Выявление проблемы в развитии ребенка
«Раннее выявление проблем в развитии ребенка:
взаимодействие ДОУ и семьи»
Существенным признаком качества современного дошкольного образования является налаживание взаимодействия с семьями воспитанников, включение родителей в учебно-воспитательный процесс не только как равноправных, но и равноответственных партнеров, формирование у них чувства понимания важности и необходимости их роли в жизни ребенка. Это и послужило разработать систему взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах раннего выявления проблем в развитии каждого ребенка.
В основу системы работы положена практическая помощь семьям, работу, которой можно разделить на три блока:
- Просвещение родителей в плане психологического развития. (Работа «Школы молодых родителей», «Работа с трудными семьями», взаимодействие с ПМПК.)
Обратив внимание на речевое развитие детей раннего возраста своевременно, можно добиться решения более половины проблем в развитии ребенка в будущем.
Ранний возраст является уникальным и стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Именно поэтому в работе с родителями детей раннего возраста используем блок «Школа молодого родителя» с целью ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи молодым семьям. (табл. 1)
Таблица1
План работы «Школы молодого родителя»
«Адаптация ребенка в детском саду» | Психологический тренинг | октябрь |
«Этика и эстетика семейного быта» | Круглый стол (решение педагогических ситуаций) | ноябрь |
«Семейный кодекс-документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и гражданского законодательства» | Консультация | декабрь |
«Учим детей правильно говорить» | Консультация | январь |
«Легко ли быть папой?» | Круглый стол | февраль |
«Особенности организации питания детей раннего возраста в ДОУ» | Консультация | февраль |
«Если ребенок капризничает» | Консультация | март |
«Виды социальной помощи семьям» | Консультация | апрель |
«Воспитание самостоятельности и КГН у детей» | Консультация | май |
Работа с «Трудными семьями» проводится для решения следующих задач:
1. Проведение профилактических мероприятий, направленных на своевременное выявление неблагополучных условий, в которых живет и воспитывается дошкольник.
2. Совместно с правоохранительными органами и общественными организациями устранять неблагоприятные условия пребывания ребенка в отрицательной среде обитания.
3. Осуществлять контроль за жизнью и воспитанием ребенка в неблагоприятной семье, давать конкретные советы по улучшению условий воспитания. (табл.2)
Таблица 2
План работы с «Трудными семьями»
Выявление неблагополучных семей в дошкольном учреждении, выяснить причину неблагополучия. | сентябрь, октябрь |
Посещение семей воспитателями, медиками, педагогом-психологом, заведующей, старшими воспитателем. | в течение года |
Наблюдение за семьями, выявление психического напряжения и невротических тенденций | в течение года |
Приглашение родителей на совместные мероприятия в дошкольном учреждении. | в течение года |
Оформление папок-передвижек: «Воспитание в неполной семье», «Нравственный климат в семье», «О единстве требований к ребенку», «Воспитание детей в духе патриотизма» | декабрь, февраль, апрель |
Беседа с родителями на тему: «Права и обязанности родителей по воспитанию детей», «Влияние внутрисемейных отношений на детей», «Почему ребенок становится «трудным» | в течение года |
Приглашение по необходимости в детский сад юриста, врача-психоневролога, инспектора по делам несовершеннолетних. | в течение года |
Тренинг семейных взаимоотношений «Вместе с мамой» | систематически |
Распространение положительного семейного опыта воспитания детей | в течение года |
Диагностика детско-родительских отношений (автор Вагерстелина) | систематически |
Тесное взаимодействие осуществляется с центром диагностики и консультирования.
ПМПконсилиум образовательного учреждения:
- выявляет детей с проблемами в развитии;
- оказывает педагогическую помощь;
- направляет детей в следующих случаях: при возникновении трудностей диагностики; в спорных и конфликтных ситуациях; при отсутствии в данном образовательном учреждении условий для оказания необходимой специализи-рованной психолого-медико-педагогической помощи;
- информирует ПМПК соответствующего уровня о количестве детей в образовательном учреждении, нуждающихся в специализированной психолого-медико-педагогической помощи; о характере отклонений в развитии детей, получающих специализированную психолого-медико-педагогическую помощь в рамках данного учреждения: об эффективности рекомендаций ПМПК.
