Выжигание в развитие ребенка

Выжигание в развитие ребенка thumbnail

Пирография, или выжигание по дереву, как вид искусства появилась очень давно. Произведения, выполненные в этой технике, можно встретить у разных народов. Интересно, что и по сей день пирография живёт и развивается, а ею занимаются уже не только взрослые, но и юные художники. Выжигание для детей стало отличным способом с пользой провести досуг. Чем же оно так привлекает к себе, – об этом пойдёт речь ниже.

Выжигание в развитие ребенка

В чём состоит суть пирографии

Суть пирографии очень проста: создание графических рисунков. Другое дело, что используемые в этой технике материал и инструмент являются необычными, – это кусок фанеры вместо листа бумаги и специальный выжигатель вместо карандаша.

Сам выжигатель состоит из двух частей:

  • ✨пластмассовой ручки
  • ✨и стальной проволоки – жала на конце.

Его подключают в розетку, и жало начинает нагреваться. Проводя раскалённым жалом по поверхности дерева, можно получить тёмные следы разной интенсивности, в зависимости от времени воздействия, поскольку дерево начинает потихоньку обгорать. Нанося подобные «штрихи» согласно художественному эскизу или просто авторской задумке, можно получить настоящее графическое изображение, причём, как плоскостное, так и объёмное.

⚠️Выжигание по дереву для детей привлекательно тем, что представляет собой возможность заняться любимым рисованием, но при этом выполнить работу необычным образом.

Выжигание в развитие ребенка

С какого возраста детям можно заниматься пирографией

Пирография – специфическое занятие, требующее от юного художника полного понимания протекания процесса «рисования» по дереву, а также усидчивости, внимательности и, конечно же, хорошего развития мелкой моторики и, как следствие, уверенного владения пишущими инструментами.

Поэтому первые занятия по выжиганию взрослому нужно обязательно провести вместе с ребёнком, чтобы убедиться, что он справляется со всем творческим процессом самостоятельно. Разумеется, следует объяснить и правила техники безопасности при работе с выжигателем, чтобы юный художник не обжёгся сам и не оставлял нагретый инструмент на столе, – держать его нужно либо в руках, либо в специальной подставке.

⚠️Что касается конкретного возраста детей, то многие специалисты сходятся во мнении, что художники до 9 лет должны посещать занятия по выжиганию обязательно вместе со взрослыми, а те, кто немного постарше могут заниматься пирографией самостоятельно, после предварительного обучения и инструктажа, и под постоянным контролем педагога-взрослого.

Выжигание в развитие ребенка

Что нужно для работы

Для того чтобы погрузиться в процесс выжигания по дереву, нужно приобрести всего 2 вещи:

  • ⚡️непосредственно выжигатель
  • ⚡️и любую деревянную заготовку (обычно кусок фанеры),
  • ⚡️а также подготовить исходный рисунок.

⚠️Пару десятков лет назад выжигатели приходилось покупать отдельно, как и подыскивать подходящую деревянную основу для рисунка. Сегодня же подготовиться к занятиям творчеством стало намного проще: во многих магазинах можно приобрести уже готовые наборы для выжигания по дереву для детей.

Они укомплектованы сразу всем необходимым, и покупателю остаётся только выбрать понравившийся. Это очень удобно, да и позволяет выбрать набор в зависимости от уровня его сложности и навыков, имеющихся у ребёнка.

Выжигание в развитие ребенка

Правила выжигания по дереву

Процесс выжигания по дереву имеет свои нюансы, которые обязательно нужно объяснить ребёнку ещё в самом начале работы, чтобы процесс обучения и создания картин был лёгким и интересным.

  • ⚜️Во-первых, давить на фанеру жалом выжигателя не стоит, – при разной интенсивности нажатия следы на поверхности дерева будут оставаться примерно одинаковыми. Зато существует большая вероятность погнуть или испортить жало. Хитрость работы заключается не в силе нажатия, а во времени. Чем дольше удерживать жало на поверхности, тем глубже останется след.
  • ⚜️Во-вторых, в процессе выжигания деревянную основу можно поворачивать в разные стороны, как лист бумаги, чтобы линии получались красивыми и ровными. Сам процесс выжигания очень схож с привычным всем рисованием карандашами, и поэтому и приёмы здесь используются те же самые. Единственным отличием можно назвать лишь то, что удалить неудачные «штрихи» с поверхности дерева крайне затруднительно.
  • ⚜️Отсюда правило №3: выжигание рисунка нужно сразу выполнять максимально старательно и аккуратно, и тогда результат непременно порадует.
  • ⚜️В-четвёртых, работая с выжигателем, нужно обязательно соблюдать правила элементарной техники безопасности, а также поддерживать своё рабочее место в идеальном порядке.
  • ⚜️В-пятых, работать следует в хорошо проветриваемом помещении, чтобы дым от обгорающего дерева не наполнял комнату. Также следует выжигать, периодически делая перерывы – на небольшую гимнастику и отдых для глаз и ума, чтобы избежать переутомления или «замыливания» (потери критической ясности) художественного взгляда на свою работу.

