Взрослый с развитием ребенка

Человек развивается все время с момента своего рождения. При этом успешная социализация ребенка – развитие речи, приобретение навыков поведения в той или иной ситуации, усвоение правил социума невозможны без участия находящихся рядом взрослых. Безусловно, самыми близкими взрослыми, теми, с кем на протяжении всей жизни мы находимся в мысленном диалоге, для нас становятся и навсегда остаются наши мамы и папы (или те, кто вместо них принимает на себя ответственность за нас и окружает необходимой заботой). Однако их влияние на становление личности не безгранично. В определенные периоды роста у каждого человека появляются люди, которых в психологии принято называть «значимыми взрослыми». Их появление обусловлено целым рядом закономерностей. Каких? Рассказываем в нашей статье.

Значимые взрослые – это…

Как мы уже сказали выше, речь в нашей статье пойдет о людях, которые имеют максимальное влияние и определяют становление личности на разных этапах, – о значимых взрослых. Кто они? Ответ зависит от того, в каком возрасте и какой жизненной ситуации находится ребенок.

1. От 0 до 7 лет – родители

Самые главные люди в жизни малыша, конечно, родители (или те, кто в силу обстоятельств их заменяет). Им ребенок доверяет безоговорочно, их мнение воспринимает как единственно верное, их поведение считает эталонным (на него и равняется). 

Помните, как в трогательном и очень добром советском мультфильме «Волк и теленок» серый хищник убеждает свою жертву, что он отец? Подводит к зеркалу и говорит: «Да ты что? Смотри: вылитый я!» – и «сын» ему с готовностью верит. 

Еще Аристотель сказал: «Природа не терпит пустоты», − важно, чтобы родители были рядом как можно чаще. Если мама с папой заняты на работе 24 часа в сутки 7 дней в неделю, их заменит кто-то другой. В лучшем случае люди, которым можно доверять: бабушка, дедушка, старшая сестра. В худшем… Продолжение фразы вы знаете и сами.

2. От 7 до 14 лет – учитель или тренер

Круг общения ребенка расширяется, появляются другие важные для него взрослые. Это может быть кто-то из педагогов (скорее всего, классный руководитель, так как роль предметников в начальной школе минимальна) либо тренер в спортивной секции, учитель в кружке или студии. 

Родители вдруг замечают, что сын или дочь в разговоре часто ссылаются на мнение этого человека: «А вот Елена Юрьевна сказала, что так делать неправильно, нужно так-то и то-то». Кстати, такие реплики могут вызывать недовольство и ревность. Однако стоит подождать – уже к 13-14 годам ситуация в корне изменится.

3. От 14 до 18 лет – старший товарищ

Авторитет взрослых становится менее сильным, поскольку подросток пытается выйти из-под опеки и всячески продемонстрировать свою независимость. Кроме того, появляются темы, которые ему неудобно обсуждать с такими близкими еще совсем недавно родителями, тренером, учителем. Родители остаются значимыми, с их мнением подросток, безусловно, считается, но на первый план для него выходят сверстники, важнейшими и самыми ценными становятся ровеснические отношения, все чаще из его уст звучит: «Меня никто не понимает, кроме друга/подруги», «Предки устарели». Появляются увлечения «из протеста».

О чем должны помнить родители

Как мы уже говорили, для малыша родители крайне важны, они центр его вселенной. Но по мере взросления ребенок становится все более самостоятельным и независимым. 

Мамам и папам стоит учитывать возрастные особенности каждого этапа формирования личности ребенка и соответствующим образом корректировать взаимоотношения с ним. Особое внимание следует уделить соблюдению правильной дистанции.

Подростковый период сложен для всех

Порой может показаться, что сохранить хорошие отношения с подростками невозможно. С одной стороны, они жаждут показать свою взрослость и независимость. С другой − демонстрируют явную неготовность быть самостоятельными, потребность в родительской опеке. Это порождает внутренний конфликт, который усиливается гормональной перестройкой в организме. Родители же зачастую подливают масла в огонь противоречивыми установками. Могут сказать в ответ на просьбу: «Нет, ты уже большой», – и через пару часов по другому поводу: «Нет, ты еще маленький». 

Чтобы не разрушить отношения на данном этапе, стоит помнить:

  • сложный период в отношениях с сыном или дочерью временный и к 18 годам, скорее всего, закончится;
  • если подростки грубят, спокойно, но твердо объясните, что с вами так разговаривать нельзя. Если назревает бурная сцена, выйдите из комнаты и вернитесь к обсуждению, когда все успокоятся.

