Задачи развития у ребенка памяти

Задачи развития у ребенка памяти thumbnail

Содержание

Память – это сложный психофизиологический процесс, включающий в себя 3 основные функции: аккумуляция, сбережение и воспроизведение полученных ранее знаний, умений и навыков. У большинства взрослых здоровых людей они хорошо развиты и отлажены. У детей же нервные импульсы только совершенствуются. Им приходится каждый день обрабатывать большие потоки информации, и они не всегда справляются с поставленными задачами.

Родители должны помогать своим чадам развивать память, обеспечивать для этого все условия. Иначе в старшем возрасте и во взрослой жизни у них будут возникать трудности и в учебе, и в работе, и в повседневности. Как же это делать? Рассмотрим действенные способы развития памяти у малышей.

Виды и механизмы памяти

Память – это способность людей запоминать факты, события из жизни, накапливать полученные сведения и воспроизводить их в нужный момент. Поэтому данный процесс состоит из 3 механизмов.

  • Запоминание – это период «ввода» информации, который проходит при помощи нервных импульсов внутри головного мозга, мышления. Новые данные примыкают к уже имеющимся, в результате чего возникают ассоциативные связи между событиями, знаниями и т. д.
  • Сбережение – образование внутри мозга следа памяти, называемого энграммой (с греч. – «внутренняя запись»). Она сохраняется у людей до конца жизни. Нередко извлечение сведений из следа памяти вызывает трудности, но при развитии этой функции справиться с данной задачей становится легче.
  • Воспроизведение – извлечение и применение сохраненной информации, способность вспоминать важные данные.

Поступление информации в память всегда проходит все эти этапы. Далее поступившие данные либо запоминаются надолго, либо быстро пропадают. Все зависит от того, какой вид памяти был применен для запоминания.

Память детей и взрослых делится на несколько видов:

  • по условиям запоминания или характеру деятельности – на произвольную и непроизвольную;
  • по продолжительности сбережения – на долго- и кратковременную, мгновенную и оперативную;
  • по способу восприятия – на образную, двигательную, словесно-логическую и эмоциональную.

Для тренировки каждого из этих видов памяти разработан определенный метод. Универсального не существует. Дети, особенно раннего возраста, в основном используют образную память, которая делится на вкусовую, зрительную, обонятельную, тактильную и слуховую.

Особенности развития памяти у ребят разных возрастов

Важным фактором в развитии памяти является возраст. Его надо учитывать при желании и выборе способа для тренировки этого сложного психофизиологического процесса. Особенности развития детской памяти.

  • События, происходящие в жизни до 2 лет, почти никто не помнит. По мнению ученых, маленькие дети не способны запоминать практически никакую информацию, особенно это касается младенцев. Однако, начиная примерно с 6 месяцев, у них появляются первые признаки развития запоминания: малыши помнят и пытаются воспроизвести, повторить определенные звуки.
  • Возраст от 2 до 6 лет – это период, когда ребенок учится говорить и понимать речь. Ближе к школе он начинает легко использовать сохраненные ранее данные. Лучше всего запоминаются те, которые связаны с определенным сюжетом, а не в виде голого факта. Все запомненное хранится сначала в кратковременной памяти, а при частом воспроизведении переходит в долговременную.
  • В период от 6 до 12 лет детвора учится решать более сложные задачи, читать, выполнять математические действия. Параллельно с этим развивается, становится качественнее долговременная память, а процесс запоминания протекает легче. Сохранение же важной, сложной, не связанной с интересом детей информации вызывает трудности, требует приложения усилий.
  • Мозг подростков от 12 лет и старше работает, как у взрослых людей. Их память развивается с увеличением знаний, получением определенных навыков, опыта. В этом возрасте, помимо школы, необходимо посещать какие-либо секции, увлекаться хобби.

Причины нарушения процессов памяти

Нарушение памяти может проявляться по-разному. В виде амнезии – выпадения отдельных данных из памяти, или гипомнезии – ухудшении механизмов сохранения и воспроизведения. У детей это может происходить по одной или нескольким причинам:

  • травма мозга, полученная при родах;
  • последствия интоксикации или инфекции, перенесенной в раннем детском возрасте;
  • заболевания психологического характера;
  • неблагоприятная обстановка в семье;
  • частые конфликты со сверстниками;
  • недостаток витаминов в организме;
  • истощенность организма в результате частых ОРЗ.

