Задачи взрослого на каждом этапе развития ребенка

Задачи взрослого на каждом этапе развития ребенка thumbnail

Здоровьесберегающие

                                                                                                                                                                                                

    родительство – это не просто определённый этап в жизни человека, включающий в себя определённые установки и ожидания, чувства, отношения и позиции, ответственность, но и сложная деятельность, требующая определённых теоретических знаний о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь воспитательных целей.

Также нужно обладать и соответствующими знаниями, ведь воспитание ребёнка в семье может быть успешным лишь в одном случае: если родители умеют творчески использовать имеющиеся у них знания и умения, то есть если родительство становится для них творчеством.

принципы семейного воспитания

Факторы, влияющие на формирование родительства

О. В. Ильин в своей книге «Археология детства» выделяет четыре принципа семейного воспитания:

Семья должна стать для ребёнка естественной школой духовной любви. Ведь человеку, не имевшему возможности наблюдать и получать такую любовь в детстве, бывает крайне трудно научиться ей в последствии

Семья призвана передать ребёнку религиозную, культурную, историческую и национальную традиции

Семья должна дать ребёнку чувство внутренней свободы и одновременно научить его тому, что неотделимо от ответственности. Ведь только целиком принимая ответственность за свои поступки и идя на осознанный риск, ребёнок может стать подлинным хозяином своей жизни

Семья должна воспитывать в ребёнке здоровое чувство частной собственности и прививать практические навыки хозяйствования и построения собственного благополучия.

Прежде всего, факторы, определяющие родительство, можно разделить на внешние и внутренние.

Группа внешних факторов обусловлена совокупностью внешних влияний, которые подразделяются на несколко уровней.

Внутренние факторы – это особенности личности, это индивидуальность человека.

Внешние и внутренние факторы можно соотнести с выделенными выше уровнями. Внешние факторы – это факторы макросистемы, мезосистемы и микросистемы. Внутренние факторы – это факторы индивидуального уровня

система факторов, определяющих родительство

  • макросистема, или уровень общественных влияний
  • мезосистема, или уровень влияния родительской семьи
  • микросистема, или уровень собственной семьи
  • индивидуальный, или уровень конкретной личности

Родительская семья – это первичная социальная среда индивида, среда социализации. С точки зрения А. Адлера, семейная атмосфера, взаимоотношения в семье, ценностные ориентации и установки родителей являются первым фактором в развитии личности. Дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру через своих родителей. Именно в семье человек получает первый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Родительская семья служит наиболее доступным образцом наблюдения, а при определённых условиях и подражания.

   Как правило, родители для ребенка – люди значимые, поэтому то, как они осуществляют свою родительскую роль, частично осознанно, а частично неосознанно впоследствии копируется в собственной семье.  Какими люди станут родителями, во многом зависит от того, что они видели, пережили, ощутили, в поведении собственных родителей.

    Между структурами собственных семей наблюдается прямая зависимость: супружеские семьи в подавляющем большинстве аналогичны родительским, особенности родительской семьи неосознанно воспринимаются детьми в их семьях (Т. И. Дымнова, 1996).

функции родителей

функции родителей – это динамическая система, зависящая, прежде всего от возраста ребёнка

    Л. Матвеева выделяет следующие этапы родительства и присущие этим этапам особенности возраста ребёнка:

Раннее младенчество (до 1 года). В это время для ребёнка огромное значение имеют любовь, привязанность. Если потребность в общении и любви на этом этапе не удовлетворяется, он может вырасти замкнутым, отстранённым от окружающего мира.

Позднее младенчество и раннее детство (от 1 года до 5 лет). На этом этапе становление самостоятельности и уверенности зависит от характера общения со взрослыми.

Дошкольный и младший школьный период ( от 5 до 11 лет).  На этом этапе ребёнок учится ставить перед собой цели и решать задачи; отмечается стремление к похвале.

