Взаимодействие с ребенком как условие развития его личности

1.Общение с людьми и его влияние на развитие личности.

Все социальные институты действуют на развитие личности не непосредственно,а через малые группы,членом которых ребёнок является,через общение с людьми,которые окружают ребёнка в этих группах. Это-члены семьи ,товарищи по классу,друзья по дому,отдельные люди,с которыми ребёнок вступает в контакты. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности.

Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях,в которых действует система взаимной поддержки,доверия,открытости,бескорыстной помощи друг другу,способностью развитию друг друга как личностей.

В общении возникают более или менее устойчивые представления ребёнка о самом себе . Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии , и правильный образ “Я” складывается у ребёнка лишь тогда,когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.

2. Развитие личности в возрасте от 1-го года до 3-х лет .

Наблюдение за поведением окружающих людей и подражание им в раннем возрасте становятся одним из основных источников личностной социализации ребёнка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него формируется чувство привязанности. Положительная,эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребёнка порождает у него уверенность в себе ,веру в свои способности и возможности. Ребёнок,сильно привязанный к своим родителям,более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей,чьи родители доброжелательны и внимательны к ребёнку,всегда стремятся удовлетворить его основные потребности.

Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребёнка:

Он рано узнаёт себя в зеркале

Откликается на своё имя

Сам начинает активно пользоваться местоимением “Я”

При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. Оно выражается в том,что ребёнок иногда с удивительным упорством начинает повторять те действия,которые взрослые запретили ему выполнять. Такое поведение связывают с так называемым кризисом первого года жизни. Причина данного кризиса состоит в том,что ребёнок,у которого возникла потребность в познании окружающего мира ,начинает активно его изучать и получает удовлетворение от приобретаемых знаний и производимых им сами эффектов. Поэтому он живой интересуется повторением однажды полученного результата деятельности,проявляя при этом настойчивость и естественную любознательность. В то же время его желание наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых. В ответ на прямое запрещение со стороны взрослых ребёнок начинает проявлять упорство и упорно пытается повторять именно то,что ему запрещается. Это есть форма протеста ребёнка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Иногда в ответ на запрет ребёнок начинает капризничать ,плакать,бросается на пол,ведёт себя демонстративно непослушно. Это поведение и есть признак развития ребёнка,его готовности перейти на следующий уровень зрелости.

Свои возможности и собственные качества личности ребёнок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Двухлетний ребёнок умеет уже подвигать поведение других людей своим требованиям,осознают свои возможности в оказании влияния на них,демонстрируя при этом определённые волевые качества. На втором году жизни малыш начинает употреблять местоимения “мне”,” ты”, по-видимому,осознавая различие между собой и окружающими людьми. К трём годам у детей появляется представление о мышлении как о процессе,происходящем в их голове и скрытом от окружающих людей. На третьем году жизни ,выполняя какое-либо действие , ребёнок описывает его,причём чаще то,что делает сам,а не другие люди.

3. Факторы,влияющие на формирование личности.

Источник

Теоретические и методологические проблемы современного дошкольного образования.

Тема: «Влияние взаимоотношений в семье на формирование личности ребёнка дошкольного возраста»  

Горленко Татьяна Александровна

Воспитатель МДОУ д/с №25

«Солнышко» села Покойного

Добрый день! Разрешите начать свое выступление с короткого стихотворения:

Дети – это счастье, дети – это радость,

Дети – это в жизни свежий ветерок.

Их не заработать, это не награда,

Их по благодати взрослым дарит Бог.

Дети, как ни странно, также испытанье.

Дети, как деревья, сами не растут.

Им нужна забота, ласка, пониманье.

Дети – это время, дети – это труд.

Самые дорогие и любимые люди в жизни ребенка – это родители. Потребность в родительской любви самая сильная.Тема моего выступления: «Влияние взаимоотношений в семье на формирование личности ребёнка дошкольного возраста» чрезвычайно актуальна, в связи с тем, что формирование личности в дошкольном возрасте обусловлено уровнем эмоционального благополучия. Однако среди традиционно позитивных эмоций, у дошкольника зачастую присутствуют не только положительные, но и негативные эмоциональные тенденции. Негативно окрашенные эмоции отрицательно сказываются на общем психологическом благополучии дошкольника, что отражается на его деятельности и служит как неблагоприятный фактор личностного развития ребенка.

