Взаимосвязь физического развития и здоровья ребенка

Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников
Проблема воспитания и развития здорового ребенка в, современных условиях является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что достигнуть необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития в процессе подготовки к школе может только здоровый дошкольник.
Укрепление здоровья детей – непременное условие их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Существуют различные взгляды ученых на определение понятий «здоровье» и «здоровый ребенок», (В. Т. Спиркин, Н. М. Амосов, Г. П. Юрко, Ю. Ф. Змановский, Т. Л. Богина, Ю. В. Вельтищев и др.).
Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.
Здоровье – важнейшее условие и в то же время результат полноценного физического и психического развития ребенка, особенно – его эмоциональной сферы.
Здоровый ребенок – как правило, жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и умственного развития.
Здоровье ребенка – это состояние жизнедеятельности, соответствующее его биологическому возрасту, гармоничное единство физических и интеллектуальных характеристик, своевременное формирование адаптивных и компенсаторных реакций в процессе роста.
С физиологической точки зрения здоровье характеризуется правильной и согласованной работой всех жизненно важных органов и физиологических систем организма, их своевременным развитием.
Хорошее здоровье – основополагающее условие достижения успешных результатов в образовательном процессе и становлении основ личности.
Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие человека.
Результаты специальных исследований (2006-2007 гг.) свидетельствуют, что в старшем дошкольном возрасте катастрофически уменьшается число здоровых детей. Чуть более 10% их входят в первую группу здоровья. Физиологическая незрелость наблюдается у 60%, функциональные отклонения – у 70%, хронические заболевания – у 50%.
Если 10 лет назад мы говорили о здоровом и крепком поколении, то в настоящее время можем только мечтать о целостно здоровом ребенке.
На Международном конгрессе «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке», проходившем в Москве (2004), были выявлены принципиальные изменения в структуре заболеваемости детей 5-7 лет. Если ранее на первом месте стояли острые респираторные заболевания, то сейчас преимущественное распространение получили различные нервно-психические нарушения. Среди основных причин заболеваемости особое место занимает проблема повышенной тревожности, низкой стрессоустойчивости современных дошкольников.
Известно, что высокая пластичность и ранимость психики дошкольника требуют бережного к нему отношения, так как именно в дошкольный период закладываются основы здоровья и физического развития человека. Дети наиболее чувствительны ко всем влияниям окружающей среды, что сказывается на их функциональном состоянии и организме в целом.
Сложные социально-экономические события в нашей стране, явная невротизация взрослого населения привели к тому, что возросло число детей с невротическими расстройствами. По данным Захарова А.И., каждый третий мальчик и каждая четвертая девочка могут быть отнесены к категории «нервные дети».
Внешние источники угрозы психологической безопасности и здоровью ребенка:
- Манипулирование детьми.
- Индивидуально-личностные особенности персонала.
- Межличностные отношения детей в группе.
- Враждебность окружающей среды.
- Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, отсутствие режима проветривания.
- Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки.
- Нерациональное и скудное питание, его однообразие и плохая организация.
- Неправильная организация общения.
- Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.
- Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском коллективе.
- Неблагоприятные погодные условия.
- Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда.
Внутренние источники угрозы психологической безопасности ребенка:
- Привычки негативного поведения в результате неправильного воспитания в семье.
- Осознание ребенком своей неуспешности на фоне других детей.
- Отсутствие автономности.
- Индивидуально-личностные особенности ребенка.
- Патология физического развития.
Общим источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит в заблуждение, в мир иллюзий.
Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например, убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.
Психическое здоровье – это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.
Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех возрастах онтогенеза.
Основным условием нормального психосоциального развития ребенка (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря полноценному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину и т.п. Следует помнить, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.
Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляют полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.
В основе психологического здоровья являются душевных комфорт и духовное развитие человека.
Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам. Способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым и окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни, как таковой. Задача взрослого – помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития.
