Выготский стадии культурного развития ребенка
Определение 1
Культура – это понятие, которое включает в себя обширное количество значений из разнообразных областей человеческой жизнедеятельности.
Определение 2
Культурное развитие детей — это неотъемлемая часть воспитания и развития ребенка.
Значимость культурного развития ребенка
Особую роль в развитии ребенка играют окружающие его взрослые. Именно от них зависит успешность культурного воспитания и развития ребенка. Одним из главных методов культурного воспитания является собственный пример родителей или воспитателя. Это связано с тем, что ребенок не владеет навыками культурного поведения в обществе, он не способен дать культурную оценку своим поступкам и поведению. Основным ориентиром для него является поведение и поступки взрослого. Взаимодействуя с окружающими взрослыми, ребенок осваивает культурные формы общения и манеры поведения, принятые в социуме. Данное освоение происходит не одномоментно, а последовательно и постепенно.
Замечание 1
Одним из условий культурного развития ребенка является наличие постоянного общения со взрослыми, благодаря чему он расширяет свой кругозор и знания.
Таким образом, на ранних стадиях онтогенеза, главную роль в культурном развитии ребенка является общение с окружающими его взрослыми. Поэтому очень важно уделять ребенку должное внимание, формировать у него необходимую основу для культурных знаний, умений и навыков.
В период дошкольного детства ребенок копирует поведение своих родителей и сверстников. Это необходимо для его полноценного развития и усвоения разнообразных образов и норм поведения. В случае, если в семье царит благоприятная и культурная атмосфера, в которой у ребенка будет правильно и последовательно осуществляться культурное развитие.
Помимо собственного примера, следует использовать и иные методы и средства, которые можно применять не только по отдельности, но и в совокупности. Так, одним из наиболее эффективных методов является труд.
Труд играет особую значимость в формировании личности ребенка и его культурном развитии. Благодаря труду у ребенка формируются важные нравственнее качества и уважительное отношение к людям.
Значимость труда в культурном воспитании ребенка обусловлена тем, что именно он развивает целенаправленность в выполнении поставленных целей и задач, а также способствует повышению уровня любознательности и росту волевых усилий.
Если ребенка не научить вести себя в общественных местах, а также не воспитать уважение к другим людьми, сдержанности, то уже в подростковом возрасте все это невозможно будет исправить. Поэтому на плечи родителей и педагогов возлагается задача, как можно раньше начинать воспитывать ребенка и заниматься его культурным развитием.
Культура поведения детей в быту включает в себя:
- чистоплотность (чистые руки, лицо и т.д.);
- опрятная одежда;
- самообслуживание (аккуратно убранная за собой одежда, заправленная постель, уборка за собой игрушек, посуды после еды и т.д.).
Со временем этот список становится все больше и у ребенка формируются полностью культурные навыки, которые ему пригодятся в дальнейшем.
Если начинать заниматься ребенком с раннего возраста, то уже к 5-ти годам он сможет:
- ухаживать самостоятельно за своей одеждой и обувью;
- аккуратно развешивать свою одежду и ставить обувь;
- беречь книги, игрушки и вещи;
- убирать за собой игрушки после игр;
- быть вежливым со старшими и своими сверстниками;
- активно и умело пользоваться столовыми приборами.
Основные стадии культурного развития ребенка
Первая стадия. «Вращивание по типу шва» – на данной стадии у ребенка отмечается реакция выбора предъявляемых ему стимулов.
Например, при показе картинки или иллюстрации, для создания верной культурной реакции на сюжет, взрослый должен дать ребенку правильный стимул. Основной задачей взрослого (педагога, родителя и т.д.), является верный подбор стимулов. Стимул должен соответствовать той реакции, которую ожидают от ребенка.
Вторая стадия. «Вращивание внешнего приема внутрь» – культурная реакция ребенка не требует внешнего стимула, он способен сам дать оценку происходящему действию, предмету, явлению, поведению сверстников и т.д.
