Всестороннее развитие личности ребенка средствами искусства

Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством.

В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственности, духовности, эстетическом воспитании детей. Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, живопись, театр. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности.

Влияние искусства на формирование и развитие человека очень велико. Во-первых, оно вызывает сильный эмоциональный отклик. Происходит это благодаря средствам выразительности, используемым мастерами. Произведения искусства неизменно вызывают у человека радость от их восприятия, стремление любоваться ими, внимательно вслушиваться (музыка, поэзия), вглядываться (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура и др.). Во-вторых, искусство несёт радость познания, открытия, знакомит с окружающим миром, его богатством и разнообразием, позволяет увидеть новое в этом мире, открывать незнакомое в том, к чему человек давно привык.

Но человек может остаться равнодушным к искусству, если его с детства не приобщали к прекрасному. К. Маркс писал: «Если вы хотите наслаждаться искусством, то вы должны быть художественно образованным человеком». Поэтому приобщать детей к прекрасному надо как можно раньше, начиная с детского сада. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему народу, Родине, узнают много нового о прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту. Чрезвычайно важно именно в этот период сформировать вокруг ребёнка одухотворённую среду, помочь познать этот мир через произведения искусства, которые будут одновременно и развивать, и воспитывать. Выделяется народное, профессиональное и самодеятельное искусство.

Детям дошкольного возраста доступно восприятие и освоение народного искусства во всём его многообразии. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, знакомясь с декоративно-прикладными изделиями, ребёнок получает первые представления о культуре своего народа. Сказки, загадки, пословицы, поговорки представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка. Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры. А какими выразительными для детей являются произведения народного декоративно- прикладного искусства: хохлома, гжель, дымковская, каргопольская, филимоновская игрушки, матрёшки разных промыслов, вышивка. Дети с удовольствием играют с богородской игрушкой, с матрёшками, сами мастерят дымковские игрушки, с интересом рассматривают вышивку, вологодское кружево. Изделия народных мастеров помогают понять и почувствовать, что человек часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребёнка.

Раннее приобщение детей к настоящему профессиональному искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Почему-то бытует мнение, что маленькому ребёнку недоступно понимание произведений великих художников, композиторов. А вот 4-летняя девочка идёт по залам картинной галереи и вдруг сама, без единого намёка со стороны взрослых, останавливается у картины «Княжна Тараканова». Она поражена, задаёт массу вопросов, возвращается к картине снова и снова. А ведь это произведение не для детей. Впечатлительный ребёнок заметил страх в лице княжны и боится вместе с нею. Очень сильное впечатление. Сила искусства пробудила в девочке лучшие человеческие чувства – сострадание, сочувствие. Таким образом, дети уже в раннем возрасте могут почувствовать то, о чём хотел сказать художник в своём произведении.

Самым доступным и привлекательным для детей является мир книжной графики. Рисунки в книге – это одни из первых произведений изобразительного искусства, с которыми знакомятся дети. Первые книги с яркими, красивыми иллюстрациями художников открывают перед ребёнком окно в мир живых образов, в мир фантазии. Ребёнок раннего возраста эмоционально реагирует, увидев красочные иллюстрации. Он прижимает к себе книгу, гладит рукой изображение на картинке, разговаривает с персонажем, нарисованным художником, как с живым. В этом огромная сила воздействия графики на ребёнка. Она конкретна, понятна, доступна детям, оказывает на них огромное воспитательное значение. Иллюстрация, как своеобразный вид искусства, тесно связана с книгой. Способность воспринимать её в единстве с текстом является одним из показателей эстетического восприятия, так как графическое изображение даёт возможность увидеть и понять содержание стихотворения, рассказа или сказки. Не случайно дети выбирают книги с иллюстрациями и сами стараются «читать» с их помощью. Детей необходимо познакомить с такими художниками-иллюстраторами как Ю. Васнецов, Е. Рачёв, Е. Чарушин и др. Основная задача для детей младшего возраста – это вызвать интерес и желание рассматривать картинки в книгах, называть изображённые предметы. Детей 4-5 лет необходимо ввести в мир условных, графических образов, объяснить и показать, как одни и те же предметы по разному изображают художники. Старшие дошкольники уже не только узнают в изображениях знакомые предметы, но и по характерным особенностям могут назвать художника, определить характер образа или назначение произведения, уловить сюжетную линию.

Живопись, как один из видов искусства, воссоздает все многообразие и богатство мира. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картин, но и придумывать предшествующие и последующие события. Дети знакомятся с разными жанрами живописи: портретом, пейзажем, натюрмортом, сюжетной картиной.