Игры для тренировки памяти у малышей

Заниматься развитием памяти ребенка следует начинать с ранних лет. Ведь мыслительные способности наиболее активны именно в детском периоде. К тому же формирование основного словарного запаса происходит до 10 лет. Память маленьких детей лучше развивается с помощью специальных игр.

  • Решение головоломки – поиск выхода из запутанного лабиринта.
  • Просмотр мультфильмов, в которых ребенок должен решать какие-либо задачи, отвечать на вопросы. Также можно давать крохе посмотреть мультфильм, а через время включать его снова, но без звука. Малыш должен пытаться самостоятельно озвучить все диалоги.
  • Озвучивание названия животного. Ребенок должен оживить его в своем воображении и описать его действия.
  • Рассказывание сказки, в которой главный герой пользуется большим количеством разных предметов. После ее завершения малыш должен перечислить все предметы, которые упоминались в сказке.
Читайте также:  Значение ознакомления с окружающим миром для развития ребенка

Упражнения, развивающие память у детей

Если маленьким детям развивать память помогают игровые методики, то ребятам постарше рекомендуется выполнять специальные упражнения.

  • Воспроизводить на чистом листе бумаги наборы слов после их прочтения – сначала в произвольном порядке, а затем по порядку. Время на запоминание – полминуты.
  • Зарисовывать названные взрослым слова. Сначала простые, затем сложные.
  • Воспроизводить картинки по памяти.
  • Пересказывать рассказы, сказки.
  • Подсчитывать определенные предметы, изображенные на картинке.

Развитие памяти ребенка – несложная задача. Главное, что должны сделать родители, – это заниматься с детьми, а также создавать благоприятные для их умственного и физического развития условия. В этом случае первые результаты будут заметны уже через 2 недели.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

  1. Воспитание ребенка в игре. М. / Жуковская Р. И.. – 1975
  2. Психология игры. / Миллер С. // М.: Владос. = 2000
  3. Игры с детьми / Фопель К. // Дошкольное образование. = 2005. – №7

Источник

Дошкольный возраст – это время, когда активно развиваются все познавательные процессы. Каждый день малыш узнает что-то новое и важное, поэтому необходимо уделять достаточно внимания развитию его памяти. С помощью простых игр и упражнений Вы сможете научить малыша легко запоминать и воспроизводить информацию.

Виды памяти

Память – это сложный психический процесс. В зависимости от того, какого рода информацию необходимо запомнить, каким образом это происходит, какое время информация хранится в памяти, различают различные виды памяти.

Критерий

Виды памяти

По сроку хранения информации

  1. Мгновенная (0,1 – 3 сек.)

  2. Кратковременная (3 -30 сек)

  3. Долговременная (может храниться годами)

По объекту запоминания

  1. Зрительная

  2. Слуховая

  3. Тактильная

  4. Вкусовая

  5. Обонятельная

  6. Двигательная

  7. Эмоциональная

По форме хранения информации в памяти

  1. Образная

  2. Словесно-логическая

По участию воли в процессах памяти

  1. Произвольная (необходимы усилия)

  2. Непроизвольная (информация запоминается сама по себе)

По участию мышления в процессах памяти

  1. Механическая (простое заучивание)

  2. Логическая (запоминание смысла)

У каждого из нас одни виды памяти развиты лучше, а другие хуже. Например, кто-то хорошо воспринимает информацию на слух, а у кого-то фотографическая память. Занимаясь с малышом, нужно стараться уделять внимание всем видам памяти, так как в дошкольном возрасте психические процессы пластичны и развиваются легче, чем у взрослых.

Виды памяти

Особенности памяти дошкольников

У детей младшего дошкольного возраста преобладает образная память. Малыши могут запоминать лица людей, голоса, мелодии, вкусы и запахи. Информация запоминается ими, в основном, механически, непроизвольно. То есть маленький ребенок запоминает то, что ему интересно или то, что производит на него сильное впечатление. Поэтому очень важна необычная и яркая форма подачи информации. С развитием речи увеличивается способность воспринимать слова: дошкольник может заучивать стихи, он легко запоминает сюжеты сказок и мультфильмов. В дошкольном возрасте также активно развивается двигательная память. Многократно повторяя одни и те же действия (например, разучивая танец или работая с ножницами), ребенок постепенно запоминает их.

