Взаимодействие доу с семьей одно из условий развития ребенка

Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий воспитания здорового ребёнка

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет высокие требования к психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы дошкольного образования. Одним из таких требований является «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников является приоритетным направлением в работе  детского сада. А с появлением ФГОС это направление стало особо актуальным. Детский сад, семья, здоровый ребёнок – три понятия, тесно связанные между собой.

Дошкольное детство – очень короткий период в жизни человека.  Формирование привычки к здоровому образу жизни – одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо – только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет ребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.

 Именно поэтому с раннего возраста необходимо приобщать ребёнка к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении.

Педагоги работают в этом направление только совместно с семьёй, так как важный субъект начального звена системы является – семья. Она создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни. Семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровье сберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.

 Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования  имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного  возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в семье, в дошкольном образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребёнка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

 Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы детей научим, они должны применять в реальной жизни.

Формирования культурно-гигиенических навыков у детей  дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья. Необходимо приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.  

В  детском саду воспитатели  приучают воспитанников  заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дают знания о здоровой пище, ориентируют детей на здоровый образ жизни. Пути решения задач: занятия, игры – занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники, беседы, чтение литературы, использование эмоционально- привлекательных форм. Обучение организовывают не только на занятиях, но и во всех режимных моментах, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.  Несомненно, главными союзниками в этой работе  должны быть родители. С первых дней знакомства с ними, воспитатели  показывают и рассказывают всё, что ждёт их детей в детском саду, обращают особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушивают их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводятся только строго с согласия родителей.

 Главное,  в первую очередь направить  работу и доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.

Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых обладает своим особым содержанием и дает ребенку определенный социальный опыт.  

В этих целях  широко используем  различные формы  сотрудничества: беседы, консультации, семинары,  родительские собрания, совместные праздники,  анкетирование. Проводим дни открытых дверей с  демонстрацией методов и приемов работы с детьми,  показываем разные виды физкультурных занятий с  детьми дошкольного возраста. Приглашаем родителей  к участию в жизни детского сада.

Читайте также:  Развитие ребенка 1год 3мес

Красочные  наглядные стенды в приемных  знакомят родителей с жизнью детского сада, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными особенностями детей.

 В уголках для родителей  помещаем информацию практической направленности, приводим интересные факты,  даём рекомендации воспитателей и специалистов. В результате такой  работы, использовании различных форм и методов общения с родителями,  повышается педагогическая грамотность родителей; повышается культура  межличностного взаимодействия детей в детском саду. Таким образом, работа в тесном  взаимодействии с родителями принесёт отрадные результаты.

Условия жизни,  нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и  полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за  счастье и здоровье детей.

Активное привлечение родителей к участию в совместном отдыхе, праздниках формирует интерес и положительное отношение дошкольников к регулярным занятиям физкультурой и спортом, прививает правила культуры поведения и межличностного общения, воспитывает бережное отношение к здоровью, желание активно заниматься физической культурой и спортом. Способствует формированию спортивных семейных традиций у детей и родителей.

Подробно хотим остановиться на проведении семейных вечеров развлечений и праздников.

Праздники проводим с активным привлечением родителей. Задача этих праздников – сформировать потребность, вызвать желание участвовать в совместной физкультурно-досуговой деятельности. Веселая атмосфера праздника передается и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.

При проведении совместных с родителями праздников дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях. При этом они ведут себя непосредственнее, чем на физкультурных занятиях, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения, более естественно использовать те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, проявлять артистизм, эстетичность в движениях, что имеет большое значение для развития личности ребенка.

Источник

Тема: «Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи».

В настоящее время российское дошкольное образование переживает важный период. Вступивший в силу закон «Об образовании в РФ»№272-ФЗ и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт «ФГОС» дошкольного образования со всех сторон четко прописал роль семьи в жизни своих детей и указал преимущественное право родителей на их обучение и воспитание. Закон об образовании в ст. 44 впервые определил ответственность, права и обязанности родителей за воспитание ребенка.

Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка неоценима. Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому  у ребёнка складываются определённые ценностные ориентиры, мировоззрение,  формируется поведение в разных сферах общественной жизни, отношение к себе. Однако, продуктивность семейного воспитания в процессе развития детей напрямую взаимосвязана с характером взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

В связи с этим возникла необходимость по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного учреждения (ДОУ) с семьей, с целью создания единого образовательного пространства «семья + детский сад».

Перед ДОУ встают новые задачи, которые предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему.

Основными задачами по работе с семьей являются:

  • Установить партнерские, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника;
  • Объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов между педагогами ДОУ и родителями;
  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципы взаимодействия ДОУ и семьи

  • Открытость детского сада для семьи: каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается их ребенок.
  • Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании ребенка: основанное на доверии и позитивных способах общения; родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей.
  • Создание активной развивающей среды: обеспечивающее единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
  • Организация работы с родителями на основе изучения общих и частных проблем: в воспитании и развитии дошкольников, а так же реальных потребностей и интересов родителей.
  • Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.
  • Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов и последовательное планирование дальнейшего сотрудничества на их основе.

