За 3 год жизни ребенок вырастает

сантиметра и прибавил 560 грамм…Но что обозначают эти цифры? Это норма? Или у ребёнка недобор/перебор веса, а может быть он ниже своих сверстников?

Эти вопросы постоянно тревожат родителей, особенно тех, у кого совсем крохотные детки. Ведь в первый год малыш растет и развивается особенно быстро, и соответствие всем показателям и нормам в этом возрасте очень важно. Но очень часто, эту информацию из участкового педиатра буквально «не вытянешь клещами». Поэтому родителям приходится действовать самостоятельно и добывать бесценные графики и таблицы показателей развития, веса, роста и т.д. в одиночку. Именно так у меня и получилось. Нужно сказать, что потратила я довольно много времени, но заветные данные получила. Теперь ими и делюсь!

Новорожденный.

Нормальным, для новорожденного малыша считается вес от 2 600 кг. до 4 килограмм и рост 45 до 56 см. Окружность головы у новорожденных на 2 -5 см. больше окружности груди, и составляет приблизительно 34 -35 см. ( окружность головы измеряют при положении сантиметровой ленты сзади на уровне затылочного бугра, а спереди – над бровями).

Средние показатели набора веса и роста детей первого года жизни.

В первые 3 месяца ребёнок растет особенно интенсивно.

В 1 – й месяц, малыш вырастает на 3 см, и прибавляет 600 -700 грамм веса. Окружность головы увеличивается в среднем на 3 см.

За 2- й месяц, рост увеличивается на 2,5 – 3 см, а вес на 800 – 900 грамм. Окружность головы увеличивается в среднем на 2 см.

За 3 – й месяц, рост малыша увеличивается ещё на 2,5 -3 см, а в весе он прибавляет 700 -800 грамм. Окружность головы увеличивается в среднем на 1 см.

После первых трех месяцев жизни, темпы роста малыша немного замедлятся, но не очень сильно.

За 4 – й месяц малыш вырастет на 2 – 2,5 см, и наберет 600 – 700 грамм. Окружность головы увеличится на 1 см.

За 5 -й месяц, малыш вырастет приблизительно на 2 см, и прибавит в весе 600 – 700 грамм. Окружность головы увеличится на 1 см.

За 6 -й месяц, ребёнок вытянется на 1,5 – 2 см и наберет приблизительно 650 грамм. Окружность головы увеличится на 1 см.

В возрасте трех – пяти месяцев, окружности головы и грудной клетки у ребёнка сравниваются. После этого возраста, грудная клетка начинает расти быстрее и опережает рост головы малыша. Если этого не происходит, врач может заподозрить наличие патологии. В полгода средняя окружность головы младенца равна 43 см.

За 7 -й месяц малыш вырастет на 1,5 -2 см и наберет около 600 грамм. Окружность головы увеличится на 1 см.

За 8 -й месяц рост малыша увеличится приблизительно на 2 см, а вес на 500 – 550 грамм.

Окружность головы увеличится всего на 0,8 см.

За 9 – й месяц, малыш вырастет на 1,5 – 2 см, а вес увеличится на 450 – 500 грамм. Окружность головы увеличится на 0,5 см.

По сравнению с темпами, которыми кроха рос и набирал в весе первые три месяца, после 10 месяцев, он растет почти в 2 раза медленнее.

За 10 – й месяц, малыш вырастает приблизительно на 1,5 см, и набирает 400 – 450 грамм. Окружность головы увеличивается на 0,2 см.

За 11 – й месяц ребёнок вытянется на 1,5 см., и наберет 350 -400 грамм. Окружность головы увеличится на 0,2 см.

За 12 – й месяц малыш вырастет на 1,5 см и наберет около 350 грамм. Окружность головы увеличится на 0,2 см.

В среднем, за год ребёнок вырастает на 25 сантиметров, и в годик, его рост 72 – 76 сантиметров. Весит он около 10 килограмм, а окружность головы 46 -47 см.

Когда должен закрыться родничок?

Различают боковые роднички, малый, или задний, родничок (между теменными и затылочной костями) и большой, или передний, родничок (между теменными и лобными костями).У здоровых детей, швы между костями черепа обычно прощупываются только на протяжении первого месяца жизни. Боковые роднички, закрываются в первые дни жизни или даже еще до рождения. Малый родничок у 80 % доношенных детей к моменту рождения также бывает закрытым, а у остальных закрывается к 3 месяцам.