В остальном же следует полностью следовать инструкции, которая всегда входит в любой набор для выжигания по дереву, а также слушать взрослого, находящегося рядом (родитель, педагог).

Выжигание в развитие ребенка

Что можно выжечь на дереве

Картинка для выжигания по дереву для детей может быть практически любой, – переводной из магазина товаров для творчества, распечатанной раскраской из Интернета, нарисованной просто от руки в качестве предварительного эскиза, – одним словом, настоящий простор для творчества и фантазии.

Выжигание в развитие ребенка

⚠️Что касается тематики изображений, то они, конечно, должны быть близки и понятны детям в соответствии с их возрастом. Только в этом случае работа будет для них интересной, и они смогут довести её до конца.

Выжигание в развитие ребенка

И ещё важный момент: размер картинки для выжигания должен полностью соответствовать навыкам и умениям юного художника. Не стоит выбирать слишком большие изображения, – в процессе работы над ними ребёнок может устать или просто охладеть к такой работе. Да и слишком маленькие тоже не годятся, – с ними можно справиться за очень короткое время, так и не сумев насладиться творческим процессом, и уже тем более, потрудиться, приложить усилия или хоть чуть-чуть развиться как художник. Важно подыскивать так называемую «золотую середину». Но это, конечно, приходит с опытом, и будет зависеть ещё и от того, насколько часто ребёнок занимается пирографией и каких успехов уже достиг.

Выжигание в развитие ребенка

Польза выжигания по дереву

Польза выжигания по дереву для детей уже давно доказана разными специалистами и педагогами. Этот вид творческой деятельности помогает:

  • ✅развивать и совершенствовать мелкую моторику рук,
  • ✅учит видеть объём и образ в картинке,
  • ✅способствует развитию творческого анализа и планирования (когда по эскизу ребёнок сразу учится «видеть», как именно он будет выжигать картинку по дереву, – направление штрихов, интенсивность воздействия инструментом и т.д.),
  • ✅также во время занятий пирографией развиваются усидчивость и концентрация внимания.

Всё это самым лучшим образом отражается на успехах ребёнка и в обычной повседневной жизни, и на уроках в школе.

Выжигание в развитие ребенка

Нельзя не упомянуть и о том, что маленький художник развивается как гармоническая творческая личность. Создавая красоту своими руками, он учится видеть её и вокруг себя, в работах других людей, учится уважать и беречь чужой труд и творчество. Поэтому заниматься выжиганием по дереву в детском возрасте можно и нужно.

Источник

Maia. Майя. Bakulina. Бакулина.
Урок-знакомство «Пирография-выжигание по дереву «Рисуем огнём!»

Урок знакомство: Пирография – выжигание по дереву «Рисуем огнём!»

Знаете, что такое пирография? В переводе с древнегреческого это красивое таинственное слово означает «огненные письмена»!

Выжигание по дереву или пирография — художественное ремесло, которое берет начало со времен Древнего Египта. Кроме древних египтян, пирография также пользовалась популярностью у африканских племенных общин. Сегодня выжигание по дереву успешно практикуется как вид декоративно-прикладного искусства и техника в художественной графике.

Кусочек толстого стекла

Я спрячу в ящике стола

И буду лета ждать

А летом буду на доске

Я буквы выжигать

Поймаю им пучок лучей

Их вместе соберу

И маме солнечный ’’Привет! ’’

Лучами напишу.

Получит мамочка моя

Приветик теплый мой

И скажет ’’Я люблю тебя,

Сыночек мой родной! ’’

И если буду далеко

Я через много лет,

На кухне досточка моя

Опять шепнет:” Привет…”

Выжигание — это очень хорошее и интересное занятие, к сожалению, сейчас почти забытое. Может быть, оно возродится.

Если спички детям не игрушки, то выжигание по дереву для детей с 5-7 лет – занятие потрясающе увлекательное и вполне допустимое, конечно, вместе со взрослыми.

Выжигание по дереву как способ развития детского творчества способствует развитию у ребенка внимательности, аккуратности и усидчивости. Данный вид деятельности предоставляет огромные возможности для развития творческого воображения и творческого (дивергентного) мышления, раскрытия способностей и творческого потенциала ребенка. Существенным является тот факт, что для выжигания вовсе не обязательно уметь рисовать, вполне достаточно копирования узоров и рисунков.

Легкость использования прибора для выжигания тем не менее не освобождает нас от соблюдения правил техники безопасности. Надо научить ребенка данным правилам с самого начала, так как от этого зависит его здоровье. Постарайтесь, чтобы в процессе работы ребенок был в поле Вашего зрения. Не следует вмешиваться в творческий процесс, но убедиться в том, что ребенок осознает значимость правил безопасного поведения крайне важно. Исключите наличие жидкостей и мокрых предметов на рабочем месте малыша. Не забывайте хорошо проветривать помещение, чтобы не скапливался запах гари и не раздражал легкие ребенка.