- Внутригрупповое общение детей (эффективность взаимодействия в межличностной деятельности).
Этот блок представлен в нашем ДОУ организацией работы «Адаптационной группы «Топотушки», «Центра консультативной поддержки» при работе с неорганизованными детьми.
«Адаптационная группа «Топотушки» (от 1, 6 до 3 лет)
Программа педагогов разработана на основе следующих технологий: Пятница Т.В. «Система коррекционного воздействия при моторной алалии», Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», использована программа Е. Железновой и С. Железнова «Музыка с мамой».
Цель: установление эмоционально – положительного контакта взрослого с ребенком, формирование у детей мотивации к общению между собой, создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности. Группу посещают дети, не посещающие ДОУ.
Работа с неорганизованными детьми и родителями в условиях ДОУ
Организуя работу консультационного пункта, мы привлекли к активной деятельности всех педагогов и специалистов детского сада: заведующего, воспитателей, учителей-логопедов, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинскую сестру. Практический опыт работы показывает, дети, не посещающие детский сад часто не умеют находить общий язык со сверстниками и незнакомыми взрослыми, а это, несомненно, сказывается на развитии ребенка. (табл. 3)
Цель: приобщать родителей к процессу развития ребенка путем организации содержательного общения с ними в условиях детского сада.
Задачи:
- Формировать навыки общения детей со сверстниками и взрослыми;
- Адекватно оценивать уровень развития своего ребенка;
- Вовлекать родителей в жизнь детского сада.
Таблица 3
План работы с неорганизованными детьми
Выявление и составление списков неорганизованных детей | 1 квартал |
Встречи родителей с администрацией Учреждения (индивидуальные и родительские собрания) | в течение года |
Организация работы персонального сайта учреждения для консультирования родителей специалистами ДОУ · старшего воспитателя · учителя-логопеда · педагога – психолога · музыкального руководителя · инструктора по физической культуре | в течение года |
Выпуск наглядно – информационных материалов · памятки, · буклеты, · газеты, · презентации | в течение года |
Организация работы в условиях ДОУ · День открытых дверей · Организация НОД с детьми · Семейный клуб «Будь здоров» · Консультирование родителей специалистами МБДОУ | в течение года |
- Индивидуальная работа представлена организацией работы «Мини-центра», кружка «Азбука общения»
«Мини-центр»
Цель: индивидуальная коррекция звукопроизношения ребенка, способствовать адаптации ребенка в социуме через общее речевое развитие, сформировать предпосылки для овладения правильным произношением звуков родного языка через развитие фонематического слуха, постановку речевого дыхания, развитие подвижности органов артикуляции.
Кружок «Азбука общения»
Программа педагога разработана на основе программы С. С. Бычкова «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников», В.А. Петровского «Учимся общаться с ребёнком».
Цель: Обучение умению слушать и слышать собеседника. Побуждать к осмыслению своих поступков и поступков другого ребенка. Учить гибко использовать мимику, пантомимику и голос в общении. Развивать способность делиться своими переживаниями.
Таким образом, система сотрудничества педагогов и родителей в ДОУ складывается из следующих компонентов:
- Организация системного обучения родителей воспитанию детей и навыкам жизни в семье.
- Сочетание различных форм работы с семьёй.
- Разработка инструктажей и рекомендаций по вопросам воспитания детей через оформление специальных стендов для родителей.
- Оказание педагогической помощи, поддержки родителям через разнообразные формы и методы взаимодействия.
- Накопление знаний и навыков по выполнению родительских функций по воспитанию детей.
- Развитие умения правильного поведения в определенных ситуациях с пользой для всей семьи.
- Эмоциональная поддержка родителей, обмен опытом в воспитании детей.
Педагоги регулярно проводят социологический анализ контингента семей воспитанников и их родителей, что помогает установлению согласованности действий, единства требований к детям, организации разных видов детской деятельности.