Осуществление открытого и доверительного взаимодействия с родителями воспитанников  имеет ряд преимуществ:

Во-первых, отмечается положительный и эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи предложения по взаимодействию с ребёнком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материально-хозяйственных до воспитательно-образовательных).

Во-вторых, учитывается  индивидуальность ребёнка. Педагог постоянно поддерживает контакт с семьёй, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их в своей деятельности, что ведёт к повышению эффективности педагогического процесса.

В третьих, родители берут на себя ответственность за развитие ребёнка и осознают, что дошкольное учреждение является лишь помощником в деле воспитания и обучения дошкольника. В целом, появляется возможность реализации единой программы воспитания и развития детей в детском саду и семье.

Читайте также:  Центр развития ребенка перевод

Положительные результаты в воспитании и развитии  детей достигаются при умелом сочетании различных форм  и методов работы образовательного учреждения и семей дошкольников.

Формы и методы работы ДОУ с семьей:

– собеседования, диагностика, тесты, опросы на любимые темы, анкетирование;

– тематические выставки;

– консультации специалистов;

– издание тематического журнала для родителей;

– спортивные встречи и досуги;

– телефон доверия;

– конкурсы;

– семейные проекты;

– открытые занятия для просмотров родителей;

Важные моменты при организации работы:

  • Все материалы для ознакомления и изучения родителями, должны быть эстетически оформлены;
  • Содержание материалов должно регулярно обновляться, иначе родительский интерес к этой информации быстро угаснет;
  • Оформление материалов должно быть выполнено не стандартно, а так, чтобы привлечь внимание родителей: на цветной бумаге, с картинками, с рисунками, с фотографиями;
  • Тема и содержание материала должно исходить из запроса родителей.

Работа с родителями – это процесс общения с разными людьми, которые не всегда проходит гладко, а порой даже тяжело. И конечно, проблемных ситуаций и конфликтов не избежать. Конфликты между родителями из-за детей, их претензии к воспитателям по любым вопросам, жалобы педагогов на безактивность родителей, нежелание родителей прислушиваться к рекомендациям воспитателей, часто отсутствие авторитета педагогов у родителей создают проблемы в установлении контакта с семьей. Родители порой невнимательно относятся к консультации специалистов учреждения. Большинство родителей считают себя грамотными в вопросах воспитания и развития своих детей, имеют свое видение проблемы и способы их решения, не принимают во внимание опыт и образование педагогов. Поэтому с самых первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении руководитель детского сада должен поддерживать авторитет своих педагогов, постоянно подчеркивать их знания, умения, имеющий опыт, творческие способности и т.д.

Вывод.

Важным моментом в предупреждении и разрешении проблемных и конфликтных ситуаций является установление личностного контакта, как руководителя дошкольного учреждения, так и педагогов с родителями, ежедневное информирование воспитателем родителя о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.

Отсутствие информации порождает у родителей желание получить ее из других источников, например, от других родителей или от детей. Такая информация может носить искаженный характер и привести к конфликтной ситуации.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному, с применением интересных форм и методик. Проведение анкетирования, индивидуальных бесед на различные темы помогут правильно выстроить работу с родителями, сделать ее более эффективной.

Вопрос работы с семьей всегда был и остается важным в работе дошкольного учреждения. Ведь именно тесное сотрудничество с родителями, качественное интересное взаимодействие с ними, работа в тандеме дадут самые положительные результаты в плане воспитания и развития наших детей.

Источник

Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий воспитания здорового ребёнка в рамках внедрения ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет высокие требования к психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы дошкольного образования. Одним из таких требований является «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников является приоритетным направлением в работе нашего детского сада. А с появлением ФГОС это направление стало особо актуальным. Детский сад, семья, здоровый ребёнок – три понятия, тесно связанные между собой.

Вырастить здорового ребенка – нет задачи сложнее, а может и важнее для семьи и дошкольного учреждения. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в особой заботе на протяжении всей жизни человека и, особенно, в первые семь лет. Известный педагог современности Ю. Ф. Змановский писал: «Помните, что первые семь лет жизни – самое важное время в формировании физического здоровья человека. А значит, этот период нужно грамотно смоделировать, иначе впоследствии за сегодняшние просчёты придётся платить слишком дорого».

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Здоровье никому нельзя дать или подарить, его нужно сохранять и укреплять. А чтобы собственное здоровье стало ценностью для ребенка, необходимо переосмыслить работу с дошкольниками в сфере физического воспитания, организации двигательного режима, навыков самообслуживания и личной гигиены, в воспитании чувств бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии, и одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей. Проведённое в нашем детском саду анкетирование с родителями по вопросам педагогической компетентности в физическом развитии детей показывает, что только 28% родителей уверены в своих знаниях, около 22% постоянно знакомятся с рекомендациями по воспитанию детей, а 50% испытывают потребность в консультациях и рекомендациях по физическому воспитанию. Это означает, что система тесного сотрудничества с семьей является острой необходимостью. А учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараемся организовать компактной, но эффективной.

