Все для творческого развития ребенка 1 год

Сегодня наконец-наконец расскажу о наших пособиях для творчества, которыми пользуемся с прошлого года и берем с собой в год будущий. На самом деле, ниже вы увидите даже пособия “9мес+” и “до 3 лет”, но все эти рамки очень условны и не всегда адекватны, так что равняемся по среднячку на 1-2 года примерно.

Именно пособия для творчества в виде различных заготовок мы с Марго стали использовать активно примерно года в 1,5, хотя методический арсенал был закуплен задолго до этого. До той поры я периодически предлагала разные из них, но особого толку не выходило, а переводить красочное добро, купленное за рубли, даром как-то не хотелось, поэтому до 1,5 лет мы в основном занимались вольным творчеством. О наших творческих материалах, используемых для этой цели я писала ранее вот здесь.

Изначально я изучила на прилавках все существующие год назад серии пособий для творчества для малышей, отобрала наиболее интересные и взяла по несколько штук на пробу.

Серия “Смотри, как я умею!”, издательство “Феникс-премьер” (тык ссылка)

Из этой серии у нас два пособия, хотя ассортимент довольно большой. В целом журнальчики довольно приятные. Мне нравится соотношение цена/объем, так как здесь по 12 страниц, в отличие от аналогичных пособий других серий. По яркости – средненькие: не слишком сочные и не насыщенно-яркие, но и не очень бледные. С одной стороны, и работа получается привлекательной, с другой – и материал не теряется на фоне заготовки. Печать сама по себе немного как будто “пиксельная” – с белыми проскакивающими точками. Что не очень удобно – заготовки с двух сторон одного листа. То есть не вырвешь страницу заранее, чтобы заниматься одной конкретной работой, не отвлекаясь на весь альбом. И для пластилиновых работ, конечно, очень неудобно закрывать книгу, так как страницы слипнутся.

“Рисуем пластилиновыми шариками”, Е.Ульева издательство”Феникс-Премьер” (тык ссылка)

На каждой странице – одно задание. Формат альбомный. Небольшая легенда в виде текста. В выборе цвета пластилина автор не ограничивает.

Креатива, как видите, особого в задумках нет: приклеить пятнышки, зернышки, ягодки.

Никаких инструкций для работы в книге нет. Мы сначала пробовали работать тестом для лепки – очень неудобно, так как оно ко всем пособиям клеится плохо. Когда руки уже созрели для работы обычным пластилином, тогда дело у нас с этой книжицей пошлО. Вообще я хотела изначально использовать пособия с многоразовыми страницами, чтобы потом и брату еще достались. Но поняла, что это одно мучение, так как лепится всё очень плохо, и интерес у ребенка быстро теряется. ИМХО, для пластилина, если действительно хочется, чтобы вышел толк – нужны бумажные обычные страницы.

Пластилин кстати используем вот такой – “Кроха” от “Луча”. Покупаю в Фикс-прайсе. Он действительно очень мягкий, не нужно предварительно разминать, Марго с ним хорошо справляется.

“Рисуем бумагой”, Е. Ульева, издательство “Феникс-Премьер” (тык ссылка)

На удивление пособие очень похоже на предыдущее. С той лишь разницей, что здесь нужно не пластилиновые шарики клеить, а бумажные.

Правда, креатива здесь побольше в заданиях, на мой взгляд.

