Возрастные закономерности роста и развития ребенка

Возрастные закономерности роста и развития ребенка thumbnail

Организму детей и подростков свойственна одна характерная особенность – интенсивный процесс роста и развития. Под ростом понимается увеличение массы тканей и органов, т. е. образо­вание новых соединений из поступающих в организм веществ.

Под развитием понимается процесс дифференцировки органов и тканей, их функциональное совершенствование, формирование новых функций и видов деятельности организма. Рост и развитие взаимосвязаны и взаимообус­ловлены. Это две стороны одного процесса жизнедеятельности организма.

В основе роста и развития организма, так же как и в основе жизни вообще, лежит обмен веществ и энергии, включающий два противоположных процес­са – усвоение (ассимиляцию) и распад (диссимиляцию). В организме детей преобладает процесс усвоения. Если принять интенсивность белкового обмена у 20 -30-летних людей за 100%, то у 6-летних – 230%, у 3-летних -250%.

В организме взрослого человека интенсивность усвоения и распада урав­новешены между собой, а при старении происходит обратное явление – пре­обладает распад.

Исходя из характера обмена веществ и энергии, рост и развитие организ­ма можно условно разделить на три этапа: созревание, зрелость, старение. Хронологически переход от первого этапа ко второму приходится на 20-21 год, а от второго к третьему во многом индивидуален, но в основном приходится в период между 55-65 годами.

Этап созревания организма приходится на детский и подростковый воз­раст. Он является важнейшим на протяжении всей жизни (онтогенеза) чело­века и характеризуется самыми интенсивными обменными процессами и в то же время повышенной чувствительностью растущего организма к услови­ям окружающей среды.

На этом этапе созревания процессам роста и развития организма свой­ственны определенные закономерности.

1) неравномерность темпа роста и развития;

2) неодновременность (гетерохронность) роста и развития отдельных ор­ганов и систем;

3) обусловленность роста и развития полом;

4) биологическая надежность функционирования систем организма;

5) обусловленность процессов как генетическими, так и средовыми фак­торами;

6) периодичность в изменении ростовых процессов (акселерация, децеле-рация, секулярный тренд).

Процессы роста и развития про­текают непрерывно и носят поступательный характер, но их темп имеет не­линейную зависимость от возраста. Наиболее интенсивны эти процессы в первые годы.

Это можно рассмотреть на примере длины тела: наибольший темп увеличе­ния длины тела отмечается в раннем детстве (к концу 1 года на 47%). В возрас­те 4-7 лет ежегодное увеличение длины тела составляет 5-7%.

Рост и развитие отдельных органов и систем также происходит неравно­мерно. Например, формирование опорно-двигательного аппарата продолжа­ется на протяжении всего этапа созревания, но наиболее интенсивно – в пер­вые годы жизни.

Следовательно, процесс роста и развития детей идет неравномерно, он имеет поступательный, но неравномерный характер.

Данная закономерность является основанием для правильной группиров­ки детей разного возраста в целях создания научных основ возрастной перио­дизации.

Следует отметить, что, хотя организм ребенка рассматривается как единое целое, его отдельные органы и системы растут и развиваются неодно­временно.

Изучая данную закономерность, известный отечественный физиолог П.К. Анохин выдвинул теорию, суть которой заключается в том, что изби­рательное и ускоренное созревание на разных этапах развития определен­ных структурных образований и функций обеспечивает выживаемость организма.

Возьмем в качестве примера развитие отдельных органов во внутриутробном периоде. Мозг плода интенсивно развивается на 2-10 неделях беременности, сердце – на 3-7 неделях, пищеварительные органы – на 4-12 неделях. Если избирательность отсутствует, то плод становится нежизнеспособным.

Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем на­блюдается и после рождения ребенка. В первые годы его жизни происхо­дит интенсивное нарастание массы головного мозга. У новорожденного масса мозга равна 360-390 г; к концу первого года жизни она увеличивает­ся в 2-2,5 раза, к концу третьего года – в 3 раза и составляет в среднем 1100 г. Мозг ребенка 7 лет весит 1250 г; в дальнейшем рост его массы про­исходит очень медленно, достигая примерно 1400 г у взрослого.

Оказывается, что такое избирательное развитие необходимо именно в первые годы жизни, так как только при участии структур головного мозга идет формирование условнорефлекторной деятельности и приспособле­ние организма к окружающей среде. А это обеспечивает выживание в пер­вые годы жизни.