Включать электровыжигатель в сеть только с разрешения воспитателя.

Не следует наклоняться близко к месту выжигания.

Не оставлять прибор включённым в сеть.

Оберегайте руки и одежду от прикосновения пера.

Цель:

Научить детей технологии и приёмам выжигания по дереву.

Познакомить с устройством и принципом работы выжигательного аппарата, с правилами безопасности при работе с выжигательным аппаратом.

Расширить у детей запас знаний и умений по художественной обработке изделий из дерева.

Задачи:

1. Развитие творческого мышления, воспитание эстетического восприятия окружающего мира. Воспитать способность доводить начатое дело до конца, усидчивость, аккуратность, трудолюбие.

2. Развивать собственное мышление и сообразительность, умение применять свои знания на практике.

3. Развить творческие способности.

Нам с детьми для получения «шедевра» понадобилась прибор выжигатель,2 фанерки с ровной, поверхностью (сейчас в продаже есть специальные дощечки с нанесенным рисунком).

Цветные карандаши для раскраски. Эскиз рисунка

Рисунок мы перевели из раскраски на поверхность фанерки и 30 минут времени на работу.

Вот наши шедевры:

Урок-знакомство «Пирография-выжигание по дереву «Рисуем огнём!»Выжигание в развитие ребенкаВыжигание в развитие ребенка

Физминутка:

Мы старались, выжигали,

А теперь все дружно встали,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (вращение головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Затем пальчики сожмем,

Снова выжигать начнем.

Выжигание по дереву для детей – очень интересное хобби: представьте, как здорово будет дарить всем родным и друзьям самодельные подарки, изготовленные в технике пирографии! Бабушке – кухонную дощечку с рисунком, маме на 8 Марта — шкатулку для украшений, — сестричке – красивый рисунок, папе на 23 февраля – мощную открытку с кораблём или самолётом – куда там бумажным открыткам! Здорово, правда? Так что попробуйте и творите вместе с Вашими детьми! Это принесет огромную пользу для их развития и доставит немалое удовольствие. Впечатления, полученные от совместного, творчества сохранятся в памяти на всю жизнь и сделают Ваши отношения с ребенком близкими и дружескими. Успехов вам уважаемые Коллеги!

Источник

Âûæèãàíèå ïî äåðåâó

Ñàìîå ïåðâîå, ÷òî âñïîìíèò ëþáîé âçðîñëûé èëè ðåáåíîê, êîãäà-ëèáî çàíèìàâøèéñÿ âûæèãàíèåì ïî äåðåâó – ýòî çàïàõ!!! Àðîìàòíûé è äóðìàíÿùèé, îí ñðàçó ïåðåíåñåò ïî÷òè êàæäîãî âçðîñëîãî â åãî äåòñòâî, êîãäà ñèäèøü íàä äîùå÷êîé, ñæàâ â ðóêå íàãðåòóþ ðó÷êó âûæèãàòåëüíîãî ïðèáîðà.

Îí ñàìûé îáû÷íûé, ÷òî íàçûâàåòñÿ, «ñîâåòñêèé» – ñ ðàñêàëåííûì äîêðàñíà ïðîâîëî÷íûì êîí÷èêîì. Ïðèêàñàåøüñÿ ëåãîíüêî ê äîñòî÷êå è ñðàçó æå ïîÿâëÿåòñÿ ëåãêèé äûìîê, íàäàâèøü ÷óòü ïîñèëüíåå, è ñ ëåãêèì øèïåíèåì ðàñêàëåííîå æàëî âïèâàåòñÿ â äðåâåñèíó.

Îñîáåííî öåíèëè ýòî çàíÿòèå ìàëü÷èøêè. Ýòî âåäü íå êàêîå-òî òàì ðèñîâàíèå òîíåíüêîé êèñòî÷êîé, à íàñòîÿùåå «ìóæñêîå» èñêóññòâî, äàæå â ÷åì-òî îïàñíîå – îáæå÷üñÿ ìîæíî òàê, ÷òî ìàëî íå ïîêàæåòñÿ.

Ìíå, íàïðèìåð, äîëãîå âðåìÿ íå ðàçðåøàëè ïîëüçîâàòüñÿ ýòèì ïðèáîðîì, òàê ÷òî îñòàâàëîñü òîëüêî, çàòàèâ äûõàíèå, íàáëþäàòü, êàê ðàáîòàë èì ñòàðøèé áðàò. Òåì ÿð÷å áûëè ìîè ñîáñòâåííûå îùóùåíèÿ, êîãäà ðîäèòåëè ðàçðåøèëè ïîïðîáîâàòü ÷òî-òî ñäåëàòü ñ åãî ïîìîùüþ ñàìîé.

