Зацикленность у ребенка 4 года

Зацикленность у ребенка 4 года thumbnail

Однако, оказывается, гибкость можно натренировать. Соцработница и специалистка по детскому развитию Клэр Лернер объяснила, почему малышам так тяжело даются перемены, и что могут сделать родители, чтобы помочь им это преодолеть. Перевели ее статью с сайта Psychology Today с сокращениями.

Одно из главных беспокойств (и жалоб) родителей, с которыми я работаю, заключается в том, что их дети очень ригидные и нерациональные. Вот несколько типичных примеров:

  • Генри устроил бурную истерику, потому что из детского сада его забрала мама, а не бабушка, которая обычно приходит за ним по вечерам.
  • Челси отказалась принимать ванну, потому что мама включила воду, а она хотела сделать это сама.
  • Эндрю сломал постройку из кубиков, которую он строил вместе со своими друзьями, потому что он хотел, чтобы это был дом для фигурок, а они уже решили, что это будет рестораном.

Если эти сценарии кажутся вам знакомыми, знайте – вы не одиноки. Всех перечисленных выше детей объединяло одно – недостаток гибкости, то есть, умения адаптироваться в ситуациях, когда они не могут получить именно то, что они хотят, тогда, когда они этого хотят, или тогда, когда происходит что-то неожиданное.

Гибкость – это одно из самых важных качеств, необходимых для того, чтобы успешно функционировать. Она помогает нам адаптироваться к огромному количеству событий, которые мы не можем предсказать или контролировать. Также гибкость помогает нам эффективно работать в команде и строить успешные отношения с окружающими, потому что она позволяет нам понимать и принимать взгляды других людей.

Умение адаптироваться, которое пригодится детям во взрослой жизни, закладывается уже в детстве. В раннем возрасте гибкость проявляется в мелочах: например, когда ребенок готов уступить качели другому ребенку, который еще ни разу ни качался, или когда ребенок может спокойно (без истерики) пережить тот факт, что воспитательница надела на него сперва варежки, а потом куртку, а не наоборот, как он привык. По мере взросления эта гибкость превращается в умение участвовать в групповых проектах или играть в командные виды спорта, а еще позже – в умение быть хорошим коллегой на работе и хорошим партнером дома.

Для начала важно помнить, что некоторым детям сложнее адаптироваться к новым условиям в силу их темперамента. Есть «дети-одуванчики» которые от природы более гибкие. А есть дети более чувствительные – их еще иногда называют «орхидеями» – они чаще оказываются менее гибкими. Они часто бурно реагируют на, казалось бы, незначительные раздражители – например, когда родитель выключил свет, а не предложил ребенку сделать это самому (даже если тот не озвучивал свое желание).

Также низкой гибкостью обладают высокочувствительные дети – это означает, что они каждый раз очень сильно реагируют на внешние раздражители. Представьте себе ребенка, который чувствует себя некомфортно, когда другие дети подходят к нему слишком близко или нарушают его личное пространство. Такому ребенку весь мир кажется слишком настойчивым, потому что он постоянно испытывает неприятные ощущения. Это заставляет его чувствовать себя так, как будто он не имеет контроля над некомфортной для себя ситуацией.

Для того, чтобы сделать свою повседневную жизнь более предсказуемой и терпимой, высокочувствительные дети придерживаются фиксированных правил того, как должен работать мир вокруг них. Говоря людям, где они должны сидеть, какой громкости должна быть музыка, в миске какого цвета должны быть хлопья, какую одежду они будут или не будут носить, или как близко курица должна располагаться от морковки на их тарелке, высокочувствительные дети просто пытаются контролировать свое окружение.

Негибкие дети могут быть авторитарными. Они могут говорить своим сверстникам, какую роль им играть, или какие кубики они могут использовать. И хотя такое поведение считается «неприемлемым», важно понимать, что это – всего лишь способ снизить уровень стресса и дискомфорта в тех ситуациях, в которых ребенок не имеет контроля над своим сенсорным опытом.

Чтобы научить негибких детей гибкости, требуется много времени и терпения, но это очень важно для того, чтобы подготовить их к взрослой жизни. Им важно проходить через ситуации, в которых они не получают того, что они хотят, чтобы понять, что они в состоянии выжить даже тогда, когда все идет не так, как они ожидали.

