Задачи развития ребенка в школе

Задачи развития ребенка в школе thumbnail

И. А. Муленкова,

МБОУ «Излучинская ОСШ № 1»

Всестороннее развитие личности ребенка в школе I ступени Слайд 1

Система работы учителя и нашей школы в целом, направлена на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка. В наше время проблема творческих способностей, точнее их раннее пробуждение и развитие получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и творить. Именно в начальных классах закладываются основы творческой деятельности. Раскрыть заложенные в ребенке индивидуальные способности можно применяя различные педагогические технологии через участие в различных конкурсах и олимпиадах. К любому конкурсу и олимпиаде надо готовиться: что-то искать, исследовать, перечитывать много литературы, репетировать, запоминать, придумывать самим.

Любой конкурс, олимпиада – это всегда яркое, волнующее и запоминающее событие, хорошая возможность привлечь к себе внимание, показать себя, посмотреть с «кем плывешь в одной лодке». Участие ребенка в различных конкурсах становится «точкой роста», верой в свои способности и в свои силы. Эту веру в себя, в свои возможности мы стараемся закладывать, поддерживать и развивать в ребенке с 1 класса.

Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, – это умное руководство со стороны взрослых – учителей, родителей.

Какими правилами должен руководствоваться учитель?

1. Отказ от деления детей на «слабых» и «сильных» – просто все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других. 2. Понимание того, что ученики могут знать что-то лучше учителя; не знать что-либо не стыдно – стыдно не пытаться думать. 3. Понимание того, что каждый ученик имеет право на собственную траекторию и что ученик учится не для учителя и родителей, а для того, чтобы занять в будущем свое достойное место в жизни общества.

Есть четыре компонента: учитель, ученик, родители и проблемы обучения и воспитания. Умный педагог делает ставку на сотрудничество: «Все вместе – учитель, ученик и его родители – разрешим имеющиеся проблемы, потому что мы заинтересованы в этом». Именно тогда возникает эмоционально положительный контакт, при котором с достаточной легкостью решаются все учебно-воспитательные проблемы.

Свои интеллектуальные «продукты» ребята представляют на предметных неделях, интеллектуальных чтениях, конкурсах, различных олимпиадах. Слайд 2

Участие в разного рода проектах, конкурсах и олимпиадах ведет к повышению профессионального уровня педагога, помогает ему обновить или приобрести знания по поставленным проблемам.

Не всегда дети проявляют желание участвовать в конкурсах, олимпиадах. Иногда у ребят нет желания, у родителей нет денег и времени на подготовку. Мы проводим огромную работу с родителями, с самими ребятами – уговариваем, разъясняем, как это важно для ребенка. Мы видим, как загораются глаза ребят, когда на торжественных линейках они получают дипломы, призы, сертификаты. Как гордо поднимают голову, когда их фамилии красуются на школьном стенде побед и достижений. И все чаще слышим от них слова: «А можно попробовать?», «А я хочу участвовать!», категоричное «Я буду!». И тогда учителя испытывают огромную радость, что все их усилия, их труд не прошли даром – победы детей, пусть даже самые маленькие, это вера в себя, в свои силы, это первая высота, которая была взята ими.

Хочется немного рассказать об олимпиадах, в которых мы участвуем: 1. Всероссийская олимпиада «Русский медвежонок». Слайд 3-4

Увеличение количества участников олимпиады, участие многих школьников в олимпиаде в течение нескольких лет, говорит о возросшем интересе учеников к данной форме интеллектуальных соревнований, о положительном отношении учеников, родителей, учителей-предметников к содержанию конкурсных заданий, организации и проведению олимпиады. По мнению школьников, принимавших участие в олимпиаде не один год, такая форма интегрированных заданий помогла им лучше понять свои пробелы по некоторым предметам и ликвидировать их в дальнейшем.

