Второй этап развития воображения ребенка

Второй этап развития воображения ребенка thumbnail

Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В современной психологии существует большое количество исследований, посвящённых развитию воображения в онтогенезе. Основным предметом изучения являлись возрастные периоды развития и те виды деятельности, в которых оно развивалось.

Существуют следующие этапы развития воображения:
Первый этап ( от 0 до 3 лет) – предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. igraМалыш в возрасте около полутора лет узнаёт изображенное на картинке.Воспринять изобразительный знак помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При узнавании ребёнок не создаёт ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс. Оно существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. О первых проявлениях воображения свидетельствует умение ребёнка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры возникающие на втором году жизни, ещё не заключают в себе элементов воображения. Одной из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребёнком и взрослым, ребёнком и объектом его желания. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, но отражает их обобщённо и условно, передавая лишь их смысл и внешний рисунок.
Развитие начальных форм воображения у ребёнка раннего возраста связано с обобщённостью игровых действий и игровых предметов, а так же с тем, что в репертуар игровых действий прочно входят замещения.
По данным В.А.Скоробогатова и Л.И. Коноваловой, малыш не сразу откликается на замещение, которое предлагает взрослый, а играет только с реальными игрушками. Перелом наступает тогда, когда ребёнок отказывается использовать любое замещение, предлагаемое взрослыми. Важнейшим фактором, который обеспечивает возможность переноса значения на другие предметы, является появление речевых форм. Освоение речи приводит к тому, что в игре появляются первые самостоятельные замещения.        

Складывается новый способ действия с предметами заместителями – полноценное использование замещений. Выбор предметов заместителей становится осознанным и сопровождается развёрнутыми высказываниями.

Таким образом, в игровой деятельности детей раннего возраста зарождаются творческие элементы. Ребёнок на фоне интереса к новому виду активности быстро начинает отступать от образов действий, задаваемых взрослыми, вносит в них свои нюансы. Но воображение имеет репродуктивный характер.

Второй этап (то 3 до 4 лет) – происходит становление словесных форм воображения. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребёнка, хотя нуждается в поддержке и поощрении взрослого. Основным поддержанием игры является развёрнутая ориентировка в предметной стороне  человеческой деятельности. Эта ориентировка начинается с подражания действиям взрослого и развивается по пути самостоятельного творческого построения образов действия с предметами, пока ещё с опорой на реальные объекты. Следовательно, показателями развития воображения в игре являются : разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета – заместителя, гибкость в изменении функций и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещениям партнёра.

Появляется аффективное воображение, связанное с осознанием ребёнка своего «Я» и отделением себя от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом.

Третий этап (от 4 до 5 лет) – в этом возрасте возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре , ручном труде, рассказывании и пересказе. Появляются мечты о будущем. Они ситуативно, не редко не устойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у ребёнка эмоциональный отклик. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира . Опорой для создания образа служат не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Воображение остаётся в основном непроизвольным.

Ребёнок ещё не умеет руководить деятельностью воображения, но уже может представить состояние другого человека. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны.

Четвёртый этап ( от 6 до 7лет) – в этом возрасте воображение носит активный характер. Внешняя опора подсказывает замысел, и ребёнок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Происходит рост производительности воображения, это проявляется в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. У ребёнка развивается умение действовать в образном плане, возникает интериоризированное воображение, то есть переходит во внутренний план, необходимость в наглядной опоре для создания образов исчезает. Появляются элементы творчества.

В дошкольном возрасте у ребёнка появляется особая внутренняя позиция, а воображение уже становится самостоятельным процессом. Принимая во внимание тот факт, что воображение развивается в разных видах деятельности, наиболее продуктивным в детстве являются игра и рисование.

Пятый этап ( от 7 до 11 лет) – это качественно новый этап развития воображения у детей. Этому способствует значительное расширение объёма знаний, которые получает школьник в процессе обучения, систематическое овладение разнообразными умениями и навыками, которые обогащают и вместе с тем уточняют, конкретизируют образы воображения, обуславливают их продуктивность. «Дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью. Что характерно ещё в большей степени и для школьников среднего звена( случаи детской лжи и пр.)
Реализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни. Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой – наличие элементов репродуктивности, простого воспроизведения. Эта черта воображения выражается в том, что в своих играх дети повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых. Разыгрывают истории, которые они переживали, видели в кино, воспроизводя жизнь школы, семьи и др. Однако, с возрастом элементов репродуктивности становится меньше и всё в большей степени появляется творческая переработка представлений.
« В младшем школьном возрасте начинает развиваться вербально – мыслительное воображение, которое составляет как бы новый этап в развитии воображения. При развивающемся вербально – мыслительном воображении опора на предмет и даже действие, если и имеет место, то побочное, третьестепенное».

