Всестороннее развитие ребенка в соответствии с фгос
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического и физического развития «Алые паруса»
п. Воротынск Бабынинского района Калужской области.
Консультация для педагогов на тему: «Всестороннее развитие ребенка в игровой деятельности в соответствии с ФГОС»
Подготовила:
Воспитатель высшей категории
Ермакова Татьяна Ивановна
МКДОУ «Детский сад «Алые паруса»
п. Воротынск
Бабынинского района
Октябрь 2016г.
Основной вид деятельности детей
дошкольного возраста — игра,
в процессе которой развиваются духовные
и физические силы ребенка:
его внимание, память, воображение,
дисциплинированность, ловкость и т. д.
Кроме того, игра — это своеобразный,
свойственный дошкольному возрасту способ
усвоения общественного опыта.
Д.В. Менджерицкая
Игра – что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад. А.С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального и социально-личностного развития ребенка, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, также для уточнения его знаний об окружающем.
Игра-это жизнь ребёнка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом.
Какие качества формируются у ребёнка в процессе игры?
– Произвольное поведение, познавательные процессы.
– В игре развивается способность к воображению, образному мышлению, это происходит потому, что ребёнок воссоздаёт в игре то, что ему интересно с помощью условных действий.
-В игре ребёнок воссоздаёт действие взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.
-В игре он учится подчинять свои желания определённым требованиям. Это важно для воспитания воли.
Условия успешного руководства игрой:
*Умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.
*Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьёзно, с искренним интересом.
*Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относится к детской выдумке, созданному ребёнком образу.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.
Поэтому, серьезное требование ФГОС дошкольного образования – вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в ДОУ. Занятие от слова занимать.
Ежедневно педагоги планируют и организуют совместные игры:
- подвижные;
- дидактические;
- настольно-печатные;
- театрализованные (режиссерские, драматизации, игры-театры);
- сюжетно-ролевые;
- игры на развитие мимики жестов, на снятие мышечного напряжения;
- коррекцию особенностей развития речи, движений, зрения и слуха детей;
- профилактические игры и упражнения: профилактика плоскостопия, различных заболеваний
- Важно помнить, что:
Игры логически и системно, естественно должны быть включены в целостный образовательный процесс (непосредственно организованную образовательную деятельность, образовательную деятельность в процессе режимных моментов, самостоятельную образовательную деятельность). Педагог заранее продумывает и планирует обязательное «присутствие» игр и игровых приемов на каждом занятии в любой возрастной группе; совместные с взрослыми игры (дидактические, настольно-печатные, театрализованные, коррекционные и профилактические, подвижные); ежедневные свободные игры без прямого руководства воспитателем.
При организации совместной образовательной деятельности игра используется как: часть занятия, методический прием, форма проведения, способ решения и т.д. В младшем возрасте эффективно использование игровых сказочных персонажей; в более старшем возрасте – использование сказочных и занимательных сюжетов (например, игры-путешествия с выполнением разнообразных познавательных заданий, игры-развлечения т.д.).
При проведении организованной образовательной деятельности воспитатель занимает позицию организатора, мудрого наставника, партнера-исследователя, который вместе с детьми добывает новую информацию и искренне удивляется совместно полученным результатам.
При организации и проведении совместных игр педагог занимает позицию равноправного партнера, позицию «маленького ребенка», которому необходимо научиться игре, правилам и действиям.
Для развития свободной, самостоятельной игры педагог создает полноценную предметно-игровую среду и инициирует возникновение игр по интересам детей. При проведении самостоятельной игры педагог занимает позицию «созидателя игрового пространства», «активного наблюдателя». Поэтому воспитатель без необходимости не вмешивается в игры детей, не отвлекает их от игрового сюжета.
Предметно – развивающая среда обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.
Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность.
При построении предметно – пространственной среды педагоги должны руководствоваться принципами В.А Петровского
- Открытости;
- Гибкого зонирования;
- Стабильности -динамичности;
- Полифункциональности ;
- Гендерный подход.
