Высокий потенциал развития ребенка
Ближе к 2-3 годам малыши начинают активно познавать окружающий мир, проявляя интерес к созиданию и творчеству. Наверняка, многие замечали, что дети этого возраста уже пытаются демонстрировать родителям свои навыки.
Например, пробуют петь, пританцовывают, увлеченно рисуют, лепят из пластилина, а некоторые даже сочиняют свои собственные истории, в которых присутствуют сказочные персонажи.
Это идеальный момент, чтобы понаблюдать за малышом и определить, что ему нравится больше всего. А также сформировать его интерес, чтобы он трансформировался в более глубокое увлечение.
Как же помочь малышу проявить свои таланты?
Прежде всего, детские психологи советуют не мешать ребенку. То есть дать ему возможность проявляться самостоятельно, не навязывая собственные интересы.
Задача родителей — дать шанс ребенку раскрыть индивидуальность и личный потенциал, помогая осознать разнообразие творческой сферы и окружающего мира.
Каждый раз предлагайте ребенку новое занятие. Например, давай сегодня порисуем карандашами, а в следующий раз дайте освоить рисунок красками или фломастерами.
Дайте попробовать поработать с пластилином или тестом, а потом откройте для него мир картин из кинетического песка.
Приучая любовь к музыке, не стоит делать акцент на чем-то одном, даже если вы сами очень любите классику.
Подарите крохе радость выбора, пусть он сам решит, какую музыку он хочет слушать.
Позвольте ему для начала освоить детские музыкальные инструменты, к примеру, ксилофон, пианино, синтезатор, гитару, барабан, мультиплеер, маракасы и т. д. Чтобы он понял, что ему нравится больше.
Вдруг окажется так, что он очень любит не играть на инструментах, а петь.
Я певец!
Аналогично действуйте относительно физического развития. Ведь спортивных секций очень много.
Разумеется, многие родители предпочитают выбирать за ребенка, отдавая его с малолетства на хоккей, гимнастику, плавание и прочие олимпийские виды спорта.
Я балерина!
Однако практика показывает, что чемпионами и музыкантами становятся единицы, а вырастая, дети часто с ужасом вспоминают ненавистные занятия «под палкой».
Как развить воображение
Самое лучшее для ребенка — это сделать любое его занятие максимально интересным и веселым.
Дети очень быстро устают, если заставлять их долго концентрироваться на чем-то одном.
Допустим, малыш слепил забавного человечка. Чтобы он отдохнул и понял, насколько разносторонней может быть игра, предложите ему соорудить домик из конструктора, заселив его пластилиновыми персонажами.
Попросите малыша нарисовать собственную картину, на которой он сам что-то делает.
Малыши очень любят играть в кого-то: докторов, учителей, поваров, профессий так много, что придумать интересную игру не составит труда.
Развитие воображения поможет ребенку выйти за привычные рамки и научит фантазировать.
Важно показать крохе, что придуманный им мир может быть безграничным.
Даже обычную прогулку со стандартной песочницей и качелями можно превратить в интересную ролевую игру.
Просто предложите ребенку самому придумать сценарий и вы удивитесь, какие гениальные идеи могут возникнуть в этой маленькой головке.
Разумеется, как можно чаще общайтесь с малышом. Пусть не только ребенок просит что-то объяснить ему, но и сами станьте на время «почемучкой».
Попробуйте задавать вопросы, ответ на которые он может только придумать.
Реакция родителей на творчество чада
Для ребенка очень важна оценка, полученная от родителей. Искренне хвалите его творчество, радуйтесь вместе с ним его успехам.
Даже если у малыша совсем что-то не получается, подскажите, как можно сделать это лучше или иначе.
Например, домику неправильной формы можно дорисовать мордочку, а вместо крыши пририсовать шляпу. Увидев, как корявое сооружение превратилось в забавный персонаж, ребенок получит урок и вдохновение на новые творения.
Главное, чтобы малыш видел ваш энтузиазм и заразился вашими позитивными эмоциями. Это станет для него лучшей мотивацией для дальнейшего творчества.
