Взаимоотношение физического развития ребенка

Взаимоотношение физического развития ребенка thumbnail

На сегодняшний день в России лишь 10% детей от 3 до 7 лет являются практически здоровыми. Новорожденных с явными проявлениями патологии встречается до 70-80%. Каждый пятый ребенок в России рождается с нервно-психическими расстройствами. На Международном конгрессе «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке», проходившем в Москве (2004), были выявлены принципиальные изменения в структуре заболеваемости детей 5–7 лет. Если ранее на первом месте стояли острые респираторные заболевания, то сейчас преимущественное распространение получили различные нервно-психические нарушения

А. Н. Леонтьев писал, что «психика формируется в движении». Эта аксиома актуальна и значима сейчас как никогда ранее, поскольку в настоящее время в педагогической и родительской среде сформировался устойчивый запрос на усиленное внимание к когнитивному развитию ребенка, зачастую в ущерб его физическому развитию и здоровью.

В последние годы отмечается тенденция к понижению двигательной активности детей дошкольного возраста. Они длительное время сидят у телевизоров, при проведении с ними различных занятий, чтении им книг, при занятии ручным трудом, рисованием, лепкой, не требующими активных движений. Снижение двигательной активности нарушает процессы нормального развития, ведет к изменению обмена веществ. Все виды движения — одна из важнейших потребностей растущего организма. Двигательная деятельность тонизирует центральную нервную систему детей, во время движения происходит активизация нервных клеток всех областей коры головного мозга, повышается обмен веществ, усиливается выделение гипофизом гормона роста. Активная мышечная работа снижает нервное напряжение, ослабляет воздействие отрицательных эмоций. Недостаточная же мышечная активность замедляет психическое развитие ребенка.

БЕРНШТЕЙН Н.А. именно двигательная активность, ее усложнение и разнообразие являлись на протяжении тысячелетий главной причиной развития и совершенствования функций головного мозга и нервной системы в целом. Известно, что между деятельностью мышц, состоянием внутренних органов и психическим состоянием ребенка существует теснейшая связь. В скелетной мускулатуре находятся нервные клетки, которые при мышечных сокращениях посылают в мозг стимулирующие импульсы. С одной стороны, эти импульсы сигнализируют о совершаемых человеком движениях. С другой стороны, нервные клетки одновременно повышают общий тонус коры головного мозга.

Таким образом, психическое и физическое являются двумя взаимосвязанными сторонами детского развития.

   В дошкольном отделении нашей образовательной организации наравне с нормально развивающимися детьми, воспитываются дети с задержкой психического развития и тяжёлыми речевыми патологиями. Как показывает изучение анамнеза этих детей, особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста. Эти дети позже возрастных нормативных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с запозданием формируются локомоторные функции (лазание, ходьба, прыжки и др.).

У большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), в лицевой и артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, – на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений

Моторные нарушения находятся в прямой зависимости от таких процессов как неустойчивость внимания, недостаточная гибкость переключения, повышенная возбудимость ребенка или его заторможенность.

Сопряжение — взаимосвязь чего-либо с чем-либо, непременное сопутствие, совмещение нескольких объектов, явлений. Суть принципа психофизического сопряжения заключается в том, что применяемые средства двигательной активности позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере которые, в свою очередь, способствуют изменениям в психической сфере. Тем самым повышается физическая подготовленность, и развиваются психическая сфера: познавательная, эмоциональная и коммуникативная.

Источник

Елена Селиванова
Взаимосвязь физического и умственного развития ребенка

В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Импульсы, посылаемые по нервам из рецепторов мышц и сухожилий, стимулируют деятельность головного мозга, помогают коре больших полушарий поддерживать нужный тонус. Напряженная поза задумавшегося человека, напряженное лицо, сжатые губы во время какой-либо умственной деятельности, свидетельствуют о том, что человек непроизвольно напрягает свои мышцы с целью более успешного выполнения поставленной перед ним задачи.

Занятия физическими упражнениями, двигательная активность способствует выработке нужного тонуса мышц, повышая тем самым умственную работоспособность.