Но вообще, везде суть одна: смять кусочки салфеток и приклеить комочки. Всего на паре страниц предлагается нечто по типу “вырежи треугольники из бумаги”:

Серия “Это может Ваш малыш”, Е. Янушко, издательство “Мозаика-синтез” (тык ссылка)

Очень широкая серия. Здесь есть и “Пластилиновый снежок”, и “Пушистые картинки”, и различные виды рисования, аппликации и лепки. У нас только одно пособие, и покупать больше не планирую. “Пластилиновые прятки” подразумевают, что нужно залепить пластилином одного из персонажей. При этом даются, в отличие от предыдущих пособий, более чёткие инструкции по выбору конкретного цвета пластилина:

Тесто для лепки также очень плохо приклеивается к страницам. Что мне показалось неудобной в этой серии, так это разделение одного задания аж на 2 листа. Пример выше с первой страницы, а далее всё выглядит вот так примерно:

На мой взгляд, очень необоснованно так занимать пространство одни заданием: и листок из книги заранее не вырвешь (чтобы концентрироваться на одном сюжете), и вообще ни к чему это – не настолько уж сложная здесь деятельность. Текста, как видите, к одному заданию очень много, я бы даже сказала, что слишком дофига. Всё-таки не книжку читаем, а творчеством занимаемся. Марго никогда не дослушивает.

Серия “Новый ребенок. Гений с пеленок”, Е.Янушко, издательство “Эксмо-Пресс” (тык ссылка)

Серия также большая, много интересных пособий, но её везде раскупили практически. Так что, если где наткнетесь на наличие – имейте ввиду, что это редкостный экземпляр. А может, Вы и найдете, где я сейчас не вижу). У нас одна тетрадка этой серии “Спрячь мышку!”. Суть заданий в том, чтобы губкой, смоченной краской, закрасить какого-то персонажа.

Здесь, на мой вкус, верный баланс текста-легенды и расположения самой картинки. А еще большое достоинство в том, что книги этой серии многоразовые, со специальным покрытием страниц. После занятия просто вытираем другой, чистой губкой страницу – и она как новенькая. Краски используем гуашевые или какие они там от Икеи. Губку кстати я просто обычную для бытовых нужд разрезала пополам и получилось две удобные мини-губочки. Они у нас на творческом столе всегда под рукой: для многоразовых всяких тетрадей очень удобно, да и вообще руки вытирать периодически.

Книжечки прямо очень тоненькие – всего 4 листа, итого 8 заданий. Это, пожалуй, их единственный недостаток. Инструкции по работе в наличии, содержатся на обложке.

Серия “Рисуем ладошками и пальчиками”, О. Узорова, издательство “Клевер” (тык ссылка)

Коротко: классные пособия! Во-первых, они очень пухлые: по 32 (!) страницы. Во-вторых, качество печати просто супер. Это самые яркие заготовки для творчества, которые у нас есть).

“Рисуем пальчиками 1 уровень”, О. Узорова, издательство “Клевер” (тык ссылка)

В этой серии предполагается несколько уровней сложности. У нас пока только первый, насчет остальных – подумаю, нужно вживую посмотреть. Здесь всё лаконично и обычно: рисуем просто точки пальчиками. Подобных пособий море – пожалуй, у каждого издательства есть. Но! Я искренне не понимаю, зачем некоторые предлагают закрашивать целый рисунок мазками пальцев, когда можно взять кисточку и просто наляпать раскрасить? Читала отзывы, что дети примерно так и делают, и никакого рисования отпечатками пальцев в итоге не выходит. Поэтому я специально подбирала пособие, где рисование пальцами будет логически обосновано самим заданиями (нарисовать пятнышки, точки и тп).

Мне еще нравится, что здесь в правом верхнем углу показано то, что по сути юный художник должен нарисовать (например, выше – это звездочка). И очень приятные двустишия – слева ☺️ Вот не надо детям по сути никакого текста начитывать глобального перед заданием. По крайней мере, у Марго при виде красок и пластилина ручки трясутся в предвкушении – тут не до чтива, для этого книги есть. А догадаться что и к чему детки и без текста по картинке способны. Ну или пары вводных сов мамы хватает.

Вот это Маргошин самый любимый сюжет. Мы эту “рябинку”, наверное, 100500 раз рисовали в итоге. Сначала в данной тетради, а потом она ей так в душу запала, что мне пришлось много-много раз рисовать от руки ветки на белых листах.

