Взаимосвязь двигательного и познавательного развития ребенка

Взаимосвязь двигательного и познавательного развития ребенка thumbnail

Библиографическое описание:

Веретенникова, А. Ю. Влияние физического развития на развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста / А. Ю. Веретенникова, А. А. Токарев. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2608/ (дата обращения: 17.11.2020).

Теория
физического воспитания детей дошкольного возраста учитывает
возможности работоспособности организма, возникающие интересы и
потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и
логического мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в
связи, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике
ребенка, и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени
его развития

Познавая и учитывая
закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного
периода, теория физического воспитания предусматривает требования
научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного
комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки,
физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой
обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности
для поступления в школу.

Установлена прямая
зависимость между уровнем двигательной активности детей и их
словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием
физических упражнений двигательная активность в организме возрастает
синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон,
благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и
физическую работоспособность.

Ребенок по своей природе
готов постоянно двигаться, в движении он познает мир.

В свою очередь процесс
психического развития детей дошкольного возраста происходит при
усло­вии
их высокой двигательной активности. При регулярном выпол­нении
перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон,
связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию
высших психических функций. Двигательная активность детей приобретает
особое значение для общего физического развития ребенка.

Осуществлять физическое
воспитание детей, это предполагает:

  1. Уметь
    анализировать и оценивать степень физического здоровья и
    двигательного развития детей.

  2. Формулировать задачи
    физического воспитания на определенный период (на пример, на учебный
    год) и определять первостепенные из них с учетом особенностей
    каждого из детей.

  3. Организовать процесс
    воспитания в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные
    средства, формы и методы работы в конкретных условиях.

  4. Проектировать желаемый
    уровень конечного результата, предвидя трудности на пути к
    достижению целей.

  5. Сравнивать достигнутые
    результаты с исходными данными и поставленными задачами.

  6. Владеть самооценкой
    профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.

Малыши
растут, становятся выше и тоньше, у них совершенствуется ко­ординация
движений, уменьшается мышечный тонус, развивается чув­ство
равновесия. Они способны овладеть всем спектром навыков актив­ной
деятельности, начиная от самых простых (кувыркание, футбол) и
заканчивая такими сложными и изящными, как набор номера телефона
умение держать вилку в руке.

У ребенка четырех-пяти лет
уже достаточно хорошо развита координация движений, он умеет стоять
на одной ноге, ходить на пятках и на носках
и т.д.

Это возраст «граций»
— малыши ловкие и гибкие. Движения становятся намного
эстетичнее и совершеннее. В этом возрасте особенно легко дается
гимнастика. Ребенка уже можно учить ходить на лыжах и кататься на
коньках, на двухколесном велосипеде. После 4-х лет достигается
максимальная острота зрения и ребенок физически готов к начальному
чтению.

Головной
мозг к пяти годам по размеру и массе (90 %) почти равен мозгу
взрослого человека. Очень интенсивно идет процесс развития извилин и
борозд головного мозга. Однако следует учесть, что у ребенка
доминирует правое полушарие, «отвечающее» за образное
восприятие, эмоциональную сферу и т. д., тогда как левое,
«отвечающее» за речь, логическое мышление, еще не
сформировано. Ребенок находится во власти эмоций, неуравновешенны
основные нервные процессы: преобладает возбуждение, торможение обычно
достигается с трудом. Это проявляется в непосредственности и
искренности ребенка и в ярко выраженной неуравновешенности и
отвлекаемости. Характеризуя особенности развития детей четырех-пяти
лет, мы предлагаем вам обратить
внимание на признаки психомоторного неблагополучия во внешних
проявлениях ребенка:

  • сгорбленность,
    приниженность, подавленность, напряженность (втя­нутая
    в плечи голова, руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты
    в кулаки);

  • походка — на
    цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся или как у
    манекена;

  • позы — застывшие,
    скованные и однообразные;

  • движения —
    бесцельные, непродуктивные при высокой интенсивности или
    психомоторная заторможенность;

  • жестикуляция и мимика —
    вялые, бедные, маловыразительные, воз­можно гримасничанье или
    неподвижность лица;

  • речь — невнятная,
    невыразительная, монотонная, возможны заика­ния.

