Задачи развития речи ребенка на третьем году его жизни

Задачи развития речи ребенка на третьем году его жизни thumbnail

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы«Школа № 967»

Задачи и методика развития речи детей третьего года жизни.

Автор: Захарова Анна Александровна

Москва 2018

Задачи и методика развития речи детей третьего года жизни.

Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребенка. Развитие речи детей осуществляется в разные моменты воспитательно-образовательного процесса. Поэтому и задачи обучения родному языку конкретизированы в разных разделах «Программы воспитания и обучения в детском саду»: «Задачи воспитания», «Ознакомление с окружающим», «Развитие речи», «Изобразительная деятельность» и другие.

В первой младшей группе детского сада «Программа воспитания и обучения в детском саду» рекомендует:

– Продолжать развивать способность детей понимать речь окружающих; расширять ориентировку ребенка в окружающем, воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и разнообразным предметам, формировать первичные представления о них и умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями.

– Формировать словарь: учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по цвету, размеру (принеси красный кубик; спой песенку маленькому медвежонку), различать их местоположение (матрешка на верхней полочке; высоко; поставь рядом), имитировать действия людей и движения животных (покажи, как поливают цветочки из леечки; походи, как медвежонок).

– Обогащать словарь детей существительными, обозначающими название транспорта (машина. автобус), частей автомобиля (кабина, руль, колесо), растений (дерево, трава, цветы), фруктов (яблоко, груша), овощей (морковь. помидор, огурец), домашних животных (кошка, собака, корова) и их детенышей; глаголами, обозначающими некоторые трудовые действия взрослых (мыть, вытирать, стирать, гладить, лечить), взаимоотношения детей (помогать, не мешать); прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус (сладкий, кислый, большой, короткий, красный); наречиями (сейчас, близко, далеко, низко, высоко, быстро, медленно, темно).

– Воспитывать звуковую культуру речи: приучать детей говорить внятно, не торопясь. Упражнять их в правильном произношении гласных и согласных звуков, звукоподражаний (ква-ква, му-у, тик-так, динь-дон), отдельных слов. Учить произносить звукоподражательные слова в разном темпе (быстро, медленно), с разной силой голоса (тихо, громче).

– Совершенствовать грамматический строй речи: учить детей согласовывать существительные и местоимения с глаголом, строить предложения из 3 – 4-х слов.

– Развивать связную речь: продолжать учить детей понимать речь воспитателя, отвечать на простейшие вопросы, к концу года рассказывать в 2-4-х фразах о нарисованном на картинке, об увиденном на прогулке.

– Способствовать зарождению интереса и любви к художественному слову: учить детей воспринимать небольшие потешки, сказки и рассказы (без наглядного сопровождения), слушая потешку, сказку, рассказ, следить за развитием действия, понимать ее содержание. Развивать у детей умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя.1

Развитие речи происходит на специально организуемых занятиях; на тех занятиях, в ходе которых развиваются действия с предметами, движения и т.д., а также в повседневной жизни: в режимные моменты, в самостоятельной игре.

В своевременном развитии речи детей главная роль принадлежит взрослому. Воспитатель определяет содержание (что делать) и способы (как делать) детской активности на занятиях; у детей формируется дидактическая направленная деятельность. Эта деятельность зависит от типа занятия: при ознакомлении с окружающим основным видом работы является наблюдение, на занятиях с картинками – рассматривание.

Организованныенаблюденияза окружающим на третьем году значительно расширяются и углубляются. Рекомендуется не только наблюдать за различными транспортными средствами, но и учить детей различать их по внешнему виду (автомобили легковые и грузовые, автобусы, трамваи, троллейбусы, телеги, сани), показывать, из каких частей они состоят (кабина, руль, колеса, двери).

В процессе наблюдения за живыми объектами уточняются уже имеющиеся представления о них: детей знакомят с особенностями их внешнего вида, с повадками, рассказывают, как и что они едят.