2. Международная олимпиада «Кенгуру» Слайд 5

3.Международный дистанционный проект «Эрудит-марафон учащихся (ЭМУ) для учащихся первой ступени» учит ребят навыкам заполнения анкетных данных о себе. В игровой форме они отвечают на вопросы на компьютере, следят за временем. Формирует умение работать с информацией, развивает коммуникативные способности. Формирует исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения. Слайд 6-7

4. Всесоюзная олимпиада «Познание и творчество», проводимая Малой Академией наук «Интеллект будущего» поощряет подробное изложение своих рассуждений, в ней делаются ссылки на литературу и жизненный опыт. Работа оформляется на компьютере, в ней используются картинки, таблицы, фото, работы – придуманные и сделанные своими руками.

Организаторы конкурса обращаются к участникам с такими словами:

«Не грустите, если результат оказался ниже ожидаемого. Те, кто участвует, знает: дорогу осилит идущий.

Победа – это победа над собой (если вы участвовали, то собственную лень вы уже победили),

Победа – это опыт (не получилось в этот раз, в следующий вы уже будете во всеоружии),

Победа – это знание (а знания, умения и навыки приобрел каждый участник»

Слайд 8-13

5. Научно-практическая коференция молодых исследователей «ХХI век в поисках соверщенства». В начальной школе проектная деятельность занимает особое место, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть и решить проблему.

Наши ученики принимали участие во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». Г.Москва, проводимый издательством «Первое сентября»

Слайд 14-17

6. Районный конкурс сочинений «Книга, которую не забуду» (на лучшего читателя военно-патриотической литературы); Районный творческий конкурс детских признаний

« Учитель, перед именем твоим…»; Районный конкурс на лучшего юного читателя «Читать – значит творить». Слайд 18-20

Эти конкурсы прививают интерес к чтению. Ребята просят дать им почитать книги о которых пишут участники конкурса. Мы видим, как на переменах им есть, что обсудить, о чем поспорить. Можно повернуть время вспять! Книги передают неимоверный позитив и заряд настроения.

В этом году появились новые конкурсы и олимпиады:

7. Центр Творческих Инициатив “Снейл”II Всероссийская дистанционная олимпиада «Snail» по биологии Слайд 21

8. Всероссийская интернет-викторина “Космоведы” Слайд 22

9. Всероссийский игровой конкурс «Человек и природа» Слайд 23

10. Подготовительный этап к VIII Олимпиаде по основам науки

ко II Олимпиаде по страноведеню “Go West”

(Автономная некоммерческая организация содействия развитию молодежи “ПЯТАЯ ЧЕТВЕРТЬ” Екатеринбург) Слайд 24

Таким образом, труд, затраченный на развитие познавательных и творческих способностей, оправдывает себя во всех отношениях:

  • он повышает качество знаний;
  • продвигает ребенка в общем развитии; помогает преодолевать трудности;
  • вносит радость в жизнь ребёнка;
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
  • создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Слайд 25

Участие в разного рода проектах, конкурсах и олимпиадах ведет к повышению профессионального уровня педагога, помогает ему обновить или приобрести знания по поставленным проблемам.

Начальная школа – это целый мир! Годы, проведенные в 1-4 классах должны остаться в памяти человека, как время приобщения к взрослой жизни, в которой все было впервые – и победы, и поражения. Важно, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли бы травм на всю оставшуюся жизнь, а расширяли жизненный и гуманистический кругозор человека – гражданина новой России.

Каждый выбирает для себя

Конкурсы, проекты, фестивали,

Чтоб тренировали ум

и душу согревали.

Каждый выбирает для себя.

Источник

Поступление ребенка в школу – начало нового этапа его жизни, вхождение в мир знаний, новых прав и обязанностей, переход на новый уровень взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Но это важный шаг не только для детей, но и для их родителей, им тоже предстоит своеобразный экзамен, ведь именно сейчас проявятся плоды их воспитательной деятельности. Правильное развитие ребенка в школезависит от того, насколько хорошо он к ней был подготовлен.