Формируется данный навык постепенно. Так с возрастом, взрослый предоставляет ребенку несколько стимулов, из которых он должен выбрать правильный и правильно отреагировать на увиденное. Постепенно у ребенка происходит выпадение «промежуточных» членов, и культурная реакция на происходящее переходит в стандартную сенсорную, а уже затем и в моторную. Постепенно и время реакции уменьшается, то есть ребенком способен за достаточно короткий промежуток времени дать точную культурную оценку рассматриваемому действию, явлению, сюжету и т.д.
Третья стадия. «Построение внутреннего процесса» – ребенок усваивает структуру внешнего приема и уже в дальнейшем он способен самостоятельно выстраивать адекватные внутренние культурные процессы.
Культурная оценка осуществляется ребенком самостоятельно, посредством тех внутренних норм и схем, которые были им усвоены на предыдущих стадиях. Данная стадия является одной из заключительных стадий культурного развития ребенка. К этому времени ребенком уже усвоены культурные нормы и правила, принятые в обществе. В соответствии с данными нормами, дается оценка действиям и поведению окружающих. В зависимости от степени усвоения культурных норм, осуществляется процесс адаптации в современном обществе.
Четвертая стадия. «Заключительная» – переход с третьей стадии в четвертую происходит постепенно, характеризуется тем, что ребенок способен правильно и самостоятельно дать культурную оценку или культурную реакцию поведению другого человека и себя, действиям, явлениям, предметам и т.д.
Замечание 2
Данные стадии являются схематическими, так как культурное развитие каждого ребенка осуществляется индивидуально и проходит по своему пути, однако в целом оно проходит по рассмотренной выше схеме.
Источник
Выготский рассматривал развитие как возникновение чего-то нового. Стадии развития в его периодизации характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. свойствами или качествами, которых не было раньше в готовом виде. Но это новое появляется не случайно, а вполне закономерно, подготовленное ходом предшествующего развития. Все стадии развития определяются предыдущими и определяют последующие.
Источником развития, по Выготскому, является социальная среда. В. ввёл понятие «социальная ситуация развития» – специфическое для каждого возраста отношение между ребёнком и социальной средой. Взаимодействие ребёнка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.
Отвечая на вопрос как ребёнок взаимодействует со средой, В. выделял две единицы анализа социальной ситуации развития – деятельность и переживание. Деятельность, внешнюю активность ребёнка, наблюдать легко, а вот внутренние переживания значительно сложнее. Одну и ту же ситуацию дети одного возраста (даже близнецы) переживают по-разному. Конфликт между родителями на одном ребёнке может отразиться слабо, а у другого вызовет невроз. Один и тот же ребёнок, на разных возрастных этапах будет по-разному воспринимать одну и ту же проблему.
Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.
Изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. В. выделил стабильные и кризисные стадии развития.
Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребёнка. Минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих, но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования.
Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по несколько лет. Возрастные новообразования, появляющиеся медленно, оказываются устойчивыми и фиксируются в структуре личности.
Кроме стабильных, как уже упоминалось, существуют кризисные периоды развития. В. придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития.
Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, но при неблагоприятном стечении обстоятельств могут растянуться до года или даже двух. Это достаточно бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребёнок резко меняется во многих своих чертах.
Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчётливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребёнка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости». У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, возникают внутренние конфликты.
Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному. Один ребёнок становится трудновоспитуемым, а другой практически не меняется. Чтобы их заметить, нужно сравнивать ребёнка не с ровесником, а с ним самим – таким, каким он был раньше.
Новообразования, возникшие в кризисный период, оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде поглощаются другими новообразованиями.
Итак, на основе всего вышеизложенного, возрастная периодизация Выготского имеет следующий вид:
кризис новорождённости –
младенческий возраст (2 мес.- 1 год) –
кризис 1 года –
ранее детство (1-3 года) –
кризис 3 лет –
дошкольный возраст (3-7) –
кризис 7 лет –
школьный возраст (7-13) –
кризис 13 лет –
пубертатный возраст (13-17) –
кризис 17 лет.