Ни один другой жанр живописи не раскрывает человека так, как это делает портрет. Художник показывает внутренний мир человека, подчеркивает самое существенное в нем. При ознакомлении с портретом ребенок имеет возможность почувствовать себя и крестьянским мальчиком, и бравым солдатом, и озорной девчонкой. Способность поставить себя на место другого, испытать радость удивления или огорчения порождает чувство сопричастности, заинтересованности, освобождает ребенка от замкнутости. Познавая другого, малыш глубже познает и себя, опытом ощущения и отношения других людей может корректировать, уточнять свои эмоции и чувства, развивать свое умение понимать окружающих, проявляя доброжелательность, стремление к общению, взаимодействию, чуткости и заботу. Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к истории и культуре общества, приобретает знания о быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, моральных нормах и правилах.

Еще один жанр живописи, с которым знакомятся дети – это пейзаж. Пейзажисты всего мира стремились передать на холсте все многообразие природы. Художники рассказывают нам о знакомых, много раз виденных лесах, реках, полях, но вносят свое отношение, свое видение, свой образ природы. И Левитан, И.Шишкин, К.Коровин – певцы русской природы. Они внесли в свои пейзажи большое человеческое содержание, показали природу, как источник прекрасного в жизни человека. Пейзажная живопись близка детям по их наблюдениям природы, а поэтические образы, сравнения, метафоры помогают понять картину, углубить ее содержание.

Натюрморт, как и пейзаж, привлекает ребенка, вызывает интерес к изображению предметов, составлению композиции, подбору фона, интересных цветовых сочетаний.

По данным исследователей, при восприятии живописи разных жанров дети больше предпочитают картины бытового жанра. Сюжетная картина привлекает детей интересным и увлекательным содержанием. Например, как легко и радостно заниматься зарядкой (Т.Яблонская «Утро»), какие радостные лица и безудержное веселье при взятии снежного городка в картине В.Сурикова, как А.Пластов изобразил радостное состояние детей при появлении первого снега.

Для закрепления знаний детей о жанрах живописи можно использовать разнообразные дидактические игры: «Найди недостаток в портрете», «Составь натюрморт», «Найди картину автора», «Художники-реставраторы» и др.

Еще одним видом профессионального искусства является скульптура. В окружающей действительности дети встречаются с произведениями скульптуры разных видов (монументальной, станковой, скульптурой малых форм). В отличии от живописи и графики, образы скульптуры имеют реальный объем и специфический материал. Это вызывает у детей ощущение весомости, тяжести, желание прикоснуться к скульптуре. Учитывая возрастные особенности детей, целесообразно прежде всего, использовать скульптуру малых форм. Разнообразие скульптурных материалов (камень, дерево, металл, керамика) значительно обогащает сенсорный опыт детей, а небольшие размеры скульптуры делают ее доступной к восприятию каждым ребенком.

Общеизвестно воздействие художественной литературы как одного из видов искусства на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Литература, как и живопись, открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает речь, мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Основная задача воспитателя – это привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта детей. В музыке кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Музыка наиболее глубоко захватывает человека, в общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Музыкальное воспитание, содержанием которого являются высокохудожественные образцы мирового музыкального искусства, позволяет формировать у детей представление об эталонах красоты. Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, дети усваивают язык народной и классической музыки и, подобно усвоению родного языка, постигают азы произведений разных эпох и стилей. Опыт же, накопленный в процессе восприятия шедевров музыкального искусства, лежит в основе культуры человека и влияет на формирование его личностных ценностей

Для полноценного развития и приобщения детей к профессиональному искусству необходимо организовывать посещение музеев, выставок, концертов, спектаклей, проводить экскурсии к памятникам, на природу, к интересным архитектурным сооружениям.

Третьим направлением в искусстве является самодеятельное искусство или самостоятельная творческая деятельность. Образы же профессионального искусства служат здесь эталоном прекрасного. Дети очень любят творить. Поэтому в группе обязательно должны быть оборудованы уголки: детского творчества, музыки, ряжения, театра. Где в свободное время дети могут применить свои знания и порисовать, слепить, станцевать, сыграть на музыкальном инструменте, спеть, что-то смастерить. Необходимо почаще организовывать выставки детского творчества, мини-концерты, театрализованные представления, специальные выступления. Каждая детская работа – это кусочек духовного мира ребёнка. Чем он богаче, тем разнообразнее и оригинальнее замыслы и образы детского творчества.