Будьте
внимательны, если у ребенка наблюдается хотя бы полови­на
описанных признаков.
Побольше
играйте с ребенком в подвижные игры, подарите ребенку заботу,
внимание и любовь — он ждет их от вас, ему трудно.

Занятие
по физической культуре в подготовительной группе ко дню открытых
дверей.

Тема: Школа космонавтов.

Задачи:

Расширить объём знаний
детей о космосе.

Создать радостное,
праздничное настроение у детей, родителей и гостей.

Закрепить двигательные
умения, полученные на физкультурных занятиях.

Воспитывать чувство
патриотизма и любви к Родине.

Формировать положительную
самооценку и оценку деятельности товарищей.

Оборудование:

Ход
занятия

1 часть

Построение в шеренгу,
приветствие, Краткий разговор на тему: КОСМОС.

Воспитатель:

Здравствуйте,
дорогие ребята.

Давайте
вспомним, какой праздник мы отмечаем в апреле?

Дети:

12 апреля- день
космонавтики.

Воспитатель:

В нашей
стране в этот день отмечается день авиации и космонавтики. Именно 12
апреля в 1961 году, 50 лет назад, в космос полетел первый человек
планеты. Вы знаете, кто был первым космонавтом?

Дети:

Юрий Гагарин!

Воспитатель:

В темном небе звезды
светят,

Космонавт
летит в ракете.

День летит
и ночь летит

И на землю
вниз глядит.

Видит
сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной
– наш дом родной.

Несколько
десятилетий назад почти все мальчишки и девчонки в нашей стране на
вопрос: кем они хотят стать, когда вырастут, отвечали одинаково:
«Космонавтом!». Наверное, и сейчас среди вас есть ребята,
которые мечтают о космосе. А от предложения побывать на далёкой
неизведанной планете, я уверена, не откажется никто. Давайте сегодня
представим с вами, что мы находимся в школе космонавтов, где приходят
тренировки на ловкость и выносливость.

В начале,
сделаем хорошую разминку космонавтом с малыми планетами. Ходьба на
носках, руки вверх, в ладонях крутим мячи – ежики, на пятках –
мячи в ладонях крутим за спиной. Ходьба на внешней стороне стопы –
мячики вокруг тела. Ходьба на внутренней стороне стопы – мячик
вокруг тела, но в другую сторону. Ходьба, как лошадки, мячик передаем
под коленом. Бег с мячом по кругу, при этом закидывания мяча в
корзину (1 круг). На обратном пути, при беге взятия мяча из корзины,
через круг возвращения мяча в корзину. Бег переходит в ходьбу с
востанавлением дыхания.

II
часть. Общеразвивающие упражнения с речевым сопровождением.

Мы пришли
на космодром.

Посмотрели
мы кругом —

Видим
белую ракету

Высотой с
огромный дом.

Вышел из
нее пилот.

Посмотрел
на звездолет

И сказал:
«Привет, ребята!

Вот и
смена нам растет!

Вы скорее
подрастайте,

Тренируйтесь,
закаляйтесь.

Космонавтов
наш отряд

Будет вас
увидеть рад!»

1. «Вот
огромный звездолет, он готовится в полет»

И. п.:
ноги врозь, руки вниз.

1-2 –
подняться на носки, руки через стороны вверх, пальцы рук соединить –
вдох;

3-4 – и.
п., выдох. (8 раз)

2.
«Двигатель готов к полету, начинает он работу»

И. п.:
ноги слегка расставить, ступни параллельно, руки вниз – вдох.

1 -4 –
выполнять последовательные вращательные движения прямых рук вперед –
выдох. То же, движения рук назад. (8 раз)

3.
«Двигатель пилот прогрел, мотор захлопал, загудел»

И. п.:
ноги вместе, руки вниз.

1 – руки
дугами через стороны

вверх,
хлопок над головой – вдох; 2-3 – наклон вниз, приближая голову к
ногам, хлопок за ними, на выдохе произнести «у-у-у»;

4-и. п. (8
раз)

4.
«Сверкая, вверх летит ракета навстречу звездам и кометам»

И. п.: о.
с., руки вверх, ладони прижать друг к другу.

1-2 –
присесть, колени развести в стороны, руки вперед, ладони вниз –
выдох;

3-4 – и.
п., вдох. (8 раз)

5. «Будем
дружно подрастать, свои мышцы укреплять»

И. п.:
ноги на ширине плеч, руки за головой.