Поощряйте малыша, разместив его работы на стене или отдельной полочке. Старайтесь хвалить его при других, показывая его творения.
Не удивляйтесь, если ребенку вдруг стало скучно заниматься тем, что раньше очень нравилось.
Это нормально, ведь малыш развивается, а значит, его интересы могут постоянно меняться.
Ваша задача только в том, чтобы дать ребенку пространство и возможность для самостоятельного выбора и открытых проявлений его талантов. Остальное он сделает сам.
Важная информация для будущих мам! Если ваш подъезд не обустроен пандусом для детских колясок, как это сделать смотрите здесь — ОТКИДНОЙ ПАНДУС.
Пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал! Только ваш искренний интерес является стимулом к дальнейшему творчеству. Всех благ и процветания!
Источник
Часто трудно ассоциировать одаренность с какими-либо трудностями, потому что в сознании многих у умного ребенка нет проблем. Тем не менее доказанный факт, что профиль одаренности или высокого потенциала может иметь поведенческие, эмоциональные и психологические особенности. Чтобы лучше понять такого ребенка поговорим о его особенностях.
Обычно это ребенок, которому трудно управлять своими эмоциями. Он может быть крайне эмоциональным и проявлять сильную тревожность. Также возможна низкая или нестабильная самооценка, хотя, казалось бы, все должно быть, как раз наоборот, но все же нередко у таких детей имеет место негативное оценивание себя. Кроме того, достаточно часто подобные ребята очень болезненно реагируют на критику, им не нравится, когда их упрекают. При этом сами могут проявлять провоцирующее поведение, стремясь выходить за определенные рамки, не соблюдать установленные правила. И часто у этих деток довольно тонкое чувство юмора.
Что касается развития когнитивных навыков, то большая часть детей с высоким потенциалом учатся чтению еще до 6 лет. Они учатся читать почти в одиночку и скорее всего сохранят любовь к чтению на протяжении многих лет. Мышление у них часто системное, аналитическое, в связи с чем они не ищут легких путей, и нуждаются в постоянной «зарядке для ума».
Если говорить об обучении, то здесь нужно отметить, что конечно же любой ребенок по-своему уникален и поэтому если какой-то метод работает для одного ребенка, это не означает, что он будет также работать и для другого. Но независимо от профиля ребенка, все они нуждаются в терпеливом доброжелательном сопровождении.
Важно понимать, что образ ребенка с одаренностью, не всегда соответствует действительности. Например, если ребенок постоянно опаздывает в школу (несмотря на то, что он очень хорошо учится), то ему просто на просто скучно, он не хочет соблюдать инструкции, и прилагать усилия для того, чтобы изменить ситуацию. Часто такие ребята ощущают постоянное недопонимание со стороны окружающих его взрослых и от этого очень страдают. Ведь от них часто ожидают исключительно достижений, игнорируя при этом их желания и особенности. То есть вопрос неоправданных ожиданий со стороны родителей в подобных ситуациях встает достаточно часто и остро.
Так как же родителям вести себя с одаренным ребенком? Определим некоторые важные моменты.
Учите его отдыхать и расслабляться. Талантливые ребята могут быть очень требовательными к себе. Они не могут посидеть спокойно и постоянно делают то, что у них и так хорошо получается, стараясь сделать это еще лучше. А это в свою очередь приводит к перенапряжению и тревожности. Лучший отдых тут – прогулка на свежем воздухе. Расскажите чаду и покажите на своем примере, что иногда замечательно просто «повалять дурака».
Помогите найти увлечение. У талантливых деток, на удивление много тревог и разных комплексов. Они знают, что отличаются от других, и иногда им трудно влиться в коллектив сверстников. Можно предложить ему вести личный дневник, или заняться каким-то хобби, чтобы таким образом самовыражаться и выплескивать эмоции. Хорошо если родители смогут помочь найти любимое занятие.