Признавайте переживания и опыт ребенка. Запомните, эмоции – это не проблема, проблема в том, как дети их выражают. Чем чаще вы признаете те эмоции, которые стоят за определенным поведением ребенка, тем быстрее они научатся ими управлять: «Ты расстроен, потому что бабушка не пришла забирать тебя из сада. Я понимаю – тебе не нравится, когда что-то идет не так, как ты ожидал».

Устанавливайте границы спокойно и с любовью. «Бабушка пошла к врачу, и прием занял больше времени, чем ожидалось. Так что сегодня я пришла за тобой». Затем, сохраняя спокойствие (насколько это возможно), дайте ребенку понять, что вы не намерены вступать в споры или реагировать на его протесты и возмущения. Игнорируйте его попытки втянуть вас в противоборство, но не игнорируйте самого ребенка. Даже если он кричит и пинается, пока вы пристегиваете его в автокресле, вы можете начать рассказывать ему забавную историю, включить его любимую музыку или обсудить, во что он хочет поиграть дома. Так вы показываете, что вы готовы взаимодействовать с ним – но только позитивным образом.

Научите видеть перспективы. Когда вы устанавливаете разумные границы и не выполняете любые безапелляционные требования вашего ребенка, вы помогаете ему видеть мир глазами других людей и принимать во внимание их потребности и чувства. Например: «Тедди, я знаю, ты хочешь, чтобы я прямо сейчас почитала тебе эту книгу, но Джоуи некомфортно, и ему надо поменять подгузник. Я почитаю тебе, когда все сделаю». Затем проигнорируйте споры, поменяйте подгузник и вернитесь к Тедди, когда все будет готово. Скажите ему, что он молодец, что подождал вас (даже если он орал все это время), и теперь вы можете почитать книгу.

Подайте личный пример. Обращайте внимание ребенка на те случаи, в которых вы проявляете гибкость в своей повседневной рутине. «Я не могу найти свою любимую шляпку. Что ж, придется мне надеть другую», «Ресторан закрыт, давай поищем другое место, где можно поесть» или «Мы собирались пойти в парк сегодня вечером, но я вижу, что у тебя есть много нерастраченной энергии, так что я буду гибкой и отвезу тебя туда прямо с утра».

Хвалите ребенка каждый раз, когда он проявляет гибкость. Здесь все понятно – отмечайте ситуации, в которых ваш ребенок смог адаптироваться к ситуации, и хвалите его. «Ты дал Генри туннель, который был нужен для его поезда, и вместо этого взял мост. Молодец, что проявил гибкость!», «Ты хотел сам включить воду в ванной, но мама сделала это до тебя. Ты расстроился, но тебе удалось успокоиться и хорошо провести время в ванне. А потом ты сам выключил воду! Быть гибким очень здорово!».

Обращайте внимание ребенка на преимущества гибкости в разных ситуациях. Отмечайте каждый – даже маленький и незначительный – случай, в котором ваш ребенок проявил гибкость и говорите о том, что он от этого выигрывает. Напоминайте ребенку о тех ситуациях, когда проявленная гибкость привела к получению позитивного опыта. Постепенно, шаг за шагом, празднуя каждую маленькую победу, вы сможете добиться гибкости и в более серьезных вопросах.

Если стратегии, предложенные в этой статье, оказались неэффективными, или негибкость вашего ребенка мешает ему полноценно функционировать дома и в школе, возможно, вам стоит обратиться к специалисту за консультацией и диагностикой.