В заключении следует отметить, что окружающий мир встаёт перед изумлённым ребёнком как единая целостная картина. Чтобы эта целостность сохранялась, необходимо использовать интегрированный подход к изучению искусства детьми. Только комплексное воздействие искусства всех видов и жанров (живописи, скульптуры, литературы, музыки, театра и др.) будет способствовать гармоничному развитию личности ребёнка, его эстетического восприятия, творческих способностей.

Искусство не только доставляет эстетическое наслаждение, оно приобщает к одному из самых сложных искусств, которым необходимо овладеть каждому – это искусство видеть мир. Искусство помогает глубже познать окружающий мир, ярче чувствовать, больше замечать. Таким образом, искусство особой формы познания и воспитания.

Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством.

Маленький человек пришёл в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосном и многоцветном мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту поэзии, живописи, музыки.

Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло. Искусство отражает жизнь, выражает свое отношение к ней.

Все мы – родители и педагоги, хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, преуспевающими в учёбе, делах, разносторонне развитыми, воспитать личность. Созидательное начало личности – умение поставить гуманные цели, найти способы их реализации и довести до совершенства замысел – это присуще только творчески развитому человеку. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой. Известный педагог В.Н.Щацкая определяла творческого дошкольников «как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования творческой личности». Наиболее эффективное средство для формирования творческой личности является изобразительная деятельность детей. Разнообразные виды изобразительной деятельности – лепка, рисование, аппликация, конструирование дают возможность ребенку создавать каждый раз новые для него постройки, рисунки, скульптурные и декоративные композиции. Создавая что-то свое, ребенок приобщается к миру культуры. Еще выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что занятия изобразительной деятельностью способствует разностороннему развитию ребенка, создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.

Пусть не все «дети-художники» станут в будущем скульпторами, живописцами, но они приобретают уникальную способность тоньше чувствовать, глубже понимать окружающий мир и себя в нём.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка. Она возникает у него самостоятельно, желание детей созидать будет развиваться, если они сами смогут любоваться и восторгаться ловкими и умелыми движениями мастера, создающего чудо-свистульку из глины, если будут прислушиваться к звукам, голосам природы, присматриваться к ее красотам.

Чтобы ребенок был свободен в творчестве со взрослым необходимо предоставлять разнообразные изобразительные материалы и тактично вводить его в созидательный творческий процесс. От зарождения замысла, возникающего на основе ярких впечатлений, от наблюдения природы, восприятия спектаклей, картин и т.д., кратковременного его вынашивания, обдумывания переходит к его воплощению. Успешному воплощению замысла способствует умение работать с разнообразными изобразительными материалами, использовать доступные возрасту изобразительно-выразительные средства: цвет, форму, ритм, пропорции и др., а мы взрослые, должны помочь ребенку раскрыть в себе художника, развивать способности, которые помогут стать ему личностью.

Детский сад «Ветерок» – структурное подразделение ГБОУ СОШ «ОЦ» Самарской области п.Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области.

Доклад

для педагогов д/с «Ветерок»

Проведено: 2016 г.

Воспитатель: Сазанович Е.Ю.

Источник

Художественно-эстетическое

развитие дошкольников как средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Алексеева А.С., воспитатель I кат.,

г. Пермь, МАДОУ «ЦРР – д/с № 100»

Художественно-эстетическое развитие дошкольников как средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое развитие. Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным сторонам эстетического развития – оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Среди занятий, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит занятиям, на которых дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества). Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, занятия, экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей.

Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом – и этим наиболее отлична она от эстетической жизни взрослых: все прекрасное, в какой бы ни было оно форме, привлекает и увлекает дитя. Дитя любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценические представления. Ребенку совершенно чужда черта, столь часто встречающиеся у взрослых: дитя не знает нашего сосредоточения на одном – двух видах искусства – оно любит все виды искусства. Среди взрослых не мало людей, которые поклоняются прекрасному, когда оно предстает лишь в определенной форме – одни любят поэзию и равнодушны к музыке, к живописи, другие любят живопись, скульптуру, но не любят поэзии и т.д. Дети же любят все прекрасное – и эта универсальность эстетических интересов ребенка находит полное свое выражение в универсальности эстетической активности у детей: они любят, и рисовать, и петь, и лепить, и слушать сказки, играть на всех инструментах и танцевать. Ничто прекрасное не оставляет его равнодушным. Другая характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере: дитя никогда не может ограничиться эстетическим восприятием, он неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами.

Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла [9, с. 264].

Деятельность детей, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее его творческая деятельность.