Источник
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
«Для правильной постановки проблемы культурного развития ребенка имеет большое значение выделенное в последнее время понятие детской примитивности. Ребенок-примитив — это ребенок, не проделавший культурного развития или стоящий на относительно низкой ступени этого развития. Выделение детской примитивности, как особой формы недоразвития, может способствовать правильному пониманию культурного развития поведения. Детская примитивность, т. е. задержка в культурном развитии ребенка, бывает связана большей частью с тем, что ребенок по каким-либо внешним или внутренним причинам не овладел культурными средствами поведения, чаще всего — языком».
« примитивный ребенок— здоровый ребенок. При известных условиях ребенок-примитив проделывает нормальное культурное развитие, достигая интеллектуального уровня культурного человека. Это отличает примитивизм от слабоумия. Одно есть задержка органического или естественного развития, коренящаяся в дефектах мозга. Другое — задержка в культурном развитии поведения, вызванная недостаточным овладением средствами культурного мышления»
«Обычно обе линии психологического развития, естественного и культурного, сливаются так, что их бывает трудно различить и проследить каждую в отдельности. В случае резкой задержки одной какой-нибудь из этих двух линий происходит их более или менее явное разъединение, как это мы видим в случаях детской примитивности.
Эти же случаи показывают нам, что культурное развитие не создает чего-либо нового сверх и помимо того, что заключено, как возможность, в естественном развитии поведения ребенка. Культура вообще не создает ничего нового сверх того, что дано природой, но она видоизменяет природу сообразно целям человека. То же самое происходит и в культурном развитии поведения. Оно также заключается во внутренних изменениях того, что дано природой в естественном развитии поведения» .
«…культурный прием поведения, даже самый сложный, может быть всегда полностью и без всякого остатка разложен на составляющие его естественные нервно-психические процессы, как работа всякой машины может быть в конечном счете сведена к известной системе физико-химических процессов. Поэтому первой задачей научного исследования, когда оно подходит к какому-нибудь культурному приему поведения, является анализ этого приема, т.е. вскрытие его составных частей, естественных психологических процессов, образующих его»
«Второй задачей научного исследования и является выяснение структуры этого приема. Хотя всякий прием культурного поведения и составляется, как показывает анализ, из естественных психологических процессов, однако он объединяет их не механически, а структурно. Это значит, что все входящие в состав этого приема процессы представляют собою сложное функциональное и структурное единство» .
«Запоминание, опирающееся на различные системы знаков, будет различным по своей структуре. Знак, или вспомогательное средство культурного приема, образует, таким образом, структурный и функциональный центр, который определяет состав и относительное значение каждого частного процесса. Включение в какой-либо процесс поведения знака, при помощи которого он совершается, перестраивает весь строй психологических операций наподобие того, как включение орудия перестраивает весь строй трудовой операции» .
«Однако структура эта не остается неизменной…не создается извне. Она возникает закономерно на известной ступени естественного развития ребенка. Она не может быть навязана ребенку извне, но всегда возникает изнутри, хотя и складывается под решающим воздействием внешней среды. Раз возникши, она не остается неизменной, а подвергается длительному внутреннему изменению, которое обнаруживает все признаки развития.
Новый прием поведения не просто остается закрепленным, как известный внешний навык. Он имеет свою внутреннюю историю. Он включается в общий процесс развития поведения ребенка, и мы получаем поэтому право говорить о генетическом отношении, в котором одни структуры культурного мышления и поведения стоят к другим, о развитии приемов поведения. Это развитие, конечно, особого рода, глубоко отличное от развития органического, имеющее свои особые закономерности» .
