Забота родителей о физическом развитии и здоровье ребенка
Статья: Забота Родителей о физическом развитии и здоровье детей.
Дети – самое большое наше богатство. И каждый родитель стремится для ребёнка сделать всё, что в его силах. Нам всем очень хочется, чтобы наши дети стали самыми лучшими. Хорошо учились.
Жизнь не стоит на месте. В наш век, высоких технологий, у большинства школьников отмечается дефицит движений в режиме дня. К сожалению, такая проблема стоит. Поэтому на родительских собраниях, особенно в младших классах, стоит обращать внимание на физическую подготовку учащихся. Наши дети, поступая в школу, начинают испытывать дефицит в движениях. У младших школьников произвольные движения (ходьба, бег, игры) занимают только 16-19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 3-5%. Да, хочется отметить, что в выходные дни двигательная активность больше чем учебная. Не достаточность движений в этом возрасте ведёт к снижению работоспособности всего организма: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений. Вследствие недостаточной двигательной активности снижается сопротивляемость молодого организма к «простудным» и инфекционным заболеваниям. Единственная возможность нейтрализовать отрицательные явления, развивающиеся у школьников при продолжительном умственном (учебном) труде, – это активная и определённым образом физическая деятельность.
Давайте разберём двигательный режим среднего школьника. Двигательный режим складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроков физической культуры, активного отдыха на воздухе, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни и каникулы.
При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит не прерывное совершенствование организма в целом. В этом, главным образом, и заключается положительное влияние.
Постоянные физические упражнения способствуют увеличению скелетной мускулатуры, укреплению суставов, связок, росту и развитию костей.
Большая ценность физических упражнений состоит в том, что занимаясь ими, школьник не только укрепляет своё здоровье и получает разностороннее физическое развитие, но и приобретает ряд двигательных и моральных качеств. К первым относятся: ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость; Ко вторым – такие ценные качества как коллективизм и товарищество, настойчивость, смелость, честность, дисциплинированность.
Предлагаю вам анкету для родителей.
- Как вы считаете, на какое место по значимости уроков, вы бы поставили физическую культуру?
- Нравятся ли вашему ребёнку уроки физической культуры?
- Назовите, в какие игры умеет играть ваш ребёнок.
- Часто ли вы вместе бываете на прогулках, и играете в игры с ребёнком?
- Какие спортивные секции или кружки посещает ваш ребёнок?
- Знает ли ваш ребёнок комплекс утренней зарядки?
- Делает ли ваш ребёнок зарядку?
- Как часто ваш ребёнок гуляет по часу и более на свежем воздухе?
- Делает ли домашние задания по физической культуре ваш ребёнок? Контролируете ли вы его?
Проанализировав анкету, можно понять, как родители относятся к физическому воспитанию своего ребёнка.
И тут, как правило, встаёт ещё один вопрос, о нехватке времени, ведь родители в основной массе работают. Не редко дети испытывают дефицит общения с родителями. Физкультура и спорт – это та сфера, где, во-первых, этот дефицит к обоюдной пользе уменьшается. Во-вторых, именно здесь родители всегда будут образцом для ребёнка. Втянув детей в мир физического совершенствования и гармонии, вы «привьёте» ему иммунитет против никотина, алкоголя, и других вредных привычек. Наши дети слишком много времени просиживают за компьютером или телевизором. А сколько возможностей для отличного отдыха. Это и прогулки в лес, а зимой ходьба на лыжах. Всегда можно придумать, как отдохнуть вместе с детьми.
И ещё один важный вопрос для родителей. Начиная со второго класса, дети получают домашние задания по предметам. И вот здесь помощь своему ребёнку могут оказать родители в выполнении и контроле за домашними заданиями по физической культуре.
Какие домашние задания бывают по физической культуре.