Большой родничок открыт, как правило, у всех новорожденных; его нормальные размеры обычно составляют 3х3 см. В норме, большой родничок закрывается в возрасте от года до полутора лет. Однако, в последнее время, происходит акселерация детей, поэтому родничок часто закрывается, гораздо раньше, иногда уже в 10 месяцев.

Что и когда должен уметь делать малыш?

В 2 месяца – хорошо удерживать голову;

в 3 месяца – хорошо переворачивается со спинки на животик;

в 5,5 -6 месяцев – хорошо переворачивается с животика на спинку;

в 6 месяцев – сидит, но самостоятельно ещё не садится;

в 7,5 месяцев, (когда ребенок научится хорошо ползать) – садится сам;

в 9 месяцев – хорошо

к 12 месяцам – самостоятельно ходит.

Первый зуб у малыша обычно появляется в промежутке между шестью и восемью месяцами. Сперва появляются 2 нижних, средних резца, затем 2 верхних, к 10 месяцам появляются 2 верхних боковых резца. К году прорезываются 2 боковых нижних резца. Таким образом, в 1 год жизни ребенок должен иметь 8 зубов – 4 верхних и 4 нижних. Если в годик у малыша есть хотя бы 1 зуб, обычно, ни о какой патологии речь не идет. Все дело в индивидуальных, чаще всего наследственных особенностях. Но консультация стоматолога, конечно, не помешает. К 20 месяцу обычно прорезываются клыки, а к тридцатому постепенно завершается формирование молочного прикуса у ребёнка.

Источник

17 июля 2015

Рост и развитие малыша первого года жизни. Как ребенок растет, набирает вес, что к какому месяцу умеют дети?

01.10.2009

Правильно ли растет и развивается мой ребёнок? Врач сказал, что за месяц, он вырос на 1,5 сантиметра и прибавил 560 грамм…Но что обозначают эти цифры? Это норма? Или у ребёнка недобор/перебор веса, а может быть он ниже своих сверстников?

Эти вопросы постоянно тревожат родителей, особенно тех, у кого совсем крохотные детки. Ведь в первый год малыш растет и развивается особенно быстро, и соответствие всем показателям и нормам в этом возрасте очень важно. Но очень часто, эту информацию из участкового педиатра буквально «не вытянешь клещами». Поэтому родителям приходится действовать самостоятельно и добывать бесценные графики и таблицы показателей развития, веса, роста и т.д. в одиночку. Именно так у меня и получилось. Нужно сказать, что потратила я довольно много времени, но заветные данные получила. Теперь ими и делюсь!

Читайте также:  Капли деринат для ребенка 3 года

Новорожденный

Нормальным, для новорожденного малыша считается вес от 2 600 кг. до 4 килограмм и рост 45 до 56 см. Окружность головы у новорожденных на 2 -5 см. больше окружности груди, и составляет приблизительно 34 -35 см. ( окружность головы измеряют при положении сантиметровой ленты сзади на уровне затылочного бугра, а спереди – над бровями).

Средние показатели набора веса и роста по месяцам детей первого года жизни

В первые 3 месяца ребёнок растет особенно интенсивно.

В первый месяц, малыш вырастает на 3 см, и прибавляет 600 -700 грамм веса. Окружность головы увеличивается в среднем на 3 см.

За второй месяц, рост увеличивается на 2,5 – 3 см, а вес на 800 – 900 грамм. Окружность головы увеличивается в среднем на 2 см.

За третий месяц, рост малыша увеличивается ещё на 2,5 -3 см, а в весе он прибавляет 700 -800 грамм. Окружность головы увеличивается в среднем на 1 см.

После первых трех месяцев жизни, темпы роста малыша немного замедлятся, но не очень сильно.

За четвертый месяц малыш вырастет на 2 – 2,5 см, и наберет 600 – 700 грамм. Окружность головы увеличится на 1 см.

За пятый месяц, малыш вырастет приблизительно на 2 см, и прибавит в весе 600 – 700 грамм. Окружность головы увеличится на 1 см.

За шестой месяц, ребёнок вытянется на 1,5 – 2 см и наберет приблизительно 650 грамм. Окружность головы увеличится на 1 см.

В возрасте трех – пяти месяцев, окружности головы и грудной клетки у ребёнка сравниваются. После этого возраста, грудная клетка начинает расти быстрее и опережает рост головы малыша. Если этого не происходит, врач может заподозрить наличие патологии. В полгода средняя окружность головы младенца равна 43 см.

https://detochka.ru/articles/a_8324/

https://detochka.ru/articles/a_8324/

От контроля моторных навыков, развития зрительного восприятия и слуха малыша на первом году жизни зависят его здоровье и правильный рост.

