Взаимодействие с семьей как один из стимулов развития личности ребенка
Взаимодействие с семьёй
для полноценного развития личности ребёнка
Всё начинается с семьи. Все дети приходят в мир беспомощными и беззащитными. Их жизнь, здоровье и будущее до периода взросления целиком зависят от родителей. В законе РФ «Об образовании» ст.18.п.1определяется, что родители являются первыми педагогами.
Образовательное учреждение не может заменить и полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Семья и образовательное учреждение являются двумя важнейшими институтами социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их адаптивное взаимодействие, нацеленное на позитивное формирование подрастающего поколения. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в МКДОУ «Детский сад «Светлячок» решается несколькими способами:
Установка партнерских отношений с семьёй каждого воспитанника. Работу в этом направлении мы начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребёнка в детском саду. Углубленно над этим работают педагоги-психологи Яковлева И.О., Гиренко З.С., они же совмещают функции социальных педагогов. Проведение анкетирования, личных бесед помогает нам правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьями воспитанников. Педагоги нашего детского сада с особым вниманием посещают семьи с низким социальным статусом и, исходя из полученных сведений, совместно со специалистами учреждения формируют пути сотрудничества с семьёй воспитанника, определяют пути развития ребёнка.
Важную роль в углублении семейного воспитания играет
создание системы педагогического всеобуча родителей. Каждый родитель должен знать и понимать, что он может сделать для того, чтобы его ребёнок гармонично развивался, рос и становился личностью. Традиционно в нашем дошкольном учреждении родительские собрания делятся на две части. Первая часть – тематическая, посвященная той или иной проблеме, куда по необходимости приглашаются представители администрации учреждения, специалисты. Вторая часть – практическая, в ходе которой происходит анализ тематических ситуаций, тренинги, дискуссии, используются презентации, видеофильмы. Это помогает сделать собрание интересным, ярким, запоминающимся.
Многие родители не всегда могут прийти на родительские собрания. Не потому, что им не нужно, а в силу своей занятости по работе или сложившихся обстоятельств. Для таких случаев мы предполагаем в дальнейшем, использовать сайт нашей организации. И размещаем на нём виртуальный всеобуч для родителей, это удобно и современно.
С 2016 года наше учреждение начало предоставлять услуги по дополнительному образованию детей. Это ещё одно из направлений работы по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников. Знаковым событием в минувшем учебном году стало проведение Дней открытых дверей для родителей, где можно было индивидуально встретиться с руководителями кружков, которые посещает их ребёнок, обсудить проблемы и разработать совместный план по их решению. На 2017-2018 учебный год мы планируем продолжить работу в данном направлении, и в будущем ввести Дни открытых дверей как одну из традиций детского сада.
Организация консультаций для родителей воспитанников – одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений сотрудничества образовательного учреждения и семьи с целью полноценного развития личности ребёнка. В нашем детском саду реализуется программа «Жизнь без насилия». К сожалению, большая часть родителей, не находят времени для систематического самообразования, обычно обращаются за разовыми консультациями, и как правило, в экстренных случаях: так называемое «плохое поведение», конфликты с детьми. Свою задачу на этом этапе мы видим в оказании семье не только информационно-педагогической поддержки, но и эмоциональной. Многие конфликты удалось бы предотвратить на начальном этапе, ведь у нас с вами, уважаемые коллеги, существует ещё одна функция в нашей деятельности – психотерапевтическая. Поэтому педагоги-психологи детского сада «Светлячок», организуют как коллективные, так и индивидуальные практики по оказанию педагогами психотерапевтической помощи семьям воспитанников.
4. Ничто так не сближает родителей, педагогов и детей, как совместная деятельность, которая всегда интересна и разнообразна. Традиционно в нашем детском саду проходят выставки работ совместного творчества детей и родителей. Это осенние выставки «Бусы на все вкусы», «Осенний букет», «Чудеса с грядки», новогодняя выставка «Фабрика Деда Мороза», активное участие семьи наших воспитанников принимают в районном фестивале дошкольного творчества «Маленькая страна». Но такая деятельность была бы невозможна без педагогов учреждения. Именно они направляют, координируют, помогают в процессе работы над той или иной поделкой, творческим номером.
