Задачи по развитию общения ребенка

ПРОГРАММА

по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

Уфа – 2018

Калиева И.М.

Программа по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. – Уфа, ООО «Деловая династия», 2018. – 18 с.

Содержание

Пояснительная записка……………………4

Учебно-тематический план занятий по развитию общения со сверстниками …..8

Содержание «коммуникативных» игр …13

Беседа о правилах поведения в коллективе сверстников………………………………16

Сюжетные картинки для обсуждения правил общения…………………………. ……….18

Ожидаемые результаты………………….20

Пояснительная записка

Нами представлена примерная программа по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Сегодня у многих детей обнаруживаются проблемы не только с развитием речи, но и со сформированностью навыков общения со сверстниками. Родители зачастую не обращают на эту проблему значительного внимания, и педагогам ДОУ приходиться иметь дело с дошкольниками, которые не любят и не стремятся вступать в контакт со сверстниками, не тяготятся одиночеством, не любят находиться в коллективе. Такие проблемы необходимо решать комплексно, задействуя педагогические возможности различных заданий и занятий в ДОУ. Именно для решения обозначенных проблем с общением у детей мы предлагаем примерную программу, направленную на развитие общения со сверстниками у детей дошкольного возраста.

Цель программы: повышение уровня развития общения у детей дошкольного возраста со сверстниками.

Задачи:

– создание условий для развития общения со сверстниками;

– формирование у дошкольников характерных для общения действий: сотрудничество, коммуникация и т.д.;

– формирование умений вести публичные выступления, в соответствии с заданными параметрами;

– воспитание навыков согласования своих действий с действиями сверстников и взрослых.

Организация образовательной деятельности

Программа, направленная на развитие общения со сверстниками у детей дошкольного возраста, рассчитана на деятельность детей во второй половине дня в рамках проведения игровых и творческих занятий. Проводят такие занятия в течение одного учебного года. Каждое занятие с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа должно составлять не более 15-25 минут.

Создание предметно-развивающей среды.

Образовательная деятельность по программе, направленной на развитие общения со сверстниками у детей дошкольного возраста, проводится в группах ДОУ или иных помещениях, оборудованных в соответствии с санитарными нормами.

Интеграция образовательных областей по ФГОС ДОО

1. Познавательное развитие: предполагает развитие у детей психических процессов: внимание, память, мышление, воображение, речь; расширяется кругозор детей и повышается сенсорное развитие.

2. Социально-коммуникативное развитие: развиваются коммуникативные навыки в процессе общения педагогов с детьми и родителями, пополняется словарь детей, умения выражать свои чувства, желания и мнения понятными и социально-приемлемыми способами; дети приобщаются к общепринятым нормам общения со сверстниками и взрослыми, у них развиваются навыки оценивания своих возможностей в общении, способности к преодолению трудностей.

3. Речевое развитие: дети научатся говорить полными распространенными предложениями, научатся строить свою речь грамотно и логично.

4. Художественно-эстетическое развитие: будет развиваться творческая активность младших школьников на основе творческих форм деятельности (театрализация, ролевые игры и т.д.)

5. Физическое развитие: формируется правильная осанка при выполнении учебных действий, формируется желание заботиться о своем здоровье.

Учебно-тематический план занятий по развитию общения со сверстниками

№ п/п

Наименование занятия

Цель занятия

Время

1

Игра «Через стекло»: детям предлагается сказать жестами собеседнику определенную фразу, а собеседник должен ее озвучить.

умения общаться со сверстниками, использование жестов как средства общения

20 минут

2

Игра «Волшебные очки»: детям по очереди предлагается надеть волшебные очки, которые позволяют видеть в людях только хорошие качества. Детям по очереди необходимо назвать хорошие качества друг друга.

умения общаться в положительном ключе, умения видеть достоинства в собеседнике.

20 минут

3

Ролевая игра «Поведение на детской площадке»: разыгрываются ситуации, которые случались или могли произойти между детьми на площадке.

умение предвидеть конфликтную ситуацию на детской, усвоение правил успешного общения с детьми.