За седьмой месяц малыш вырастет на 1,5 -2 см и наберет около 600 грамм. Окружность головы увеличится на 1 см.

За восьмой месяц рост малыша увеличится приблизительно на 2 см, а вес на 500 – 550 грамм.

Окружность головы увеличится всего на 0,8 см.

За девятый месяц, малыш вырастет на 1,5 – 2 см, а вес увеличится на 450 – 500 грамм. Окружность головы увеличится на 0,5 см.

По сравнению с темпами, которыми кроха рос и набирал в весе первые три месяца, после 10 месяцев, он растет почти в 2 раза медленнее.

За десятый месяц, малыш вырастает приблизительно на 1,5 см, и набирает 400 – 450 грамм. Окружность головы увеличивается на 0,2 см.

За одиннадцатый месяц ребёнок вытянется на 1,5 см., и наберет 350 -400 грамм. Окружность головы увеличится на 0,2 см.

За двенадцатый месяц малыш вырастет на 1,5 см и наберет около 350 грамм. Окружность головы увеличится на 0,2 см.

В среднем, за год ребёнок вырастает на 25 сантиметров, и в годик, его рост 72 – 76 сантиметров. Весит он около 10 килограмм, а окружность головы 46 -47 см.

Когда должен закрыться родничок?

Различают боковые роднички, малый, или задний, родничок (между теменными и затылочной костями) и большой, или передний, родничок (между теменными и лобными костями).У здоровых детей, швы между костями черепа обычно прощупываются только на протяжении первого месяца жизни. Боковые роднички, закрываются в первые дни жизни или даже еще до рождения. Малый родничок у 80 % доношенных детей к моменту рождения также бывает закрытым, а у остальных закрывается к 3 месяцам. Большой родничок открыт, как правило, у всех новорожденных; его нормальные размеры обычно составляют 3х3 см. В норме, большой родничок закрывается в возрасте от года до полутора лет. Однако, в последнее время, происходит акселерация детей, поэтому родничок часто закрывается, гораздо раньше, иногда уже в 10 месяцев.

https://detochka.ru/articles/a_3412/

https://detochka.ru/articles/a_3412/

Физические упражнения надо начинать делать каждому ребенку с 1,5-2 месячного возраста. К этому времени организм малыша приспосабливается к условиям внешней среды – устанавливается определенный режим жизни, совершенствуется процесс терморегуляции.

Что и когда должен уметь делать малыш?

  • В 2 месяца – хорошо удерживать голову;
  • в 3 месяца – хорошо переворачивается со спинки на животик;
  • в 5,5 -6 месяцев – хорошо переворачивается с животика на спинку;
  • в 6 месяцев – сидит, но самостоятельно ещё не садится;
  • в 7,5 месяцев, (когда ребенок научится хорошо ползать) – садится сам;
  • в 9 месяцев – хорошо стоит;
  • в 10 месяцев – может пройтись вдоль манежа, или дивана, держась рукой;
  • к 12 месяцам – самостоятельно ходит.

Когда должен прорезаться первый зуб?

Первый зуб у малыша обычно появляется в промежутке между шестью и восемью месяцами. Сперва появляются 2 нижних, средних резца, затем 2 верхних, к 10 месяцам появляются 2 верхних боковых резца. К году прорезываются 2 боковых нижних резца. Таким образом, в 1 год жизни ребенок должен иметь 8 зубов – 4 верхних и 4 нижних. Если в годик у малыша есть хотя бы 1 зуб, обычно, ни о какой патологии речь не идет. Все дело в индивидуальных, чаще всего наследственных особенностях. Но консультация стоматолога, конечно, не помешает. К 20 месяцу обычно прорезываются клыки, а к тридцатому постепенно завершается формирование молочного прикуса у ребёнка.

Элина Киян

Смотрите далее: календарь развития малыша

Источник

Содержание

  1. Особенности развития детей третьего года жизни
  2. Внимание на третьем году жизни ребенка
  3. Представление и понятие об окружающем мире
  4. Сенсорное развитие
  5. Игры и занятия на третьем году жизни ребенка

В течение 3-го года жизни ребенок психологически отдаляется от близких взрослых и противопоставляет себя им. Собственное «Я» становится особенно значимым. Часто можно слышать от ребенка выражения «я сам», «я хочу», «я могу». Кризис 3-х летнего возраста проявляется в негативизме – стремлении действовать наоборот, упрямстве – настоянии на своем, строптивости – протеста против образа жизни, своеволии, проявлении самостоятельности.