Огромной популярностью среди детей и родителей пользуются совместные праздники и развлечения, которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик. Традиционны и любимы в нашем детском саду такие праздники как:
«8 марта»,
«День защитника Отечества»,
«День семьи»,
«День защиты детей»,
«День матери»,
«День рождение Детского сада»,
«Масленица»
Дни добрых дел. Это дни добровольной, посильной помощи родителей – группе, детскому саду. Изготовление атрибутов, сборка мебели, помощь в создании предметно – развивающей среды группы и участка. Такая форма помогает налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных отношений между воспитателями родителями и детьми.
Воспитание бережного отношения к природе родного края — важная часть в нравственном становлении личности ребенка, Одна из традиций нашего детского сада семейные экологические акции, где родители и дети принимают активное участие. Подобные мероприятия способствуют сплочению семей, прививают интерес к своему краю; дают возможность уделять друг другу больше внимания.
Решая задачи полноценного физического развития и оздоровления дошкольников, а так же формирование социально–коммуникативной компетентности дошкольников, педагоги нашего учреждения совместно с семьями воспитанников организуют совместные дни здоровья, экскурсии. Целью данных мероприятий является укрепление физического здоровья, привития привычки к здоровому образу жизни; развитие интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность детей.
Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества. Организация взаимодействия детского сада и семьи в форме проектной деятельности представляет собой интересную современную форму работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
Семья и образовательное учреждение – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Это станет возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Взаимодействие родителей и педагога редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Подготовила воспитатель высшей категории Черкашина Е.В.
3
Источник
Взаимодействие ДОО с семьей в условиях введения ФГОС
Введение
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества, которые зависят от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при условии рассмотрении проблем семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие всеми участниками образовательных отношений (педагогов, родителей и дошкольников).
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольными организациями, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
В настоящее время идет модернизация системы дошкольного образования и основным аспектом является гуманизация педагогического процесса. Целью данного процесса является свободное развитие личности, взаимодействие с родителями.
Мы разделяем мнение директора Института социологии образования РАО Владимира Собкина, о том, что ФГОС может решить проблему доступа к качественному дошкольному образованию всех детей из разных социальных групп. Одной из главных задач нового стандарта является повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. (ФГОС П.1.7).
Влияние семейного воспитания на ребёнка настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Мы понимаем, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. В связи с этим актуальным является один из механизмов реализации ФГОС – повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьей и ДОУ.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
Наш детский сад является Муниципальной базовой методической площадкой по взаимодействию с родителями по введению ФГОС (приказ Начальника УО г. Юрга №962 от 11.12.2013г.).
В отечественной педагогике работа с семьей определена как один из сложных видов профессиональной деятельности. Это обусловлено рядом причин: проблемы современной семьи с социумом, использование традиционных методов в работе.
Таким образом, данный анализ послужил основой для создания Модели организации взаимодействия с семьей, учитывая вариативные формы дошкольного образования ДОУ
Цель работы– взаимодействие с семьей для успешного развития и реализации личности ребенка в условиях ведения ФГОС
Задачи:
v установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника через работу Клуба выходного дня;
v создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки через совместную деятельность;
v активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях («Папина школа»).
v систематизировать опыт семейного воспитания (Портфолио семейного успеха)
Основная часть
Работа осуществлялась в 2 этапа:
1. Поиск новых, инновационных форм взаимодействия с родителями
При реализации данного этапа изучались новые формы взаимодействия с родителями, психолого-педагогическая литература современных педагогов, отбирали соответствующий материал для родительских уголков, поместили информацию на сайте ДОУ и личном сайте, выпустили информационные листки в Газете ДОУ.
Для того, чтобы выяснить, как представляют себе родители взаимодействие с детским садом, принимала участие в работе Консультационного пункта ДОУ для родителей , чьи дети еще не посещают дошкольные учреждения.
Было проведено анкетирование «Сотрудничество детского сада и семьи». Среди разнообразных форм большинство родителей заинтересовала совместная деятельность. Провела диагностику- опрос «Какие мероприятия с участием родителей наиболее популярны для вас в детском саду?»
По результатам этой диагностики с учетом запросов родителей, Программы ДОУ и календарного планирования .была разработана Дополнительная общеразвивающая программа для детей и родителей «Шаг навстречу»
Были проведены совместные мероприятия, цель которых
взаимодействие с родителями по созданию благоприятных условий, комфортной, разнообразной, содержательно – насыщенной, доступной и безопасной развивающей среды (ФГОС ДО ч. III п. 3.3 п. п. 1, 6).