Ухудшение как физического, так и психического здоровья детей в значительной мере связано как с негативными явлениями экологической и социальной обстановки, так и с недостатками в организации и осуществлении медико-педагогического контроля за психофизическим развитием, состоянием здоровья воспитанников в условиях детского сада.
Следует отметить наличие в условиях детского сада стрессовых ситуаций: не везде создается атмосфера доброжелательности и эмоционального благополучия, психического комфорта. Имеет место разобщенность взрослых и детей как в детском саду, так и в семье. Это нередко приводит к повышению напряженности, тревожности и агрессивности в поведении детей.
Завышенные требования со стороны педагогов и родителей к уровню подготовленности к школе приводят к переутомлению, нервному перевозбуждению ребенка и формированию у него привычек малоподвижного образа жизни. При этом важно подчеркнуть, что самостоятельная двигательная активность детей на шестом году жизни все больше ограничивается и в детском саду, и в семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз). Становится тревожной тенденцией чрезмерное увлечение компьютерными играми, просмотрами телепередач и видеодисков, что значительно превышает по времени допустимые нормы.
В некоторых дошкольных учреждениях налицо нерациональная организация жизнедеятельности детей: сокращается длительность прогулок; занятия физической культурой на улице проводятся нерегулярно, индивидуальная работа по развитию движений незначительна.
Следует также отметить недооценку значимости роли подвижной игры как основного источника эмоционального развития ребенка.
К числу причин, влияющих на здоровье старших дошкольников, также относятся:
– отсутствие целенаправленной системы работы в условиях детского сада и семьи по формированию осознанного отношения к своему здоровью и стремления к здоровому образу жизни;
– использование разных программ и технологий, не всегда соответствующих требованиям подготовки детей 5-7 лет к школе.
Оздоровительный режим в семье и дошкольном учреждении
Рациональный оздоровительный режим является основным психогигиеническим и психопрофилактическим средством в дошкольных учреждениях. Дошкольное детство – это период наиболее интенсивного психического развития. Проявления чувств дошкольника самые непосредственные: если радость, то огромная; если обида, то сильная; если страх, то большой. Эти факторы могут способствовать возникновению и развитию у детей дистрессовых невротических состояний. Поэтому для ребенка так важно отношение взрослых, прежде всего мамы, которая для большинства детей является высшим и непререкаемым авторитетом. Если взрослые, тем более мамы, не учитывают особенностей эмоционального развития дошкольников, то могут возникнуть условия для отклонений, нервно-психических нарушений, вплоть до выраженных неврозов. Так, при наличии в семье 2-3 детей с незначительной разницей в возрасте более внимательное и заботливое отношение родителей к одному ребенку может вызвать у другого малыша чувство ревности. У детей 4-5 лет начинает проявляться эмоционально-чувственное отношение к родителям, родным и сверстникам. Невротические реакции возникают, как правило, при отсутствии эмоционального контакта и взаимопонимания с родителями. Профилактика, а иногда и лечение таких отклонений в поведении ребенка во многом определяются после консультации с детским неврологом или психологом и, как правило, способствуют улучшению отношения родителей к детям.
Возникающий эмоциональный стресс вызывает изменения деятельности физиологических систем, степень выраженности которых зависит не только от условий жизни, воспитания, но и от врожденных особенностей нервной системы. Наиболее подвержены эмоциональным взрывам дети со слабой нервной системой.
У этих детей физиологическое состояние напряжения (стресс) может очень скоро перейти в патологическое состояние дистресса. Родители и педагоги должны предупреждать возникновение таких ситуаций и уж, во всяком случае, не провоцировать их.