Не стоит забывать, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Поэтому информацию, которую необходимо запомнить, лучше преподносить малышу в игровой форме.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться произвольная память. С развитием способности к самоконтролю малыш учится самостоятельно запоминать информацию, которая может ему пригодиться. Однако для этого необходима мотивация, то есть ребенок должен понимать, зачем ему нужно что-то запоминать. Произвольная память развивается активнее, если побуждать малыша воспроизводить накопленный опыт: спрашивайте у ребенка, что происходило в течение дня, просите его рассказывать сказки по картинкам и так далее.

Особенности памяти дошкольников

Игры для развития зрительной памяти

  • «Что изменилось?» Разложите на столе перед ребенком несколько предметов (или карточек). Дайте малышу время их запомнить. После этого попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться, а сами поменяйте предметы местами или уберите один их них. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что поменялось.
  • «Вспомни и нарисуй». На 1 минуту покажите крохе картинку (чем больше на ней мелких деталей, тем задание сложнее), а затем попросите нарисовать то, что он запомнил.
  • «Опиши соседа». Эта игра подходит для группы детей. Малышам дается задание запомнить, как выглядит сосед. После этого его просят отвернуться и по памяти описать внешность и одежду товарища.

Чтобы ребенку было интересней, в этой и других подобных играх можно предложить ему «побыть фотоаппаратом». Малыш может жестами изображать, как он делает снимки, а также озвучивать щелчок затвора. Игровая ситуация должным образом мотивирует ребенка и мобилизует его способности.

  • «Дорога домой». Во время прогулки с малышом, находясь довольно далеко от дома, попросите ребенка показать Вам, как вернуться к дому. По дороге обращайте внимание крохи на места, по которым можно ориентироваться, например, магазины, деревья, детские площадки.
  • «Мемори». Эта игра состоит из парных карточек или фишек. Перед началом они все перемешиваются и кладутся на стол «рубашкой» вверх. Игроки поочередно переворачивают по две фишки, и если они одинаковые, забирают их себе и открывают следующие. Если фишки не совпали, то ход переход к сопернику. Цель игры – набрать как можно больше парных фишек.
Читайте также:  Развитие ребенка игры никитина

Игры для развития зрительной памяти

Упражнения для развития слуховой памяти

  • «Слова». Эта игра очень похожа на всем известную игру «Города». Она не только развивает память ребенка, но и способствует переходу слов из пассивного словаря в активный, а также улучшает фонематический слух. Итак, назовите слово и попросите малыша придумать слово на его последнюю букву. Затем уже это делаете Вы, и так по кругу. Другой вариант этой игры – называть слова на одну заранее выбранную букву.
  • «10 слов». Предложите малышу запомнить 10 слов, которые не связаны по смыслу. Читайте слова в умеренном темпе, делая между ними небольшую паузу.
  • Пересказы.
  • Заучивание песен и стихотворений.
  • «Вспомни, как прошел день».

Упражнения для развития слуховой памяти

Развиваем ассоциативную память малыша

  • «Я знаю пять…». Игра заключается в том, чтобы повторять названия чего-либо, отбивая мяч. Например: «Я – знаю – пять – городов: Москва – раз, Санкт-Петербург – два, Вологда – три… и так далее».
  • «Назови пару». Назовите ребенку 5-6 пар слов, связанных друг с другом по смыслу (например, суп – ложка, зима – снег, телевизор – мультики). Затем попросите малыша вспомнить второе слово из каждой пары в ответ на первое. Постепенно количество пар слов можно увеличивать.

