Взаимоотношение ребенка 4 года со сверстниками

Взаимоотношение ребенка 4 года со сверстниками thumbnail

После 4-х лет отношение к сверстникам у ребенка очень существенно меняется.

С одной стороны, появляется совместная деятельность (в отличие от детей более раннего возраста, у которых отношения бессодержательны), после 4-х лет дети вместе что-то делают, и прежде всего – играют.

Игра дает содержание их совместной деятельности – дети распределяют роли, делят игрушки и т.д. Возникает сотрудничество, которое предполагает внимание к другому, учет его желаний, слов, возможность отвечать и продолжать его действия.

Параллельно с этим и в этом же возрасте, 4-5 лет, когда выделяются некоторые собственные качества, преимущества, достижения, умения, возникает острая и чреватая различными проблемами потребность в признании или в уважении другого. Чтобы ребенку выделиться, чтобы получить определенное признание со стороны сверстников и взрослых, надо прежде всего сравнить свои умения с возможностями других.

После 4-х лет для ребенка очень важно быть лучше, превзойти других, показать свое преимущество: «я хороший, у меня больше игрушек, я лучше прыгаю, я быстрее ем, у меня самые красивые бантики». И здесь не важен повод для сравнения.

Потребность в признании порождает конкурентные отношения между детьми, когда важно превзойти и показать другому, что «я лучше, круче, больше», и сравнить себя с этим другим, доказать ему свое преимущество. И предметом этого преимущества может быть всё, что угодно: и кто дальше плюется, и у кого длиннее волосы, и кто выше прыгает. Главное – доказать, что «я» в чем-то где-то «тебя опережаю».

Как мы увидим дальше, эта потребность является источником очень многих и межличностных, и внутриличностных проблем как мальнького, так и большого человека.

Эта стадия, когда, с одной стороны, – ребенок хочет играть вместе со сверстниками, а с другой стороны – ему нужно быть лучше всех, превзойти, победить, продолжается примерно до 6-летнего возраста.

После 6 лет эта потребность в признании несколько сглаживается у большинства детей. В отношениях между детьми возникают устойчивые избирательные отношения. Появляется дружба, которая не зависит от того, кто лучше, а кто хуже, т.е. возникают внеситуативные отношения. В некоторых случаях появляется даже первая любовь, появляется некоторая структура детского коллектива.

Здесь важно, что те дети, которые расположены друг к другу, уже не столь конкурентно направлены, потребность в признании у них не такая жгучая, как была ранее. Они уже могут помогать, содействовать, сопереживать друг другу, даже оправдать другого в глазах взрослых. У них возникает естественная связь, единство, причастность к другому человеку.

Такова в общих чертах динамика межличных отношений в дошкольном возрасте.

Проблемные формы отношений со сверстниками

Далеко не всегда эта динамика развивается в соответствии с возрастными нормами.

Взрослые – родители и воспитатели – очень часто не подозревают, какие драмы, обиды, конфликты происходят в детском саду.

Нам кажется, что всё нормально, и мы устремлены главным образом на то, чтобы ребенок хорошо учился, осваивал программу.

А он-то живет совершенно в другом – в своих дружбах, ревности, зависти, ненависти. Он погружен в эти человеческие отношения значительно больше, чем в программу дошкольного воспитания (тем более – школьного). Внутри этих отношений существуют явные проблемные формы. Есть дети, которые и сами страдают, и мешают нормальной работе группы.

Эти межличностные отношения являются тем ростком, той клеточной, из которых дальше вырастает характер и которые определяют во многом отношения с другими на протяжении всей долгой жизни человека.

Очень часто возникают проблемные формы отношений со сверстниками, наиболее распространенные из которых – детская агрессивность, обидчивость, застенчивость и демонстративность.

* Это тематический фрагмент из цикла лекций доктора психологических наук Елены Олеговны Смирновой «Дети с трудностями в общении».

Часть 1. Развитие отношений со сверстниками в дошкольном возрасте.

1. Отношения со сверстниками формируют фундамент личности.

2. Общение и межличностные отношения.

3. Внутреннее Я в межличностных отношениях людей.

4. Осознание чувства ‘Я’ у младенцев и детей раннего возраста.