Из каждой аналогичной ситуации следует попытаться найти выход. Вводить ребенка в сферу переживаний взрослых следует очень тактично. Надо постоянно и заботливо приучать малыша проявлять внимание к окружающим людям, воспитывать у него чувство сопереживания, подтверждая это собственным примером. Например, поддержать возникшую реакцию жалости можно такой фразой: «Нельзя бросать куклу – ей будет больно», или поощрить радостную реакцию при виде живого существа – это укрепляет чувство сопереживания. Взрослые должны уметь управлять эмоциональными реакциями маленьких детей. Ребенку следует объяснить причину слез или обиды другого человека. Воспитание проявлений разумной гуманности – эффективный прием укрепления эмоционального здоровья.
С целью купирования и предупреждения нежелательных аффективных проявлений у детей рекомендуются определенные психолого-педагогические приемы.
Большую роль играют индивидуальные беседы воспитателей и психологов с ребенком и родителями. Все дети разные, у каждого свой характер, свои привычки и особенности нервной системы. Поэтому к каждому ребенку родители, воспитатели-педагоги должны подобрать индивидуальный ключ, найти свой подход. Лучше, чтобы это делал квалифицированный психолог. Работа с ребенком должна основываться на строго индивидуальном подходе, с учетом сведений, характеризующих семейную обстановку, характер и психическое состояние родителей, особенности ребенка.
Игры имеют важное оздоровительное значение, особенно для психического развития и здоровья детей. Отечественными психологами установлено, что игра представляет собой ведущую деятельность в период дошкольного детства, обеспечивая переход к следующей ведущей деятельности младших школьников – учебной. Оздоровительная роль игры прежде всего проявляется в формировании эмоционального мира ребенка. Положительные эмоции, возникающие в игровых действиях, рассматриваются как надежный антистрессовый фактор. Игры познавательного и развлекательного характера могут предупредить развитие нарушений в состоянии нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма ребенка. К тому же игра на свежем воздухе оказывает оздоровительный эффект. Характер взаимоотношений ребенка с детьми и взрослыми в сюжетно-ролевой деятельности формирует личные качества, оказывает существенное влияние на психическое здоровье, развитие эмоций.
В играх ребенок вступает в сложные взаимоотношения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Особенно это относится к сюжетно-ролевым играм. Именно в такой деятельности начинают формироваться личностные качества. Родители и педагоги-воспитатели в общении с детьми должны учитывать, что характер этих взаимоотношений оказывает существенное влияние на психическое здоровье и развитие эмоций. Игра – это наилучший регулятор эмоционального поведения ребенка. Игровая коррекция поведения старшего дошкольника начинается с использования игры-драматизации, в которой роли распределяет сам ребенок. Обязательной особенностью игры является не только объяснение взрослым ее содержания, но и смена ролей, когда ребенок выступает, например, то в роли мамы, то папы и т. д. Тем самым обогащается эмоциональный мир ребенка, исчезают ненужные страхи и тревоги.
Использование игр с эмоционально-оздоровительными целями возможно и у младших дошкольников при разыгрывании кукольных сцен. Взрослые должны приготовить набор игрушек, изображающих мальчиков и девочек, а также различных животных (волк, заяц, медведь, еж, лисица и др.). Правильно разыгранное взрослыми кукольное представление побуждает детей к активному участию в нем с оказанием помощи персонажу, попавшему в беду.
Для полноценного развития и укрепления здоровья ребенка необходимо научить его трудиться уже в дошкольном возрасте. Важно не только с нравственных, но и с оздоровительных позиций трудиться рядом с ребенком. Положительные эмоциональные переживания во время такой совместной деятельности оказывают благоприятное влияние на функциональное состояние мозга, повышают тонус, что улучшает деятельность всех органов и систем.
В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка являются игра и разнообразная деятельность. Родители, желающие здоровья своему ребенку, должны быть его партнерами в играх. Можно использовать несколько совместных игровых упражнений.