Источник
РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ
относится к периодам новорожденности, младенчества и раннего детства, то есть к возрасту от рождения до 3 лет. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное формирование и созревание основных морфологических структур мозга, что обуславливает сензитивность психики в плане развития ряда важнейших психологических функций и особенную ее чувствительность к внешнему воздействию.
В то же время адаптационные механизмы организма ребенка еще слабы и неустойчивы, поэтому многие биологические вредности, например, детские инфекции или черепно-мозговые травмы, могут вызывать серьезные отклонения в общем и психическом развитии. В раннем возрасте необходим особый подход к диагностике развития и наибольшее значение имеет медицинская диагностика с целью выявления повреждений сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата, ЦПС. Важно, что проявление отклонений в развитии, не связанные с сенсорными дефектами, нельзя оценивать однозначно: как и неврологические симптомы они мало специфичны, мало дифференцированы и могут входить в различные симптомокомплексы. Именно поэтому в раннем возрасте значительно затруднена дифферентациальная диагностика недоразвития речи, легкой степени умственной отсталости и задержки психологического развития. Психолого-педагогическая симптоматика этих отклонений в раннем возрасте пока разработана недостаточно.
В комплексную диагностику развития в раннем возрасте входят прежде всего показатели нервно-психологического развития. Диагностику развития детей 1-го года жизни проводят ежемесячно, что связано с гетерохропностью и быстрым темпом развития на этом этапе. Внутри каждого возрастного периода выделяются ведущие линии развития, и именно их характеристика диагностируется прежде всего. На каждом этапе имеются три уровня развития: то, что развивается сейчас, то есть ведущие; то, что развивалось раньше и создавало предпосылки для развития, а сегодня закрепляется, например, соответственно хватательные движения и манипулирование; то, что сейчас только появляется, а развитие получит позже, то есть предпосылки будущего, более сложного. Диагностика проводится по показателям, соответствующим возрасту, если они отсутствуют, проверяют показатели предыдущего возрастного периода. В результате выделяется фактический уровень развития по каждой линии. Особенно важно увидеть отставание в первые три месяца жизни, так как они с большой точностью прогнозируют задержку форм правления функций к 12 месяцам и даже в дошкольном возрасте. На протяжении всего детства важно знать, по какой линии наблюдается наибольшая глубина отставания или наибольшее опережение, что является прогнозом на отдаленное будущее.Одним из важных показателей интеллектуального развития на первом году жизни является обучаемость.
Показатели эффективности обучения – в том, что ребенок первого полугодия жизни может сначала воспринимать и воспроизводить, затем воспринимать, запоминать и воспроизводить, а в последней четверти 1-го года – воспринимать, запоминать, понимать и воспринимать.
В психодиагностике умственного развития Стребелева предлагает учитывать параметры поведения и деятельности ребенка в процессе выполнения им диагностических заданий, имеющих в основе предметно-манипулятивные действия вспомогающих определенные виды помощи. Методика разработана для детей второго-третьего года жизни и показывает реальные достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения. Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей раннего возраста предлагается принятие считать задания, способы его выполнения, обучаемость в процессе обследования, отношение результата к своей деятельности. Принятие задачи – это согласие ребенка выполнить предложенное задание. При этом ребенок может проявлять интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым. Способы выполнения задания : самостоятельное выполнение, выполнение при помощи взрослого (то есть возможно диагностическое обучение), самостоятельно после обучения. Адекватность действий определяют их соответствие условиям данного задания, диктуемым характером материала и требованиями инструкции. Наиболее примитивные способы – действие силой или хаотичное, выполнение во всех случаях означает значительное нарушение умственное нарушение ребенка. Обучаемость обучается только в пределах заданий, рекомендуемых для детей данного возраста. В процессе обследования ребенку предлагается следующие виды помощи: выполнение действий по подражанию с использованием жестов, с речевой инструкцией. На уровне элементарного подражания ребенок может усвоить от взрослого способ выполнения, действуя одновременно с ним. Количество показа способов не должно превышать больше трех, а речь взрослого должна служить указателем цели данного задания и оценивать результативность действия ребенка. Обучаемость, то есть переход от неадекватных действий к адекватным, свидетельствуют о потенциальных возможностях ребенка. Отсутствие обучаемости в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта или с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Отношение деятельности и ее результату для нормально развивающихся детей характеризуется заинтересованностью и эмоциональными реакциями. При нарушениях интеллектуального развития, как правило, имеется безразличное отношение и к деятельности и к результату.
