Задание 4 года ребенку 4 лишний
В заданиях «Лишний в ряду», «Кто здесь лишний», «Что лишнее» в группе есть кто-то или что-то с явным отличием от других элементов набора. Нужно определить наиболее существенный признак, общий для всех объектов, кроме одного.
«Найди лишнее слово»
Чтобы ответить, какое слово лишнее в каждой группе, нужно догадаться, какой признак объединяет остальные среди данных слов.
Пример задания: диван, шкаф, лампа, стол.
Предложите ребёнку поразмышлять вслух!
Пример ответа: Лишняя в этом ряду лампа. Потому что диван, шкаф и стол – мебель, лампа – предмет интерьера. Другой вариант объяснения: лампа может освещать комнату, другие предметы из группы – нет.
Вместе находите лишнее четвертое или пятое слово в каждой строчке и объясняйте свой выбор.
самолет, поезд, вертолет, ворона, шмель
километр, миля, миллиметр, дюйм, килограмм
арбуз, земляника, черника, слива, малина
Ученики 3-4 класса и старше без труда выполнят и десяток таких заданий. Дошкольникам и детям 7-8 лет гораздо больше понравятся задания в картинках.
На сайте дети в игровой форме развивают логику и учатся мыслить нестандартно. Выполняйте задания по очереди с ребенком, а потом обязательно предложите ему позаниматься самостоятельно.
«Четвертый лишний» в картинках
Выбери животное, которое не подходит остальным по среде обитания.
Подсказка: внутри каждого плода есть …
Можно просто посмотреть ещё примеры заданий или начать онлайн-занятия на платформе ЛогикЛайк.
Источник
Психологическая методика «4 лишний» используется в работе с детьми старшего дошкольного или младшего школьного возраста. Она направлена на изучение особенностей мышления ребенка, помогает установить уровень развития логики, умение анализировать и обобщать, классифицировать предметы по общим признакам. Также ребенку придется объяснить психологу, тестирующему его, почему он так решил.
Методика «4 лишний» включает несколько этапов. Первый имеет наглядную форму и представляет собой ряд картинок с изображением четырех предметов. Три из них связаны между собой, например, относятся к одному виду или имеют общие признаки. Ребенок должен выявить один лишний предмет, который не вписывается в группу. Следующий этап исследования проходит в виде словесной игры. В этом варианте только называются предметы, без наглядности. Однако кроме того, что ребенку необходимо правильно определить лишний предмет, он еще должен объяснить, почему он так думает.
В статье подробно расскажем, как проводится методика «4 лишний» с детьми старшего дошкольного возраста при определении готовности к обучению в школе, как последовательно выполняется работа, какой материал используется. Вы узнаете, как записывают и расшифровывают результаты детских ответов.
Исторические сведения
Методика исключения 4 лишнего предмета применялась еще в 50-х годах. В лаборатории института психиатрии разрабатывались карточки, копировались и рассылались клиническим работникам. Советский психолог Сусанна Яковлевна Рубинштейн посвятила книгу экспериментальным методикам патопсихологии. Стимульный материал, напечатанный в ней, состоит из 17 карточек, однако в наше время их уже не используют.
Время неумолимо идет вперед, а на картинках были изображены старинные предметы, безвозвратно ушедшие в прошлое. Многие дети просто не могли узнать, что за предмет нарисован. Например, керосиновая лампа или телега, радио или старый приемник. Даже старшие дошкольники не узнавали старинные предметы, естественно, что они не могли пояснить их назначение.
Поэтому стимульный материал Рубинштейн в методике «4 лишний» устарел и его решено было заменить на новые таблицы, более современные. Применяют их и в работе с глухими и немыми детьми. Рассмотрим подробнее, в чем заключается тест, разработанный Белопольской Натальей Львовной.
Суть методики «Исключение четвёртого лишнего»
- обобщать понятия и предметы на основе определённых признаков;
- абстрагироваться от пройденного материала для концентрации на новом;
- выделять существенные качества понятий, объединённых общим признаком.
Стимульный материал представлен в двух видах: предметном и вербальном.
