Задачи развития активности у ребенка
Активность как фактор развития личности. Признаки и виды детской активности.
Активность является базовым качеством личности ребенка и влияет на его позицию по отношению к миру. Потребность активного отношения служит потенциалом движущих сил развития ребенка.
Активность рассматривается как динамическое условие деятельности и свойство личности, определяющее возможность собственного движения, деятельности и развития, в конечном счете. В качестве динамической переменной возможно рассмотрение активности общей – интенсивности и объема взаимодействия человека со средой, а так же активности надситуативной – способности ставить углубленные цели и задачи и подниматься над уровнем требования ситуации. Таким образом, надситуативная активность приобретает у человека не только характеристику общей психической деятельности, но и может выступать в качестве самостоятельного образования в структуре личности, тем самым влияя на особенности протекания деятельности.
Все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности, делят на две группы – внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития личности. Природные же склонности, и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относятся к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. Вполне понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие.
Чтобы лучше понять это, обратимся к метафоре Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево. Ведь в буквальном смысле не человек его выращивает – оно само растет. Он только рыхлит почву, вносит удобрения, обрезает ветви, иначе говоря, создает необходимые внешние условия, которые способствуют его саморазвитию и стимулируют его. Само же развитие происходит по своим внутренним законам. В известном смысле нечто подобное имеет место и в саморазвитии личности. Хотя оно и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают у нее положительное внутреннее психологическое переживание и стимулируют ее собственную активность в работе над собой.
Собственная активность ребенка и соответствующие внутренние изменения задаются четырьмя компонентами:
1) согласованностью;
2) преодолением;
3) осознанием собственного положения;
4) интересом к новому.
Внешние формы активности могут быть различными:
– вынесение суждений о чем-либо;
– анализ ситуации и планирование деятельности;
– оценка и принятие решений;
– информационный поиск;
– разработка алгоритма деятельности;
– нахождение пробелов в собственных ресурсах;
– постановка и формулировка прикладных задач;
– определение границ собственной компетентности.
Можно выделить аспекты активности, связанные с различными базовыми свойствами высшей нервной деятельности, дающими различные преимущества:
– энергетический связан с силой нервных процессов и активированностью нервной системы;
– скоростной – с лабильностью;
– вариационный – со слабостью.
Каждый аспект активности вносит свой вклад в становление общих и специальных способностей.
Игровая и свободная деятельность ребенка служит точкой приложения его собственных усилий. Это делает ее ценным диагностическим инструментом в определении общей активности, так как целесообразность действий и желаний действовать задается не ситуацией извне, а внутренней мотивацией, преобладающей интенсивностью и объемом взаимодействия с окружающей средой.
По этому параметру детей можно разделить на группы:
– инертных;
– пассивных;
– спокойных;
– инициативных;
– активных;
– стремительных.
Признаки активности:
– выражается в производимых действиях, обусловленных внутренними состояниями личности;
– определяется наличием собственной цели;
– предполагает выход за пределы исходной ситуации, способность преодолевать ограничения и барьеры заданной деятельности.
Виды детской активности:
– поисковая;
– познавательная;
– творческая;
– двигательная;
– социальная.
Рассмотрим содержание каждой из них.
Поисковая активность выражается в поведении, направленном на самостоятельный поиск ребенком информации по заданной взрослым ситуации, самостоятельную активно-преобразующую деятельность, в ходе которой ребенок приходит к получению новых неожиданных знаний. В поисковой деятельности ребенок выступает как исследователь, самостоятельно изучающий или воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Поисковая активность человека выражается в поведении, направленном на изменение ситуации или своего отношения к ней, которое протекает в условиях дефицита информации и невозможности осуществления прогнозирования результатов деятельности, но при постоянном учете степени ее эффективности. Поисковая активность определяется потребностью в эффективности деятельности по достижению цели и связана в той или иной мере с восполнением полевых пробелов не только через систему поиска недостающих элементов, но и за счет реконструкции поля во внутреннем плане. Главное условие ее возникновения – дефицит.