Дошкольное детство служит предметом пристального внимания, как ученых, так и практиков. Это возраст форсированного формирования и развития большого числа психических процессов и свойств личности; дошкольник активно включается в широкий перечень разнообразных видов деятельности. На этом развития человека формируются и развиваются такие свойства личности, как: самосознание и самооценка; осуществляется градация в иерархии мотивационных процессов, их соподчинение. И самую значимую функцию в этот период развития выполняет семья. Развитие личности дошкольника происходит под, влиянием системы взаимоотношений в семье.

Читайте также:  Методы развития личности воспитания ребенка

Семья становится полигоном для приобретения первых навыков взаимодействия, постижения первых социальных ролей, усвоение норм и ценностей. Тип взаимоотношений в семье запускает механизм формирования личности дошкольника и задает направление его развития. Влияние взаимоотношений в семье на личность дошкольника самый сильный из всех других воспитательных воздействий. Именно взаимоотношения в семье определенным образом воздействуют на процесс и результаты формирования личности дошкольника. Только семья может гарантированно обеспечить развитие многих качеств личности, которые могут быть воспитаны исключительно в условиях, отчего дома. Это обуславливает тот факт, что от позиции родителей по вопросам научно-педагогических организационных основ зависит направленность личности ребенка.

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” Глава 4.Обучающиеся и их родители (законные представители) Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

В нашем детском саду, педагогами уделяется большое внимание изучение семьи, ее традиций в области воспитания и взаимоотношений в семье. Так как это является чрезвычайно важным как фактором, обуславливающих развитие личности ребенка дошкольника, так иумение вести себя в детском коллективе.

Перед нашим коллективом стояла задача оптимизировать коммуникации в детском коллективе и сформулировать основные направления работы взаимоотношений в семье, что предполагает усвоение детьми бесконфликтных навыков общения со всеми участниками образовательного процесса.

Цель – создать единое пространство развития ребенка в семье иДОУ, социумеи сделать родителей участниками полноценного ознакомления с организацией и деятельностью воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Задачи:

1. расширение контактов между дошкольным учреждением, семьей и социумом посредством моделирования перспектив взаимодействия с помощью разнообразных форм работы;
2. повышение педагогической компетентности родителей;
3. повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
4. активизация членов семьи в воспитании и развитии детей.

Взаимоотношения в семье, в которой ребенок принимает непосредственное участие – это отношения детей и родителей. Понимание отношений между детьми и их родителями непосредственным образом влияет на формирование личности ребенка. Центральным принципом взаимоотношений в семье А. Адлер назвал взаимное уважение между членами семьи. По А.Адлеру, самосознание ребенка напрямую зависит от взаимоотношений в семье, насколько любим дошкольник и насколько уважительно относятся родители к своему ребенку. Из исследований Адлера следует насущная необходимость приучить родителей с уважением относиться к уникальности, индивидуальности и неприкосновенности ребенка с самого раннего возраста. Семья, по мнению ученых, является фактором, влияющим на то, насколько успешно будет проходить социальная адаптация дошкольника, и даже может стать одной из причин социальной дезадаптации личности ребенка. Исходя из этого, можно утверждать, что характер взаимоотношений в семье является основным условием социальной адаптации дошкольника.

Семья предоставляет дошкольнику начальный опыт социального и эмоционального общения. Эмоциональная обстановка в семье, где формируется личность дошкольника, оказывает значимое влияние на формирование его мировосприятия. Из взаимоотношений в семье вырастает «зона ближайшего развития», где ситуация сотрудничества со старшим поколением дает возможность дошкольнику реализовать весь потенциал своих возможностей.

Взаимоотношения в семье становится первым опытом взаимодействия с окружающим миром. В современных реалиях родители сталкиваются с некоторыми трудностями, так как при смене идеологических установок в государстве, принципы равноправия все больше расширяют сферу своего влияния. Поэтому традиционно авторитарные методы взаимоотношений в семье утрачивают свои позиции, и когда родители продолжают общаться с детьми с платформы власти и превосходства, не осознают того, что дети слушают их с позиции равенства. Данный дисбаланс обрекает авторитарные методы воспитания на неудачу.

Каждое общество предопределяет определенную культуру взаимоотношений в семье и взаимодействий между родителями и детьми, появляются специфические социальные стереотипы, традиционные установки и взгляды на семейное воспитание.

В условиях семьи процесс социализации осуществляется в наиболее естественных условиях и максимально безболезненно, главным механизмом социализации автор называет воспитание. Процесс воспитание – это механизм социальный в самом широком смысле.