Подростковый период и юность (от 11 до 17 лет). На этом этапе в поведении ребёнка характерна ориентация на нормы взрослых.

функции и задачи родителей на разных этапах родительства

(по материалам Овчаровой Р. В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Гардарики,2002)

С точки зрения И. В. Дубровиной (1981), только семья – родители и близкие родственники, их образ жизни, содержание общения и стиль взаимоотношений – формирует у детей образцы, эталоны

мужчины и женщины

подготовил:  лопарева а.с., педагог – психолог МБДОУ № 39 «Сказка» ,

г. Кызыла  РТ

памятка для  родителей

Источник

Роль  взрослого  в  воспитании  ребёнка  раннего  возраста.

С  момента  появления  на  свет  младенец  нуждается  в  тесном  эмоциональном  телесном  контакте  с  матерью.  Он  жаждет  чувствовать  её  прикосновения,  ласку,  постоянную  заботу  и  внимание,  всеми  имеющимися  у  него  средствами  старается  удержать  её  возле  себя,  вступает  с  ней  в  диалог.  Чуткое  и  ласковое  поведение  матери,  симбиотическая  связь,  эмоционально-личностное  общение  с  ней  способствуют  формированию  у  ребёнка  чувства  безопасности,  защищённости,  доверия  к  миру.  Эти  же  чувства  он  со  временем  переносит  на  тех  взрослых,  с  которыми  вступает  в  тесный  эмоциональный  контакт.  От  того,  сформированы  эти  базисные  новообразования  или  нет,  в  будущем  зависит  уверенность  малыша  в  себе,  в  свои  силы,  возможность  совершать  самостоятельные  поступки.

Маленький  ребёнок  безгранично  доверяет  взрослому.  Рядом  с  ним  малыш  не  испытывает  страха,  чувствует  себя  в  безопасности.  В  новой  обстановке,  оценивая  степень  опасности,  он  в  первую  очередь  ориентируется  на  взрослого:  обращает  внимание  не  его  внешние  проявления,  старается  вникнуть  в  суть  его  высказываний.  Доверяя  ему,  малыш  приобретает  доверие  к  миру.  Свои  привычки,  стиль  поведения  он  выстраивает,  подражая  любимому  взрослому.

Ребёнок – существо  деятельное,  любознательное.  Наблюдая  за  происходящим  вокруг,  он  сразу  же  вычленяет  для  себя  что-то  новое,  стремится  понять  его,  проявляя  самостоятельность,  инициативность.  Но  без  взрослого  ему  не  обойтись.  В  первые  годы  жизни  происходит  становление  индивидуальности  ребёнка,  поэтому  чрезвычайно  важно,  чтобы  взрослые  создавали  оптимальные  условия  для  развития  его  личности.  Только  в  тесном  взаимодействии  со  взрослым  ребёнок  начинает  усваивать  огромное  количество  специфических  действий  с  предметами  согласно  их  общественному  назначению,  учится  играть,  жить  в  социуме.

Взрослый  не  должен  скупиться  на  щедрые  похвалы  ребёнка.  Следует  отмечать  даже  незначительные  успехи  малыша.  Воспитание  любовью  –  эффективный  метод  воспитания  детей  первых  лет  жизни.  В  атмосфере  любви  и  заботы  малыш  растёт  спокойным,  активным,  уверенным  в  себе,  открытым  и  доброжелательным  к  окружающим.  Любовь  ускоряет  процесс  социализации  ребёнка.  При  недостатке  любви  малыш  постоянно  испытывает  дискомфорт,  растет  хмурым,  замкнутым,  неуверенным  в  себе.

Умение  ребёнка  обращаться  ко  взрослому  с  вопросом,  за  помощью –  прямое  отражение  того,  как  взрослый  общается  с  малышом.

Любовь  к  ребёнку  не  означает  вседозволенность.  Спокойно,  доброжелательно  высказанное  замечание,  ограничение  в  нежелательных  действиях – это  тоже  проявление  любви.  Для  малыша  это  и  расстановка  ориентиров,  и  осознание  понятий  «хорошо – плохо»,  и  уверенность  в  том,  что  о  нем  помнят,  а  значит,  любят.

