Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики рук ребенка

Связь мелкой моторики с речевыми функциями.

Пальцевая моторика и речевая функция между собой тесно связаны: если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту. У большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения их неточны и несогласованны. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, часто не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.

О связи умственных способностей, речи и мелкой моторики руки известно давно. У детей дошкольного возраста это наиболее ярко выражено. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Мы все помним, что у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки. Если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японские врачи создали оздоровительную методику воздействия на руки. Ими было установлено, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Японцами широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее, тонизирующее и, главное, развивающее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

В Китае, как взрослые, так и дети любят упражнения с каменными и металлическими шарами. Такие упражнения улучшают память, умственные способности человека, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

Отечественные физиологи также подтверждают связь развития мозга с развитием мелкой моторики руки. В двигательной области коры головного мозга проекция кисти чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является как стимулом для развития речи ребенка, так и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Поэтому развитие мелкой моторики рук очень важно для психофизического развития и развития речи ребенка.

В настоящее время исследователями доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания.

Развитие моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребенка, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Особенно важно обратить внимание на развитие и совершенствование моторики рук в первые годы жизни малыша. Формирование речевых областей в головном мозгу завершается, в основном, к двухлетнему возрасту, и совершенствование их продолжается еще в течение нескольких лет. Функции кистей рук и речи тесно взаимосвязаны. И ребенок с самого начала инстинктивно стремится это использовать, пытаясь манипулировать всеми попадающимися ему предметами именно с помощью рук.

Задачей взрослых является помочь малышу начать полноценно использовать возможности ручек. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться успеха в развитии речевой деятельности ребенка, особенно с проблемами.

Через тактильные ощущения руки и попытки раздражения нервных окончаний на ладошках и кончиках пальцев удается добиться вызывания эмоционально-положительной реакции ребенка даже с глубокой задержкой развития на те манипулятивные действия, которые проводятся с его руками. Также вызываются первые голосовые реакции и звукоподражания.

Привлечение родителей к активной деятельности по выполнению рекомендаций и заданий в домашних условиях является важным моментом. Так, обученные конкретным игровым приемам по развитию моторики рук и методам их реализации в самостоятельной деятельности ребенка, они могут вести непрерывную работу по развитию своего малыша.

Одновременно осуществляется эмоционально-положительный контакт членов семьи, что также влияет на эффективность развивающих мероприятий. Родители начинают лучше понимать проблемы своего чада. Осознание того, что они могут оказать реальную помощь и конкретными действиями способствовать развитию малыша, укрепляют их веру в себя!

Начинать нужно с эмоционально-положительных игр и потешек, с помощью которых устанавливается тесный контакт с малышом. Затем вызывается у него непроизвольное желание подражать действиям взрослого, а позже и простым звукоподражаниям и словам! Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития малыша. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

По мере роста малыша и овладения им первыми играми-потешками, ему даются все более усложняющиеся пальчиковые игры. В этих играх должны участвовать все пять пальчиков и, желательно, ладошки, на поверхности которых находится много нервных окончаний. Это и будет способствовать активизации деятельности речевых областей головного мозга и развитию собственно речи ребенка!

Параллельно необходимо поощрение родителями всякой деятельности ребенка, направленной на развитие тонких движений пальцев рук. Начиная с исследования и ощупывания крупных предметов, постепенно предлагать для ознакомления все более мелкие. В совместных действиях, сопровождающихся доступной для ребенка речью взрослого, достигаются неоценимые результаты по вызыванию речевой активности!

Одновременно желательно проводить массаж кистей рук и пассивную пальчиковую гимнастику. Упражнения должны быть направлены на попеременное сжатие, растяжение и расслабление мышц кисти. Объем движений должен увеличиваться постепенно, не вызывая у ребенка неприятных и болевых ощущений. Вовлекать в процесс необходимо все пять пальцев руки, так как у каждого из них свой коэффициент полезного действия для развития двигательной области коры головного мозга и, соответственно, речевой деятельности. Используются изолированные движения каждого пальчика.

Таким образом, чем раньше родители уделят внимание развитию моторики рук ребенка, тем больше у него будет возможностей для активизации речевой деятельности. Поэтому очень важно получить советы специалиста в первые годы жизни малыша и помочь ему стать полноправным членом человеческого общества!

Источник

“Взаимосвязь развития мелкой

моторики рук и речи”

Описание работы. Работая логопедом я убедилась, что у детей при ряде речевых нарушений выражена в разной степени общая моторная недостаточность, а также нарушения движений пальцев рук. Поэтому развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук я в своей работе уделяю особое внимание.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

(В.А. Сухомлинский)

Что такое органы речи? Кто – то называет язык, голосовые связки и т.д. Главный орган речи – мозг. Речь – не подарок природы. Есть только предпосылки для ее развития при благоприятных условиях (отсутствие патологий и сохранный интеллект), а дальше многое зависит от социальной среды, от того, насколько ответственно относятся к развитию ребенка окружающие его взрослые.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и направляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм родного языка, любая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка, отражается на его поведении в различных видах его деятельности.