При встрече с живыми объектами на первых занятиях дети внимательно наблюдают, эмоционально реагируют, произносят разные слова. Спустя некоторое время воспитатель начинает сам руководить наблюдением. Он предлагает детям смотреть и при этом рассказывает. Например, в ходе наблюдения за кошкой рассказывает, что у кошки шерсть, она мягкая и пушистая. Хвост большой и тоже пушистый. Кошка ходит и бегает. У нее на лапах есть когти и мягкие подушечки. Когти острые, но она ступает лапами мягко, неслышно. Это потому, что на лапах подушечки. Кошка ест хлеб, мясо, молоко. Молоко лакает язычком.

На повторных занятиях целесообразно активизировать речь детей. В ходе наблюдения следует задавать вопросы: как мяукает кошка (поет птичка?)? Какой хвост у птички» (у кошки)? Что на лапках у кошки (у птички)? Как ходит кошка (летает птичка)? Что ест кошка (птичка)? Как кошка пьет молоко? Как птичка клюет зернышки? Так как представления детей не являются поясными, воспитатель все время дополняет ответы» детей; а в случае затруднения сам ведет рассказ, призывая детей повторять за ним.

Наблюдения проводятся в помещении и на улице. В процессе наблюдений следует не только констатировать то, что происходит (например, няня, сначала моет чайные чашки, затем тарелки, а потом ложки), но и развивать мыслительные способности детей

1В.В.Гербова, А.И.Максаков Занятия по развитию речи в первой младшей группе. 1986.

Источник

Развитие речи в период с двух до трех лет идёт стремительными темпами. Правда, одни дети только-только начинают произносить отдельные слова, а другие – уже вовсю говорят целыми предложениями. Во многом это зависит от темперамента ребенка, его индивидуальных особенностей, социальной среды и жизненного опыта.

В этом возрасте самый большой интерес у детей вызывают всевозможные предметы: игрушки, предметы домашнего обихода – и действия с ними. Этот интерес служит стимулом для малыша к запоминанию и употреблению в речи большого количества новых слов.

Кроме существительных и глаголов в речи малыша появляются и другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги (в, на, под), местоимения (я, ты, его, её).

Он начинает комбинировать и связывать слова, составляя из них словосочетания и простые предложения, которые постепенно удлиняются. При этом он овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (согласует слова по роду, числу и падежу).

В разговоре малыш все реже и реже использует звукоподражательные слова и одиночные слова. Появляется много вопросительных предложений, начинающихся со слов «Где?», «Почему?», «Когда?» и «Как?». К трем годам большинство детей достаточно хорошо овладевает речью, трехлетний малыш уже может объяснить, что ему нужно и рассказать о простых событиях.

Читайте также:  Этапы развития головного мозга ребенка

Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, внимание, восприятие и воображение ребенка. Появляется способность к сравнению и обобщению предметов, установлению между ними простейших связей. Рассматривая игрушки или картинки ребенок безошибочно называет знакомые объекты.

Он способен длительное время не отвлекаясь слушать, когда ему читают книгу или рассказывают о событиях, не имевших места в его личном опыте. Ребенок легко запоминает и повторяет за взрослым не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки. Такое повторение развивает память, укрепляет артикуляционный аппарат и развивает умение правильно произносить звуки.

Правильное произношение звуков на третьем году не закреплено, но автоматизировано. Ребенок осваивает правильное произнесение ряда новых звуков: В, Ф, Т, Д, Н, Г, К, Х.

Многие звуки произносятся еще смягченно. Одни и те же звуки в одном сочетании произносятся правильно, в другом – неправильно. В этом возрасте дети ещё не выговаривают сонорные звуки Р, Л (твердый), свистящие С, З и шипящие Ш, Ж, Ч, Щ. Встречается замена, пропуск и перестановка трудных звуков.

Общие задачи речевого развития ребенка:

– развитие понимания речи окружающих,

– развитие активной речи,

– формирование фонематического слуха и правильного звукопроизношения.

– развитие умения грамматически правильно говорить.

Советы по развитию речи детей

• Желательно, чтобы ребёнок имел возможность контактировать с разными людьми.

