Взаимосвязь развития речи и моторики ребенка
Связь мелкой моторики с речевыми функциями.
Пальцевая моторика и речевая функция между собой тесно связаны: если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту. У большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения их неточны и несогласованны. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, часто не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.
О связи умственных способностей, речи и мелкой моторики руки известно давно. У детей дошкольного возраста это наиболее ярко выражено. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Мы все помним, что у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки. Если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Японские врачи создали оздоровительную методику воздействия на руки. Ими было установлено, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Японцами широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее, тонизирующее и, главное, развивающее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
В Китае, как взрослые, так и дети любят упражнения с каменными и металлическими шарами. Такие упражнения улучшают память, умственные способности человека, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
Отечественные физиологи также подтверждают связь развития мозга с развитием мелкой моторики руки. В двигательной области коры головного мозга проекция кисти чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является как стимулом для развития речи ребенка, так и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Поэтому развитие мелкой моторики рук очень важно для психофизического развития и развития речи ребенка.
В настоящее время исследователями доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания.
Развитие моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребенка, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Особенно важно обратить внимание на развитие и совершенствование моторики рук в первые годы жизни малыша. Формирование речевых областей в головном мозгу завершается, в основном, к двухлетнему возрасту, и совершенствование их продолжается еще в течение нескольких лет. Функции кистей рук и речи тесно взаимосвязаны. И ребенок с самого начала инстинктивно стремится это использовать, пытаясь манипулировать всеми попадающимися ему предметами именно с помощью рук.
Задачей взрослых является помочь малышу начать полноценно использовать возможности ручек. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться успеха в развитии речевой деятельности ребенка, особенно с проблемами.
Через тактильные ощущения руки и попытки раздражения нервных окончаний на ладошках и кончиках пальцев удается добиться вызывания эмоционально-положительной реакции ребенка даже с глубокой задержкой развития на те манипулятивные действия, которые проводятся с его руками. Также вызываются первые голосовые реакции и звукоподражания.
Привлечение родителей к активной деятельности по выполнению рекомендаций и заданий в домашних условиях является важным моментом. Так, обученные конкретным игровым приемам по развитию моторики рук и методам их реализации в самостоятельной деятельности ребенка, они могут вести непрерывную работу по развитию своего малыша.
Одновременно осуществляется эмоционально-положительный контакт членов семьи, что также влияет на эффективность развивающих мероприятий. Родители начинают лучше понимать проблемы своего чада. Осознание того, что они могут оказать реальную помощь и конкретными действиями способствовать развитию малыша, укрепляют их веру в себя!
Начинать нужно с эмоционально-положительных игр и потешек, с помощью которых устанавливается тесный контакт с малышом. Затем вызывается у него непроизвольное желание подражать действиям взрослого, а позже и простым звукоподражаниям и словам! Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития малыша. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.
По мере роста малыша и овладения им первыми играми-потешками, ему даются все более усложняющиеся пальчиковые игры. В этих играх должны участвовать все пять пальчиков и, желательно, ладошки, на поверхности которых находится много нервных окончаний. Это и будет способствовать активизации деятельности речевых областей головного мозга и развитию собственно речи ребенка!
Параллельно необходимо поощрение родителями всякой деятельности ребенка, направленной на развитие тонких движений пальцев рук. Начиная с исследования и ощупывания крупных предметов, постепенно предлагать для ознакомления все более мелкие. В совместных действиях, сопровождающихся доступной для ребенка речью взрослого, достигаются неоценимые результаты по вызыванию речевой активности!
Одновременно желательно проводить массаж кистей рук и пассивную пальчиковую гимнастику. Упражнения должны быть направлены на попеременное сжатие, растяжение и расслабление мышц кисти. Объем движений должен увеличиваться постепенно, не вызывая у ребенка неприятных и болевых ощущений. Вовлекать в процесс необходимо все пять пальцев руки, так как у каждого из них свой коэффициент полезного действия для развития двигательной области коры головного мозга и, соответственно, речевой деятельности. Используются изолированные движения каждого пальчика.
Таким образом, чем раньше родители уделят внимание развитию моторики рук ребенка, тем больше у него будет возможностей для активизации речевой деятельности. Поэтому очень важно получить советы специалиста в первые годы жизни малыша и помочь ему стать полноправным членом человеческого общества!
Источник
“Взаимосвязь развития мелкой
моторики рук и речи”
Описание работы. Работая логопедом я убедилась, что у детей при ряде речевых нарушений выражена в разной степени общая моторная недостаточность, а также нарушения движений пальцев рук. Поэтому развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук я в своей работе уделяю особое внимание.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
(В.А. Сухомлинский)
Что такое органы речи? Кто – то называет язык, голосовые связки и т.д. Главный орган речи – мозг. Речь – не подарок природы. Есть только предпосылки для ее развития при благоприятных условиях (отсутствие патологий и сохранный интеллект), а дальше многое зависит от социальной среды, от того, насколько ответственно относятся к развитию ребенка окружающие его взрослые.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и направляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм родного языка, любая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка, отражается на его поведении в различных видах его деятельности.