Основным средством умственного развития в процессе физического воспитания являлись физические упражнения, не только решающие задачи физического воспитания, но и оказывающие прямое или опосредованное влияние на умственное развитие детей в процессе физкультурных занятий.

Физические упражнения для развития двигательных умений предполагают совершенствование двигательной сферы путём расширения запаса двигательных умений и навыков, являющихся базовыми в двигательном развитии ребёнка (ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания).

Развитие двигательной сферы дошкольников заключается в формировании сложнейших систем сенсорных коррекций, лежащих в основе любого двигательного акта, когда процесс выполнения двигательных действий требует постоянной регуляции центральной нервной системой неточностей и отклонений, возникающих по ходу реализации действий. Это обеспечивает участие высших психических функций в процессе овладения двигательным действием, обеспечивая положительное влияние на умственное развитие ребёнка.

Физические упражнения для развития умственной сферы непосредственно воздействуют на компоненты, являющиеся определяющими в умственном развитии детей 5-7 лет (восприятие, наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, речь).

Суть данных упражнений заключается в сочетании двух элементов: двигательного действия и упражнения, направленного на развитие умственной сферы ребёнка, реализуемого в форме дидактической игры.

Занятия физическими упражнениями, двигательная активность способствует выработке нужного тонуса мышц, повышая тем самым умственную работоспособность.

Интеллектуальные функции изменяются не под воздействием физической нагрузки, оказывающей непосредственное влияние на развитие физических качеств, а в процессе осуществления мыслительной деятельности, предваряющей и сопровождающей выполнение двигательной программы. В связи с этим механизм прямого воздействия на интеллектуальную сферу следует искать не столько в совершенствовании двигательных качеств, сколько в организации мыслительной деятельности детей по ходу выполнения двигательных действий.

При длительной интенсивности умственной деятельности головной мозг не в силах переработать нервное возбуждение, которое начинает распределяться на мышцы. Они становятся как бы местом разрядки мозга. Активные мышечные напряжения, выполняемые в этом случае, освобождают мускулатуру от излишнего напряжения и гасят нервное возбуждение.

Установлена корреляционная связь между интегральной способностью к координации движений (равновесием) и некоторыми показателями дивергентного мышления (гибкостью его и продуктивностью, а также общей вербальной продуктивностью у взрослых людей. При более развитой координации движений выше показатели гибкости и продуктивности мышления. Эта закономерность может быть использована для разработки тренингов и специальных занятий, направленных на развитие мышления через тренировки физических способностей.

Источник

ирина осипова
Взаимосвязь и взаимозависимость физического и психического здоровья детей

Дошкольное детство – период от рождения до поступления в школу – является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. В отечественной психологии дошкольным детством принято считать период от 3 до 7 лет (ему предшествуют периоды младенчества (от 0 до 1 года) и раннего детства (от 1 года до 3 лет).

Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Даже незначительные нарушения в состояния здоровья влияют на эмоциональную сферу ребенка и в том случае, если удается поддержать положительные эмоции, самочувствие его улучшается и наступает быстро выздоравление. Щелованов Н. М. выяснил, что развитие гипотрофии часто связано с дефицитом эмоций, неудовлетворением двигательной активности малыша. Установлен и тот факт, что нервно-психическое развитие, в частности функция речи,во многом зависит от факторов биологических:течение беременности, осложнение при родах, состояние здоровья малыша и т. д.

Читайте также:  Ваш дневник развития ребенка

Формирование положительных эмоций на основе установления социальных связей со взрослыми, а дальше и со сверстниками-залог становления личности ребенка. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние на развитие и формирование познавательных интересов.

Так например, в периоды психологически сложных ситуаций рост замедляется. Это происходит, например, когда ребенок с трудом привыкает к детскому саду или школе, плохо переносит «продленку», большие нагрузки в садике и после, у него нет свободного времени, в которое он может заниматься исключительно тем, чем хочет. Сюда же можно отнести и полосы неудач, и затяжные семейные конфликты, особенно когда мама и папа находятся в состоянии «хронического развода». Все это создает благоприятную платформу для развития депрессии и, как следствие, рост ребенка замедляется