• Продолжайте знакомить с окружающим миром, обогащая словарь ребенка названиями профессий (врач, шофер, воспитатель и др.), названиями растений, продуктов питания, одежды, мебели, домашних животных и их детенышей, игрушек, названий частей и деталей предметов, действий с ними.

• Как можно больше рассказывайте, поясняйте, уточняйте, декламируйте, читайте и напевайте ребенку.

• Побуждайте к обсуждению того, что было в недалеком прошлом.

• Побуждайте малыша к развернутым ответам, задавая вопросы: Кто…? Что…? Где…? Куда…? Зачем…? Почему…?

• Поддерживайте стремление ребенка активно включаться в общение всеми доступными (речевыми и неречевыми) средствами.

• Подражая вам, ребенок будет учиться изменять в речи слова по числам, падежам, временам; употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

• Помогайте малышу полнее высказывать свои впечатления, строить рассказ из 3-4 предложений.

• Общаясь с ребенком, не допускайте в своей речи искажения звуков и сюсюканий. Чётко проговаривайте слова, побуждайте ребёнка повторять за вами слово или предложение с разной громкостью и скоростью.

• Разучивайте с ребенком потешки, небольшие стихотворения и песенки. Начинайте с «договаривания» слов.

• Показывать ребёнку театральные инсценировки с помощью игрушек.

• Уделяйте внимание развитию мелкой моторики, которая оказывает влияние на развитие речи у ребенка.

• Развивайте слуховое внимание ребенка, речевое дыхание и голос; делайте зарядку для языка и губ.

Показатели речевого развития детей

2 года – 2 года 6 месяцев

Понимание речи

• Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды, игрушек и др.

• Узнает и правильно показывает предметы и их части на картинках.

• Понимает рассказ без иллюстраций, может односложно ответить на вопросы, связанные с его содержанием.

• Эмоционально реагирует на песенки и потешки.

• Выполняет словесные инструкции.

• Понимает значение предлогов.

Активная речь

• Называет себя по имени и местоимением “Я”.

• Называет себя именем полюбившегося персонажа или близкого взрослого.

• Говорит предложениями из 3-х и более слов.

• Начинает употреблять местоимения, множественное число и прошедшее время.

• Задает вопросы “Где?”, «Что это?», “Куда?”, «Почему» и другие.

• Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: “Кто (что) это?”, “Что делает?”.

• Может легко повторять вслед за взрослым незнакомые слова.

• Может составить рассказ по картинке (из двух – трех предложений).

• Отвечает на вопрос: “Как тебя зовут?” (полностью или упрощенно). Знает (и называет) имена близких взрослых, знакомых детей.

• Общается со сверстниками во время игр (речевые диалоги).

• Правильно называет основные цвета (красный, синий, желтый, зелёный).

• Делится своими переживаниями.

2 года 7 месяцев – 3 года

Понимание речи

• Имеет большой словарь понимаемых слов (в 5 – 8 раз превышающий активный).

• С интересом и довольно длительно слушает чтение стихов и сказок, рассказ взрослого или записи на аудиодисках без показа картинок.

• Понимает обобщенные названия: ягоды, фрукты, овощи, игрушки, одежда, посуда, мебель и транспорт.

• Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.

Активная речь (произносит 1500 -3000 слов):

• Обозначает словами свои желания, чувства, впечатления и действия.

• Говорит простыми предложениями, но уже появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения без союзов и с союзами «потому что», «когда».

• В предложении согласовывает слова по числам, родам и падежам.

• Задает вопросы познавательного характера: “Где?”, “Куда?”, “Почему?”, “Когда?” и другие.

• Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы.

• Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок.

• Употребляет все части речи, в том числе и наречия (весело – грустно), числительные (один, два, три), местоимения, глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.

• Может называть взрослых по имени и отчеству.

• Называет свою фамилию, улицу, на которой живёт; отвечает на вопрос: “Сколько тебе лет?” (говорит или показывает на пальчиках).

• Пользуется ролевой речью в игре: говорит за себя и за игрушку.