Развитие ребенка школьного возраста

Подготовка к школе

Переход от дошкольного детства к школьному полностью меняет образ жизни ребенка. Учеба в школе – не просто усвоение знаний по определенным предметам и подготовка к будущему. Для ребенка это собственная трудовая обязанность и возможность полноправного участия в повседневной жизни окружающих людей, поэтому школьное обучение – важный фактор в процессе формирования и воспитания личности.

Для заботливых родителей остро стоит проблема подготовки малыша к школьному обучению, самостоятельно или в дошкольных центрах развития ребенка. Важно понимать, что главный критерий готовности к поступлению в школу – не уровень умственного развития, который измеряется умением читать, писать или считать, а уровень развития познавательных процессов, умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Для этого на протяжении всего дошкольного возраста необходимо создать условия для полноценной, осмысленной и содержательной жизни малыша, что предполагает приобщение ребенка к разным областям человеческой культуры.

Самостоятельная деятельность с элементами творчества, разумно направляемая взрослыми, как это реализуется в хороших дошкольных центрах развития ребенка, формирует у будущих школьников опыт инициативного решения умственных и практических задач, умение учитывать позицию других людей, сотрудничать с ними, проявлять настойчивость в достижении цели. Эти черты личности и поведения наиболее важны для предстоящего обучения в школе.

Развитие ребенка в школе

Человек обучается новому и воспитывается на протяжении всей жизни, но наиболее ответственный период в этом процессе – младший школьный возраст. В начальных классах закладываются основы того, что будет развиваться и укрепляться с возрастом, поэтому развитие ребенка школьника – ответственная задача родителей и педагогов.

Школьное обучение направлено на интенсивное развитие мыслительных процессов, при этом преимущество получает словесно-логическое мышление, но важно дать возможность развиваться и образному мышлению, поэтому дети должны больше работать с наглядными материалами. Для развития у ребенка в школе теоретического мышления необходимо использовать различные типы развивающего обучения.

В младшем школьном возрасте у детей развивается внимание. Обучение невозможно без сформированности этой психической функции, так как учитель на уроке привлекает внимание детей к учебному материалу и удерживает его длительное время. У дошкольников преобладает непроизвольное внимание, но постепенно в ходе обучения внимание детей приобретает выраженный произвольный, преднамеренный характер. Для этого взрослому следует организовывать внимание ребенка, словесно напоминать о необходимости выполнить заданное действие, указывать способы действия, учить ребенка проговаривать, что и в какой последовательности он должен выполнять.

Развитие ребенка школьника: память и воображение

Под влиянием обучения происходит развитие памяти, при этом усиливается роль словесно-логического и смыслового запоминания, развивается возможность сознательно управлять памятью и регулировать ее проявление. В начальной школе дети лучше и быстрее запоминают и дольше сохраняют в памяти различные сведения, события, лица, предметы и факты, нежели определения, описания и объяснения, так как они склонны к механическому запоминанию, без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. Для лучшего развития ребенка школьного возраста необходимо учить его дифференцировать задачи запоминания: что нужно запоминать дословно, а что в общих чертах. При этом следует учитывать, что в этом возрасте существуют различия в запоминании у мальчиков и девочек. У девочек произвольная механическая память лучше, они умеют заставить себя, а мальчики более успешны в овладении способами запоминания. Повысить продуктивность работы памяти поможет осмысливание материала. Например, для удержания в памяти текста, рассказа или сказки нужно составить план. В первые годы обучения полезно составлять план в виде последовательного ряда картин, иллюстрирующих содержание рассказа, которые затем нужно заменять перечнем основных мыслей. Нужно просить ребенка пересказывать то, что он узнал на уроках, спрашивать, какие сведения он запомнил.

Важно, чтобы учебная деятельность способствовала развитию у ребенка школьного возраста воображения, так как оно позволяет выйти за пределы личного опыта, активизирует развитие новых качеств личности и позволяет преодолевать нормативность социального пространства. Развитию у ребенка в школе воображения способствует сочинение рассказов, историй, стихов и сказок.

Результаты развития ребенка школьника в младших классах во многом определяют все его последующие обучение. Главное, чтобы к концу начальной школы ребенок хотел учиться, умел учиться и верил в свои силы.