Существенная особенность раннего детства заключается во взаимосвязи и взаимозависимости состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше болеет, но и лучше развивается психически Начиная с трехлетнего возраста ребенок многое умеет, очень подвижен. Физические упражнения развивают и укрепляют его опорно-двигательный аппарат, предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета. Занятия физическими упражнениями имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение. У детей воспитываются внимание и наблюдательность, развиваются волевые качества, вырабатывается характер Следовательно, комплексный анализ физической подготовленности детей и их психических качеств позволяет более объективно судить о процессе физического воспитани

Если ребенок будет ежедневно заниматься физическими упражнениями, то они будут способствовать укреплению организма и повышать сопротивляемость различных заболеваний, а также предупреждать о нарушении осанки и деформации скелета.

Доказано что физически крепкие дети болеют реже, и легче переносят заболевания. Но не все родители знают, что при правильном организованном физическом воспитание уже в дошкольном возрасте, у детей хорошо развивается память, логическое мышление, воображение, инициатива и самостоятельность.

Необходимо подбирать такие упражнения, которые соответствуют возрасту и развитию ребенка. Дети, которые не занимаются физическими упражнениями, медленно развиваются. Но помните, двигательная активность ребенка раннего и дошкольного возраста не должна быть сильно перегруженной. Избегайте интенсивных и длительных нагрузок, поскольку все это связано с большими затратами энергии. В раннем возрасте, энергия для малыша необходима для развития организма. Поэтому помните, что чрезмерная физическая нагрузка может привести к дисгармонии в росте и развитии органов и систе

Зачем нужно соблюдать режим дня?

Правильно составленный режим дня – является основой жизни ребенка, главным условием хранения его здоровья. Если правильно соблюдать режим дня, который соответствует возрасту ребенка, то такой режим обеспечивает нормальное развитие организма, а от этого зависит своевременное и правильное умственное и физическое развитие, настроение и поведение. Дети, которые приучены к режиму, очень подвижны во время бодрствования, не отказывается от пищи, не капризничает, спокойно и быстро засыпают в положенное время, сон очень спокойный и крепкий, просыпаются всегда в хорошем настроении.

При нарушении режима, особенно если сокращать время сна или нарушать его периодичность, это часто приводит к переутомляемости нервной системы и даже к ее истощению.

Ребенок становится капризным, легковозбудимым, а иногда, наоборот, заторможенным, вялым. Все эти состояния неблагоприятно отражаются на состоянии здоровья. У ребенка понижается сопротивляемость к заболеваниям, пропадает аппетит.

Если прогулки, сон, кормление, купание, проводятся в одно время, то организм малыша привыкает к такому распорядку, устанавливается стереотип поведения, и ребенок делает всегда все с удовольствием.

Источник

Почему контроль за физическим развитием ребенка так важен? Как изменение двигательных параметров влияет на здоровье и становление мальчиков и девочек? Что нужно контролировать взрослым в разные периоды жизни сына или дочки, чтобы обеспечить оптимальные условия для их развития? Данная статья рассказывает о значении физических изменений у детей в зависимости от возраста. Здесь будет показано, на какие аспекты физического совершенствования нужно обратить особое внимание, почему необходим своевременный контроль за критериями развития.

Содержание:

  • Значение физического развития детей в зависимости от возраста
    • С рождения до года
    • С 1 до 3 лет
    • С 3 до 7 лет
    • С 7 до 11 лет
    • С 11 до 17 лет

Значение физического развития детей в зависимости от возраста

показатели развитияФизическое развитие ребенка — многогранный процесс, включающий в себя несколько важных групп показателей:

  • антропометрия. Динамика роста, прибавка веса, увеличение окружности головы и груди в определенный промежуток времени и их гармоничность между собой;
  • функциональность организма. Качество работы всех внутренних систем, отражающихся на видимых или измеряемых показателях: сила мышц, емкость легких, частота и глубина сердцебиения и т. д.;
  • соматические показатели. Внешние признаки, указывающие на общее здоровье тела: состояние кожи и слизистых, правильность формирования осанки, состояние волос, зубов и т. д.;
  • оценка динамики развития ребенка. На основании сравнения имеющихся на данный момент физических умений и навыков с нормативными, можно судить о динамике развития малыша, отмечать и развивать его сильные стороны и вовремя обнаруживать вопросы, требующие скрупулезного рассмотрения.