«..только на известной ступени внутреннего развития организма становится возможным усвоение того или иного культурного приема, и здесь внутренне подготовленный организм нуждается непременно в определяющем воздействии среды для того, чтобы это развитие могло совершиться. Так, на известной стадии своего органического развития ребенок усваивает речь, на другой стадии он овладевает десятичной системой Хотя активная роль и здесь выпадает на долю организма, который овладевает представленными в среде средствами культурного поведения, но органическое созревание играет скорее роль условия, чем двигателя процесса культурного развития, потому что структура этого процесса определена извне»
«..последней задачей в исследовании культурного развития ребенка и является выяснение психогенеза культурных форм поведения. Первую стадию можно было бы назвать стадией примитивного поведения или примитивной психологии. В эксперименте она сказывается в том, что ребенок, обычно более раннего возраста, пытается соответственно мере своей заинтересованности запомнить предлагаемый ему материал естественным или примитивным способом. Сколько он при этом запоминает, определяется мерой его внимания, мерой его индивидуальной памяти, мерой его заинтересованности. Обычно только трудности, встречаемые на этом пути ребенком, приводят его ко второй стадии. Эту стадию условно называем мы стадией «наивной психологии»…. Употребление простейших орудий у детей предполагает наличие известного наивного физического опыта относительно простейших физических свойств своего собственного тела и тех объектов и орудий, с которыми ребенок имеет дело. Очень часто этот опыт оказывается недостаточным, и тогда «наивная физика» обезьяны или ребенка приводит его к неудаче»
«Эта вторая стадия играет обычно роль переходной. От нее ребенок обычно очень быстро в эксперименте переходит к третьей стадии, которую можно назвать стадией внешнего культурного приема. Однако и эта третья стадия длится в эксперименте сравнительно недолго и сменяется четвертой стадией, непосредственно возникающей из третьей. Внешняя деятельность ребенка при запоминании с помощью знака переходит во внутреннюю деятельность»
«..вторым типом перехода третьей стадии в четвертую, или вращивания внешнего приема внутрь, является следующий. Ребенок, усвоив структуру какого-нибудь внешнего приема, уже в дальнейшем строит внутренние процессы по этому типу. Он сразу начинает прибегать к внутренним схемам, начинает использовать в качестве знака свои воспоминания, прежние знания»
Вывод :В процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления. В развитии поведения ребенка следует различать две основные линии: естественного и культурного развития поведения ребенка.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Источник
Теория развития Л.С. Выготского: концепция культурно-исторического становления личности человека
Вопросы психологии всегда интересовали человечество. Как формируется, что на нее сильнее всего воздействует и как ей можно управлять. Почему все люди индивидуальны, но одновресенно обладают базовыми (одинаковыми для всех) психическими свойствами? Какую роль в формировании личности играет детство, отношения с родителями и национальные ценности?
Лев Семенович Выготский был психологом советского времени, который изучал подобные вопросы и создал теорию культурно-исторического развития, послужившую отправной точкой в работах о сознании человека.
Суть концепции
Новорожденный еще не обладает разумом. Ученый предположил: сознание начинает закладываться сразу, при попадании малыша в социальную среду, и зависит от окружающих людей. При этом природные предпосылки развиваются параллельно. То есть в составе сознания есть 2 линии:
- Натуральная, или органическая – генетика, биологические особенности.
- Культурная, или социальная – то, что создано человечеством на этапах его эволюции.
Оба элемента значимы для построения психики. Со временем органические функции изменяются и превращаются в ВПФ (высшие психологические функции). Ребенок постепенно осознает свое поведение и управляет им, начинает думать логически, чаще обращается к памяти. Появляются творческие способности и воображение.
Выготский считал: личность всегда социальна, и общественный компонент главенствует в ее образовании. Поэтому необходимы культурные ценности: письменность, речь, искусство. Весь накопленный веками опыт формирует базис для существования человечества.
