидетельствовать о наличии отклонений в здоровье малыша. Это распространенный симптом повреждений ЦНС, анемии, пороков сердца. Поэтому при подозрении на ЗМР необходимо проконсультироваться со специалистом.

Особенности, последствия и риски ЗМР

Задержка статико-моторного и моторно-речевого развития – такой диагноз ставят в случае значительного отставания формирования двигательных и речевых навыков от сроков, указанных ВОЗ (Всероссийской Организацией Здравоохранения). Незначительное отставание при формировании некоторых навыков еще не говорит о ЗМР, однако если ребенок находится в группе риска, формирование моторных функций следует держать под контролем.

К факторам риска относят:

  • крупный плод;
  • сложные роды с наложением щипцов или вакуумного экстрактора;
  • недоношенность до 35 недель;
  • гипоксия 2 или 3 степени;
  • оценка по шкале Апгар до 5 баллов;
  • судороги в анамнезе.

Особенности патологии

При определении диагноза ЗМР необходимо установить причину отставания развития тех или иных навыков. Детям до года и старше не свойственно проявлять лень, поэтому если малыш не лежит на животе, не желает сидеть и ползать, но при этом встал и пошел до года – это может свидетельствовать о слабых мышцах спины, нарушении координации.

Задержка темпов моторного развития у детей часто компенсируется вовлечением других групп мышц. Эта патология характеризуется легким течением и обычно связана с нарушениями правил ухода за ребенком, недостаточной физической нагрузкой.

В отличие от темповой, психомоторная задержка связана с перинатальной патологией плода и проявляется нарушением замены безусловных врожденных рефлексов тоническими. В этом случае специалист оценивает психическое и физическое состояние малыша и определяет задержку формирования моторных функций на основании изучения различных факторов.

Психомоторная задержка развития

Последствия и риски ЗМР

Если диагноз ЗМР не был выявлен и устранен в раннем возрасте, возникает задержка формирования более сложных моторных навыков.

Задержка моторного развития у детей после года сопровождается развитием статико-моторной недостаточности и мозговой дисфункции. Это проявляется нарушением координации, памяти, страдает мелкая моторика, ребенок отстает от сверстников в беге, прыжках, при ходьбе часто падает.

Такие дети часто испытывают неуверенность, плохо владеют своим телом, возникает двигательное беспокойство. Им сложно изменить направление движения тела, возникают затруднения при занятиях физкультурой. Отставание в формировании моторной активности оказывает влияние на социальную адаптацию, ребенок чувствует себя неуютно среди сверстников.

Причины, которые привели к ЗМР, в дальнейшем способны вызвать ряд серьезных отклонений и заболеваний. Выраженная задержка психомоторного развития может быть следствием ДЦП, в этом случае раннее обращение к невропатологу благоприятно скажется на прогнозе и течении основного заболевания.

Темповая задержка речевого и моторного развития, последствия которой проявляются в психофизическом развитии ребенка, эффективно корректируется на ранних сроках. Поэтому при отставании, вызванном перенесенными инфекционными заболеваниями, травмами, нарушением режима питания и активности, необходимо проконсультироваться у педиатра и соблюдать рекомендации по устранению патологического состояния.

Темповая задержка речевого и моторного развития

Диагностика заболевания

Выявить задержку моторного развития возможно на ранних этапах развития, специалисты оценивают совокупность различных факторов и выделяют характерные для этого заболевания признаки. В процессе дифференциальной диагностики важным является сбор анамнеза. В ходе опроса врач выясняет возможные причины развития ЗМР:

  • вредные привычки и инфекционные заболевания мамы во время беременности;
  • наследственный фактор;
  • профессиональные вредности у мамы;
  • травмы, полученные во время беременности или в процессе родов;
  • нарушение формирования коры головного мозга у плода.

При наличии располагающих факторов врач обращает внимание на темпы развития двигательных навыков. О возможной ЗМР свидетельствует:

  • Если ребенок к концу второго месяца не в состоянии поднимать и удерживать головку.
  • Не проявляет интереса к игрушкам, не тянется к ним ручками в конце третьего месяца.
  • Не может перевернуться с живота на спину в конце пятого месяца.
  • В полгода не может сесть при поддержке мамы.
  • К концу восьмого месяца не ползает в обратном направлении.
  • В десять месяцев не сидит, не может стоять у опоры.
  • В год не может ходить, даже при поддержке взрослых, не может сделать самостоятельно несколько шагов.

