Впечатления и развитие ребенка

Проблема выбора для своего ребёнка дошкольного учреждениям раньше или позднее возникает перед каждыми родителями. И каждый старается подобрать для ребёнка систему занятий, на сколько это возможно, максимально соответствующую своим представлениям о “правильности” воспитания, образования, развития. Естественны различные требования для образования в каждой семье, приоритеты и ориентация на разные результаты, расстановка разных акцентов в системе развития ребёнка.
Когда я подбирала систему занятий для Васи, для меня важно было, в первую очередь, сформировать у ребёнка навыки общения и взаимодействия в группах, постоянных по своему составу, на занятиях, где бы производилась работа по всестороннему развитию ребёнка, раскрытию и реализации его индивидуальных особенностей, и этот, затертый педагогическими изданиями, “принцип индивидуального подхода” был бы реализован не только на бумаге.
Известно, что детские годы накладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Поэтому важно, развивая ребёнка, не нарушать его “природы”, максимально тактично и аккуратно корректировать поведение, добиться соблюдения необходимых правил. Для себя я сразу определила как неприемлемый стиль общения, содержащий “некорректные” воспитательные воздействия, категорические заявления и т.д., которые (ни для кого не секрет), зачастую, используются в дошкольных заведениях и вызывают нежелательные последствия: упрямство, замкнутость, отчуждённость, подавленность, комплекс неполноценности, ожесточенность и т.д.
Каждый ребенок с первых дней жизни обладает индивидуальным природным темпераментом, который практически невозможно изменить (можно скорректировать его социальные проявления). Врожденный темперамент человека виден во всем: в скорости его мышления, темпе речи, в мимике, подвижности, манере общения и т.д.
Мой ребёнок обладает живым, подвижным темпераментом. Он легко идет на контакт (как только ребенок замечает, что вокруг есть дети – он сразу нуждается в общении с ними), прекрасно сходится со сверстниками и обладает определёнными лидерскими задатками, ему надо быть активным участником происходящего, он быстро усваивает новую информацию. Он любопытен и постоянно нуждается в новых впечатлениях, проявляет огромный интерес ко всему, что его окружает, много двигается.
Вместе с тем, он впечатлительный, эмоциональный. Увлекшись каким-либо делом, не может правильно рассчитать силы, устает от однообразия и часто меняет занятия. Стараясь увидеть больше – зачастую упускает суть. Наблюдается отставание в развитии тех областей, где требуется усидчивость и терпение.
Оптимальным решением оказалось посещение занятий в группе “развивающие игры”. Занятия проводятся три раза в неделю примерно по 3 часа. На мой взгляд, они в наибольшей степени соответствуют поставленным задачам. В группе 3-5 чел., свободная и очень спокойная непринужденная обстановка, мягкое общение. Педагог-воспитатель группы знает подход к каждому ребенку, относится к ним с пониманием и бесконечным терпением.
Занятия в группе мой ребёнок посещал четыре месяца. В течение этого времени я имела возможность наблюдать проведение различных учебно-воспитательных работ, вот только некоторые из них:
- различные виды игр: ролевые игры, где в игровой форме рассматриваются и отрабатываются самые разные модели общения, игры в бытовые ситуации (поход в магазин, посещение доктора и т.д.), которые воспроизводят опыт ребенка и задействует его память и репродуктивное, воспроизводящее воображение и т.д.;
- занятия чтением и математикой, которые гибко согласовываются с темпом запоминания и степенью заинтересованности малышей в таких занятиях;
- чтение сказок и рисование иллюстраций к ним;
- организованы тематические занятия в библиотеке, для расширения круга знаний о природе, об окружающем мире, истории страны, которые очень нравились ребёнку, и служили темами бесконечных домашних рассказов;
- проводились тематические праздники (День Защитников Отечества, 8 Марта, окончание учебного года, дни рождения и т.д.).
Отдельно хочется отметить, как гибко и тактично педагог проводит работу с родителями, передавая им своё представление о различных сторонах воспитания и развития ребёнка и находя определённый подход к каждому из взрослых, грамотно доносит информацию о каждом ребёнке.