Вы уже, наверно, заметили, что большинство параметров физического развития тесно связаны со здоровьем мальчиков и девочек? И вы правы. Развитие тела и организма ребенка напрямую связаны со здоровьем малыша. Малейшие изменения в физическом развитии тут же сказываются на иммунной системе, здоровье, общем состоянии всех органов и систем. А все болезни и недомогания — на физическом развитии.

Следить за изменениями в теле ребенка — это значит своевременно решать сложные задачи понятными и доступными способами:

  • контролировать здоровье и способствовать укреплению сопротивляемости организма;
  • обеспечивать оптимальные условия для формирования и развития всех органов и систем. В теле человека все взаимосвязано и работает по определенной схеме. Например, если рост малыша стал отставать от развития внутренних органов, уже через короткое время системы начнут чувствовать нехватку места, питательных веществ;
  • помогать  сыну или дочке вовремя приобретать необходимые навыки, развивать психические, умственные, двигательные навыки в правильные сроки, обеспечивая комфортное и быстрое усвоение развивающего и учебного материала.
  • своевременно исключать или корректировать негативные факторы, влияющие на здоровье, физическое и умственное развитие.

Решение обозначенных задач — это не только своевременный контроль за физическим развитием ребенка, но и подбор воспитательных и развивающих программ, создание оптимальных условий для воспитания, развития, нервно-психологического становления.

Не всегда с первого раза получается правильно организовать и подобрать все необходимые условия для развития малыша. В такой ситуации контроль физического становления тела ребенка может стать “звоночком”, который подскажет, что либо начинается какой-то сбой в здоровье ребенка, либо ребенку подобрали не совсем подходящие для него условия и методы развития.

Все методы и системы, применяемые для развития ребенка, рекомендуется заранее обсуждать с педиатром, чтобы не рисковать  здоровьем и благополучием сына или дочки.

Давайте подробно рассмотрим, как и какие показатели физического развития нужно контролировать в разные периоды жизни ребенка.

Читайте также:  Гуо дошкольный центр развития ребенка 60 г гродно

С рождения до года

с рождения до годаДети на первом году жизни нуждаются в постоянном контроле физического развития. В первые 3-5 дней, пока мама и малыш находятся в роддоме, кроху обследует врач каждый день. Эта необходимость в первую очередь связана с биологически обусловленной потерей веса в первые дни жизни.

Ситуация считается нормальной, если за первые 2 суток кроха теряет до 10% веса, а на 3-и сутки начинает понемногу набирать.

Отклонение от этого закона природы должно контролироваться специалистами, поэтому маму с крохой, при отсутствии иных патологий, выписывают из роддома только после стабилизации набора веса ребенком.

Приехав домой, родители остаются один на один со своим малышом. Для многих из них первые недели дома становятся настоящим испытанием, потому что мама и папа пока, плохо себе представляют как должен в реальной жизни развиваться малыш. Главное, в первые недели пребывания крохи дома не теряться и следовать рекомендациям педиатра, полученным в роддоме и при патронажном посещении.

Медицинский патронаж — посещение новорожденного ребенка по месту жительства представителем поликлиники для проведения контроля состояния здоровья малыша, обучения родителей основам ухода.

Первый патронаж происходит обычно на следующий день после выписки (в ближайший рабочий день) мамы и ребенка из роддома. В большинстве случаев патронаж осуществляет специальная медицинская сестра, которая осматривает кроху, проверяет его физические показатели: состояние родничка, кожи, слизистых, скорость заживления пупочной ранки и т. д. Раз в неделю вас посетит врач, чтобы послушать и осмотреть сына или дочку.

Рекомендуется к приходу патронажной сестры или врача подготовиться заранее. Хорошо, если вы составите список всех вопросов, которые вас волнуют. Беспокойство, сыпь, проблемы с кормлением и т. д. — все эти волнующие вас аспекты, связанные с уходом за новорожденным ребенком, лучше озвучить и получить на них компетентный ответ. Это поможет медицинскому работнику вовремя заметить возможные незначительные изменения, снизить ваше волнение, улучшить уход за малышом, наладить кормление и режим.