Кстати, обратите внимание – и в этом и в последующем пособии еще предлагается украсить рамочку отпечатками. Но до этого у нас обычно пальцы не доходят.

“Рисуем ладошками, 1 уровень”, О.Узорова, издательство “Клевер” (тык ссылка)

В этом пособии 1го уровня, всё достаточно банально и просто: делаем отпечатки ладошки. Первые попытки мы начали оооочень давно, год назад примерно. Тогда я Маргоше помогала “печатать”. Потом она стала делать это сама, моя функция сводилась к намазыванию. Теперь и ладошку краской она сама намазывать непременно желает.

Читайте также:  Программы для развития ребенка с полутора лет

Видите: тут в образце тоже отпечатки на рамочке. Здорово, что расположение отпечатков рук предполагается самых различных направлениях.

Единственное, в этой серии настолько сочная заливка краски на фоне, что лучше использовать плотные пальчиковые или гуашевые краски, иначе отпечаток-рисунок будет плохо просматриваться.

Кстати вот “Рисуем ладошками” мне прям очень хочется купить в продолжении. В начале “1 уровня” даются, как понимаю, общие рекомендации на всю серию о способах рисования. Там очень интересные методы встречаются, которые я не видела в других аналогичных книжицах. Но и одновременно, в нашем экземпляре я их в заданиях не встретила, так что предполагаю, что они идут дальше, на следующих уровнях (их, кажется, всего 3).

“Необычное творчество”, О.Вовикова, издательство “Hatber” (тык ссылка)

Вообще эти пособия я честно отрыла на глубине залежей в Fix Price, и стоили они там по 25 руб. Но найти удалось их только однажды, в 1 экземпляре и каждое – в разных магазинах и в разное время. Так что если Вам также повезет – очень здорово. Ну а нет – по ссылке выше в 2 раза примерно дороже, но 50 руб. за них, на мой взгляд, тоже отличная цена.

Именно вот такое пособие есть по ссылке выше, хотя с другой обложкой. Это просто находка! Уровень заданий – примерно как у “Умницы” в “Мои первые шедевры” (тык ссылка). Но, что говорится, почувствуйте разницу в цене ????. Хотя, конечно, здесь всего 8 тематических заготовок против 30.

Вот здесь мне очень нравится плотность цвета заливки: она не очень плотная, поэтому сам рисунок малыша будет сочно и ярко выделяться, показывая плоды творческого труда. Что самое классное: в каждой заготовке используются различные техники рисования без кисточки: отпечатком клочка бумаги, зубной щетки, пальцев, ладошек…

Здесь один сюжет также располагается в основном на целый разворот, но в данном случае считаю это оправданным. Задание занимает малое место – основное поле отведено для творчества. И здесь требуется рисовать действительно много, поэтому нужен простор. Рисовать пальцами кстати предлагается тоже в совершенно разных направлениях: точки, прямые, ломанные, волнистые линии, завитушки… В левом нижнем углу показана маленькая превьюшка ожидаемого результата, а на основном поле даны пунктиром ориентиры для рисования.

Второе пособие мне нравится гораздо меньше.

Я так понимаю, оно проще по уровню. Здесь предполагается рисование просто пальцами в разных направлениях.

Как видите, текста больше, рисунок меньше… И куча предполагаемых линий, которые малыш, конечно, не поспешит воплощать досконально в красочную жизнь. Ну и несколько заготовок вообще представляют собой вообще нечто не особо понятное:

Серия “Мои первые аппликации”, Л.Маврина, издательство “Стрекоза” (тык ссылка)

Это еще одна находка – цена около 50 руб. и истинное удовольствие в исполнении. Каждая книжица представляет 9 заготовок для простых аппликаций. Всего в серии 4 выпуска, у нас побывали 3. Я их делить не буду в обзоре, потому что суть и уровень везде один.