Читайте также:  Нормы и отклонения нарушения в соматическом развитии ребенка

Взрослый  должен  выступать  в  роли  внимательного  помощника  и  доброжелательного  учителя.  Такой  взрослый  в  глазах  ребёнка  становится  настоящим  авторитетом,  на  которого  хочется  походить  во  всем.  Развивающая  роль  взрослого  заключается  в  грамотном  сопровождении  малыша  в  окружающем  мире.

Категорически  запрещается  высмеивать  ребёнка,  унижать  его  достоинство.  Следует  помнить,  что  у  ребёнка  в  этом  возрасте  формируется  самооценка.

Запрещая  что-то,  следует  спокойно,  в  доступной  форме  объяснить  малышу,  почему  нельзя  совершать  то  или  иное  действие,  доходчиво  разъяснить  смысл  его  поступков.  Ни  в  коем  случае  нельзя  запугивать  ребёнка,  угрожать  ему.  Если  что-то  запрещается  категорически,  то  следует  предложить  малышу  альтернативу.  Запретив  одно,  нужно  сразу  же  предложить  что-то  другое,  нельзя  ребёнка  оставлять  в  бездеятельном  состоянии.  И  все  же  ребёнок  может  расшалиться,  перестать  слушать  взрослого.  В  этом  случае  для  малыша  первого  и  второго  годов  жизни  действенным  будет  метод  отвлечения:  «Смотри,  к  на  птичка  прилетела!».

Задача  взрослого – донести  до  сознания  детей  мысль  о  том,  что  есть  запреты,  которые  даже  не  обсуждаются.

В  воспитании  малышей  могут  иметь  место  порицания,  но  не  суровые  наказания.  Шлепок  демонстрирует  бессилие  взрослого,  бессмысленное  усаживание  на  стул  также  не  имеет  эффекта.  Ребёнок  в  силу  особенностей  возраста  не  сможет  долго  усидеть  на  стуле  и  найдет  для  себя  занятие  под  стулом,  а  то  и  вовсе  сбежит,  забыв  о  первопричине  наказания.  Ещё  хуже,  когда  взрослый  пытается  наказать  ребёнка  трудом:  «Что  ты  все  бегаешь  и  бегаешь!  Лучше  иди  покорми  рыбок!»

Останавливая  нежелательные  действия   малыша,  взрослый  не  должен  поддаваться  эмоциям.  Следует  спокойно  и  грамотно  разобраться  в  происходящем.  При  этом  важен  стиль  порицания:  взрослый  должен  выражать  не  гнев,  а  огорчение  (малыш  чутко  улавливает  разницу).  Сочувствуя  огорчению  взрослого,  ребёнок  искренне  раскаивается  в  содеянном,  надолго  запоминает  этот  эпизод.  Гневные  слова  в  адрес  малыша  могут  привести  к  неожиданным  результатам.  Ребёнок  второго  года  жизни  начнет  удивленно  рассматривать  лицо  разгневанного  взрослого,  прислушиваться  к  возбужденному  голосу,  не  вникая  в  суть  происходящего.

Порицание  должно  сразу  же  следовать  за  проступком,  чтобы  ребёнок  понял  его  справедливость.  Педагогическая  ценность  порицания  пропадает,  если  взрослый  говорит:  «Вечером  придет  папа,  я  ему  расскажу!..»  К  вечеру  малыш  напрочь  забудет  о  своем  поступке,  так  как  память  его  кратковременна.

В  ходе  воспитательного  процесса  важно  дозировать  запреты  и  наказания.  Частые  ограничения  сковывают  детскую  активность,  замедляют  развитие  интеллекта.  У  одних  детей  резко  снижается  эмоциональный  тонус,  пропадает  интерес  к  окружающему.  Дети,  находящиеся  в угнетённом  состоянии,  довольно  длительное  время  могут  отказываться  от  игры  и  т.п.  Другие  бунтуют,  кричат,  протестуют  против  ограничения  свободы  собственных  действий,  становятся  раздражительными,  обидчивыми.

