Время внимания ребенка 1 года

Время внимания ребенка 1 года thumbnail
  • Теги:
  • Материалы для воспитания и развития
  • 0-1 год
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • игры для развития

Особенности развития внимания у ребенка

Формирование внимания ребенка

По мнению психологов, существует 6 стадий формирования внимания у детей:

Первая стадия – стадия рассеянного внимания. Это норма для детей от рождения до возраста одного года. Их отвлекает любой шум, игрушки, разговоры взрослых людей.

Вторая стадия – стадия фиксированного внимания. Это значит, что занимаясь каким-то одним делом, ребенок возраста от года до двух лет не замечает ничего из происходящего вокруг, он целиком и полностью поглощен своим действием. И в этот момент он действительно не слышит, когда к нему обращаются. Очень часто родители, наблюдая за играющим ребенком, не могут понять, как можно настолько увлечься процессом одевания куклы или сборкой новой модели вертолета, чтобы не слышать, что его зовут? Порой мама и папа решают вмешаться в его игру, но делать этого не стоит. Ребенку, который чем-то занят, лучше не мешать, поскольку в таком случае он быстро потеряет свой настрой.

Формирование внимания ребенка

Третья стадия – стадия гибкого одноканального внимания. В возрасте от двух до трех лет у детей внимание становится более гибким, но все равно остается одноканальным. Малыш такого возраста может на несколько секунд прервать свою игру, услышав, что его зовут, но очень быстро вернется к ней снова.

Четвертая стадия – стадия сложившегося одноканального внимания. Между тремя и четырьмя годами дети все больше могут переключать свое внимание с одного объекта на другой. Ребенок способен прервать свои занятия, чтобы самому взглянуть или послушать, а затем вновь вернуться к ним.

Пятая стадия – стадия формирования двухканального внимания. От четырех до пяти лет малыш способен удержать двухканальное внимание на короткое время. Это означает, что он может одновременно говорить и указывать или слушать взрослого, не отрываясь при этом от своего дела. Если задача сложная, он может сосредоточиться на чем-нибудь одном.

Шестая стадия – стадия сложившегося двухканального внимания. Малыш уже может заниматься двумя делами одновременно, например, смотреть мультфильм и кушать, или одевать куклу и разговаривать с мамой. Именно поэтому начинать серьезные обучающие занятия с ребенком лучше с этого возраста. И если родители замечают, что ребенок пяти-шести лет как будто оказывается на своей волне, не видит и не слышит ничего вокруг – в большинстве случаев это сигнализирует о том, что он просто устал. В мозгу ребенка есть «встроенная» защита от перегрузок, и в моменты усталости один канал внимания у малыша отключается.

Произвольное и непроизвольное внимание

В первые годы жизни ребенок еще не умеет управлять своим вниманием, и оно является непроизвольным, поэтому его может привлечь абсолютно любая вещь, попавшая в его поле зрения. Минуту назад он крутил в руках пластмассовую улитку и вот уже пытается дотянуться до любимой маминой вазы. По этой же причине малыша так легко отвлечь, достаточно всего лишь указать ему на любой объект. Все мы прекрасно помним мамино: «Смотри, какая птичка полетела!»

Парадокс в том, что поначалу родители сами используют эту особенность детского внимания, чтобы отвлекать малыша от хрупких вещей, телевизионной рекламы или плача из-за разбитой коленки, но совсем скоро начинают за эту же невнимательность ругать ребенка и упрекать его в рассеянности. Помните, малыш вовсе не рассеян, и даже наоборот – он очень сосредоточен: лишь на том, что в этот момент представляет для него наибольший интерес. Поэтому требовать от ребенка концентрации внимания до пяти-шести лет просто бессмысленно.

Сосредотачивать все свое внимание на каком-то одном деле дети начинают лишь ближе к шести годам, следовательно, до этого возраста за все успешные попытки концентрации на чем-то одном малышей обязательно нужно хвалить, подчеркивая их усидчивость, целеустремленность и силу воли. Ребенок почувствует, что его старания оценили, и будет все чаще удивлять вас новыми примерами произвольного внимания.

Игры на развитие внимания

Развивать внимание ребенка младшего школьного возраста чрезвычайно важно, ведь все его дальнейшие успехи в обучении будут зависеть от того, насколько ваш малыш будет внимателен.