В воспитательной работе семьи имеют значимость следующие аспекты:

– позиция родителей, а именно: эмоциональное отношение родителей к ребенку, мотивы, ценности и цели родительства;

Читайте также:  Полезные советы по развитию речи ребенка

– стиль взаимодействия с ребенком;

– способ решения проблем;

– вид социального контроля.

Все эти аспекты напрямую влияют на взаимоотношения в семье, и напрямую определяют тип семейного воспитания.

Позитивными факторами воздействия на формирование личности дошкольника самых близких для него людей, являются:

– отношение к дошкольнику как к самому дорогому в жизни;

– любовь, которой окружен дошкольник в семье;

– забота о его здоровье, благополучии, материальных нуждах.

И, в то же время, ни один из остальных социальных институтов не в состоянии нанести столько потенциального вреда в воспитании личности дошкольника, сколько может принести семья, когда все три выше перечисленные факторы достигают кульминационных высот.

В рамках взаимоотношений в семье дошкольник усваивает нормы человеческого общежития и нравственные ценности. Воспитательное воздействие семейных взаимоотношений определяет характер поведения ребенка вне границ семьи.

На практике почти в каждом коллективе дошкольников складывается непростая и, иногда, полная драматизма картина межличностных отношений. Дети испытывают гамму эмоциональных переживаний, они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. В период дошкольного детства эти эмоциональные отношения остро переживаются детьми, так как они еще не научились в должной мере контролировать свои эмоции. Эмоциональное напряжение и конфликтность в дошкольном коллективе значительно выше, чем в сфере общения детей с взрослым.

Взрослые очень часто даже не подозревают о том, насколько сильны эмоциональные переживания, или напряженные отношения в детском коллективе. К сожалению, взрослые не придают значения ссорам и обидам дошкольников. Тем не менее следует отметить тот факт, что первый опыт отношений со сверстниками в детском коллективе является той основой, на которой базируется дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первичный опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целомотношения со сверстниками в коллективе дошкольников исполняет важнейшую роль в жизни ребенка и определяют направление развития его личности. Эти отношения формируют условия способствующие развитию общественно значимых качеств личности дошкольника, а также выявление и стимулирование навыков начальных коллективных взаимоотношений в коллективе дошкольников. Аспекты становления детского коллектива, характерные черты межличностных отношений в нем, а также воздействие коллектива дошкольников на формирование отдельной личности имеют огромное значение для социализации и формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.

Поэтому проблема межличностных отношений является одной из важнейших проблем современности. В своей повседневной работе воспитатель не должен оставлять без внимания взаимоотношения между детьми, его прямая профессиональная задача – гармонизировать отношения в детском коллективе, корректировать негативные тенденции в их развитии. В ситуации с непопулярным ребенком необходимо рассмотреть и развить у такого дошкольника положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, это способствует улучшить положение такого ребенка в системе личных отношений детского коллектива, в умении общаться со сверстниками.

В нашем детском саду данную проблему мы решаем совместно вместе с родителями, социальными партнёрами с помощью анкетирования и мониторинга, проектной деятельности, совместных познавательно-развлекательных мероприятий, проводятся конкурсы, родительские собрания. Ведется работа родительского университета «Наш малыш» – где проводятся семинары, практические занятия, мастер-классы. Также в нашем детском саду функционирует Консультативный пункт «Лучик»- для родителей непосещающих ДОУ, где оказывается помощь и поддержка в вопросах воспитания и развития детей непосещающих детский сад. Сентября по май работает группа кратковременного пребывания детей по модели «Я + мама» два с половиной часа бесплатно – где малыши готовятся и проходят первую адаптацию к детскому саду и взаимоотношений со сверстниками.

 Анализируя данную ситуацию в ДОУ наши родители активны и сотрудничают со всеми участниками образовательного процесса.

Возрастной период, именуемый дошкольным детством – самый чувствительный к воздействиям воспитательного характера и влияниям среды. В качестве воспитательной среды выступает семья дошкольника, первая и зачастую практически единственная среда, формирующая его личность. В дошкольном возрасте формируется основа личности, на фундаменте которой строится дальнейшее воспитание и обучение. По меткому высказыванию А.Г. Харчева, семья для ребенка – это «социальный микрокосм», в обстановке которого дошкольник постепенно вливается в социальную жизнь.