Игры для развития двигательной и тактильной памяти

  • «Руки помнят». Положите в непрозрачный мешочек несколько предметов, которые отличаются по фактуре (это могут быть фигурки животных или геометрические фигуры). Заранее подготовьте фотографии этих предметов или нарисуйте их, а также добавьте изображения вещей, которых нет в мешочке. Попросите малыша пощупать все предметы в мешочке, а затем сказать, какие из предложенных на картинках предметов там были.
  • «Графический диктант». Нарисуйте на листе в клеточке несложный узор, попросите ребенка его продолжить. Затем дайте малышу чистый лист и предложите воспроизвести узор, который он рисовал ранее.
  • «Марионетки». Попросите ребенка закрыть глаза, встаньте сзади и, держа его за плечи, проведите малыша по определенному маршруту, например, два шага вперед, один шаг вправо и три шага назад. Открыв глаза, ребенок должен повторить этот маршрут.

Подробно о развитии двигательной памяти смотрите на видео:

Общие рекомендации по развитию памяти у дошкольников

Перечисленные нами игры и упражнения, безусловно, приносят большую пользу малышу. Но не стоит забывать о простых жизненных правилах, которые следует регулярно соблюдать:

  • Правильное питание;
  • Прогулки на свежем воздухе;
  • Физическая активность;
  • Соблюдение режима дня;
  • Здоровый сон.

Эти факторы благотворно влияют не только на развитие памяти детей дошкольного возраста, но и на их познавательные способности в целом.

Общие рекомендации по развитию памяти у дошкольников

Выводы

Память ребенка на протяжении всего дошкольного возраста постоянно совершенствуется. Первоначально непроизвольное и механическое запоминание постепенно становится осознанным процессом, увеличивается объем памяти. Задача взрослого – в игровой форме помочь малышу максимально раскрыть свои способности. Используя описанные нами игры, Вы сможете развить у ребенка слуховую, зрительную, тактильную и моторную память. Но не стоит забывать, что детство – это беззаботная счастливая пора, и перегружать ребенка постоянными упражнениями не нужно.

Заключение

В детском Монтессори-клубе «Созвездие» к каждому малышу относятся как к личности, у которой есть свой уникальный путь развития. Наши педагоги обязательно найдут подход к Вашему ребенку и помогут освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом. Мы всегда рады видеть Вас в нашем центре!

Статью подготовила Монтессори-педагог

Шутова Анастасия

Источник

Автор IQКлуб На чтение 5 мин. Просмотров 5.6k. Опубликовано 31.05.2017

Развитие памяти у ребенка: цели и методы

Память – удивительная и далеко не полностью изученная психическая способность человека. Степень развития памяти во многом характеризует степень развития ума: память развить можно только вместе с интеллектом.

Некоторые люди обладают высокими врожденными мнемоническими возможностями, а другим нужно упорно трудиться для их стимуляции. Хорошая память является эффективным инструментом, позволяющим достичь превосходных результатов в любом жизненном начинании. Поэтому одной из первостепенных задач родителей, мечтающих об успешном будущем своих детей, есть всестороннее развитие их способностей к запоминанию.

Что такое память и зачем ее развивать?

Памятью принято называть совокупность сложных психических процессов, при помощи которых человек воспринимает, аккумулирует и воспроизводит информационные потоки.

Проблемы интеллектуального развития напрямую связаны с памятью. Ребенок с нарушениями любого из видов памяти (а их существует достаточно много) неспособен адекватно воспринимать поступающую информацию и в дальнейшем использовать ее. В результате такие дети плохо усваивают любой материал, будь-то элементарные навыки самообслуживания или школьная программа, которая усложняется ежегодно.

Читайте также:  Коротко нарушения в развитии ребенка

Учащиеся начальных классов с недостаточно развитой памятью, заметно и невыгодно отличаются от своих сверстников. Как правило, они неинтересные собеседники, имеют низкую успеваемость, часто нарушают дисциплину, поскольку совершенно не могут сосредоточиться на предмете или занятии. Им сложнее адаптироваться к изменяющимся условиям, проявить себя. Они невнимательны и неорганизованны, непунктуальны.

Если не работать над развитием памяти, в дальнейшем человека будут ждать неприятности похуже невысоких оценок и отсутствия друзей. Это и сложности с выбором профессии, и с трудоустройством, и с карьерным ростом, также неизбежны дисгармония и хаос в личной жизни.