Диагностика задержки моторного развития

Если в два года ребенок не начал говорить отдельные слова, а к трем годам не интересуется играми, апатичен, плохо говорит, часто падает – все это так же свидетельствует о возможной ЗМР.

Важно! Для ранней диагностики патологии специалисты используют лабораторные и инструментальные методы обследования. При рождении у ребенка производят забор крови на выявление генетических отклонений. Возможные нарушения развития коры головного мозга и других его отделов проводят ультразвуковое обследование.

Регулярные профилактические осмотры педиатра и невропатолога, которые проводят в возрасте 1, 3, 6 месяцев и в год, способствуют выявлению задержки развития моторики в раннем возрасте. Такая диагностика повышает результативность последующего лечения и влияет на прогноз заболевания.

Коррекция и лечение задержки моторного развития

Темповая ЗМР при раннем ее выявлении проходит бесследно, при условии своевременных коррекционных мероприятий. Лечение патологии проводят с использованием лекарственных препаратов и с помощью немедикаментозных средств.

Медикаментозное лечение

Основное направление терапии задержки моторного развития – устранение причины ее возникновения. В качестве медикаментозных средств применяют сосудистые препараты (Винпоцетин, Циннаризин) – они способствуют улучшению трофики коры головного мозга. Популярны в настоящее время ноотропы (Актовегин, Церебролизин), которые повышают устойчивость тканей к гипоксии, стимулируют развитие деятельности нервной системы.

В обязательном порядке назначают витаминные препараты, витамино-минеральные комплексы, общетонизирующие средства (Элькар).

Медикаментозное лечение направлено на стимуляцию развития опорно-двигательной и нервной системы, снятие излишнего напряжения, укрепление организма в целом.

Общетонизирующие средства Элькар

Немедикаментозное лечение

Большое значение в лечении ЗМР играет лечебная физкультура, массаж, развивающие игры. Для профилактики и лечения задержки развития мелкой моторики рекомендованы игры с мелкими предметами, использование специальных устройств и тренажеров.

Общеукрепляющий медицинский массаж направлен на снятие гипертонуса и укрепление скелетных мышц, повышение трофики тканей, снижение напряжения, улучшение кровообращения в различных отделах опорно-двигательной системы.

Комплекс физкультурных мероприятий способствует правильному развитию и формированию моторных навыков, тренирует координацию, исправляет осанку, укрепляет мышцы и приучает их к физиологической нагрузке.

Задержка моторного развития по МКБ 10 относится к классу F82 и имеет благоприятный прогноз. Своевременная диагностика, выявление причин отставания и грамотное лечение приводят к полному выздоровлению ребенка.

Видео

029

Источник

Содержание:

За последние десятилетия увеличилось количество детей, у которых выявляется задержка психомоторного развития. У ребенка с таким диагнозом имеется насущная потребность в медицинском и педагогическом вмешательстве в развитие. В большинстве случаев выраженная задержка речевого развития у ребенка сопровождается нарушением зрительно-пространственных навыков и двигательной неловкостью, а впоследствии и отставанием умственного развития от своих сверстников. Поэтому используется также термин «психоречевое развитие». Аномалия встречается у мальчиков намного чаще, чем у девочек. Суммарная распространенность патологии в общей структуре психических заболеваний составляет 8-10%.

Причины возникновения задержки у ребенка

При задержке развития ребенка чаще всего отмечается наследственная отягощенность – наличие у родителей подобных или родственных расстройств, что свидетельствует о большой роли генетических факторов в возникновении большинства, но не всех случаев. Также определенное влияние имеют средовые факторы, но их роль менее значительна. Глубинные причины возникновения задержки психомоторного развития (ЗПР) различаются, поэтому отклонение принято классифицировать на:

  • первичное – формируется на фоне органических повреждений головного мозга или нарушении его функций;
  • вторичное – возникает при изначально неповрежденных структурах головного мозга и наличии тяжелых соматических патологий, например, при пороке сердца, которые сопровождаются церебральной недостаточностью.