Интересно и содержательно прошли мастер-классы «Семейное древо», «Открытка-приглашение», »Скрапбукинг». Традиционными стали День Семьи, День Солнца, акции «Посади дерево». «Покормим птиц».Находят отклик у родителей и благотворительные акции. Интересно прошел День семейных коллекций Активное участие приняли родители в конкурсах и выставках: «Солнышко лучистое», «70 елочек Кузбассу», «Огород на окне», «Чудеса на грядке», «Мы играем» и др.
На определенном этапе я пришла к выводу, что для более эффективной работы необходимо расширить рамки сотрудничества. И для более продуктивного взаимодействия с родителями , предложила родителям принять участие в работе вариативных форм ДО- в клубе «Выходного дня» , и Папиной школы . В рамках данных форм организовали и провели Выставку «Папа может все, что угодно», провели массовый спортивный праздник, мастеры-классы «Скрапбукинг», «Родословное древо».
Во время коллективной деятельности с родителями в непринужденной обстановке незаметно решались вопросы, проблемы по воспитанию детей, Все это в соответствии с планом, с привлечением специалистов, увлеченных мастеров. Родители учились понимать своего ребенка, отмечать его сильные и слабые стороны , получали конкретные советы и рекомендации.
На каждой встрече с родителями выражаю благодарность тем, кто уделяет внимание своим детям и помогает, участвует в совместной работе. Имеются отзывы родителей в групповой Книге записей.
Родители принимают участие и в проектной деятельности. Например, при реализации проекта к 70- летию Победы «Дедушкина медаль», прошла встреча с ветеранами в мини музее «Мгновения войны», готовили совместный семейный альбом «Они сражались за Родину».
Общение с родителями проходит и на сайте.
Заключение
В заключение важно отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны.
Они показали следующую результативность в нашей совместной работе
Ø Рост посещаемости родителями мероприятий, их активность; участие в конкурсах, досугах, праздниках и т.д.;
Ø Повышение сформированности представлений родителей о сфере педагогической деятельности;
Ø Владение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
Ø Повышение рейтинга нашего Учреждения;
Ø Оформление опыта работы группы по взаимодействию с родителями
Наши планы
Ø Продолжить работу по созданию и оформлению Портфолио семейного опыта;
Ø Расширить работу личного сайта по интерактивному общению с родителями;
Ø Организовать совместную театральную и концертную деятельность;
Ø Создать совместный фильм «Детский сад и семья – два берега одной реки»
Сейчас у меня- малыши . Первая встреча в этом году с родителями была посвящена введению ФГОС ДО, был предложен материал «Что должны знать родители о ФГОС?».
И впереди – новая работа, новые трудности. Но одно можно отметить, что есть уже положительный опыт, определенные наработки, И это может гарантировать успех и в работе с новым коллективом родителей.
Сейчас у меня- малыши . И впереди – новая работа, новые трудности. Но одно можно отметить, что есть уже положительный опыт, определенные наработки, И это может гарантировать успех и в работе с новым коллективом родителей.
Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.
Источник
Педагогический совет
«О конструктивном взаимодействии МДОУ и семьи как условии целостного развития личности и успешной реализации стандарта»
Цель: Провести анализ совместной деятельности семьи и МДОУ в условиях реализации стандарта. Повысить профессиональную компетентность педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
2. Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации новых форм взаимодействия с родителями;
3. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности;
4. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1.Тематический контроль “Планирование работы с родителями»
2. Подготовка проектов «Уголок для родителей».
3.Подбор педагогических ситуаций для обсуждения.
4. Анкетирование родителей «Взаимодействие детского сада и семьи»
5.Изготовление буклетов.
План педсовета
1.Анализ выполнения решений предыдущего педсовета.
2.Подведение итогов за 1 полугодие:
Анализ проведения мониторинга на начало года .
Сообщение психолога первичное обследование детей. Результаты
обследования .
Анализ речевых нарушений у детей. Результаты за первое полугодие.
О семьях находящихся в социально-опасном положении.
Об участии педагогов и воспитанников в конкурсах.
О планировании работы родительского комитета на 2014-2015 годы.
3.Деловая игра «Турнир эрудитов».
Тест для воспитателей “Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями”
4.Итоги анкетирования родителей «Взаимодействие детского сада и семьи»
Анализ тематического контроля : Планирование педагогами работы с родителями.
5.Представление воспитателями проектов «Информационный стенд для родителей»
6.Решение педсовета. Буклет – памятка для педагогов по работе с семьей.