На каждом листе – поле и полоска из 6 квадратов, которые маме нужно отрезать и разрезать между собой. На оборотной стороне располагается небольшой стишок на тему задания.

Сами задания внутри одной книги по уровню отличаются. Есть заготовки, где нужно просто приклеивать квадратики куда душе угодно: на поле не предполагается для них конкретного места (как ниже с кошкой). Есть те, где место наклеивания обозначено пунктиром, но можно самому выбирать, куда какой квадрат клеить (как выше с пингвинами). А есть такие, где каждый квадрат предполагает наклеивание в строго отведенное место, и ребенок должен догадаться, что и куда приложить (например, сюжет с поездом выше).

Эти заготовки просто мега-удобно использовать. Обычно я легко вырываю лист из пособия, отрезаю неровный край и нарезаю квадраты. Это всё занимает пару минут, и делается прямо при Марго, которая покорно ждет. Сюжет я ей даю выбирать самой. Объем работ как раз на нашу небольшую терпелку. Получается красочно, наглядно и красиво.

Это одни из первых работ).

Клей используем карандашный. Самый хороший – Erich Krause, это я еще на работе поняла. Купила по совету опытных с цветным пигментом специально (типа ребенок мажет, видит где намазано, а где нет, а потом пигмент исчезает при высыхании). Но этот клей Марго нравится больше нюхать, чем клеить, потому что он ароматизированный ???? . А в самой поклейке разницы с обычным такого же производителя я особо не заметила. Но ссылку всё же ловите, потому что я сама в своё время его обыскалась, а нашелся в самом неожиданном для меня месте (тык ссылка).

Комплект “Весёлый клоун”, С.Погодина, издательство “Айрис-пресс” (тык ссылка)

Это наш самый главный любимец в данной подборке ????. Не смотрите на обозначение “от 9 месяцев” – не знаю, чем руководствовались те, кто такие рамки обозначил. На самом деле, задания там очень сложные, даже в 2 года не факт, что каждый ребенок может, например, скатать и ровно вертикально прилепить палочки из пластилина, покрасить гуашью и приклеить на картину шерстяные нитки или нарезать цветную бумагу. У издательства “Айрис-Пресс” есть целая серия “Рисуем, клеим лепим” (тык ссылка), в которой подобные комплекты – на разные возраста. Но, честно сказать, надо смотреть каждый набор конкретно. Я, например, сравнивала перед покупкой нашего “Клоуна” с “Львенком”, обозначенным “1 год+” и вообще не поняла различий по уровню сложности. А где-то встречала мнение, что комплект “2 года+” вообще самый простой.

Итак, в набор входят 32 вида заготовок для творчества, цветных, формата А4, по 2 штуки каждого вида – итого 64. Автор подразумевает, что первый раз мама выполняет работу, а ребенок смотрит. А второй раз уже делают вместе, малыш по возможности выполняет операции самостоятельно. Я поступаю иначе. Мы сразу переходим ко второму варианту, Марго в основном всё делает сама, я лишь направляю словами. Вторую заготовку оставляем для младшего брата. Правда, удобно? Купил один комплект, а хватило на 2 детей ????.

Вот примеры заготовок. В комплект еще входит пухлая методичка, в которой очень подробно расписано, как работать с каждой картинкой.

Расписаны все задания ну ооочень подробно, самим выдумывать ничего не нужно. Материалы для каждой работы также расписаны, они самые простые, из тех, что есть под рукой. При этом также часто даются указания на то, что чем можно заменить. И альтернативные варианты выполнения работ также приводятся.

