Возрастные закономерности роста и развития ребенка
Организму детей и подростков свойственна одна характерная особенность – интенсивный процесс роста и развития. Под ростом понимается увеличение массы тканей и органов, т. е. образование новых соединений из поступающих в организм веществ.
Под развитием понимается процесс дифференцировки органов и тканей, их функциональное совершенствование, формирование новых функций и видов деятельности организма. Рост и развитие взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это две стороны одного процесса жизнедеятельности организма.
В основе роста и развития организма, так же как и в основе жизни вообще, лежит обмен веществ и энергии, включающий два противоположных процесса – усвоение (ассимиляцию) и распад (диссимиляцию). В организме детей преобладает процесс усвоения. Если принять интенсивность белкового обмена у 20 -30-летних людей за 100%, то у 6-летних – 230%, у 3-летних -250%.
В организме взрослого человека интенсивность усвоения и распада уравновешены между собой, а при старении происходит обратное явление – преобладает распад.
Исходя из характера обмена веществ и энергии, рост и развитие организма можно условно разделить на три этапа: созревание, зрелость, старение. Хронологически переход от первого этапа ко второму приходится на 20-21 год, а от второго к третьему во многом индивидуален, но в основном приходится в период между 55-65 годами.
Этап созревания организма приходится на детский и подростковый возраст. Он является важнейшим на протяжении всей жизни (онтогенеза) человека и характеризуется самыми интенсивными обменными процессами и в то же время повышенной чувствительностью растущего организма к условиям окружающей среды.
На этом этапе созревания процессам роста и развития организма свойственны определенные закономерности.
1) неравномерность темпа роста и развития;
2) неодновременность (гетерохронность) роста и развития отдельных органов и систем;
3) обусловленность роста и развития полом;
4) биологическая надежность функционирования систем организма;
5) обусловленность процессов как генетическими, так и средовыми факторами;
6) периодичность в изменении ростовых процессов (акселерация, децеле-рация, секулярный тренд).
Процессы роста и развития протекают непрерывно и носят поступательный характер, но их темп имеет нелинейную зависимость от возраста. Наиболее интенсивны эти процессы в первые годы.
Это можно рассмотреть на примере длины тела: наибольший темп увеличения длины тела отмечается в раннем детстве (к концу 1 года на 47%). В возрасте 4-7 лет ежегодное увеличение длины тела составляет 5-7%.
Рост и развитие отдельных органов и систем также происходит неравномерно. Например, формирование опорно-двигательного аппарата продолжается на протяжении всего этапа созревания, но наиболее интенсивно – в первые годы жизни.
Следовательно, процесс роста и развития детей идет неравномерно, он имеет поступательный, но неравномерный характер.
Данная закономерность является основанием для правильной группировки детей разного возраста в целях создания научных основ возрастной периодизации.
Следует отметить, что, хотя организм ребенка рассматривается как единое целое, его отдельные органы и системы растут и развиваются неодновременно.
Изучая данную закономерность, известный отечественный физиолог П.К. Анохин выдвинул теорию, суть которой заключается в том, что избирательное и ускоренное созревание на разных этапах развития определенных структурных образований и функций обеспечивает выживаемость организма.
Возьмем в качестве примера развитие отдельных органов во внутриутробном периоде. Мозг плода интенсивно развивается на 2-10 неделях беременности, сердце – на 3-7 неделях, пищеварительные органы – на 4-12 неделях. Если избирательность отсутствует, то плод становится нежизнеспособным.
Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем наблюдается и после рождения ребенка. В первые годы его жизни происходит интенсивное нарастание массы головного мозга. У новорожденного масса мозга равна 360-390 г; к концу первого года жизни она увеличивается в 2-2,5 раза, к концу третьего года – в 3 раза и составляет в среднем 1100 г. Мозг ребенка 7 лет весит 1250 г; в дальнейшем рост его массы происходит очень медленно, достигая примерно 1400 г у взрослого.
Оказывается, что такое избирательное развитие необходимо именно в первые годы жизни, так как только при участии структур головного мозга идет формирование условнорефлекторной деятельности и приспособление организма к окружающей среде. А это обеспечивает выживание в первые годы жизни.