30 минут

4

Ролевая игра «Попроси игрушку»: дети действуют в парах, один ребенок должен попросить игрушку так, чтобы ее получить, а другому ребенку можно отдать игрушку, только если его убедили аргументы собеседника.

развитие коммуникативных навыков, умений аргументировать свою позицию.

25 минут

5

Литературное занятие по рассказу: дети слушают рассказы о поведении детей со сверстниками (на выбор педагога) и анализируют поведение героев.

умения анализировать со стороны действия героев (детей) в общении со сверстниками.

30 минут

6

Занятие «Кукольный театр»: разыгрывание известных детям сказок.

умения контактировать со сверстниками в игровой форме.

20 минут

7

Тренинг «Коврик мира»: для разрешения конфликтов между детьми предлагается коврик, на который садятся поссорившиеся дети. Каждый из них должен объяснить мотивы своих действий и выслушать другого.

умения принимать позицию собеседника, разрешать конфликт мирным путем.

20 минут

8

Беседа о правилах поведения в коллективе сверстников.

усвоение правил успешного общения среди сверстников.

20 минут

9

Мастер-класс «Основы этикета для детей»: разыгрывание ситуаций этикета (приветствие, прощание и т.д.)

усвоение правил этикета в общении со взрослыми и детьми.

25 минут

10

Игра-театрализация: разыгрывание эпизодов (диалогов) из известных детям сказок.

умения детей не только общаться со сверстниками, но и преодолевать чувство стеснения и смущения перед коллективом при выступлении на сцене.

30 минут.

Читайте также:  Влияние игры на развитие и формирование личности ребенка

Содержание «коммуникативных» игр

Игра «Через стекло»

Выбирается водящий (с помощью передачи друг другу мячика или игрушки под музыку). Сообщается задание на карточках. Водящий должен передать сообщение с помощью жестов и мимики, а все участники отгадать. Например, «Зовешь одноклассников в столовую», «Сообщаешь, что завтра состоится праздник».

Игра «Волшебные очки»

Цель: развивать у детей воображение, учить внимательно выслушивать мнение другого, принимать иную, отличную от своей точку зрения, формировать сплоченность группы.

Оборудование: «волшебные» очки

Дети садятся в круг. Воспитатель показывает «волшебные» очки. Тот, кто их наденет, увидит в других только хорошее, даже то, что не всегда сразу заметно. Воспитатель: «А сейчас, ребята, мы посмотрим на мир другими глазами. Сейчас каждый из вас примерит очки и хорошенько рассмотрит остальных.

Тренинг «Коврик мира»

Цель: развитие навыков эффективного общения, обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих чувств и мыслей.

Игра «Поздороваемся»

Правила игры: Дети по кругу держатся за руки. По очереди тихо пожимают руку соседу и говорят приветствие.

Упражнение «Доброе животное»

Описание упражнения: участники – дети и воспитатель в кругу и держатся за руки.

Релаксационное упражнение «ПАРОВОЗИК»

Музыка спокойная «на лугу»

Дети становятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия. В этой игре важно, чтобы направляющий не торопился и вез «вагончики» аккуратно. Игру можно повторять несколько раз, чтобы каждый желающий мог побыть в роли паровозика. Игру можно усложнить и предложить всем участникам, кроме направляющего закрыть глаза или завязать полоской ткани.

Упражнение “Настроение”.

Воспитатель:

-Ребятки наша встреча подходит к завершению, я бы хотела узнать от вас, какое настроение, что вы чувствуете сейчас.

И сейчас мы с вами покажем наше настроение. Вот перед нами стоит корзинка с разноцветными лепестками. Давайте из этих лепестков создадим волшебный цветок. Я вам предлагаю взять лепестки того цвета, который соответствует вашему настроению. В серединку я прикреплю желтый кружочек, а вокруг мы посадим на магнит лепестки.

(звучит спокойная музыка).

Дети выполняют задание, потом вместе с педагогом придумывают название цветка.