Подбор заданий просто отличный. Во-первых, в каждой работе встречается набор сразу нескольких техник: например, лепка+аппликация+рисунок. Во-вторых, эти комбинации техник между работами не повторяются. То есть каждая заготовка уникальна не только по сюжету, но и с технической стороны. В-третьих, здесь очень много креатива: мы и бусины на пластилине на кокошник Снегурке лепили, и красили шерстяные нитки, а затем клеили на ёлку в виде гирлянды… Есть и работа природными материалами. Даже краска и та, то кистью наносится, то зубной щеткой, то ватной палочкой… То пластилин вилкой). Интересно по-настоящему. И настраивает на такой творческий лад, что иногда Марго сама в ходе работы что-то дополняет, хочет внести какие-то новые, не задуманные автором приемы изображения: а я что? Я только рада такому дочкиному творческому подходу.

Напоследок хочу добавить, что естественно, мы занимаемся не только по шаблонным заготовкам. В нашем доме всегда есть место вольному творчеству. Но подобные занятия Марго очень-очень любит. А мне они особенно стали удобны с появлением в доме новорожденного грудничка и позволяют заниматься со старшей дочкой гораздо больше, чем если бы я самостоятельно продумывала, распечатывала и рисовала.

Читайте также:  Центры развития ребенка сочи

Источник

15.04.2015

За год малыш научился многому: садиться, ползать, даже ходить, но следующий год для малыша должен стать не менее насыщенным и интересным. Ребенок научился ходить, а значит, наступил этап активного познания окружающего мира, это надо использовать во благо и в целях развития нашего малыша.

 Обучение крохи будет более эффективным, если оно будет направлено и организовано взрослым. А для того, чтобы родителям понимать, в какую сторону двигаться в части совместных занятий с ребенком, предлагаем вам план. План охватывает все сферы жизнедеятельности малыша, и направлен на развитие его когнитивных процессов.

Упражнения для развития логики ребенка в период с 1 года до 2 лет

1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные – по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).
4. Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин, фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки – домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка).
5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:
6. Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера:
7. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:
8. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .
9. Игры со всевозможными сортерами.

Упражнения для развития внимания детей в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Игра в «Найди пару» – с носочками, варежками, карточками (лото), игра «Угодай-ка»
2. Игра «Что в этой комнате?» – по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
3. Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
4. «Найди по звуку» – мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.
5. «Найди маму» – игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).
6. «Найди похожий узор» – разновидность игры «найди пару» – найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).

Изучение свойств предметов

В процессе игр с ребенком, общения, чтения книг, уделяйте внимание следующим понятиям:
1. Большой-маленький.
2. Название цветов, можно использовать игру «Цветик-семицветик»  (как базовых – синий, красный, желтый, зеленый, а позже познакомить со всеми цветами радуги и нетипичными цветами, например, салатовый).
3. Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
4. Один-много.
5. Горячий-холодный.
6. Высокий-низкий.
7. Вверх-вниз.
8. Предлоги.
9. Грустный-веселый.
10. Твердый-мягкий.
11. Грязный-чистый.
12. Спереди-сзади.
13. Сухой–мокрый.
14. Колючий.
15. Гладкий.
16. Шершавый.
17. Легкий –тяжелый.

Лексические темы

С ребенком важно постоянно общаться и рассказывать ему о том, что происходит вокруг, давать понятийное обозначение предметов, с которыми сталкивается ребенок.  Таким образом, мы работаем над развитием словарного запаса и понятийного аппарата ребенка. Ощупывание предметов, игры с ними, будут способствовать быстрейшему усвоению новых знаний.

Итак, в возрасте от 1 года до 2 лет, для развития речи ребенка, вводим следующие понятия:

1. Посуда.
2. Рыба.
3. Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
4. Машины.
5. Кораблик.
6. Домики.
7. Цветы.
8. Грибы.
9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
11. Овощи, фрукты, для этих целей, можно сделать наглядный материал: овощи и фрукты своими руками.
12. Продукты, еда.
13. Животные домашние.
14. Животные дикие.
15. Одежда, отлично подойдет игра «Одевалка».
16. Мебель.
17. Птицы.
18. Части тела, части лица.
19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.