Программа позволяет решать следующие задачи: Оценить уровень психофизического развития ребенка, учитывая индивидуальные сроки созревания отдельных функциональных систем; Оценить влияние факторов медицинского и социального риска на развитие ребенка; прогнозировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка.
Программа состоит из трех блоков:
Социальный блок представлен в виде социального паспорта семьи, в котором определяется ее социальный статус – социально-бытовой, социально-средовой, социально-экономический;
Медицинский блок представлен в виде таблицы с заключениями врачей разных специальностей и базируется на общих принципах медицинской диагностики с учетом этнологии, структуры ведущего нарушения, а также специфика осложняющих его расстройств;
Психолого-педагогический блок содержит набор диагностических таблиц для обследования детей и нацелен на диагностику реального уровня развития ребенка.
Тема: «Ранняя диагностика детей с отклонениями в развитии»
На современном этапе особое значение и актуальность приобретает проблема ранней диагностики из – за наметившейся тенденции роста числа детей с отклонениями в развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении.
По данным статистики, в Российской Федерации число детей с проблемами в развитии среди новорождённых составляет 74%, из них детей с нервно – психическими нарушениями 67%. Отмечается определённая динамика: стремительно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3-х лет (35,5% от общего числа детей с нарушениями в психофизическом развитии). Система раннего выявления и ранней специальной помощи призвана оказывать психолого-педагогическую поддержку детям с отклонениями в развитии, их родителям и специалистам. Ее функционирование в масштабах всей страны обеспечит каждой семье возможность своевременной, а именно ранней медико-психолого-педагогической диагностики развития ребенка, определения его специальных психологических и образовательных потребностей, создаст условия для эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребенка с первых дней жизни.
Группа американских учёных проводила исследования с годовалыми детьми, которые не откликаются на своё имя. Учёные предполагают, что пониженная способность детей реагировать на своё имя – это поведенческая реакция детей, которым впоследствии ставят диагноз «аутизм». А официальный диагноз ставится в 3 – 4 года. Существует ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева, Н.Н. и др.), представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста.
Работая учителем – дефектологом, я использую в своей работе методики обследования А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой для детей с нарушением интеллекта старшего и младшего возраста, содержащие задания на исследование уровня развития внимания, восприятия, мышления, речи. Например, при выполнении задания «Разбор и складывание пирамидки» ребёнком 3-4 лет выявляется возможность моделирования с учётом величины, наличие и характер соотносящих действий, ведущая рука, согласованность действий обеих рук. А при выполнении ребёнком старшего возраста задания «Составление рассказа по сюжетной картинке» выявляется уровень развития монологической речи, словарный запас.
В заключении хочется отметить, что наличие ранней, комплексной помощи ребенку позволяет эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии, « сгладить » имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.
Литература
1. Проект «Программа создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии» Министерство образования РФ
2. «Проблема дифференциальной диагностики детей с отклонениями в развитии» Фатихова Л. Ф. «Психология и педагогика: методы и проблемы практического применения» Под общей редакцией С.С.Чернова.
3. «Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция» Мастюкова Е. М. Москва, просвещение, 1992
4. «Дошкольная олигофренопедагогика» А. А. Катаева, Е. А. Стребелева, Москва, «Владос», 1998.
5. «Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития», Дефектология, 1995
6. «Психологические проблемы диагностики аномального развития детей», Москва, 1989.
7. «Настольная книга педагога – дефектолога» Ростов – на – Дону», Феникс, 2005.
8. «Изучаем, обучая» С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева, Москва, 2002.
Источник