Научить ребенка обращать внимание на что-то определенное совсем нетрудно. Мы предлагаем несколько игр на развитие внимания вашего ребенка. Они не только развлекут малыша, но и научат замечать что-то новое и интересное вокруг, что обязательно пригодится в будущем.

Назови, что видишь

Во время прогулки показывайте ему, какие красивые листочки на дереве, какая большая машина проехала по дороге, какая красивая шапочка у девочки в автобусе. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет вас слушать, а значит – концентрироваться на том, что вы ему говорите.

Делай и рассказывай

Учить малыша концентрировать внимание можно и во время таких простых занятий, как рисование или лепка. Комментируйте вслух его действия, делайте маленькие подсказки, и очень скоро малыш научится самостоятельно выполнять те же самые последовательности действий уже без ваших комментариев.

Найди предмет

Для развития внимания отлично подходит такая игра, как поиск предмета по его описанию, когда мама вслух описывает малышу какую-то вещь, находящуюся в комнате, а кроха смотрит по сторонам и пытается угадать, о чем идет речь. Также для этой цели подходят игры на поиск различий между картинками.

Читайте также:  Разрешенные продукты для ребенка 1 год

Посмотрим друг на друга

Интересное и веселое развлечение, которое также поможет ребенку стать более внимательным. Малыш внимательно смотрит на маму в течение нескольких секунд, после чего отворачивается, а мама задает ему вопросы, например, «Какого цвета у меня юбка?», «Есть ли на мне бусы?», «Сколько карманов у меня на рубашке: один или два?» После этого они меняются ролями.

Мешай мне

Еще одна игра, позволяющая научить ребенка не отвлекаться от своего занятия. Малыш, к примеру, рассказывает наизусть стихотворение или считает от одного до десяти, а мама в это время пытается любыми способами отвлечь его. Если малыш стойко выдержал испытание, без запинки произнес стихотворение или не сбился со счета – он получает приз. В такую игру можно играть и втроем: например, папа задает малышу вопросы, на которые он должен быстро отвечать, а мама в это время пытается отвлечь его внимание.

По мнению психологов, без развития кистевого аппарата ребенка невозможно начинать различные тренировки на развитие внимание. Предлагаем вашему вниманию следующее упражнение:

Упражнение на развитие визуального внимания:

Упражнение на устойчивость, переключаемость и концентрацию внимания:

Виктория Грицук

Родители оказывают наибольшее влияние на жизнь своих детей. Именно поэтому им необходимо понимать, как воспитывать своего ребенка, и как метод воспитания повлияет на дальнейшую жизнь малыша. Пройдите тест и определите, какой стиль воспитания вам ближе.

КАКОЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ ВАМ БЛИЖЕ?

Источник

Кто что услышит?

Цель: развитие слухового внимания; пополнение активного словаря; развитие
фразовой речи.
Материал: ширма, различные звучащие предметы: звонок,
молоточек, трещотка с камешками или горохом, труба, звонок, бубен и т.д.

Ход игры

Взрослый за ширмой стучит молоточком, звенит в звонок, стучит в бубен и т.д.
и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть
ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

Угадай, что надо делать

Цель: развитие у детей умения переключать слуховое внимание; развитие
координации движений, умения соотносить свои действия со звучанием
бубна.
Материал: бубен, два флажка.

Ход игры

У ребенка в руках два флажка. Если взрослый громко звенит в бубен, ребенок
поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо — опускает флажки
вниз.
Взрослый следит за правильной осанкой детей и точным выполнением
движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4-х раз,
чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.

Солнце и дождик?

Цель: развитие у детей умения переключать слуховое внимание, выполнять
действия согласно различному звучанию бубна.
Материал: бубен, картинки с
изображением прогулки детей при ярком солнце и дожде (дети бегут под навес).

Ход игры

Взрослый говорит ребенку; «Сейчас мы с тобой пойдем на прогулку. До нет,
погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, я буду бубном
звенеть, и тебе веселее будет гулять под его звуки. Если начнется дождь, я буду
в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен
звенит и когда я стучу в него».

Взрослый повторяет игру, меняя звучание бубна 3-4 раза.

Угадай, на чем играю

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент
на слух по его звучанию.
Материал: музыкальные игрушки: барабан, гармоника,
бубен, органчик, дудочка и другие.