5. Особенности отношений детей 2-4 лет.

6. Отношения со сверстниками у детей 4-6 лет.

Часть 2. Дети с трудностями в общении со сверстниками.

1. Детская агрессивность.

2. Детская обидчивость.

3. Детская застенчивость.

4. Детская демонстративность.

Часть 3. Психологическая природа проблем в межличностных отношениях.

1. Общие причины детской агрессивности, обидчивости, застенчивости и демонстративности.

Примечание. Разбивка на параграфы наша (doshkolniki.org).

Источник

взаимоотношения детей 3-4 лет

Начало читайте в статье «Формирование нравственных качеств дошкольника в детском саду»

У детей, которые играют рядом, все чаще возникают конфликты: одни малыши склонны агрессивно отбирать понравившиеся игрушки, другие – не способны постоять за себя. Сила напора, с которым 3-летние малыши стремятся завладеть чужими вещами или игрушками, является проявлением их заинтересованности предметом, а не их отношением к сверстникам.

Задача воспитания состоит не в подавлении этого импульса (который очень полезен для дальнейших жизненных достижений ребенка), а в предоставлении ему приемлемой формы (без угроз, потрясения). Итак, вместо того, чтобы запрещать ребенку хотеть того, чем играют другие, целесообразно научить его «правильно» достигать желаемого: попросить, предложить обмен, присоединиться к игре и тому подобное. Усвоение таких правил происходит достаточно медленно.

В этот период взрослым необходимо сглаживать конфликты, предупреждать проявления агрессивности во взаимодействии детей: можно придумать сюжетный поворот, за которым игрушка временно переходит в руки другого ребенка: машину сдать на «авто мойку», куклу привести к парикмахеру, но обязательно возвращение игрушки хозяину. А симпатия и желание поделиться возникают у детей и тех сверстников, которые «помогают им играть, а не к тем, кто «мешает».

К ложной тактике воспитания следует отнести публичное выражение взрослым недовольства действиями «возмутителя спокойствия». Такая критика негативно влияет не только на «драчуна» (который присваивает оценку взрослых), но и на других детей, которые не хотят делиться с «плохим» мальчиком и девочкой. В результате негативного отношения сверстников, у «нарушителя» остается только один выход – силой отбирать желаемое. Поэтому параллельно с обучением таких детей правилам взаимодействия со сверстниками необходимо поднимать их статус в группе – поддерживать успехи и подчеркивать положительные попытки общения. Если отношение к «возмутителю спокойствия» в группе улучшится, им легче станет достичь желаемого мирным путем, а значит, они смогут избавиться от привычки применять силу в конфликтах.

Дети, которым не хватает смелости, чтобы противостоять напору «агрессора», также вызывают беспокойство у взрослых. Такие малыши молча отдают игрушку и грустно уходят в сторону, будто стремятся поскорее забыть эту неприятность. Однако, они помнят обиду, и при случае могут пожаловаться воспитателю или родителям. Частыми причинами чрезмерной уступчивости является отсутствие у ребенка соответствующих коммуникативных умений или наличие внутреннего запрета сопротивляться чужим желаниям. Дети 4-го года жизни стремятся усвоить нормы и правила взрослой жизни. В числе таких правил очень часто имеется запрет на проявление гнева (нельзя обзывать, кричать, бить). Некоторые родители вообще стремятся «запретить» детям чувствовать гнев: «Хорошие дети не сердятся», «нельзя сердиться на маму»! Поэтому дети, у которых возникает гнев в ответ на агрессию нападающего, просто пугаются своих чувств, потому что не знают, как их правильно выявить, чтобы остаться «хорошими».

Чтобы помочь таким дошкольникам, нужно в игровом взаимодействии со взрослым научить их правильным, социально одобренным формам отказа. Для того, чтобы отказ стал более действенным, желательно, чтобы в нем звучало обращение к нападающему и напоминание о правилах. Например, «Саша, нельзя отбирать, а можно только просить».

Наличие обращения помогает малышам заметить друг друга, оторваться от типичной для этого возраста сосредоточенности на предметных играх; формулировка правил соответствует склонности младших дошкольников к морализации, а также стимулирует их стремление быть хорошими. Взрослым важно не скупиться на эмоциональную экспрессию, которая станет «моральной наградой» ребенку за его доброту, а также научит детей ярко демонстрировать другим свою привязанность, радость и благодарность.