Источник

анонимно, Женщина, 33 года

Здравствуйте! Меня беспокоит развитие мальчика. Ему 3 года и 3 мес. С 1.6 лет ребенок увлекся машинами, вплоть до названия всех ее составляющих. Никакие другие игрушки и игры его не интересовали. Начал разговаривать фразами в 1.10, с 2-лет говорит сложно-подчиненными предложениями. Игра в машинки продолжается и по сей день. Мешает это тем, что если куда-то придешь в кружок на занятия, если там на виду машинки, то ребенок возле них. Что более менее интересно и нетрудно-он выполняет, остальное время может пойти машины катать, и никакой общественный процесс ему не нужен. Также беспокоит его непонятное поведение с детьми. Он как будто не знает как себя вести, начинает то дурачиться, говорить всякие глупости, весь взбудораженный, может даже включить поведение какого-нибудь персонажа из мультфильма или рассказа. От переизбытка эмоций может исполнять непонятно что..барабанить меня по животу, дергать за платье и тд. Какое-то волнитебьное показное и нелепое поведение. Мальчик очень чувствительный, ранимый, пугливый и тревожный. То есть, такому скажешь что там то опасно, и он будет бояться туда идти или лезтьи тд. Ребенок давно (еще до 2 лет) знает все цвета, формы, марки машин. Болтлив. И кроме болтовни как будто больше ничего не умеет, я именно про другие навыки коммуникации. С детьми может подойти и тока болтать, болтать и больше особо ничего, ну и нелепицу вытворять, трогать руки детям, волосы. Еще он как будто в образе. Разговаривает громко, тоже как будто в образе. Всем взрослым он кажется очень умным и развитым мальчиком, т.к. он разговаривает как взрослый и много знает (хорошо запоминает что ему рассказываешь). А понаблюдай за ним в детской компании-дурной какой-то. Что это может быть? В сад ребенок не ходит. Вопрос: есть ли у ребенка аутичные черты, или аутизм, или синдром Аспергера?

детский и подростковый психиатр

Здравствйте! На РАС это совсем не похоже. Нужна для начала консультация психолога. Потом уже по результатам.

анонимно

Уважаемый Ариель Аркадьевич! Спасибо за Ваш отзыв. Психологам показывала (двум): обе сказали про повышенную тревожность, и одна из них еще добавила авсокочувмтвительность. Немного хочу добавить к описанию ребенка, что мне видется аутичного в нем: 1. Зацикленность на машинках. Играет дома только с ними. Катает их (их много) озвучивает, потом как будто он сам водитель-берет что то круглое и крутит как руль и что то похожее на коробку передач (кеглю, например) и ‘переключает скорости. Потом любит делать вид, что что-то чинит или пилит. Общепринятые обычные игры не интересуют: ни в мяч поиграть неинтересно, ни порисовать/лепить, что-то строить тоже не строит, но зато часто иммитирует стройку, говорит что у него тут стройка, достает инструменты и тд. Пример: было время во дворе дети катаются с горки, а мы ее ‘чинили’. Кстати, горки мы боимся, скатываемся только за ручку, также боимся спускаться по лестницам без поддержки и попеременно ножками. Спускается приставным шагом и, как правило, придерживаясь о стенку/перила. С детьми как себя вести не знает, в обществе детей как-то возбуждается, иожет начать прыгать, пищать, но обычно болтает с ними взахлеб. Говорит для своего возраста очень хорошо, логика развита. Задает много вопросов. Вообще, болтает много. Но нет целенаправленных действий/игр, ни в песочнице, ни вообще за каким либо делом. Дома любимые дела это машинки и мультики. Ради эксперимента убирала все машинки, объяснив ему, что они на тех.осмотр уехали, и сейчас убираю периодически. Без машин дома он сначала мается, потом играет в палатке в виде автобуса в водителя, играет в посудку (пикник), в доктора. Также любит инсценировать что то из рассказов/сказок или мультиков. Еще очень напрягает следующее: дома уговариваешь на улицу пойти, на улице начинает психовать, если зовешь домой. Если пора спать-протест всегда. И так во всем. Любая просьба, в ответ от него ли ‘да щаас’, а когда уже сердито настаиваешь-психует. Нет стремления научиться во что то играть или рисовать. На своей волне как будто чаще всего он. Посторонним он кажется умным и развитым. Но странность интересов, пугливость и непонятки в поведении с детьми и протесты дома меня беспокоят. Может ли все это быть из-за его повышенной тревожности и моей нервозности? Извините за много букв. Буду очень признательно ‘услышать’ Ваше мнение.

Здравствуйте! Повторюсь – ни аутизма ни Аспергера я не вижу ))) Поведенческие, психологические и характерологические особенности – да. Это к психологам )))

анонимно

Огромное Вам спасибо за ответ. Очень обнадеживает. Ариель Аркадьевич, позвольте еще один вопрос: А если ребенок при таких некоторых эмоциях радости, страха, возбуждения трясет руками(типа ‘крылышки’ или как это называют) и такжк периодически встает на носочки, это о чем сигнализирует? Свойственно ли это обычным детям? У моего ребенка, о котором выше речь, эти проявления были до 2 лет, потом ушло, а сейчас в 3.4 снова вылезло, и носочки, и ‘крылышки’. Я в этом тоже вижу аутичные проявления. Жду Ваше мнение. Благодарю. Валерия.