Также положительным моментом, на мой взгляд, является осуществление комплексного подхода к решению вопросов адаптации детей в условиях дошкольного учреждения со стороны практикующих педагогов, медицинских работников и психологов.
Мои родительские ожидания от занятий в группе вполне оправдались. Ребенок с удовольствием посещает занятия – значит ему там интересно и психологически комфортно. Об этом свидетельствует и спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч со мной, “почти” уравновешенное настроение в течение дня и ряд других признаков. Ребенок уже не так быстро и резко утомляется как раньше, становится психически более выносливым. Я вижу, что он учится общению, стал гораздо лучше рассказывать и объяснять, получил навыки общения в коллективе, нашёл новых друзей, и еще многое другое. Появилась собранность, аккуратность. Значительно продвинулось развитие мелкой моторики.
Очень рассчитываю продолжить посещения занятий в следующем году. В каждом возрасте существуют свои трудности общения. У одних детей сильнее выделены одни проблемы, а у других – другие. Все зависит от характера и темперамента ребенка. Мне кажется, что адаптационный период для моего ребёнка ещё не закончился, ему ещё надо определить собственное место в коллективе, учиться общаться со сверстниками, не конфликтовать, уметь анализировать свои и чужие поступки, адекватно оценить действия окружающих.
Irusy, iris@inetkom.ru.
Да, положительного в таких занятиях очень много. Но, меня смущает один момент (вы не задумывались над этим?): в таких клубах создается искуственная атмосфера постоянного поощрения и подстраивания под ребенка, а ведь в реальной жизни это не так. Ребенку надо учиться добывать знания и находить решения не только в тепличных условиях. Жаль, что Вы не написали возраст ребенка. Я считаю такие занятия оптимальными для ребенка до 3-3,5 лет. Потом мне кажется этого недостаточно. Моя дочка посещала такие занятия 3 мес. и мне кажется ей уже тесно в них, поэтому на след. уч. год мы идем в хороший садик до обеда + занятия в клубе по выходным. Дочке в июле 2,5. А сын с удовольствием посещал такие занятия с 2,5 параллельно с садиком, в 5,5 вырос из них и успешно пошел на курсы в школу. Успехов вам!
2005-06-13, Дашук
Всего 1 отзыв Прочитать все отзывы.
Источник
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
Роль ранних детских впечатлений
в развитии личности ребенка (дошкольника)
Подготовила:
Головачева Наталья Александровна,
педагог-психолог
высшей кв. категории
Оренбург, 2019 г.
О роли ранних детских впечатлений хочу коснуться следующих аспектов:
1) Классификация ранних детских впечатлений;
2) Методы, структура, формы работы с ранними детскими впечатлениями;
3) Возможности педагога-психолога дополнительного образования в работе с данной темой.
Ранние детские впечатления, по мнению З. Фрейда, К. Юнга – это складывающиеся в семье обстоятельства, которые оказывают наибольшее влияние на восприятие дошкольником себя и других, на формирование тех или иных черт его личности и ее смысловых ориентиров. В теории психоанализа ранние детские впечатления необходимо рассматривать как процесс восприятия окружающего мира членами семьи дошкольника, так как его личностные особенности определяются не столько реальными условиями, сколько восприятием родителя своего (противоположного) пола. Ранние детские впечатления не только отражают какой-то прошлый ранний детский опыт, но и сами формируют, строят будущее. Так опыт ранних детских впечатлений является для ребенка главным источником внешних и внутренних воздействий, под влиянием которых у него формируется отношение к реальному миру, самому себе и другим людям.
Ранние детские впечатления у детей дошкольного возраста рассматриваются в психодинамической теории как основная движущая сила начала построения смысловой картины мира.
Ранние детские впечатления могут быть позитивными и негативными.
Родительская семья и ее поведение становится источником социального наследования в дошкольном детстве ребенка, причем следование своим ранним детским впечатлениям первоначально происходит на уровне подсознания благодаря механизмам идентификации и подражания (А. Адлер). В результате происходит усвоение норм поведения, подражание близким людям.