Еще советуем прочитать статью «Взаимоотношения детей 5-6 лет со сверстниками»

Источник

Общение играет важную роль в развитии малыша. В ходе общения со взрослыми ребенок получает большинство знаний о мире и учится новому, а также получает внимание и заботу. Желание найти общий язык со сверстниками и завести друзей обычно возникает у детей в районе 3 лет. Совместные игры приносят дошкольникам массу положительных эмоций, дают возможность выразить свою индивидуальность, научиться сотрудничеству. Если малыш имеет трудности при установлении контактов, родителям необходимо поддержать его и помочь научиться общаться со сверстниками.

Особенности общения в дошкольном возрасте

Известный советский психолог М. И. Лисина выделяет следующие этапы развития общения детей со взрослыми:

Этап

Возраст

Особенности

Ситуативно-личностный

0 – 6 месяцев

Новорожденный малыш не понимает смысл обращенной к нему речи, но всегда точно считывают интонацию, мимику. У ребенка возникает потребность в общении, как в заботе и внимании. Примерно в 1,5 месяца у малышей формируется «комплекс оживления», то есть эмоциональная двигательная реакция на близкого взрослого.

Ситуативно-деловой

6 месяцев – 3 года

В этом возрасте ребенок обычно начинает осваивать различные игры с предметами и нуждается в помощи и поддержке взрослых. Коммуникации, в основном, происходит в процессе предметной игры. Активно развивается речевая форма общения.

Внеситуативно-познавательный

3 – 5 лет

Темой для общения являются уже не только объекты, которые находятся в поле зрения ребенка или действия, связанные с ними. Взрослый выступает в роли источника информации о мире. Наряду с потребностью во внимании, в этом возрасте возрастает потребность в уважении.

Внеситуативно-личностный

5 – 7 лет

Ценность приобретают человеческие отношения. Старшие дошкольники учатся у взрослых анализировать поведение, узнают о добре и зле, формируют представление о себе как о личности.

Предложенная периодизация носит условный характер, так как на практике возраст прохождения той или иной стадии развития общения индивидуален.

Особенности общения в дошкольном возрасте

Общение со сверстниками и взрослыми сильно отличаются друг от друга. Если взрослый воспринимается ребенком, в большей степени, как учитель, судья и объект для подражания, то общение со сверстниками происходит на равных. Оно более эмоциональное и насыщенное. Нормы общения между детьми менее жесткие, поэтому малыши чувствуют себя раскованно.

Стадии развития общения со сверстниками у детей:

Возраст

Особенности общения со сверстниками

0,5 -1,5 года

Происходит формирование основы для будущего общения. Сверстник воспринимается ребенком как кто-то новый и интересный, но малыши этого возраста не стремятся привлечь к себе внимания друг друга. Как такого общения со сверстниками и совместных действий с ними в этом возрасте еще нет.

2-4 года

В данном возрасте дети обычно уже умеют играть вместе и, следовательно, между ними происходит ситуативное общение. В лице сверстника ребенок видит единомышленника, который может участвовать в его шалостях и играх. При этой наибольшую ценность для малыша имеет само действие, а не процесс коммуникации.

4-6 лет

В этом возрасте общение со сверстниками является одной из сильнейших потребностей ребенка. Вместе дети играют в сюжетно-ролевые игры, в процессе которых учатся договариваться, сотрудничать, прислушиваться друг к другу. Для малышей важно признание со стороны сверстников.

6-7 лет

Старшие дошкольники обладают уже достаточно хорошо развитыми навыками общения. Они искренне стараются заботиться о своих друзьях, сопереживать им, учитывать интересы сверстников во время коллективных занятий. Шестилетние дети могут подолгу рассказывать друг другу о своих впечатлениях, мыслях, желаниях.

Если ребенок дошкольного возраста по каким-либо причинам не получает необходимого ему чувства уважения и признания со стороны своих сверстников, то зачастую это приводит к усугублению ситуации в будущем и нежеланию участвовать в совместной деятельности.