Научные исследования (Н.М. Щелованов, М.Ю. Кистяковская и другие) показали, что формирование двигательных навыков и развитие основных фи­зических качеств (ловкости, быстроты, силы и выносливости) также проис­ходит неодновременно. Ребенок вначале осваивает ходьбу и другие двигатель­ные акты, нужные для самообслуживания, затем – бег и другие движения, необходимые для дальнейшей жизни.

Знание этой закономерности помогает педагогам правильно строить свою работу. Так, в период формирования речедвигательной функции ребенку необ­ходимо речевое общение, для развития моторики – двигательная активность.

Учитывая очередность развития той или иной функциональной системы в онтогенезе, необходимо обеспечить такую же последовательность и при вос­питании ребенка.

Последовательность ведущих видов деятельности, обеспечивающая нор­мальное развитие, следующая:

Читайте также:  Физическое развитие недоношенного ребенка

1) непосредственное эмоциональное общение с младенцем;

2) предметно-манипулятивная деятельность в раннем возрасте;

3) ролевая игра дошкольника;

4) учебная деятельность;

5) общественно-полезная деятельность;

6) учебно-продуктивная деятельность.

Известно, что маль­чики и девочки развиваются по-разному. Увеличение длины тела и его мас­сы у мальчиков и девочек также происходит неодинаково. Мальчики при рождении имеют более высокие морфологические показатели, и это сохраняется до начала периода полового созревания. Затем в 12-14 лет соотно­шение меняется: девочки обгоняют своих сверстников в показателях роста, массы тела и окружности грудной клетки. В 15 лет интенсивность роста у маль­чиков увеличивается, и они по своим морфологическим показателям вновь превосходят девочек.

Развитие некоторых функциональных систем (мышечная сила, жизнен­ная емкость легких) у мальчиков происходит более интенсивно.

Закономерности роста и развития детского организма в зависимости от пола позволили некоторым ученым сделать ряд практических выводов о том, что воспитание мальчиков и девочек (трудовые, физические) должно быть дифференцированным (подгруппами).

Концепция о на­дежности биологических систем выдвинута профессором А.А. Маркосяном. Суть ее состоит в том, что в процессе роста и развития организма создается избыточность структур, дублирование функций, большой запас резервных воз­можностей. Этим обеспечивается надежность в работе любой биологической системы. Проиллюстрируем сказанное несколькими примерами: стенка сон­ной артерии способна выдержать давление в 20 атм., что в 60-70 раз превы­шает возможное. Передача зрительной информации происходит через 1 млн нервных волокон, а в сетчатке глаза содержится около 100 млн воспринима­ющих клеток, т. е. в 100 раз больше.

Дублирование структур и функций характерно для многих внутренних органов; два легких, две почки, два полушария головного мозга. Оно рассмат­ривается как биологическая целесообразность, обеспечивающая надежность функционирования систем, т. е организм ребенка обладает огромными по­тенциальными возможностями.

Правильно организованное физическое воспитание, спортивные занятия, раскрывая колоссальные потенциальные возможности растущего организма, обеспечивают высокий запас его прочности.

Рост и развитие следует рассматривать как реализацию организмом генети­ческой программы в условиях постоянного его взаимодействия с окружаю­щей средой. Как считают многие ученые, существующая генетическая про­грамма предопределяет темп роста, порядок созревания отдельных органов и систем, их биологическую надежность.

Очень велика роль генетической программы в формировании морфологи­ческого типа человека. Именно поэтому у высоких родителей обычно рослые дети, и наоборот, у невысоких – дети низкого роста.

Как считают некоторые ученые, роль наследственности для роста велика, но не фатальна. При неблагоприятных условиях (белковый дефицит в пита­нии, недостаток некоторых микроэлементов и др.) наблюдается задержка ро­ста и генетическая программа реализуется не полностью. Антропологам хо­рошо известен тот факт, что в период мировых войн антропометрические показатели бывают хуже, чем в мирное время.

При особенно неблагоприятных, экстремальных условиях окружающей среды генетическая программа роста и развития может быть не реализована (дети растут в неадекватных человеческой жизни условиях). Дело в том, что воспитанию должна предшествовать определенная морфофункциональная зрелость организма. И если этой основы нет, то педагогическое воздействие будет неэффективно.

В то же время воспитательный процесс стимулирует рост и развитие отдель­ных органов и систем. И хотя у ребенка имеется генетически закодированная программа их развития, она может не реализовываться, если нет стимулирую­щего влияния среды. Для развития речи, например, или сложнокоординированного движения (эти функции чисто человеческие) ребенку необходимы об­щение и тренировки в социальной среде.