Позитивные детские впечатления – это положительные установки и жизненные события, дающие дошкольнику силы и вдохновение на жизненном пути. Позитивные детские ощущения окрыляют, придают ощущение нужности и востребованности, даже помогают в развитии ребенку. Так, например, хорошо налаженный в раннем возрасте контакт с мамой помогает дошкольнику преодолевать трудности взросления, кризисные явления трехлетнего возраста, более рационально подготовиться к обучению в школе и т.д.
Негативные детские впечатления – это, соответственно, отрицательно сказывающиеся на личности дошкольника жизненные события, установки и ситуации. Негативные детские впечатления отрицательно сказываются на всех сторонах эмоционально-личностной сферы личности дошкольника.
Последствия негативных детских впечатлений: фобии, страхи, неврозы, гиперактивность у дошкольников. Они могут служить причиной возникновения у них стереотипного поведения и депрессивных состояний. Страх – это отрицательно окрашенная эмоция, которая возникает в ответ на опасность или угрозу. При этом, опасность может быть как реальная (здесь и сейчас), так и предполагаемая (возможная или ожидаемая). Фобия – это болезненный страх или боязнь чего-либо. Невроз – это следствие неразрешимого внутриличностного мотивационного конфликта при недостаточной эффективности механизмов психологической защиты. Все это даже может привести к тому, что в будущем уже взрослый человек не сможет построить свою личную жизнь, станет неудачником. Особо тяжёлыми примерами негативных детских впечатлений являются живущие вне семьи дошкольники, особенно если это брошенные дети.
Направление работы с ранними детскими впечатлениями дошкольников является одним из наименее разработанных направлений деятельности практического психолога. Данное направление является наиболее сложным для психолога по следующим причинам:
Противоречивость в оценке влияния ранних детских впечатлений и обозначении методов и средств работы с их последствиями.
Недостаток знаний, умений подготовки педагогов-психологов в данной области.
В работе психолога существует огромное количество точек зрения на выявление травмирующих ситуаций в детском возрасте, приведу пример из своего опыта, в рамках дипломной работы на базе детского сада № 4. Была использована авторская модификация методики «Анализ ранних детских воспоминаний» А. Адлера в виде проективного рисуночного теста.
Испытуемым дошкольникам были выданы лист бумаги, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки и др. принадлежности для рисования. Далее я прочитала детям следующую инструкцию: «Нарисуйте самое-самое первое, что вы помните. Раскрасьте свой рисунок».
Следует отметить, что испытуемые дошкольники активно включались в работу, не отвлекались, не баловались. Эмоциональный фон в процессе выполнения задания был благоприятный.
Далее рисунки дошкольников были собраны мною и проанализированы в соответствии соследующими категориями:
– присутствующие в воспоминаниях люди (мать, отец, братья и сестры, двоюродные братья и сестры, бабушки, дедушки и остальные родственники, посторонние, чужие люди) и особенности их изображения дошкольниками (линии, штриховка, цвет и др.);
– тип события (опасность, несчастный случай, телесные наказания, болезни и смерть, проступки, кражи, новые жизненные ситуации и др.) и особенности их изображения дошкольниками (линии, штриховка, цвет и др.);
– оценка поведения субъекта (отъединенное – общительное, пассивное – активное, враждебное – доброжелательное, зависимое – независимое и особенности ее изображения дошкольниками (линии, штриховка, цвет и др.);
– эмоциональное переживание среды субъектом (угрожающая – дружественная, отвергающая – принимающая, утратил уверенность в себе – уверен в себе, угнетен – радостен, с ним дурно обращаются – с ним хорошо обращаются и особенности их изображения дошкольниками (линии, штриховка, цвет и др.).
На основании полученных данных описываются результаты, делаются выводы об уровне развитии личности дошкольника.
Результаты апробации данной методики были следующими (показ слайдов с рисунками).
В первую группу, «Благоприятные первые детские впечатления», попадает почти половина испытуемых дошкольников, в рисунках которых адекватно изображено первое детское воспоминание и сам ребенок. Присутствуют правильные пропорции в изображении ситуации. Свою жизнь дети воспринимают как положительную и благоприятную. На рисунке преобладают люди, отсутствуют изолированные члены семьи, показатели враждебности, штриховка.