• Разговаривает по телефону или имитирует телефонный разговор.

• Стремится к общению с взрослыми и детьми.

• Быстро запоминает потешки, стихи, песенки, сказки.

• Появляется склонность к рифмованию слов.

• Пытается составить небольшой рассказ по сюжетной картинке или иллюстрациям к сказке с помощью наводящих вопросов или самостоятельно.

• Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка). Знает свою половую принадлежность.

• Знает названия частей тела и их назначение (глаза смотрят, уши слушают, ноги ходят).

• Знает названия частей тела у человека и животного: у человека – руки, у птицы – крылья.

(Показатели развития ребенка второго года жизни составлены с опорой на материалы Л.Н. Павловой и Е.Б. Волосовой).

Автор: Дарья Колдина

Источник

Особенности развития речи детей

третьего года жизни.

Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие.

Читайте также:  Диагностика раннего речевого развития ребенка

Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнес первые слова: «на», «мама», «дай». А на самом деле – гораздо раньше.

Этому дню предшествовали недели и месяцы, в течение которых ребенок учится отличать одни речевые звуки от других, близких по звучанию, а его губы, язык, мягкое нёбо (т.е. артикуляционный аппарат) приобретает гибкость и подвижность, необходимые для правильного и четкого произношения звуков и слов.

Психологи все настойчивее подчеркивают значение раннего детства для формирования человеческой личности.

В развитии же речи его роль является, безусловно, главенствующей. Поэтому одно из главных событий в развитии ребенка раннего возраста – овладение речью.

Овладение речью имеет огромное для разных сторон психического развития малыша. Под влиянием речи перестраиваются его психические процессы – восприятие, память, мышление.

Речь как средство выражения мысли является орудием мышления. Она связана с умственным развитием. Известный писатель и исследователь детской речи К.И. Чуковский отмечал: «… воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Одно неотделимо от другого»; … детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного – родного языка.

Задержка речевого развития обычно неблагоприятно сказывается на интеллекте ребенка.

Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс.

Особенности развития речи детей раннего возраста

Не у всех детей речь развивается одинаково. Одни рано начинают хорошо говорить и правильно произносить все звуки, другие дети – нет. Все происходит очень индивидуально. Мальчики и девочки отличаются друг от друга в овладении речью, тут есть свои особенности:

Девочки

Мальчики

1) раннее развитие речи;

словарный запас

2) слова, обозначающие предметы;

3) позже осваивают фразовую речь.

1) позднее развитие речи также отличается;

2) преобладают слова – действия;

3) рано формируется грамматический строй речи.

Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов.

Формируется активная речь, которая становится средством общения со сверстниками и взрослыми.

Появление не только коммуникативной, но и обобщающей функции речи.

Формируется регулирующая функция речи, когда ребёнок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его инструкции.

Появляется ситуативная речь, понятной, исходя из контекста ситуации.

Возникает описательная речь.

Ребёнок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого.

Речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания.

Формируется умение слушать и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребёнка и помогает усвоить социальный опыт ребёнка.

Показатели речевого развития детей.

Оценивая речевое развитие дошкольников, педагогам целесообразно обратиться к показателям, составленными сотрудниками кафедры педиатрии Центрального института усовершенствования врачей под руководством Н. Аксариной ещё в 1970 годы. Эти показатели приводятся и в более поздних работах по воспитанию детей.

Дети от 2 лет до 2 лет 6 месяцев

Понимание речи. Происходит дальнейшее развитие понимания смыслового содержания речи окружающих. С ребёнком можно говорить не только о событиях и явлениях, воспринимаемых в данный момент, но также о прошлых (уже знакомых ребёнку) и будущих событиях.

Способность подражать. Дети легко повторяют фразы, короткие стихи.

Словарь. Услышанные незнакомые слова и целые фразы становятся достоянием словаря детей. В их речи появляются вопросы “Где?”, “Когда?”, “Почему?”

Грамматический строй речи. Предложения становятся многословными, появляются сложные предложения, хотя и не всегда правильные грамматически.