1-2 —
наклон вправо, руки вверх – выдох;

3-4 – и.
п., вдох. То же в другую сторону. (8 раз)

6. «В
космос точно полетим, если очень захотим»-

И. п.:
ноги вместе, руки вниз. Выполнять прыжки: ноги врозь, руки в стороны
– ноги вместе, руки вниз. 10—12 прыжков, 8— 10 шагов на
месте. (3-4 раз)

7. «Дует
сильно свежий ветер на Земле — большой планете»

И. п.:
ноги врозь, руки вниз.

1-2 –
подняться на носки, руки вверх ,плавно – вдох;

3-4 – и.
п., выдох. (6 раз)

А теперь
идем по кругу и строимся в 2 колоны. Каждая колона – это
команда космонавтов. Построение на проведение игр и эстафет.

Эстафета
«Центрифуга».

По очереди бежать вокруг
3-х обручей до ориентира, обратно – бегом.

Эстафета«Созвездие».

Побеждает
та команда, чья команда быстрее осуществит полет звезды на голове
вокруг планеты «Попрыгунчик».

Эстафета
«Невесомость».
Прыжки
на фитболах до ориентира и обратно.

«Прыжок в
космическом пространстве».
Прыжки
по метеоритам в пространстве (по обручам плоским).

Игра-эстафета

«Разноцветные
планеты»

Дети
делятся на 2—3 команды. Команды играющих становятся в колонны
по одному на игровой площадке. Расстояние между колоннами 2—2,5
м. В руках игроков, стоящих в колоннах первыми, находятся мячи.
Игроки в колоннах встают на расстояние вытянутых вперед рук друг от
друга, ноги на ширине плеч. После слов педагога:

Разноцветные
мячи

В звездном
небе не ищи.

Мы вам
скажем по секрету:

В небе не
мячи – планеты.

Мы играем,
мы играем,

Мячи в
планеты превращаем.

Мяч — Юпитер,

Мяч —
Луна.

Начинается
игра!

Игроки передают мяч друг
другу между ногами. Последний игрок, получив мяч, прокатывает его по
земле обратно, первому игроку;

Играющие
передают мяч друг другу двумя руками сверху назад над головами.
Последний игрок, получив мяч, поднимает его над головой, что означает
окончание выполнения задания. Победителем становится команда, быстрее
выполнившая все три задания.

Эстафета
«Равновесие».

Команды идут по канату, проходят по звездному мосту (гимнастическая
скамейка) руки в стону, доходят до ограничения и бегут до своей
команды. Кто быстрее, тот и победитель.

Эстафета
«Полет ракет».

Эстафета с передачей космического корабля на скорость.

Итог:
Молодцы!
Тренировка в школе космонавтов показала нам, кто готов к полетам, кто
смелый, умелый и ловкий. Построились в шеренгу, на право. Космонавты
вперед шагом марш.

Литература:

  1. А.С. Галанова. Психическое
    и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет
    – М.,
    Артки,2001.

  2. А.Л. Сиротюк. Упражнения
    для психомоторного развития дошкольников Аркти,
    2008,–
    60с.

  3. Кенеман А.В., Хухлаева
    Д.В. Теория и методика ФВ детей дошкольного возраста: учебник –
    М.: Просвещение, 1985.- 271с.

  4. Мащенко М.В., Шишкина В.А.
    Физическая культура дошкольника. – Мн.: Ураджай, 2000.- 156с.

  5. Шебеко В.Н. и Ермак Н.Н.,
    а так же Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. М.:
    ACADEMIA, 2000. – 176с.

Источник

Инна Медведева
Интеграция познавательной и двигательной деятельности детей

«Интеграция познавательной и двигательной деятельности детей»

Современными исследованиями доказано, что ухудшение здоровья детей является результатом неблагоприятного воздействия не только социально-экономических и экологических, но также комплекса педагогических факторов.

К ним в первую очередь относят постоянное увеличение объема и интенсивности нагрузки, преждевременное начало систематического обучения на дошкольном этапе. Перегрузка дошкольников обусловлена не только содержанием образования и применением школьных форм организации обучения, но также режимом пребывания в дошкольном учреждении,неадекватным возрастным особенностям дошкольников: сокращению прогулки, дневного сна, времени для самостоятельной игровой и двигательной деятельности.

Одно из направлений совершенствования системы образования – переход к непрерывности этого процесса. На наш взгляд существуют два основных подхода к решению проблемы.