Таким образом, рост и развитие организма обусловлены генетическими и средовыми факторами. Важно знание возрастных периодов наибольшей за­висимости от средовых факторов. Например, масса тела зависит от средового фактора. Тип высшей нервной деятельности от генетического фактора. Как показали исследования А.В. Запорожца развитие моторики (сила, быстрота и др.) всецело зависит от целенаправленного воздействия на организм ребенка.

Это еще одна закономерность, оказывающая серьезное влияние на процессы роста и развития детей в последние десятилетия XX столетия.

Акселерация – это ускорение темпов роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями.

У детей и подростков 50-80-х гг. процесс биологического созревания на­ступал несколько раньше, чем в предшествующий период. Так, масса тела но­ворожденных в среднем увеличилась на 100-130 г, а длина тела на 12-15 см. Возросло число случаев преждевременных родов, при которых рождались впол­не зрелые дети. На год раньше, чем в начале XX в., у детей молочные зубы сме­нялись на постоянные. Наиболее ярко акселерация проявлялась в подростко­вом возрасте. В связи с более ранним половым созреванием, окончательное окостенение скелета и прекращение роста тела завершалось у девочек к 16- 17 годам, а юношей – к 18-19 годам (раньше это происходило к 21-23 годам).

Однако к концу XX столетия отечественные и зарубежные специалисты отмечали снижение темпов акселерации. Более того, ряд ученых (Р.Я. Тонкова-Ямпольская) стали говорить о децелерации. По данным Р.Я. Ямпольской, уже в начале 90-х гг. показатели физического развития детей стали уменьшать­ся, особенно масса тела. В 1991 г. 9% родителей замечали у своих детей отстава­ние массы тела от нормативных данных; в 1996 г. – 15% и в 1997 г. – 16,9%. Среди школьников дефицит массы тела в 1991 г. наблюдался у 12,4% мальчи­ков и 13,5% девочек в возрасте 17 лет, в 1997 г. – соответственно 18,8% и 19,8%.

Читайте также:  Центр развития ребенка в витебске

За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых. Таким образом, к концу 90-х гг. появилась тенденция к децелерации, т. е. замедле­нию темпов роста и развития подрастающего поколения.

Процессы акселерации и децелерации многие физиологи связывают с те­орией А.Л. Чижевского о взаимосвязи всех процессов, протекающих в орга­низме, в том числе ростовых, с влиянием на эти процессы космических излу­чений, которые могут быть более или менее интенсивными.

Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 192 с. С. 50-55.

Источник

  • 1.1.
  • 1.2.
  • 1.3.
  • 1.4. –
  • 1.5. –
  • 1.6.

, , . , .

. . ( , ) , (, ) . , , .

. , , , , .

. , , ; ; . . , . , .

. .. : , , , . , . , . , , , . : .

, , .

. , , . , . , . , , .

, – – . , , , . , . , .

, . , , . .

, , . .

. , , . , .. , .

, , . . , .

. , , , () . , , .

, , . , . , , , ( ), , .

. .. , , . .. . , , (, , , , .).

, , , , , , . , , . . , .

, , , . , , , . , , . , . : , , .

, , , .

, . : – , – .

. , ; , . , . , , .

, . -. , , , . , . .

, . ( ) .

. . , .

, . , , , , .. , , ( . . , . 1 , . , .

. . 40% , . .. , , . , , – .

. , , , .. . , , ().

, . . . () , , , .

, : , , , , . , , , .

, , , ( -, ). , , . – :

) , , ;

) , (- );

) (- ).

, .

, , , .

, , , . , , , . : , .

. , ( ) , . , , – , , . , , . 1 – , . , .

, . , , ( , ). ( ) 1 , , .

, , . , .

, . , . , , 1 . , , .

, , , , , , . , , . , , , , . .

, . . .

: , (, ) , (, ), , . , , . , , , , .

. .. , , , , .

. . , (, ), 500 . 1500, 1650, 30 . .

, , ( -) , , . ? .

, . ( ), .

, ( , ). , .

. , , , , , .

, , , – , .. . :

;

(23 );

( 1 );

( 1 3 );

( 3 7 , );

( 7 12 );

, , ( 12 15 );

, , ( 14 18 , 1516 1920 ).

, , , : (IIV ), (IVIX ), (XXI ).

, :

1) (1-10 );

2) (10 1 );

3) (13 );

4) (47 );

5) (8-12 , 8-11 );

6) (1316 , 1215 );

7) (1721 , 1620 );

8) :

I (2235 , 2235 );

II (3660 , 3655 );

9) (6174 , 5674 );

10) (7590 );

11) (90 ).