В первом случае для проведения теста понадобится 7 наборов из 4 карточек с изображением 4 предметов, среди которых один не подходит к остальным по:
- I группа – простые обобщения (например, 3 дерева и цветок);
- II группа – стандартные обобщения (3 фрукта и сыр);
- III группа – дифференцированные обобщения (3 предмета верхней одежды и купальник);
- IV группа – обобщения, усложнённые по названию и существу (3 молочных продукта и хлеб);
- V группа – обобщения, требующие развёрнутого ответа (3 вещи для младенца и молоток);
- VI группа – задания с двумя решениями (курица, цыплёнок, утка и яйцо);
- VII группа – провокационные задачи (лимон, груша и перец жёлтого цвета, а виноград синий), решая которые ребёнок должен опираться на сущностные признаки предметов, а не на внешние. Такие карточки помогают проверить предположения экспериментатора о конкретности или инертности мышления.
Для словесной формы теста используется бланк с напечатанными 12 строчками по 5 слов.
Принцип работы тот же: нужно вычеркнуть не подходящее по одному из 4 признаков, упомянутых выше, слово, а затем объяснить свой выбор.
Инструктаж перед тестированием
Ребенку дают ряд картинок и просят внимательно рассмотреть все предметы, которые нарисованы на них. Из четырех изображений нужно найти то, которое не вписывается (по мнению ребенка) в группу.
Если ребенок затрудняется, то психолог или другой исследователь может задать наводящие вопросы. Это касается только первой карточки, над остальными ребенок работает самостоятельно.
Обработка и интерпретация результатов
Оценка процессов мышления малыша проводится по тому, с заданиями какой группы карточек справился ребёнок:
- I группа – испытуемый может делать простые обобщения;
- II группа – ребёнок устанавливает простейшие причинно-следственные связи и умеет обобщать;
- III группа – малыш дифференцирует обобщения по сути предметов;
- IV группа – испытуемый может самостоятельно анализировать, искать общий признак и формулировать его словесно;
- V группа – ребёнок знает о функциях простых предметов, может составлять сложные речевые формулировки и объяснения;
- VI группа – малыш может найти два решения одной задачи;
- VII группа – испытуемый показывает нестандартные способы обобщения.
Ребёнок 3 лет с нормальным интеллектуальным развитием справляется с заданиями I группы, 4 лет – I и II категории, в 5 лет испытуемым легко рассматривается III группа карточек, а также некоторые предметы из IV и V. В 6 лет ребёнок способен работать с материалом I-VI категорий, а в более позднем возрасте дети успешно выполняют задания из всех групп.
Для правильной диагностики вербального тестирования разработана специальная шкала, которая даёт оценку вниманию. Количество баллов зависит от правильности выполнения задачи и времени, затраченного на это.
По показателю времени, которое было затрачено на выполнение теста, можно судить об уровне развития критического мышления:
- синквейн (создание 5 строчных нерифмованных стихотворений для определения понятия), подробнее о котором можно прочитать в статье « »;
- ИНСЕРТ (выделение главного при чтении или слушании в специальную таблицу) – о нём рассказывается в материале «ИНСЕРТ на уроках в школе: что представляет собой приём и как его использовать »;
- фишбоун (составление краткой причинно-следственной цепочки того или иного вопроса) – узнать об этой методике можно из статьи «Приём «фишбоун» на уроках в школе ».
Методика «Исключение лишнего» позволяет выявить ошибки построения причинно-следственных связей у ребёнка и вовремя подобрать правильную коррекционную программу. Такие меры помогут предотвратить более серьёзные отклонения в развитии мышления формирующейся личности.