Многие ученые считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление детской речи. Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Таким образом «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга ( М.М. Кольцова).

Формирование и совершенствование общих движений, тонкой моторики пальцев рук – одна из составляющих частей комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия.

Для успешной коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением речи необходимо создать предметно-игровую среду, а именно:

– мозаики различной конфигурации;

– пазлы;

– Пирамидки и матрешки;

– игры шнуровки;

– игры на застегивание, расстегивание кнопок, пуговиц;

– волчки;

– мячи разного диаметра материала;

– счетные палочки;

– набор геометрических фигур;

– лего (разной величины);

– конструкторы;

– «чудесный мешочек»;

– альбом для штриховки;

– трафареты с геометрическими фигурами;

– трафареты с фигурами, согласно лексическим темам;

– книжки раскраски;

– фасоль, бусы, шишки, мелкие игрушки;

-простой и цветные карандаши;

– фломастеры, краски, гуашь, восковые мелки, цветные мелки;

– ножницы;

– цветная бумага, картон;

– тетрадь в крупную клетку.

Очень важной частью в развитии мелкой моторики является «Пальчиковые игры» – своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они позволяют корригировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций. «Пальчиковые игры» включаю в утреннюю артикуляционную гимнастику, вводную часть занятия, физминутки. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, явления природы. Они увлекательны и способствуют развитию речи, чувства ритма, творческой деятельности и концентрировании внимания.

В современной действительности использовала пальчиковый театр, театр «Рукавичка», игры соревнования; «Веселый волчок», «Мотальщики» (наматывание тонкой проволоки на палочку), «Кто быстрее соберет» (собрать рассыпанные предметы – бусы, фасоль, камешки, пуговицы), игры -пантомимы, во время которых дети молча изображают разные действия, изображают походку разных животных, действия людей разных профессий. Разыгрывала с детьми пантомимы по содержанию сказки, стихотворения. В играх ребенок перевоплощается, развивает фантазию, находится в движении. Интересные игры отвлекают внимание детей от психологических трудностей, возникших при речевых контактах. Игра способствует созданию ситуаций,

В которых ребенок чувствует себя расслабленно, свободно говорит, легче приобретает мыслительные, речевые, моторные навыки.

В свободной деятельности дети занимаются конструктором, мозаикой, кубиками, лего, играми с песком и водой, с природным и бросовым материалом, нанизыванием бус разного размера, пуговиц, плетением ковриков, шнуровкой, застежками. Это способствует развитию ручной умелости.

«Пальчиковые игры» существовали у разных народов с давних времен. И не мудрено, ведь пальчиковые игры – замечательный способ развеселить ребенка, отвлечь от чего – либо, найти контакт с любым ребенком.

Физминутки, «пальчиковые игры» использую для того, чтобы дать детям возможность отдохнуть, эмоционально расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой. С помощью потешек и других стихотворных текстов, которые сопровождают движения детей, развиваю из речь: формирую слоговую структуру слова, автоматизирую произносимые звуки, обогащаю и активизирую словарь, совершенствую связную речь, память, фонематический слух, общую и мелкую моторику.

Речевые центры головного мозга интенсивно стимулируются двигательной активностью ребенка. Речь, сопровождаемая образами, более выразительна и доступна пониманию детям. Стихотворение форма подачи материала имеют соответствующий ритм, который помогает детям координировать речь и движение.

Первое время дети повторяют только движения, но на подсознательном уровне происходит пополнение его словарного запаса, появляются навыки построения предложения, употребление различных грамматических форм и т.п. Позже ребенок стремиться самостоятельно озвучить свои действия .

Нет необходимости разучивать с детьми стихотворения. Играя с пальчиками, они легко запоминают их уже после нескольких прочтений. Дети довольно быстро начинают связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом. В несколько раз быстрее, чем при обычном чтении.

Сильные, ловкие, гибкие умелые пальчики детей – это залог их будущих успехов (письмо, рисование, рукоделие, конструирование и т.д.). А пальцы, как и любую другую часть тела, можно и нужно развивать и тренировать. «Пальчиковые игры» – это универсальный тренинг мелкой моторики, гимнастика в игре.

Важнейшим способом обучения и развития ребенка дошкольного возраста является подражание. Наши дети подражают всему, что видят, и хорошему и плохому, просто потому, что подражание является их врожденной способностью и ведущим видом деятельности. Необходимо отметить, что способность к подражанию не у всех детей развита одинаково. Часто это зависит от умения удерживать внимание. Пальчиковые игры являются одним из способов развития внимания. Поначалу детский взгляд притягивают движения. Пальчики создают некие формы, которые благодаря речи складываются в образы. Нет нужды изображать на пальцах глазки и носики, их дорисует воображение ребенка. Фантазия малыша начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов.