: , , , , , , . . . , . . .

, ( . acceleratio ), . .

. . . . .

, . , , , , , ( , ), , . , .

, , , , , . , ( ), , , .

. , ( 19651973. 45 , 19401941. 56 ). ( 1984. 56 , 1953. 67 ). . , . 10 1974. 12,7 . . . , a y , 1930- .

. 1617 1819 . 13 80 1, 14,8. , .

, : 60 . 100 45 48 , 50 , 43,7 .

. , .

, . , , .

. : , . , , .

: , , , . , .

. , , ( , , , , .). , , .

. ( ); , ; , ; , , , .

. , . . , . . .

, , . , , . . , , , , , .

. , , , . , , , , .

, . , . , . , .

, 1 , 1 3 . 3 7 , 67 , ; 7 1011 . ( 1112 15 ) . ( 1 , 3 7, 1112 15 ), ( 1 3, 7 1011 ).

, .. . , , . .

, . 10 . 1112 . ( 1314 ) . 1415 , 15 , . 1617 , 1819 , 2225 .

12,5-13,5%, 29,5-30,5%, 5354%, 45% . , , . . 3,5 , , , , .

– , , , , . . . 2 .

, 10 . 1112 . 15 , , .

. , 7 , 12 . 13 ( ), 14 . . 67 . , , 47 . ,

. , , . , , , , , , . , , , , . ( ), , , , .

– . , . , , . , .

– , . , , , . , ( , , , ) . , , , , .

, . .

. , , , . : , , , , , . . .

, , , . .. , , .

, . , .

– : , , , , . , , , . , , , , .

, . , , , , .

( ) , , . . , , , . .

, . , .

. 67 . , . , , .

23 . , ( ). , .. – .

, .. , , , . , , . , , , , , .

, , 1955. . . 1966. : , , , . 1 ( ) 5 ( ). . , 3 5 , . 68 ( ). 9 .

. , , , , .

: , , , .

, (, ), , . . , 500 .

, . , , , . , – .

. , , (, , ) . (, , ..).

, , . .

77.30 . . , , , 1015 , .

, . , .

, . ( , ) 11,5, .

, , , , . ( ).

1,52 .

. .

IIII . IV ( ) . VIX , XXI .

. ( ), . (-) . , .

: , . , , . , . , IIV . .

. 1 . , .

, , . .

. , , , . – .

– . – . 45, , I 35. . , 1012, 1620, – 25, 30. , .

, ( ) , , . , , , , , .

, , . . , . : 2530 , 3035. I 1520 3035. , .

, III . , , , , , , .

(), – .

, , , , . – .

10, 30. ( ). , , , .

. . ( ). .

Источник

Главная особенность организма ребенка – это состояние непрерывного роста и развития. Постоянно происходят количественные (рост) и качественные (развитие) изменения.

Особенности роста и развития детского организма обусловлены половыми различиями. Отмечается наличие так называемых критических периодов развития, когда организм наиболее чувствителен к неблагоприятным воздействиям. К ним относятся периоды новорожденное, время первого прикорма и переход на новые виды пищи, начало самостоятельной ходьбы, возраст 6-7 лет, период полового созревания: 12-13 лет (девочки), 14-15 лет (мальчики).

Неравномерно возрастает рост. Интенсивный рост тела в длину наблюдается в первый год жизни и в период полового созревания (12-15 лет). Неравномерность роста отдельных частей тела изменяет его пропорции.

К закономерностям роста и развития относятся половые различия. Период полового созревания наступает неодновременно: у девочек раньше, у мальчиков позже. Половые различия проявляются не только в темпах роста и развития, но и в деятельности нервной, эндокринной и других систем организма, они определяют разницу между мальчиками и девочками в поведении, интересах.

Организм ребенка с момента рождения испытывает множество разнообразных воздействий. Некоторые из них имеют чрезвычайно важное значение для его роста и развития (например, биологические ритмы, двигательная активность).

Известно, что все жизненные процессы в организме протекают ритмично. В определенном ритме работают сердце, легкие, печень, почки, ритмично изменяется температура тела, электрическая активность головного мозга. Несмотря на то что каждый физиологический процесс имеет свой ритм, все они подчинены единому суточному ритму, который формируется под влиянием гелиофизических и социальных сигналов. К первым относятся смена дня и ночи, суточные колебания температуры, влажности воздуха, атмосферного давления и др., ко вторым – режим дня, характер деятельности и т.д.