Не стесняйтесь задавать тревожащие вас вопросы, они могут оказаться очень своевременными и полезными.

Медицинский патронаж длится на протяжении всего первого месяца жизни. Если визуально у малыша все в порядке, мама уверена в своих силах и грамотно выполняет свои обязанности, то медицинские работники могут посещать семью раз в неделю. При возникновении вопросов к состоянию ребенка, необходимости оказания матери поддержки в уходе (научить правильно выполнять основные действия), патронаж может посещать семью и чаще.

Обычно на последней неделе патронажа медицинская сестра или доктор уведомляют маму о завершении посещений, назначают день и время посещения детской поликлиники для следующего осмотра.

осмотр врачаНа первом году жизни организм малыша растет очень быстро. Его вес и рост ежемесячно увеличиваются на 600 — 900 гр, 2-3 см. В теле малыша происходит быстрый рост и развитие всех систем, поэтому важно ежемесячно, в день рождения ребенка посещать педиатра.

В большинстве больниц для этого существует отдельный день в неделе, называемый “день грудничка” или “день здорового ребенка”.

В течение первых 3 лет жизни посещать педиатра со здоровым малышом желательно только в этот день, чтобы минимизировать возможный контакт с болеющими детьми.

Во время приема врач проведет ряд процедур:

  • взвесит ребенка;
  • измерит его рост, окружность головы и груди;
  • сверит динамику увеличения роста, веса, окружности груди и головы с показателями при рождении;
  • проверит, как зарастает большой родничок на голове;
  • послушает сердцебиение и дыхание;
  • прощупает животик;
  • осмотрит горлышко;
  • спросит как часто малыш писает и какает;
  • измерять частоту сердечных сокращений (ЧСС);
  • проверит тонус мышц тела, скорость появления основных двигательных навыков.

Ежемесячная оценка развития ребенка позволяет своевременно заметить отклонения в развитии, понять, насколько хорошо налажено питание и режим, все ли в порядке с процессами развития внутренних систем.

На приеме у педиатра необходимо задать все вопросы, связанные с уходом за ребенком, озвучить все волнующие ситуации, изменения.

Кроме ежемесячного посещения педиатра каждая мама может проводить контроль физического развития ребенка в домашних условиях, применять рекомендованные способы улучшения условий для развития малыша.

Способы оценки физического развития мальчиков в домашних условиях можно посмотреть тут.

Способы оценки физического развития девочки в домашних условиях смотрите тут.

Чтобы обеспечить условия для оптимального развития ребенка на первом году жизни, рекомендуется:

  • контролировать качество и количество питания. Показателем нормального питания служит набор веса: до 6 месяцев — около 700 гр., с 6 до 12 месяцев — около 500 гр. От пищи зависит и набор роста: в первые 6 месяцев кроха подрастает на 2-3 см, с 6 до 12 месяцев — 1-2 см. При снижении и существенном увеличении среднемесячных показателей веса и роста, необходимо проконсультироваться с педиатром, возможно, необходимо внести корректировки в питание.
  • с первых дней жизни крохи создавать условия для поддержания правильного режим сна и бодрствования. На время сна карапуза желательно создавать тихую обстановку, слегка затемнять освещение. В периоды активности разговаривать с крохой, петь ему песенки, проводить рекомендованные физические упражнения и т. д. Рекомендуется сразу установить определенное расписание основных элементов ухода, чтобы малыш к ним привыкал. Так, например, купаться, умываться, лежать на животике лучше всего в одно и то же время дня. Постепенно сын или дочка привыкнут к предложенному графику, будут радоваться, зная, что их ожидает.
  • включать в ежедневный график обязательную прогулку на свежем воздухе. Обычно, если с малышом все хорошо, то на 10-14 день патронажная медсестра дает разрешение на первую прогулку. С этого дня гулять на улице рекомендуется ежедневно. В теплое время года минимум 1,5 часа, в холодное — 30 минут. До 6 месяцев большинство детей предпочитают на прогулке спать, выходя на улицу по расписанию, легко приучить кроху отдыхать и бодрствовать в определенное время суток.
  • с 7 дня проводить массаж тела крохи. В первые месяцы это будут простые поглаживания, с 3-х месяцев первые движения, с 5-6 месяцев упражнения. Желательно перед началом массажа проконсультироваться у патронажной сестры или массажиста из поликлиники о наиболее подходящих элементах для крохи. Проводить массаж нужно до еды, в период бодрствования карапуза.
  • с 1 месяца жизни можно проводить закаливающие процедуры: обтирание кипяченой водой комнатной температуры после утреннего умывания (с 1 месяца), обливание ножек (с 9-10 месяцев). Закаливание проводится только со здоровыми детьми.