Отдельно или в качестве разновидности поисковой активности можно выделить познавательную активность. В ней знание выступают самостоятельной ценностью и целью деятельности человека. Главное – не преодоление зоны затруднений как некоего барьера по какой-то целевой задаче, а расширение представлений о мире и возможностей своей когнитивной деятельности . При этом, на наш взгляд, поисковая активность склонна к снижению по мере разрешения полевого конфликта, а познавательная, наоборот, – к повышению так как в ней присутствует катарсический эффект.
Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, присущих ребенку с рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности у него формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Познавательная активность выступает движущей силой развития ребенка и определяет его стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.
Творческая активность выражается в актуализации творческого потенциала. Одна из основных линий работы с детьми – формирование у них творческого отношения к явлениям окружающей действительности.
Творческий ребенок, творческая личность – это результаты всего образа жизни дошкольника, его общения и совместной деятельности со взрослым, его собственной активности. У ребенка постепенно формируется сложнейший внутренний мир, который придает всей его деятельности либо творческий характер, либо, наоборот, определяет его развитие по готовым проторенным схемам. Обучают, как правило, отдельным приемам и способам творчества.
Двигательная активность – естественная потребность в движениях, удовлетворение которой служит важнейшим условием для формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нем. Доказано, что нереализация потребности в движении приводит к снижению умственной активности, влияет не только на физическое, но и психическое состояние ребенка. При разных типах движений стимулируются различные отделы головного мозга. Поэтому для нас так важно устранить у детей существующий дефицит двигательной активности.
Социальная активность направлена на овладение ребенком нормами и правилами социальной жизни, отображение и моделирование социальных отношений. Социальная активность формирует социальную позицию ребенка, которая определяет способ его вхождения в мир взрослых и дальнейшую социальную адаптивность.
Таким образом, мы видим, что в основе всех видов активности лежит собственная внутренняя активность ребенка. Поэтому одна из задач, которая стоит перед человеком, имеющим отношение к воспитанию детей, – уделять приоритетное внимание развитию представленных видов детской активности путем стимуляции собственной внутренней активной позиции ребенка.
Список использованной литературы:
- Немов Р. С., Психология образования. Книга 2, М., 1995;
- Рубинштейн С.Л., Проблемы общей психологии, М., 1973;
- Лисина М.И., Общение, личность и психология ребенка, М., 1997.
Источник
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №74 общеразвивающего вида»
Доклад
РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Подготовила воспитатель высшей
квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад №74
общеразвивающего вида»
Домашкина А. В.
Сыктывкар, 2012
Активность является базовым качеством личности ребенка и влияет на его позицию по отношению к миру. Потребность активного отношения служит потенциалом движущих сил развития ребенка.
Активность – движение в направлении реализации собственной внутренней потребности.
Признаки активности:
- Выражается в производимых действиях, обусловленных внутренними состояниями личности;
- Определяется наличием собственной цели;
- Предполагает выход за пределы исходной ситуации, способность преодолевать ограничения и барьеры заданной деятельности.
В основе данного подхода лежат следующие виды детской активности.
Виды детской активности | Содержание |
Поисковая активность | Выражается в поведении, направленном на самостоятельный поиск ребенком информации по заданной взрослым ситуации, самостоятельную активно-преобразующую деятельность, в ходе которой ребенок приходит к получению новых неожиданных знаний |
Познавательная активность | Развивается из потребности в новых впечатлениях, присущих ребенку от рождения. На основе этой потребности формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. |
Творческая активность | Выражается в актуализации творческого потенциала. Одна из основных линий работы с детьми – формирование у них творческого отношения к явлениям окружающей действительности. Творческая личность – это результаты всего образа жизни дошкольника, его общения и совместной деятельности со взрослым, его собственной активности |
Двигательная активность | Естественная потребность в движениях, удовлетворение которой служит важнейшим условием для формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нем |
Социальная активность | Направлена на овладение ребенком нормами и правилами социальной жизни, отображение и моделирование социальных отношений. Формирует социальную позицию ребенка, которая определяет способ его вхождения в мир взрослых и дальнейшую социальную адаптивность |
Таким образом, мы видим, что в основе всех видов активности лежит собственная внутренняя активность ребенка.