Это не античные проявления. Это, скорее, связано с гипертонусом. По “протоколам” это невролог. А если “между нами” – найдите классного мануальщика )))

анонимно

Остеопата или именно мануальщика? Я просто уже не знаю куда бежать. По неврологии ‘лечимся’ с рождения, ребь то одно пил то другое. Сейчас из-за этого проблемы с кишечником. А поведение совершенно неуправляемое, рассеянное. Нужно 5 раз сказать и 6-ой крикнуть, чтобы он услышал просьбу. То к ММД склоняюсь, то к аутизму. Ребенок умный. Но поведение и его реакции просто плачевные. Начитываю статьи в инете. Вот уже и до Вас дописалась)) Повторю вопрос: обратиться к остеопату или мануальщику? Огромное спасибо. Валерия.

Консультация психотерапевта на тему «Зацикленность на игре в машинки у ребенка и непонятное поведение с детьми Есть ли отклонения» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.

Ответ опубликован 17 августа 2016

Источник

kerimaza пишет здесь – https://kerimaza.livejournal.com/97126.html и здесь – https://kerimaza.livejournal.com/97520.html

Мальчик, 6 лет, каждый раз, приходя на занятие не может говорить ни о чем другом, как только о своем мультике, о героях этого мультика, об игрушках, сделанных по этому мультику.

Мальчик, 8 лет, играет только в человека-паука, смотрит только о нем, говорит только о нем.

Мальчик, 9 лет, играет в робота, только в робота, часами.

Мальчик, 10 лет, говорит только об инопланетянах, о чем бы другом речь не заходила, он все сводит к инопланетянам, учиться больше не может, перешли на домашнее обучение, учитель все дает через инопланетян.

Девочек, с такой сильной направленностью на один предмет не встречала.

Почему меня это так напрягает? Даже сталкиваясь с тем, что ребенок три занятия подряд говорит на одну тему, меня это начинает беспокоить и я всеми силами пытаюсь всегда вывести его в другие темы. Речь идет только о фантастических, нереалистических темах, не относящихся к действительности.

Сегодня я вдруг поняла, почему.

Просто все сложилось в одну картину и я ужаснулась тому, что поняла.

Ребенок воспринимает информацию и на ее основе строит картину мира. По словам А.Я.Каплана и других ученых, занимающихся сегодня изучением мозга, мы все живем в наших “виртуальных” мирах. Мозг строит картину мира и на этой основе планирует действия. Эта картина должна максимально соответствовать окружающему миру, только в этом случае возможна успешная адаптация и решение всевозможных задач. Нашему мозгу все равно, какую информацию получать, важно только то, насколько она достоверна, а достоверность информации в значительной степени зависит от того, с какой регулярностью она поступает. Часто поступает, регулярно, значит достоверна. Важна значимость источника. Важен канал восприятия, большинство в гораздо большей степени доверяет зрению, видит сам, значит информация достоверна. Ребенок смотрит мультфильм, часто смотрит, один и тот же сериал, где герои живут, развиваются, он это видит, да еще и слышит. У него есть игрушки по этим героям, книги, раскраски. Значит для его мозга это реальность.

Ребенок растет, та картина мира, которая для него достоверна, буквально запечатлевается в его мозгу в виде вполне реальных связей между нейронами его мозга. Эта информация впечатывается. Иллюзорная, вымышленная, неверная, неправильная, с нарушением порой всех законов нашего мира, я имею в виду не только социальные, моральные законы (ведь в этих мультиках очень часто убивают) но и законов физических. Как раз во время познания мира, его физических законов мозг заполняется вымышленными законами и для ребенка эти законы становятся реальностью.

Для него становится реальным мир, в котором можно просто летать, в котором можно не умирать, в котором можно испускать огонь, все вокруг замораживать голыми руками – продолжайте сами, в зависимости от дого доминирующего мультфильма, который часами готов смотреть данный ребенок. Вы думаете, что если он не видит этого дома, то он готов поверить, что это только по телевизору так можно? Я спрашиваю часто детей об этом, они уверены, что надо только еще немного напрячься и будет как в мультике, надо только завернуть за угол и там встретишь человека-паука, надо только поехать в другой город и там будет все как в мультике. И переубедить ребенка очень трудно.

А потом появляется школа и тут все проблемы выползают в таких размерах, что родители хватаются за голову, начинают бегать по специалистам, ну а чаще всего винят учителя и школу.