Избавьте ребенка от мелочных придирок и гиперопеки. Установите минимум главных правил, которые нужно соблюдать. Например:

  • разговаривать спокойно, без криков и оскорблений;
  • вовремя делать уроки;
  • сообщать, куда, с кем и надолго ли уходишь из дома;
  • приходить домой не позже обозначенного часа.
Читайте также:  Понятие сензитивного периода в развитии ребенка

Все остальное: прическу, стиль в одежде, любимую музыку, выбор профессии и т. д. – оставьте на откуп подростку. Даже если вам кажется, что он вот-вот совершит ошибку, например, захочет набить тату, помните, что пришло время признать − это его жизнь и его выбор. 

Папенькины дочки и маменькины сынки

Эти два типажа вырастают в результате непонимания взрослыми детской психологии и физиологии. Так бывает: сын или дочь растут, а родители будто не замечают этого и к 5-10-15-летнему отпрыску относятся как к годовалому младенцу. 

Тревога взрослых понятна: им так хочется защитить ребенка от опасностей, удержать его под своим крылышком, в тепле и покое. Но рано или поздно каждый попадает во взрослый мир, где нужно принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. И лучше, если человек будет к этому готов. В 10-15 лет набивать первые шишки как-то естественнее, чем в 30-35. 

Отдельно стоит сказать о другой крайности, когда ребенок становится сам для себя значимым взрослым. Это означает, что рядом с ним нет авторитетного старшего товарища. Подобное происходит, если родители как бы самоустраняются. Нет, формально они живут одной семьей, но не занимаются воспитанием, их присутствие ограничивается чисто бытовыми вопросами: чтобы был накормлен, одет-обут и т. д. Таким родителям не стать значимыми взрослыми для своих детей. И о развитии самостоятельности речь здесь не идет – ребенок всего лишь заложник ситуации. 

Воспитываем личность

Напоследок несколько рекомендаций, как воспитать свободного, ответственного и самодостаточного взрослого (подробно о воспитании ответственности у детей мы рассказывали здесь). 

1. Любите ребенка и уделяйте ему как можно больше времени. Доверительная и дружеская атмосфера в семье – подушка безопасности для него и в детстве, и потом, во взрослой жизни. Это подарит ему уверенность в себе и своих силах, оптимистичный взгляд на мир и избавит от ненужного психологического напряжения.

2. Позволяйте детям делать выбор и отвечать за последствия. Только так можно получить ценный опыт, а в детстве этот процесс намного безболезненнее. О том, насколько важна – особенно для подростка – возможность выбора, мы рассказывали в этой статье

3. Поручайте ребенку задачи в соответствии с его возрастом и возможностями, постепенно увеличивая сложность. Чем больше он способен что-то делать самостоятельно, в том числе и по дому, тем более уверенным и независимым человеком вырастет. И не нужно делить обязанности на якобы мужские и женские. 

4. Не сравнивайте сына или дочь с кем-либо. Не навешивайте ярлыки наподобие «ты ленивый», «несамостоятельный» – это может привести к закреплению подобных качеств. Делайте акцент на хорошем, всегда старайтесь подбодрить: «У тебя все получится», «Ты справишься».

5. Подчеркивайте важность саморазвития для успешной социализации в будущем. В наше время процесс самообразования становится непрерывным, причем в любой сфере деятельности. Читать книги, слушать лекции, получать практические навыки – личная ответственность подростка. Будьте примером для него. 

6. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Как можно больше разговаривайте о том, что его волнует: о школьной жизни, отношениях с другими детьми, увлечениях, выборе профессии. Искренне интересуйтесь его мнением, показывайте, что оно действительно важно для вас. Не высмеивайте ребенка, даже если его рассуждения кажутся вам забавными или странными. Проявите чуткость и такт.

7. Учите думать, анализировать, сопоставлять факты, продумывать различные варианты развития событий и выбирать из них оптимальный, отстаивать собственное мнение. Обязательное качество ответственного и самодостаточного человека – наличие критического мышления (о его противоположности – клиповом мышлении – читайте здесь). 

И, конечно, взрослые должны следить за тем, чтобы самим находиться в ресурсном состоянии (почему оно важно и как его поддерживать, читайте в этой статье). 

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник

Определение 1

Роль взрослого в детском развитии состоит в том, что взрослый человек становится своеобразным проводником (посредником) между ребенком и социальным миром, окружающим его.

Общение между взрослым и ребенком и его роль

Исследователи обобщили воздействие общения на общее психическое развитие ребенка и выделили несколько особенностей этого процесса:

  1. Ускорение хода развития ребенка (появляются и начинают развиваться операционально-технические и перцептивные навыки);
  2. Появление возможности преодоления неблагоприятной ситуации (например, прослушивание ребенком в интернате магнитофонной речи при включении в живое общение с окружающими влияет на нормализацию речи в случае отставания ее развития);
  3. Исправление дефектов, которые возникли у ребенка при неправильном воспитании.
Читайте также:  Развитие ребенка com логика

Влияние общения можно отследить во многих областях психического развития, начиная от детской любознательности и заканчивая личностным развитием. Для детей младшего возраста взаимодействие со взрослыми представляет собой богатейший источник разнообразных воздействий, включая сенсомоторные, слуховые, тактильные и др.