что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Все игровые центры должны быть расположены так, чтобы дети имели возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу, играть одновременно несколькими группами, а в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.
Педагог также продумывает свое пространственное расположение: находится там, откуда видны все играющие дети; располагается рядом с малышами или поближе к новому игровому пространству, где разворачивается новый, развивающийся сюжет.
В перспективном плане педагог прописывает разнообразные виды игр (они представлены выше), с которыми дети еще не знакомы, или знакомую игру, но с новой целью.
Педагог внимательно изучает особенности и интересы каждого ребенка для того, чтобы планируемая игра была востребована детьми и приносила им удовольствие.
Воспитатель внимательно наблюдает за игровыми интересами детей, преобладающими игровыми сюжетами и диалогами и на основе наблюдений планирует новый, развивающийся сюжет для сюжетно-ролевой игры.
. Рассмотрев руководство игрой дошкольников, необходимо сделать следующие выводы:
Игра должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий. Ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным «языком» игры — общими способами ее осуществления, увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов.
Игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей, где педагог есть играющий партнер, чтобы игра на всех возрастных этапах была самостоятельной деятельностью детей.
Для развития игровой деятельности необходимо выполнение нескольких условий: создание предметно-пространственной среды, наличие определенного времени в режиме дня и профессионализм педагогов. Без выполнения этих условий невозможно развитие творческой самодеятельной игры детей.
Детям разных возрастных групп на игру в течение дня отводится от 3 часов 15 минут до 3 часов 30 минут. Главной целью педагогов является правильно это время использовать, всячески поощряя детей к самостоятельным играм, участвуя в них и помогая детям освоить новые способы игры.
Данные рекомендации помогут педагогам реализовать важное требование ФГОС дошкольного образования – организовывать психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях игровой деятельности на основе индивидуализации образовательного процесса. А это очень важно, так как разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.
Источник
Раиля Курамшина
Создание условий для всестороннего развития детей в группе детского сада в соответствии с требованиями ФГОС
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА В СООТВЕТСТВИИ
С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Детство – этап подготовки к будущей жизни. Современный детский сад это то место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни.
Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.
Важной задачей ДОО при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и наиболее полно реализовать себя.
В развитии ребёнка предметная среда выполняет самую главную функцию – функцию стимула, побуждающую ребёнка к самостоятельному решению, к активности действий. Создавая развивающее пространство жизнедеятельности детей, необходимо стремиться к тому, чтобы его содержание было грамотным и основывалось на ряде функций и принципов построения развивающей среды.
Требования ФГОС к развивающейпредметно-пространственной среде:
• Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
• Доступность среды,что предполагает:
— доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
— свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Таким образом, организация предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Педагогам ДОУ важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребёнка являются не знания и навыки,а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить перед собой цель, оборудовать своё рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении с взрослыми и сверстниками.
Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагогов.
Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности, а педагог внимательно наблюдает, делает выводы и организовывает для детей развивающее пространство.
Создавая условия для формирования игровой развивающей среды, необходимо учитывать и возрастные особенности детей. Соответствие возрасту в создании среды является ведущим. Игровая среда в группе должна быть представлена разнообразными игрушками, учитывающими интересы и потребности детей, а также атрибутами, дополняющими игровой материал. Наблюдения за детьми в игровой деятельности, выявили следующее,что наибольший интерес вызывают сюжетно- ролевые игры: магазин, парикмахерская, такси, больница, семья. В них дети воссоздают заинтересовавшие их стороны действительности. Одним из компонентов сюжетно-ролевой игры является игровое оборудование. Проявляя творчество и фантазию, по-разному используют мебель, ширму, моделируют игровую ситуацию.