Научные исследования (Н.М. Щелованов, М.Ю. Кистяковская и другие) показали, что формирование двигательных навыков и развитие основных физических качеств (ловкости, быстроты, силы и выносливости) также происходит неодновременно. Ребенок вначале осваивает ходьбу и другие двигательные акты, нужные для самообслуживания, затем – бег и другие движения, необходимые для дальнейшей жизни.
Знание этой закономерности помогает педагогам правильно строить свою работу. Так, в период формирования речедвигательной функции ребенку необходимо речевое общение, для развития моторики – двигательная активность.
Учитывая очередность развития той или иной функциональной системы в онтогенезе, необходимо обеспечить такую же последовательность и при воспитании ребенка.
Последовательность ведущих видов деятельности, обеспечивающая нормальное развитие, следующая:
1) непосредственное эмоциональное общение с младенцем;
2) предметно-манипулятивная деятельность в раннем возрасте;
3) ролевая игра дошкольника;
4) учебная деятельность;
5) общественно-полезная деятельность;
6) учебно-продуктивная деятельность.
Известно, что мальчики и девочки развиваются по-разному. Увеличение длины тела и его массы у мальчиков и девочек также происходит неодинаково. Мальчики при рождении имеют более высокие морфологические показатели, и это сохраняется до начала периода полового созревания. Затем в 12-14 лет соотношение меняется: девочки обгоняют своих сверстников в показателях роста, массы тела и окружности грудной клетки. В 15 лет интенсивность роста у мальчиков увеличивается, и они по своим морфологическим показателям вновь превосходят девочек.
Развитие некоторых функциональных систем (мышечная сила, жизненная емкость легких) у мальчиков происходит более интенсивно.
Закономерности роста и развития детского организма в зависимости от пола позволили некоторым ученым сделать ряд практических выводов о том, что воспитание мальчиков и девочек (трудовые, физические) должно быть дифференцированным (подгруппами).
Концепция о надежности биологических систем выдвинута профессором А.А. Маркосяном. Суть ее состоит в том, что в процессе роста и развития организма создается избыточность структур, дублирование функций, большой запас резервных возможностей. Этим обеспечивается надежность в работе любой биологической системы. Проиллюстрируем сказанное несколькими примерами: стенка сонной артерии способна выдержать давление в 20 атм., что в 60-70 раз превышает возможное. Передача зрительной информации происходит через 1 млн нервных волокон, а в сетчатке глаза содержится около 100 млн воспринимающих клеток, т. е. в 100 раз больше.
Дублирование структур и функций характерно для многих внутренних органов; два легких, две почки, два полушария головного мозга. Оно рассматривается как биологическая целесообразность, обеспечивающая надежность функционирования систем, т. е организм ребенка обладает огромными потенциальными возможностями.
Правильно организованное физическое воспитание, спортивные занятия, раскрывая колоссальные потенциальные возможности растущего организма, обеспечивают высокий запас его прочности.
Рост и развитие следует рассматривать как реализацию организмом генетической программы в условиях постоянного его взаимодействия с окружающей средой. Как считают многие ученые, существующая генетическая программа предопределяет темп роста, порядок созревания отдельных органов и систем, их биологическую надежность.
Очень велика роль генетической программы в формировании морфологического типа человека. Именно поэтому у высоких родителей обычно рослые дети, и наоборот, у невысоких – дети низкого роста.
Как считают некоторые ученые, роль наследственности для роста велика, но не фатальна. При неблагоприятных условиях (белковый дефицит в питании, недостаток некоторых микроэлементов и др.) наблюдается задержка роста и генетическая программа реализуется не полностью. Антропологам хорошо известен тот факт, что в период мировых войн антропометрические показатели бывают хуже, чем в мирное время.
При особенно неблагоприятных, экстремальных условиях окружающей среды генетическая программа роста и развития может быть не реализована (дети растут в неадекватных человеческой жизни условиях). Дело в том, что воспитанию должна предшествовать определенная морфофункциональная зрелость организма. И если этой основы нет, то педагогическое воздействие будет неэффективно.
В то же время воспитательный процесс стимулирует рост и развитие отдельных органов и систем. И хотя у ребенка имеется генетически закодированная программа их развития, она может не реализовываться, если нет стимулирующего влияния среды. Для развития речи, например, или сложнокоординированного движения (эти функции чисто человеческие) ребенку необходимы общение и тренировки в социальной среде.