Поэтому одна из задач детского сада – уделять приоритетное внимание развитию представленных видов детской активности путем стимуляции собственной внутренней активной позиции ребенка.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННОЙ ВНУТРЕННЕЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА.
Методы активизации собственной деятельности детей включают:
- проблему как внутреннее свойство их знаний и представлений (проблемные задачи, противоречивые ситуации), но высокая степень проблемных задач может тормозить психическую активность ребенка, а любая трудная ситуация в дальнейшем должна разрешаться достижением комфорта (доступом к получению информации);
- неопределенность, дефицит исходной информации об объекте окружающего мира (природы, культуры), но также важно учитывать, что высокая степень неопределенности может тормозить психическую активность ребенка;
- постановку творческих задач.
Для развития собственной внутренней активности ребенка определена важность создания организационно-педагогических условий в ДОУ, к которым относятся:
- разработка системы методических приемов, направленных на развитие всех видов активности ребенка;
- внедрение на их основе в практику работы новых нетрадиционных форм организации детской деятельности;
- создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию активности;
- обучение педагогов и формирование у них новой позиции во взаимодействии с детьми.
1. Методы активизации детей.
Методы активизации | Цель | Содержание |
Метод творческих заданий | Стимулировать креативность, создание новых способов действий (творческую активность) | Использование педагогом различных творческих заданий с постановкой творческих задач |
Метод развивающего дискомфорта | Стимулировать активно-поисковое поведение (поисковую активность) | Детям предлагается задание с ситуацией повышенной трудности, когда задача поставлена четко и ясно, но имеется дефицит исходной информации |
Метод экспериментирования в исследовательской ситуации | Стимулировать активно-преобразующую деятельность ребенка (поисково-познавательную активность) | Экспериментирование задается не взрослым, а строится самим дошкольником по мере получения новых сведений об объекте. Ребенок сам ставит цели, достигает их, получая новые знания о предметах. |
2. Нетрадиционные формы игровой деятельности.
Нетрадиционные формы игровой деятельности | Значение, цель | Задачи |
Сюжетно-ролевая игра «Банк» – «Бизнес-класс» для дошкольников | Развитие социальной, личностной и творческой активности. Обогащение игровой деятельности экономическим содержанием | Социальная активность: – содержание игры: социально-экономические отношения, что выводит сюжет игры на новый уровень развития; – воспроизведение в игре профессиональной деятельности взрослых: современные профессии (менеджер, банкир, бизнесмен и т.д.); – возникновение потребности в умении общаться и взаимодействовать с другими людьми (развитие коммуникативных навыков); – овладение нормами и правилами социального поведения, определенными умениями и навыками; – эмоциональное вживание в незнакомый социальный мир. Личностная активность: – возможность осуществлять свободу выбора, поиска и принятия решений (как потратить деньги; какую фирму открыть; как организовать собственное дело, чтобы оно принесло прибыль, и т.д.) – нахождение в игре каждым ребенком области проявления себя (где я успешен и значим). Творческая активность: – выдвижение собственных творческих идей; – создание новой пространственной и предметной среды по ходу игры; – придумывание разнообразных сюжетов игры, игровых действий, правил, оригинальных замыслов; – использование в игре нетрадиционного игрового материала. |
Пространственная игра | Реализация потребности в движениях. Свободное движение ребенка в свободном неорганизованном пространстве | – моторно-чувственные переживания своего тела, его положения и взаимоотношения с пространством; – изучение возможностей своего тела через движение; – освоение структуры и геометрии пространства: его трёхмерности и объемности; – развитие тонкой дифференцировки движений и сложно-координированной ловкости; – получение положительного эмоционального заряда за счет сброса психологического напряжения и стенического тонизирования; – осуществление двигательного взаимодействия детей друг с другом, установление согласованных действий, развитие рефлексии партнера по общению; – создание условий для возможности экспансивного воздействия на мир как проявление собственной активности; – развитие регуляции собственного поведения и контроля над ним; – решение частных коррекционных задач (например: нарушение взаимоотношений; проявлении агрессивности, гиперактивности, робости, замкнутости и пр. в поведении; снижение психической активности и т.п.). |
