Задачи родителей по воспитанию и развитию ребенка

Задачи родителей по воспитанию и развитию ребенка thumbnail

РОДИТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ

 Родительские задачи

Невозможно дать другому то,

 чего нет у тебя!

В этой статье хочу поразмышлять о роли родителей в жизни детей. Попробую кратко ответить на ниже следующие вопросы, чтобы не превращать статью в объемную книгу:

Какова роль родителей для детей?

Какие родительские задачи?

Что происходит в том случае, если родители проваливают свои родительские  функции?

 Каковы последствия таких провалов для детей?

Мне представляется в целом родительская функция метафорически в виде ракеты-носителя, выносящей ребенка на орбиту – орбиту его жизни.

Задачи родителей разнообразны и привязаны к этапам развития ребенка. Предложу свое видение этих задач, основываясь на своем терапевтическом и родительском опыте.

Основные задачи родителей:

  • Обеспечить безопасность для родившегося ребенка. На этом этапе у ребенка должна появиться идея: «Мне здесь безопасно». Родители создают все условия, чтобы у ребенка появилось базовое ощущение, что ребенок нужен в этом мире: «Я нужен», «Меня ждали». Это ляжет в основу формирования его витальной идентичности.
  • Создать условия для того, чтобы у ребенка появилось и проявилось его Я – «Я есть!» Это возможно через функцию контакта с родителями, через их отражение ребенка, отзеркаливание его.
  • Создать условия для появления у ребенка любви к себе – «Я себя люблю таким, какой я есть!». Происходит это благодаря безусловной любви и  безусловному принятию родителями ребенка.
  • Сформировать в психической реальности ребенка идею Другого – «Другой есть!» и научить взаимодействию с Другим.
  • Отпустить ребенка в Мир.
  • Эти задачи комплементарны задачам ребенка. Задачи родителей – создать условия под потребности ребенка, в то время как задача ребенка – воспользоваться этими условиями для реализации своих потребностей.

    Если родители потентны и у них в паре все хорошо,  то они оказываются способны решать стоящие перед ними задачи, они хотят это делать. И ребенок последовательно от задачи к задаче, как по ступенькам, постепенно взрослеет,  попутно отдаляясь от родителей и уходя во взрослую жизнь. Если же этого не происходит, то он оказывается фиксирован на нерешенной задаче развития  и в своей последующей жизни пытается навязчиво ее решить. Для этого он использует либо те же родительские фигуры, либо их заместителей – партнеров по браку, создавая комплементарные отношения. Я об этом писал неоднократно. Например. здесь Комплементарный брак… и др. . К примеру, ребенок не решил первую задачу развития «Мир не безопасен» и тогда львиная часть его энергии уходит на ее решение и  мало ее остается на обеспечение контакта с миром  – познание мира, себя и других.

    ОТЦОВСКИЕ И МАТЕРИНСКИЕ ЗАДАЧИ

    У ребенка есть мать, и есть отец. Это базовое условие его развития.

    Второе условие для его успешного развития – между ними должны быть отношения. Они должны быть парой.

    Однако так бывает не всегда. Кто-то из родителей может отсутствовать. Родитель может отсутствовать как физически, так и психологически. И здесь как кому повезет.

    Родители накачивают ребенка энергией любви, энергией жизни, которая ему в будущем очень пригодится. Много зависит от того, насколько родители сами в свое время решили свои задачи развития.

    Поэтому на вопрос: Когда родителям идти на терапию? Я бы ответил так:  если родители хотят обеспечить хорошие условия для развития ребенка – то сначала необходимо решить свои задачи развития, проработать свои незавершенные задачи. В противном случае нет возможности передать детям что-то, даже при очень сильном желании. К примеру, тревожная мать, не сможет создать условия для решения своему ребенку задачи безопасности. Или скажем, родитель, не способный любить и принимать  себя безусловно, будет любить ребенка условно, не создавая у него основу для устойчивой самооценки.  Общая идея здесь следующая – невозможно дать другому то, чего нет у тебя!