Ход педсовета.
1.Анализ выполнения решений предыдущего педсовета.
2. Деловая игра «Турнир эрудитов».
Часто доводится слышать от воспитателей разного возраста и опыта работы, что с детьми работать легче, чем с родителями. Но известно, что успехов в формировании личности и воспитании ребенка можно добиться, если соблюдается принцип единства действий между педагогами и родителями. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей предполагает взаимопонимание и взаимодействие воспитателей и родителей.
Но, что же такое взаимодействие и что под этим словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьей? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»? Для того, чтобы раскрыть эти понятия каждая группа в течение 5 минут обсудит по 1 понятию (1 группа – взаимодействие, 2 – сотрудничество, 3 – содружество) и по истечении времени представители группы выступят перед нами. (Выступления педагогов).
«Взаимодействие» – совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, как качественно и эффективно организованное взаимное общение, обмен опытом, совместный поиск решения возможных проблем.
«Сотрудничество» – это общение «на равных», где родители выступают в позиции равноправных партнеров, а не в роли «учеников». Термин «сотрудничество» лежит в основе взаимодействия.
«Содружество» – объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов.
Вопрос к педагогам: «Возможна ли взаимная дружба без общения, а следовательно, и без взаимодействия? » (Конечно же нет) Так как содружество предполагает открытость сердца навстречу друг другу, т. е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ и семьи. Таким образом, мы понимаем, что детский сад и семья, используя новые формы взаимодействия и сотрудничества должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Деловая игра «Турнир эрудитов».
А сейчас деловая игра поможет нам вспомнить и уточнить уже имеющиеся знания о взаимодействии детского сада и семьи, расставить акценты, обозначить вопросы, требующие дополнительного изучения. Игра будет состоять из 7 конкурсов. Для игры нужно разделиться на две команды.
Конкурс N 1 “Выбери правильный ответ”.
Ведущий поочередно задает каждой команде вопросы. Жюри оценивает правильность ответа.
Выберите наиболее полный ответ. Семейное воспитание – это…..
– воспитание детей в условиях семьи;
– более или мене осознанные усилия по взращиванию ребенка;
– управляемая система взаимоотношений и взаимодействий родителей с детьми, направленная на достижение желаемых результатов;
– средство семейного образования;
– форма общеобразовательной подготовки родителей.
Назвать метод не относящийся к методам изучения семейной истории:
– наблюдение;
– беседа;
– анкетирование;
– интервью с родителями;
– лабораторный эксперимент.
К методам активизации родителей относится?
– доклад педагога;
– вопросы и приведение примеров;
– игнорирование ребенка;
– диагностика;
– контроль;
– игра;
Что относится к нетрадиционным формам общения педагога с родителями?
– собрания;
– конференции;
– конкурсы;
– информационные стенды;
– беседы.
Что относится к традиционным формам общения педагога с родителями?
– телефон доверия;
– ток-шоу;
– конкурсы;
– викторины;
– консультации.
Какие формы работы выделяются во взаимодействии педагогов с семьей?
– индивидуальные;
– подгрупповые;
– коллективные;
– традиционные/нетрадиционные
К познавательным формам общения не относится…
– собрания;
– консультации;
– устные журналы;
– фольклорные праздники;
– брейн-ринг.
Конкурс N 2 «Составь группы»
Педагогам предлагается распределить формы работы с родителями : традиционные, нетрадиционные.
Родительские собрания; круглый стол; вечер вопросов и ответов; беседы; консультации; анкетирование; встречи по интересам; педагогическая гостиная; информационно- стендовый материал; телефон доверия; устные журналы; семинары; практикумы игры; походы; родительские вечеринки; 15-минутки; дискуссии; чайные паузы; тестирование; рефлексные листы; видеоопрос; выпуск собственной газеты; журнала; памятки; рекламки; выставки – презентации.
Конкурс N 3 “Отгадывание кроссворда “Работа с родителями”.
1) Совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, качественное и эффективное организованное общение.
(взаимодействие)
2) Один из приемов активизации родителей.
(Игра).
3) ….. – это опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его
заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по
определенной программе.
(Анкета)
4) Традиционная познавательная форма взаимодействия с родителями.
(Консультация)
5) Традиционная форма проведения родительского собрания.
(доклад)
6) Основной метод изучения семей воспитанников.
(посещение)
7) Нетрадиционная форма проведения родительского собрания.