Творчество для детей в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе  – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудно – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
2. Учить пользоваться красками – мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
3. Рисование пальчиками.
4. Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
5. Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет – внутри листа вырезается простой силуэт – например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
6. В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
7. Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально: все – таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
8. Лепка из пластилина, теста: учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку” и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.
9. Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.
10. Аппликация крупой.
11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто – получаются интересные орнаменты).
12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).

Упражнения для развития речи и артикуляции ребенка в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Продолжать учиться звукоподражанию. Учить, как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) – если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
2. Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет.
3. Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
«Мама-радио» – стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок).
4. Читать книги, для малышей лучше предлагать мягкие книжки, которые можно сделать самим или из плотного картона.
5. Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно рассказывать стихи (мама начинает – «наша Таня громко…» ребенок продолжает– «плачет!») – обычно это возможно осуществить в среднем – к двум годам (у всех индивидуально).
6. По возможности, побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи “дай!”, “скажи, что это”, “скажи, как мяукает кошечка”, и т.п.).
7. Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания (“давай покачаем куклу, спой ей “а-а”, “побибикай машинкой – “би-би”, “попроси у мишки чашку, скажи, “дай, мишка!” и т.п.).

Читайте также:  Развитие ребенка до года прибавка в весе

Упражнения для развития музыкального слуха и чувства ритма у детей в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Логоритмика – танцы под музыку (например, методика Железновых).
2. Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
3. Знакомимся с понятиями «громко – тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
4. Знакомимся с понятиями «быстрая – медленная музыка».
«Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
5. Знакомимся с понятиями «шум – тишина».
6. Прослушивание классической музыки фоном.
7. Активное слушанье классической музыки – обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она рассказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает – мы вот так медленно танцуем под нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
8. Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух – “принеси куклу, дай мячик”).

Упражнения для развития сенсорики у детей в возрасте от 1 года до 2 лет

Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п. родители могут сами сделать сенсорные ладошки или сенсорные мешочки, для организации занятий с ребенком в домашних условиях.

1. Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
2. Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
3. Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
4. Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.

Гимнастика и развитие координации ребенка от 1 до 2 лет

1. Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.
2. «Пройди по комнате, не задевая предметов» – передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
3. Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
4. Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
5. Катать мячики, машинки.
6. Учиться прыгать на месте (ближе к 2 годам, можно учиться прыгать на батуте).
7. Бить по мячу ногой.
8. Ползать по лабиринту (покупному или самодельному – из стульев и т.п.).
9. Лазать: на детской площадке, с поддержкой взрослым (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван – с дивана, забираться на стул и т.п.
10. Учиться переносить различные предметы на подносе.
11. На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти, значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния, если торопить события и «заставлять» ребенка ходить – это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.
12. Ходить по наклонным поверхностям – в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.
13. Толкать тележку, игрушечную коляску.
14. Тянуть за собой предметы на веревочке.
15. Играть с мамой в догонялки.
16. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
17. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
18. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
19. Учиться катать машинку через “тоннель”.
20. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
21. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.

Ролевые игры для детей от 1 до 2 лет

1. Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).
2. Покорми, умой куклу.
3. Шофер – отвези игрушку на машинке-грузовичке.
4. Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню.
5. Стираем и развешиваем белье.
6. Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).

Развивающие упражнения для детей в быту

(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания).

1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» – т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
2. Пить из трубочки, из чашки.
3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» – концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.)
4. Учиться вытирать со стола.
5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы (“помоги поставить тазик на место”).
7. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).
8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
9. Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места, где они лежат, класть их вместе с мамой на место).

Социальные навыки малышей в возрасте от 1 года до 2 лет

Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте – большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения – значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.

1. Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
2. Жалеть (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
3. Делиться игрушками, вкусняшками и меняться с другими детками или мамой (Не настаивать и не заставлять, а просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками.
4. Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка – настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т.п.
5. Показывать ребенку кукольный спектакль.

Источник