Âûæèãàòåëüíûé ïðèáîð

Ïîïóëÿðíåå ïîäàðêà íà 8 Ìàðòà ìàìå îò ñûíà áûëî íå íàéòè – ìàëü÷èêè ñ ïîõâàëüíûì òðóäîëþáèåì íåóòîìèìî âûæèãàëè ðàçäåëî÷íûå äîñêè: îò ïðîñòûõ, ñ êðåñòèêàìè ïî ïåðèìåòðó, äî øåäåâðî⠖ áåëî÷êà â êðàñèâîé ðàìêå è ïîçäðàâèòåëüíàÿ íàäïèñü âíèçó.

Ê ñëîâó, âûæèãàëè è ïðîñòî ôàíåðêè – íàïðèìåð, øèêîì ñ÷èòàëîñü «âûæå÷ü» êàëåíäàðü íà âåñü ãîä, óêðàñèâ íåïðåìåííûì «Ìàìå â Äåíü Ðîæäåíèÿ!» èëè «Ñ 8 Ìàðòà!»  îáùåì, âûæèãàíèå, äåéñòâèòåëüíî áûëî åùå î÷åíü ïîïóëÿðíûì êàêèõ-òî 20 ëåò íàçàä, à ñåé÷àñ åãî ñëåãà âûòåñíèëè âñåâîçìîæíûå âèäû äåòñêîãî òâîð÷åñòâà, òðåáóþùèå ïîä÷àñ ìåíüøèõ çàòðàò âðåìåíè, à òàêæå áîëåå ïðîñòûõ èíñòðóìåíòîâ è ìàòåðèàëîâ.

Êàê áû òî íè áûëî, âåðíóòü ñâîèì äåòÿì ýòîò çàìå÷àòåëüíûé âèä ïðèêëàäíîãî èñêóññòâà âïîëíå ïî ñèëàì ëþáîìó ðîäèòåëþ, ïðè÷åì ïëþñîâ â ýòîì öåëûõ äâà – ðåáåíîê ïîçíàêîìèòñÿ, à, ìîæåò áûòü, è ïîëþáèò âûæèãàíèå, à ïàïà èëè ìàìà ïîëó÷àò âîçìîæíîñòü âåðíóòüñÿ â ñâîå ñîáñòâåííîå äåòñòâî, ïóñòü è íåíàäîëãî.

Íó, òåïåðü âñïîìíèì, êàê ìû âûæèãàëè ðàíüøå. Äîñòàåì ïðèáîð, âòûêàåì âèëêó â ðîçåòêó è ïîäêðó÷èâàåì ðåãóëÿòîð ñèëû íàãðåâà äî ìàêñèìóìà, è, ïî÷óâñòâîâàâ çàïàõ äûìà, ïîñïåøíî ïåðåêëàäûâàåì èíñòðóìåíò òàê, ÷òîáû åãî æàëî íå êàñàëîñü ïîëèðîâàííîé ïîâåðõíîñòè ñòîëà, ãäå óæå è òàê åñòü â íàëè÷èè ïÿòü ÿìîê îò ïðîøëûõ îïûòîâ ïî âûæèãàíèþ.

Ñòîë, óêðàøåííûé â òåõíèêå âûæèãàíèÿ

Íó âîò, òåïåðü ìîæíî è ïîâûæèãàòü. Íå çíàþ, êàê âû, à ÿ âûæèãàëà âñå. Íà ñïåöèàëüíóþ äîùå÷êó, êîòîðóþ ìíå ïðèíåñ ïàïà, ó ìåíÿ íå õâàòèëî íè òåðïåíèÿ, íè ìàñòåðñòâà, çàòî «óêðàñèòü» êâàðòèðó, ÿ ðåøèëà, ìíå âïîëíå ïî ñèëàì. ß ñäåëàëà ñèìïàòè÷íûå è èçÿùíûå (íà ìîé äåòñêèé âçãëÿä) îðíàìåíòû íà áîëüøèíñòâå äåðåâÿííûõ ïðåäìåòîâ â êâàðòèðå.

