Взаимосвязь компонентов нравственного развития ребенка
В раннем возрасте у детей начинается процесс нравственного развития личности, которое включает три аспекта:
- когнитивный (информационный) аспект – знания и представления о нравственных понятиях, эталонах, нормах, правилах, личностных нравственных качествах;
- эмоционально-мотивационный аспект – нравственные чувства, социально-нравственные эмоции, моральные мотивы и предпочтения, нравственная оценка и самооценка;
- поведенческий аспект – моральные действия и поступки, нравственные привычки, т.е. реализация нравственных норм и требований.
Взаимосвязь когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов в личностной сфере обусловливает единство нравственного сознания и поведения. Данные компоненты только начинают формироваться в раннем возрасте. Этому способствуют стремление детей к совместной деятельности со взрослыми, их высокая подражательность.
В раннем детстве ребенок начинает понимать определенные нравственные правила поведения. Такое понимание ограничено конкретной ситуацией, рамками наглядно-действенного мышления ребенка. Понимание правил и норм поведения основано на собственном опыте ребенка, когда он осознает негативные последствия при нарушении правил и позитивные – при соблюдении. В связи с этим уже с раннего возраста ребенка взрослый должен обосновывать выдвигаемые требования, опираясь на конкретные жизненные ситуации и на собственный опыт ребенка. В активном словаре детей мало слов, обозначающих нравственные категории, используется оценка, этические понятия: хорошо – плохо, добро – зло и др. Понятия «плохо» и «хорошо» первоначально выражают отношение взрослого, а ребенок только вспоминает и повторяет их в подобных ситуациях. Содержание мотивационной направленности с позиции нравственной воспитанности еще слабо развито.
Развитие эмоционального компонента нравственности ребенка связано с формированием интеллекта, его мыслительной деятельности, системы знаний о поощряемых и порицаемых образцах поведения. Посредством этого у ребенка постепенно появляется возможность оценивать свое поведение, подготовиться к восприятию предстоящей оценки своей деятельности со стороны взрослых. Нравственные эмоции ребенка проявляются и укрепляются в процессе наблюдений за конкретными действиями и поступками человека. Для нравственного развития ребенка необходима органическая связь знаний (моральных понятий) и моральных оценок поведения (хорошо – плохо). Формирование только знаний о моральных качествах людей не может обеспечить возникновение у ребенка соответствующих нравственных чувств и эмоций, они появляются у него как выражение собственного отношения к определенному поступку человека, на основе имеющихся потребностей, совокупности знаний и переживаний. Роль взрослого в нравственном развитии детей заключается в том, что он учит ребенка оценивать поступки и вызывает у него соответствующее эмоциональное отношение к тому, что в данный момент происходит в конкретной ситуации. Закрепляясь в сознании ребенка, такие оценки начинают выражать его положительное или отрицательное отношение к себе и поступкам других.
Усложнение деятельности ребенка и его возрастающая самостоятельность приводят к необходимости введения более сложных нравственных правил поведения. Подчиняясь этим правилам, ребенок учится регулировать свои действия. Выполнение нравственных норм и правил имеет для детей не самостоятельное значение, а является средством поддержания положительных контактов со взрослым и получения положительной оценки взрослого. Потребность в позитивной оценке взрослого стимулирует ребенка поступать в соответствии с правилами.
Ранний возраст соответствует доморальному уровню развития морального сознания ребенка по концепции Л. Колберга. Доморальному уровню соответствуют стадии:
- послушание ребенка для избегания наказания;
- обусловленность поступков эгоистическими соображениями взаимной выгоды (послушание в обмен на получение каких-то конкретных благ и поощрений);
- обусловленность поступков желанием одобрения со стороны «значимых других» и стыдом перед их осуждением.
Это не значит, что ребенок под влиянием этих мотивирующих факторов систематически контролирует свое поведение. Детям раннего возраста очень сложно удержаться от немедленного удовлетворения сиюминутного желания и еще сложнее выполнить непривлекательное действие по предложению взрослого. При выполнении неинтересных заданий взрослого, дети либо изменяют их, либо отвлекаются и не доводят дела до конца.