Это кратковременные – непосредственно подготовить или выучить к следующему уроку, например: комплекс утренней зарядки. И долговременные, например: научиться выполнять упражнение сгибание и разгибание рук в упоре лёжа до 10 раз. Это упражнение требует каждодневной работы, а парой и каждодневного контроля. Желательно выполнять упражнение в игровой форме. А если ещё и личным примером, это очень здорово!
Воспитание детей – это мудрое ограничение. Ребёнок должен понять, что есть 3 вещи: можно, нельзя, надо. Так из этих трёх составляющих, чтобы достичь определённых успехов в спорте, или просто улучшить свою физическую форму, навыки – слово «надо» стоит на первом месте. И думаю, в наше время здоровье и здоровый образ жизни привилегия. Нет у нас заботы более важной и ответственной, чем воспитание детей. Воспитание детей – здоровыми. Кем бы человек не был, где бы не трудился, он всегда должен проявлять высокое чувство гражданственности – ответственность за судьба подрастающего поколения.
Литература:
Физическое воспитание в 1-4 классах общеобразовательной школы. Пособие для учителя под редакцией Е. Н. Ворсина. ПКИП «Асар», 1995 – 176с.
Источник
Ширина блока px
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Учитель английского языка
МОАУ СОШ № 8 г. Кирова
Крысова Елена Анатольевна
Родительское собрание
«Забота родителей о физическом развитии и
здоровье младших школьников»
Цель: способствовать осознанию ответственности родителей за воспитание
здоровой личности
План: 1) раскрыть факторы, влияющие на здоровье ребенка,
2) показать роль родительского примера в воспитании здорового
ребенка,
3) влияние вредных привычек на здоровье ребенка
Подготовка к собранию : провести анкету среди родителей (приложение 1)
Ход собрания:
Сегодня мы все чаще стали задумываться о сохранении нашего здоровья. А
что такое здоровье?
ЗДОРОВЬЕ – это возможность получения работы по душе,
– это психологическое равновесие
– социальное благополучие.
– рациональное питание,
– активная деятельность
– положительные эмоции.
Институт школы детей и подростков АМН рекомендует использовать для
оценки состояния здоровья детей 4 основных показателя:
– наличие или отсутствие на момент осмотра хронических болезней,
– уровень функционального состояния основных систем организма,
– степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям,
– уровень психического и физического развития и степень их гармоничности.
Здоровье и физическое состояние подростков вызывает серьезную тревогу.
Среди выпускников школы лишь каждый пятый может считаться здоровым.
За период обучения в школе число детей с нервно-психическими
отклонениями и расстройствами увеличивается в 4 раза,
близорукость возрастает в 10 раз,
около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют отклонения в
состоянии здоровья,
а среди выпускников уже 70-80% нельзя назвать абсолютно здоровыми.
У 30% школьников отмечаются симптомы разных неврозов.
Психологи фиксируют отход от возрастных норм памяти, мышления и
внимания
В кировских школах здоровыми признаны лишь 17% учеников.
В 2012 г. прошел мониторинг здоровья школьников Кировской области по
итогам профилактических осмотров.
64% обладают риском развития хронической патологии и функциональными
нарушениями.
18%- имеют хронические заболевания,
1,5% – дети – инвалиды
Одна из самых часто встречаемых патологий – нарушение опорно-
двигательного аппарата (нарушение осанки, что связано с неправильной
посадкой ребенка в течение продолжительного времени). Рост
распространенности сколиоза среди школьников за время обучения в школе
возрастает в 10 раз.
У 30% выпускников выявлено снижение остроты зрения. (за время учебы
острота зрения снижается в 5,5 раза) Рост детей с пониженным зрением
увеличился на 19% за последние 4 года.
Если здоровье принять за 100%, то
20% здоровья зависят от наследственных факторов,
20% от факторов внешней среды,
10% – от деятельности системы здравоохранения,
50% – от самого человека: от его образа жизни.
В эти 50% следует включить и воспитание, и пример, который ребенку
подают родители.