В результате таких личностных проявлений ребенка у него появляется гордость за свои достижения. Он ждет одобрения, похвалы от взрослых за свои успехи. Появляется чувство собственного достоинства. Эти качества лежат в формировании самосознания ребенка.

Большие изменения в психике ребенка касаются дальнейшего формирования речи ребенка и тех сдвигов в умственном развитии, которые происходят под ее влиянием. Словарь ребенка увеличивается в 3-4 раза, изменяясь не только количественно, но и качественно. Так, почти исчезают формы слов, а также неправильно произносимые слова.

Читайте также:  Ребенку 3 года манту 12мм

В своей речи он употребляет уже распространенные и сложные предложения: «Волк больше зайчика, он может его съесть», «Когда будет солнышко, я буду ходить раздетым». Дети в этом возрасте задают множество вопросов: почему? где? когда? зачем? Эти вопросы развивают познавательную потребность. Употребление детьми придаточных предложений говорит о восприятии детьми предметов и явлений окружающей действительности не изолированно, а во взаимосвязи. Они улавливают свойства предметов и явлений, сравнивают и сопоставляют.

Развитие речи и мыслительного процесса у детей третьего года жизни идут одновременно.

Особенности развития детей третьего года жизни

  • Существенные изменения происходят и в понимании речи окружающих. Ребенок понимает смысл слов из того, что его повседневно окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями.
  • Появляются более сложные обобщения касающихся сходных по функциям предметов, а также касающихся качества предметов, например на вопрос: «Что у нас красного цвета?» – ребенок отвечает: «Флажок, шарик, мой бантик».
  • Ребенок может понять рассказ взрослого о явлениях и событиях в которых сам не участвовал и непосредственно не видел, например, рассказ о том, как лисичка прогнала зайчика из дома.
  • На третьем году изменяется воспитательное значение речи. Словом можно прекратить то или иное действие ребенка, предупредить отрицательное поведение, вызвать приятные воспоминания, научить новому действию, сформировать представление, понятие.

Но несмотря на эти достижения дети не владеют еще грамматическим строем языка. Ребенок говорит: «У меня замерзли ножки и валенки» (2 года 6месяцев), или: «Эта колбаса докторская, она у доктора была» (2 года 9 месяцев). Правильное произношение звуков на 3-м году еще не закреплено, но автоматизировано. Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки р, л, шипящие :«балабан» (барабан). В это время слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения. Что касается взрослых, то они не должны допускать в своей речи искажения звуков. Это одно из важных условий формирования правильного произношения детьми слов.

Внимание на третьем году жизни ребенка

На третьем году жизни у детей появляются элементы произвольного внимания, он более длительное время может заниматься одним видом деятельности. У ребенка возрастает объем памяти, ее прочность. Дети более длительное время сохраняют в памяти пережитое, особенно если это было связано с положительными или отрицательными эмоциями.

Представление и понятие об окружающем мире

На протяжении 3 года у ребенка формируются разнообразные представления и понятия об окружающем мире. Он узнает свойства и назначение многих предметов повседневного обихода, различает и называет цвет, форму, размер предметов; ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях («Самолет летит высоко»; «Когда будет темно, надо спать»).

У ребенка формируются начальные представления о количестве (много, мало, больше, меньше, один).

Сенсорное развитие

Вид деятельности ребенка, которому следует уделять особое внимание, можно назвать наблюдение, так как оно является важным средством сенсорного развития. Здесь высока роль взрослого, который должен научить ребенка выделять такие свойства предметов, как величина, цвет, форма. Если взрослый видит, что ребенок зам чем-либо наблюдает, его надо обязательно поддержать, а самое главное – помочь увидеть в наблюдаемом предмете главное, существенное. Детские вопросы свидетельствуют о том, что ребенок пытается познать окружающий мир.

Игры и занятия на третьем году жизни ребенка

Деятельность ребенка на 3-м году жизни становится сложной и разнообразной. Она представлена следующими видами:

  • предметной деятельностью (занятия с пирамидками, матрешками, мозаикой);
  • сюжетные игры (игра с куклой);
  • наблюдения;
  • рассматривание картинок, книг;
  • элементы трудовой деятельности (самостоятельный прием пищи, одевание, уборка игрушек);
  • игры со строительным материалом; начала изобразительной (творческой деятельности) – лепка и рисование.