Формирование нравственных привычек и поступков формируется постепенно, если взрослый сознательно выдвигает систематические, непротиворечивые и мотивированные требования, проверяет их выполнение, то выполнение таких правил становится привычным для ребенка. Ребенок быстро реагирует на привычные правила. Постепенно формируются дисциплинированность, организованность, потребность выполнять правила, что способствует усвоению более сложных правил поведения и становлению нравственных качеств личности. Формирование нравственных привычек в раннем детстве происходит в повседневной деятельности, когда взрослый показывает модель-образец поведения и требует от ребенка следовать данному образцу сначала в совместной с ним деятельности, а затем в самостоятельной.
Практический пример
Максим М., 2 года 8 месяцев. Его мама старается, чтобы сын видел проявления сочувствия и заботы членов семьи по отношению друг к другу. «Не шуми, папа устал, он спит. Не разбуди папу», – говорит мама шепотом. Максим, подражая ей, начинает вести себя тихо и, если кто-нибудь из взрослых случайно забудется, он сам напомнит: «Незя, папа пит».
В целом для ребенка раннего возраста характерна стихийная нравственность. Положительные поступки ребенок совершает по просьбе взрослого и чаще всего не выделяет их как таковые. Без контроля и оценок со стороны взрослого ребенок действует ситуативно и импульсивно, поэтому часто правила нарушает. Нравственное поведение детей раннего возраста тесно связано с положительным эмоциональным отношением к объекту, на который оно направлено. Ребенок скорее совершит хороший поступок по отношению к тому взрослому или ребенку, к которому хорошо относится. Позитивное эмоциональное состояние, симпатия и доброжелательность по отношению к окружающим людям и животным являются основой для нравственных проявлений.
Таким образом, нравственное развитие ребенка раннего возраста происходит на основе предъявления взрослым системы требований и приучения к их выполнению. Этому способствует стремление детей к установлению и поддержанию положительных контактов со взрослым. На основе подражания оценкам взрослых формируются первые оценочные суждения, которые затем трансформируются в собственное отношение ребенка к себе и другим людям. Однако ситуативность и импульсивность поведения часто приводит к нарушению требований и запретов. Нравственные проявления ребенка зависят от эмоционального отношения к объекту и возникают стихийно, неосознанно при побуждении взрослого или в конкретной ситуации.
Источник
Взаимосвязь интеллектуального и нравственного развития ребенка дошкольного возраста
Интеллектуальное и нравственное развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста находятся в тесном единстве, они взаимообусловлены, способствуют активизации воображения, а также простейших форм логического и абстрактного мышления, развитию самосознания и самооценки, социальных чувств.
Развитие ребенка должно быть направленно на то, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным и защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят. Дошкольнику следует иметь представление о своих правах и обязанностях, овладевать нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимать их целесообразность и необходимость.
Важно, чтобы отношения с близкими взрослыми были доверительными, доброжелательными, но ребенок должен понимать, что он многого еще не знает, не умеет, что взрослый более образован и опытен. Поэтому надо прислушиваться к его советам и словам. Но в то же время нужно учить отличать хорошие поступки от дурных. В общении с детьми желательно избегать повелительного тона, чаще выражать уверенность в их возможностях. Вместо «ты должен сделать это» – «ты можешь»; вместо «не делай так» – «сделай так». Очень нужно, чтобы в жизни детей было больше положительных эмоций, смеха, шуток, музыки, ситуаций, требующих проявление внимания и заботы друг о друге.
Надо иметь по – больше терпения и уважения к потенциалу ребенка, его переживаниям и чувствам.
Воспитатель анализирует с детьми их поступки и умения. Главная задача — привлечь внимание ребенка к самому себе и вызвать желание становиться лучше, учиться тому, чему еще не научился. Работу можно проводить по подгруппам и тогда предметами разговора становятся достижения детей: анализируется то, что они умеют делать хорошо, может быть несколько лучше других детей в группе. А вот разговор о недостатках надо проводить индивидуально и конечно вести его следует с верой в ребенка, в его возможность, способность научиться тому, чего он пока не умеет.