Идеи эстетического развития зародились и глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времён Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности её предмета. Философы-материалисты считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического развития [8, с. 68].

В наше время проблема эстетического воспитания развития личности, формирования его эстетической культуры одна из важнейших задач. Эта проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джона, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачёв, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая и другие [1, с. 104].

Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, можно выделять основные положения, говорящие о его сущности [6, с. 94].

Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического развития – формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых – развитие способности и самостоятельному творчеству и созданию прекрасного [10, с. 79].

В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: эстетическое развитие служит формированию творчески активной личности, способности активного эстетического отношения учащихся и произведениям искусства, а так же стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты. Из этого определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству [4, с. 85].

Искусство – это часть эстетической культуры, как художественное воспитание – это процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений [6, с. 101].

Эстетическое развитие формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое развитие, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности [10, с. 86].

Эстетическое развитие способствует формированию нравственности человека, расширяет его познание о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности. Таким образом, наиболее удачно, отразил цель эстетического развития М.М. Руковицин, который считал, что целью эстетического развития является гармоничная личность, всесторонне развитый человек, образованный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и проблему искусства. Эта цель так же отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса [7, с. 77].

Г.С. Лабновская, Д.Б. Лихачев, Н.И. Киященко и другие выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других учёных, но при этом не теряют главной сути. Первая задача, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Суть этой задачи, состоит, в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Воспитатель должен подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте [5, с. 94].

Вторая задача эстетического развития состоит в формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими [4, с. 96].

Третья задача эстетического развития связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его по законам красоты. [3, с. 147].

А.В. Луначарский подчёркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни [2, с. 83].

Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал. Эстетический идеал – представление человека о совершенной красоте явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира. То есть, это представление о совершенной красоте в природе, что для дошкольного возраста характерна неустойчивость представлений об эстетическом идеале. Дошкольник способен ответить на вопрос, какое произведение того или иного искусства больше всего нравится ему. Он называет книги, картины, музыкальные произведения. Эти произведения являются показателем его художественного или эстетического вкуса, даже дают ключ к пониманию его идеалу, но не идеал. Возможно, причина этого в недостатке жизненного опыта ребенка, недостаточности знаний в области литературы и искусства, что ограничивает возможности формирования идеала.

Вся система эстетического развития нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладение ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности и художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических, психологических качеств человека, которые выражаются эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

Общим педагогическим условием развития художественных способностей детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях искусства. Развитие художественных способностей основывается на формировании высокой нравственной потребности к творческому труду у детей. Без усилий, без определенной доли затрачиваемого самим ребенком труда невозможно сформировать полноценную творческую личность, заложить в душу ребенка высокие нравственно-эстетические начала.

Каждой группе задач эстетического развития соответствуют свои методы. Первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать. При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств.

Например, тема «Цирк», чтобы нарисовать ее творчески, детям в группе много рассказывается о цирке, во время беседы дети делятся своими впечатлениями от похода в цирк, делают зарисовки – клоунов, животных с воспитателем, а затем на занятии дети, проявляя творчество, создают работы – лепят, рисуют и т.д.

Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания. Здесь нужно указать общий принцип отбора методов – находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), участвовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания.

Например, на занятиях «В гостях у короля Палитры» дети решают немало проблем, чтобы попасть в волшебную страну: складывают портрет короля (моделируют), сообща строят мост из радуги, решают ребусы и т.д. Во время занятия детям задаются вопросы: а как ты думаешь? А как ты бы поступил? А как ты представляешь, опиши и т.д. Готовясь к занятиям, нужно постоянно думать, как поступить, чтобы обучение изображению не порождало штампов и не мешало детей возможности самостоятельно изобразить что-либо?

Список цитируемой литературы

  1. Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду / В.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2002.
  2. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок / В.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / В.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2006.
  4. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду / Пособие для воспитателей детского сада. 2-е издание, переработанное. / В.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2006.
  5. Григорьева Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. / Г.Г. Григорьева. – М.: 2001.
  6. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования / Т.С. Комарова. М.: Просвещение, 2006.
  7. Комарова Т.С. Учитесь рисовать и лепить / Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 2007.
  8. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова. – М.: Педагогика, 2000.
  9. Психология дошкольника: Хрестоматия / сост. Г.А. Урунтаева. – 2-е изд., перераб. и доп – М.: Академия, 2000. – 408 с.
  10. Ядэшко В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Ядэшко. – М.: 2009.

Источник