Обогащая опыт ребенка, взрослый в первую очередь знакомит его с чем-то, а далее ставит задачу овладеть соответствующими навыками. Взрослые люди подкрепляют усилия ребенка, поддерживают и корректируют их. Дети в контактах с близкими взрослыми получают возможность наблюдать их деятельность, черпая в ней образцы для подражания.

Без взрослых людей (близких и далеких) ребенок не способен выжить как живой организм, не сможет развиться в социальную личность. Родители и другие окружающие люди выполняют в становлении личности ребенка 2 базовые функции. Они сами служат носителями ценностей и человеческого опыта. Их «используют в качестве образца для подражания, поскольку они сами организуют процесс воспитания и обучения.

Функции взрослого в жизни ребенка

От того, какие взрослые люди находятся рядом с ребенком, зависит многое. Если с младенчества ребенка окружают добрые, сдержанные и ласковые люди, умеющие уважительно общаться друг с другом, то его социальный опыт будет наполнен именно подобным образцами взаимодействия. Если же ребенок находится в нервозной и недоброжелательной обстановке, подвергается грубости, то приобретает соответствующий социальный опыт.

Первая функция взрослого человека состоит в том, что он является носителем ценностей. Ее реализация происходит целенаправленно в тех ситуациях, когда родителями или воспитателями преднамеренно демонстрируются собственные оценки, отношение, поступки. Они сами делают себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием». Для подобной демонстрации необходим такт, чувство меры. Особенно это касается проявления моральных явлений.

С позиции педагогики и психологии рассмотренная функция считается чрезвычайно значимой для развивающейся личности. Основой механизма воздействия на ребенка может быть здесь такая особенность детства, как подражание и потребность в приобщении к миру взрослых людей.

Ведущим методом, способствующим реализации функции носителя ценностей, является целенаправленная форма. Для ребенка она представлена наблюдением, а для взрослого человека:

  • организацией совместной деятельности,
  • педагогическими ситуациями,
  • показом.

В случае стихийной формы передачи социального опыта в первой функции для детского возраста значимым остается наблюдение, а для взрослого вступает в силу иллюстрация своего внутреннего социального (нравственного) мира. Воспитатели должны не забывать, что они постоянно наблюдают за ребенком, что ребенок всегда находится в готовности подражать. По этой причине огромной является ответственность взрослого перед ребенком за то, что тот наблюдает и перенимает.

Вторая функция взрослых людей в формировании личности ребенка состоит в том, что они представляют собой организаторов процесса передачи социального опыта. Реализация этой функции может происходить целенаправленно или стихийно.

Замечание 1

Целенаправленным образом эту функцию реализуют педагоги при осуществлении своей профессиональной деятельности, причем, чем выше квалификация педагога, чем глубже его овладение профессией, тем большую помощь он способен оказать детям в их развитии.

Влияние взрослого на развитие ребенка

Родители также имеют возможность целенаправленно организовывать процесс воспитания и обучения собственных детей. Таким способом они обогащают и совершенствуют социальный опыт ребенка. Это можно осуществить в той ситуации, когда родители задумались над тем, что и как они хотят воспитать в своем ребенке. Для этого часто требуется осознанное изучение психолого-педагогической литературы, консультации со специалистами.

К сожалению, опыт показал, что часто родители предпринимают такие попытки, только обнаружив определенные отклонения в развитии ребенка. Если же процесс детского развития протекает ровно и спокойно, то взрослые считают данный процесс само собой разумеющимся делом. Они в большей мере склонны к стихийной форме организации помощи детям в ходе их социализации.

Замечание 2

Стихийная форма организации процесса передачи социального опыта только в том случае может быть успешной, когда воспитатели прибегнут к ней для педагогической импровизации. Это может быть обусловлено потребностью быстро решить непредвиденную ситуацию.

Стихийной эта форма называется только условно, поскольку любая педагогическая импровизация проявляется только тогда, когда педагог овладеет профессиональным мастерством. Последнее способно «подсказывать» правильный выход из нестандартных ситуаций.

Взрослые люди в роли организаторов процесса воспитания и обучения ребенка могут выступать по-разному. Это полностью зависит от их компетентности и личностных качеств. Тем не менее, без обучения взрослым ребенок не способен овладеть способами жизнедеятельности.

Взрослые люди (не только родители) делают для ребенка процесс освоения мира более экономным. Они освобождают ему время для собственного творчества, что в конечном итоге способствует прогрессу человечества.

Источник

Привязанность — это особое отношение ребенка к матери, обеспечивающее малышу чувство безопасности и эмоциональную поддержку. Основой теории привязанности послужили работы английского психолога Джона Боулби, которые он сделал во время Второй мировой войны. Ученый на практике исследовал влияние семьи и ее отсутствия в жизни маленького человека.