Первичную патологию у ребенка могут вызвать следующие факторы:

  • заболевания женщины в период беременности – внедрение инфекционного агента, интоксикации, травмы;
  • кислородное голодание плода;
  • осложненная родовая деятельность;
  • травмы в процессе родовой деятельности – повреждения мозга головного и/или спинного, нарушения функции ЦНС (перинатальная энцефалопатия).

Вторичная задержка психомоторного развития у детей до года может быть спровоцирована следующими системными патологическими особенностями:

  • врожденные аномалии ЦНС;
  • психические заболевания;
  • гидроцефалия;
  • повышенное ВЧД;
  • ДЦП;
  • новообразования головного мозга;
  • аномалии кровоснабжения головного мозга;
  • прогрессирующий склероз мозга (лейкодистрофия);
  • нарушение транспорта спинномозговой жидкости.

Причиной возникновения ЗПР в послеродовом периоде являются инфекционные патологии и различные (в том числе психические) травмы, перенесенные в раннем возрасте.

В зависимости от причины возникновения нарушения ЗПР классифицируют на:

  • конституциональные;
  • соматогенные;
  • психогенные;
  • церебрально-органические.

Состояние ребенка во многом зависит от отношений в семье. Выраженная задержка психомоторного развития, по статистике, чаще всего встречается у детей из асоциальных семей. Провоцирующими факторами отклонения являются жестокое обращение, дефицит заботы, насилие. Но характерно, что при гиперопеке у детей могут отмечаться те же аномалии, что и при дефиците внимания.

Симптомы и диагностика ЗПР

Задержка психомоторного развития по коду МКБ-10 относится к классу F80-89 – «Нарушения психологического развития». У ребенка с врожденными причинами ЗПР, признаки отставания могут проявиться в раннем возрасте. Симптомы отклонений у детей разного возраста могут различаться:

  • в 4 месяца – отсутствует реакция на жесты и слова родителей, отмечается дефицит эмоциональных проявлений;
  • в 8-9 месяцев – отсутствуют попытки произнесения несвязных слогов или так называемый «детский лепет»;
  • в 12 месяцев – отмечается сниженная двигательная активность, окружающие считают малыша тихим, стеснительным, молчаливым;
  • в 1,5 года – отсутствует адекватная реакция на собственное имя, простые просьбы; кроха не произносит простые слова, несвязная речь, непонимание того, что ему говорят, кроме того, у него может отмечаться отсутствие навыка жевания;
  • в 2 года – речь бедная, с ограниченным запасом слов, отсутствует желание повторять новые слова;
  • в 2,5 года – словарный запас минимальный (не более 20), представлен набором разрозненных слов, ребенок не умеет строить из них связные предложения;
  • в 3 года – общение ограничено из-за несвязной, непонятной речи; ребенок может просто повторять фразы, без осознания их значения.

Кроме признаков отклонений в формировании речевой функции, при ЗПР отмечается отставание психического созревания – быстрая утомляемость, незрелая эмоционально-волевая функция, отклонение в мышлении (неразвитое воображение, ограниченный объем памяти, неумение переключать внимание, затрудненное восприятие новой информации). Сниженный умственный уровень, ограниченный набор эмоциональных проявлений затрудняют общение со сверстниками. У таких детей часто имеются характерные признаки синдромов, связанных с генетическими аномалиями.

Визуальные признаки задержки развития.

Визуальные признаки задержки развития.

Для детей с ЗПР характерно стремление к получению удовольствия, поэтому они быстро бросают занятия, требующие сосредоточенности и напряжения, игровая деятельность носит, как правило, примитивный характер.

Нарушение психического и речевого развития могут сочетаться с отставанием в физическом созревании, иногда ЗПР соседствует с ДЦП.

Признаки патологии во многом схожи с симптомами других психических нарушений, например, с аутизмом, синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Для постановки правильного диагноза необходима дифференциальная диагностика.