Во вторую группу, «Тревожные первые детские впечатления», попадает треть испытуемых дошкольников, воспринимающих свои первые детские впечатления как тревожные. В их рисунках ярко присутствуют признаки тревожности, себя ребенок изображает либо очень маленьким, либо совсем не изображает, преобладающими являются штриховка, линии с сильным нажимом, стирания, темные цвета, изображение вещей.
Третья группа, «Враждебные первые детские впечатления», составляет примерно четверть из всей выборки испытуемых дошкольников. Здесь для рисунков характерны агрессивные позиции фигур, зачеркивание фигур, их деформация, обратный профиль, изображение фигур на другом листе или на другой стороне листа.
В четвертую группу, «Конфликтные первые детские впечатления», входит еще примерно четверть детей, которые рисуют либо только себя, либо себя с родителями, но между ними большая дистанция или наличие барьеров. Здесь присутствуют такие признаки, как неадекватная величина фигур, стирание отдельных фигур, изоляция или отсутствие некоторых членов семьи, отсутствие основных частей тела у некоторых фигур.
Пятая группа, «Чувство неполноценности», включает 7небольшое количество дошкольников. В их рисунках преобладают маленькие фигуры, чаще они расположены в нижней части листа, линии слабые, прерывистые, автор отсутствует, либо стоит спиной, либо изолирован.
Между конфликтными и враждебными первыми детскими впечатлениями существует статистически значимая положительная связь, а между враждебными и благоприятными первыми детскими впечатлениями – отрицательная корреляция. То есть, мы можем сделать вывод, что чем меньше враждебных первых детских впечатлений, тем выше уровень развития личности дошкольника.
Таким образом, больше половины дошкольников рисуют неблагоприятные первые детские впечатления. Наиболее эмоционально близкой фигурой остается мать. Но число рисунков, когда дети рисуют себя рядом с родителями, невелико. У дошкольников наблюдается спад значимости родителей. Многообразны варианты тех, кого рядом с собой рисует дошкольник. Это может быть и дедушка или бабушка, дядя, домашнее животное или просто кукла, а также друг (подруга из детского сада). Какие же выводы можно сделать из этого? Именно родители отвечают за развитие личности дошкольника, именно они формируют у него ранние детские впечатления, которые становятся для ребенка объективной реальностью.
Так как дошкольники нацелены на реальную ситуацию мы можем попробовать проанализировать роль ранних детских впечатлений на себе. Для этого я попрошу Вас: «Нарисуйте ваше самое раннее детское воспоминание. Сделайте это как можно подробнее, даже то, что вам кажется не очень значимым. Воспоминание должно быть конкретным случаем, а не обобщением того, что часто происходило».
Перед началом изложения для испытуемого подчеркивается значение следующих моментов:
– быть как можно более конкретным;
– не давать «обзоров», т. е. воспоминаний о случаях, которые повторялись много раз;
– не отказываться давать воспоминание, даже если нет абсолютной уверенности, что это действительно случилось с вами;
– включать все, что вспоминается, даже то, что кажется незначительным;
– описывать только то, что относится к возрасту до восьми лет;
– описывать чувства, даже если они противоречивы;
– называть имена присутствующих в воспоминании людей;
– описывать наиболее яркую часть;
– описывать то, что случилось до и после этого, и чувства, которые в это время возникали;
– попытаться высказать догадку по поводу цели своего поведения;
– указать примерный возраст, к которому относится воспоминание.
Мы переходим к исследованию вместе с автором ранних воспоминаний той жизненной формулы, которую мы составили, – то это означает, что от диагностической к задаче психотерапевтической.
Присутствующие в воспоминаниях люди:
1.1. Мать.
Имеет значение присутствие матери в ранних воспоминаниях и ее отсутствие.
а) присутствие матери в ранних воспоминаниях проявляется у человека с жизненным стилем избалованного ребенка;
б) мать может присутствовать в ранних воспоминаниях тех субъектов, которые испытывали недостаток ее внимания;
в) мать может присутствовать в ранних воспоминаниях хорошо адаптированных благодаря ей субъектов;
г) отсутствие матери может проявляться у тех людей у которых есть чувство, что мать ими пренебрегала;
д) отсутствие матери также может говорить о том, что ребенок к ней не привязан, не удовлетворен своей жизненной ситуацией;
е) отсутствие матери может быть связано с рождением младшего ребенка в семье и как следствие с «детронизацией (свержением с трона).