Стадии развития общения со сверстниками у детей

Возможные причины проблем в общении у дошкольника

Существует несколько личностных качеств, которые могут восприниматься окружающими негативно и создавать проблемы в сфере межличностного общения.

  • Агрессивность. Дошкольники обычно сторонятся детей, которые могут их ударить или постоянно отбирают у них игрушки.

  • Застенчивость. Излишняя робость, нерешительность, скромность мешает малышу завести друзей и чувствовать себя уверенно в детском коллективе.

  • Эгоизм. Если ребенок руководствуется только своими интересами и не считается с мнением сверстников, дети могут потерять интерес к общению с ним.

  • Пассивность. Детям дошкольного возраста нравится играть и общаться с теми, кто проявляет инициативу и способен увлечь за собой.

Чаще разговаривайте с малышом о его друзьях, о том, комфортно ли ему среди сверстников, интересуйтесь, чем они занимаются вместе, во что играют. Если Вы обнаружите какую-либо проблему в общении, то не стоит пускать все на самотек. Ребенку важна Ваша поддержка.

Возможные причины проблем в общении у дошкольника

Чему стоит научить малыша?

Чтобы ребенок мог чувствовать себя в обществе благополучно и уверенно, необходимо научить малыша таким навыкам, как:

  1. Вступление в диалог;

  2. Поддержание и завершение беседы (умение слушать, ясно высказывать свои мысли, объяснять);

  3. Навыки речевого этикета (ребенок должен знать, какие слова существуют для знакомства, приветствия, прощания, отказа и так далее);

  4. Невербальное общение (умение выразить свои эмоции с помощью жестов и мимики).

Основы навыков общения у детей закладываются в семье. Взрослые выступают для ребенка в роли ориентиров и примеров для подражания.

Как научить ребенка общаться со сверстниками?

Чтобы создать для малыша основу для формирования социокоммуникативных навыков, родителям рекомендуется придерживаться следующих принципов:

  • В семье будьте открыты и искренни. Уважительные отношения между членами семьи, взаимопомощь, вежливость являются замечательным примером для ребенка. Наблюдая за взрослыми, он многое узнает о том, как люди общаются, и будет стараться копировать эту модель взаимоотношений.

  • Чаще разговаривайте с крохой. Тема чувств и эмоций очень важна и актуальна для дошкольников.

  • Прививайте уважение к окружающим. Малыш должен понять, что помимо его личных интересов, существуют мнения и желания других людей. Это не означает, что ребенок должен всегда идти на уступки (например, делиться своими игрушками, если он этого не хочет), ведь в будущем ему точно когда-нибудь придется отстаивать свои интересы, а значит этому нужно учиться. Объясните, как можно договариваться и аргументировать свою точку зрения.

Как научить ребенка общаться со сверстниками?

  • По возможности, не вмешивайтесь в детские конфликты, если в данный момент ничего не угрожает здоровью детей и их окружению.

  • Поощряйте инициативу в общении.

  • Не критикуйте личность ребенка, особенно в присутствии посторонних.

  • Не демонстрируйте негативные чувства по отношению к другим детям.

  • Регулярно посещайте с ребенком места, где есть его сверстники (детские площадки, клубы, группы полного дня или кратковременного пребывания, кружки и секции, гости).

Ребенок, который испытывает трудности в общении со сверстниками, нуждается в особом внимании и заботе. Но Ваша помощь не должна быть навязчивой, не стоит делать за малыша то, на что он способен сам.

Помочь малышу разобраться в сложном мире человеческих отношений могут:

  • Ролевые игры на тему дружбы. Игры – это самый эффективный способ обучения детей дошкольного возраста. Используя игрушки, которые есть у Вас дома, разыграйте с малышом простые сюжеты, связанные с процессов общения. Например, Мишка знакомится с Зайцем и предлагает ему дружить, Котенок обижается на Щенка, потому что тот его дразнит и так далее. Малыш, поглощенный игрой, обязательно запомнит модели поведения, которые Вы ему покажете.

  • Книги и мультфильмы о дружбе;

  • Беседы;

  • Личный пример близких взрослых.