Первый – количественный, предусматривающий расширение двигательной активности и снижение показателей заболеваемости детей посредством выделения дополнительных часов на физкультурные занятия и внедрение оздоровительных технологий, что возможно только за счет времени, отводимого на познавательную деятельность в рамках образовательного процесса, что приведет к ряду негативных последствий.

И второй – качественный, по нашему мнению наиболее приемлемый, может разрешить сложившиеся противоречия и в определенной степени решить отмеченную выше проблему – поиск новых научных направлений в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

Одним из механизмов решения данной проблемы является интегрированный подход к организации занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность.

Поиск форм, средств и методов образования, наиболее подходящих для гармоничного психофизического и социального развития дошкольников выводит на путь интеграции разных видов образовательной деятельности.

Согласно философскому энциклопедическому словарю (1989, интеграция – это «сторона процесса развития, связанная с объединением в целое разнородных частей и элементов».

Интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе занятий физическими упражнениями способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. По результатам новейших исследований ученых в области мозга становится ясно, что именно движение – важнейшая часть обучения. Мозг активизируется во время двигательной активности. Физические упражнения укрепляют существующие клетки мозга и даже стимулируют рост новых. Из исследований также становится ясно, что сидение на протяжении более чем 10 минут без перерыва, снижает концентрацию детского внимания, и, поэтому часто возникают проблемы с дисциплиной. Движение же, расширяет кровяные сосуды, которые предназначены для доставки кислорода, воды и глюкозы к мозгу. Другими словами, когда дети двигаются, большее количество информации идет в мозг. Таким образом, именно движение становится ключиком к обучению. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроении е детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Следовательно, умственное и двигательное развитие – это два связанных друг с другом процесса – «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я помню. То, что я делаю, я знаю» (Конфуций).

Необходимо искать оптимальные технологии, обеспечивающие наибольшую интеграцию познавательной и двигательной деятельности.

В дошкольном учреждении интеграция двигательной и познавательной деятельностиможет осуществляться по нескольким направлениям:

1. Включение в игры и эстафеты заданий на закрепление знаний, полученных детьми на других занятиях (развитие речи, математика и т. д.).

2. Интегрированные занятия по конкретной теме, объединяющие знания из различных областей образования дошкольников.

3. Разработка и внедрение интегративных образовательных программ, охватывающих всю деятельность детей в дошкольном учреждении.

Рассмотрим примеры интеграции физкультурных занятий и математики.

На физкультурных занятиях дети встречаются с математическими отношениями: необходимо сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. Поэтому, предлагая детям различные упражнения, нужно не только давать физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращать внимание на разные математические отношения, предлагать выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции. Также, дополнительно к предметам, которые обычно используются при выполнении физических упражнений, целесообразно использовать плоские и объемные геометрические фигуры, цифры, карточки с изображением характерных признаков времен года, частей суток.

Например, упражняя детейв прыжках можно формировать и количественные представления:

• подпрыгнуть на два раза меньше, чем дней в неделе;

• посчитать количество прыжков до кубика;

• прыгая из обруча в обруч, назвать, каким по счету находится обруч определенного цвета.

Можно использовать Игры и эстафеты:

«Цифровой ряд»

«Сложи слово»

«Листопад»

«Мама и детёныш»

«Полезные продукты».

Следует отметить, что разработка как интегрированного занятия, так и интегрированной программы в целом достаточно сложный процесс. Часто эта работа осуществляется педагогом интуитивно, зачастую компоненты учебной деятельности соединяются механически на основе общей темы.

При этом необходимо помнить, что реализация специфических возрастных возможностей физического и психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности.

В этой связи педагог должен учитывать необходимость дозирования материала в зависимости от физического состояния дошкольников, уровня их интеллектуального развития и физической подготовленности, а также времени отводимого на нагрузку и отдых, определяющего моторную плотность интегрированных занятий.

Интегрированная технология, реализуемая в образовательном процессе в ДОУ, позволит качественно на новом, более эффективном, доступном для ребенка уровне освоить большинство разделов программы. Интеграция также будет способствовать поддержанию внутреннего благополучия, позволит дошкольнику быстрее адаптироваться к изменяющимся психолого-педагогическим условиям, может быть направлена на сохранение здоровья ребенка.

Источник