Режиссерская игра | Развитие личностной активности с учетом индивидуально-типологических особенностей. Осуществление собственных замыслов в режиссерских постройках | – получение множества первичных разрозненных знаний о мире, которые не складываются в единую картину; – уравнивание в возможностях детей с различными индивидуально-типологическими особенностями; – осознание ценности своей внутренней позиции и идей других детей, так как не бывает «плохих» и «хороших» построек, есть только мир, такой, какой ты захочешь; – осмысление через рассказ о своем мире модели, взаимосвязи в нем; – обмен опытом. |
Игра – соревнование | Формирование умения подчиняться игровым правилам, развитие соревновательных мотивов и произвольности поведения | – активизация работы мыслительной деятельности в процессе самостоятельного поиска решений; – развитие умения планировать и анализировать деятельность, согласовывать усилия, считаться с общим замыслом, договариваться, помогать и сопереживать друг другу; – формирование произвольности поведения через умение удерживать и подчиняться правилам игры. |
Игры по созданию образов с элементами ряженья и грима | Развитие творческой активности. Расширение опыта ребенка через новые формы взаимодействия со взрослым. | – получение опыта и возможности перевоплощения; – реализация собственных чувственных переживаний; – развитие умения выражать свои представления в словесном плане и доносить их до партнера по деятельности; – открытие новой позиции взаимодействия «на равных» между ребенком и взрослым; – поиск способов воплощения собственного внутреннего замысла через внешнюю атрибутику; – снятие страха публичных выступлений; – проживание опыта «Я – другой» по отношению к себе и окружающим. |
Все игры и методы ориентированы на развитие различной активности ребенка и формируют умения взаимодействовать, представлять и прогнозировать собственную позицию, получать результат, овладевать социальными навыками и формами поведения. А все эти качества – основа готовности дошкольников к условиям современной жизни.
3. Предметно-развивающая среда как фактор развития активности ребенка.
Функции предметно-пространственного мира:
- Информативная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире;
- Побуждающая ребенка к проявлению собственной активности.
Среда считается побуждающей к активности, если она отвечает следующим требованиям:
- включает элементы новизны;
- является многофункциональной;
- содержит умеренный элемент риска.
Характеристика окружающей среды
Окружающая среда | Признаки и функции | Недостатки | Формы организации среды, сочетающие в себе статичность и динамичность |
Статичная среда | – Содержит неподвижные конструкции, заданную организацию, твердо установленные границы либо отсутствие таковых. – Неизменна и постоянна во времени и пространстве. – Создает ощущение порядка и безопасности. | – Не способствует активности и поисковому поведению. – Снижает адаптивность и «притупляет» чувство собственной безопасности – Объекты окружения перестают воздействовать на человека | 1.Статичная среда, постоянно включающая новые, неоформленные и многофункциональные объекты; 2.Включение в статическую среду предметов и объектов с заданной функцией действия и пространственных перемещений; 3.Пространственное перемещение сегментов постоянного пространства; 4.Введение в статичное пространство полностью нового сегмента с новым содержанием и структурной организацией. |
Динамическая среда | – Способствует поисково- познавательной активности | – Создает фон напряжения из-за отсутствия стабильности и постоянства |
Приемы моделирования окружающей среды, повышающие активность ребенка.
- Наличие свободного сегмента пространства.
Выделение абсолютно свободного незаполненного пространства в группе, которое может заполняться по желанию детей для игры, но по правилу должно полностью освобождаться, как только игра закончена.
- Организация «склада ненужных предметов».
Склад в буквальном смысле – сундук, шкаф, ящик, в который складываются предметы, как только они выходят из постоянного употребления. Складом можно пользоваться только по разрешению с целью “найти то, что надо для игры». В данном контексте старая вещь может пробудить новый интерес и стимул к действию.
- Передвижные сегменты.