(конкурс)
8) …… – это исторически сложившаяся система взаимоотношений между
супругами, родителями и детьми. Члены её связаны родственными или брач- ными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.
(Семья)
Конкурс N 4 “Ты мне, я – тебе”.
Команды задают друг другу заранее подготовленные вопросы и проблемные ситуации по организации взаимодействия с родителями. Оценивается полнота и правильность ответов. При дополнении ответов командой, задающей вопрос, ей присуждаются дополнительные очки.
Конкурс N 5 “Копилка мудрых мыслей”.
Педагогам дается задание: вспомнить пословицы и поговорки о семейном воспитании.
Конкурс N 6 « Решение педагогических ситуаций»
– Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «получает за это деньги».
– Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.
– Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры, зарядку. На утверждение воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им удобно.
– Папа, приводя сына в группу детского сада, все время дает ему сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого, грубо отвечает, что это его личное дело.
Конкурс N 6 « Закончи предложение»
Формы доведения сведений до родителей: (найти вторую половину сообщения: если…, то…)
– если воспитатель регулярно сообщает пусть даже о незначительных успехах ребенка, привлекает внимание к его поделкам, обращая внимание на их достоинства…
– то он приучает родителей следить за успехами своего ребенка, правильно реагировать на них;
– если воспитатель регулярно рассказывает родителям о тех занятиях, которые были у детей, вывешивает информацию об их содержании и достижениях детей…
– то он помогает родителям быть внимательными к познавательному развитию своего ребенка;
– если воспитатель регулярно жалуется на плохое поведение ребенка… – то он провоцирует развитие в родителях менторского начала, мешает установлению доброжелательных родительско – детских отношений в семье;
– если воспитатель не упускает случая посвятить родителей в плохое поведение других детей группы…
– то он невольно становится соучастником приклеивания «черных ярлыков» и подвергает детей давлению общественного предвзятого мнения;
– если воспитатель в отношении с родителями ограничивается лишь минимумом административно-хозяйственных сообщений, спускаемых сверху,
-то он не может расположить родителя к диалогу и сотрудничеству, и тем самым лишает сад родительской поддержки, у родителя складывается мнение, что он нужен только для поборов и черной работы;
– если воспитатель избегает каких–либо контактов с родителями, то он вызывает подозрение и провоцирует агрессивное поведение по отношению к ДОУ;
По окончании конкурса объявляется победитель ( по общему количеству баллов), команде победителей вручается сертификат.
Тест “Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями”.
Цель: развитие без оценочного восприятия партнера по общению.
Методика проведения.
А сейчас вам предлагается несколько простых вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно «нет», «да», «иногда».
- Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
- Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
- Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
- Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
- Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
- Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
- Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
- Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
- Верите ли Вы, что существует проблема “воспитателей и родителей” и что они разговаривают на “разных языках”?
- Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
- Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
- Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
- Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
- У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не допускаете?
- Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
- Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?
Оценка ответов: “да” – 2 очка, “иногда” – 1 очко, “нет” – О очков. Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.
30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей – это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя. 25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями! 19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с “трудными” родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику “присматривания”. Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы. 14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти “общий язык”. Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов. 9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение. 4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать “другом” каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами. З очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.
Итоги анкетирования родителей «Взаимодействие детского сада и семьи».
Итоги тематического контроля: Планирование педагогами работы с родителями.
Защита проектов «Уголок для родителей».
Решение педсовета.
1. С целью дальнейшего вовлечения родителей в жизнь ДОУ, повышению у них интереса к воспитательно-образовательному процессу провести «Неделю открытых дверей» для родителей воспитанников. Ответственные: заведующий, старший воспитатель, воспитатели, специалисты.
2. В каждой возрастной группе обновить уголки для родителей, использовать нетрадиционные информационные формы ( газета для родителей, фотовыставки, интересные рубрики и др.)
3. Ежемесячно размещать на сайте ДОУ новости из жизни каждой группы. Срок: ежемесячно.
4. Воспитателям всех групп разработать конспект родительского собрания в нетрадиционной форме, которое будет проведено с родителями. Конспект открытой недели.
5.Воспитателям всех групп пересмотреть планирование работы с родителями, планировать работу с родителями еженедельно в соответствии с перспективным планом .
6. Воспитателям проводить работу над повышением своего уровня коммуникабельности.
7.Возобновить работу клуба «Семья».
Ответственные: старший воспитатель, воспитатели, специалисты.
Источник