Что делать, если ребенок уже зациклился на одной идее, мультфильме

Продолжение предыдущего поста

Если ребенок все же зациклился на одном, ни в коем случае не стоит опускать руки и думать, что все уже потеряно. Пластичность мозга такова, что даже взрослый может научиться думать иначе, освоить новые знания, навыки, что ж говорить о ребенке. По многим данным я пришла к выводу, что через три месяца может сформироваться новая нейронная сеть на уровне новых дендритов, а не только синапсов. Через три месяца вырастают новые аксоны из зрительной коры до глаз при инсульте. Три месяца и человек может научиться думать иначе. Но ребенок может перестроиться и гораздо быстрее.

Как определить, что пора действовать, ведь дети очень любят повторение и это для них естественный процесс. Они просят читать одну и туже сказку неделями, смотреть один мультик. Не всегда это вредит, ребенок решает определенные задачи. Но вот проходит неделя за неделей, а он смотрит только этот мультфильм (вряд ли это возможно с книгой, вам просто дико надоест ее читать, да и книга не несет такого вреда, поскольку при слушании ребенок строит свои зрительные образы самостоятельно). Он говорит только на тему мультфильма, он не хочет смотреть или слушать ничего другого. Он начинает просыпаться по ночам и буквально бредить героями, он уверен, что когда вырастет, станет героем мультфильма. для него происходящее в мультфильме становится реальностью, он начинает доказывать, что герои настоящие, они живут рядом, что он их видел и ведь может на самом деле думать, что видел, дети с трудом могут отличать реальность от своего внутреннего мира.

Что делать в первую очередь?

– Исключить данный мультфильм из жизни ребенка совершенно, не упоминать, подарить кому-нибудь игрушки, отдать или выбросить кассеты или диски.

– Обязательно искать замену, нельзя просто убрать привычку, ее можно только заменить на другую. Но я бы советовала заменять не на одно, а на несколько дел. Лучше дел, а не других мультфильмов. Так очень удачный пример я видела сегодня, ребенку купили лего (впервые в его жизни) и его оно так увлекло, что он и сам невольно стал забывать о мультфильме, который его буквально истязал.

– Дать ребенку возможность получать больше сенсорной информации, это может быть спорт, любые виды детского творчества. Так его собственное тело намного быстрее поможет вернуть его к реальности.

– Общаясь с ребенком необходимо выяснить его представление о мире, что он считает живым, а что нет, что реальным, а что нет. Каков его взгляд на мир? Такая беседа может быть очень полезна для родителей и помочь в дальнейшем формировании системных представлений о мире. Система, вот что совершенно необходимо таким детям.

– Логическое мышление так же важно, если у ребенка проблемы с логическим мышлением, то доказать что-либо ему будет практически невозможно, ведь в его мире все возможно.

По моим наблюдениям эти дети часто не понимают самых простых вещей, например если внести снег в помещение – он расстает, что нельзя построить башню не соблюдая правил расположения кубиков и у них башня всегда падает, но ничему их не учит. И часто оказывается, что в возрасте до трех лет они были просто лишены подобных экспериментов с вещами. Значит им надо дать возможность как можно больше экспериментировать и ошибаться. Да, эти дети часто просто психуют, если не получается и требуют у родителей – сделай и они делают и ребенок опять ничему не научается, ведь у мамы получилось, значит это реально, как бы фантастично не хотел ребенок сделать сам. Он ведь часто не видит деталей, не видит отличий, что сделала мама иначе. А она часто даже не догадывается обратить внимание ребенка на эти отличия.

– Очень часто у детей с данными проблемами есть нарушения речи, отставание развития речи, часто они начинали говорить после трех лет. Мамы же все пытаются объяснять словами, но ее объяснения ничего не объясняют ребенку и он очень хорошо научается ее не слышать, не обращать внимание на ее слова. Вот и выходит замкнутый круг, который сами мамы не могут разорвать. Даже зная, что бесполезно. Как мне одна мама на днях сказала: “Я ему об этом уже пять лет говорю”, на мой вопрос: “Ну и как, результат есть?”, ответ: “Нет!” Так зачем же говорить? Если нет результата, если взрослый уже мог бы убедиться много много многократно, что бесполезно и надо бы искать иные способы, иные пути. Итак, поменьше слов и побольше дела.

Источник