Взаимодействие с ребенком 1 года жизни

Взаимодействие с ребенком 1 года жизни thumbnail

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ.

Самой первой формой общения младенца и взрослого является непосредственное усвоение, заражение эмоциональным состоянием друг друга, т.е. эмоционально – непосредственная (ситуативно – личностная). Её характеризует интерес к близкому человеку, возникновение эмоционального отношения к нему. Ребёнок научается узнавать близких, радоваться им, возникают первые привязанности (1,12).

Естественное усвоение эмоционального состояния друг друга является необходимым условием благополучия в развитии общения. Первой из повседневных жизненных задач становится взаимное узнавание и приспособление младенца и взрослого друг к другу в обычных ситуациях ухода – кормления, пеленания, укладывания спать и т.п. Так постепенно складываются их общие предпочтения, привычки, ритмы сна и бодрствования, кормления, составляющие режимы дня.

В возрасте 2 – 3 месяцев у ребёнка начинает преобладать проявления положительных эмоций. Вместе с тем нарушение выработанных привычных форм жизни может вызвать протест у ребёнка : он становится нетерпеливым и требовательным, капризным.

В целом конец третьего – начало четвёртого месяца жизни – это благополучный и эмоционально насыщенный период жизни ребёнка. Взаимоотношения взрослого и ребёнка всё более окрашиваются яркими положительными эмоциями. Ребёнок теперь не просто радуется, когда к нему подходят, он активно требует общения, проявляя различные эмоции в виде улыбки, вокализации, активных движений. Такое характерное для этого возраста поведение ребёнка описывается как « комплекс оживления ».

На первый план теперь выходит потребность не просто в присутствии взрослого, а в его эмоциональном отклике : выражение лица, улыбка близкого, тактильная и двигательная активность.

В возрасте 4 – 5 месяцев ребёнок вместе со взрослым осваивает новые формы общения. Ранее недифференцированный требовательный крик ребёнка начинает приобретать интонационные просьбы. Складываются ритуалы эмоционального взаимодействия со взрослым в самых разных ситуациях : в подготовке к кормлению, переодевании, зарядке, игре(2,13).

Одной из самых распространённых и любимых в этом возрасте становится бесконечно повторяемая игра в « прятки ».

Следующим важным этапом в развитии взаимодействия взрослого и ребёнка становится появление возможности уже не только сосредотачиваться друг на друге и « заражаться » различными эмоциональными состояниями но и переживать общее удовольствие от объединения внимания на приятном впечатлении. Постепенно в играх всё большее значение начинают приобретать общее сосредоточение на яркой цветной и звучащей игрушке. Продолжая получать удовольствие от игры со взрослым, ребёнок в то же время всё больше начинает играть с игрушками и самостоятельно, т.е. может сам развлекаться и получать разнообразные впечатления. И взрослый стимулирует эту его активность. Такая, более развитая форма общения появляется во втором полугодии жизни – эмоционально – опосредованная ( ситуативно – деловая ). Взрослый, знакомя ребёнка с окружающим миром, побуждает его к активному подражанию. Его эмоциональное отношение к совместным действиям с ребёнком во многом определяет и эмоциональное развитие ребёнка.

На основе повторяющихся игровых действий происходит устойчивое объединение внимания ребёнка и взрослого, они учатся управлять вниманием друг друга. Если до сих пор ребёнок просто тянулся к объекту желания, то теперь, протягивая к нему руки, обращает взгляд на взрослого – так рождаются первые обращения и указательные жесты.

В это время развивается и всё более тонкая координация эмоциональных переживаний ребёнка и взрослого. Ребёнок начинает активно подражать эмоциональным реакциям взрослого. Способность ребёнка различать эмоциональные состояния окружающих по их выражению делает более содержательным взаимоотношения взрослых с ребёнком. У него появляется возможность активного и разнообразного воздействия на близких : к полугоду он начинает сам в соответствующих ситуациях выражать удивление, обиду, грусть, гнев, радость, растерянность и смущение( 2,16).

В начале второго полугодия жизни, дети начинают воспринимать выражение взрослым неудовольствия как очень значимое и соответственным образом реагируют на него – сами хмурятся, отстраняются, обиженно плачут. Они начинают воспринимать эмоциональную реакцию взрослого как оценку происходящего вокруг и собственных действий.