Выводы

Основы общения дошкольников формируются в семье. Ребенок наблюдает за взаимоотношениями взрослых и, во многом, копирует их модели поведения. С младенчества и до школьного возраста развитие общения проходит несколько стадий, которые имеют свои характерные особенности. На каждом этапе ребенком движет определенная потребность, которая реализуется в общении: веселье, признание и привлечение внимания, сотрудничество для реализации цели и так далее. Чтобы чувствовать себя уверенно и иметь возможность максимально проявить себя, малыш должен быть хорошо адаптирован к социуму. Именно поэтому одна из важных задач воспитания – научить ребенка общаться.

Выводы

Заключение

В Монтессори-центре «Созвездие» Вы можете получить консультацию психолога, который даст ответы на вопросы по поводу особенностей поведения и развития малыша и поможет справиться с возможными трудностями. Наблюдать счастье на лицах детей и их родителей для нас награда!

Статью подготовила психолог

Сафонова Мария

Источник

Олеся Куприянова

Взаимоотношения ребенка со сверстниками

Куприянова Олеся Николаевна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 168 общеразвивающего вида»

г. Владивостока, Приморский край

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА СО СВЕРСТНИКАМИ

Аннотация: в статье рассматривается важная роль общения ребенка до-школьного возраста со сверстниками. Раскрываются особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста, отмечается положительное влияние общения ребенка со своими сверстниками на его общее развитие. В процессе совместной деятельности дети накапливают опыт саморегулирования поведения и приобретают навыки коллективности.

Ключевые слова: дети, взаимоотношения, взрослые, сверстники, общение.

Первую школу человеческого общения ребенок проходит в семье. Там он приобретает первоначальный опыт отношений с близкими людьми, основанных на гуманных чувствах, усваивает азы нравственности, обогащает интеллект.

Однако для полноценной социализации личности растущему человеку необходимы сверстники, с которыми бы он мог взаимодействовать как внутри семьи, так и за ее пределами. Детское общество – одно из необходимых условий всестороннего развития ребенка. Черты нового человека – коллективизм, основы правильного отношения к трудовым обязанностям, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения – легче сформируются в результате взаимодействия с другими детьми.

Общение только со взрослыми не дает личностного и познавательного развития. Ребенок должен выработать свою точку зрения, сделать моральный выбор. Только общаясь со сверстником, ребенок может стать, действительно, равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить ребенку себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом.

Какова специфика общения со сверстниками?

1. Общение со сверстниками более многообразно, чем общение со взрослыми. В игре детей могут проявляться те качества и личностные характеристики, которые не проявляются в общении со взрослыми, например, способность придумывать новые игры.

2. В общении со сверстниками всем видам деятельности присуща яркая эмоциональная насыщенность. Ребенок приобретает способность сочувствовать другому, переживать чужие радости и печали как свои собственные, становиться эмоционально на точку зрения другого.

3. Все формы обращения к сверстникам гораздо менее нормативны и регламентированы.

4. В общении со сверстниками у ребенка больше возможность проявлять инициативу.

С умения ребенка строить отношения со сверстниками начинается его под-готовка к жизни среди людей – сначала в обществе детей в детском саду и в школе, а затем в студенческом и производственном коллективе.

Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками малыши используют самые неожиданные и непредсказуемые звуки и движения. Они прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, трещат, квакают и гавкают, придумывают невообразимые звуки, слова, небылицы и т. п. Такие чудачества приносят им необузданную веселость – и чем чудеснее, тем веселее. Естественно, взрослых подобные проявления раздражают – так и хочется скорее прекратить это безобразие. Кажется, что такая бессмысленная возня только нарушает покой, конечно же не имеет никакой пользы и никакого отношения к развитию ребенка. Но если все дети дошкольного возраста при первой возможности снова и снова кривляются и передразнивают друг друга, значит, им это для чего-то нужно? Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет ребенку проявить свою инициативу и оригинальность, свое самобытное начало. Очень важно, что другие дети быстро и с удовольствием подхватывают инициативу ребенка, умножают ее и возвращают 2 Образование и наука в современных условиях в преобразованном виде. Например, один крикнул, другой крикнул и подпрыгнул – и оба хохочут. Одинаковые и необычные действия приносят малышам уверенность в себе и яркие, радостные эмоции. В таких контактах маленькие дети переживают ничем не сравнимое ощущение своего сходства с другими. Ведь прыгают и квакают они одинаково и при этом испытывают общую непосредственную радость. Через эту общность, узнавая и умножая себя в ровеснике, дети пробуют и утверждают себя. Если взрослый несет для ребенка культурно-нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако особая раскованность, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста, а может быть, и позже.