    Во многом отцовские и материнские задачи в развитии ребенка схожи, особенно на первых этапах, но в дальнейшем они становятся все более специфичными, оставляя при этом возможность их взаимозамены.

    В психотерапии есть идея, что мать это про жизнь, отец про закон. Мать – это образ мира, отец – способ действия в нем. Задачи матери – любить ребенка, кормить его, принимать его, задачи отца – обучать правилам и поддерживать границы. И оценивать. Любовь отца в большей степени условна, любовь матери же – безусловна.

    Все вышесказанное – достаточно условно. Потому что, во-первых, все зависит от этапа развития. Так, на первом этапе развития, когда речь идет о безопасности, нет мамы и нет папы. Точнее, нет как такового папы. Папа здесь, впрочем, и не нужен. Если и есть здесь папа, то это вторая мама. Либо любой из родителей, кто максимально может здесь обеспечить потребность ребенка – в безопасности. Чаще всего это все же мама и тогда задача папы заключается в том, чтобы поддерживать маму.

    Читайте также:  Родительское собрание развитие внимания ребенка

    Очень часто на этом этапе отцы прокалываются. На мать здесь ложится большая нагрузка. Она вынуждена жертвовать собой – отказываясь на какое-то время от ряда своих идентичностей – профессиональной, женской, супружеской и пр. И это неудивительно. Она на этом этапе должна очень многое дать ребенку, для того чтобы запустить в нем все витальные механизмы его развития. На это уходит много ее энергии и тогда задача отца – поддерживать мать. Мать накачивает своей энергией ребенка, поддерживает его, контейнирует его эмоции и у нее скапливается большое количество аффектов ребенка, она переполняется ими  и ей нужно что-то с этим делать  и тогда задача отца – быть контейнером для матери.

    Появление в семье ребенка – серьезный вызов для родителей. Каждый из родителей попадает в свои травмы развития, если они были, и в силу этого часто оказывается не способным выполнять свои родительские функции.

    Какие в этом возрасте могут быть родительские проколы?

  • Мать может быть инфантильной, психологически незрелой и в силу этого неготовой решать свои материнские задачи;
  • Мать может быть «мертвой» – находится в этот период в состоянии депрессии, либо в болезни. Быть погруженной в свои интенсивные переживания и в силу этого оказываться неспособной часть энергии отдавать  ребенку;
  • Мать может быть травмированной и в силу этого нечувствительной к потребностям ребенка.
  • Мать может быть тревожной, не способной выдерживать аффекты ребенка.
  • Для отца это период также непростой, связанный серьезными испытаниями. Ему приходится на время забыть о своих мужских потребностях. Этого не может сделать инфантильный, психологически незрелый и слабый партнер, неспособным поддерживать мать. Такой отец может конкурировать за любовь жены с ребенком, быть вторым ребенком в семье, он может быть не включенным в вопросы воспитания ребенка…

    В первый период, да и в два последующие мать и отец вполне заменимы. Дифференциация в задачах появляется на этапе появления Другого в картине мира ребенка. Здесь появление отца очень важно. Благодаря этому у ребенка возникает возможность выделить отца как  иного, как отличного от матери. Здесь у отца появляются свои особые задачи. Причем они будут отличаться от пола ребенка. Отец по-разному ведет себя с сыном и дочерью.  В отношении  к дочери отец больше проявляет безусловную любовь, а в отношении к сыну – условную. Совсем иная картина наблюдается и в специфике отношений матери к сыну и дочери. Мать, как правило, любит сына безусловно, а дочь условно. И это неслучайно. Отец должен ввести сына в мир мужчин, рассказать и научить его правилам организации этого мира, задача матери – познакомить дочь с миром женщин и научить правилам жизни в нем. И в этих задачах им сложно замениться.

    Поэтому очень важно, чтобы на каком-то этапе развития мама и папа разошлись в своих функциях, тем самым создав условия для ребенка возможности прожить как безусловную, так и условную любовь и сформировать личностную и социальную идентичность. Научить его жить в этих полярностях и гармонично совмещать их в себе.