По данным психологических наблюдений, 7 – 8 месячные дети, как правило, эмоционально устойчивы, и в этом определяющую роль играет ориентация ребёнка на положительные реакции взрослого.

В этом возрасте привязанность к близкому человеку, потребность ориентироваться в происходящем на его эмоциональную оценку заставляют ребёнка ощущать тревогу и растерянность, когда близкий уходит. Появляется характерная для возраста 7 – 8 месяцев тревога при появлении « чужого лица », при попытке постороннего взять ребёнка на руки.

В возрасте 9 – 10 месяцев обычно наблюдаются первые попытки ребёнка активно исследовать ближнее пространство. Это становится возможным не только потому, что он начинает самостоятельно передвигаться, а в большей степени от проявления любопытства. Именно появление любопытства, способности при нарушении обычного хода событий испытывать не панику, а интерес, лежит в основе развития исследовательского поведения. Ребёнок может сосредотачиваться не только на интересующем его предмете, но и на препятствии на пути к цели. Именно в этот период обычно возникает первый опыт использования орудий для достижения цели, что является серьёзным достижением в познавательном развитии ребёнка.

Немаловажным в развитии взаимодействия младенца и взрослого является развитие активной речи ребёнка. Уже с самых первых месяцев младенец общается с близкими людьми с помощью гуканья, гуления. Присутствие близкого, его речевое обращение стимулирует гуление, в эмоциональном взаимодействии ребёнок учится понимать и воспринимать интонации взрослого, начинает сам всё более чётко выражать свои состояния.

Период лепета – следующий этап речевого развития – характеризует способность ребёнка устойчиво воспроизводить определённые сложившиеся сочетания звуков. Лепет так же стимулируется участием взрослого. Постепенно лепет приближается к звуковому строю родного языка.

На этом фоне начинают закрепляться общие для взрослого и ребёнка устойчивые «словесные » обозначения наиболее привычных и любимых бытовых и игровых занятий : «бай – бай », « ку – ку », «пока » и т.д.

Таким образом, речевое развитие ребёнка так же, как и познавательное, находится в тесной зависимости от его эмоционального контакта со взрослым и непосредственно от их общей игры.

Развитие эмоционального взаимодействия, проявление в нём более определённых отношений взрослого и ребёнка, координация внимания и их эмоциональных оценок готовят почву для появления первых слов, которые выражают просьбу, обращение, призыв, указание.

Таким образом, к концу первого года успехи ребёнка очевидны : он приучен к определённому распорядку жизни, владеет способами эмоционального взаимодействия с близкими, активен в освоении нового, овладевает элементами социально – бытовых навыков.

Литература:

1. Мухина В.С. Детская психология. Второе издание.- М.: Апрель-пресс, 1999.

2.  Джеки Кук. Раннее сенсорное развитие малышей.-М., 1997.

Источник

После того, как у родителей на свет появляется малыш, возникает очень много вопросов по уходу за ребенком до года. Мама и папа впервые сталкиваются с такими проблемами, как: питание малыша, гигиена малыша, одежда для малютки, средства для ухода за кожей ребенка и многое другое. Уход в первый год жизни ребенка является очень ответственным моментом. 

В данной статье мы подойдем к вопросу по уходу за ребенком до года с точки зрения педиатрии. Разберем и объясним основные принципы ежедневного ухода за новорожденным и грудничком, основные принципы вскармливания детей раннего возраста. Обратим внимание на необходимость приобретения той или иной детской одежды. Расскажем о средствах для ухода за нежной кожей новорожденного и грудничка.

Вскармливание детей раннего возраста

Для того, чтобы малыш развивался согласно возрасту, необходимо правильно организовать его питание. Данное питание должно обеспечивать организм малыша необходимым количеством энергии и пищевыми веществами.

Режим кормления

Согласно рекомендациям ВОЗ, прикладывание малыша к груди должно производиться уже с первого дня жизни по любому знаку голода. Таким образом, в первые дни жизни малыша частота кормления может достигать 10-15 раз за сутки. Это еще называют режимом свободного вскармливания. Затем, по мере роста малютки, кратность кормления уменьшается и на второй-третьей недели составляет около 6-7 раз за сутки. Согласно рекомендациям ведущих педиатров России, здоровым доношенным детям после рождения (после выписки из роддома) устанавливается шестиразовый режим кормления с интервалом 3,5 часа. После 6 месяце жизни устанавливается пятиразовый режим кормления с интервалом 4 часа.