Читайте также:  Семья как институт социализации ребенка с отклонениями в развитии

Организуя взаимодействие с семьей по вопросам оздоровления детей, мы используем в детском саду следующие формы работы:

1. Наглядные уголки для родителей, стенды, папки-передвижки.

На информационных стендах в каждой возрастной группе и в холле детского сада работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления детей, такие как «Растим детей здоровыми», «Здоровье без лекарств», «Помоги ребёнку быть здоровым!», «Здоровая семья», «Здоровый позвоночник – путь к долголетию» и т.д., предлагаются комплексы для профилактики плоскостопия, нарушений опорно-двигательного аппарата, упражнения пальчиковой гимнастики, подвижные игры.

2. Консультации специалистов.

Инструктор по ФВ, инструктор ЛФК, врач ЛФК, массажист, логопед, врач, психолог, медсестра, физиомедсестра – вот широкий круг специалистов нашего детского сада, готовые в любое время проконсультировать родителей по вопросам здоровья их ребёнка. Консультация может быть как по желанию родителя, так и по инициативе специалиста. Целью консультаций является желание коллектива улучшить физическое, психическое, эмоциональное здоровье ребёнка, сделать его пребывание в детском саду максимально комфортным.

3. Анкетирование, тесты.

Этот метод позволяет нам получить информацию от родителей по вопросам физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, анализировать качество проводимой работы с родителями, узнать больше о каждом ребёнке и о его семье. В анкете родители задают вопросы, которые чаще и являются определяющими при выборе темы родительского собрания.

4. Круглый стол, кружок молодого родителя.

Использование нетрадиционных форм в работе позволяет нам в оживленной, интересной беседе с родителями обмениваться опытом оздоровления детей, общаться и получать исчерпывающие ответы от специалистов, высказывать свое мнение. Такой кружок в форме круглого стола у нас проходит раз в месяц с приглашением любого специалиста. Тему круглого стола может определить как сам специалист, так и предложить родители. В работе кружка практикуются совместные занятия детей и родителей, где мы учим правильно выполнять с детьми утреннюю, дыхательную, пальчиковую гимнастику, играть в подвижные игры, выполнять элементы закаливания и ЛФК.

5. Конкурсы стенгазет, выставки совместных рисунков, поделок.

Большой популярностью пользуются в детском саду конкурсы семейных стенгазет «Физкультурная семья!», «Выходной день в семье!», «Двигательная активность дошкольника в режиме дня», конкурсы рисунков и поделок «Физкульт-ура!» и «Сочи 2014!».

6. Совместная спортивно-игровая деятельность.

Широко вошли в практику нашего детского сада физкультурные игры-занятия «Навстречу друг другу» по методике Л.В. Поповой, в основе которой лежит технология эмоционального сближения взрослого и ребенка в совместной двигательно-игровой деятельности. Совместная деятельность направлена на развитие эмоциональной сферы, партнерских и доверительных отношений родителей и детей. У нас были проведены совместные игры-занятия «Мы за здоровый образ жизни!» и «Вместе с мамочкой моей становлюсь я здоровей!». Также активно привлекаем родителей к участию в тематических развлечениях “Осенние старты”, “Зимние забавы”, “День защитника Отечества”, “День Космонавтики”. Они участвуют с детьми в играх, танцах, эстафетах, конкурсах. Мероприятия проходят на высоком эмоциональном уровне.

7. Спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья!» и «Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!» уже стали нашей традицией. Они благотворно влияют на взаимоотношения между семьёй и коллективом сада. Дети, которые не соревнуются у нас с родителями, читают стихи о семейной физкультуре, выступают с музыкально-спортивными номерами, участвуют в разминке и подвижных играх.

8. Шашечные турниры – это новая форма работы с родителями. Дети и родители соревнуются в своих подгруппах, а результат определяется как в личном, так и в командном зачёте. Турнир расширяет интерес взрослых и детей к настольным играм и является одним из средств развития интеллектуальных способностей при подготовке детей к школе. А если участвует вся семья, то это ещё и сплачивает всех членов семьи единой целью – стремление к общей победе.

9. «День открытых дверей».

Традиционное осеннее мероприятие нашего детского сада. В этот день двери открыты для всех желающих, как родителей, так и педагогов из других садов. Воспитатели проводят экскурсии по группе и саду, игры-занятия с детьми. Родители вместе с детьми под руководством инструктора ФК могут поупражняться в утренней или оздоровительной гимнастике, на занятии по ЛФК. После сна организуем праздники совместно с родителями, например, «Семейные старты». Стараемся в этот день охватить физкультурно-оздоровительной работой всех детей, и как можно больше родителей.

10. Неделя «Здоровья». В детском саду отменяются все виды занятий, режим дня наполняется играми, развлечениями, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе. Открывается у нас неделя «Здоровья» парадом и поднятием флага, выступлением врача или сказочного героя о пользе здорового образа жизни. В течение недели проводим физкультурный праздник или досуг. Желающие родители могут принять активное участие во всех мероприятиях.

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Мы глубоко убеждены, что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться положительных результатов в оздоровлении, воспитании и обучении детей, подготовки их к школе. Причем наше взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие детского сада и семьи в воспитании здорового ребёнка.

Источник