Список используемых источников

  1. Андреева, А.Д. Психическое здоровье детей и подростков / А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина, А.П. Воронова и др.; Под ред. М.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2015. – 160 с.
  2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: АСТ, 2015. – 670 с.
  3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2014. – 220 с.
  4. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология. / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 507 с.
  5. Голубева, Л.Г. Развитие и воспитание детей дошкольного возраста / Л.Г. Голубева и др. – М.: Академия, 2014. – 191 с.
  6. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – М.: Айрис-пресс, 2016. – 146 c. 
  7. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. – 263 с.
  8. Детская практическая психология: эмоционально-личностное развитие детей в условиях ДОУ / Под ред. Л.В. Вершининой. – Томск: ТГПУ, 2016. – 290 с.
  9. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер. 2013. – 176 с.
  10. Дубровина И.В. Семья и социализация ребенка / И.В.Дубровина . – М.: Академия, 2013. – 154 с.
  11. Жигинас, Н.В. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н.В. Жигинас. – Томск: ТГПУ, 2016. – 274 с.
  12. Зеньковский, В.В. Психология детства: Учебное пособие для вузов / В.В. Зеньковский. – М.: Академия, 2016. – 346 с.
  13. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е.И. Изотова. – М.: Академия, 2014. – 283 с.
  14. Клюева, Н.В. Общение: Дети 5–7 лет / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 156 с.
  15. Князева, О.Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / О.Л. Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 168 с.
  16. Колесник, Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук / Н.Т. Колесник. – М. МГПУ, 2009. – 15 с.
  17. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии /Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов — СПб.: Питер, 2014. —480 с.
  18.  Кошелева, А.Н. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие для вузов / Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2013. – 166 с.
Читайте также:  Шаблон рамка развития ребенка

Источник

Антонина Свинцова
Советы родителям «Общение как фактор развития личности ребенка»

Общение играет огромную роль в формировании психики, в развитии и становлении человека как личности. Сфера общения – мощный источник, который определяет психическое состояние ребенка и его здоровья. Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении, в отношениях с окружающим миром. Огромное значение в развитии полноценного общения отводится родителям ребенка, которые с момента рождения оказывают влияние на все сферы психического развития, будь то регуляция поведения, мыслительная сфера, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведения в группе сверстников, усвоение и овладение им социальным опытом.

Для того, чтобы общение ребенкасо взрослыми происходило полноценно необходимо соблюдать следующие правила:

Родители должны принять ребенка со всеми его индивидуальными особенностями;

– Взрослые должны оценивать конкретные действия, а не личность ребенка;

Общение должно строиться на положительном, эмоциональном фоне;

Ребенок должен чувствовать любовь и веру родителей.

К сожалению, рост потока информации, обострение социальных проблем негативно влияют на общение взрослых и детей. Возникает растерянность, нервные срывы, страдает детская психика. Родители должны ориентироваться на длительную работу с ребенком. Взрослый должен овладеть игровыми приемами, методиками проведения различных занятий, словесными, танцевальными упражнениями.

Очень важным в развитии ребенка являются взаимоотношения в семье. Если в семье царит доброжелательность, любовь, забота, взаимопомощь, то ребенок усваивает особенности общения в естественных для себя условиях.

К сожалению, есть семьи, в которых с ребенком разговаривают грубо, его одергивают, высмеивают, общаются очень мало, поэтому в такой семье ребенок начнет хитрить или замкнется, не умея наладить общение с окружающими людьми.

При нарушении семейных отношений страдают дети. У них проявляются личностные отклонения, нарушается личностное общение. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем вероятнее вызывающей сложности взаимодействия его с окружающим миром. Дети становятся тревожными, малокантактными, испытывают страхи или проявляют агрессивность. Это вызывает отрицательное отношение окружающих взрослых и сверстников.

Эмоциональное благополучие школьника и развитие его личности определяется и его отношениями со сверстниками, оценками со стороны товарищей. Дети активно общаются в различных видах деятельности: в игре, учёбе, труде. Дружеские связи между детьми возникают и угасают, дети ссорятся и мирятся, утрачивают авторитет и наоборот. Надо поощрять в общении детей друг с другом возникновении ситуаций, которые требуют согласования действий, проявления доброжелательности к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради общих целей.

В младшем школьном возрасте ребенок начинает общаться с более широким кругом людей. Для этого нужна полноценная речь. Развитие речи идет тем успешнее, чем большую активность проявляет сам ребенок под руководством взрослого. Если у ребенка присутствуют речевые нарушения, это будет мешать полноценному общению со взрослыми и сверстниками. Родители должны помнить, что их речь – образец для подражания. Она должна быть четкая, эмоционально окрашенная, нормальная по темпу, плавная и простая по структуре. Если ребенок будет постоянно слышать правильную речь, то и сам он, в конце концов, будет говорить правильно.

Таким образом, общение – это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.

Источник