Источник

Младшие школьники: задачи развития

Младшие школьники – это детей в возрасте от 7 до 9 лет, то есть с 1-го по 3-й (4-й) классы школы.

Ребенок становится школьником, а это значит, что у него теперь и новые обязанности, новые правила и новые права. Он может претендовать на серьезное отношение со стороны взрослых к своему учебному труду; он имеет право на свое рабочее место, на необходимое для его занятий время, на учебные пособия и пр. С другой стороны, перед ним стоят новые задачи развития, в первую очередь задача формировать навыки трудолюбия, уметь раскладывать сложную задачу на составляющие, уметь видеть связь между усилиями и достигнутым результатом, уметь принимать вызов ситуаций с решимостью и мужеством, уметь адекватно оценивать себя, уметь уважать границы – свои и чужие.

Навыки трудолюбия

Так как основной целью ученика начальной школы является “научиться учиться”, то самооценка выстраивается на основании успехов в учебе. Если в этой области все хорошо – старательность (трудолюбие) становится частью личности ребенка. И наоборот, неуспевающие дети могут чувствовать себя неполноценными по сравнению с более успешными сверстниками. В дальнейшем, это может перерасти в привычку постоянно оценивать себя и других, и может повлиять на способность доводить начатые дела до конца.

Раскладывать сложную задачу на составляющие

При столкновении со сложной и новой задачей важно уметь увидеть ее как последовательность отдельных, более мелких и посильных, задач (шагов или уровней). Разложить сложную задачу на составляющие мы учим детей, обучая их проектированию, планированию своей деятельности. Невозможно сразу съесть апельсин – это неудобно и даже опасно: можно подавиться, засунув в рот слишком большой кусок. Однако если разделить апельсин на дольки, то его можно съесть без напряжения и с удовольствием.

Мы часто видим на группе детей, у которых не сформирован этот навык. Самая наглядная картинка – чаепитие, которое ребята организуют сами. Для того чтобы получить хороший результат (стол, на котором в тарелочках лежит сладкое угощение, где нет мусора и упаковки, где у каждого есть напиток и место у стола), ребятам приходится приложить усилия. В начале учебного года мы видим самые разные варианты: трудно остановиться и не попробовать что-то вкусненькое из чужой тарелки, трудно вспомнить про свои вещи, которые нужно убрать с началом чаепития, а уж убрать за собой крошки – это и вовсе задача повышенной сложности. Тем не менее, если разделить большое дело – организацию чаепития – на небольшие посильные задачи, то группа детей в возрасте 7-9 лет легко справляется с этим самостоятельно. Конечно, ведущие при этом остаются в группе и готовы регулировать процесс, если появляется необходимость.

Видеть связь между усилиями и достигнутым результатом

Когда ребенок берет на себя ответственность, он тем самым начинает процесс преобразования будущего. Что это значит? Поручения, которые ребята берут на себя, конечно, создают некоторые сложности в их жизни (нужно вовремя вытереть доску, не пропустить дня своего дежурства и т. д.), но, видя результат своего труда, ребенок начинает понимать: “Я могу!”.

Позиция Автора: привычка принимать вызов ситуаций с решимостью и мужеством

Когда мы говорим: “Хорошо бы, чтобы ребенок научился или привык делать что-то”, мы имеем в виду всего лишь его способности. Для того чтобы у ребенка концепция “не буду даже пробовать, все равно не получится” сменилась на здоровую “жажду подвига”, необходимо сделать ценностями детей риск, мужество и преодоление.

Позиция Жертвы, пассивная личностная позиция, страх неудачи, чувство, что пытаться и пробовать бессмысленно – вот самые неприятные последствия, к которым может привести игнорирование этой личностной задачи. Здесь, как и в предыдущем пункте, речь так же идет о переживании по поводу собственной силы, энергии, но взгляд обращен к ситуации, к тому, что приходит из мира как задача: для того чтобы действовать, я должен рискнуть, попробовать; если я не готов к риску – я перестаю действовать.