Многие ученые считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление детской речи. Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.
Таким образом «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга ( М.М. Кольцова).
Формирование и совершенствование общих движений, тонкой моторики пальцев рук – одна из составляющих частей комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия.
Для успешной коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением речи необходимо создать предметно-игровую среду, а именно:
– мозаики различной конфигурации;
– пазлы;
– Пирамидки и матрешки;
– игры шнуровки;
– игры на застегивание, расстегивание кнопок, пуговиц;
– волчки;
– мячи разного диаметра материала;
– счетные палочки;
– набор геометрических фигур;
– лего (разной величины);
– конструкторы;
– «чудесный мешочек»;
– альбом для штриховки;
– трафареты с геометрическими фигурами;
– трафареты с фигурами, согласно лексическим темам;
– книжки раскраски;
– фасоль, бусы, шишки, мелкие игрушки;
-простой и цветные карандаши;
– фломастеры, краски, гуашь, восковые мелки, цветные мелки;
– ножницы;
– цветная бумага, картон;
– тетрадь в крупную клетку.
Очень важной частью в развитии мелкой моторики является «Пальчиковые игры» – своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они позволяют корригировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций. «Пальчиковые игры» включаю в утреннюю артикуляционную гимнастику, вводную часть занятия, физминутки. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, явления природы. Они увлекательны и способствуют развитию речи, чувства ритма, творческой деятельности и концентрировании внимания.
В современной действительности использовала пальчиковый театр, театр «Рукавичка», игры соревнования; «Веселый волчок», «Мотальщики» (наматывание тонкой проволоки на палочку), «Кто быстрее соберет» (собрать рассыпанные предметы – бусы, фасоль, камешки, пуговицы), игры -пантомимы, во время которых дети молча изображают разные действия, изображают походку разных животных, действия людей разных профессий. Разыгрывала с детьми пантомимы по содержанию сказки, стихотворения. В играх ребенок перевоплощается, развивает фантазию, находится в движении. Интересные игры отвлекают внимание детей от психологических трудностей, возникших при речевых контактах. Игра способствует созданию ситуаций,
В которых ребенок чувствует себя расслабленно, свободно говорит, легче приобретает мыслительные, речевые, моторные навыки.
В свободной деятельности дети занимаются конструктором, мозаикой, кубиками, лего, играми с песком и водой, с природным и бросовым материалом, нанизыванием бус разного размера, пуговиц, плетением ковриков, шнуровкой, застежками. Это способствует развитию ручной умелости.
«Пальчиковые игры» существовали у разных народов с давних времен. И не мудрено, ведь пальчиковые игры – замечательный способ развеселить ребенка, отвлечь от чего – либо, найти контакт с любым ребенком.
Физминутки, «пальчиковые игры» использую для того, чтобы дать детям возможность отдохнуть, эмоционально расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой. С помощью потешек и других стихотворных текстов, которые сопровождают движения детей, развиваю из речь: формирую слоговую структуру слова, автоматизирую произносимые звуки, обогащаю и активизирую словарь, совершенствую связную речь, память, фонематический слух, общую и мелкую моторику.
Речевые центры головного мозга интенсивно стимулируются двигательной активностью ребенка. Речь, сопровождаемая образами, более выразительна и доступна пониманию детям. Стихотворение форма подачи материала имеют соответствующий ритм, который помогает детям координировать речь и движение.
Первое время дети повторяют только движения, но на подсознательном уровне происходит пополнение его словарного запаса, появляются навыки построения предложения, употребление различных грамматических форм и т.п. Позже ребенок стремиться самостоятельно озвучить свои действия .
Нет необходимости разучивать с детьми стихотворения. Играя с пальчиками, они легко запоминают их уже после нескольких прочтений. Дети довольно быстро начинают связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом. В несколько раз быстрее, чем при обычном чтении.
Сильные, ловкие, гибкие умелые пальчики детей – это залог их будущих успехов (письмо, рисование, рукоделие, конструирование и т.д.). А пальцы, как и любую другую часть тела, можно и нужно развивать и тренировать. «Пальчиковые игры» – это универсальный тренинг мелкой моторики, гимнастика в игре.
Важнейшим способом обучения и развития ребенка дошкольного возраста является подражание. Наши дети подражают всему, что видят, и хорошему и плохому, просто потому, что подражание является их врожденной способностью и ведущим видом деятельности. Необходимо отметить, что способность к подражанию не у всех детей развита одинаково. Часто это зависит от умения удерживать внимание. Пальчиковые игры являются одним из способов развития внимания. Поначалу детский взгляд притягивают движения. Пальчики создают некие формы, которые благодаря речи складываются в образы. Нет нужды изображать на пальцах глазки и носики, их дорисует воображение ребенка. Фантазия малыша начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов.