Мы редко обращаем внимание малыша на то, что у него хорошо получается, боясь воспитать зазнайство и нескромность. При этом формируем позицию ложного равенства, позицию «не высовывайся». А, значит, зачем стараться уметь делать что- то лучше других? Эта неправильная позиция мешает развитию потенциальных возможностей личности, гасит уверенность в себе.
Важным следствием развития интеллекта ребенка по осознанию, познанию им себя является понимание ребенком такой отличительной особенности человека, как способность думать: «Я – человек, и поэтому я умею думать и рассказывать о том, что я думаю». Здесь воспитатель решает 2 задачи: формирует представление о себе, как о мыслящем существе, который сможет решать проблемы, оценивать поступки. И вторая задача – добиться понимания того, что и другие люди умеют думать и надо с уважением относиться к их мыслям и поступкам.
Первая задача решается в разнообразной деятельности, требующей планирования, принятия решения, придумывания. Каждый раз воспитатель обращает внимание на то, что результат получен вследствие размышления, продумывания. Способствует этому процессу игры на развитие фантазии, воображения и т. д.
Вторая задача решается в специально создаваемых педагогом ситуациях.
Каков будет интеллектуальный уровень развития ребенка, таковы будут и его нравственные мотивы. Они будут выражаться в отношении к людям. Ведь именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает нравственные нормы поведения. И по этому, наша задача заключается в том, чтобы ребенок видел только положительные примеры, и они повлияют в дальнейшем на его поступки и дела.
Источник
Ольга Рябова
Эмоционально-нравственное развитие ребенка дошкольного возраста
Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Итак, социально-эмоциональное развитие ребенка проявляется в гуманистической направленности его активности, в стремлении выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.
Согласно программе «Детство» эмоционально-нравственное развитие ребенка происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т. е. включения во все моменты образовательного процесса. Образовательное пространство, обозначенное в программе,включает важнейшие сферы бытия: природу, рукотворный и социальный мир, искусство, азы математики, мир художественной литературы и родного языка. Каждая из этих сфер обладает особыми возможностями для социально-нравственного и эмоционального развития дошкольника, но все их объединяет представление о человеке как о главной ценности культуры.
Личный опыт ребенка мы организуем так, чтобы он естественным путем, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.
Способствуем формированию личного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению)моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобряем действия того, кто поступил справедливо (разделил кубики поровну).
Продолжаем работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (в частности, путем рассказа о том, чем хорош каждый воспитанник группы); образа Я (помогаем ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят).
Воспитываем скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учим испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.
Напоминаем детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
Закрепляем навыки бережного отношения к вещам, учим использовать их по назначению, ставить на место.
В возрасте 4-5лет формирование личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм выходит на первый план. Поэтому мы вместе с детьми вспоминаем, какие правила, они уже знают (правила гигиены, аккуратности, дружной игры, взаимопомощи и др.). Выполняем эту работу постепенно, изо дня в день, опираясь на инсценировки, художественные произведения, детские рисунки, иллюстрации и т. д. Так же формулируем правила с помощью пословиц, поговорок, стихов.
Доброжелательные отношения в группе поддерживаем, как и ранее, обоснованным одобрением положительных примеров поведения и неодобрением отрицательных. При этом привлекаем примеры из книг. Прочитав какое-либо произведение, обращаемся к детям с предложением оценить поступок героя и обосновать свою оценку.Постепенно дети начинают понимать суть понятий: «вежливый», «аккуратный», «заботливый», «справедливый».Отрицательные поступки сопровождаем оценкой: «Это стыдно». Объясняем, почему тот или иной поступок вызывает негативные реакции. Дети понимают, что стыдно обижать, обманывать другого, дразнить кого-либо из-за физического недостатка (заикание, косоглазие и т. п.). Стремимся к тому, чтобы дети гордились тем,что научились выполнять определенные правила: «Я не жадный», «Я не лентяй», «Я послушный». Чтобы они уже утвердились в тех нравственных ценностях, которые поощряются взрослыми.