Алексей, 7 лет. Мама обратилась к нам с жалобам на неуверенность и застенчивость сына, которые мешают ему учиться. Действительно, Алексей очень тихий мальчик, если его не спросить – он молчит, на тренинге боится высказываться в кругу. Ему сложно, когда действия, которые предлагают ведущие, касаются чувств и переживаний, сложно быть открытым на группе, в присутствии других ребят. Проблема Алексея – тревога, которую он испытывает – не позволяет ему быть активным, блокирует его. Сталкиваясь со сложностями, он сразу отступает. Готовность рискнуть, энергия, мужество – это то, чего не хватает ему, чтобы быть уверенным. В группе мы и остальные ребята часто поддерживали его, и уже через некоторое время Алексей стал более спокойным и уверенным, у него появились друзья среди мальчиков, а на одном из последних занятий он, изображая партизана, бегал с игрушечным автоматом, что для него – несомненный успех.

Адекватно оценивать себя

Чтобы у ребенка сформировалось здоровое отношение к процессу оценки себя, важно, чтобы он сам научился понимать, сколько усилий он потратил на задачу, а также сам себе ставил оценку в соответствии с числом усилий, а не с оценкой извне. Задача эта сложная, и состоит она как минимум из трех таких компонент, как:

  1. получить опыт трудолюбия – то есть самостоятельно сделать такие дела, которые делать необходимо при любых условиях и которые предполагают преодоление “не хочется”;

  2. научиться определять количество затраченных усилий – то есть уметь отделять свой вклад от вклада обстоятельств и других людей;

  3. научиться находить соответствия между этим количеством затраченных усилий, отношением к себе и результатом. Основная сложность заключается в том, что этой естественной работе противостоит внешняя оценка от значимых лиц, которая строится на других основаниях, а именно – на сравнении с результатами других детей.

При недостаточной сформированности этой задачи личностного развития ребенок вместо умения ориентироваться на себя впадает в “приспособленческий транс”, посвящая все силы добыванию оценок. По внешним оценкам он оценивает и самого себя, теряя способность сформировать внутренние критерии. Ученики, которые ловят малейшие изменения выражения лица учителя, пытаясь “прочитать” правильный ответ, “выпрашивают” более высокие оценки и предпочитают солгать, нежели признаться в ошибке.

На нашей группе бывали такие дети, и не раз. Очень типичный образ – девочка или мальчик, с которыми не бывает проблем на группе, которые в точности выполняют все правила и инструкции, но никакого внутреннего развития у них не происходит. Раз за разом такой ребенок приходит на занятия, и каждый раз демонстрирует, что он в совершенстве умеет считывать наши требования, легко может подстраиваться под любую ситуацию, чтобы угодить ведущим, будет делать замечания остальным ребятам, чем вызовет агрессию. Друзей на группе, конечно, не появляется. Ребенок ориентирован вовне, поэтому любой вопрос, связанный с переживанием или собственным мнением – “А как ты считаешь? А как это для тебя? А что ты сейчас чувствуешь?”- ставит его в тупик. Сразу на лице появляется характерное растерянное выражение и как будто вопрос: “А как правильно? А что нужно ответить, чтобы меня похвалили?”

Что нужно таким детям? Приучать думать своей головой, говорить свое мнение.

Уважать границы – собственные и чужие

Ребенок учится находить такую детскую группу, в которой его особенности были бы уважаемы, он сам учится терпимости. Он учится отказу, учится проводить время с самим собой: для многих детей это особая, очень сложная задача – спокойно переносить ситуации вынужденного одиночества. Важно научить ребенка добровольно и охотно вступать в различные коллективные проекты, развивать его общительность, способность к непринужденному включению в групповую деятельность других детей. Не менее важно научить его не делать этого любой ценой, то есть научить отказываться от игры или компании, если при этом происходит нарушение его границ, попрание его прав, унижение достоинства.