    Сложности могут возникнуть в ситуации неполной семьи, когда на одного родителя сваливаются противоположные задачи: он должен демонстрировать как способность безусловно любить и принимать ребенка, так и оценивать его. У ребенка в такой ситуации возникает внутренняя спутанность и невозможность сформировать целостный образ своего Я.

    На пятом этапе , этапе сепарации, задачи родителей – отпустить ребенка в мир.

    Родители здесь  неизбежно встречаются со сложными переживаниями, описанные в психологии как синдром пустого гнезда. Здесь очень важно, чтобы родители были не только как родители, а как пара. Если в родительской паре есть взаимное влечение-притяжение, то отпускать детей им проще. Если же этого нет, то ребенок может придерживаться родителями (родителем) при себе, чтобы не встречаться друг с другом (с собой).

     Еще более сложным является процесс расставания в том случае, когда родитель воспитывает ребенка один. Вся энергия родительской любви направляется на ребенка, создавая ситуацию зависимости. Такой ребенок, став физически взрослым, остается патологически привязанным к родителю и не может создать здоровых отношений с партнером.

    Так, нерешенные задачи родителей переходят к детям, становятся задачами ребенка.

    Важно своевременно решать свои задачи развития, не тиражировать эти нерешенные задачи, передавая их от поколения к поколению. А для этого, слава Богу, есть терапия – то место, где можно их обнаружить и проработать.

    Источник

    Дети – самое ценное, что есть в жизни каждого. Мы стараемся воспитать их как можно лучше. Но иногда возникают ситуации, когда мама и папа не знают, как правильно поступить в той или иной ситуации. В такой ситуации советы психолога родителям могут помочь решить самые острые проблемы. На что же нужно обращать внимание, воспитывая своего ребенка?

    Что такое воспитание — мнение Ю. Гиппенрейтер

    Читайте также:  Усвоение речи ребенком этапы речевого развития

    Содержание [Скрыть]

    Как воспитывать ребенка, чтобы не навредить ему?

    Ваш ребенок является уникальным. Он не похож ни на кого, в том числе и вас. Ребенок не является вашей копией, поэтому нельзя требовать от него реализовать написанный вами жизненный сценарий.

    Ваше чадо – это самостоятельный человек, со своими достоинствами, недостатками, способностями, желаниями и предпочтениями. Предоставьте ему право выбора во всем. Пускай он сам принимает решения в ответственные моменты. Делайте упор на его сильных сторонах и положительных качествах. Принимайте его таким, каким он есть.

    Главный совет — любовь и доверие

    Не стесняйтесь своей любви к ребенку и ее демонстрации. Не надо бояться, что вы «залюбите» его.

    Он должен чувствовать в вас надежную опору в жизни и понимать, что вы его поддержите в любой ситуации. Старайтесь как можно чаще брать ребенка на колени, смотреть ему в глаза, обнимать и целовать. Ласка является лучшим методом поощрения.

    В тоже время не допускайте вседозволенности в воспитании. Необходимо чтобы в вашей семье были установлены некоторые рамки и запреты, которых вам нужно строго придерживаться.

    Совет №1 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

    Перед тем как наказывать остановитесь, и подумайте, а действительно ли ребенок сейчас заслуживает наказания. Ведь сначала можно попробовать решить вопрос с помощью ласки и просьбы. Если же наказание действительно является мотивированным, то не обходимо четко объяснить причину наказания.

    Не забывайте, какую огромную роль в жизни ребенка исполняет игра. Именно в игровых моментах можно передать малышу все что, ему необходимо знать. Именно с помощью игры можно рассказать малышу о жизненных ценностях и приоритетах. Игра помогает детям и родителям лучше понимать друг друга.

    Совет №2 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

    Необходимо не забывать о значении общения с ребенком, старайтесь делать это как можно чаще. Научите ребенка, выражать свои чувства и эмоции. Это поможет ребенку в понимании других людей и своего поведения.