Беседа о правилах поведения в коллективе сверстников

Правила общения

• проявляй внимание к своим друзьям, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

• никогда не смейся над физическими недостатками людей;

• всегда и во всём помогай младшим и слабым;

• не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;

• не придумывай никому обидных прозвищ;

• если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчик вспомнит твоё имя;

• если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит;

• всегда выполняй данные тобой обещания;

• никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;

• дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово;

• всегда будь точным: неточность – это прежде всего невежливость;

• никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;

• никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства.

Сюжетные картинки для обсуждения правил общения

Ожидаемые результаты

1. Дети старшего дошкольного возраста с помощью занятий по развитию общения со сверстниками, научатся грамотно говорить полными и сложными предложениями, научатся выстраивать логику общения, смогут эффективно взаимодействовать с сверстниками и взрослыми;

2. У детей старшего дошкольного возраста, благодаря занятиям по развитию общения со сверстниками, сформируются основные аналитические мыслительные действия: дети смогут систематизировать и классифицировать в совей речи определенные сведения;

3. У детей старшего дошкольного возраста с помощью занятий по развитию общения закрепятся навыки успешного взаимодействия друг с другом, дошкольники научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого; научатся быть вежливыми и выдержанными в общении;

4. У детей старшего дошкольного возраста, благодаря занятиям по развитию навыков общения со сверстниками, сформируются ключевые личностные качества: доброжелательность к сверстникам; коммуникативная активность, умения выступать на сцене, умения аргументировать свою позицию в общении и т.д.

Источник

Юлия Лунева

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»

Важную роль в жизни каждого человека играет общение. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра.

Человек учится общению с раннего возраста и овладевает различны-ми его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в процессе накопления им житейского опыта.

Читайте также:  Центр развития ребенка здоровый ребенок

Коммуникативная деятельность имеет большое значение для форми-рования и развития детской психики, а также для становления человека как личности. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не смог бы стать культурно и нравственно развитым гражданином.

В общении сначала через прямое подражание, а затем через сло-весные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта.

Сфера общения – самый мощный источник, определяющий психи-ческое состояние ребенка, его здоровье. От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его даль-нейшая жизнь.

Потребность в общении рано становится основной социальной потребностью ребенка. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада. Одним из показателей полноценного и правильного развития ребенка является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими.

Успешное усвоение детьми коммуникативных умений и навыков возможно при установлении в процессе обучения и воспитания связи между тем, что воспитатель хочет сформировать у ребенка и тем, что субъективно значимо для него. Таким образом, само содержание учебного материала и методики его преподавания детям дошкольникамдолжны опираться на имеющиеся у них потребности: потребность в игре, в общении, в движении, в продуктивных видах деятельности.

Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра. Поэтому именно игра – является средством формирования коммуникативных навыков у детей. В процессе игры, дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Таким образом, игры в формировании и развитии коммуникативных способностей и взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика.

– В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей.

– В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.

– Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка.

– Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

– Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка.

– Игра способствует формированию творческое воображения.

– Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка.

– Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка.

– Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

– Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

Консультация для родителей. «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»

Беседа «Как можно общаться без слов»

Обсудите с ребенком, с помощью каких средств он может общаться с другими людьми. Наверное, он сразу же назовет речь. Спросите его, как можно без слов объясниться с человеком, как с помощью жеста, мимики передать свое эмоциональное состояние. Можно ли узнать, о чем думал, что чувствовал писатель, художник или композитор, читая, рассматривая или слушая их произведения. Попробуйте угадать настроение автора, читая какую-нибудь книгу или слушая музыку.

Упражнение «Музыка и эмоции».

Прослушав музыкальный отрывок,дети описывают настроение музыки по шкалам: веселая – грустная, довольная – сердитая, смелая – трусливая, праздничная – будничная, задушевная – отчужденная, бодрая – усталая, спокойная – взволнованная, медленная – быстрая, теплая – холодная, ясная – мрачная.

Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.