Таким образом, рост и развитие организма обусловлены генетическими и средовыми факторами. Важно знание возрастных периодов наибольшей зависимости от средовых факторов. Например, масса тела зависит от средового фактора. Тип высшей нервной деятельности от генетического фактора. Как показали исследования А.В. Запорожца развитие моторики (сила, быстрота и др.) всецело зависит от целенаправленного воздействия на организм ребенка.
Это еще одна закономерность, оказывающая серьезное влияние на процессы роста и развития детей в последние десятилетия XX столетия.
Акселерация – это ускорение темпов роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями.
У детей и подростков 50-80-х гг. процесс биологического созревания наступал несколько раньше, чем в предшествующий период. Так, масса тела новорожденных в среднем увеличилась на 100-130 г, а длина тела на 12-15 см. Возросло число случаев преждевременных родов, при которых рождались вполне зрелые дети. На год раньше, чем в начале XX в., у детей молочные зубы сменялись на постоянные. Наиболее ярко акселерация проявлялась в подростковом возрасте. В связи с более ранним половым созреванием, окончательное окостенение скелета и прекращение роста тела завершалось у девочек к 16- 17 годам, а юношей – к 18-19 годам (раньше это происходило к 21-23 годам).
Однако к концу XX столетия отечественные и зарубежные специалисты отмечали снижение темпов акселерации. Более того, ряд ученых (Р.Я. Тонкова-Ямпольская) стали говорить о децелерации. По данным Р.Я. Ямпольской, уже в начале 90-х гг. показатели физического развития детей стали уменьшаться, особенно масса тела. В 1991 г. 9% родителей замечали у своих детей отставание массы тела от нормативных данных; в 1996 г. – 15% и в 1997 г. – 16,9%. Среди школьников дефицит массы тела в 1991 г. наблюдался у 12,4% мальчиков и 13,5% девочек в возрасте 17 лет, в 1997 г. – соответственно 18,8% и 19,8%.
За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых. Таким образом, к концу 90-х гг. появилась тенденция к децелерации, т. е. замедлению темпов роста и развития подрастающего поколения.
Процессы акселерации и децелерации многие физиологи связывают с теорией А.Л. Чижевского о взаимосвязи всех процессов, протекающих в организме, в том числе ростовых, с влиянием на эти процессы космических излучений, которые могут быть более или менее интенсивными.
Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 192 с. С. 50-55.
Источник
, , . , . . . ( , ) , (, ) . , , . . , , , , . . , , ; ; . . , . , . . .. : , , , . , . , . , , , . : . , , . . , , . , . , . , , . , – – . , , , . , . , . , . , , . . , , . . . , , . , .. , . , , . . , . . , , , () . , , . , , . , . , , , ( ), , . . .. , , . .. . , , (, , , , .). , , , , , , . , , . . , . , , , . , , , . , , . , . : , , . , , , . , . : – , – . . , ; , . , . , , . , . -. , , , . , . . , . ( ) . . . , . , . , , , , .. , , ( . . , . 1 , . , . . . 40% , . .. , , . , , – . . , , , .. . , , (). , . . . () , , , . , : , , , , . , , , . , , , ( -, ). , , . – : ) , , ; ) , (- ); ) (- ). , . , , , . , , , . , , , . : , . . , ( ) , . , , – , , . , , . 1 – , . , . , . , , ( , ). ( ) 1 , , . , , . , . , . , . , , 1 . , , . , , , , , , . , , . , , , , . . , . . . : , (, ) , (, ), , . , , . , , , , . . .. , , , , . . . , (, ), 500 . 1500, 1650, 30 . . , , ( -) , , . ? . , . ( ), . , ( , ). , . . , , , , , . , , , – , .. . : ; (23 ); ( 1 ); ( 1 3 ); ( 3 7 , ); ( 7 12 ); , , ( 12 15 ); , , ( 14 18 , 1516 1920 ). , , , : (IIV ), (IVIX ), (XXI ). , : 1) (1-10 ); 2) (10 1 ); 3) (13 ); 4) (47 ); 5) (8-12 , 8-11 ); 6) (1316 , 1215 ); 7) (1721 , 1620 ); 8) : I (2235 , 2235 ); II (3660 , 3655 ); 9) (6174 , 5674 ); 10) (7590 ); 11) (90 ). : , , , , , , . . . , . . . , ( . acceleratio ), . . . . . . . , . , , , , , ( , ), , . , . , , , , , . , ( ), , , . . , ( 19651973. 