Как правило, эмоциональная речь подкрепляется жестами, а жесты в свою очередь, добавляют выразительности словам. Дети, владеющие «пальчиковыми играми», легче овладевают динамикой жеста, более раскованные, коммуникативные.

«Пальчиковые игры» – это замечательный материал для быстрого овладения простейшими, математическими понятиями: вправо – влево, выше – ниже, дальше – ближе, длиннее – короче, больше – меньше и т.п. Эти понятия подкреплены сюжетом и жестами. Поэтому наглядны и доступны детям.

«Пальчиковые игры я разделила на три блока.

В первом блоке подобраны фигуры , которые изображают предметы, животных, птиц. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением и рисунками. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Пальчиковые игры подбираю по принципу от простого к сложному согласно лексическим темам. Добиваюсь, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.

Во втором блоке со стихотворным сопровождением представлены фигуры, которые выполняются из счетных палочек или спичек. Вначале знакомятся с геометрическими фигурами , на основе которых построены все остальные. Фигуры сопровождаются стихами для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.

Третий блок – игры с мячом.

Вывод: Игры, упражнения для развития мелкой моторики рук способствуют быстрому овладению правильного произношения звуков при обучении элементам письма дети более уверенные, ровнее держат строчку, лучше справляются с программными требованиями по изодеятельности. Игровая деятельность вызывает у детей интерес и яркий эмоциональный настрой, что позволяет мобилизовать внимание детей. Желание быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулировало запоминание. Таким образом, включение упражнений, игр на развитие пальцевой моторики играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи.

Такой подход позволяет:

1. Регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправление речи.

2. Совершенствовать психические процессы (внимание, память, воображение), тесно связанные с речью.

3. Облегчить усвоение навыков письма будущих школьников

“Взаимосвязь развития мелкой

моторики рук и речи”

подготовила:

учитель-логопед

Астраханцева А.М.

Источник

Для нормального развития ребенка вторым по значимости после активных движений тела являются упражнения, помогающие развивать, их мелкую моторику.

Умение манипулировать очень важно для ребенка. Во-первых, потому, что малыш его использует во многих своих действиях. И чем выше это умение, тем лучше получается результат: увереннее перелистывает страницы книги, рисует, вырезает из бумаги, застёгивает пуговицы, пользуется ложкой и вилкой.

Во- вторых, установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки. Исследования М.Кольцовой доказали, что существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. От того, насколько умеет ребенок выполнять движения пальцами, зависит уровень развития его речи.

На основе этой взаимосвязи разработан метод, определяющий уровень развития речи детей. Он состоит вот в чём: сначала ребёнка просят показать один пальчик, потом – два и наконец – три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, наверняка умеют говорить. Если пальчики остаются напряжёнными, сгибаются и разгибаются только вместе или, напротив, они вялые и изолированно двигаться не могут, значит, их обладатели не умеют говорить. И до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, успехов в развитии речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Секрет этого явления несложен. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.

Умение работать пальчиками к малышу приходит не сразу.

Что поможет развить мелкую моторику рук? Для этого нужно следующее:

– Учить ребенка отвинчивать крышки, нанизывать предметы на веревочку, наливать воду в емкость, переворачивать страницы книги, разрывать бумагу.

– Учить малыша навыкам самообслуживания: пользоваться вилкой и ложкой, снимать и одевать колготки и носки.

– Игрушки должны быть разнообразными, и среди них должны быть такие, которые можно было бы раскручивать, перекручивать, детали которых можно было бы вращать по кругу.

-У ребенка обязательно должны быть конструктор и пирамидки

Как играть в пальчиковые игры.

Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.

При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Группы пальчиковых игр.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию и делятся на группы:

Игры – манипуляции.

«Ладушки-ладушки… », «Сорока-белобока… » – указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Пальчик-мальчик, где ты был?. », «Мы делили апельсин… », «Этот пальчик хочет спать… », «Этот пальчик – дедушка… », «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?. », «Пальчики пошли гулять… » – ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

Сюжетные пальчиковые упражнения.

«Пальчики здороваются» – подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно) .

«Распускается цветок» – из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.

«Грабли» – ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

«Ёлка» – ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.

Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») .

«Колечко» – поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

«Кулак – ребро – ладонь» – последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе) .

«Ухо – нос» – левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» – рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку) .

«Горизонтальная восьмёрка» – нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру) .

«Помоем руки под горячей струёй воды» – движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» – большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты» – движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Согреем руки» – движения, как при растирании рук.

«Молоточек» – фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют травку» – пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

«Бабочка» – сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев») .

«Сказка» – детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.

«Осьминожки» – правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Список литературы:

  1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. Дошкольное воспитание. 1990., №8.
  2. Галанов.А.С. Развивающие игры для малышей

Источник