Ход игры

Взрослый поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты и спрашивает,
как они называются. Если ребенок не знает, взрослый называет инструменты и
знакомит с их звучанием. Ребенок слушает и рассматривает инструменты.

Когда взрослый убедится, что ребенок усвоил названия инструментов и запомнил
их звучание, игрушки убирают за ширму. Взрослый повторяет уже за ширмой игру на
разных инструментах, а ребенок по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».
Если ребенок легко справляется с заданием, его можно усложнить.

Птицы и автомобиль

Ход игры

Дети-«птички» «летают» по комнате, размахивая руками, как крыльями, а
взрослый напевает:

Прилетели птички, (Дети-«птички» «летают».)
Птички-невелички.
Летали,
летали,
Крыльями махали. («Птички» прыгают на скамеечку и приседают на
полусогнутых ногах, затем прыгают на пол, садятся на корточки, стучат пальчиком
об пол — «клюют».)
Так они летали,
Крыльями махали.
На дорожку
прилетали,
Зернышки клевали.

Появляется взрослый с игрушечным автомобилем в руках, раздается гудок, и
автомобиль, управляемый взрослым, едет. Взрослый приговаривает или поет:

Автомобиль по улице бежит, (Дети-«птички» быстро убегают от автомобиля и
встают на скамейку.)
Пыхтит, спешит, в гудок гудит.
Тра-та-та, берегись,
посторонись!

Источник

ирина м.

13 января 2019  · 967

Начать следует с того, что внимание, как психический процесс, имеет свои этапы развития, и что внимание ребенка и внимание взрослого — два качественно разных процесса. Возрастное развитие внимания по идеям Л.С. Выготского представил А.Н. Леонтьев: по его мнению, “с возрастом внимание ребенка улучшается”. Но что значит “улучшается”? По каким критериям это оценивается?

Читайте также:  Примерное меню на неделю для ребенка 1 год 1 мес

Первый критерий — кем опосредуется внимание — внешним агентом/средой или самим человеком. Маленький ребенок еще не умеет управлять своим вниманием, поэтому родители помогают ему в этом, направляя за счет различных стимулов, то есть опосредованно. С возрастом, ребенок научается управлять вниманием сам.

Второй критерий — баланс и развитие произвольного и непроизвольного внимания, начиная с рождения. Давайте перечислим этапы:

  1. Первые недели-месяцы жизни, когда преобладает непроизвольное внимание в виде врожденного ориентировочного рефлекса.
  2. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
  3. Развитие произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет (~ 2 года).
  4. Достаточно хорошее развитие первоначальной формы произвольного внимания — умение не просто манипулировать предметом, а выполнять простейшие действия. Например, зачерпывать совочком песочек (~ 2-3 года).
  5. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого. Например, играть по правилам, сформулированным взрослым, слушать интересный рассказ или учиться читать (~ 4-5 лет).
  6. К концу дошкольного возраста ребенок приобретает некоторый опыт в управлении вниманием самостоятельно (~ 5-6 лет).
  7. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.

То есть внимание взрослого произвольное, мы сами можем им управлять, а у детей в разные этапы развитие оно непроизвольное или менее произвольное.

Третий критерий — длительность. Годовалые дети сохраняют устойчивое внимание на играх в среднем 14,5 минут, трехлетние до 27 минут, а пяти-шестилетние дети могут играть на протяжении 96-100 минут. Если младшие дошкольники рассматривают картинку 6-7 секунд, то старшие дошкольники тратят на те же картинки 12-19 секунд времени.

Четвертый критерий — объем. В дошкольном возрасте происходит расширение объема внимания и рост его устойчивости при формировании произвольного внимания. Расширение объема внимания проявляется в том, что ребенок старшего дошкольного возраста может воспринять уже более одного предмета, однако у четырех-шестилетних детей объем внимания еще недостаточен для различения сложных или малоотличимых друг от друга объектов (например, буквенных или цифровых знаков).

Суммируем все критерии: внимание взрослого и ребенка отличается по направленности опосредования (извне или изнутри), по произвольности, длительности и объему.

Степенью проникновения в суть

Почему люди боятся себя принять такими, какие они есть?