Они могут либо целиком вновь создаваться, либо переноситься из группы в группу по круговому циклу в течение года. Такими сегментами могут быть:
– имитация большого пространственного объекта создающего заданную среду или предназначенную для игры или обживания: шатер, дом, горка, ширмы, имитация транспорта, большая коробка и т.п.;
– часть ролевой игры, новый сюжет, атрибутика;
– имитация театра, сцены, кукольного театра с предметами для ряженья;
– угол отдыха, место для «валяния», предназначенное для совместного вживания и распределения пространства, заполненное мягкими неоформленными объектами: шариковой мебелью, матами, мягкими мячами, кольцами, подушками и т.п.;
– бассейны обычные и «сухие», песочницы;
– реальные объекты с реально-практическим действием, для расширения сферы деятельности детей, швейная машина, столярные инструменты, гончарные принадлежности, плита и т.п.;
– большие конструкторы, Лего и т.п.;
– живые объекты – передвижной зоопарк;
– выставки игрушек по теме.
Требования к организации жизненного пространства детей, способствующего развитию форм детской активности.
- Многофункциональность.
Деление пространства на отдельные функциональные зоны и создание интеграционной связи между ними. Каждый центр не обязательно имеет определенное, строго заданное зонирование, а может включать элементы других центров. Например, центр познания содержит дидактические, настольно-печатные игры познавательного характера, а также познавательно-художественную литературу, предметный материал для исследовательской и продуктивной деятельности по заданному тематическому содержанию.
- Трансформируемость.
Старшие дошкольники склонны реорганизовывать окружающую среду, поэтому в детском саду должно быть неорганизованное пространство, где они могут реализовать потребность в трансформации и перемещении объектов. Очень важно предоставлять детям возможность самостоятельно менять пространственную среду в соответствии с их замыслами.
- Элементы новизны.
Своевременное изменение среду педагогом через:
– внесение нового материала, расширяющего интересы детей;
– новых игровых атрибутов, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием детских игр. Для развития творческой, познавательно-поисковой активности важно, чтобы предлагаемый материал носил проблемный характер, а также имел определенную зону «неизвестного» и «малознакомого», что стимулирует самостоятельное получение новых знаний детьми. Любая среда должна включать зону нового и зону постоянства. Сочетание этих компонентов обязательно.
- Личное пространство.
Для ребенка важно иметь собственное пространство, в котором он может реализовать свои интересы или пережить определенные чувства.
- Универсальность.
Позволяет самим детям и вместе с педагогом строить, менять, трансформировать ее в соответствии с видом деятельности, игры, ее содержанием и перспективами развития.
Для развития творческой активности старших дошкольников большую роль играет содержание предметного наполнения игровых центров:
– модульная мебель для дидактических, развивающих и настольно-печатных игр;
– игровой материал для организации сюжетно-ролевых игр;
– игровые макеты для режиссерских игр и игр-макетирований;
– уголки ряженья для организации игр по созданию образов;
– неоформленный материал для проведения творческих игр с использованием воображаемых ситуаций и игрового фантазирования;
– исследовательский, проблемный материалы для организации игр-экспериментирований;
– сборно-разборные мягкие модули, домики, лабиринты для двигательных и пространственных игр.
В понятие предметно-развивающей среды включают и отношения, которые складываются у ребенка с взрослым в процессе игры. Роль взрослого определяется формой организации игровой деятельности. Так, в организованной игре он выступает как равноправный партнер и включается в нее для связи отдельных игровых моментов, коррекции ролевых отношений. В свободных и самостоятельных играх дошкольников его роль сведена к минимуму и строится на наблюдении за ходом развития сюжета и всего игрового процесса в целом. Эту позицию педагога можно считать условно «пассивной», так как она в гораздо большей степени стимулирует собственную активность ребенка в игре.
Развить активного ребенка может только взрослый, обладающий собственной внутренней активной позицией. Такой педагог отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию, верой в собственные силы, самоуважением. Он склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности, имеет внутреннюю мотивацию к своей работе, эффективен в общении с детьми.
(Литература: Развитие игровой активности дошкольников.
Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера, 2010.
Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
Источник