Шестой этап ( от 12 до 17 лет) – дальнейшее развитие воображения учащихся осуществляется не только на уроках, но и в процессе творческих занятий в школьных кружках, факультативах и так далее. На этапе творческой деятельности школьника его необходимо поддерживать, поощрять. Доброжелательное отношение взрослых к творческим занятиям ребёнка, к результатам его творчества послужит стимулом для дальнейшей активизации творческой деятельности.

Описанные здесь этапы развития воображения как опосредованной функции представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются меньшинством детей. Без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм может приводить к патологическим переживаниям ( навязчивые страхи, тревожность) или же вести ребёнка к полной аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни , а не реальных творческих продуктов. Культура эмоциональной жизни (умение сопереживать, сочувствовать), так же как и овладение различными другими элементами культуры, являются лишь необходимыми условиями полноценного развития воображения человека.

Таким образом, воображение – это особая форма человеческой психики, благодаря которой человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

Источник

Развитие воображения у детей
Одна из основных функций воображения – это защита личности, компенсация ее негативных переживаний. Творческое воображение помогает изжить гнетущие эмоции, которые могли возникнуть в каком либо конфликте. О воображении как о психическом процессе можно говорить лишь при условии или наличии полноценного сознания. Поэтому психологи утверждают что воображение у детей начинается с трех лет. Какие бывают виды воображения В структуре воображения выделяют аффективный и познавательный компоненты, которые проходят ряд этапов в своем развитии.

Аффективное воображение
Возникает в ситуациях когда возникают противоречия между теми образами которые сложил в своей голове ребёнок и самой реальностью которая его окружает. Когда ребёнок не может разрешить эти противоречия, у него растёт внутреннее напряжение, чувство тревоги и страха. Доказательством этого является большое число страхов у детей трёхлетнего возраста. Стоит отметить что многие противоречия дети решают самостоятельно. И в этом им как раз помогает аффективное воображение. В связи с эти, можно смело утверждать, что основная е функция эффективного воображения – это защитная, которая помогает рёбёнку преодолеть внутренние противоречия. Также эффективное воображение выполняет и регулирующую функцию в ходе усвоения ребенком норм поведения. Развитие аффективного воображения осуществляется посредством проигрывания ребенком переживаний. В основном они связаны с переживаниями страха. И если родители организуют дома такие игры, они способствуют изживанию страха.

Например, мальчик трех лет просит разыграть сказку «Три поросенка», где наиболее значимыми и отыгрываемыми им моментами становятся сцены появления волка и убегания от него. Трижды появляется волк и трижды наш малыш с визгом и криком убегает от него, прячась либо в другую комнату, либо за кресло. И, Вы очень правильно сделаете если будите помогать в этом своему ребёнку. Если вдруг ребёнок испытал сильное эмоциональное переживание, впечатление, важно проиграть с ним дома схожие ситуации, чтобы ребенок мог отыграть свои переживания. Есть и другие возможности для этого. Если, к примеру, ребенок уже рисует или лепит, он может сделать это в рисунке или в лепке.

Познавательное воображение
Наряду с аффективным воображением выделяется и познавательное воображение, которое не только помогает ребёнку преодолевать возникающие противоречия, но достраивать и уточнять целостную картину мира. С помощью познавательного воображения дети овладевают схемами и смыслами, выстраивают целостные образы событий и явлений. Развитие познавательного воображения осуществляется ребенком в игре с игрушками.

Роль речи в развитии воображения у дошкольников
Развитая речь – благоприятный фактор развития воображения. Именно речь позволяет ребенку как можно лучше представить предмет, который он никогда не видел, размышлять над этим образом, т. е. мыслить. Развитая речь освобождает ребёнка от власти непосредственных впечатлений, позволяет ему выйти за их пределы, а, значит, построить более адекватные (непротиворечивые) образы окружающей действительности. Поэтому задержки в развитии речи провоцируют и задержки в развитии воображения.

Этапы развития воображения у детей
Первый этап в развитии воображения у детей возникает к 2,5 годам. Уже в этом возрасте воображение разделяется на аффективное и познавательное. Двойственность воображения связана с двумя психологическими особенностями раннего детства.

С выделением личностного «Я» , в связи с этим, переживанием ребенком своей отдельности от окружающего мира
С возникновением наглядно-действенного мышления.
Первое из указанных особенностей представляет основу для развития аффективного воображения, а второе – познавательного. Чем слабее «Я» ребенка, его сознание, чем менее адекватно он воспринимает окружающую действительность, тем острее чувствуется это противоречие между воображаемым миром ребёнка и окружающей действительностью. Если посмотреть с другой стороны, чем хуже развито предметное мышление у ребенка, тем труднее ему воспринимать и достраивать реальную картину окружающего мира.