Раннее  детство – самоценный  период,  наполненный  богатым  содержанием,  познавая  которое  взрослый  совершенствует  свое  мастерство.  Постоянно  помня  о  том,  что  организм  малышей  хрупок  и  раним,  взрослый  должен  чутко  реагировать  на  изменения  самочувствия  и  настроения  детей.  

Источник

Определение 1

Роль взрослого в детском развитии состоит в том, что взрослый человек становится своеобразным проводником (посредником) между ребенком и социальным миром, окружающим его.

Общение между взрослым и ребенком и его роль

Исследователи обобщили воздействие общения на общее психическое развитие ребенка и выделили несколько особенностей этого процесса:

  1. Ускорение хода развития ребенка (появляются и начинают развиваться операционально-технические и перцептивные навыки);
  2. Появление возможности преодоления неблагоприятной ситуации (например, прослушивание ребенком в интернате магнитофонной речи при включении в живое общение с окружающими влияет на нормализацию речи в случае отставания ее развития);
  3. Исправление дефектов, которые возникли у ребенка при неправильном воспитании.

Влияние общения можно отследить во многих областях психического развития, начиная от детской любознательности и заканчивая личностным развитием. Для детей младшего возраста взаимодействие со взрослыми представляет собой богатейший источник разнообразных воздействий, включая сенсомоторные, слуховые, тактильные и др.

Обогащая опыт ребенка, взрослый в первую очередь знакомит его с чем-то, а далее ставит задачу овладеть соответствующими навыками. Взрослые люди подкрепляют усилия ребенка, поддерживают и корректируют их. Дети в контактах с близкими взрослыми получают возможность наблюдать их деятельность, черпая в ней образцы для подражания.

Без взрослых людей (близких и далеких) ребенок не способен выжить как живой организм, не сможет развиться в социальную личность. Родители и другие окружающие люди выполняют в становлении личности ребенка 2 базовые функции. Они сами служат носителями ценностей и человеческого опыта. Их «используют в качестве образца для подражания, поскольку они сами организуют процесс воспитания и обучения.

Функции взрослого в жизни ребенка

От того, какие взрослые люди находятся рядом с ребенком, зависит многое. Если с младенчества ребенка окружают добрые, сдержанные и ласковые люди, умеющие уважительно общаться друг с другом, то его социальный опыт будет наполнен именно подобным образцами взаимодействия. Если же ребенок находится в нервозной и недоброжелательной обстановке, подвергается грубости, то приобретает соответствующий социальный опыт.

Первая функция взрослого человека состоит в том, что он является носителем ценностей. Ее реализация происходит целенаправленно в тех ситуациях, когда родителями или воспитателями преднамеренно демонстрируются собственные оценки, отношение, поступки. Они сами делают себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием». Для подобной демонстрации необходим такт, чувство меры. Особенно это касается проявления моральных явлений.

С позиции педагогики и психологии рассмотренная функция считается чрезвычайно значимой для развивающейся личности. Основой механизма воздействия на ребенка может быть здесь такая особенность детства, как подражание и потребность в приобщении к миру взрослых людей.

Ведущим методом, способствующим реализации функции носителя ценностей, является целенаправленная форма. Для ребенка она представлена наблюдением, а для взрослого человека:

  • организацией совместной деятельности,
  • педагогическими ситуациями,
  • показом.

В случае стихийной формы передачи социального опыта в первой функции для детского возраста значимым остается наблюдение, а для взрослого вступает в силу иллюстрация своего внутреннего социального (нравственного) мира. Воспитатели должны не забывать, что они постоянно наблюдают за ребенком, что ребенок всегда находится в готовности подражать. По этой причине огромной является ответственность взрослого перед ребенком за то, что тот наблюдает и перенимает.