Свежая речь (пользование). Речь становится основным средством общения и не только со взрослыми, но и с детьми. Ребёнок много говорит по самым различным поводам, инициативно и в ответ на чьи – либо высказывания – словом определяет свои действия и намерения под влиянием ситуации.

Интонация. Речь становится всё более эмоциональной.

Дети от 2 лет 6 месяцев до 3 лет.

Понимание речи. Ребёнок может понимать смыл речи взрослого о событиях и явлениях, не имевших места в его личном опыте, но отдельные элементы которых непосредственно воспринимались малышом.

Способность подражать. Легко воспроизводят услышанные стихи, песенки.

Словарь. В словарный состав входят все части речи (кроме причастий и деепричастий). Объём словаря быстро возрастает: к концу третьего года до 1200 – 1500 слов.

Грамматический строй речи. Дети говорят сложные фразы, в их речи появляются предложения (грамматически не всегда правильные).

Связная речь (пользование). Дети рассказывают об увиденном несколькими отрывочными фразами. Опираясь на вопросы взрослого, могут передать содержание ранее услышанной сказки или рассказа (по картинкам и без них). В состоянии воспроизвести содержание речи взрослого, непосредственно к нему не обращённой.

Артикуляция. Произношение в основном правильное, за исключением звука “р” и шипящих.

Общаясь с детьми наблюдая за их поведением, целесообразно обращать внимание на уровень их речевого развития.

Эти сведения позволят педагогу объединить детей в подгруппы (на занятиях), осуществлять индивидуальную работу с малышами.

Условно можно выделить 3 подгруппы:

– дети первой подгруппы стремятся самостоятельно отвечать на вопросы воспитателя, пытаются по своей инициативе о чём – то рассказать ему;

– дети второй подгруппы редко самостоятельно отвечают на сложные вопросы (“Когда?”, ” Почему?”), но охотно повторяют за сверстниками их ответы. Случаи инициативной речи редки;

– дети третьей подгруппы на занятиях, в быту в основном молчат, имеют невнятную речь.

Очень важно приучать ребёнка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность, так как активный запас слов помогает излагать мысли. А для этого ребёнку следует давать возможность высказываться, поощрять его интерес к окружающему миру. Те слова, которые малыш сначала только воспринимал, а затем понимал, при определённых условиях он начинает произносить самостоятельно и целенаправленно.

Задачи работы и пути решения задач речевого развития детей.

Специальные приёмы развития речи и стимуляции речевой активности, которые помогут ребёнку овладеть речью.

1.Комментарий. Когда малыш находится недалеко от Вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно, но не растягивая слова, и отчётливо, короткими простыми предложениями – доступными восприятию малыша.

Например: “Где Мишка?”, “Я вижу Мишку”, “Мишка сидит на стульчике” и т. п.

2.Параллельный разговор. Этот приём отличается от предыдущего тем, что Вы описываете все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя “параллельный разговор”, Вы как бы подсказываете ребёнку слова, выражающие его опыт, слова которые впоследствии он начнёт использовать самостоятельно.

Читайте также:  Шкала оценки развития ребенка

3.Искусственное непонимание. Данный приём помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость. Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на Вас и Вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребёнка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднений подскажите малышу: “Я не понимаю, что ты хочешь: мячик, куклу, машинку?” В подобных ситуациях ребёнок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого для называния предметов, но и для словесного обозначения действий, производимых с ними.

4.Распространение. Продолжайте и дополняйте всё сказанное малышом, но не просите его обязательно повторять – вполне достаточно того, что он Вас слышит.

Например, ребёнок говорит: “Каша”, а Вы продолжаете: “Каша рисовая очень вкусная”, “Кашу кушают ложкой”. Отвечая ребёнку распространёнными предложениями с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, Вы постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.

5. Использование игровых песенок потешек. В совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать и постепенно понимать их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, её выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности.