Одним из любимых уголков детей может стать конструкторский центр. Для развития конструктивной деятельности оборудован уголок,в котором представлены разнообразные по размерам и фактуре конструкторы и строительный материал: деревянный, пластмассовый, мягкий конструктор.Для игр со строительным материалом сделаны: рули, дорожные знаки. Особое внимание в конструктивной деятельности детей нужно уделять коллективной работе детей, учить совместно планировать работу, сообща выполнять задуманное.
Большое значение в жизни ребёнка играет музыка. Музыкальная среда в группе должна быть представлены соответствующими материалами: музыкально-дидактические игры, портреты композиторов, различные музыкальные инструменты, как традиционные, так и нетрадиционные (маракасы, шумелки, трещотки, звучащие предметы- заместители, магнитофон. Развитию творчества у детейспособствуют разные виды театров: настольный, пальчиковый кукольный, теневой, игрушки-попрыгунчики.
В дошкольном возрасте дети накапливают огромные сведения об окружающем их мире, которые являются серьёзной базой для дальнейшего развития их познавательных возможностей, но для этого необходимо создать предметно-развивающую среду-зону познавательно-интеллектуальной деятельности. Большую роль в познавательном развитии играет детская литература. С этой целью в группе можно оформить уголок «Полочка умных книг», содержание которого включает познавательные книги-энциклопедии, детские журналы, комиксы, книги о природе и животном мире с иллюстрациями. Собрать интересный материал по патриотическому воспитанию (книги, фотоматериалы, конспекты занятий).
Всестороннему развитию личности ребёнка способствует и обогащённая познавательная среда по формированию элементарных математических представлений. В группе можно сделать центр математики,разнообразный и богатый по своему содержанию: это дидактические, развивающие, обучающие, логико-математические игры, демонстрационный и раздаточный материалы, рабочие тетради и прописи, а также занимательный математический материал.
Особое внимание в старшем дошкольном возрасте необходимо уделять развитию речи детей. Пособия, представленные в содержании предметно-развивающей среды по развитию речи должны быть динамичны и многофункциональны. Способствовать развитию внимания, словесно-логического мышления, активизировать словарь детей. Это наборы предметных и сюжетных картин, серии сюжетных картин, схемы для составления описательных рассказов, схемы-модели для творческого рассказывания к стихам и сказкам.Подобрать и систематизировать картинный материал по лексическим темам: «Семья», «Транспорт», «Мебель», «Грибы» и т. д. Оформить игры и пособия для развития речевого дыхания, звучащие предметы, дидактические и речевые игры для развития фонематического слуха и восприятия.Обогащать материал и по грамматическому строю речи: наборы парных картинок, сюжетных картинок для составления предложений, лото, и т. д.
Положительное влияние на становление детской речи оказывает развитие мелкой моторики пальцев рук. В группе можно оборудовать уголок «Развиваем пальчики», в котором имеются разнообразные мозаики, пазлы, шнуровки, игры-вкладыши.
В дошкольном возрасте детей знакомят с природой. Для развития экологически грамотного, бережного отношения к окружающему в группе можно оборудовать природный уголок. Комнатные растения, гербарий, разнообразие природного и бросового материала, карты, схемы, атласы животного и растительного мира, позволят получить представление о многообразии мира природы. Познавательно- исследовательский центр способствует развитию у детей интереса к познанию, формированию навыков исследовательской деятельности. Дети проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.Его содержание составляет следующее оборудование: песочные часы, микроскоп, лупы, разовые стаканчики, магниты, воронки, вата, сантиметр, трубочки, бросовый материал, и т. д.
Создавая предметно-развивающуюсреду необходимо помнить:
• Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
• Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
• Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
• Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
• В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально – потребностной сферы.
Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, правильно организованная развивающая среда в группе позволит каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. К самостоятельным активным действиям ребёнка побуждает не взрослый, а предметный мир. Развивающая среда должна быть насыщена тем многообразием игрового и дидактического материала, который действительно оставляет за ребёнком свободу выбора.
Источник