Между понятиями труд (деятельность), эмоции и здоровье есть глубокая внутренняя связь. Потребность в деятельности – необходимое условие развития человека, которое проявляется в раннем возрасте сначала в виде предметной деятельности, потом – игры. Для полноценного развития и укрепления здоровья ребенка необходимо научить его трудиться уже в дошкольном возрасте, дать почувствовать ему ту эмоциональную окраску, которая есть у любого творческого труда. Это очень важно не только с нравственных позиций, но и с оздоровительных. Эмоциональные переживания во время такой деятельности оказывают благоприятное влияние на функциональное состояние мозга, повышают тонус, что улучшает деятельность всех органов и систем, протекание биохимических процессов. В результате возрастает работоспособность, улучшается настроение и медленнее наступает утомление. Сам характер игровой, а в последующем и трудовой деятельности претерпевает изменения в течение дошкольного детства. Старшие дошкольники играют, занимаются конструированием, лепкой, рисуют. Изучение рисунков детей, особенно по таким темам, как «В детском саду», «Дома», «Во дворе», «Семья», позволяет получать представление о внутреннем мире ребенка, его интересах и переживаниях. Особенно эффективными для устранения повышенной тревожности и нервности детей являются рисунки с обязательным изображением его автора смелым и храбрым. Все выдающиеся отечественные педагоги очень хорошо понимали роль эмоций в воспитании здорового ребенка. Для того чтобы психическое здоровье ребенка формировалось нормальными темпами и он рос здоровым, педагог должен поддерживать в нем жизнерадостное настроение и бодрость. Отечественный врач и педагог Е. А. Аркин указывал: «Как физическая постановка нашего тела, так и душевная установка по отношению к окружающему миру – всецело дело воспитания, результат тех примеров и образцов, которые ребенок видит и слышит со стороны родителей». Самое главное в дошкольном воспитании – это любовь родителей, внимание к ребенку персонала, положительный пример взрослых – все это может сделать оздоровительные мероприятия максимально эффективными.
Источник
Библиографическое описание:
Здоровье и физическое развитие детей: проблемы и пути оптимизации / И. В. Шикорьяк, Е. Н. Помогаева, О. М. Масленникова [и др.]. – Текст : непосредственный // Образование и воспитание. – 2019. – № 2 (22). – С. 26-29. – URL: https://moluch.ru/th/4//121/4000/ (дата обращения: 30.05.2021).
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе способствовали мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.
В силу этих причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – «в образовательной области.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»- В. А. Сухомлинский [7, c. 13]. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка-это основа формирования личности. Что же такое здоровье? Обратимся к словарю русского языка» С. И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В трудах ученых давно сформировались новые подходы к содержанию образования, позволяющие не только обогатить ребенка знаниями, но и предоставить ему возможность решать творческие задачи, ощущать радость познания, глубоко осмысливать и добывать знания. К числу достижений, безусловно, относятся разработка новых программ обучения и воспитания детей, интересных, ярких и привлекательных для дошколят методик. В условиях вариативности образования расширился круг программ, предполагающих создание в группах детских садов атмосферы эмоционального комфорта, условий для радостной и содержательной жизни ребенка в коллективе сверстников. Это общеизвестные, комплексные программы («Радуга», «Детство», «От рождения до школы и др.). Следует отметить, что программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ) правильно понимаются дошкольными работниками как главное направление в приобщении ребенка к здоровому образу жизни. Такие программы (и методические комплекты к ним) обеспечивают формирование у ребенка навыков разумного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях, при взаимодействии пожароопасными предметами, животными, незнакомыми людьми.
Дошкольные учреждения неукоснительно выполняют главную заповедь Концепции дошкольного воспитания – «не навреди».
Перечень примеров, свидетельствующих о достижениях и успехах в системе дошкольного образования, можно продолжить, но обеспокоенность наблюдаемым ухудшением состояния здоровья детей заставляет искать недочеты, отрицательные стороны в нашей работе. [2, c. 282]
Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы, не секрет, что дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столами, у телевизоров, компьютеров и т.д). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются силы и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
Также внимание ученых привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства повышенную заболеваемость. Детские стрессы-это следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье.
Известный физиолог Н. М. Щелованов писал:». Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребенка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма». Таким образом, детские стрессы нарушают нормальное течение физиологических процессов, что неизбежно ведет к ухудшению здоровья ребенка.
Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
– охрана и укрепление здоровья детей;
– формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
– создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
– воспитание потребности в здоровом образе жизни;
– обеспечение физического и психического благополучия. [1, c. 63]
Таким образом, триаду здоровья составляют: рациональный режим, закаливание и движение. Исследования свидетельствуют о том, что в большинстве семей режим не соблюдается, и отклонения от режима особенно заметны в дни, следующие после праздников и выходных. Хотя, работа с семьей в этом плане ведется педагогами достаточно кропотливо и целенаправленно
На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в ДОУ, заботливое и внимательное отношение к ним взрослых Гармоничному, физическому и полноценному психическому развитию ребенка в детском саду способствует гибкий режим дня. Причем, понятие «гибкий режим дня» следует рассматривать в трех аспектах: динамичный режим дня для детей, гибкий график работы воспитателей, специалистов и всего обслуживающего персонала, разная длительность пребывания детей в группе. [2, c. 134]
Режим дня для детей предусматривает их разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, с учетом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья. Такой режим дня обеспечивает жизнеспособность и функциональную деятельность различных органов, создает условия для своевременного и правильного физического и полноценного психического развития, дает возможность педагогам раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка. Таким образом, суточный режим и построенный на его основе распорядок дня- конструкция гибкая, динамичная. В каждом детском саду она откорректирована в зависимости от условий и особенностей, однако время основных компонентов режима дня остается неизменным. Ежедневно во всех возрастных группах должно быть предусмотрено несколько форм физического воспитания детей: утренняя гимнастика на воздухе или в зале, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, закаливающие процедуры, занятия физкультурой и плаванием (при наличии бассейна), что позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.
Закаливание детей – очень важный режимный момент в оздоровительной работе с дошкольниками. В детских садах закаливание проводится в самых разных формах и видах. [5, c. 16] И поэтому особое внимание в режиме дня следует уделять проведению закаливающих процедур. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуры детей на физических занятиях. Причем, в каждом возрастном периоде физического занятия имеют разную направленность:
– маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приемам элементарной страховки;
– в среднем возрасте- развивать физические качества (прежде всего, выносливость и силу);
– в старших группах- сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т. д.
Поэтому необходимо использовать разнообразные варианты проведения физических занятий:
– занятия по традиционной схеме (вводно-подготовительная часть, общие развивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры);
– занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;
– занятия- тренировки в основных видах движений;
– ритмическая гимнастика – занятия, состоящие из танцевальных движений.
– занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;
– занятия-зачеты, во время которых дети сдают физкультурные нормы по выполнению основных движений на время, скорость, расстояние;
– самостоятельные занятия, когда ребенку предлагается вид движений, дается определенное время, и он самостоятельно тренируется, после чего воспитатель проверяет выполнение задания- занятии серии «Здоровье», где детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививают элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи (эти занятия имеют большое значение в воспитании у ребенка потребности в здоровом образе жизни). [6, c. 21]
Большое оздоровительное и воспитательное значение имеет плавание. При решении этого вопроса учитываются конкретные условия ДОУ, физическая подготовка, возрастные и индивидуальные особенности детей.
Необходимо обеспечить:
– четкую, слаженную работу всего персонала на занятиях по плаванию.
– соблюдение правил и инструкций по эксплуатации бассейна и обеспечению безопасности детей на воде;
– систематический медико-педагогический контроль за выполнением режима и организацией занятий по плаванию, их планированием и методикой проведения. [2, c. 349]
Занятия по плаванию не должны нарушать режим дня и воспительно-образовательный процесс в ДОУ.
Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. В планировании и проведении такой работы большую помощь может оказать анкетирование в начале учебного года. С помощью анкетирования воспитатели больше узнают о ребенке, его физическом развитии в семье, а также наметить наиболее важные и эффективные формы педагогической пропаганды.