1.2. Отец.
а) присутствие отца в ранних воспоминаниях может наблюдаться в тех случаях, когда ребенок обращается к отцу из-за неудовлетворенности отношениями с матерью и/или в связи с рождением следующего ребенка;
б) отец может присутствовать в ранних воспоминаниях избалованного ребенка восстающего против своего отца;
в) отсутствие отца не анализируется
1.3. Братья и сестры.
а) присутствие в ранних воспоминаниях брата или сестры может свидетельствовать о детронизации;
б) субъект находится в состоянии соперничества с сиблингом;
в) присутствие братьев и сестер может означать несамостоятельность, зависимость от сиблинга;
г) присутствие братьев и сестер также может означать развитие социальных чувств и сотрудничества.
1.4. Двоюродные братья и сестры
а) присутствие двоюродного брата или сестры того же пола – расширение поля социального действия, распространение его за пределы семьи;
б) присутствие двоюродного брата или сестры противоположного пола – возможно, есть трудности во взаимодействии с противоположным полом.
1.5. Бабушки, дедушки и остальные родственники.
а) присутствие бабушки, дедушки и/или остальных родственников может свидетельствовать о том, что они баловали ребенка;
б) присутствие бабушки, дедушки и/или остальных родственников, но исключение остальных людей и как следствие недостаточная социальная адаптация.
1.6. Посторонние, чужие люди: гости, друзья, соседи и пр.
а) присутствие посторонних чужих людей (гостей, друзей, соседей) – ребенок осознает себя как часть общества, распространяет свой интерес за пределы семьи, сотрудничество, хорошая социальная адаптация исследуемого;
б) посторонние люди как опасность;
в) несамостоятельность и страх остаться одному.
Тип события:
1. Опасность, несчастный случай, телесные наказания и т.п.: это может свидетельствовать о преувеличенной тенденции сосредотачиваться преимущественно на враждебной стороне жизни. «Чувство беспомощности, преувеличение опасности и трудности жизни, страх перед неудачей и провалом, страх, что не добьется успеха в жизни, концентрация внимания на опасности падения».
2. Болезни и смерть: страх перед ними; часто присутствуют в воспоминаниях врачей, что является следствием стремления лучше подготовится к встречи с ними. Иногда такие дети начинают навязчиво интересоваться смертью.
3. Проступки, кражи, сексуальный опыт и др.: указание на огромные усилия, для того чтобы избегать их в дальнейшем;
4. Новые жизненные ситуации. Воспоминание о первом посещении детского сада или школы, показывает, какое большое впечатление оказывают на человека новые жизненные ситуации.
5. Ситуация оценки со стороны окружающих.
Оценка поведения субъекта:
Отъединенное – общительное
Пассивное – активное
Враждебное – доброжелательное
Зависимое – независимое
Эмоциональное переживание среды субъектом:
Угрожающая – дружественная
Отвергающая – принимающая
Утратил уверенность в себе – уверен в себе
Угнетен – радостен
С ним дурно обращаются – с ним хорошо обращаются
Стадии психосексуального развития и соответствующие им темы ранних воспоминаний.
Психосоциальные (психосексуальные) стадии развития
A. Оральная стадия. Темы воспитания, удовлетворения желаний — или недоверия и лишения чего-либо.
B. Анальная стадия. Темы бунтарства, неподчинения, нанесения вреда себе или другим — или послушания, чистоплотности, заботы об имуществе
C. Фаллическая стадия. Темы получения удовольствия от власти и силы, или боязни наказания за это удовольствие, или сексуальные темы
D. Эдипова стадия. Темы вражды, соревнования или гармоничных действий в семейном треугольнике
E. Латентная стадия. Темы какой-либо совместной со сверстниками активности; принятия или отвержения группой; индивидуальных достижений.
Таким образом, на данный момент для работы с детскими ранними впечатлениями рекомендуются арт-терапия, психодрама, методы психоанализа. Но все они требуют специальной подготовки, специализации в данном направлении, особых умений.
Источник