кормление ребенка по месяцам

Важно придерживаться режима кормления.

Расчет объема питания, необходимый ребенку первого года жизни

В первые десять дней жизни новорожденного суточный объем смеси или грудного молока можно рассчитать по определенной формуле:

Количество молока в сутки = 0,02 * массу тела при рождении * день жизни малютки. То есть два процента от массы тела при рождении умножаем на количество дней жизни.

После 10 дней жизни суточное количество молока рассчитывается «объемным» способом Гейбнера – Черни. Для использования данного способа нужно научиться рассчитывать долженствующую массу тела ребенка. Она рассчитывается путем ежемесячных прибавок: к массе при рождении прибавляем 600 г за 1 месяц, по 800 г за 2 и 3, 750 г – за 4-й, 700 г – за 5-й и так далее до 12 месяцев). То есть на 50 г меньше для последующих месяцев. Затем, рассчитав долженствующую массу тела малыша, используем следующее правило:

  • С 10 дней до 2 месяцев малыш должен получать суточной объем питания в размере 1/5 долженствующей массы тела.
  • С 2 до 4 месяцев – 1/6.
  • С 4 до 6 месяцев – 1/7.
  • После 6 месяцев здоровые дети получают суточный объем питания в размере 1000 мл.

После 6 месяцев ребенку начинают давать новые продукты питания. Выделяют пищевые добавки и блюда прикорма. Пищевые добавки в суточном объеме питания не учитываются. К ним относятся: соки, фруктовое пюре, желток, сухари, печенье, хлеб пшеничный. Блюда прикорма учитываются в суточном объеме питания и постепенно заменяют кормление грудью. Первый прикорм начинают вводить с 6,5 мес до 7 мес. Второй прикорм с 7,5 мес до 8 мес. Третий прикорм с 8,5 мес до 9 мес. К блюдам прикорма относятся: овощное пюре, молочно-крупяная или молочно-злаковая каши, мясное пюре, творог, рыбные блюда. Сейчас существуют программы и более раннего введения пищевых продуктов ребенку.

Ежедневный уход за ребенком (алгоритм)

За гигиеническое состояние ребенка несут ответственность родители малыша. Поэтому очень важно научить родителей правильному уходу. Существуют определенные правила ухода за ребенком до года или, как их еще называют, рекомендации по уходу за ребенком до года. Уход включает в себя выполнение таких гигиенических процедур, как:

Важно правильно следить за ребенком, придерживаясь опеределенного алгоритма.

  1. Умывание. Должно производиться 1 раз в день (утром) для новорожденного и 2 раза в день ребенку старше 2 месяцев. Умывание производиться по принципу «сверху-вниз». Глаза протирают ватой, смоченной кипяченой водой, от наружного угла глаза к внутреннему. Для каждого глаза используют свой тампон. Умывать необходимо теплой кипяченной водой, можно лицо протереть ватой. Начиная с 5 месяцев можно использовать водопроводную воду. Протирать ротовую полость грудничку категорически запрещено. В этом возрасте слизистая оболочка очень ранимая, что может привести к развитию воспалительных процессов в ротовой полости. Для чистки носа используют ватные жгутики. Необходимо смочить их водой или вазелиновым маслом, затем вращательным движением ввести в носовой ход и осторожно извлечь. Ушки чистят с периодичностью в 3-4 дня. Также нужно использовать ватные жгутики и воду. Не стоит использовать ватные палочки, так как они могут нанести повреждения.
  2. Ногти обрезаются 1 раз в неделю. Лучше это делать после купания, когда они мягкие. Ножницы предварительно нужно обработать спиртом. На ногах следует обрезать ровно, а на руках – закругляя уголки.
  3. Чем меньше карапуз, тем чаще его необходимо подмывать. Это обусловлено частым мочеиспусканием и дефекацией у детей данной возрастной категории. Подмывать необходимо проточной водой. Девочек – спереди назад. После подмывания кожу нужно вытереть и смазать стерильным маслом (например, «Джонсонс –Бэби»).
  4.  Проведение гигиенических ванн. Первое купание проводится на 2-й недели жизни, когда заживает пупочная ранка. В первом полугодии данная процедура проводится каждый день, во втором полугодии через день. Перед процедурой ванночку необходимо хорошо вымыть и ополоснуть. Температура воды: 1 месяц – 37,5-37 градусов, 2-6 мес – 37-36,5, после 6-го месяца – 36,5-36. Продолжительность купания от 3 до 10 минут.
  5. Пеленание. Западные специалисты считают, что пеленать малыша с первых дней жизни не стоит. Отечественная педиатрия придерживается иного мнения. Общие правила пеленания:
  • Вначале одевается тонкая распашонка, памперс.
  • Затем ребенок заворачивается в тонкую пеленку.
  • Окончательно малыш заворачивается в теплую пеленку.
  • На 1 месяце жизни ребенка необходимо пеленать с ручками, со 2-го месяца ручки не прячутся и находятся поверх пеленки.