    Стиль вашего отношения к ребенку сказывается не только на поведении ребенка, но и на его психическом здоровье. Если ваше чадо чувствует негатив к себе, это может вызвать проявления скрытой агрессии.

    Совет №3 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

    Помните, что от того как вы общаетесь с ребенком зависит его умение сопереживать другим, чувствовать эмоции как положительные, так и отрицательные. При общении с ребенком, помните, что процесс коммуникации требует понимания своего собеседника, его чувств и эмоций.

    Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей

    • Недостаточный объем знаний родителей о формах и методах воспитания.
    • Часто родители не имеют единых требований, в таком случае ребенок выбирает более удобную для него сторону.
    • Часто родители дают негативную установку деятельности ребенка. Избегайте таких выражений как «Ты не умеешь…», «Сколько раз тебе можно рассказывать…», «Разве это не понятно…». Такое отношение способствует формированию заниженной самооценке и комплексов неполноценности. Ребенок перестает верить в свои силы.
    • Даже если вы и даете негативную оценку, то помните, что нужно давать оценку поступку, действию, но не переходить на личность. Переживание низкой самооценки, которая вызвана отношением взрослого, способствует развитию невротического синдрома.

    В вашем общении с ребенком важно все от эмоциональной окраски до интонации. Особенно для детей раннего возраста важен не смысл, а эмоциональное окрашивание вашего разговора, в котором вы заключаете свое отношение к вашему малышу.
    Совет №4 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

    Никогда не сравнивайте вашего ребенка еще с кем-то. Это будет иметь только негативные последствия, так как может нанести психологическую травму вашему маленькому человечку. Также такое поведение взрослых способствует развитию негативизма, эгоизма и зависти.

    • Контролируйте степень психологической нагрузки на ребенка. Следите за тем, чтоб она не превышала возможностей ребенка.
    • В ваших отношениях должен быть плавный переход от наказания до поощрения, от отрицательного к одобрительному тону.
    • Одной из ошибок, которые встречаются, не так уж редко является гиперопека и идеализация, проявляющаяся в чрезмерной, слепой любви к своему чаду.

    Авторитарный стиль воспитания, который имеет признаки слишком сильной и неоправданной строгости, грубости и авторитарности. Иногда это сопровождается физическими методами наказания.
    Совет №5 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

    • Либеральный стиль воспитания, который проявляется чрезмерным попустительством и вседозволенностью.
    • Родители пытаются избежать ответственности и перекладывают свои заботы на детский сад, школу, милицию.
    • Бестактность в общении с ребенком. Не стоит проявлять свое остроумие в отношении вашего чада.
    • Чрезмерное потакание материальным запросам ребенка.
    • Отсутствие желания интересоваться жизнью детей: их интересами, друзьями, досугом.
    • Создание тепличных условий для ребенка.
    • Частые ссоры, которые наблюдают дети.

    Совет №6 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

    Как сделать общение родителей с детьми эффективным?

    В процессе общения с ребенком приложите все усилия для того, чтобы ребенок понял, что вы понимаете его эмоциональное состояние, настроение, чувства связанные с той ситуацией, о которой он вам рассказывает. Все что для этого необходимо – это внимательно выслушать ребенка, а затем ненавязчиво своими словами повторить, то, что вам рассказал ребенок. Так вы дадите ребенку возможность разобраться в своих чувствах, он поймет, что вы его слышите и слушаете.

    Если ребенок проговаривает с вами свою проблему, это уже успешное начало для того, чтобы избавиться от нее.

    Когда вы общаетесь с ребенком, старайтесь внимательно следить за его жестами и мимикой. Иногда дети не хотят нас огорчать и говорят, что все нормально. Но если присмотреться их невербальным способом выражения своих чувств (дрожит подбородок, глаза блестят или «на мокром месте»), то можно сразу догадаться об истинных чувствах ребенка.

    Читайте также:  Набор картинок для развития ребенка

    Старайтесь в любой ситуации поддержать ребенка, даже без слов. Для этого можно использовать все возможные тактильные способы: улыбка, объятия, подмигивание, кивок головой, взгляд в глаза.