Понятие высших психических функций
Являются наивысшей формой проявления разума, свойственной только людям. Их совокупность и есть сознание. Используются в общественной сфере и частично заменяют натуральные связи, которые заложенные биологией. То, что происходило бессознательно, теперь поддается контролю и выполняется осмысленно. Природные данные заменяются искусственными, освоенными в результате изучения языка, цифр и других символов. Натуральная психика – это врожденное неосмысленное действие. Например, когда младенец плачет от испуга. ВПФ – это, например, когда малыш капризничает, чтобы привлечь внимание. Налицо замена органической роли на высшую.
Здесь в единстве рассматриваются такие элементы, как:
- ВПФ;
- культурное развитие;
- осознание собственного поведения.
Роль родителей
Человек не может нормально развиваться без помощи старшего представителя. Именно полученные знания и опыт определяют психологию в будущем. Важно проводить обучение так, чтобы всегда был стимул развиваться и использовать свои умения в будущем. Знания должны быть полезными. Лев Семенович часто использует выражение «зона ближайшего развития», определяя ее как сферу жизни, которую малыш может постичь. В детстве все обучение происходит при участии родителей. Далее, в игровой форме, дети учатся делать это сами. А уже позже пользуются своими знаниями в жизни без вмешательства посторонних.
Выготский утверждал: все высшие функции повторяются дважды.
- В детском возрасте с участием взрослых, как социальные.
- В зрелые годы осознанно, как внутренние.
То есть старшее поколение является проводником в социальной среде для младших. Прививая культурные ценности и знания, накопленные веками, взрослые формируют психику детей. Это длительный процесс, занимающий десятилетия. При этом, ученый заметил: не только родители оказывает влияние на ребенка, но и малыш на них. Чаще всего дети руководят взрослыми, а не наоборот.
Значение речи
Важнейшая особенность по Выготскому – диалогичность. Через взаимосвязь со взрослыми людьми или другими детьми ребенок развивает свое сознание. Разум строится путем освоения знаков (ими выступают слова). Сначала дети учатся распознавать и запоминать их, затем начинают сопоставлять слово с его значением. Набор букв приобретает смысл. ВПФ заключается в мышлении знаками. Когда все мысли пропускаются через словосочетания, то есть люди думают словами.
Сначала символы помогают понимать других и воздействовать на них, а позже речь становится главной составляющей мышления. Без речи, как и без общения, человек не может быть полноценной личностью. Ведь даже внутренний диалог ведется с помощью слов.
Слово соотносится к сознанию, как меньшее к большему. Например, как атом к веществу. Иначе говоря, разум состоит из слов.
Этапы созревания личности
Индивидуальность, разум и психика не даются от рождения, они формируются при помощи неразрывных связей с окружающим миром, под влиянием культуры сообщества. Личность не строится постепенно и плавно, а преодолевает ступени, что предполагает взлеты и кризисы.
В своем становлении общество проходит все исторические стадии. Например, так же, как и первые люди, сначала учатся выражать свои мысли жестами, затем рисунками, а потом отдельными словами и фразами. Иногда наступает кризис. Освоенная новая информация заставляет переосмыслить прошлый опыт. Это может быть болезненным этапом, стартом иной жизни с другими представлениями. Кризисы невозможно избежать. Они должны присутствовать для формирования полноценной личности. То, как ребенок переживает эти моменты, является отражением его воспитания и действий родителей.
Однако развитие и обучение неравнозначные понятия. По Выготскому обучаться дети должны раньше, чем развиваться. Обучение заключается в специально организованном общении. Развитие – это процесс приобретения новых качеств, а обучение – внутренняя необходимость освоения истории и культуры общества.
К сожалению, Выготский слишком рано умер и не успел завершить свой труд. Тем не менее, работы ученого заложили фундамент для дальнейшего изучения проблем становления психики человека. На основе его теории культурно-исторического развития было создано множество научных исследований. Выготский увидел явную неразрывную взаимосвязь между душой и телом, а это значит, что человек не может полноценно состояться вне цивилизации и социума.
Читайте также:
Источник