Все эти виды деятельности имеют значение для умственного развития малыша. Вне деятельности нормального развития ребенка быть не может.

Особое место в развитии ребенка имеют «сюжетные игры», когда играя, он отображает многие действия окружающих («ходит на работу», «готовит обед», «ухаживает за больным» и др.). При этом он начинает отображать человеческие отношения. Появляются элементы ролевой игры. Но это возможно только на основе тех представлений, которые уже сформированы у ребенка. Важным качеством в деятельности ребенка при этом могут быть элементы планирования, когда, начиная то или иное действие, он заранее определяет его цель: «Я буду строить дом»; «Я буду лечить куклу».

Изобразительная творческая деятельность ребенка заключается в рисовании, лепке. Ребенок начинает понимать, что при помощи карандаша, пластилина можно что-то изобразить, и к концу 3-го года рисует дорожки, дождик, шарики, лепит палочки, колечки, лепешки, может слепить грибок, пирамидку, которая состоит из палочки и нескольких колечек.

На третьем году жизни у детей появляется стремление вызвать взаимодействия со сверстниками, интерес к совместным играм и начинаются складываться определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим и поведение.

А чтобы не останавливаться на достигнутом, продолжайте занятия с ребенком. В этом вам помогут развивающие упражнения. Ну и, конечно, ребенок по-прежнему нуждается в вашей любви, заботе и понимании.

Источник

Важные размеры

Действительно, рост, масса тела, а еще величина окружности головы и груди – это основные показатели, с помощью которых оценивается физическое развитие новорожденного ребенка. Маленький или, наоборот, большой вес, соотношение окружности головы и груди, рост малыша – это не просто сухие цифры, по ним можно предположить или исключить некоторые заболевания новорожденного. Вот почему, как только ребенок родился, его сразу же измеряют, взвешивают и заносят эти данные в медицинскую карту. Затем на первом году жизни рост, вес, окружность груди и головы ребенка должны измеряться один раз в месяц, поскольку малыш в это время очень интенсивно растет.

Рост доношенных новорожденных обычно находится в пределах 46-56 см. Мальчики, как правило, длиннее девочек, но если родители высокие, то новорожденная девочка может значительно опережать в росте среднестатистического новорожденного мальчика.

Что же происходит с ростом детей на первом году жизни? За этот период ребенок вырастает интенсивнее всего – на целых 20-25 см! В дальнейшем такой значительной прибавки в росте уже не будет.

После первого года темп прибавки роста несколько снижается: на втором году жизни ребенок вырастает на 8-12 см, на третьем – на 10 см. После трех лет считается нормальным, если ребенок в год вырастает не менее чем на 4 см.

Читайте также:  Ребенок 3 года отслаиваются ногти

Известно, что рост детей увеличивается неравномерно, скачками. Например, существует сезонная и суточная динамика. Многие родители замечают, что за лето ребенок вытягивается больше, чем в другое время года. Первый скачок роста происходит обычно в возрасте 4-5 лет. Следующий обычно приходится на подростковый возраст – начало периода полового созревания. В это время дети растут очень быстро – в год до 8-10 см и даже более. Причем у мальчиков и девочек это происходит, в разном возрасте – девочки «стартуют» раньше на 1-2 года, зато мальчики потом их догоняют и перегоняют.

Интересный факт: быстрее растут те части тела, которые наиболее удалены от головы (то есть стопа малыша растет быстрее, чем голень, а голень, в свою очередь, – быстрее, чем бедро), с этим связано возрастное изменение пропорций тела ребенка.

Что влияет на рост

То, как ребенок будет прибавлять в весе и расти в длину, зависит от наследственных данных, от его питания и от качества жизни в целом. Если мама и папа высокие, то и рост их сына или дочери, скорее всего, тоже будет таким же. Причем мальчики растут обычно так же, как их папа (или родственник по мужской линии – дядя, дедушка), а девочки следуют сценарию «женской линии» (мама, бабушка, тетя). Так что если папа ребенка до определенного возраста стоял на физкультуре в строю сверстников последним или предпоследним, а подростком за одно лето резко вырос, то вероятно, что и у сына тоже будут такие же темпы роста.

Существуют формулы, которые позволяют вычислить генетически заложенный рост вашего ребенка. Однако в зависимости от некоторых других факторов рост ребенка может быть больше или меньше, отличаться от расчетного до 10 см!

Девочки = (рост отца в сантиметрах + рост матери в сантиметрах)/2 – 6,5 см.