6. игры с природным материалом. Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребёнка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть на них, пробовать на вкус, манипулировать, экспериментировать, делать о них и с ними маленькие открытия. В своём инстинктивном стремлении к саморазвитию ребёнок неудержимо рвётся к песку, воде, глине, дереву и бумаге. В игре с ними заключён большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства, функции и т. п. Самые любимые и лучшие игрушки – те, что ребёнок сотворил сам: крепости из кубиков; бумажные кораблики; куклы из тряпочек или бумаги.

7. Продуктивные виды деятельности. На ранней стадии речевого развития ребёнок овладевает самыми разнообразными “языками”, заменяющими слова, – жестикуляцией, мимикой, звукоподражанием, элементарным изображением. Слово является для ребёнка только, одним из способов выражения мыслей, но далеко не самым лёгким. Для многих своих мыслей и представлений он находит подходящих слов, и выражает их по – своему, другими, более доступными способами: через продуктивные виды деятельности.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование развивают не только лингвистические способности ребёнка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности.

Мысль человека становится более определённой, понятной, если она записывается. Малыш писать не может и не умеет, а потому он фиксирует свои мысли и представления с помощью их зарисовки. Старайтесь любой рисунок ребёнка превратить в интересный рассказ, а рассказ – в рисунок, к которому нужно неоднократно возвращаться, “прочитывать” и дополнять. Когда таких рассказов и рисунков наберётся достаточное количество, можно сделать книжки и “читать” своим родственникам и друзьям. Ребёнок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчётливое представление, надёжно овладевает родным языком.

8. Замещение. “Представь, что…” – это слова наполнены для ребёнка особой притягательной силой. В возрасте двух лет малыш с удовольствием представляет, что кубик – это пирожок, а коробка из – под обуви – печь. К трём годам, он способен представить себе самолётом, кошкой, цветком и т. п. В этом возрасте детям очень нравится и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность малыша. Вовлечь ребёнка в такую игру можно с помощью вопроса – предложения: “Угадай, что я сейчас делаю?” Начинать предпочтительно с элементарных действий: причёсываться, чистить зубы, есть яблоко, наливать молока, читать книгу. После того, как ребёнок угадал, предложите ему самому загадать для Вас действие, а затем изобразить заданную Вами ситуацию.

Не меньшим успехом у детей пользуются игры – представления с куклами.

Взрослые вместе с ребёнком могут легко и быстро изготовить кукол сами из любого материала. Играя с куклой – самоделкой, ребёнок обогащает свой коммуникативный и эмоциональный опыт новым содержанием.

9. Сюжетно – ролевая игра. Этот вид детской деятельности в младшем возрасте только формируется, а всю полноту ведущего за собой развитие он приобретает несколько позднее. Но это совсем не означает, что необходимость в организации элементарных сюжетно – ролевых действий в этот период отсутствует. Проявив некоторую изобретательность, взрослые вполне могут организовать простые сюжетно – ролевые игры. Например, игра “телефон”, когда ребёнок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, дедушке, сказочным персонажам. Эта игра стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативные способности.

10. Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребёнка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, им очень нравятся игры типа “каравай”, “Баба села на горох” и др. Поощряйте желание ребёнка двигаться под разнообразную музыку (классическую, современную, инструментальную и пр.), самостоятельно извлекать звуки из различных предметов, аккомпанируя себе. Ребёнок танцует и поёт о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песенки и мелодии.

Памятка для родителей по развитию речи детей:

  1. Общайтесь с ребёнком только на уровне глаз.
  2. Ваша речь должна быть чёткой, грамотной, понятной ребёнку.
  3. Не игнорируйте попыток ребёнка завязать с вами общение, деятельность.
  4. Как можно больше разговаривайте с ребёнком, оречевляйте все свои взаимодействия с ним и собственные действия.
  5. При общении всегда делайте паузу для ответа ребёнка, даже если он ещё не говорит – это правило диалога.
  6. Стимулируйте речевую активность.
  7. Обязательно хвалите малыша.
  8. Будьте доброжелательны, искренни с ребёнком. Помните, он нам верит, доверие к миру дарим ему мы.

Источник