Во второй части нашей игры из серии «Четвертый лишний» мы будем искать неподходящий по смыслу объект. И если в первой части мы искали лишнее среди геометрических фигур, то на этот раз объекты будут совсем разными. Это могут быть игрушки, одежда, животные, птицы, растения и цветы. И твоя задача найти один из четырех предметов, который не подходит к остальным. Причины могут быть совсем разными – другой цвет или размер, разное время года, разные свойства и поведение. Очень сложно объяснить на словах – нужно играть и пробовать. Для того, чтобы выбрать неподходящий предмет – нажми на него мышкой, или пальчиком, если ты играешь на планшете или смартфоне. И если ты угадал – переходишь на следующий уровень. Кстати, в этой развивающей игре всего 30 уровней, и мы старались сделать так, чтобы каждый последующий был сложнее предыдущего. И даже если ты и не справился – ничего страшного. В этой игре для малышей нельзя проиграть. Просто выбирай другой предмет. Кстати, если ты не согласен с нашим мнением – пиши в комментариях. Давайте делать детский сайт вместе!
Информация для родителей
(Как помочь ребенку играть в игры из серии «Четвертый лишний»)
Подробная инструкция дается на примере первого задания, которое, по мнению взрослого является для ребенка доступным и интересным. Причем задания в этих играх мы старались делать по возрастающей. Первые десять не должны вызвать затруднений и именно на них следует совместно разбирать примеры.
Инструкция. «На каждом рисунке изображены 4 предмета. Три из них можно объединить между собой, можно назвать одним словом, а четвертый предмет к ним не подходит. Найди какой?»
Если ребенок не сразу может понять такое объяснение задания, ему дается дополнительное разъяснение. «Найди этот неподходящий предмет, скажи, почему он не подходит к остальным. Как можно одним словом назвать остальные 3 предмета?»
Если ребенок все же затрудняется ответить, взрослый разбирает задание самостоятельно и как можно подробнее, дает обозначение всем трем предметам (фигурам) и объясняет, почему надо исключить четвертый предмет (фигуру).
Хорошим показателем успешного, осмысленного выполнения заданий является самостоятельный выбор «лишнего» предмета (фигуры) и обобщение остальных предметов (фигур) по общему признаку, например; игрушки, одежда, посуда, четырехугольники, мебель, обувь и т.д.
Тестовый материал
Карточки в методике «4 лишний» расположены сериями, каждая из которых способна раскрыть понятийные особенности мышления ребенка. Разложены они по группам в порядке усложнения задания. Так, если в первой серии на картинке ребенок должен из трех геометрических фигур одного размера отделить четвертую, большего размера, то дальше приходится классифицировать предметы по их принадлежности к одной общности или имеющие одинаковые признаки.
На рисунке выше на первой таблице расположены растения, а лишним нужно назвать кошку. На втором рисунке – нужно назвать яблоко, так как это единственный съедобный предмет на карточке.
ВАРИАНТ 2.
Источник: Немов Р. С. «Психология в 3-х томах». – М.: ВЛАДОС, 1995 год. – Том 3, стр. 148.
Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов
10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. 8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин. 6-7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин. 4-5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин. 2-3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин. 0-1 балл – ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий 8-9 баллов – высокий 4-7 баллов – средний 2-3 балла – низкий 0 – 1 балл – очень низкий
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 А.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Б. Дополнительные материалы к методике «Что лишнее?»
Словесный тест
Для младших школьников методика «4 лишний» проводится в словесной форме. Ребенку зачитывают вслух 5 слов, например, диван, шкаф, кровать, потолок, кресло. Он должен внимательно выслушать и определить, что 4 слова можно отнести к предметам мебели, а потолок – лишний, так как это часть комнаты.
Усложнение задания производится также постепенно. Например, из следующих слов – глубокий, высокий, низкий, маленький, светлый, только последнее означает цвет предмета, остальные – это признаки размера.
Результаты тестирования
Ребенку предлагают 17 заданий. Все ответы записываются, причем фиксируется не только правильность определения лишнего предмета, но и то, как ребенок объяснил свой выбор. Иногда школьник может выбрать вроде и неправильный вариант ответа, но его объяснение приводит к положительному выводу, что мышление у него хорошо развито. А нестандартный ответ дает повод исследователю провести более глубокое тестирование.
Некоторые дети, наоборот, упрощают свой выбор, называя предметы, начинающиеся на одну букву или по признаку однообразной формы. Такие ответы строятся на слабых, латентных признаках.