    Вы не можете быть готовыми ответить на любой вопрос. Но старайтесь не отвечать на вопросы ребенка насмешливым тоном, ведь он способен выдать вас лучше, чем ваши слова и глаза.

    Ссоры родителей неблагоприятно влияют на психику ребенка

    Поддерживая разговор необходимо демонстрировать свою заинтересованность в теме вашего общения. Можно задать следующие вопросы: «Вот это да! А что же было потом?», «Ой, как интересно! Расскажи мне…»

    Когда вы проводите с ребенком время используйте игры, которые вам знакомы с детства. Например, для развития мелкой моторики – перебирайте гречку. Для развития координации разрешите ребенку полазить по деревьям. Для того чтобы развить речь и кругозор – говорите с ребенком. В процессе общения можно решить множество тончайших психологических проблем.

    Помогайте ребенку снять мышечное и нервное напряжение. Это можно сделать с помощью массажа или даже легкого растирания тела. Если нет возможности сделать вышеперечисленные процедуры – просто обнимите ребенка, погладьте его по голове и скажите, как сильно вы его любите.

    Ласка и объятия очень важны для ребенка

    Похвала ребенка — как это делать правильно?

    Самое главное, что нужно запомнить о похвале – это то, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его поддерживали и хвалили. Все действия ребенка должны начинаться с чувства успеха, которое должно проявляться не только в конце, но и вначале любого дела. Задача родителей создать условия для ощущения чувства удачи, радости поиска, преодоления.

    Однако перед родителями встает вопрос, а за что и как правильно хвалить ребенка, какие поступки или особенности его личности нужно подчеркнуть и акцентировать на них свое внимание. Здесь главным ответом будет не за что хвалить, а как это делать.

    Ваши искренние одобрения и похвальба способны сотворить поистине чудеса. Это даст ребенку возможность поверить в себя и свои возможности.

    А как же не следует хвалить? Прежде всего, нельзя хвалить за то, что ребенку и так легко дается или дано природой. Хвалить необходимо за труд и усилие, которое, ребенок сделал. Если же вы будете одобрять просто наличие определенных способностей, то это вряд ли, принесет какой-то позитивный результат, для развития ребенка. Наоборот, такое стиль общения может только навредить, особенно если это часто повторять.

    Совет №7 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

    Если вы будете постоянно хвалить ребенка без надобности, то он привыкнет к этому и будет постоянно ожидать и требовать похвалы. Это может вызвать проблемы в общении с окружающими его людьми. Так как ребенок будет уверен в своем полном превосходстве над другими. Это чревато проявлениями эгоцентризма и формированием завышенной и неадекватной самооценки. Он будет постоянно ожидать восхищения и похвалы от окружающих. Если же похвалы прекратятся, это будет вызывать у ребенка психологический дискомфорт, который в будущем приведет к появлению зависти, мелочной обидчивости, ревности к чужому успеху, подозрительности и других качеств.

    Крайне нежелательно хвалить ребенка за то, что ему дается легко перед теми, для кого это практически нереально или очень тяжело сделать.

    Это может очень тяжело травмировать психику ребенка. Это может привести к снижению побуждения к делу. Такое несправедливое противопоставление не вызовет желания брать пример с того, кого несправедливо захваливают. Наоборот это может вызвать только чувство угнетения и обиды.

    Полезный совет напоследок

    Нельзя хвалить чересчур часто, когда на то нет явной необходимости. Похвала при этом обесценивается, вызывая чувство дешевого успеха. Возникает бездумное отношение к тому, что говорят взрослые.

    Похвала должна быть за конкретный поступок, за достижения ребенка, а не за личностные качества ребенка. В противном случае можно сформировать завышенную самооценку и высокое самомнение. Если в будущем ребенок увидит, что окружающие не так восторгаются им, то это приведет к появлению неврозов и истероидных черт характера.

    источник:https://detki.guru/vospitanie/sovety-roditelyam-ot-psihologov.html

    Источник