Как следует воспитывать ребенка, чтобы он заботился о своем здоровье и
дорожил им?
№ 1 Режим дня
Понятно, что с возрастом он меняется, зависит от многих факторов в
жизни ребенка. Но главное, он должен быть и ребенок должен соблюдать
режим дня.
Для школьников 5-х класса педагоги и врачи рекомендуют такой режим дня.
(Приложение 2)
Одним из главных условий правильного режима дня будет выполнение
зарядки. Хорошо бы подобрать небольшой, минут на 5-7, комплекс
упражнений для ребенка, которые он будет выполнять каждое утро. А
возможно, еще раз в течение дня. (О гиподинамии будет сказано позже).
Действия, которым надо научить своего ребенка: после гимнастики приведи
свою комнату в порядок, затем умывание, чистка зубов, прическа, завтрак,
путь в школу.
(здесь классный руководитель дает сведения по итогам анкетирования)
№ 2 Снижение остроты зрения
Выше уже были приведены цифры, касающиеся данной проблемы.
Сейчас поговорим о том, что в чем причина.
Основная причина – длительное пребывание у телевизора, занятия на
компьютере, занятие при слабом освещении.
Родителям надо понять, что для сохранения зрения надо соблюдать правила:
– не читать в сумерках и лежа в постели,
– избегать мелкого шрифта,
– держать книгу или тетрадь на расстоянии 30 см-40 см,
– через каждые 20-30 минут зрительной работы посидеть с закрытыми
глазами 1-2 мин, расслабиться, посмотреть вдаль,
– делать гимнастику для глаз,
– не смотреть на яркий свет.
Родители, постарайтесь приучить ребенка сидеть прямо, ровно, ведь в этом
возрасте идет формирование скелета. Плечи должны быть на одном уровне,
оба локтя лежать на крышке стола. Не следует, и отказываться от ранца, он
способствует поддержанию нужной осанки у ребенка.
Дети много времени проводят за компьютером и перед телевизором:
– 23 детей в возрасте 6-12 лет смотрят телевизор ежедневно в среднем более
2 часов.
– 50% детей смотрят все передачи подряд.
– 25% детей смотрят одни и те же передачи от 5 до 40 раз подряд.
– 38% поставили просмотр телепередач на 1-ое место в своем
времяпрепровождении.
(привести данные анкетирования)
Что дает ребенку телевизор? Здесь есть свои плюсы и минусы:
Плюсы:
Расслабиться, забыть проблемы, найти ответы на вопросы, повысить
культурный уровень, развитие воображения, фантазии, эмоциональной
сферы.
Минусы:
Дети становятся пассивными и интеллектуально ленивыми, дети не
прилагают умственных усилий и поэтому понижается уровень понимания
ребенка, уменьшается острота его восприятия и способность к логическому
мышлению, ребенок привыкает к сидению перед телевизором, некоторые
фильмы и передачи низкого морального уровня учат ребенка агрессивности,
злу, аморальности, портится зрение, слабеет нервная система, начинаются
частые простуды.
Как бороться с с телеманией?
Исключить из просмотра передачи и фильмы, оказывающие негативное
влияние на психику ребенка, совместные просмотр передач и их обсуждение,
не сидеть родителям все время перед телевизором, больше времени гулять и
заниматься совместной деятельностью, приучить ребенка смотреть больше
познавательных передач, расширяющих его кругозор, объяснять что хорошо,
а что плохо, сократить время просмотра телевизора, больше гулять,
Телевизор должен быть помощником в созидании, а не в разрушении.
Несколько слов о компьютере
Родителям необходимо уметь пользоваться ком, чтобы контролировать
ребенка,
Нельзя играть на компьютере в игры перед сном.
Через 20-30 минут работы на компьютере делать перерыв.
В день работать и играть не более 1,5-2 часов.
Контролировать игры, знать какие есть в ком. клубы ходит ребенок.