Как правило, эмоциональная речь подкрепляется жестами, а жесты в свою очередь, добавляют выразительности словам. Дети, владеющие «пальчиковыми играми», легче овладевают динамикой жеста, более раскованные, коммуникативные.
«Пальчиковые игры» – это замечательный материал для быстрого овладения простейшими, математическими понятиями: вправо – влево, выше – ниже, дальше – ближе, длиннее – короче, больше – меньше и т.п. Эти понятия подкреплены сюжетом и жестами. Поэтому наглядны и доступны детям.
«Пальчиковые игры я разделила на три блока.
В первом блоке подобраны фигуры , которые изображают предметы, животных, птиц. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением и рисунками. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Пальчиковые игры подбираю по принципу от простого к сложному согласно лексическим темам. Добиваюсь, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.
Во втором блоке со стихотворным сопровождением представлены фигуры, которые выполняются из счетных палочек или спичек. Вначале знакомятся с геометрическими фигурами , на основе которых построены все остальные. Фигуры сопровождаются стихами для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.
Третий блок – игры с мячом.
Вывод: Игры, упражнения для развития мелкой моторики рук способствуют быстрому овладению правильного произношения звуков при обучении элементам письма дети более уверенные, ровнее держат строчку, лучше справляются с программными требованиями по изодеятельности. Игровая деятельность вызывает у детей интерес и яркий эмоциональный настрой, что позволяет мобилизовать внимание детей. Желание быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулировало запоминание. Таким образом, включение упражнений, игр на развитие пальцевой моторики играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи.
Такой подход позволяет:
1. Регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправление речи.
2. Совершенствовать психические процессы (внимание, память, воображение), тесно связанные с речью.
3. Облегчить усвоение навыков письма будущих школьников
“Взаимосвязь развития мелкой
моторики рук и речи”
подготовила:
учитель-логопед
Астраханцева А.М.
Источник
Статья:
Речь имеет в жизни огромное значение. Развитие речи приобретает все большую актуальность в нашем обществе. Речь является одним из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка.
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Учеными доказано, что в последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. В наше время наметился снижающийся уровень бытовой культуры: широкое распространение получили низкопробная литература, «бедная речь с экранов телевизоров», родители меньше говорят с детьми, ссылаясь на недостаток свободного времени. Ребенок в основном получает нужную ему информацию из теле- и радиопередач. Все это не способствует, а, конечно же, препятствует развитию правильной речи у детей. Речь ребенка, как известно не может формироваться изолировано, ее развитие идет в комплексе с общим развитием, физическим и психическим.
Речь – это, прежде всего инструмент общения. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем более при каких-либо пусть и не ярко выраженных проблемах возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов чтения и письма.
Если же мы обратимся к историческому аспекту развития речи общества, то установим, что вначале были жесты как средство общения. В дальнейшем они стали сопровождаться криками и возгласами. И потребовались тысячелетия, прежде чем появилась, а потом и развилась речь словесная, такая, как мы ее сейчас знаем. Но долгое время речь продолжала сочетаться с жестикуляцией. Движение рук продолжали совершенствоваться, ведя за собой развитие речи.
Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
В наше время можно заметить существенную закономерность – «пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, затрудняется в объяснении, помогает себе жестами. В то же время ребенок, увлеченно рисующий, пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык.
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Оказывается, если внимательно посмотреть снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область находится рядом с двигательной областью, являясь ее частью. 1/3 всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти рук, расположенная близко от речевой зоны.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что и не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Вопросом взаимосвязи мелкой моторики рук и уровнем сформированности речи занимались многие ученые. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи. Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”, “Рука – это инструмент всех инструментов”, – заключал еще Аристотель. “Рука – это своего рода внешний мозг”, – писал Кант.
Развитие моторики ведет за собой развитие речи. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие детей раннего дошкольного возраста, улучшить качество речи, чёткость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.
В современном обществе дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.). Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать.
Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, пазлы, счетные палочки, мозаику. Часто отказываются от лепки и аппликации, не успевают за сверстниками в группе в процессе деятельности.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи.
Мелкую моторику рук развивают:
– Пальчиковая гимнастика
– Упражнения с массажным мячом
– Пальчиковый театр
– Игры с конструктором, мозаикой, пазлами
– Пластилинография
– Игры моталочки
– Игры со счетными палочками
– Ниткография
– Вырезальный тренажер
– Рисование пальчиками, ладонью
– Игры с предметами домашнего обихода:
*с макаронными изделиями, с крупой
*с прищепками
*с резинками, бусами, заколками,
– Упражнения с использованием бумаги, бумажных салфеток, ваты
– Игры с песком и водой
При работе по развитию мелкой моторики необходимо следовать определенным правилам:
1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.
2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).
3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.
4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.
5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.
6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.
7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.
8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.
9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.
10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!
Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в школе.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник