Всестороннее воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста задачи

Всестороннее воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста задачи thumbnail

Цели и задачи воспитания детей в условиях современного дошкольного образовательного учреждения и семьи

Одним из факторов, влияющих на становление личности, является воспитание. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о том, что воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития [1].

Воспитание в широком смысле, отождествляется с социализацией и понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни, способности к успешной социализации в обществе.

В узком смысле – это специально организуемый и управляемый процесс, формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности [6, с. 14].

И.П. Подласый, дает такое определение: «Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу» [2, с.7].

Цель воспитания – это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий [8, с.12].

Идеальная цель воспитания, в настоящее время, это – всестороннее развитая гармоническая личность. Она является ориентиром возможностей человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности. В. С. Селиванов содержание понятия всестороннего развития личности определяет следующим образом: единство нравственного, умственного, физического, эстетического, трудового, экономического, экологического воспитания [5].

Общая цель воспитания достигается посредством решения конкретных задач. В концепции дошкольного образования В.В.Давыдов, В.А. Петровский отмечают, что непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

– приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

– обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

– развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

– стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;

– развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

– выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специфических способностей, индивидуальности личности.

В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении выделяются такие основные задачи по воспитанию, обучению и развитию детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) – это:

– охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

– обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

– воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

– осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или)психическом развитии детей;

– взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

– оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей [3, п.5].

Н.П. Сакулина, И. Логинова, Т.И. Бабаева отмечают, что при решении задач по дошкольному воспитанию важно создать каждому дошкольнику условия для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. [1, с. 4].

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. В Федеральных государственных требованиях выделяются наиболее близкие и естественные для ребенка – дошкольника виды деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение. [7].

Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и само утверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает”человека целиком во всех его проявлениях.

Читайте также:  Развитие ребенок восьми лет

В семье могут формироваться все личностные качества. Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание является сложной системой, т.к. на него влияют наследственность и биологическое(природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. Задачи воспитания ребенка в семье состоят в том, чтобы [5]:

-создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

-стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

-передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

-научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

-воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного”я”.

Таким образом, для реализации цели и воспитательных задач важно создавать условия для наиболее полного раскрытия детских возможностей и использовать при этом привлекательные для детей виды деятельности Педагогам и родителям важно помнить, что игра дает огромную возможность для детского воспитания и развития.

Литература

  1. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Н.П. Сакулина, И. Логинова,Т.И. Бабаева и др., под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, А.М. Гурович. -СПб.: Детство – пресс, 2005.
  2. Подласый И.П. Педагогика кн.2 – М.:Владос, 2004. Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002г № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008г №666 Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», 2008.
  4. Приказ Минобразования РФ от 11 февраля2002г № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.».
  5. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания.- М.: Академия, 2002.
  6. Титов В.А. Дошкольная педагогика, конспект лекций М.: Приор-издат, 2005
  7. ФГТ – Приказ Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009г
  8. Щедровицкий Г.П. Новое педагогическое мышление – М.: Просвещение, 1982

Источник

Дошкольное детство – уникальный возраст, в этом возрасте закладываются основы всего будущего развития человека. Все участники учебно-воспитат. процесса в дош. образоват. учреждении должны четко представлять себе цели воспитания, так как именно воспитание является главным в учебно-воспитательном процессе д/у.

Таким образом, на современном этапе развития нашего государства, целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее развитие ребенка, что полностью соответствует Конвенции о правах ребенка: в статье 29 записано, что воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, его умственных, духовных и физич-х способностей.

К задачам воспитания относится физическое, умственное, нравственное, правовое, трудовое, эстетическое воспитание. Цель и задачи воспитания реализуются в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения. Решение всех задач направлено на всестороннее и гармоническое развитие личности, но в каждом конкретном случае эти задачи могут решаться не в полной мере.

Исходя из особенностей детей дошкольного возраста, все указанные выше задачи воспитания имеют свою специфику в д/у.

Ведущее место отводится решению задачи физ. воспитания детей. Сюда входит охрана и укрепление здоровья, совершенствование растущего и развивающегося организма. Физ. воспитание направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков, умений и физич-х качеств, развитие интерес к доступным видам деятельности. К концу пребывания в д/саду у детей должны быть сформированы прочные культурно-гигиенич. навыки и основы знаний о бережном отношении к своему здоровью.

Решая задачу умственного воспитания детей дош. возраста, следует помнить, что ведущее место занимает развитие речи ребенка, обогащение и активизация словаря, развитие звуковой культуры речи, умения правильно выражать в разговорной речи свои мысли. Умственное воспитание направлено и на развитие различных видов мышления. У детей дош. возраста особое место занимает развитие логического мышления – сравнение, установление доступных ребенку причинно-следственных связей, первичный анализ фактов, явлений, событий. Успешное решение задач умст. воспитания детей дош. возраста зависит от умения воспитателя подбирать содержание занятий и организовывать их.

Большое внимание в д/у отводится нравственному воспитанию Развитие нравственных чувств, воспитание нравст-х привычек, формирование нравст-х суждений и оценок – все это является составными частями при решении задач нравст-го воспитания детей дош. возраста. Перед работниками д/у стоит задача воспитания у детей уважения к взрослым, сверстникам, навыков культурного поведения, ответственного отношения к выполнению доступных поручений, организованности, самостоятельности, умения дружно играть и трудиться, стремления поступать хорошо и воздерживаться от того, что не дозволено, справедливо оценивать свои поступки и действия своих сверстников.

Читайте также:  Развитие ребенка в коллективе

Задачи эстетического воспитания дошкольников включают в себя формирование чувства прекрасного, эстетического отношения к миру, художественного развития. Для детей дош. возраста в связи с их импульсивностью и эмоциональностью характерна особая восприимчивость к произведениям искусства. Музыка, изобразительное искусство, художест. литература способствуют развитию эстетических чувств, воображения, обогащают духовный мир ребенка.

Важная задача детского сада в процессе учебно-воспитательной деятельности подготовка воспитанников к школе. В течение всего пребывания детей в д/саду необходимо развивать у них качества, важные для будущей учебы в школе. Это интеллектуальные умения и навыки, нравственно-волевые качества, без которых невозможен систематический учебный труд. Особое значение эта задача приобретает в старшей и подготовит. группах детского сада, где все обучение и воспитание подчинено задачам формирования готовности ребенка к школе. В результате воспитания и обучения в д/у воспитанники должны прийти в школу крепкими физически, здоровыми, умеющими дружно, сообща работать, ответственно относиться к своим обязанностям, способными к самостоятельной умственной деятельности, имея хорошо развитую, правильную и выразительную речь. При подготовке детей к школе важно сформировать у них умение общаться со взрослыми и сверстниками. К 5 – 6 годам общение детей приобретает устойчивость, избирательность, а также самостоятельность. В процессе общения ребенок оценивает своих товарищей и учится самооценке, т.е. познанию самого себя. В настоящее время разработали много диагностических методик для выявления готовности ребенка к школе. Воспитатель должен знать их и использовать в работе.

Всестороннее воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста задачи

Все задачи учебно-воспитательного процесса в практической деятельности находятся в единстве и взаимосвязи, органически дополняя друг друга. Решение этих задач в д/у направлено на реализацию цели воспитания – разностороннее развитие личности. Но при этом сохраняется ориентация на идеальную цель воспитания – всестороннее и гармоническое развитие личности.

Источник

Цели и задачи дошкольного воспитания в современных условиях

ГБДОУ детский сад №21 Калининского района Санкт-Петербурга

Ковайкина Татьяна Алексеевна

Дети дошкольного возраста очень восприимчивы. Им нравится узнавать новое, они хотят научиться тому, что могут взрослые, скорее стать старше. И очень важно развивать эту тягу, дать ребенку возможность полноценно развиваться во всех направлениях.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

Воспитание, идентифицируется с социализацией и понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к современной жизни, способности к успешной социализации в современном обществе.

И.П. Подласый: «Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу».

Основными направлениями современного дошкольного воспитания ребенка является культурное, психологическое, физическое и социальное развитие. То есть целью воспитания до школы является развитие малыша по всем личностным параметрам. И не так важно, когда ребенок, например, выучит буквы – в четыре или пять лет. Главное, чтобы у него зародился интерес к новым знаниям, навыкам и умениям.

Именно эти направления воспитания ребенка являются приоритетными в дошкольных учебных заведениях – детских садах. Основная задача воспитателей-педагогов – общеразвивающее образование. Оно должно обеспечивать полноценное физическое и психологическое развитие малышей.

Н.П. Сакулина, И. Логинова, Т.И. Бабаева отмечают, что при решении задач по дошкольному воспитанию важно создать каждому дошкольнику условия для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

Цель воспитания – это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.

Цель воспитания, в современное время, это – всестороннее развитая личность, которая является ориентиром возможностей человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности.

В. С. Селиванов определяет следующим образом всестороннее развитие личности: “Единство нравственного, умственного, физического, эстетического, трудового, экономического, экологического воспитания”.

Общая цель современного воспитания достигается посредством решения конкретных задач.

В концепции дошкольного образования В.В.Давыдов, В.А. Петровский отмечают, что непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

Читайте также:  Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка

– приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

– обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

– развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

– стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;

– развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

– выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специфических способностей, индивидуальности личности.

В настоящее время существует несколько основных задач, призванных обеспечить полноценное развитие и воспитание ребенка до семи лет в современных условиях.

– приобщение детей к здоровому образу жизни;

– развитие положительного самоощущения ребенка, обеспечение его эмоционального благополучия;

– стимуляция активности, любознательности, стремления к творческому самовыражению;

– развитие компетентности в общении со сверстниками и взрослыми, выявление и развитие способностей ребенка.

Данные задачи являются общими, которым должны следовать не только воспитатели-педагоги в детских садах, но и родители малыша.

Таким образом педагогам и родителям важно помнить, что для реализации целей и воспитательных задач в современном обществе важно создавать условия для наиболее полного раскрытия детских возможностей и использовать при этом привлекательные для детей виды деятельности.

Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Источник

Направления воспитания детей дошкольного возраста

Замечание 1

В современной дошкольной педагогике при организации процесса воспитания детей выделены определённые направления, позволяющие более подробно рассматривать задачи, методы и средства воспитания. К таковым относится: процесс умственного воспитания, нравственного, трудового, физического, художественно-эстетического воспитания, а также в некоторых исследованиях рассматривается процесс экологического и правового воспитания.

Прослеживается тесная взаимосвязь между представленными выше направлениями воспитания детей дошкольного возраста, но, между тем, в литературных источниках каждому направлению воспитания соответствуют свои специфические задачи.

Задачи физического воспитания дошкольников

Данное направление в воспитании детей дошкольного возраста является ведущим в современных дошкольных образовательных организациях. В задачи физического воспитания дошкольников входит:

  • охрана и укрепление здоровья, совершенствование растущего и развивающегося организма;
  • совершенствование функционального состояния организма ребёнка на каждом этапе дошкольного детства.

В ходе физического воспитания формируются двигательные навыки, умения и физические качества детей, развивается интерес к доступным видам деятельности. Именно поэтому чрезвычайно важна стимуляция и обогащение двигательного опыта ребёнка, формирование правильной осанки, развитие физических качеств – гибкости, ловкости, быстроты, силы, выносливости.

Задачи умственного воспитания дошкольников

Замечание 2

Важным структурным компонентом умственного воспитания является речевое развитие ребёнка. В соответствии с этим решаются задачи обогащения и активизации словаря детей, проводится работа по формированию лексико-грамматических категорий, воспитанию звуковой культуры речи, развитию связной монологической и диалогической форм речи. Кроме данных задач, формируется интерес детей к составлению рассказов, описаний, пересказов.

Не менее важным направлением умственного воспитания дошкольников является развитие логического мышления, в ходе которого совершенствуются приёмы сравнения, устанавливаются доступные ребёнку причинно-следственные связи, анализируются факты, явления, события.

Задачи нравственного воспитания дошкольников

Среди задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста можно выделить:

  • формирование уважительного отношения к взрослому человеку и своему сверстнику;
  • совершенствование культурно-гигиенических навыков;
  • формирование личностных качеств – ответственности, дружелюбия, самостоятельности, гуманного отношения к окружающим людям, животным;
  • воспитание стремления совершать хорошие поступки и воздержания от недозволенных поступков;
  • формирование справедливой оценки собственных поступков и действий сверстника.

В ходе нравственного воспитания развиваются нравственные чувства детей, воспитываются нравственные привычки, формируются нравственные суждения и оценки.

Задачи эстетического воспитания дошкольников

Осуществление эстетического воспитания в дошкольном возрасте позволяет формировать чувство прекрасного, эстетического отношения к миру, художественное развитие. Использование музыки, изобразительного искусства художественной литературе в процессе воспитания дошкольников позволяет успешно решать задачи эстетического воспитания дошкольников.

Задачи трудового воспитания

В процессе систематического трудового воспитания, осуществляемого с первых дней пребывания ребёнка в детском саду, решаются следующие задачи:

  • формируются представления дошкольников о труде взрослых и общественном значении труда;
  • воспитывается уважительное отношение к людям труда, бережное отношение к результату труда;
  • формируются трудовые навыки, положительные взаимоотношения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Источник