Проблемы именно такого рода встречаются у детей, которые выглядят одинокими. Застенчивые, осторожные или, наоборот, агрессивные, то есть дети, которые отвергаются сверстниками, имеют один и тот же личностный дефицит. Они не чувствуют границ “собственного” (своих потребностей, ценностей, желаний), их “Я” нечетко очерчено. Именно поэтому они легко позволяют другим детям нарушать свои границы или становятся прилипалами, то есть постоянно нуждаются в ком-то рядом, для того чтобы не чувствовать себя пустым местом. Эти дети легко нарушают границы других, так как отсутствие чутья в отношении границ чужого и собственного – это взаимозависимые процессы.

Сережа, 9 лет. Родители привели его на тренинг в связи с проблемами с одноклассниками: у Сережи не было друзей. Хотя мальчик он общительный, но друзей у него нет, в классе его не уважают. Сережа производит очень приятное впечатление, с ним легко общаться, он активно включается в процесс тренинга, знакомится с новыми ребятами. Трудности начинаются тогда, когда начинается занятие. Сережа так старается всем понравиться, ему так необходимо постоянное внимание со стороны других ребят, что для этого он готов делать все что угодно: он постоянно шутит, часто неуместно и иногда неприлично, комментирует каждое высказывание в кругу, выставляет себя в глупом свете, чтобы все остальные его заметили. Ребята через несколько занятий начинают реагировать на него агрессивно, придумывают ему кличку “Петросян”. Дружеские отношения на группе не складываются, в точности как с одноклассниками. Мы стали обращать внимание Сережи на его поведение в группе, рассказывали ему, как его действия влияют на остальных ребят. Мы поддерживали его, пресекали агрессивные реакции группы, предлагали остальным участникам не поддерживать этот образ “Петросяна”. Через некоторое время Сережа стал меньше привлекать внимание в группе, стал больше уважать себя и окружающих. Он все равно много шутит, но сейчас это не вызывает агрессивной реакции у остальных участников группы, так как своими шутками он не обижает остальных и не унижает себя. В классе и на группе у Сережи появились друзья.

Наташа. 9 лет. Обращение по инициативе родителей: девочку обижают в классе, по ее словам – ни за что. Наташа обаятельная, веселая, легко общается с ребятами. На первых занятиях мы не понимали, в чем может быть проблема. Но на одном из занятий Наташа неожиданно агрессивно и обидно высказывается о другом участнике группы, на что тот, в свою очередь, тоже реагирует агрессивно. Ссора возникает на пустом месте. Дальнейший разбор показал, что Наташа не замечает, как провоцирует других ребят: она и не заметила, что первая высказалась агрессивно. Девочка не чувствительна к психологическим границам окружающих, она не замечает, как делает людям больно. Наташа ходила к нам на тренинг в течение учебного года, но уже через пару месяцев отношения в классе и в группе стали более ровными. Оказалось, что первоначальная проблема – это “вершина айсберга”, в то время как основная проблема Наташи заключалась в неумении управлять собственными чувствами, особенно гневом, с чем мы и работали.

Марина, 7 лет. Родители обратились с жалобами на воровство. Марина была замечена в школьной раздевалке, когда доставала из карманов чужих курток мелкие игрушки. Дома родители стали обнаруживать разные мелкие игрушки, фишки от домино, фантики. Мы рекомендовали Марине в первую очередь, индивидуальную работу с психологом, а также и групповую – тренинг. Работа на тренинге показала, что у Марины не сформировано понимание, что – “мое”, а что – “чужое”: она могла легко занять чужое место, взять чужую вещь, она регулярно забывала свои вещи на тренинге, часто их теряла. У Марины не сформирована чувствительность к своим и чужим границам, и на тренинге мы работали именно с этим, обращая ее внимание на психологические границы, делая их более явными. Мы часто спрашивали других участников, какие чувства они испытывают, когда Марина нарушает их границы, особое внимание уделяли работе с правилами группы. Марина ходила на группу в течение года, за это время ее отношение к вещам (чужим и своим) существенно изменилось, случаи воровства больше не повторялись. Безусловно, изменения начались с семьи: так как родители Марины активно включились в процесс и работа с прояснением границ продолжалась и дома.

Источник