45 , 19401941. 56 ). ( 1984. 56 , 1953. 67 ). . , . 10 1974. 12,7 . . . , a y , 1930- . . 1617 1819 . 13 80 1, 14,8. , . , : 60 . 100 45 48 , 50 , 43,7 . . , . , . , , . . : , . , , . : , , , . , . . , , ( , , , , .). , , . . ( ); , ; , ; , , , . . , . . , . . . , , . , , . . , , , , , . . , , , . , , , , . , . , . , . , . , 1 , 1 3 . 3 7 , 67 , ; 7 1011 . ( 1112 15 ) . ( 1 , 3 7, 1112 15 ), ( 1 3, 7 1011 ). , .. . , , . . , . 10 . 1112 . ( 1314 ) . 1415 , 15 , . 1617 , 1819 , 2225 . 12,5-13,5%, 29,5-30,5%, 5354%, 45% . , , . . 3,5 , , , , . – , , , , . . . 2 . , 10 . 1112 . 15 , , . . , 7 , 12 . 13 ( ), 14 . . 67 . , , 47 . , . , , . , , , , , , . , , , , . ( ), , , , . – . , . , , . , . – , . , , , . , ( , , , ) . , , , , . , . . . , , , . : , , , , , . . . , , , . .. , , . , . , . – : , , , , . , , , . , , , , . , . , , , , . ( ) , , . . , , , . . , . , . . 67 . , . , , . 23 . , ( ). , .. – . , .. , , , . , , . , , , , , . , , 1955. . . 1966. : , , , . 1 ( ) 5 ( ). . , 3 5 , . 68 ( ). 9 . . , , , , . : , , , . , (, ), , . . , 500 . , . , , , . , – . . , , (, , ) . (, , ..). , , . . 77.30 . . , , , 1015 , . , . , . , . ( , ) 11,5, . , , , , . ( ). 1,52 . . . IIII . IV ( ) . VIX , XXI . . ( ), . (-) . , . : , . , , . , . , IIV . . . 1 . , . , , . . . , , , . – . – . – . 45, , I 35. . , 1012, 1620, – 25, 30. , . , ( ) , , . , , , , , . , , . . , . : 2530 , 3035. I 1520 3035. , . , III . , , , , , , . (), – . , , , , . – . 10, 30. ( ). , , , . . . ( ). . |
Источник
Главная особенность организма ребенка – это состояние непрерывного роста и развития. Постоянно происходят количественные (рост) и качественные (развитие) изменения.
Особенности роста и развития детского организма обусловлены половыми различиями. Отмечается наличие так называемых критических периодов развития, когда организм наиболее чувствителен к неблагоприятным воздействиям. К ним относятся периоды новорожденное, время первого прикорма и переход на новые виды пищи, начало самостоятельной ходьбы, возраст 6-7 лет, период полового созревания: 12-13 лет (девочки), 14-15 лет (мальчики).
Неравномерно возрастает рост. Интенсивный рост тела в длину наблюдается в первый год жизни и в период полового созревания (12-15 лет). Неравномерность роста отдельных частей тела изменяет его пропорции.
К закономерностям роста и развития относятся половые различия. Период полового созревания наступает неодновременно: у девочек раньше, у мальчиков позже. Половые различия проявляются не только в темпах роста и развития, но и в деятельности нервной, эндокринной и других систем организма, они определяют разницу между мальчиками и девочками в поведении, интересах.
Организм ребенка с момента рождения испытывает множество разнообразных воздействий. Некоторые из них имеют чрезвычайно важное значение для его роста и развития (например, биологические ритмы, двигательная активность).
Известно, что все жизненные процессы в организме протекают ритмично. В определенном ритме работают сердце, легкие, печень, почки, ритмично изменяется температура тела, электрическая активность головного мозга. Несмотря на то что каждый физиологический процесс имеет свой ритм, все они подчинены единому суточному ритму, который формируется под влиянием гелиофизических и социальных сигналов. К первым относятся смена дня и ночи, суточные колебания температуры, влажности воздуха, атмосферного давления и др., ко вторым – режим дня, характер деятельности и т.д.