Научите собранности. Одаренность – не является по умолчанию и гарантией дисциплинированности. Может быть и совершенно наоборот. Тут как всегда на помощь приходит терпение и систематичность в деятельности. Строгое расписание, понятные объяснения, режим труда и отдыха, конкретные сроки выполнения задач – это все также необходимо талантливым деткам.
В заключении, говоря об обучении и воспитании детей (любых!) хочется вспомнить об эксперименте одного профессора, когда группа детей прошла псевдо-тест на выявление «гениальных способностей». Учителям просто назвали случайный список фамилий детей с якобы «выявленным скрытым гением» и далее два года наблюдали за результатами. Так вот, надо ли говорить, что внимательное отношение, поддержка и вера учителей привела к тому, что дети показали наилучшие результаты!
Автор: Марина Каракчиева
Читайте также статьи автора:
Что дали 2 года на семейном образовании. Подводим промежуточные итоги.
Психология ребёнка. Когда пора обратиться за помощью?
Как научить ребёнка постоять за себя
Мотивация «домашнего ученика» — есть ли решение?
Опубликовано ЦСО “Хочу Учиться” школьная аттестация онлайн
Спасибо за ваши “Спасибо”. Подписывайтесь на канал.
Ставьте ???? и будьте в курсе семейного обучения.
Источник
Что же такое потенциал? Почему его нужно развивать? Из-за чего потухает потенциал? Что нужно делать для его развития? Разберемся по порядку ????
Что же такое потенциал?
Потенциал — это совокупность имеющихся возможностей и способов для достижения результата. Когда говорят, что у ребенка высокий потенциал, то имеют ввиду некую хваткость, способность, проницательность и целеустремленность. Если коротко, то это возможности и способности ребенка.
Пусть так выглядит потенциал
Почему его нужно развивать?
Каждый из нас множество раз в жизни слышал, что порой троечники добиваются бόльших высот, чем отличники. Это не формула успеха, но такое случается. Дело как раз таки в потенциале, в способности подстраиваться под ситуацию, привлекать дополнительные ресурсы, добиваться нужного результата, совершать много попыток и не сдаваться. Хорошо, когда у способных детей есть толковые наставники в роли родителей, которые смогут развить сильные качества, и подтянуть слабые стороны, чтобы минимизировать уязвимости.
Необходимо позволять детям ошибаться и делать выводы, фантазировать и принимать собственные решения. Хотите видеть Вашего ребенка бодрым, смелым и активным? Дайте ребенку возможность разобраться, как устроен мир вокруг и по каким он работает.
Важно объяснить ребенку, что далеко не всегда в жизни бывает один единственный правильный ответ или путь решения
Из-за чего потухает потенциал?
Родители с высоты собственного опыта часто учат детей уже готовым выводам и подсовывают свои решения. Для ребенка это совершенно непонятно! Сталкивались с подобным?
“Сначала борщ, потом конфеты”, “Никакого планшета пока не сделаешь домашнюю работу”, “Новые игрушки получишь после того, как поиграешь со всеми этими”, “Мы приехали на дачу воздухом подышать, а ты в доме сидишь” и так далее… Сможете привести примеры из своей жизни? С уверенностью отвечу, что может привести каждый!
Ребенок начинает выстраивать в голове конструкции поведения и накапливать опыт: Вот это хочется, но сейчас почему-то нельзя, почему потом, какая разница? Не получу то, если не сделаю этого. Я этого вообще не хотел и не просил, мы ведь так не договаривались? Если сделаю вот это, то меня похвалят, но я не хочу этого делать. Ребенок реально начинает путаться что можно, что нельзя, как поступать хорошо, а как плохо. Другими словами, правила игры какие-то непонятные и более того, бесконечные и меняющиеся (ребенок сам не может оценить поблажки на возраст).
Чем больше у ребенка таких примеров становится в жизни, тем меньше он начинает понимать чего же хотеть, и делает правильные логические выводы: чем меньше делаешь, тем меньше допускаешь ошибок. Логично?
Нерешительность – очень опасное человеческое качество
Что нужно делать для его развития?