При хорошем питании, достаточном сне, массаже и закаливании, дети за первый год обычно удваивают свой вес при рождении и вырастают на 23-25 см.

Читайте также:  Сургут центр развития ребенка

С 1 до 3 лет

от года до трехС года контроль за показателями физического развития ребенка осуществляется ежеквартально. В первую очередь это связано с некоторым замедлением скорости роста ребенка.

Посещать педиатра обязательно нужно в 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30, 33 и 36 месяцев. На приеме у доктора кроху обязательно измерят, оценят динамику его развития, проверят функциональные и соматические показатели.

Также вы можете дома контролировать физическое развитие при помощи центильных таблиц.

Обязательный контроль динамики развития, функционального и соматического состояния тела необходимы в 1 — 3 года для определения:

  • качества и скорости увеличения тела для обеспечения роста внутренних органов и правильного функционирования всех систем организма;
  • своевременности приобретения всех необходимых навыков;
  • контроля состояния и здоровья ребенка.

Чтобы обеспечить малышу оптимальные условия для физического становления, в жизни карапуза рекомендуется вводить новые виды занятий:

  • утренний гимнастический комплекс (зарядка);
  • подвижные игры на свежем воздухе и дома;
  • классическая и альтернативные (фитбол, степ-аэробика, дыхательная) виды гимнастики;
  • закаливающие процедуры: обливание, контрастный душ, босые прогулки.

Не меньше внимания нужно уделять:

  • режиму дня. Ближе к году дети переходят на однократный сон. Общее количество сна в 12-18 месяцев должно составлять около 14 часов; с 1,5 до 3 лет — 13 часов. При нарушении сна у малыша нужно обратиться к педиатру за консультацией, возможно, понадобится дополнительный прием у узкого специалиста.
  • питанию. К году дети начинают переходить на новый тип питания: взрослый стол. Следует учитывать, что малышам нельзя жареного, соленого, копченого. Многие виды продуктов (шоколад, апельсины, грибы и т. д.) пока противопоказаны карапузу из-за их высокой аллергенности. Рекомендуется введение новых продуктов в рацион крохи обсуждать с педиатром. Показателем нормального питания у ребенка считаются антропометрические изменения. В среднем дети от 1 до 3 лет за год подрастают на 8 см, прибавляют 2,5 кг.  Окружность головы после 12 месяцев обычно увеличивается на 1 см в год, окружность груди на 2,5 см.

К 2 годам большой родничок на голове полностью закрывается.

С 3 до 7 лет

от трех до семиОценка физического развития ребенка с 3 до 7 лет производится в медицинском учреждении минимум раз в полгода. На приеме врач оценивает основные признаки (антропометрические, функциональные, соматические), делает вывод о гармоничности развития, группе здоровья малыша.

Оценить физическое развитие ребенка в этот период можно и дома, при помощи формульного или центильного метода (гиперссылка). В среднем в этот период дети вырастают на 6 см за год, увеличивают вес на 3 кг за год. Окружность груди увеличивается на 2,5 см, окружность головы — на 1 см за год.