Òàáóðåòêè ïîêðûëèñü íåçàòåéëèâûì óçîðîì èç ìàëåíüêèõ ïîëóêðóæèé (âñïîìèíàåòå, âåäü ó «ñîâåòñêîãî» âûæèãàòåëÿ æàëî â âèäå ïðîâîëî÷íîé ïåòåëüêè), äâåðè è äàæå êîñÿêè, íå ãîâîðÿ óæ î øêàô÷èêàõ è êíèæíûõ ïîëî÷êàõ, ïðèîáðåëè ñëåäû ìîåé áóðíîé òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè. Ê ñîæàëåíèþ, íàäîëãî ìåíÿ íå õâàòèëî, òàê ÷òî íå äóìàéòå, áóäòî ÿ èçîáðàçèëà âåçäå çàêîí÷åííûå óçîðû – ìåñòàìè âîîáùå áûëè ïðîñòî îáóãëèâøèåñÿ îòâåðñòèÿ è ÿìêè. Íå ïîùàäèëà ÿ è ïîëèýòèëåíîâûå ïàêåòû, ðàññóäèâ, ÷òî ñ ïîìîùüþ ïðèáîð÷èêà ñìîãó ñêëåèòü êó÷ó ìàëåíüêèõ ïàêåòèêîâ äëÿ ìåëî÷åé. Ïîíÿòíî, ÷òî ïîñëå òîãî, êàê ÿ âûñëóøàëà âåñüìà æåñòêèå êîììåíòàðèè ðîäèòåëåé îòíîñèòåëüíî ìîèõ òâîð÷åñêèõ è óìñòâåííûõ ñïîñîáíîñòåé, âûæèãàòü ìíå áîëüøå íå õîòåëîñü. Äóìàþ, ÷òî óäåëè îíè ìîåìó êðàòêîâðåìåííîìó óâëå÷åíèþ ÷óòü áîëüøå âðåìåíè è âíèìàíèÿ, è ÿ íåïðåìåííî ïîðàäîâàëà áû ìàìó êëàññè÷åñêîé ðàçóêðàøåííîé äîñêîé äëÿ ðåçêè õëåáà.

Ñîâðåìåííûé âûæèãàòåëüíûé ïðèáîð ñ íàñàäêàìè

Åñëè íå õîòèòå, ÷òîáû âàøè äåòè ïîâòîðèëè ìîé íå î÷åíü óäà÷íûé òâîð÷åñêèé ïóòü âûæèãàíèÿ ïî äåðåâó, îáåçîïàñüòå ñâîé äîì, ñåáÿ è, ãëàâíîå, ðåáåíêà – ÷åòêî è ÿñíî îáúÿñíèòå åìó ïðèíöèï ðàáîòû ïðèáîðà, ÷òîáû áûëî ïîíÿòíî – ðàñêàëåííûé êîí÷èê èíñòðóìåíòà òðåáóåò àêêóðàòíîãî îáðàùåíèÿ.

Ðåáåíîê, ïðîíèêøèñü ýòèì, áóäåò ñ ïðåóâåëè÷åííîé îñòîðîæíîñòüþ îðóäîâàòü ïðèáîðîì, áëàãîäàðÿ ÷åìó áûñòðî ðàçîâüåò íàâûêè òî÷íîé ðàáîòû ðóêàìè, íàó÷èòñÿ àêêóðàòíîñòè è ñòàíåò áîëåå âíèìàòåëüíûì. Ñîâðåìåííûå âûæèãàòåëüíûå èíñòðóìåíòû, â îòëè÷èå îò ñîâåòñêèõ îáðàçöîâ, ãîðàçäî áîëåå óäîáíû â îáðàùåíèè. Êðîìå òîãî, ÷òî îíè èìåþò ìíîãî÷èñëåííûå ñìåííûå íàêîíå÷íèêè ñàìûõ ðàçíûõ ôîðì è ðàçìåðîâ, ê íèì òàêæå ÷àñòî ïðèëàãàåòñÿ óäîáíàÿ ïîäñòàâêà. Ïîëüçóÿñü åþ, ìîæíî íå áîÿòüñÿ çà öåëîñòü, êàê ñòîëà, òàê è ðóê.

Äëÿ òîãî, ÷òîáû çàèíòåðåñîâàòü ðåáåíêà, ïðåäëîæèòå äëÿ íà÷àëà íå ïîëíîñòüþ âûïîëíèòü èçîáðàæåíèå íà äîñêå âûæèãàòåëåì, à ñîâìåñòíî ðàñêðàñüòå ðèñóíîê êðàñêàìè, âûïîëíèâ ïðèáîðîì ëèøü íåêîòîðûå äåòàëè, íàïðèìåð, êîíòóðû. Ìîæíî òàêæå èñïîëüçîâàòü äåðåâÿííûå ïðåäìåòû îáèõîäà, íàïðèìåð, óêðàñüòå ðó÷êè ìàìèíîé ñêàëêè íåñëîæíûì îðíàìåíòîì – äëÿ ýòîãî ñíà÷àëà íàíåñèòå òîíêèå ëèíèè ðèñóíêà ïðîñòûì êàðàíäàøîì, à ïîòîì, íå òîðîïÿñü, – âûæèãàòåëüíûì ïðèáîðîì. Âûïîëíÿÿ òàêèå íåáîëüøèå çàäàíèÿ, ðåáåíîê íå ñìîæåò ñèëüíî óòîìèòüñÿ, à ðåçóëüòàòîì îñòàíåòñÿ äîâîëåí.