Важным фактором роста и развития ребенка является оптимальная двигательная активность . Если она систематически удовлетворяется, то организм растет и развивается нормально. Недостаточная двигательная активность (гиподинамия или гипокинезия) способствует формированию различных видов патологии у детей и подростков (например, ожирение, болезни органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, органа зрения и др.).

Читайте также:  Центр развития ребенка в городе москве

Чтобы правильно организовать медицинское наблюдение за детьми и подростками, за учебно-воспитательным процессом, необходимо разделить отдельные возрастные периоды, в пределах которых рост, развитие, физиологические особенности организма тождественны, а реакция на воздействие факторов относительно однотипна (возрастная периодизация).

1) период новорожденное (от рождения до 10 дней);

2) грудной возраст (от 10 дней до 1 года);

3) раннее детство, (от 1 года до 3 лет);

4) первое детство (от 4 до 7 лет);

5) второе детство (от 8 до 12 лет мальчики, от 8 до 11 лет девочки);

6) подростковый возраст (от 13 до 16 лет мальчики, от 12 до 15 лет девочки);

7) юношеский возраст (от 17 лет до 21 года юноши, От 16 до 20 лет девушки).

В гигиене детей и подростков целесообразным считается деление на периоды с учетом совокупности анатомо-физиологических особенностей организма и условий жизни, воспитания и обучения.

Различают следующие возрастные периоды: 1) преддошкольный возраст – до 3 лет; 2) дошкольный возраст – 3-6(7) лет; 3) школьный возраст:

Период новорожденности: длится до 10 дней и характеризуется процессами приспособления организма ребенка к новым условиям внеутробного существования. В данный период основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Это связано с морфологической и функциональной незаконченностью строения органов и систем и в первую очередь нервной системы. Проявлением незавершенности развития организма новорожденного являются различные функциональные сдвиги: в первые 2-4 дня наблюдается снижение массы тела (на 6-10%); желтушное окрашивание, связанное с временной недостаточностью деятельности печени и усиленным распадом эритроцитов; недостаточная терморегуляция.

Возрастные закономерности роста и развития ребенка

Грудной возраст. У детей в данный период отмечается наибольшая интенсивность роста и развития. Длина тела увеличивается примерно в 1,5 раза, а масса – в 3 раза. С 6 мес начинают прорезываться зубы. Наблюдается быстрый темп нервно-психического развития: с первых месяцев развивается деятельность всех органов чувств, формируются положительные эмоции. К году ребенок может самостоятельно ходить, формируются подготовительные этапы развития речи, начинается развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления.

Раннее детство: длится от 1 года до 3 лет. На 2-3-м году жизни заканчивается прорезывание молочных зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины ежегодного, прироста размеров тела быстро уменьшаются. Второй год жизни ребенка особо выделяется в раннем детстве в связи с началом формирования сложных функций мозга, быстрым развитием речи (запас слов достигает 200-300). Быстрый темп морфологического и функционального развития всех органов и систем, незавершенность иммунитета в этот период способствуют тому, что дети могут Заболеть в результате самых незначительных нарушений в питании и гигиеническом уходе.

Первое детство (дошкольный возраст от 3 до 6-7 лет). характерен более медленный темп роста. Увеличение длины тела в год составляет в среднем 5-8 см, массы тела около 2 кг. В этот период мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга по размерам и форме тела. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы.

Второе детство. В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, начинается усиленный рост тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на 2 года раньше. В период второго детства повышается секреция половых гормонов (особенно у девочек), в результате чего начинают развиваться вторичные половые признаки. Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна: у девочек сначала формируются молочные железы, затем появляются волосы на лобке, в подмышечных впадинах (половые органы развиваются одновременно с формированием молочных желез). В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у мальчиков.

Подростковый возраст. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет. У мальчиков к началу подросткового периода только начинается половое созревание, у девочек оно уже завершается. В этот период наблюдается дальнейшее увеличение скорости роста, который касается всех размеров тела.

В подростковом возрасте происходит перестройка основных физиологических систем организма К концу периода основные функциональные характеристики подростков приближаются к таковым взрослого. У мальчиков особенно интенсивно развивается мышечная система. Наиболее четким показателем степени полового созревания женского организма является первая менструация, появление которой свидетельствует об относительной зрелости матки

Юношеский возраст. В этот период в основном заканчивается процесс роста и формирования организма и все основные размеры тела достигают окончательной величины взрослого.

Фактором, оказывающим определенное влияние на особенности развития детей и подростков, является акселерация – ускорение роста и развития.

Источник