Виды памяти

Специалисты разделяют много видов памяти и рекомендуют особое внимание уделять некоторым из них, а именно:

  • долговременной и кратковременной;
  • образной;
  • произвольной и непроизвольной;
  • опосредственной.

На протяжении всей жизни человек ежесекундно пользуется каким-то из приведенных видов запоминания, и цель каждого индивида – по возможности улучшать показатели по всем направлениям. Наибольшее значение имеет образная память, в состав которой входят слуховая, эмоциональная, зрительная и двигательная составляющая. Обучение в современных школах предполагает задействование трех типов образного восприятия:

  • двигательное – запись конспекта;
  • визуальное – чтение вслух и про себя;
  • аудиальное – прослушивание устного материала.

Задача педагогов и родителей равномерно развивать все способности детей вне зависимости от их уровня интеллекта. На практике это сложно выполнимо, но возможно при условии использования эффективных рациональных методов работы с памятью.

Что влияет на процесс развития памяти?

Зная факторы влияния на интенсивность запоминания можно составить максимально действенную программу тренировок.

  1. Желание узнавать новое. Ребенок очень хорошо запомнит только то, что ему по-настоящему ново и интересно. Хороший пример: некоторые дети старшей группы садика запоминают массу информации о динозаврах, корабле- и машиностроении, но при этом не могут запомнить фамилии своих одногруппников или алфавит. Ребенок должен хотеть учиться.
  2. Степень осознания. Для результативной работы детям просто необходимо понимать: а ради чего все это? Для чего нужно запоминать столицы государств? Или названия континентов?
  3. Максимальная ассоциативность. Яркие впечатления и ассоциации способствуют быстрому и долговременному запоминанию материала, поэтому во время обучения необходимо уделить данному моменту особое внимание. Нужно продумать как сложную и тяжелую информацию трансформировать в более комфортную для детского восприятия.
  4. Внимательность. Без внимания со стороны ребенка или аудитории, запоминание практически невозможно. Перед тем как приступить к занятиям на совершенствование запоминательных способностей, необходимо научить ребенка концентрироваться, развить его внимательность, которая впоследствии станет хорошим фундаментом для развития памяти.

Еще один атрибут, без которого эффективность занятий будет стремиться к нулю – это систематичность. Только регулярные тренировки обеспечат положительную динамику.

Методы и способы тренировки памяти в домашних условиях

Существует огромное количество научных методик, направленных на улучшение работы мозга и стимуляцию запоминания. Чтобы обеспечить благодатную почву для развития памяти, необходимо начинать тренировки как можно раньше, идеально – с самого рождения.

Как развить память малыша и с чего начать?

  • Начиная с грудничкового возраста и дальше необходимо стараться как можно больше говорить с ребенком, объяснять ему все происходящее вокруг, привлекать внимание. Чтение книг, аудиосказки, музыка, визуализация услышанного непременно принесут свои плоды в виде широкого кругозора и богатого словарного запаса крохи.
  • Развивайте тактильные навыки. Предложите пощупать ребенку предметы с разной текстурой, температурой, формой, пусть погладит, запомнит, а потом закройте ему глазки и попросите по памяти назвать предметы.
  • Нагружайте подрастающего ребенка различными видами деятельности – письмо, лепка, уборка, уход за животными и растениями, выбор покупок и одежды, ремонт, сбор урожая и т.д.
  • Максимально увеличивайте время пребывания на свежем воздухе, кислород стимулирует рост и работу клеток мозга.
  • Играйте в слова, в описания, а потом в города, предметы и во все, что может завладеть вниманием ребенка.
  • Разучивайте стихи и детские песенки.
  • Играйте в прятки и поиск «пропавших» игрушек.

Кроме специальных занятий нельзя также забывать о рационе ребенка и дополнять его волшебными продуктами, которые поспособствуют улучшению работы памяти. Это всевозможные овощи и фрукты, гречка, орехи, семечки тыквенные и подсолнечника, жирная рыба, бобовые, сыр.

Для оптимальной работы мозга необходимо поддерживать стабильный уровень сахара в крови, поэтому следует количество приемов пищи увеличить, а порции сократить – часто, но по чуть-чуть. Пирожные, конфеты и другие сложно усвояемые сладости память только ухудшают – важно знать и взрослым, и детям.

Источник