пеленание правила

Западные специалисты считают, что пеленать малыша с первых дней жизни не стоит.

Укомплектованность чистым бельем для малыша

Для того, чтобы содержать ребенка в чистоте, родителям необходимо иметь определенный запас чистого белья на день.

Для новорожденного:

  • 10-15 распашонок.
  • 20-25 тонких и 10-15 теплых пеленок.
  • 5-6 памперсов.
  • 2-4 косынки.

Начиная с 2-3 месяцев в комплект белья добавляются:

  • Ползунки.
  • Надгруднички.

К концу одного года – колготки.

Появление малыша на свет нередко сопровождается растерянностью родителей. Задачей педиатра является объяснить основные принципы по уходу и вскармливанию малыша, чтобы родители чувствовали себя уверенно. Необходим постоянный контакт родителей и педиатра с целью достижения главной цели – роста и развития малыша. Не стесняйтесь, при возникновении трудностей в уходе за малышом обращайтесь к специалисту, который поможет решить ваши проблемы.

Источник

Татьяна Морева
Консультация для воспитателей «Формирование взаимодействия ребенка первого года жизни со взрослым»

Детство – время самых ярких впечатлений, самых глубоких переживаний, самых удивительных первых встреч с этим миром. Детство имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного.

Детство определяет всю нашу жизнь? И первые годы жизни – один из наиболее важных этапов в жизни человека. Особенностью детей 1 -го года жизни является большая зависимость развития от воздействия взрослого человека. Общение со взрослыми – необходимая потребность детей уже в первые месяцы жизни, источник их развития.

Быстрый темп и неравномерность развития определяют деление 1- го года жизни на качественно различные периоды, выделение в каждом из них умений, имеющих существенное значение для дальнейшего развития ребенка. Эти умения названы ведущими, и именно на них должно быть направлено воспитательное воздействие взрослых. Итак, у ребенка есть первейшая потребность в прикосновении. Ребенок нуждается в постоянном телесном контакте, в поглаживаниях, укачиваниях, похвалах.

Особенностью детей 1 – года жизни является большая зависимость развития от воздействия взрослого человека. Общение с взрослыми – необходимая потребность детей уже в первые месяцы жизни, источник их развития.

Важно помнить, что вся двигательная активность ребенка должна осуществляться не по принуждению, а благодаря интересу к этой активности, эмоциональной наполненности. Общение с взрослыми, похвалы и поддержка взрослых не дадут угаснуть интересу даже к сложным упражнениям.

В первые недели жизни такой интерес стимулируют с помощью двигательных рефлексов, вызванных раздражением стоп, пяток, пальцев, ладошек. Необходимо помнить, что прикосновения, поглаживания невероятно важны в первые месяцы жизни, чем дольше взрослый держит ребенка на руках, касается его, гладит и укачивает, тем здоровее, сильнее и успешнее он будет.

Д. В.Винникот писал: «Ребенок не знает, что окружающее его пространство поддерживаете вы. Как вы заботитесь, чтобы мир не обрушился на него; пока он сам откроет мир! Покоем непрерывного дыхания вы «подключаете» жизнь ребенка к своей жизни и ждете от него ответного жеста, означающего, что он вас открыл. И это «открытие» происходит достаточно быстро».