Нередко ребенок в семье растет изолированно от сверстников: родители опасаются отрицательных влияний, шума и беспорядка в доме, не хотят нарушать свой покой. Дети из таких семей сторонятся ребят в детском саду и в силу сформировавшейся некоммуникабельности испытывают большие затруднения в установлении контактов со сверстниками. Намного проще тем из них, кто получил опыт общения с ровесниками еще в семье.

В общении со сверстниками у ребенка закладываются не только основы морали и нравственного поведения, но и возникают избирательные привязанности между детьми.

Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие Личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.

По мнению Е. Е.Кравцовой: «В общении с ровесниками, у ребенка развиваются важнейшие черты личности – он становится более уверенным в своих силах, приобретает навыки самостоятельной деятельности, учится сознательно управлять своими поступками и поведением и т. д. Ребенок учится у сверстника совершенно иначе, чем у взрослого. Если взрослый для малыша, является прежде всего эталоном, которому он стремится во всем подражать, то сверстника можно поправить, дополнить и т. д».

В общении со сверстниками у ребенка закладываются не только основы морали и нравственного поведения, но и возникают избирательные привязанности между детьми. Только в группе, по утверждению B.C. Мухиной, в общении с другими детьми ребенок получает определенный статус популярности. Положение ребенка в группе сверстников показывает, насколько принят ребенок сверстниками, насколько реализованы или ущемлены его притязания на признания среди сверстников. Притязание на признание может проявляться в стремлении «быть лучше, чем другие». Это стремление, по мнению B.C. Мухиной, создает мотивы успеха, является одним из условий развития воли.

Если ребенок не рассказывает вам о своих сверстниках, если он не может ответить на вопрос, кто у него друзья, то это должно насторожить. Скорее всего, у вашего ребенка просто нет друзей в силу тех или иных причин. И в такой печальной ситуации ребенку обязательно нужна помощь взрослого. В большинстве случаев детей-друзей связывает детский сад или прогулки во дворе. Но далеко не каждый ребенок легко идет на контакт со сверстниками, некоторые из них замкнуты и практически не имеют друзей. Если вы заметили, что у вашего ребенка существует такая проблема, то не стоит на этом акцентировать внимание ребенка. Помочь ему нужно незаметно, чтобы малыш не понял, что он какой-то не такой, как другие дети. Спасти ситуацию, помогут знакомые, в семье которых есть дети такого же возраста. Их можно чаще приглашать в гости или договориться выводить детей на прогулку в одно и то же время. Чтобы ребенок стал более раскрепощенным в общении, можно записать его в какую-нибудь секцию, творческое объединение. Таким образом, малыш будет заниматься любимым делом и при этом общаться с единомышленниками, ведь общее хобби объединяет не только взрослых, но и детей.

Важно заставить ребенка поверить в себя, в то, что он хороший, и тем самым посеять семена доброго в его душе.

Общение со сверстниками – важнейшая составляющая жизни ребенка в до-школьном детстве. Очень важно, чтобы это общение было полноценным и соответствующим возрасту ребенка. Благодаря общению со сверстниками, ребенок накапливает опыт саморегулирования поведения, считается с общественным мнением, приобретает навыки коллективности.

Список литературы

1. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Проф. А. В. Петровского. – М., «Просвещение», – 1973. Приморский край 288 с.

2.Детская психология: Методические указания. / Автор-составитель Р. П. Ефимкина.- Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – 140с.

3.Психология развития: Учебник для студ. высш. учеб заведений / Т. Д. Ма- рютина, Т. Г. Стефаненко, К. Н. Поливанова, – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.

4. Смирнова Е. О.Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.

5. Смирнова С. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии, – 1996. – №3. – С. 5-14.

Источник