Óêðàøåíèå âûæèãàíèåì

Íàòðåíèðîâàâøèñü, ìîæíî ïåðåõîäèòü ê çàäàíèÿì ïîñëîæíåå. Äëÿ ýòîãî ëó÷øå âñåãî ïðèîáðåñòè çàãîòîâêó äëÿ âûæèãàíèÿ. Ðàáîòàòü íàä íåé ðåáåíîê ìîæåò óæå ñàìîñòîÿòåëüíî, íî ïåðåä íà÷àëîì, íàñòðîéòå ìàëûøà, ÷òî ýòó êàðòèíêó îí äåëàåò, íàïðèìåð, â ïîäàðîê íà áàáóøêèí Äåíü Ðîæäåíèÿ (â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ òàêàÿ ìîòèâàöèÿ ïîìîæåò äîëãîå âðåìÿ ñîõðàíèòü èíòåðåñ ê ðàáîòå).

Çàêîí÷èâ ñâîþ ïåðâóþ íàñòîÿùóþ ðàáîòó, ðåáåíîê óæå ñòàíåò îïûòíûì «âûæèãàëüùèêîì» è çàõî÷åò ðàçíîîáðàçèÿ êàðòèíîê – åìó áóäåò èíòåðåñíî èçîáðàçèòü ëþáèìîãî ãåðîÿ ñêàçêè èëè ñâîþ ñîáàêó. Äëÿ òàêîé ñïåöèôè÷íîé êàðòèíêè ìîæíî çàãîòîâèòü ìàêåò äëÿ âûæèãàíèÿ ñàìîñòîÿòåëüíî.

Ðàñïå÷àòàéòå íà ñòðóéíîì ïðèíòåðå êîíòóðû áóäóùåãî èçîáðàæåíèÿ, íàìî÷èòå ëèñò è ïðèëîæèòå åãî ñòîðîíîé ñ ðèñóíêîì ê äåðåâÿííîé çàãîòîâêå. Òùàòåëüíî è îñòîðîæíî ïðîãëàäèâ ëèñò, ïîëó÷èòå èäåíòè÷íîå èçîáðàæåíèå íà äîùå÷êå, îñòàíåòñÿ ïðîäóáëèðîâàòü åãî âûæèãàòåëüíûì ïðèáîðîì.

Äàæå åñëè óâëå÷åíèå âàøåãî âçðîñëåþùåãî ÷àäà âûæèãàíèåì íå ïåðåéäåò â íå÷òî áîëüøåå, îíî, íåñîìíåííî, ïîëîæèòåëüíî ñêàæåòñÿ íà åãî îáùåì ðàçâèòèè, íà òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòÿõ è ïðàêòè÷åñêèõ íàâûêàõ.

Àâòîð ñòàòüè: Äàðüÿ Êóçíåöîâà

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 35»

                                                                                           УТВЕРЖДАЮ

Рассмотрено на заседании

педагогического  совета №_

от «__» ___________ 20__ г.

Заведующий  МАДОУ №35

__________ /Лесникова Т.Н.      

 Рабочая программа дополнительного образования

«Выжигание по дереву»

(художественно – эстетическое развитие»)

Возраст детей: 5-7 лет

Срок реализации программы – 8 месяцев

                                                                                  Составитель:

старший воспитатель

высшей

квалификационной категории

Кочейшвили Н.В.

г.о.  Электросталь 2017 г

Оглавление

Пояснительная записка …………………………………………………………………………….3

Актуальность рабочей программы дополнительного образования..……………………………3

Цель рабочей программы дополнительного образования… ……………………………………..3

Задачи рабочей программы дополнительного образования………………………………………3

Образовательный процесс………………………………………………………………………….3

Учебный  план ………………………………………………………………………………………4

Тематическое планирование……………………………………………………………………….4

Прогнозируемые результаты ……………………………………………………………………….7

Мониторинг ………………………………………………………………………………………………………….8

Список литературы…………………………………………………………………………………8

Пояснительная записка

        Образовательная программа «Выжигание» является модифицированной, созданной  для реализации в МАДОУ № 35. Разработана на основе программы Куруленко Т.Ю.         Книги Стефан Пул «Выжигание по дереву» Москва: «АСТ-ПРЕСС», 2006 г.

По своей направленности образовательная программа «Выжигание» относится к художественно-эстетическому направлению, имеет срок реализации – 4 месяца, возраст  воспитанников  5-6 лет.

   Помимо того, что выжигание очень доступное, интересное и творческое занятие, оно очень полезно для развития в ребенке внимательности, аккуратности. Способствует  развитию мелкой моторики пальцев. Выжигание по дереву, как и другие настольные игры, развивает усидчивость.

Выжигать можно на любой деревянной поверхности – доске, фанере, ложке, рамке для фотографий, шкатулке. Результат зависит как от вида прибора, так и от древесины. Лучше всего использовать лиственные породы деревьев, без ярко выраженных годичных колец. Например, липу, осину, клен, ольху.

  Вначале на заготовку наносят рисунок карандашом, затем приступают к выжиганию. Готовую работу можно покрыть бесцветным лаком.

  С помощью пирографии можно сделать как простой узор, так и сложнейшую картину, портрет или неповторимый пейзаж.