Важным фактором роста и развития ребенка является оптимальная двигательная активность . Если она систематически удовлетворяется, то организм растет и развивается нормально. Недостаточная двигательная активность (гиподинамия или гипокинезия) способствует формированию различных видов патологии у детей и подростков (например, ожирение, болезни органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, органа зрения и др.).
Чтобы правильно организовать медицинское наблюдение за детьми и подростками, за учебно-воспитательным процессом, необходимо разделить отдельные возрастные периоды, в пределах которых рост, развитие, физиологические особенности организма тождественны, а реакция на воздействие факторов относительно однотипна (возрастная периодизация).
1) период новорожденное (от рождения до 10 дней);
2) грудной возраст (от 10 дней до 1 года);
3) раннее детство, (от 1 года до 3 лет);
4) первое детство (от 4 до 7 лет);
5) второе детство (от 8 до 12 лет мальчики, от 8 до 11 лет девочки);
6) подростковый возраст (от 13 до 16 лет мальчики, от 12 до 15 лет девочки);
7) юношеский возраст (от 17 лет до 21 года юноши, От 16 до 20 лет девушки).
В гигиене детей и подростков целесообразным считается деление на периоды с учетом совокупности анатомо-физиологических особенностей организма и условий жизни, воспитания и обучения.
Различают следующие возрастные периоды: 1) преддошкольный возраст – до 3 лет; 2) дошкольный возраст – 3-6(7) лет; 3) школьный возраст:
Период новорожденности: длится до 10 дней и характеризуется процессами приспособления организма ребенка к новым условиям внеутробного существования. В данный период основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Это связано с морфологической и функциональной незаконченностью строения органов и систем и в первую очередь нервной системы. Проявлением незавершенности развития организма новорожденного являются различные функциональные сдвиги: в первые 2-4 дня наблюдается снижение массы тела (на 6-10%); желтушное окрашивание, связанное с временной недостаточностью деятельности печени и усиленным распадом эритроцитов; недостаточная терморегуляция.
Грудной возраст. У детей в данный период отмечается наибольшая интенсивность роста и развития. Длина тела увеличивается примерно в 1,5 раза, а масса – в 3 раза. С 6 мес начинают прорезываться зубы. Наблюдается быстрый темп нервно-психического развития: с первых месяцев развивается деятельность всех органов чувств, формируются положительные эмоции. К году ребенок может самостоятельно ходить, формируются подготовительные этапы развития речи, начинается развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления.
Раннее детство: длится от 1 года до 3 лет. На 2-3-м году жизни заканчивается прорезывание молочных зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины ежегодного, прироста размеров тела быстро уменьшаются. Второй год жизни ребенка особо выделяется в раннем детстве в связи с началом формирования сложных функций мозга, быстрым развитием речи (запас слов достигает 200-300). Быстрый темп морфологического и функционального развития всех органов и систем, незавершенность иммунитета в этот период способствуют тому, что дети могут Заболеть в результате самых незначительных нарушений в питании и гигиеническом уходе.
Первое детство (дошкольный возраст от 3 до 6-7 лет). характерен более медленный темп роста. Увеличение длины тела в год составляет в среднем 5-8 см, массы тела около 2 кг. В этот период мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга по размерам и форме тела. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы.
Второе детство. В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, начинается усиленный рост тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на 2 года раньше. В период второго детства повышается секреция половых гормонов (особенно у девочек), в результате чего начинают развиваться вторичные половые признаки. Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна: у девочек сначала формируются молочные железы, затем появляются волосы на лобке, в подмышечных впадинах (половые органы развиваются одновременно с формированием молочных желез). В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у мальчиков.
Подростковый возраст. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет. У мальчиков к началу подросткового периода только начинается половое созревание, у девочек оно уже завершается. В этот период наблюдается дальнейшее увеличение скорости роста, который касается всех размеров тела.
В подростковом возрасте происходит перестройка основных физиологических систем организма К концу периода основные функциональные характеристики подростков приближаются к таковым взрослого. У мальчиков особенно интенсивно развивается мышечная система. Наиболее четким показателем степени полового созревания женского организма является первая менструация, появление которой свидетельствует об относительной зрелости матки
Юношеский возраст. В этот период в основном заканчивается процесс роста и формирования организма и все основные размеры тела достигают окончательной величины взрослого.
Фактором, оказывающим определенное влияние на особенности развития детей и подростков, является акселерация – ускорение роста и развития.
Источник