Результаты делят на следующие типы, начиная с хороших ответов:
- правильно определил лишний предмет и объяснил его принадлежность;
- сначала ошибся, а потом – исправился;
- придумал свое объяснение;
- объясняет по-своему, но с помощью исследований;
- не может увидеть разницу, даже пользуясь помощью взрослого.
Плохие ответы говорят о том, что у ребенка конкретное мышление, он не умеет выстраивать обобщения по определенным признакам.
ВАРИАНТ 3.
Источник: Альманах психологических тестов – М.: КСП, 1996 г. – 400 с.
Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение лишнего», позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из серий, в каждой серии – по 4 слова. (Предлагается 2 варианта). Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол для регистрации ответов.
Материал:
Бланк с напечатанными сериями из четырех – пяти слов.
Инструкция и ход выполнения:
Испытуемому предъявляю бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять (четыре) слов, из которых четыре (три) можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этот группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».
Бланк для словесного варианта
1 ВАРИАНТ.
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф. 2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр. 3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки. 4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор. 5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый. 6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель. 7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед. 8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр. 9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр. 10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт. 11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий. 12. Дом, мечта, машина, корова, дерево. 13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно. 14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах. 15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать. 16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие. 17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный. 18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол. 19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение 20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.;
2 ВАРИАНТ.
1) книга, портфель, чемодан, кошелек; 2) печка, керосинка, свеча, электроплитка; 3) часы, очки, весы, термометр; 4) лодка, тачка, мотоцикл, велосипед; 5) самолет, гвоздь, пчела, вентилятор; 6) бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы; 7) дерево, этажерка, метла, вилка;
дедушка, учитель, папа, мама; 9) иней, пыль, дождь, роса; 10) вода, ветер, уголь, трава; 11) яблоко, книга, шуба, роза; 12) молоко, сливки, сыр, хлеб; 13) береза, сосна, ягода, дуб; 14) минута, секунда, час, вечер; 15) Василий, Федор, Семен, Иванов.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
ШКАЛА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИИ ОБОБЩЕНИЯ
Число баллов | Характеристика решения задач | |
Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения: | ||
5 – | — 5 | |
Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку: | ||
4 – | — 4 | 1) для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу; 2) для обозначения «лишнего» предмета (слова). |
Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: | ||
2,5 – | – 2,5 | 1) Объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) «лишнего» предмета (слова). |
То же, но с помощью исследователя для обозначения: | ||
1 – | – 1 | 2) «лишнего» предмета (слова). |
Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения | ||
0 – | – 0 | 1) предметов (слов) объединенных в одну группу; 2) «лишнего» предмета (слова). |
Если испытуемый справляется с первыми тремя – четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности. Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Белопольская Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний). Руководство по использованию + Стимульный материал
ISBN: 978-5-89353-284-5 , Издательство: «Когито-Центр» , Год издания: 2009 год, Размеры (руководство): 140х205 мм. Размеры (карточки): 115х115 мм. Обложка: мягкий переплет.Тираж: 1500 экземпляров- 28стр.
Цель
: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
Стимульный материал
: картинки с изображением 4 предметов, один из которых не подходит к остальным по следующим признакам: 1) по величине; 2) по форме; 3) по цвету; 4) по родовой категории (дикие – домашние животные, овощи – фрукты, одежда, мебель и др. – 4 шт. от простого к сложному)
Процедура проведения методики
: ребенку предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов.
10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее, чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. 8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минут. 6-7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 минут. 4-5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 минут. 2-3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут. 0-1 балл – ребенок за 3 минуты не справился с заданием.
Выводы об уровне развития.
10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий. 4-7 баллов – средний. 2-3 балла – низкий. 0-1 балл – очень низкий.
Стимульный материал:
Умение выделять главное ценно не только в обучении, но и в жизни в целом. Однако даже такому, казалось бы, естественному действию ребёнка нужно учить. Но прежде стоит провести диагностику способности выделять сущностные признаки у явлений и предметов. Для этих целей используется методика «Исключение лишнего».
Источник