(о проблемах можно поговорить на отдельном род. собрании)
№ 3. Физическая активность
Физическая активность важна так как : утром – школа, где ребенок сидит,
днем – делает Д/З – сидит, отдыхает – за компьютером. Малоподвижный
образ жизни для ребенка очень вреден. Поэтому как было сказано выше,
ежедневная зарядка отчасти решит эту проблему.
Для поддержания нормальной двигательной активности ребенок должен
делать ежедневно 23-30 тысяч шагов. Но это выполняется наполовину.
Чтобы ребенок развивался нормально, он должен неорганизованно
заниматься любой физической нагрузкой не менее двух часов, а
организованно – 1 час ежедневно. 3 урока физкультуры в неделю восполняют
дефицит двигательной активности на 17%.
Не правы те родители, которые ограждают детей от участия в разных
школьных спортивных мероприятиях.
Правильное физическое воспитание – способ повысить
сопротивляемость детского организма разным заболеваниям, сделать его
выносливым, крепким, сильным.
Гиподинамия – отрицательно влияет на все органы и системы организма.
Снижает его устойчивость к простудным факторам и действию патогенных
микроорганизмов. Люди, страдающие гиподинамией, простужаются в 3-5 раз
чаще, чем люди с нормальной активностью. Гиподинамия вызывает
нарушение обмена веществ, способствует ожирению. У детей, которые мало
двигаются, чаще бывают травмы и тяжелее они излечиваются.
№ 4 Отдых
Должен быть активным: игры, танцы. Прогулка, лучше перед сном.
В выходные дни и каникулы в режим дня стоит внести изменения. Больше
гулять на свежем воздухе.
51% детей вообще не бывают на улице после школы.
73% не устраивают перерывов между приготовлением уроков.
30-40% имеют избыточный вес.
(приводятся результаты анкетирования)
№ 5 Приготовление домашнего задания
Вернувшись из школы, ребенок должен умыться, переодеться, пообедать,
отдохнуть ( помочь родителям, сходить в магазин, выгулять собаку, вынести
мусор, погулять) и только потом уроки. Уроки лучше делать в спокойной
обстановке. Делать небольшие перерывы в работе, во время перерыва
заняться активными делами.
№ 6. Соблюдение режима питания
Учеба в школе способствует увеличению нагрузок на детский организм,
так как тратится много энергии и необходимо ее восстановление, а оно идет
за счет правильного питания ребенка и соблюдение режима питания.
Родителям необходимо помнить, что между здоровьем человека и его
питанием очевидна прямая зависимость. Существует много правил
рационального питания ребенка. Главное, питание должно быть
сбалансировано.
Завтрак – это самое важное в дневном рационе ребенка, и возможность
проконтролировать его со стороны родителей.
Количество калорий, потребляемых ребенком, определяется не массой тела, а
расходованием энергии.
В среднем на 1 кг веса ребенка до 12 лет необходимо 60 калорий. Детскому
организму требуются все питательные вещества: белки, жиры, углеводы и
все витамины.
Полезны для детского организма: салаты из овощей, сладости не вместо еды,
а после. И конечно, никаких фаст фудов, чипсов и сухариков.
Важен и регулярный прием пищи: четырехразовое питание: 30% – завтрак,
40-45% – обед, 10% – полдник, 15-20% ужин. Утром рекомендуется каша или
омлет. На обед- салат и суп. Ужинать ребенок должен за 2-3 часа до сна,
иначе может возникнуть бессонница.
Перед сном полезно выпить стакан кефира или молока с медом – с
успокаивающими свойствами.
№ 7 Сон
Перед сном не стоит играть в подвижные игры и на компьютере, это
делает сон беспокойным, Родителям не надо разрешать просмотр страшных
фильмов, нужно отложить неприятные разговоры, споры и ссоры до утра.
Перед сном рекомендуется спокойная прогулка, проветрить комнату.