Мальчики = (рост отца в сантиметрах + рост матери в сантиметрах)/2 + 6,5 см.

И, конечно, большое значение имеет качество жизни ребенка: если он растет в хороших бытовых условиях, часто бывает на свежем воздухе (особенно важны солнечные ванны), если с ним много занимаются, уделяют внимание здоровью, значит, рост и прибавка в весе будут соответствовать норме для его возраста.

А еще установлено, что дети растут во сне. Гормон роста выделяется в кровь ночью, когда ребенок крепко спит. Большая часть гормона вырабатывается в период с 22 до 24 часов, причем только во время глубокого сна. Так что чтобы ребенок хорошо рос, он должен спать именно в это время, причем не просто спать – сон его должен быть уже глубоким. Кроме того, сон должен быть еще достаточно продолжительным: до 12-14 лет ребенку надо спать не менее 10 часов, подросткам – не менее 8.

За ростом ребенка надо внимательно следить. Существует такое состояние, как дефицит гормона роста (соматотропная недостаточность) – часто это врожденная болезнь. У ребенка в гипофизе с самого рождения вырабатывается очень мало гормона роста (СТГ). Ребенок рождается с нормальным ростом и весом, а потом начинает плохо расти: в 2 года вместо средних 80-85 см, он имеет рост 78-80 см. К пяти годам это отставание все более заметно, и с каждым годом ребенок все больше и больше отстает в росте от сверстников. Если такого ребенка не лечить, то уже взрослым человеком он будет иметь маленький рост: мужчины меньше 140 см, женщины – меньше 130 см. Но если вовремя заметить отставание в росте и начать лечение искусственным гормоном роста, то ребенок вскоре догоняет сверстников, а потом и сам растет хорошо.

Записывайте рост вашего малыша примерно раз в год в одно и то же время. Если ребенок растет на 4 см в год после 4 лет – это нормально, но если меньше, то это повод для беспокойства.

Получая результаты измерения своего малыша нужно помнить, что все дети разные, и не обязательно каждому младенцу к определенному возрасту достигать среднестатистического роста. Нужно учитывать рост при рождении, а также темпы прибавки этих показателей: так, новорожденный с ростом 48 см может значительно отличаться по антропометрическим показателям от ребенка, родившегося с ростом 55 см и весом 4000 г. И это совершенно нормально – хорошо, когда в мире есть разнообразие!

Нормой для новорожденного считаются:

рост: от 46 до 56 см

Прибавка роста по месяцам:

1-3 мес: по 3-3,5 см ежемесячно (всего 9-10,5 см)

3-6 мес: по 2,5 см ежемесячно (всего около 7,5 см)

6-9 мес: по 1,5-2 см ежемесячно (всего 4,5-6 см)

9-12 мес: по 1 см ежемесячно (всего 3 см)

Средние показатели роста в 1 год:

рост 75 см

70% гормона роста вырабатывается в период с 22 до 24 часов, причем только во время глубокого сна. Получается, что в это время ребенок любого возраста должен не просто спать, а видеть десятый сон – причем глубокий. Поэтому, чтобы хорошо расти, до 12-14 лет надо спать не менее 10 часов, подросткам – не менее 8

На росте могут сказываться проблемы со здоровьем. Например, хронические заболевания дыхательной системы, сердца и сосудов, желудочно-кишечного тракта, гормональные нарушения. Регулярный прием лекарств, содержащих гормоны глюкокортикостероиды (например, для снятия приступов астмы), тоже замедляет рост.

Как повлиять на рост ребенка

  • Чтобы ребенок рос, организму нужны аминокислоты, которые можно получить только из полноценного белка. 60% белковой пищи должны составлять молочные продукты, яйца, рыба, птица, мясо – в общем, продукты животного происхождения. Они не должны быть очень жирными, так как жир тормозит выработку гормона роста.
  • Энергию для роста дают углеводы, однако их нужно получать из злаковых и зерновых блюд. Сладости, в которых нет клетчатки, замедляют выработку гормона роста. Недробленые злаки (гречка, пшено, перловка и т. п.), наоборот, повышают синтез СТГ.
  • Витамины и минеральные вещества тоже важны для роста. Особенно витамин D, при недостатке которого развивается рахит.
  • Не забывайте про кальций и йод. Кальций увеличивает объем и прочность костей, йод входит в состав гормонов щитовидной железы, которые тоже влияют на рост.
  • Важен и общий режим дня: ребенка нельзя перегружать как физически, так и психологически. Он должен много гулять и хорошо спать.

Источник