      Актуальность: технические умения, навыки нужны всегда и  во все времена. Но сейчас все меньше и меньше уделяют внимание данному виду деятельности. А это помимо технических навыков и умений, развивает фантазию, мышление, творческие способности, эстетический вкус, внимание, то есть все психологические процессы, которые способствуют развитию ребенка, осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду.

Доказано, что создание художественных изделий положительно влияют на психику, помогая переключаться на другой вид деятельности, что способствует снижению утомляемости и нервного напряжения.

   Занятия по «Выжиганию» открывают для детей широкий простор для творчества, способствует развитию сенсомоторики, согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, точности выполнения действий.

Новизна программы  «Выжигание» заключается в том, что помимо обучению основам изобразительной грамоты и формированию художественных знаний она позволяет усложнять и разнообразить деятельность детей.

     Цель: развитие творческой самостоятельности, фантазии, умения использовать имеющиеся знания и опыт в практической деятельности.

 Задачи:

  • ознакомление со способами деятельности –  выжигание по дереву
  • овладение основами, умениями  техники выжигания
  • соблюдение правил и требований техники безопасности
  • развитие интереса к изучению  искусства выжигания
  • формирование способности к самостоятельной работе с

     выжигательным прибором.

Образовательный процесс

         Поставленная цель и задачи реализуются через работу с детьми по следующим направлениям: рисунок и выжигание по дереву. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать воспитаннику более ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Основные образовательные  технологии, используемые на занятиях:  технология сотрудничества, игровая технология.

    В конце темы проводится итоговое занятие, где предусматривается возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством товарищей, оценить художественный труд. 

    Занятия включают в себя теоретическую и практическую части.

Методы обучения:

  • словесные: рассказ, беседа, объяснение
  • наглядные: иллюстрации, демонстрации
  • практические: практические занятия
  • репродуктивные: повторение, конструирование
  • эвристический: продумывание будущей работы

   На начальном этапе обучения каждый приём выжигания осваивается отдельно при помощи небольших по объёму работ или выполнения заданий по образцу.  После освоения детьми простейших приёмов работы, задания  усложняются, предлагается самостоятельно выполнить эскизный рисунок, составить узор в круге, квадрате, на полосе, перевести эскиз на фанеру.         

Для более полной реализации программы в ходе занятия проводится индивидуальная работа с каждым ребёнком, отмечаются его успехи, неудачи и возможности их исправления.

Для проверки знаний и умений воспитанников используется мониторинг результатов  деятельности детей в виде итоговой  выставки работ.

Учебный план

Количество тем

Время одного занятия

Учебное время

40

25 мин

16ч. 40 мин.

Тематическое планирование

старшая группа

Месяц

Программное содержание

Всего занятий

Количество часов

октябрь

Вводное

  1. Беседа «Выжигание по дереву – составная часть декоративно-прикладного искусства»
  2. Демонстрация готовых изделий
  3. Знакомство с выжигательным аппаратом

1

1

1

25 мин

25 мин

25 мин

Прибор для выжигания

  1. 1.Правила пользования выжигательным прибором.

2. Инсценировка «Ток – вещь полезная, но не безопасная»

3.Электробезопасность при работе.

4.Пробная работа. Контурное выжигание на материале по образцу.

1

1

1

1

 25мин

25 мин

25 мин

25мин

Виды способов выжигания

  1. Беседа «Виды древесины. Материал для выжигания»
  2. Подготовка материала к работе.
  3. Контурное выжигание рисунка способом непрерывной линии на доске с готовым рисунком.

Художественное оформление работ

  1. Беседа «Особенности росписи по дереву»

Раскрашивание работы.

1

1

1

1

25мин

25 мин

25 мин

25мин

ноябрь

Выжигание непрерывной линией на тему

«Дары осени»

(листья, грибы, ягоды, овощи, фрукты)

  1. Беседа по теме.
  2. Выбор рисунка.
  3. Перенос рисунка на доску.
  4. Выжигание рисунка способом непрерывной линии.
  5. Раскрашивание работы.

1

1

1

1

1

25мин

25 мин

25 мин

25мин

25мин

декабрь

Выжигание непрерывной линией на тему

«Новый год»

(новогодние украшения, Дед Мороз, Снегурочка и т.д.)

  1. Беседа по теме.
  2. Выбор рисунка.
  3. Перенос рисунка на доску.
  4. Выжигание рисунка способом непрерывной линии.
  5. Раскрашивание работы.

1

1

1

1

1

25мин

25 мин

25 мин

25мин

25мин

январь

Выжигание точечным способом на тему

«Животные»

  1. Беседа по теме.
  2. Выбор рисунка.
  3. Перенос рисунка на доску.
  4. Выжигание рисунка точечным способом.
  5. Раскрашивание работы.