Открываю людям путь, как не бояться жизни. /И ты тоже сможешь/
Консультации: +7-915-303-08…  · pro-ponimanie.ru

Женя, добрый день!

Ты интересуешься, почему людям тяжело себя принимать. Этому есть несколько причин.

Дело в том, что в раннем детстве любой ребенок легко себя принимает, так как его личность состоит только из детской эмоциональной части, которая чувствует и ощущает мир так, как есть.

С возрастом наша личность развивается, и в ней появляется наблюдающая оценивающая часть, которая способна смотреть на нас как бы снаружи. С одной стороны, это приобретение помогает нам принимать более адекватные взвешенные решения.

Но с другой стороны, у нас появляется критичность к самим себе. Иногда это – полезная критичность, когда мы признаем свои ошибки и несовершенства. Но она может легко стать чрезмерной и неполезной. Грань очень тонка.

Получается, что наша взрослая часть личности как раз и приводит к непринятию частей себя, которые не очень приглядны, не нравятся обществу, являются слабыми и тд.

Кстати, вы наверняка замечали, что кроме детей, без проблем себя принимают еще алкоголики и бомжи. Они могут танцевать на улице, выглядеть плохо, валяться в грязи, но у них при этом не возникает переживаний и отвержений себя.

Из этого можно сделать вывод, что принятие и непринятие должны быть в нас сбалансированы. Ведь как плохо быть закомплексованным, так же плохо быть и полностью раскомплексованным алкоголиком.

Для налаживания же такого баланса важно понимать как устроена самооценка человека и как ее можно сделать адекватной, благодаря использованию зрелых способов взгляда на себя. Об этом подробней смотрите мое видео тут: https://youtu.be/C212Bua1zIQ

Прочитать ещё 13 ответов

Какие существуют принципиальные отличия между аутизмом и синдромом дефицита внимания?

детский невролог, эксперт Фонда «Обнажённые сердца

Принципиальным отличием между РАС и синдромом дефицита человечества (СДВГ) являются трудности в общении и социальной коммуникации. У ребенка с СДВГ нет особых трудностей в том, чтобы обратиться к другому человеку и поддерживать коммуникацию с ним, нет трудностей в развитии вербальной и невербальной коммуникации. Трудности в основном касаются способности регуляции внимания и в том, чтобы удерживаться на выполнении определенной задачи. Исследования показывают, что есть немало детей, у которых РАС сопровождается трудностями с концентрацией внимания. По некоторым данным у детей с РАС нарушения внимания и гиперактивность встречаются во много раз чаще.

Прочитать ещё 3 ответа

К чему приводит недостаток/отсутствие в детстве родительского внимания и заботы в жизни человека?

Гипнотерапевт, прием в Москве, специализация – эриксоновский гипноз, стаж 18 лет.  · gipnoz-life.ru

Такой человек всю жизнь будет стараться восполнить все то, что ему не дали / недодали в детстве. Как именно он это будет делать? А вот здесь у всех по-разному. Самые распространенные сценарии:

  1. Старание заслужить чужие любовь и внимание, жертвуя собой и решая чужие проблемы;
  2. Месть всем вокруг – агрессией, хамством, унижениями; отсутствие доверия кому-либо;
  3. Отделение от всех, принятие решения “мне все это не нужно”;
  4. Уход в депрессию (настоящую, медицинскую);
  5. Гиперкомпенсация – создание хорошей и любящей семьи, выстраивание равноправных отношений с другими людьми.
Читайте также:  Температура после запора ребенок 1 года

Естественно, что в каждом случае степень выраженности сценария может быть разной, т.к многое будет зависеть и от большого количества внешних факторов. Но очень важно помнить: недостаток/отсутствие в детстве родительского внимания и заботы в жизни человека – это и в самом деле серьезно. Но это не приговор. Последний сценарий – с гиперкомпенсацией – достижим.

Прочитать ещё 7 ответов

Как объяснить ребёнку вред читерства?

Поиграйте (но не в видеоигры) или поспорьте с ним на что-то для него ценное, но не поддавайтесь: исползуйте преимущества взрослого — силу, массу, коварство, опыт.  А когда он рано или поздно закричит, что так не честно, то тут-то и надо не растеряться и толкнуть мораль.