С детьми проводят беседу, специальные тесты, позволяющие оценить уровень развития эмоционально волевой сферы, способность к общению с окружающими, а также внимание, объем памяти, особенности логического мышления. Кроме психологического и педагогического обследования назначают медицинское, которое проводят с помощью:

  • МРТ, КТ;
  • электроэнцефалографии (ЭЭГ);
  • исследования ВП.

Эти методики позволяют обнаружить структурные нарушения ЦНС и аномалии речевого центра у ребенка. Комплекс методик позволяет поставить ранний диагноз и своевременно начать лечение. Без правильного лечения проблемы углубляются, влияя не только на характер, межличностные отношения, но и на социальный статус.

Лечение задержки психомоторного развития

Детям с ЗПР необходима помощь врачей разного профиля: невропатологов, психологов, логопедов-дефектологов. Лечение должно происходить по индивидуально разработанной системе и включать:

  • медикаментозное воздействие – лекарства подбирает детский невропатолог в зависимости от причины и тяжести патологии;
  • физиотерапию – массаж, водолечение, специальные лечебные упражнения;
  • транскраниальную магнитную стимуляцию – воздействие импульсами тока на определенные нервные центры мозга через черепную коробку.

Психологи и логопеды помогают ребенку овладеть речевыми навыками, применяя в игровой и предметно-практической деятельности специальные приемы стимуляции речевой активности и навыков межличностного общения. Воздействие оказывают на все анализаторы – зрительные, слуховые, тактильные, т.к. они имеют связь с речевым, двигательным и другими центрами нервной системы и их раздражение стимулирует функции и активность мозговой деятельности.

Для активации эмоционально-волевой сферы в клинике Мануальной Медицины «Galia Ignatieva M.D» с детьми занимаются психологи, используя:

  • арт-терапию;
  • сказко-терапию;
  • игровую терапию.

Специалисты применяют методики тренировки внимания, увеличения объема памяти, стимуляции логического мышления, восприятия. Результат будет зависеть от поддержки родителей, т.к процесс должен быть непрерывным.

Домашние занятия по развитию мелкой моторики рук у девочки с ЗПР

Домашние занятия по развитию мелкой моторики рук у девочки с ЗПР

Установлено, что мелкая моторика помогает активизировать мышление и речь. Поэтому если у ребенка выявлена задержка психомоторного развития, лечение включает лепку, конструирование, собирание пазлов.

В клинике Мануальной Медицины «Galia Ignatieva M.D» мы лечим подобные нарушения, применяя инновационные методики лечения, которые обязательно включают методы физического развития – физкультуру, специальные упражнения, активные игры. Двигательный механизм также связан с психикой.

Механизм воздействия на ЦНС ребенка многогранный и требует терпения, регулярной работы, сотрудничества врачей, педагогов и родителей. Поэтому рекомендуется помещать детей с синдромом психомоторной задержки в специальные группы дошкольных и младших школьных учреждений. Эти группы имеются в профильных учреждениях VII вида, в которых детям помогают адаптироваться в социальной среде, научиться общению с одногодками и взрослыми окружающими, не зависеть от помощи взрослых в элементарных бытовых действиях.

Задержка психомоторного развития у детей, лечение которой происходит по адекватно разработанной схеме, имеет хороший прогноз. При раннем обнаружении признаков аномалии у ребенка и комплексном подходе особенности психомоторного состояния удается успешно скорректировать.

Профилактика

Задержка психомоторного развития, прогноз излечения которой в большинстве случаев благоприятный, требует особого подхода, длительного комплексного воздействия, динамического наблюдения специалистов. По прогнозам ученых, количество детей с ЗПР будет продолжать расти, если игнорировать меры профилактики:

  • планировать беременность с целью исключения наследственных аномалий, нарушений формирования и созревания ЦН системы;
  • регулярно наблюдаться у специалиста в период гестации, своевременно выявлять системные заболевания;
  • уделять внимание психоэмоциональному состоянию детей, заниматься их развитием.

Родители должны знать возрастные особенности ребенка, нормы, признаки аномалий формирования психических, эмоциональных, речевых навыков и своевременно отмечать их, обращаясь за профессиональной помощью.

Источник