Вторая функция взрослых людей в формировании личности ребенка состоит в том, что они представляют собой организаторов процесса передачи социального опыта. Реализация этой функции может происходить целенаправленно или стихийно.

Замечание 1

Целенаправленным образом эту функцию реализуют педагоги при осуществлении своей профессиональной деятельности, причем, чем выше квалификация педагога, чем глубже его овладение профессией, тем большую помощь он способен оказать детям в их развитии.

Влияние взрослого на развитие ребенка

Родители также имеют возможность целенаправленно организовывать процесс воспитания и обучения собственных детей. Таким способом они обогащают и совершенствуют социальный опыт ребенка. Это можно осуществить в той ситуации, когда родители задумались над тем, что и как они хотят воспитать в своем ребенке. Для этого часто требуется осознанное изучение психолого-педагогической литературы, консультации со специалистами.

К сожалению, опыт показал, что часто родители предпринимают такие попытки, только обнаружив определенные отклонения в развитии ребенка. Если же процесс детского развития протекает ровно и спокойно, то взрослые считают данный процесс само собой разумеющимся делом. Они в большей мере склонны к стихийной форме организации помощи детям в ходе их социализации.

Читайте также:  Важные этапы развития ребенка первого года жизни

Замечание 2

Стихийная форма организации процесса передачи социального опыта только в том случае может быть успешной, когда воспитатели прибегнут к ней для педагогической импровизации. Это может быть обусловлено потребностью быстро решить непредвиденную ситуацию.

Стихийной эта форма называется только условно, поскольку любая педагогическая импровизация проявляется только тогда, когда педагог овладеет профессиональным мастерством. Последнее способно «подсказывать» правильный выход из нестандартных ситуаций.

Взрослые люди в роли организаторов процесса воспитания и обучения ребенка могут выступать по-разному. Это полностью зависит от их компетентности и личностных качеств. Тем не менее, без обучения взрослым ребенок не способен овладеть способами жизнедеятельности.

Взрослые люди (не только родители) делают для ребенка процесс освоения мира более экономным. Они освобождают ему время для собственного творчества, что в конечном итоге способствует прогрессу человечества.

Источник

Содержание статьи:

  1. Цикл семьи
  2. Этап родительства
  3. Немного статистики
  4. Стадиальность развития детей и задачи родителей
  5. Резюмируя

Родительство: этапы развития, задачи родителей, статистика

Цикл семьи

Начнём с того, что любая семья проходит весьма предсказуемый и типичный путь семейной жизни, каждый из которых связан с определёнными событиями или – ступенями.

Первое наиважнейшее событие – это сепарация от родительских семей. Отделение от кровной семьи происходит в тот момент, когда молодой человек (он или она) вступает в брак, либо выбирает в своей жизни независимость: принимая решение жить одному, либо с каким-то человеком или людьми.

Второй важный этап – это собственно заключение брака, которое сопровождается этапом адаптации и выстраивания новых отношений между супругами и их семьями. Под браком мы будем понимать не юридические процедуры, а принятие сознательного решения о создании семьи (от сожительства до рождения ребёнка).

Собственно, третьей ступенью в развитии семьи становится начало самого периода родительства и рождение первенца. В русле семейной и социальной психологии это ключевое событие, которое ознаменует этап перехода к собственной семье.

Далее на жизненном пути семьи происходят различные события, которые условно можно поделить на нормативные и ненормативные. К ним относятся переход ребёнка в статус школьника, рождение последнего ребёнка и покидание детьми родительской семьи, смерть одного из супругов и другие кризисные моменты.

Разумеется, в разные исторические эпохи семьи развивались и функционировали по-разному. За последний век семейные циклы серьёзно видоизменились, перестроилась временная структура развития семьи, изменился характер этапов семейного развития.