Прочитать ещё 6 ответов

Источник

Бег, игра, чтение, разговоры, прыжки… все дети быстро переходят от одной активности к другой. Это неудивительно, ведь у детей способность концентрироваться гораздо слабее, чем у взрослых, а их жизненная энергия впечатляет. Знаете ли вы, что концентрация вашего ребенка меняется с возрастом? Именно это необходимо учитывать при обучении, а главное – найти правильный способ помочь ребенку научиться концентрироваться на одном виде деятельности в течение продолжительного периода времени.

Отсутствие концентрации – первая и основная жалоба всех учителей, особенно начальной школы. Но что такое концентрация и почему детям она не присуща?

Концентрация – это умственная и интеллектуальная способность «отключиться» от происходящего вокруг, чтобы сосредоточиться на одном предмете. Будь то чтение, игра или какая-либо работа, принцип остаётся тем же. Эта способность врожденная, однако, в маленьком возрасте максимально возможный период фокусировки на одном занятии сильно разнится в меньшую сторону от концентрации взрослого человека, который на протяжении многих часов способен, не отвлекаясь ни на что, выполнять один вид деятельности.

Возраст и концентрация

До 3 лет: не нужно пытаться заставить ребенка до трёх лет заниматься одним и тем же более, чем 10 минут. Для малышей в столь раннем возрасте смена деятельности должна происходить каждые 10 минут, либо, при необходимости провести более долгое занятие, каждые 10 минут необходимо делать перерыв, разрешая малышу отвлечься. Идеально чередование интеллектуальной и физической активности, что в основном и практикуется в детских садах.

От 3 до 6 лет: способность концентрироваться в этом возрасте увеличивается, но не сильно: дошкольники, как правило, могут концентрировать свое внимание без потери способности усваивать информацию не более 20-25 минут. Попытки продолжить, например, интеллектуальный вид деятельности, скорее всего не увенчаются успехом, и информация, полученная «сверх нормы» скорее всего, просто не запомнится или усвоится в искаженном виде. Дошкольникам от 3 до 6 лет, так как и детям, более младшего возраста, просто необходимо чередовать умственный труд с физическим, в идеальном варианте – на свежем воздухе.

От 6 до 10 лет: детям младшего школьного возраста зрелость мозга позволяет концентрироваться до 40-45минут (школьный урок не спроста длится именно столько времени). Тем не менее, на протяжении урока все равно необходимо делать небольшие перерывы и отвлекаться на другие виды деятельности, чтобы ребенок не уставал и сохранял возможность фокусироваться на предмете на протяжении всего занятия.

Как узнать время концентрации моего ребенка?

концентрация ребенка

Это не сложно, просто понаблюдайте за вашим ребенком. Начните любую деятельность, например, чтение, после того, как ребенок хорошо отдохнул и набрался сил. Засекайте время, в течение которого он остается сфокусированным на тексте без отвлечения на прочую деятельность, за исключением вопросов о значении самого рассказа. Как только Вы заметили, что внимание ребенка потеряно, началась суета и ерзание на стуле, можете оценивать время, в течение которого Вашему ребенку удалось быть максимально сконцентрированным. Повторяйте такие наблюдения несколько дней подряд, чтобы сформировать более точную картинку о способности Вашего ребенка концентрироваться.

Однако, если время его концентрации отличается от общепринятых рамок, не стоит впадать в панику и присваивать ребенку «звание» гиперактивного (если только у ребенка полностью не отсутствует способность концентрироваться на одном виде деятельности).

Способность концентрироваться можно развивать, для этого необходимо следовать простым правилам:

✔ продолжительность сна ребенка должна соответствовать его возрасту;
✔ в занятиях строго необходимы перерывы (отдых, дыхательные упражнения, музыка, и так далее).
✔ не позволяйте ребенку часами смотреть телевизор – яркие картинки и порой агрессивный шум, который сопровождает их, создают проблемы концентрации. Гораздо легче привлечь внимание ребенка к движущимся изображениям, чем научить его концентрироваться на тексте, поэтому просмотр динамичных мультфильмов во многом расхолаживает и развивает нежелание концентрироваться на монотонном обучении.

С любовью, Елена Бражина!

Понравилась статья? Поставь палец вверх и подпишись на канал – будет еще много интересного!

Статьи по теме:

– Как воспитать счастливого ребенка?

– Как научить ребенка делиться?

Источник