Как появилась теория привязанности

Боулби отталкивался от тезиса Зигмунда Фрейда о необходимости ранней социализации. Для ученого было важно понять — как успешно выстроить линию на пути из детства во взрослую жизнь, и какую роль в этом всем играет привязанность. Мать для ребенка, по мнению психолога, это способ получения обратной связи от мира. Младенец, оставшейся без попечения значимого взрослого, рискует своей жизнью, даже если за ним постоянно осуществляют уход.

Читайте также:  Развитие ребенка в раннем детстве курсовая

Теория привязанности оказала влияние на понимание важности потерь и разлук, а также частично вошла в некоторые терапевтические подходы. Матерей стали пускать в отделения реанимации и класть в больницу вместе с ребенком, если предполагалось длительное лечение.

Популяризация теории привязанности в России

Людмила Петрановская — известный российский психолог и публицист, специалист по семейному устройству.

В своей книге “Тайная опора” она выделила 7 стадий развития привязанности:

  • вынашивание (беременность)
  • донашивание (до того момента, пока ребенок не начнет ползать)
  • “у юбки” (от ползания до кризиса трех лет)
  • кризис трех лет
  • “нежный возраст” (4-6 лет)
  • кризис семи лет
  • подростковый кризис

Также автор классифицировала все травмы, связанные с привязанностью. Они могут быть последствием какого-либо события (например, потеря близкого или насилие) и дефицитарными. Последние мы обычно не замечаем: они выражены неярко и разрушают ребенка медленно. Тем не менее, если вовремя не будет принято каких-то мер, последствия могут быть самыми серьезными.

  • В условиях депривации (нахождения без матери) у ребенка формируется диффузная привязанность — ко всем сразу. Значимыми становится целая группа людей: одновременно малыш привязан ко всем и ни к кому. Такая модель поведения прослеживается у сирот в детских домах.
  • У домашнего ребенка может проявиться функциональная привязанность. Это происходит, когда мама проводит с малышом мало времени: ее постоянно заменяют няни или бабушки.
  • Перевернутая привязанность возникает, если в окружении ребенка нет надежных взрослых. Здесь остается только один вариант: стать взрослым самому.

В большинстве своих книг Людмила Владимировна поднимает такие актуальные темы как воспитание детей и поиск решения в конфликтных ситуациях с ними. Про теорию привязанности можно также прочитать в ее изданиях, посвященных приемным родителям: “Дитя двух семей”, “Минус один? Плюс один!”

Что важно знать маме о привязанности

Первые появившиеся рефлексы, хватательный и сосательный, нужны для того, чтобы удержать рядом взрослого. Малыш сосредоточенно изучает лицо своей матери. Если ребенку нужна помощь, он громко плачет, а родители делают все, чтобы ему помочь: кормят, укачивают, меняют памперсы. Каждый акт заботы формирует у маленького человека чувство защищенности.

Малыш понимает: если с ним постоянно будет взрослый, ему не стоит ничего бояться. Благополучие маленького человека не зависит от условий, в которых он живет, и материальных ценностей. Если с родителями все в порядке, и они рядом — остальное уже неважно.

СПРАВКА! К году домашний ребенок четко учится отличать “своих” и “чужих”; он осознает, что от посторонних людей можно ждать всего, что угодно. Уже в более старшем возрасте мама часто пытается сломать в своем сыне или дочери эту “программу безопасности”: приучает быть вежливым, ругает за излишнюю робость.

После года малышу важно научиться поведению следования. Оно основано на передвижении в пространстве и подражании.

Столкнувшись с проблемой, ребенок идет к маме. Масштаб “несчастья” может быть любой: от набитой шишки до разрушенной башни из кубиков. Найти утешение возле своего значимого взрослого для ребенка — базовая необходимость.

ВАЖНО! Нельзя говорить малышу “не плачь”; не стоит сразу отвлекать его внимание и веселить. Позвольте крохе прожить свой стресс, находясь рядом с вами, а не проглатывать его.

В три года у ребенка наступает кризис: оказывается желания родителей и его далеко не всегда совпадают. Малыш начинает проверять теорию привязанности на прочность: останется ли взрослый надежным, не смотря на все детские непослушания? Сейчас маме важно помочь сыну или дочери пережить негативные проявления правильно. Тогда дите поймет, что живет в мире, где его воля ограничена волей других людей.

Привязанность можно сравнить с невидимой нитью, которая сохранится у ребенка на всю его жизнь. От того, какой прочной она будет, зависят ваши дальнейшие отношения. В будущем дети, ориентируясь на модель поведения со своими родителями, создают собственные семьи и сами становятся значимыми взрослыми.

Источник