Во-первых, изменилась продолжительность жизни, что привело к изменению и возраста, в котором происходят ключевые изменения в семейном цикле. Соответственно, претерпело изменение и среднее время, через которое случаются те или иные ключевые события.

Например, серьёзно изменился промежуток времени между уходом из родительской семьи последнего ребёнка и выходом первых на пенсию или их смертью. И продолжительность этого периода постепенно растёт.

Этап родительства

Итак, обозначим переход в фазу родительства как ключевое изменение в семейном цикле. Условно говоря – это определённая точка невозврата. Зачастую люди испытывают на себе сильнейшее давление со стороны общества, родительской семьи или даже супруга, буквально вынуждающее из «завести» ребёнка без учёта интересов и личностной готовности супругов к этому.

Принятие решения о родительстве – серьёзный шаг для каждого из супругов. И связано это в первую очередь с тем, что роли и обязанности, которые налагаются ситуацией родительства, не меняются и не исчезают даже с учётом изменения внешних обстоятельств, чего нельзя сказать о ролях самой семейно жизни.

Родительство требует от супругов серьёзнейших перемен в их образе жизни. Формально – приходится приспосабливаться к новым условиям. Когда два взрослых супруга работают, у них есть возможность вести достаточно высокий по уровню стиль жизни. Они занимаются благоустройством квартиры, покупают машины, тратят деньги на путешествия и обеды в хороших ресторанах, уделяют время активному отдыху. С появлением в семье первенца родителям приходится отказаться от привычного образа жизни. Безусловно, это определённый стресс для родителей.

Какие изменения претерпевает личность супругов, стиль жизни и ролевая структура в семье с переходом в фазу родительства? К ним мы отнесем:

  1. новые родительские роли и перестройка взаимоотношений. В первую очередь – принятие обязанностей, связанных с обеспечением и воспитанием нового члена семьи;
  2. перераспределение и разделение старых ролей, и некоторые подвижки в супружеских отношениях. Когда два человека устали от недосыпания, у них нет привычного времени для совместной деятельности, то в их жизнь приходят перемены, связанные с распределением старых обязанностей;
  3. изменения в собственной идентичности и внутренней жизни. Меняются представления родителей о совместной жизни и семейных отношениях, происходят изменения в «Я» каждого из супругов;
  4. изменения внешних отношения и ролей за пределами собственной семьи. Здесь, в основном, речь идёт об изменениях, которые переживает мать, вынужденная посвятить себя уходу за малышом, временно оставив или снизив профессиональную активность;
  5. изменения в ролях и отношениях в рамках родительской семьи. Разумеется, рождение ребёнка затрагивает не только самих родителей, но и появляются новые роли бабушек и дедушек.

В тоже время некоторые заботы и обязанности супругов связаны, хотя родители могут проявлять абсолютно разные реакции на появление первого ребёнка в семье. В традиционных представлениях мать в большей степени переключается на семейный образ жизни, отдавая лавры первенства семейным ролям, в то время как мужчина ориентируется на интенсификацию собственного труда, чтобы обеспечить своего ребёнка. В тоже время в современных реалиях это несколько устаревший – хоть и работающий – стереотип.

Существуют как и инвертированные семьи, где отец заботится о ребёнке, а мать – о финансировании, так и семьи с размытыми ролями, где оба родителя и работают, и активно заботятся о ребёнке. В таких условиях, как правило, в воспитание активно включаются и третьи лица.

В любом случае, появление ребёнка – это почва для новых стрессов и проблем, поскольку изменения в ролях происходят практически молниеносно.

Многие родители переживают всплеск чувства ответственности и гордости, которые смешиваются с волнением и неуверенностью. Для многих семей родительство становится поворотным пунктом в жизни, который тотально изменяет их образ жизни и поведение. В тоже время ответственность может оказаться чрезмерно тяжёлой и буквально задавливать кого-либо из родителей. Некоторые мужчины могут испытывать зависть по отношению к жёнам ввиду их теснейшим эмоциональным связям, которые возникают с ребёнком, а также по причинам их ключевой роли в рождении ребёнка.