Сон не менее 10 часов.
№ 8 Соблюдение правил личной гигиены
Чтобы надеяться на хорошее самочувствие, подросток должен с детства
приобрести навыки гигиены. Вот что советуют гигиенисты: 2 раза в день
мыть тело тепловой водой, 2 раза в день чистить зубы, мыть руки с мылом
перед приемом и после приема пищи, после прихода домой с улицы, после
каждого посещения туалета. Чистить и обрезать ногти. Менять и стирать
личное белье.
Приложение 1
Анкета для родителей
1. Соблюдает ли Ваш ребенок режим дня?
2. Во сколько встает Ваш ребенок?
3. Во сколько ложится спать?
4.Делает ли Ваш ребенок зарядку по утрам?
5. Занимается ли спортом Ваш ребенок? Каким и где?
6. Что составляет завтрак Вашего ребенка?
7. Сколько часов в день гуляет Ваш ребенок?
8. Сколько часов в день Ваш ребенок делает Д/З?
9. Сколько времени в день (в среднем) Ваш ребенок смотрит телевизор?
Играет на компьютере? Читает?
10. Как часто ребенок ест сухарики и чипсы? Овощи и фрукты?
11. Как Ваш ребенок соблюдает личную гигиену?
Приложение 2
Режим дня ( для 1-ой смены)
-утренняя гимнастика, уборка кровати, умывание –
-ужин и свободные занятия –
-приготовление ко сну, вечерний туалет –
Приложение 3
Анкета для детей
1. Во сколько ты встаешь? _____________________________________
2.Делаешь ли ты утреннюю гимнастику? ________________________
3.Хорошо ли ты завтракаешь? ЧЕМ? ______________________________
4.Проветриваешь ли ты комнату перед сном и днем? ___________________
5.Сколько раз в день ты чистишь зубы?_______________________________
6.Умываешься ли ты после школы и перед сном? ______________________
7.Сколько часов в день ты гуляешь? _________________________________
8.Выключаешь ли ты телевизоррадио, когда делаешь ДЗ?______________
9. Сколько времени в день ты смотришь телевизор?_____________
играешь на компьютере?____________________
10.Когда делаешь Д/З: днем или вечером?____________________________
11.Делаешь ли ты перерывы в выполнении Д/З?_______________________
12.Сколько времени ты делаешь Д/З?________________________________
13.Принимаешь ли ты витамины? ___________________________________
14.Ешь ли ты овощи и фрукты каждый день? _________________________
15.Ешь ли ты сухарики и чипсы? Сколько раз в день?___________________
В неделю?______________________
16.Во сколько ты ужинаешь? _______________________________________
17.Во сколько ты ложишься спать?___________________________________
18.Соблюдаешь ли ты режим дня?___________________________________
19.Помогаешь ли ты родителям по дому? Что делаешь? ________________
_______________________________________________________________
________________________________________________________
20.Отдыхаешь ли ты на переменах? Как? _____________________________
21.Занимаешься ли ты спортом? Каким?______________________________
22.Какие виды сорта тебе нравятся больше всего? _____________________
________________________________________________________________
23.Нравятся ли тебе уроки физкультуры? ____________________________
24. Доволен ли ты своей оценкой по физкультуре?________________
25. Нравится ли тебе участвовать в спортивных соревнованиях?____
каких?_________________________________________________________
Литература:
1.Лупоядова Л.Б., Мельникова Н.А., Якимович И.Г. Родительские собрания
(5-7 классы), Изд. Учитель, Волгоград, 2006 г. с.42-51
2.Ефимова А.В. Родительские собрания, 5 класс, Волгоград, 2005 г. с. 66-71
3. Иченская М.А. Из опыта работы классного руководителя в 5-9 классах,
Волгоград, 2006 г. с.91-95
4.Комсомольская правда Киров 4-11 апреля 2013 г. с.14
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Источник