Анализ анкетных данных приводит к выводу, что необходимое только расширять знания родителей по вопросам воспитания здорового ребенка и продолжению работы дома, но и учить проведению основных физкультурно-оздоровительных мероприятий через разнообразные семинары-практикумы, занятий спортклубов типа «Папа, мама и я – спортивная семья», смотры работы с детьми. Одной из эффективных форм проведения занятий с родителями являются вечера вопросов и ответов, на которых в оживленной, интересной беседе родители имеют возможность высказать свое мнение, поделиться опытом.
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. От состояния здоровья человека зависят качество и продолжительность его жизни. Здоровье определяет благополучие государства, его духовное и экономическое развитие, уровень всех сфер человеческого бытия.
Литература:
- Агаджанова С. Н. Закаливание организма дошкольника – М: Детство-Пресс, 2011. – 469 c.
- Белопольский Ю. А. Массаж, гимнастика и закаливание с мамой- М: Эксмо, 2010. – 736 c.
- Голубева Л. Г., Прилепина И. А. Закаливание дошкольника – М: Просвещение, 2007. – 229 c.
- Голубева Л. Г., Прилепина И. А. Закаливание малыша- М: Просвещение, 2007.- 868 c.
- Озерова, О. Закаливание – оптимальный способ сохранения и укрепления здоровья / О. Озерова // Сборник материалов совместной преподавательско-студенческой научно-практической конференции. – 2006. – № 23.
- Осокина, Т. И. Физическая культура в детском саду / Т. И. Осокина // Дошкольное воспитание. – 2012.- № 11
- Шишкина, В. А. Современные пути оздоровления дошкольников / В. А. Шишкина // Дошкольное воспитание. – 2011.- № 11.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, здоровый образ жизни, режим дня, детский сад, занятие, здоровый ребенок, время, движение, основной вид движений, полноценное психическое развитие.
Похожие статьи
Роль двигательной активности в формировании личности детей…
Ведь только здоровый ребенок может развиваться гармонично и достичь в жизни, каких- либо успехов и
Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным
Таких детей примерно половина или чуть больше. Движения у таких ребят обычно…
Формы и методы работы по формированию у детей здорового…
Реализую работу по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ, осуществляю через занятия, режим, игру, прогулку
детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование, педагогический процесс, здоровье, ребенок, дошкольный возраст…
детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование…
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, здоровый образ жизни, развивающая среда
здоровый образ жизни, ребенок, дошкольное учреждение, оздоровительная технология, старший дошкольный возраст, детский…
Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников
Цель моей работы: сформировать у детей основы здорового образа жизни
– Продолжить работу по развитию здорового образа жизни, и формированию навыков здоровье
здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад…
Формирование двигательных навыков ребенка в семье
здоровый образ жизни, ребенок, дошкольное образование, стимулирование здоровья, физическое воспитание дошкольников, физическое
Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы).
Мир фитнеса – мир здоровья (из опыта работы) | Молодой ученый
Проблема формирования здорового образа жизни особо актуальна для дошкольников. Одним из действенных средств ее решения является
– «Детский фитнес» – это гармоничное физическое развитие ребенка на основе учета его возрастных особенностей, потребностей…
Физическая культура в дошкольном учреждении как основа…
Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана самой природой, поэтому основными движениями, которые развивает педагог в ДОУ являются ходьба, бег, ползание, лазание, прыжки, бросание, ловля, метание, строевые упражнения, упражнения на равновесие.
Психолого-педагогические основы физического развития личности
ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая
В статье рассматриваются основные аспекты формирования принципов ведения здорового образа жизни у детей дошкольного…
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей…
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа
На педагогах и родителях лежит очень ответственная задача ˗ сформировать у детей потребность вести здоровый образ жизни.
Формирование представлений здорового образа жизни у детей…
Ключевые слова: здоровый образ жизни, оздоровительная технология, валеология, дошкольное учреждение. Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с…
Источник