Игры взрослого с младенцем показали, что ребенок уже участвует в них как активный партнер, управляя поведением взрослого с помощью взгляда и улыбки. Он то смотрит на взрослого, показывающего «козу», то отводит взгляд в сторону, то снова смотрит, помогая тем самым определить темп и ритм игры. Такая синхронизация взаимодействия в первых играх становиться возможной благодаря развитию умения фиксировать взглядом лицо взрослого и появлению первой улыбки в ответ на эмоциональное обращение к нему.

Первая улыбка у малыша появляется, как правило, в конце 1- го – начале 2-го месяца жизни. Мы знаем, что она возникает при непосредственном эмоциональном контакте взрослого с ребенком. Физическое соприкосновение с взрослыми – поглаживание, нежное прижатие к груди, покачивания, яркая игрушка, ласковый разговор с ребенком, настраивают его на первые положительно эмоциональные ответные реакции, которые, как правило, сопровождаются взглядом в глаза близкого человека. Малыш в это время учится выражать свое положительное эмоциональное отношение к взрослому. Поэтому ему нужно постоянное присутствие взрослого, его внимание и любовь.

К 2-3 месяцам ребенок уже уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивает голову на знакомый звук голоса взрослого, сосредоточенно рассматривает лицо, прислушивается к речи. В ответ на эмоциональное обращение начинает улыбаться, смотрит в глаза взрослого, оживленно двигает ручкам и ножками, издает звуки гуления. Такое радостное поведение малыша в ответ на обращение взрослого названо «комплексом оживления».

Мы знаем, «комплекс оживления» способствует проявлению двигательной, голосовой и познавательной активности ребенка. У малыша, когда он радуется, выпрямляются, руки в локтевом суставе, разжимаются пальчики, и он как бы случайно наталкивается на предмет, захватывает его и может длительно удерживать. Звуки гуления приобретают напевность и мелодичность, а его «трели» звучат подолгу.

В ответ на обращение взрослого четырехмесячный малыш начинает громко смеяться, оживленно двигаться, если видит знакомое лицо.

Благодаря тому, что мы, взрослые, подкрепляем инициативу ребенка, отзываясь улыбкой и ласковыми обращениями на призывы, малыш получает возможность обмениваться положительными эмоциями, вариативно использовать все доступные ему средства (мимику, движения ручек, ножек и т. д.) для привлечения внимания взрослого. Например, для стимулирования первой мимолетной улыбки мы используем игры с малышами «Потягунушки», «Кто у нас хороший», и др. окружая малышей любовью и нежностью, мы создаем атмосферу эмоционального общения, что способствует развитию психической активности.

К 4 – 5 месяцам у малыша откладывается дифференцированное отношение к окружающим близким взрослым. Ребенок учится различать знакомых и незнакомых близких людей, эмоционально реагируя на их желание вступить с ним в общение.

Во втором полугодии жизни ребенка общение приобретает иной характер, становясь общением по поводу действий с предметами. Ребенок больше не соглашается просто обмениваться со взрослым ласками. Ему теперь нужно, чтобы мы «сотрудничали с ним в игре». Основные интересы малыша сосредоточены уже на окружающих его предметах и игрушках. Ребенок в этом возрасте с огромным удовольствием наблюдает и пытается подражать тому, как мы действуем с конкретным предметом. Например, на осваивание первых предметных действий в общении с детьми возможны игры «Сюрпризная коробочка», «Музыкальная игрушка» и др.

Ближе к возрасту одного года развитие общения выражается в желании ребенка действовать вместе с взрослым. Это желание малыш демонстрирует позами, жестами. Дети протягивают предметы, изображают желаемое действие движениями звуками, указывают на заинтересовавшую игрушку и т. п. Малышам становится очень важно отношение взрослого к их действиям, поступкам, успехам и неудачам. Положительная оценка и поддержка взрослого помогают им ощущать свою самостоятельность и активность.

Каждый раз, беря малыша на руки и разговаривая с ним, мы устанавливаем доверительную связь между ним и собой, мы помогаем малышу осознать себя полноправным партнером по общению.

Окружая маленьких детей любовью и нежностью, создавая положительную атмосферу эмоционального общения, мы стимулируем в дальнейшем познавательную активность ребенка, направленную на окружающие предметы и игрушки.

Источник