Для обеспечения условий для оптимального физического развития ребенка в этот период необходимо позаботиться о:

  • питании ребенка. Здоровый сбалансированный рацион позволит организму ребенка развиваться и расти по законам природы, своевременно приобретать обязательные навыки;
  • режиме дня. После 3 лет нервная система, контролирующая все процессы в организме еще очень несовершенна, поэтому контролировать количество сна и бодрствования очень важно. В сутки малыш должен спать около 12 часов.
  • закаливающих процедурах: обливание, контрастный душ, хождение босиком, контроль одежды — позволяют укреплять иммунную систему, способствуя корректному физическому развитию;
  • достаточной физической нагрузке в течение дня, адекватном распределении умственной и физической нагрузок. Предлагайте своему сыну или дочке ежедневно выполнять зарядку и комплексы гимнастических упражнений в течение дня, учите спортивным подвижным играм, знакомьте с разными видами спорта, научите кататься на велосипеде, самокате, роликах, коньках и т. д.

Ребенок с 3 до 7 лет должен играть на улице в подвижные игры минимум 1,5 часа в день.

С 7 до 11 лет

с семи до одиннадцати К 7 годам большинство детей начинают посещать школу. Начало школьной жизни не должно вызвать у вас иллюзию, что теперь физическое развитие ребенка ложится на плечи учителей.

Контроль за физическим развитием сына или дочки со стороны родителей в период младшей школы обязателен. Рекомендуется не только помогать сыну или дочке преодолевать сложности адаптации, но контролировать соблюдение режима дня, обеспечивать достаточной двигательной активностью.

С началом посещения школы дети больше времени проводят в статическом положении: сидя за партой. Подбор спортивной секции или организация подвижных игр после уроков — важная задача, которую должны решить родители. Да, в рамках уроков предусмотрены физкультминутки, разминки для глаз и тела, в течение недели есть несколько уроков физкультуры, но этого очень мало.

Двигательная активность позволяет телу быстрее доставлять к каждой клеточке необходимые элементы для роста и развития. Стоит внимательно оценить школьный режим ребенка, подобрать для свободного времени занятия, в рамках которых он сможет хорошо побегать, попрыгать, размяться. Это позволит не только улучшить физическое состояние тела ребенка, но и снизит негативизм, поможет побороть нежелание подчиняться новым правилам.

Занимаясь спортом, ребенок устает, но сбрасывает негативные эмоции, его головной мозг отдыхает, готовится к “штурму” новых знаний. Многие ученые пишут, что дети, посещающие спортивные секции на любительском уровне, более сконцентрированы на занятиях, лучше усваивают учебный материал.

Оценку физического развития ребенка с 7 до 11 лет необходимо проводить 1 раз в год в месяц рождения сына или дочки. Темпы роста и развития мальчиков и девочек в этот период начинают отличаться, становятся скачкообразными. Дело в том, что в этот период начинают просыпаться органы, ответственные за половое созревание и деторождение. Организм начинает подготовку к подростковому возрасту.

Особое внимание со стороны взрослых нужно уделять детям, находящимся в периоде бурного роста. Достаточно часто, при быстром увеличении длины тела, внутренние системы не успевают перестроиться.

Сильнее всего это заметно на сердечно-сосудистой системе. Сосуды не успевают за ростом тела, поэтому иногда кислорода недостаточно, при сильных нагрузках мальчики и девочки могут чувствовать слабость, головокружение. Если вы заметили у своего ребенка эти признаки, рекомендуется обратиться к педиатру. Обычно это состояние не требует лечения, но исключить возможный порок сердца стоит.

В этот период взрослым нужно контролировать:

  • режим дня ребенка. Мальчики и девочки должны спать около 10 часов в сутки.
  • питание. Рацион ребенка должен быть сбалансированным, содержать большое разнообразие витаминов, минералов и других полезных веществ.
  • соблюдение принципов здорового образа жизни. Следить за выполнением основных гигиенических процедур.
  • достаточность двигательной активности. Если ребенок не посещает спортивную секцию, то он должен играть на улице минимум 1,5 часа в день.

С 11 до 17 лет

до семнадцатиС 11 лет дети входят в подростковый период. Контроль их физического развития происходит ежегодно в месяц рождения. Во многом сохранению хорошей физической формы и соблюдению основ здорового образа жизни способствует активная работа взрослых в предыдущие периоды.

С 11 до 17 лет нужно стараться:

  • контролировать режим дня ребенка. Сон 9 — 10 часов;
  • минимизировать количество вредной пищи. Лучший способ это сделать — показать пример.
  • напоминать подростку о необходимости выполнения гигиенических и закаливающ?