Родителям приходится искать способы провести время вместе, занимаясь совместными интересами и активным общением. У многих пар происходит развитие конфликтности, возникают сексуальные проблемы, резко снижается количество времени, которое супруги проводят вместе.

Немного статистики

И всё же рождение первенца – это в большей степени изменение «агрегатного состояния» семьи, нежели кризис, хотя период и связан с весьма ощутимыми трудностями. В тоже время большой процент опрошенных пар показывает, что даже серьёзные трудности преодолеваются быстро и эффективно, а приспособление к новой ситуации занимает небольшой промежуток времени. Например, постродовая депрессия является скорее исключением, чем правилом. Отмечается лишь слегка пониженное настроение, которое исчезает по истечению 2-5 дней. Но даже здесь порядка 20% матерей не испытывают каких-либо подвижек в настроении.

Читайте также:  Развитие у ребенка уверенности в себе через игру

По данным наблюдений, около 20-30% супружеский пар начинают получать большее удовольствие от семейной жизни, а многие говорят о чувстве исполненности и завершённости. На сегодня эти данные перепроверяются и уточняются в соответствии с новыми реалиями.

Какие факторы влияют на успешность и умение молодых родителей адаптироваться к новым условиям жизни? Для большинства женщин ключевым моментом является поддержка со стороны мужа и надёжная социальная поддержка.

Более того, желанность ребёнка, его «одобрение» и качество супружеских отношений в период беременности непосредственно связаны с тем, насколько удачно супруги смогут перейти к новым формам поведения и изменению жизни. Поразительно, но для многих отцов для успешности адаптации к новым условиям требуется положительная оценка со стороны жены всех совместных отношений, а также периода своей беременности.

Значимым фактором является и самооценка родителей. Родительская тревожность, например, зачастую порождается именно хронической неуверенностью в своих силах или развёрнутом комплексе неполноценности. Людям с умеренной (условная группа нормы, 75% населения) самооценкой гораздо проще приспособиться к новой ситуации, нежели семьям с низкой или высокой самооценкой. Более того, по мере развития ребёнка существенными становятся и его особенности, а именно свойства темперамента. Дети с яркими особенностями могут приводить супругов к понижению удовлетворённости семейной жизнью.

Стадиальность развития детей и задачи родителей

Мы уже не раз писали о разных стадиях развития детей, учитывая физиологию, психологию и социальные отношения на различных этапах взросления ребёнка. Однако нигде особенно мы не заостряли внимания на задачах родителей. Сегодня мы исправим это упущение.

Каждый этап развития ребёнка протекает в рамках одной из стадий семейного цикла, который, в свою очередь, предъявляет особые требования к самим родителям.

Например, младенцу требуется постоянный уход и внимание, что некоторые родители могут с лёгкостью пережить, а для других это является непомерным трудом. Некоторые родители могут испытывать чувство скованности из-за того, что они слишком сильно зависят от потребностей собственного ребёнка. Кого-то сильно раздражает детский плач. В некоторых родителях детски рыдания могут вызывать чувство собственной недееспособности, беспомощности вплоть до гнева или агрессии.

Каждый кризисный этап в развитии ребёнка – это критический период в жизни всей семьи и каждого из супругов. Мы приведём концепцию в которой выделяется шесть последовательных стадий родительства, которые так или иначе связаны с этапностью развития ребёнка.

Этап 1: формирование образа

Этот этап характерен тем, что берёт своё начало до рождения ребёнка. Его стартовая линия – это момент зачатия (точнее, осознание беременности) ребёнка. Супруги буквально «примеряют» на себя образ будущего родительства, пытаясь оценить свои возможности и дать оценку себе как потенциальному родителю.