Учитываем,что дети довольно часто говорят: «Я не жадный», а не «Я добрый». Им очень важно не быть носителем плохих качеств. Переживание чувства стыда за плохой поступок может возникнуть только в случае накопленного ребенком положительного опыта, когда ему есть что терять. Если же ребенок не накопил опыта положительных переживаний, не испытал гордости по этому поводу, то бесполезно обращаться к нему со словом «стыдно».
В 4-5 лет начинает формироваться чувство долга. Простейшие представления о нем неотделимы от соответствующего поступка, а также оттого, что раньше обозначалось словами «ты должен». В этот возрастной период дети способны в воображении проигрывать предстоящую ситуацию, у них накапливается достаточно представлений, на основе которых позже будут строиться обобщения. Формированию чувства долга способствует переключение с интересной игры на обязательное дело. Это требует специальной подготовки. Мы объясняем, почему и что «мы сейчас должны».
Закрепление навыков вежливого обращения с окружающими требует включения уже усвоенного материала в новые ситуации. Здесь нам помогают инсценировки с участием детей. Воспитатель выступает в роли разных взрослых (соседка, мама, папа, старшая сестра, бабушка и т. д., а ребенок — в своей роли. Такие инсценировки обычно предваряют сценки с куклами, что облегчает ребенку исполнение его роли.
Эмоциональное развитие детей происходит успешно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании и информационном обмене, самостоятельной деятельности (по интересам, в общении и сотрудничестве с взрослыми и сверстниками, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.
Основа для накопления положительного опыта — эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.
Считаем что, живой пример воспитателя, его искреннее участие в делах и проблемах детей, умение поддержать их инициативу и побудить к проявлению добрых чувств – важнейшие условия успешного эмоционально-нравственного развития дошкольников.
Предпочтение отдаём практическим методам организации детского опыта культуры общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками, активному использованию жизненных обстоятельств. К примеру, мы вышли на прогулку и увидели – на скамейке кто – то из детей забыл куклу. «Посмотрите, ребята какая-то девочка забыла куклу на прогулке. Наверное, она теперь плачет, думает, что кукла потерялась».Возникает вопрос: «Можем ли мы что-нибудь сделать?». Как правило, дети уже самостоятельно находят решения, если нет то мы – воспитатели можем сами предложить взять куклу с собой и пройти по группам, спросить, кто потерял куклу, написать объявление о найденной игрушке и т. п. Сделав это, все вместе размышляют о том, как обрадуется девочка, когда найдёт игрушку, как скажет нам спасибо и подумает какие в этой группе замечательные дети. Этот пример, показанный воспитателем, и организация совместных действий детей помогают накоплению положительного опыта.
Так же учитываем и то, что подражание – важнейший механизм формирования социального поведения. Маленькие дети внимательны к действиям и словам взрослых. То, что они постоянно наблюдают в их поведении, становится частью личного опыта детей. Поэтому мы демонстрируем правильные формы поведения, вежливую речь, добрые чувства и отношения.
Важнейшим средством эмоционально-нравственного развития детей является организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентации. Ситуации конструируются нами – воспитателями как игровые, имитационные, ситуации реального практического опыта и условные ситуации вербального плана. Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребенку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий. Все ситуации должны быть обращены к соответствующим эмоциям и чувствам. Необходимо выразительно передать детям смысл каждой из них, ярко отразить чувства,которые испытывают ее участники: хорошо им или плохо, почему это так, какой помощи они ждут от детей.
Организуемые нами ситуации накопления положительного эмоционально – нравственного опыта носят проблемный характер, т. е. всегда заключают в себе близкую ребенку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие. (см. приложение)
В каждой ситуации необходимо следующее:
•Заинтересовать проблемой, требующей решения, эмоционально представить ее,ввести детей в ситуацию: «Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Кто участники события? Почему возникло затруднение?».
•Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей: «Какие чувства они испытывают? Какое у них настроение? Кому хорошо, а кому плохо? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытали?».
•Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: «Что может произойти? Как помочь? Что можно сделать? Как поступить каждому участнику ситуации, чтобы разрешить проблему? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Обсудим все предложения и найдем общее решение, как нам поступить и добиться успеха».
•Включить детей в конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т. п.
• Помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешенной проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников ситуации,и порадоваться вместе с ними: «Все ли удовлетворены? Как мы будем поступать в подобных случаях? Какие чувства мы пережили? Как хорошо, когда мы поддерживаем друг друга! Как хорошо, когда тебе помогают друзья! Если мы вместе, мы решим все наши проблемы»
Эмоции, переживаемые детьми в реальных, игровых и условных ситуациях, которые возникают по инициативе воспитателя или стихийно, обогащают эмоциональный мир дошкольников, открывают новые возможности для самовыражения и взаимодействия.
Эмоционально-нравственное развитие дошкольника, его контакты с окружающими развиваются успешно при условии эмоциональной «грамотности», т. е. умения не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать и оценивать эмоции других. Часто дошкольник проявляет равнодушие к людям в силу того, что не может понять их состояние, настроение, не умеет «прочесть эмоцию», выраженную в мимике, жестах, интонации. Поэтому в программе «Детство» особое внимание уделяется развитию способности понимать эмоциональное состояние других, различать выражение эмоциональных состояний в реальной жизни и в искусстве, осознавать и регулировать собственные чувства.
Программа «Детство» нацеливает нас – воспитателей на развитие у детей умения передавать чувства и эмоциональные состояния в играх, движениях, танцевальной, художественно-театральной и изобразительной деятельности.
Уже со второй младшей группы мы активно вовлекаем детей в игры-имитации. Малыши подражают действиям разных животных, а также передают образы зверей и их детенышей. По показу воспитателя и самостоятельно в движениях и мимике воспроизводят разные настроения зверей (добрый – злой, веселый – грустный, агрессивный – спокойный) и их образы.Например: маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь, ласковая, грациозная кошка и сердитая собака, большая добрая курица и маленькие, подвижные, веселые цыплятки.
В своей работе мы используем такие игры-имитации:
Игры – имитации смены эмоциональных и физических состояний. Например, кошка играет, засыпает, пробуждается, умывается; лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка; медвежата играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга. Воспитатель произносит слова, а дети выполняют соответствующие действия.
Игры – имитации состояний природы. Дети изображают, как кружатся снежинки, летят листья, раскачиваются деревья, солнышко восходит – цветок тянется к нему, распускается и улыбается; солнышко садится – цветок засыпает и закрывает лепестки.
Участие в образных играх-имитациях позволяет пережить разнообразные эмоции, а также увидеть, как другие дети и воспитатель передают эмоциональное или физическое состояние изображаемого образа. Это способствует эмоциональному развитию каждого ребенка и помогает ему лучше понять эмоциональное состояние других людей.
Игры-имитации являются также эффективным методом эмоциональной разгрузки дошкольников, переключения их внимания, расширения впечатлений.
В заключение подчеркнем: нашим неизменным помощником в эмоционально-нравственном развитии детей является семья. Сегодня с самого раннего детства происходит перекос в воспитании в пользу развития интеллекта.Родители соревнуются: чей ребенок раньше научится читать и считать, рассуждать. Но мало кто соревнуется в милосердии, отзывчивости и понимании другого человека. Наша задача довести до родителей то, что воспитание многих качеств ума и сердца требует своих сроков, и сроки пропущенные оказываются пропущенными навсегда. Известен случай, произошедший в Японии. В начальной школе был упразднен устный счет – его заменили калькуляторы. Дефект несформированности некоторых мыслительных операций обнаружился только через 15 лет, когда молодые специалисты оказались неспособными видеть абсурдные ошибки в вычислениях компьютеров. Калькуляторы в начальной школе были срочно отменены, а устный счет возвращен в программу. Точно так же не сформированные вовремя личностные качества обернутся инфантильностью или даже эмоциональным кретинизмом взрослых людей.
Но только в сотрудничестве с близкими взрослыми мы можем добиться высоких воспитательных результатов. В своей группе стараемся создать такую атмосферу, чтобы родители доверяли нам, понимали и принимали наши общие цели, методы и средства нравственно-эмоционального развития. Мы показываем родителям свою искреннюю заинтересованность, доброе отношение к ребенку, стремление содействовать его успешному развитию. Это основа наших совместных с семьей усилий и помощи ребенку в налаживании контактов с окружающим миром.
Источник