Разрешите ребенку хотеть! И помогайте – мы, взрослые, должны обеспечить безопасность и создавать благоприятные условия для развития потенциала наших детей. Предложить еще варианты, подыграть – самая лучшая тактика в которой все стороны выигрывают!
Развивать творческий потенциал не такая уж простая задача, как кажется на первый взгляд. Зачастую дети противятся творчеству из-за внутренних страхов (барьеров). Страх что не получится, страх допустить ошибку, боязнь что у кого-то получится лучше и еще множество вариантов. В таком случае требуется очень тонкая и кропотливая работа, нужен большой запас терпения и высокий уровень самообладания =))
Хвалить за успехи, кстати, нужно еще уметь!!) А об этом следующий Дзен.
Обратная сила похвалы доказана нейробиологами
Источник
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
С самого раннего возраста любой ребенок начинает учиться быть собой и стремится к одобрению окружающих. И от этого и зависит: сможет ли он дальше развиваться и реализует ли он свой потенциал?
Само слово «потенциал» подразумевает под собой нечто заложенное в человеке изначально. Поэтому, его не нужно создавать, но его развитие, во многом, зависит от взрослых людей: смогут ли они разглядеть те, или иные способности в ребенке, отнесутся ли они с пониманием к тому, что подарено ему природой.
Рассмотрение личности с точки зрения ее основных подструктур как потенциалов началось с работ М.С. Кагана [1]. Он предложил рассматривать личность как персонифицированную деятельность и описывать ее пятью потенциалами: гносеологическим, аксиологическим, творческим, коммуникативным и художественным потенциалами личности [1].
На основании проведенного анализа исследований, связанных с изучением разных сторон личности как потенциалов, мы выработали следующее определение личностного потенциала ребенка.
Личностный потенциал ребенка понимается нами как система свойств, составляющих основу личностного развития и обеспечивающих соответствующий уровень достижений в различных видах деятельности, в первую очередь, в учебной деятельности. Личностный потенциал ребенка складывается из следующих основных компонентов, каждый из которых, в свою очередь, может быть системно рассмотрен как потенциал.
Первый компонент личностного потенциала ребенка – интеллектуальный потенциал – определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность и которая складывается из знаний о внешнем мире. Ее получение зависит от природного ума, образованности и практического опыта. С этим потенциалом связана познавательная деятельность человека.
Следующий компонент личностного потенциала ребенка – коммуникативный потенциал представляет собой систему свойств, умений и способностей, обеспечивающих ребенку успешность общения, понимания и взаимопонимания с другими людьми, способности к овладению коммуникативными качествами, умениями и навыками общения.
Третий компонент личностного потенциала ребенка – творческий компонент – определяется умениями, навыками и способностями к созидательному и продуктивному действию, творчеству. Предоставляет ребенку возможность творить, созидать, действовать в любой ситуации нестандартно, оригинально.
Четвертый компонент личностного потенциала ребенка – эмоционально-волевой потенциал включает систему эмоций, чувств, эмоциональных состояний, эмоциональных и волевых качеств. Развитие эмоционально-волевой регуляции связано с формированием мотивационно-смысловой сферы, мировоззрения и убеждений человека, а также способности к волевым усилиям.
Пятый компонент личностного потенциала ребенка – мотивационно-ценностный потенциалвключает систему целей, ценностей и ценностных ориентаций, социально-психологических установок личности. «Мотивационно-ценностный потенциал является важнейшим компонентом личностного потенциала, наиболее тесно связан с нравственным потенциалом и составляет единый ценностно-нравственный компонент структуры личности» [4, с.115].
Раскрытие личностного потенциала – можно смело назвать одной из целей в жизни каждого человека. И педагогам, и родителям важно знать психологические условия и факторы развития личностного потенциала ребенка.