1

1

1

1

1

25мин

25 мин

25 мин

25мин

25мин

февраль

Выжигание одним из изученных способов на тему «Защитники отечества»

  1. Беседа по теме.
  2. Выбор рисунка.
  3. Перенос рисунка на доску.
  4. Выжигание рисунка одним из изученных способов.
  5. Раскрашивание работы.

1

1

1

1

1

25мин

25 мин

25 мин

25мин

25мин

март

Выжигание одним из изученных способов на тему «Цветы для мамы»

  1. Беседа по теме.
  2. Выбор рисунка.
  3. Перенос рисунка на доску.
  4. Выжигание рисунка одним из изученных способов.
  5. Раскрашивание работы.

1

1

1

1

1

25мин

25 мин

25 мин

25мин

25мин

апрель

Свободное творчество

  1. Выбор рисунка.
  2. Перенос рисунка на доску.
  3. Выжигание рисунка одним из изученных способов.
  4. Раскрашивание работы.

1

1

1

1

25мин

25 мин

25 мин

25мин

Итого:

40

16 ч. 40 мин

Учебный план

Количество тем

Время одного занятия

Учебное время

33

30 мин

16ч. 30 мин

Тематическое планирование

подготовительная группа

Месяц

Программное содержание

Всего занятий

Количество часов

октябрь

Введение

  1. Повторение изученного
  2. Техника безопасности
  3. Выбор рисунка.
  4. Выжигание рисунка любым изученным в старшей группе способом.
  5. Раскрашивание работы

1

1

1

1

1

30 мин

30мин

30 мин

30мин

30 мин

ноябрь

Выжигание на деревянной основе разной формы (круг, квадрат, ромб и др.)

  1. Беседа «Орнамент».
  2. Дидактическая игра «Выложи орнамент»
  3. Перенос орнамента на доску.
  4. Выжигание орнамента контурным способом.
  5. Раскрашивание работы.

1

1

1

1

      1

30 мин

30мин

30 мин

30 мин

       30 мин

декабрь

Разработка изделий на тему

«Новый год»

  1. Беседа по теме.
  2. Разработка сюжета.
  3. Перенос рисунка на доску.
  4. Выжигание рисунка точечным способом с использованием фоновых штриховок.
  5. Раскрашивание работы.

1

1

1

1

1

30 мин

30мин

30 мин

30 мин

30 мин

январь

Силуэтный способ выжигания на тему

«Герои сказок»

  1. Беседа по теме.
  2. Выбор рисунка.
  3. Перенос рисунка на доску.
  4. Выжигание рисунка силуэтным способом.
  5. Раскрашивание работы.

1

1

1

1

       1

30 мин

30мин

30 мин

30мин

30 мин

февраль

Выжигание готовых изделий

(разделочные доски, подставки под горячее и др.)

  1. Беседа по теме.
  2. Выбор рисунка.
  3. Перенос рисунка на доску.
  4. Выжигание рисунка одним из изученных способов.
  5. Раскрашивание работы.

1

1

1

1

1

30 мин

30мин

30 мин

30 мин

      30 мин

март

Свободное творчество

  1. Выбор рисунка.
  2. Перенос рисунка на доску.
  3. Выжигание рисунка одним из изученных способов.
  4. Раскрашивание работы.

              1

1

1

1

30 мин

30мин

30 мин

30 мин

апрель

Выполнение работы для конкурса

  1. Выбор рисунка.
  2. Перенос рисунка на доску.
  3. Выжигание рисунка одним из изученных способов.
  4. Раскрашивание работы.

1

1

1

1

30мин

30мин

30 мин

30 мин

Итого:

33

16ч. 30 мин

Ожидаемый результат.

1.Приобретение технических знаний и умений при изготовлении поделок с помощью техники выжигания по дереву.

2.Расширение  знаний о данном виде искусства.

3. Овладение элементарными техническими навыками и умениями.

Формы подведения итогов реализации

дополнительной образовательной программы.

  1. Выставки детского творчества
  2. Участие детей в районных, областных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.

Методы оценки эффективности проекта

  1. Проведение педагогической диагностики, включающая в себя исследование технического творчества воспитанников.
  2. Заинтересованность дошкольников технологией “художественного выжигания по дереву”, участие и заинтересованность родителей в совместной с детьми  творческой деятельности

Фамилия, имя ребенка

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Участие в выставках

Виды выжигания

Техника безопасности

Владение выжигательным оборудованием

Творческие проявления

Аккуратность в работе

Самостоятельность в работе

1

2

Критерии

Высокий уровень – отлично справляется с заданием, усвоены основные теоретические знания, технические навыки и умения. Работает ровно, без напряжения, хорошо развита фантазия, умело управляется с инструментами. Ярко выражается индивидуальность.

Средний уровень – усвоены теоретические знания, в практических индивидуальных занятиях несколько теряется, испытывает психологические трудности в коллективе. Проявляет творческий подход к обучению. Требуется дополнительная помощь педагога.

Низкий уровень – освоение ключевых понятий носит формальный, не систематизирован