Второй этап в развитии воображения у детей начинается в 4-5 лет. Идет активное усвоение норм, правил и образцов поведения, что естественно укрепляет «Я» ребенка, делает его поведение более осознанным в сравнении с предыдущим периодом. В этом возрасте снижается частота возникновения устойчивых страхов (поскольку с развитием сознания уменьшаются эффекты искаженного восприятия окружающей действительности). Обычно аффективное воображение здорового ребенка возникает в связи с переживанием реальной травмы. Например, ребенок пяти лет после перенесенной операции в течение месяца оперировал своего друга – зайчонка. Устойчивые внутренние конфликты проявляются в построении замещающих ситуаций: например, ребенок придумывает историю про плохого мальчика, который вместо него совершает шалости и тому подобные вещи. Познавательное воображение в этом возрасте тесно связано с развитием ролевой игры и продуктивных видов деятельности-рисования, лепки, конструирования.

Третий этап в развитии воображения у детей начинается в 6-7 лет. В этом возрасте ребенок осваивает основные образцы поведения и получает свободу в оперировании ими. Он может отходить от стандартов, комбинировать их, используя эти стандарты при построении продуктов воображения.

Развитие творческого воображения у детей
Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
воображение переходит во внутренний план, отпадает надобность в наглядной опоре для создания образов.
Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте.

Для детей этого возраста важна иллюстрация, наглядно изображающая те действия и взаимоотношения героев, в которых ярче всего обнаруживаются их внутренние особенности и черты характера.

В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В возрасте пяти лет появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.

Дошкольник «отрывается» в воображении от конкретной ситуации, у него возникает чувство свободы, независимости от нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметов.

Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение.

Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.

Датский сказочник Иб Спанг Ольсен писал: «Когда нам, взрослым, кажется, что ребенок большой фантазер, то вполне возможно, что ребенок просто пытается найти чему-то разумное объяснение…»
Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление.
Как справедливо подчеркивал Л.С.Выготский, «эти два процесса развиваются взаимосвязанно».

Виды воображения у детей
ВООБРАЖЕНИЕ – создание нового в форме образа представления или идеи.

Виды:

Активное воображение направленно на преобразование окружающей действительности:
а) воссоздающее. В основе создания образов соответствующих описанию

б) творческое. Самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в ординальных и целостных действиях. Происходит всегда большая эмоциональная разрядка.

2 Пассивное. Образы, которые не воплощаются в жизни делятся на:

а) непреднамеренные (при ослаблении роли, контролирующей сознание – сон-сновидения, галлюцинация, состояние аффекта)

б) преднамеренные, но не грезы, с волевым усилием.

Приемы воображения

Агллютинация – склеивание различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств частей.
Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета (мальчик с пальчик, великан). Изменение количества частей предмета и их смещение (дракон с тремя головами, циклоп)
Акцентрирование или заобострение. Подчеркивание каких либо признаков (карикатура)
Типизация. Выделение существ повторяющегося в однородных образах (Иван-дурак, Обломов, Чичиков)
Схематизация. Отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступаю четко. (используется художниками при создании орнамента, элементы которых взяты из растительного мира)
Особенности воображения дошкольников

Воображение дошкольников имеет свои особенности. Для 3—5-летних детей характерно репродуктивное воображение, т. е. все увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах, которые эмоционально окрашены. Но сами по себе эти образы не способны существовать, им необходима опора в виде игрушек, предметов, выполняющих символическую функцию.

Первые проявления воображения можно наблюдать у детей-трехлеток. К этому времени у ребенка накапливается некоторый жизненный опыт, дающий материал для воображения. Важнейшее значение в развитии воображения имеют игра, а также конструктивная деятельность, рисование, лепка. Дошкольники не обладают большими знаниями, поэтому их воображение скупо.

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник

Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5 – 3 годам. В этом возрасте происходит разделение воображения на «познавательное» и «эмоциональное», связанное с двумя важнейшими новообразованиями возраста. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от действия с предметом и отсюда – направленность его на овладение новыми действиями и предметами, а в случае невозможности этого-обращение к предметам-заместителям. С другой стороны – выделение своего личного «я», переживание своей отделенности от окружающего мира.

Уже к 3 годам можно четко выделить два типа воображения, о которых мы говорили. Отметим, что, вероятно, именно «эмоциональное» воображение связано с самого начала с использованием символов. Противоречия образа «я» с действительностью, их причина часто не осознаются ребенком и выражаются символически. Первоначально эти символы заимствуются детьми из культуры (Змей Горыныч, Баба Яга), а затем создаются самостоятельно (черный цветок, зубастый самолет, выдуманный плохой или хороший мальчик).

На данном этапе основным средством порождения идеи воображаемого продукта является «опредемечивающий» образ. Поскольку опыт детей этого возраста чрезвычайно вариативен (отсутствие совместной деятельности), их образы при значительной схематичности могут быть весьма оригинальны.

Что касается планирования продуктов воображения, то оно практически отсутствует в этом возрасте. Воображение «творит» только идею, а, ее разворачивание обычно воспроизводит знакомую схему с большей или меньшей устойчивостью. Предложение заранее составить план деятельности, а потом действовать по нему нередко приводит к разрушению деятельности, переходу на низшую ступень или отказу от нее.

Второй этап – возраст от 4 до 5 лет. В этом возрасте ребенок нацелен на усвоение норм, а также правил и образцов деятельности. Взрослые, чувствуя новые его возможности, ведут, как правило, обучение и воспитание через образцы, которым ребенок должен следовать.

«Эмоциональное» воображение в этом возрасте возникает обычно в связи с переживанием ребенком определенного конфликта. «Познавательное» – с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Без специального руководства оно может носить воспроизводящий характер в силу нацеленности детей этого возраста на следование образцам.

Основное средство порождения идеи воображения, как и у детей более младшего возраста, – «опредмечивающий» образ. Однако на данном этапе этот образ уже наполняется деталями, имеет тенденцию к индивидуализации. Слово уже начинает включаться в процесс создания образов, вызывая или фиксируя стоящую за ним цепочку представлений или обобщений.

К 4 – 5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым, когда ребенок планирует один шаг действий, выполняет их, видит результат и на его основе планирует следующий шаг. Средствами планирования являются слово и модельные представления.

Третий этап в развитии воображения дошкольника – возраст от 6 до 7 лет. В этом возрасте ребенок уже усваивает основные образцы поведения и виды деятельности и получает свободу в оперировании ими. В принципе он уже способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения. «Эмоциональное» воображение ребенка направлено, с одной стороны, как и в предыдущем возрасте, на изживание полученных психотравмирующих воздействий путем их многократного варьирования в различных видах деятельности и создание адекватных моделей поведения. С другой стороны, в случае устойчивого противоречия с реальностью дети нередко обращаются к замещающему воображении. «Познавательное» воображение претерпевает в этом возрасте качественные изменения. Дети 6 лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приемы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов прямо связаны с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурой игры и элементов художественного творчества. Выбор проявляется не только в подборе адекватных приемов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи.

В этом возрасте появляется новая возможность использования образа при решении творческих задач. Целостный образ начинает строиться способом «включение».

Здесь также впервые появляется целостное планирование: ребенок может до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения.

Продукты воображения становятся еще более детализированными и индивидуализированными.

Описанные этапы развития воображения как опосредствованной функции представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях полностью реализуются примерно у 1/8 детей каждого возраста. В связи с этим с особой остротой встает вопрос о создании педагогики воображения, одна из центральных линий которой может быть направлена на овладение ребенком, независимо от конкретного материала и направляющими ее на создание целостных творческих продуктов, решение реальных творческих задач.

Способность к воображению не дается с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В современной науке существует много исследований, посвященных развитию воображения в онтогенезе. Основным предметом изучения являлись возрастные периоды развития воображения и те виды деятельности, в которых оно развивалось.

На основе обобщения большого экспериментального материала, полученного разными специалистами при исследовании детского воображения, выделены следующие этапы его развития:

1 этап (до 3 лет).

Воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. Об разы нечетки, неадекватны содержанию. Анализ носит неизбирательный характер, а синтез представляет уподобление. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, преобладают сенсомоторные формы преобразования наглядно данного, появляются речевые формы. Развивается условное избирательное действие и активность типа «покажи как».

2 этап (3 года).

Происходит становление словесных форм воображения. Анализ делается более дифференцированным, появляется преобразование и комбинирование образов представлений. Отмечается отрыв условного действия от предметной опоры, идет детализация образа посредством слова, появляется фантазийная ложь. Происходит опредмечивание образа действием. Появление аффективного воображения связано с осознанием ребенком своего «Я» и отделением себя от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом.

3 этап (4 – 6 лет).

Ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий. Усиливаются элементы самостоятельного построения ролевой игры. Ребенок уже может представить состояние другого человека. Снижается фантазийный характер игровых действий. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны.

4 этап (7 лет).

Воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. У ребенка развивается умение действовать в образном плане, возникает интериоризированное воображение, необходимость во внешних опорах исчезает манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности. Появляются элементы творчества.

До 3х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Источник