«Страна Х» (коллективный рисунок)

Это упражнение предусматривает совместное рисование детей на большом листе бумаги. Детям предлагается вместе придумать свою страну, дать ей название и нарисовать. Каждый ребенок рисует на общей картине то, что хочет. Взрослый также может участвовать в общем рисовании. Это упражнение дает возможность каждому ребенку участвовать в общей деятельности, помогает увидеть, какое место занимает ребенок в группе. Оно также поможет закрепить наглядно те знания, которые ребенок получает на занятиях в детском саду.

Упражнение «Слепой и поводырь».

Упражнение в парах. Один из участников – «слепой», второй – его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, которые созданы заранее (мебель, столы, стулья, также препятствиями могут быть другие люди). У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» – провести его так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно иногда менять маршрут. Эта игра способствует развитию доверия друг к другу и развитию чувства безопасности по отношению к другим людям. После игры желательно обсудить с ребенком ее ход, спросить, что он чувствовал, будучи «слепым» и «поводырем», было ли ему уютно в этих ролях, что хотелось сделать во время игры, как изменить ситуацию и т. п.

Читайте также:  Материалы для развития ребенка 5 лет

Упражнение «Доброе животное».

Участники встают в круг и берутся за руки.Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Упражнение «Нос к носу»

Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами.Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т. д.

Игра «Скажи вежливое слово»

Цель: обучение положительному вербальному общению.

Вариант 1: водящий бросает мяч и говорит вежливое слово тому, кому бросил мяч.

Вариант 2: по кругу передают друг другу вежливые слова.

Вариант 3: по кругу дети называют ласковыми именами друг друга.

Вариант 4: Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу.

Игра «Уступи место» (для детей с 5 лет, «Уступи игрушку» (для детей с 3 до 5 лет).

Цель: расширение набора тактик взаимодействия.

Процедура игры.Вариант 1: водящий подходит к кому-либо из детей, сидящих в кругу, и хлопает в ладоши. Тот, к кому подошли, уступает место (игрушку).Вариант 2: водящий подходит к кому-либо из детей и без слов делает так (использует различные тактики, чтобы ему уступили место (игрушку).Вариант 3: водящий подходит к кому-либо из детей и при помощи слов пытается добиться того (использует различные слова и выражения, чтобы ему уступили место.

Игра «Кто позвал?»

Дети стоят в кругу. Один из играющих встает в центр круга и закрывает глаза. Ведущий подходит и притрагивается к кому-либо из участников игры. Тот громко называет имя водящего.Ведущий: «Кто позвал тебя?»

Ребенок, стоящий в кругу, называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.

В процессе этой игры дети лучше узнают друг друга и запоминают имена. Игра способствует сближению ребят, развивает внимание, память, упражняет слуховой анализатор.

Игра «Через стекло»

Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора ребенку можно предложить,например: “Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно”, или “Принеси мне стакан воды, я хочу пить” и т. п., или ребенок сам придумает свое сообщение. После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, что чувствовали дети при передаче сообщений, легко ли им было.

Игра направлена на развитие умения, передавать мысли и чувства с помощью мимики и выразительных движений.

Вывод следующий: навыки общения дошкольников можно и нужно развивать, прививая дошкольникам основы грамотного общения и культурной речи. Начинать такое обучение нужно с самого рождения, применяя весь спектр приемов и методов воздействия. Каждый взрослый воспитатель или родитель не должен забывать, что ответственность за построение взаимодействия лежит на нем, так как именно в общении со взрослыми дети получают и усваивают основные модели общения. Поэтому воспитатели и родители стоят во главе формирования культуры общения у детей дошкольного возраста.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

В результате целенаправленных усилий воспитателей и родителей дети обретают способность хорошо ориентироваться во взаимоотношениях с окружающими, приобретают навык понимания и эмпатии к эмоциональному настроению окружения, обучаются сопереживанию и отзывчивости. Целенаправленное развитие коммуникативных навыков совместными усилиями дает существенное обогащение коммуникативного опыта детей и способно нейтрализовать многие проблемы.

Коммуникативные игры – наиболее простой и эффективный способ развития навыков общения у детей дошкольного возраста.

Источник