В коей-то мере супруги выискивают внутренний ресурс, который поможет им как можно безболезненней адаптироваться к вскоре поменяющимся условиям. Здесь же происходит примерка к себе стандартов «идеального» родителя. Однако оговоримся, что даже на то, что в обществе заложены определённые стереотипные представления о правильном родительстве, каждая семья трансформирует эти стандарты под особенности своей семейной системы и личности. Этот этап заканчивается в момент рождения ребёнка.

Этап 2: вскармливание

На данном этапе самое важное происходит в развитии чувства привязанности к ребёнку. Эта стадия характеризуется тем, что родители учатся понимать ребёнка, а также учатся соотносить своё время и эмоциональную отдачу, которые они выделяют родственникам, друзьям и супругу с потребностями ребёнка. Эта стадия длиться от момента рождения и начала бондинга вплоть до того, как ребёнок научится говорить «нет». Это примерно 3-й год жизни.

Этап 3: авторитет

На этой стадии родители впервые начинают оценивать себя в прошедшем времени. Они отвечают для себя на вопрос, какими они были родителями и какими будут, рефлексируя свой опыт. Основное достижение этой стадии для родителей – это осознание и принятие того факта, что дети не всегда будут соответствовать созданному родителями идеалу, да и в общем-то не должны быть отражением желаний родителей. Этот период длиться в промежутке от 2 до 5 лет.

Этап 4: интерпретативный

В этот период родители сталкиваются с необходимостью вновь проверить и протестировать уже сложившиеся представления о своём ребёнке, воспитании и семейной жизни. Это происходит в период среднего детства в возрасте от 6 до 11/12 лет.

Этап 5: взаимозависимость

Этот этап – этап подростничества ребёнка. На этой стадии родителям важно сознательно пересмотреть отношения подчинения-власти со своими детьми. Как мы писали в одной из статей, оптимальный вариант для этой стадии – это построение партнёрских отношений с предоставлением высокой степени свободы для почти взрослых детей.

В тоже время эти отношения могут развиваться и в русле конкуренции, что также имеет и свои плюсы, и минусы, но главное достижение здесь – это предоставление автономии подростку. Нередко застревание родителей на ранних стадиях отношений приводит к тому, что эти отношения портятся, становятся холодными и формальными.

Этап 6: расставание

Этап, о котором нередко говорят, что он сопровождается феноменом опустевшего гнезда. Это момент, когда взрослые дети покидают родительскую семью. В этот момент родители не просто должны отпустить своё чадо, но и пройти не всегда приятный и безболезненный путь критического осмысления того, какими родителями они были, что они дали ребёнку.

К сожалению, этот этап нередко связан с такими проблемами, как ухудшение отношений, потеря смысло-жизненных ориентиров, развод. Однако в большинстве своём это этап рождения чувства завершённости и законченности реализации себя в роли активного родителя.

Резюмируя

На каждой из приведённых стадий родители должны смочь преодолеть все внутренние конфликты, перейти на новый уровень интеграции в рамках семьи и своей личности. В противном случае неразрешённость собственных проблем приведёт к тому, что родители не смогут контролировать сопровождающие родительство чувства. Подобные провалы в эмоциональной сфере приводят и к ухудшению качества родительства, и к семейным распрям.

Заметим, что не каждый этап должен проходить гладко. Родители, которые с трудом справляются с ребёнком на одной стадии его развития, могут стать показательным примером на поздних этапах взросления. Например, многие родители с треском проваливаются, ухаживая за младенцами, однако их навыки общения с подростками и успешность воспитания на соответствующих стадиях оказываются выше любых похвал. Разумеется, верно и противоположное.

Следуя стадиям развития семьи, супруги должны успешно справляться не только с требованиями ситуации, преодолевая новые трудности и препятствия стремясь удовлетворить запросы этапа. Родители должны преодолевать и конфликты, развивающиеся в супружеской подсистеме семьи. Безусловно, пары должны стремиться урегулировать конфликты таким образом, чтобы каждый из них мог оставаться целостной личностью, не теряя себя на пути воспитания ребёнка.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

На нашем сайте https://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.

Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!


Источник