На ранних стадиях отногенеза (новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст) существует три основных фактора, которые могут помочь раскрыть ребенку свое маленькое «я»: привязанность, принятие своей беспомощности и зрелость [2]. Данная версия принадлежит Гордону Ньюфелду – человеку, который занимался клинической психологией и психологией развития, отцу пятерых детей. Он посвятил свою жизнь общению с детьми, и своим опытом делится, продолжая разрабатывать различные курсы для преподавателей и родителей. В своей теории привязанности Г.Ньюфелд доказывает, что ребенок нуждается во внимании взрослого человека без которого, развитие потенциала будет практически невозможной задачей. Г.Ньюфелд выделил шесть ступеней психологической зависимости, последовательно сменяющих и взаимодополняющих друг друга в раннем и дошкольном возрасте: привязанность через ощущения новорождённого, желание походить на родителей у годовалого ребенка, чувство принадлежности и преданности у трёхлетнего ребенка, желание собственной значимости в четыре года, эмоциональная близость на пятом году жизни и стремление быть познанным в шесть лет. По мнению автора, психологическая близость с родителями поможет ребёнку стать независимой и яркой личностью [3] .
Второй пункт концепции Г.Ньюфелда указывает на то, что каждый человек может быть уязвим. И это ощущение заставляет нас обороняться все больше и больше от неприятных ситуаций или источников боли. Поэтому необходимо не дать закрыться ребенку в себе. Ведь недоверие к миру не дадут ему развиваться и шагать вперед в будущем. Кроме того, сильная броня не дает человеку познавать свое внутреннее «я».
Третий фактор, как ни странно, не зависит от взрослого человека напрямую. Как бы кто ни старался, но невозможно создать искусственного, иными словами, запрограммированного, идеального человека, в которого можно было бы заложить все свои пожелания и мысли. Любой ребенок должен совершать свои собственные ошибки [2]. И не всегда его действия будут нравиться его воспитателям и учителям, но зато это будут его шаги во взрослую жизнь. Только так он может стать зрелой личностью. Задача же взрослого человека, состоит в том, чтобы обеспечить ребенка заботой, уютом поддержкой, а также не дать ему замкнуться в себе. Из этого следует, что третий фактор – является основным, и именно из него вытекают предыдущие два.
Как мы уже выяснили, ребенку необходима помощь в развитии своего личностного потенциала. И если на ранних стадиях развития эту помощь могут и должны оказывать родители, то в школьном возрасте – это задача педагогов. Как пишет Г.В. Сорокоумова, особая ответственность за развитие личностного потенциала ребенка возлагается на педагога, например, «творческая личность педагога является решающим условием развития творческих потенциалов учащихся» [4, с.5].
К примеру, иностранный язык вполне может внести свой вклад в развитие личностного потенциала ребенка. В данном случае, реализация личностных процессов может осуществляться на практике.
На уроках по иностранному языку, ученик может расширить свой кругозор, изучая новую литературу, а также развить свое мышление и память. Иностранный язык – это некое «окно» в мир для детей, это средство для пополнения знаний во всех областях жизни. Это углубление знаний в таких предметах, как география, история, музыка, обществоведение, литература, изобразительное искусство и т.д. Соответственно, развивается – интеллектуальный и мотивационный потенциалы личности. Узнавая что-то новое, ребенок сопереживает – развивается эмоциональный потенциал. Общаясь на родном и иностранном языке – ребенок учится понимать и взаимодействовать с другими людьми, развивает качества, умения и навыки общения – развивается коммуникативный потенциал. Выполняя творческие задания, ребенок развивает творческий потенциал и т.д.
И поэтому, можно смело сказать, что иностранный язык, как учебный предмет, наиболее успешно справляется с задачей развития личностного потенциала ребенка.
Список литературы:
Каган, М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М., 1974.
Gordon Neufeld. Hold On to Your Kids. Random House LLC., 2006. С. 320. ISBN 978-0-375-76028-0.
- Теория шести уровней привязанности Гордона Ньюфелда https://detki-pogodki.ru/teoriya-shesti-urovnej-privyazannosti-gordona-nyufelda.html
Сорокоумова Г.В. Изучение личностного потенциала педагогов: учебное пособие по курсу «Психология личности». Н. Новгород: НФ УРАО, 2010. 280 с.
Источник